Основная информация

Дата опубликования: 27 января 2012г.
Номер документа: RU37000201200166
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ивановская область
Принявший орган: Правительство Ивановской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.01.2012 № 16-п

г. Иваново

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2020 ГОДЫ «ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ»

Утратил силу - Постановление Правительства Ивановской области от 08.08.2016 № 259-П

ИЗМЕНЕНИЯ:

Постановление Правительства Ивановской области от 11.09.2013 №366-П; НГР RU37000201300697

В целях организации комплексного подхода к процессу сбора и утилизации отходов производства и потребления для обеспечения экологической безопасности на территории Ивановской области Правительство Ивановской области постановляет:

Утвердить долгосрочную инвестиционную программу Ивановской области на 2012 - 2020 годы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами» (прилагается).

Рекомендовать органам исполнительной власти Ивановской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области создать необходимые условия для реализации долгосрочной инвестиционной программы Ивановской области на 2012 - 2020 годы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами».

Губернатор

Ивановской области                                                                    М.А. Мень

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 27.01.2012 № 16-п

(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 11.09.2013 №366-П)

ДОЛГОСРОЧНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2020 ГОДЫ "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ

БЫТОВЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ"

ПАСПОРТ

долгосрочной инвестиционной программы Ивановской области

на 2012 - 2020 годы "Обращение с твердыми бытовыми

и промышленными отходами"

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐

│Наименование  │Долгосрочная инвестиционная программа  Ивановской  области│

│Программы     │на 2012 - 2020  годы  "Обращение  с  твердыми  бытовыми  и│

│              │промышленными отходами" (далее - Программа)               │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Сроки         │2012 - 2020 годы.                                         │

│реализации    │Реализация Программы будет проходить в два этапа:         │

│Программы     │I этап - 2012 - 2014 годы,                                │

│              │II этап - 2015 - 2020 годы                                │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Администратор │Департамент  жилищно-коммунального  хозяйства   Ивановской│

│Программы     │области                                                   │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основания     │Поручение Президента Российской  Федерации  от  29.03.2011│

│принятия      │N Пр-781;                                                 │

│решения      о│Поручение Губернатора  Ивановской  области  от  19.08.2011│

│разработке    │N 2234-1-01-11                                            │

│Программы     │                                                          │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Ответственные │Департамент  жилищно-коммунального  хозяйства   Ивановской│

│исполнители   │области,                                                  │

│Программы     │комитет Ивановской области по природопользованию,         │

│              │Департамент экономического развития и торговли  Ивановской│

│              │области                                                   │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Цели и  задачи│Целью   Программы   является    достижение    экологически│

│Программы     │безопасного  и  экономически  эффективного   обращения   с│

│              │твердыми бытовыми (далее - ТБО) и  промышленными  отходами│

│              │на основе решения комплекса взаимосвязанных экологических,│

│              │социальных  и  экономических  задач  на   межведомственной│

│              │основе с использованием программного метода путем принятия│

│              │и реализации региональной программы.                      │

│              │Реализация  Программы  будет  основываться  на   следующих│

│              │принципах:                                                │

│              │- минимизация негативного воздействия  на  все  компоненты│

│              │окружающей природной среды;                               │

│              │- максимальное извлечение вторичных ресурсов, в том  числе│

│              │тепло- и электроэнергии.                                  │

│              │В рамках  Программы  предусматривается  решение  следующих│

│              │задач:                                                    │

│              │-  привлечение  средств  из  внебюджетных  источников  для│

│              │финансирования   проектов   строительства   объектов    по│

│              │утилизации и переработке твердых  бытовых  и  промышленных│

│              │отходов;                                                  │

│              │-  модернизация  инфраструктуры  в   сфере   обращения   с│

│              │отходами;                                                 │

│              │- максимально возможное обеспечение обезвреживания опасных│

│              │отходов;                                                  │

│              │-    строительство     современных     высокотехнологичных│

│              │отходоперерабатывающих комплексов;                        │

│              │-  применение  в  сфере  обращения  с  отходами  наилучших│

│              │доступных технологий;                                     │

│              │- создание условий для повышения экологической культуры  и│

│              │степени  вовлеченности  населения  в  вопросы  безопасного│

│              │обращения с отходами                                      │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Целевые       │Социально-экономическими      результатами      реализации│

│показатели   и│мероприятий Программы являются:                           │

│ожидаемые     │- значительное  снижение  количества  ТБО  и  промышленных│

│результаты    │отходов, направляемых на захоронение;                     │

│реализации    │-  использование  для  переработки  ранее  утилизированных│

│Программы     │отходов, что позволит разгрузить переполненные полигоны  и│

│              │свалки, создать условия для их дальнейшего существования; │

│              │- экономия бюджетных средств, связанных с  организацией  и│

│              │строительством новых полигонов для утилизации отходов;    │

│              │- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу обращения  с│

│              │отходами;                                                 │

│              │-      создание      современных       высокотехнологичных│

│              │отходоперерабатывающих комплексов, в том числе  на  основе│

│              │механизма государственно-частного партнерства;            │

│              │- проведение модернизации инфраструктуры в сфере обращения│

│              │с отходами;                                               │

│              │- повышение экологической безопасности Ивановской  области│

│              │и экологической культуры в сфере обращения с отходами;    │

│              │- создание дополнительных рабочих мест;                   │

│              │- совершенствование системы природоохранных мероприятий  в│

│              │сфере обращения с отходами;                               │

│              │- увеличение налоговых  поступлений  в  бюджет  Ивановской│

│              │области от организаций, участвующих в ее реализации. Кроме│

│              │того,  экономические   направления   развития   Ивановской│

│              │области  могут  быть  дополнены  деятельностью   индустрии│

│              │переработки отходов и вторичного сырья.                   │

│              │Программа предусматривает следующие целевые показатели:   │

│              │-  привлечение  инвестиций  в  сферу  обращения  с  ТБО  и│

│              │промышленными отходами;                                   │

│              │-   сокращение   площадей    территорий,    занятых    под│

│              │санкционированные свалки;                                 │

│              │- увеличение  объемов  ТБО,  проходящих  через  раздельный│

│              │сбор, сортировку и переработку;                           │

│              │-  увеличение  объема  вторичных  материальных   ресурсов,│

│              │извлекаемых из ТБО                                        │

├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤

│Перечень      │В Программе предусмотрены следующие мероприятия:          │

│основных      │Первый этап реализации Программы предусматривает:         │

│мероприятий   │1. Формирование региональной  системы  размещения  твердых│

│Программы     │бытовых и промышленных отходов.                           │

│              │2.  Создание  комплексной  системы  селективного  сбора  и│

│              │обработки  ТБО,  использующей  технологию   сортировки   с│

│              │выделением ценных утильных фракций и глубокого прессования│

│              │несортируемого остатка, включающей в себя:                │

│              │- модернизацию контейнерных площадок в  целях  организации│

│              │раздельного     двухкомпонентного     сбора     ТБО      и│

│              │крупногабаритного мусора (далее - КГМ);                   │

│              │- обустройство полигонов ТБО в соответствии с требованиями│

│              │экологической безопасности;                               │

│              │-  проектирование  и   строительство   мусороперегрузочных│

│              │станций и площадок, мусоросортировочного завода;          │

│              │-  оснащение  необходимой  спецавтотранспортной   и   иной│

│              │техникой,  задействованной  в  процессе  сбора,  вывоза  и│

│              │транспортировки отходов.                                  │

│              │3. Создание системы сбора, вывоза, утилизации и сортировки│

│              │опасных отходов:                                          │

│              │- строительство завода по  демеркуризации  ртутьсодержащих│

│              │отходов, в том числе  компактных  энергосберегающих  ламп,│

│              │производительностью более 1 млн. ламп в год;              │

│              │- создание системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп│

│              │у населения Ивановской области;                           │

│              │- утилизация брошенных промышленных отходов.              │

│              │Второй этап реализации Программы предусматривает:         │

│              │1.  Ликвидацию   и   рекультивацию   санкционированных   и│

│              │несанкционированных свалок ТБО.                           │

│              │2. Создание комплексной системы  по  переработке  отходов,│

│              │включающей  в  себя  строительство  мусороперерабатывающих│

│              │заводов,  производящих  вторичные  ресурсы,  в  том  числе│

│              │таких, как тепло- и  электроэнергия,  для  последующей  их│

│              │реализации на рынке.                                      │

│              │На   протяжении   всего   периода   реализации   Программы│

│              │планируется:                                              │

│              │1. Совершенствование нормативных правовых  актов  в  сфере│

│              │обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.   │

│              │2. Проведение мероприятий по информированию общественности│

│              │о проблемах в  сфере  обращения  с  отходами  и  путях  их│

│              │решения.                                                  │

│              │3.   Оказание   содействия   инвесторам    в    подготовке│

│              │инвестиционных проектов, направленных на организацию сбора│

│              │и переработки ТБО и промышленных отходов.                 │

│              │Сроки исполнения,  стоимость  работ  по  этапам,  перечень│

│              │разрабатываемых документов  указаны  в  Календарном  плане│

│              │выполнения работ по долгосрочной инвестиционной  программе│

│              │Ивановской области  на  2012  -  2020  годы  "Обращение  с│

│              │твердыми бытовыми и промышленными отходами"               │

├──────────────┼──────────────┬─────────┬─────────────────────────────────┤

│Объемы       и│   Источник   │ Сумма,  │В том числе по этапам (млн. руб.)│

│источники     │финансирования│  всего  ├───────────────┬─────────────────┤

│финансирования│  Программы   │  (млн.  │    I этап     │     II этап     │

│Программы     │              │  руб.)  │ (2012 - 2014) │  (2012 - 2020)  │

│              ├──────────────┼─────────┼───────────────┼─────────────────┤

│              │Всего,  в  том│ 3268,419│       1089,473│         2178,946│

│              │числе         │         │               │                 │

│              ├──────────────┼─────────┼───────────────┼─────────────────┤

│              │Областной     │(0,0%)   │          0    │            0    │

│              │бюджет <*>    │         │               │                 │

│              ├──────────────┼─────────┼───────────────┼─────────────────┤

│              │Внебюджетные  │(100,0%) │       1089,473│         2178,946│

│              │средства <**> │         │               │                 │

├──────────────┴──────────────┴─────────┴───────────────┴─────────────────┤

│   --------------------------------                                      │

│   <*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из│

│областного бюджета, ежегодно уточняются  законом  Ивановской  области  об│

│областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.      │

│   <**> Объемы финансовых средств, привлекаемых на  реализацию  Программы│

│из  внебюджетных  источников,  могут  изменяться  на  основе   соглашений│

│Правительства Ивановской области и потенциальных инвесторов              │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

1. Социально-экономическая проблема Ивановской области,

на решение которой направлена Программа

Ежегодно на территории Ивановской области образуется более 400 тыс. т отходов, из них более 180 тыс. т составляют ТБО; отходы первого класса опасности - около 60 т; второго класса опасности - 40 т. По официальным данным статистической отчетности по годовой форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", на территории Ивановской области на конец 2010 года накопилось более 2,0 млн. т ТБО. Величина удельного объема образования отходов на душу населения в Ивановской области составляет 0,55 т на человека в год.

Согласно официальным данным из Государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2010 году", в отчетном году на территории Российской Федерации образовалось 3734,7 млн. т отходов производства и потребления, что на 229,7 млн. т больше, чем в 2009 г. На начало 2010 г. было накоплено 30165,4 млн. т отходов. Под полигоны (свалки) ТБО ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель. В целом в России под мусорные свалки отчуждено около 0,8 млн. га земель, среди которых не только пустыри, овраги и карьеры, но и плодородные черноземы.

Решением Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 14.04.2011 N 12.1 отмечено, что в настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности России. Неуклонно возрастают объемы образования отходов, распространены несанкционированные свалки, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот; недостаточно используется международный опыт в области обращения с отходами. Сложившаяся ситуация приводит к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения Российской Федерации.

В Ивановской области основным способом утилизации ТБО является захоронение. Инфраструктура по вторичной переработке отходов, как и в большинстве регионов Российской Федерации, абсолютно не развита. Отходы напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки. В большинстве муниципальных образований области существующие полигоны ТБО исчерпали свой ресурс или оставшийся срок их действия не превышает 1 - 3 лет. А многие из них не отвечают современным экологическим требованиям. Существует 47 санкционированных свалок. Около половины из них подлежит закрытию, так как на них не соблюдаются экологические и санитарные требования при захоронении отходов, не организован учет отходов, принимаемых на захоронение. Практически повсеместно на свалки вывозятся отходы промышленных предприятий 3 - 5 классов опасности. Степень заполнения близка к 100% на 6 свалках (г. Вичуга, г. Кохма, г. Приволжск, г. Тейково, п. Лух, п. Старая Вичуга), на 36 объектах не выдерживается санитарно-защитная зона.

Свалки ТБО являются плохо контролируемыми или не контролируемыми вообще. Их эксплуатация приводит к серьезному экологическому и экономическому ущербу. Допустимый срок эксплуатации многих свалок уже истек или истекает в ближайшее время. Ряд свалок ТБО закрыты уже в течение нескольких лет, однако продолжают действовать ввиду отсутствия альтернативных, безопасных с точки зрения охраны окружающей среды площадок. Эксплуатация свалок ведется с нарушением технологических, экологических, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований. Экологический мониторинг состояния окружающей среды в районе свалок не проводится.

Таблица 1

Сведения о местах захоронения отходов в Ивановской области

Муниципальный район

(городской округ),

    из которого    

осуществляется вывоз

     отходов на    

полигон(ы)/свалку(и)

                Характеристика объекта размещения отходов                

Полигон/свалка

    Место   

нахождения 

Площадь,

   га  

Год начала

эксплуатации

  Степень 

заполнения,

     %    

  Годовой 

   объем  

поступающих

отходов, 

тыс. м3/год

Городской      округ

Иваново            

полигон      

д.    Залесье

Тейковского 

района, 4  км

западнее   с.

Михалево,   2

км  южнее  д.

Беркино,   29

км   от    г.

Иваново     

   14,8

1988       

         90

      900 

Городской      округ

Вичуга             

свалка       

0,65       км

западнее   д.

Федяево     

    4,5

1956       

         90

       80 

Городской      округ

Кинешма            

свалка       

1    км    от

юго-восточной

окраины    г.

Кинешма     

   19,4

1930       

         90

      125 

Городской      округ

Кохма              

свалка       

500    м    к

юго-востоку 

от         д.

Гоголево    

Ивановского 

района      

    1,5

1976       

около 100%

       25 

Городской      округ

Тейково            

свалка       

юго-западная

окраина    г.

Тейково     

    7,7

1969       

около 100%

       42 

Городской округ Шуя

полигон      

юго-восточная

окраина    г.

Шуи       (на

окружной    

дороге)     

    2,5

1999       

         87

      100 

Верхнеландеховский 

район              

свалка       

близ       п.

Верхний     

Ландех      

    0,5

1988       

около 100%

        7 

Вичугский район    

свалка       

0,8   км   на

юго-востоке 

от         д.

Гридинская  

    1,02

1956       

около 100%

       15 

Гаврилово-Посадский

район              

свалка       

0,7 км от  с.

Ярышево     

    2  

1986       

         50

       15 

полигон      

п. Петровский

    4,2

2008       

менее 5%  

        5 

Заволжский район   

свалка       

1    км    на

северо-восток

от         с.

Бредихино   

    7,3

1970       

         60

       13 

Ивановский район   

полигон      

800   м    от

западной    

окраины    г.

Иваново     

    3  

2004       

         30

       55 

Ильинский район    

свалка       

2    км    на

северо-восток

от         с.

Кулачево    

    2  

н/д        

н/д       

       10 

Кинешемский район  

свалка       

у г. Наволоки

    3  

1969       

около 100%

       25 

Комсомольский район

свалка       

1 км западнее

г.          

Комсомольск 

по автодороге

Комсомольск -

Губцево     

    3,1

1976       

около 100%

       12 

свалка       

1,7        км

севернее   с.

Писцово    по

автодороге  

Писцово     -

Степашево   

н/д    

н/д        

н/д       

н/д       

свалка       

севернее   д.

Лесниково  по

автодороге  

Подозерский -

Гробищево   

н/д    

н/д        

н/д       

н/д       

Лежневский район   

свалка       

0,6 км от  п.

Лежнево     

    4,5

1960       

около 100%

       15 

Лухский район      

свалка       

у с. Рябово 

    4,87

1993       

80%       

        5 

Палехский район    

свалка       

западная    

окраина    п.

Палех       

    3,75

1971       

около 100%

Пестяковский район 

свалка       

1,2   км   на

юго-восток от

п. Пестяки  

    2,36

1995       

         83

        3 

Приволжский район  

свалка       

3  км  от  г.

Приволжск   у

д.    Васькин

Поток       

    4  

1962       

около 100%

       16 

свалка       

у д. Левашиха

    0,85

1979       

         10

        5 

Пучежский район    

свалка       

3,3   км   от

западной    

окраины    г.

Пучеж       

    2,5

1954       

         80

Родниковский район 

свалка       

2    км    на

юго-восток от

г. Родники  

    5  

1987       

         25

       40 

Савинский район    

свалка       

у д. Артемиха

        8,4

Тейковский район   

используется

полигон   для

г. Иваново  и

свалка     г.

Тейково     

Фурмановский район 

свалка       

у          с.

Вязовское   

    4  

1975       

около 100%

       37 

Шуйский район      

свалка       

у п. Колобово

        5,5

Южский район       

свалка       

1  км  от  г.

Южа         

    0,7

1975       

около 100%

       20 

свалка       

1  км  от  с.

Мугреевский 

    1,0

2001       

около 100%

        5 

Юрьевецкий район   

свалка       

1,2   км   на

северо-восток

от         д.

Пелевино    

    2,86

1980       

около 100%

       15 

Переполненные полигоны и свалки не только создают угрозу экологической и санитарно-эпидемиологической обстановке Ивановской области, но также являются предпосылками совершения экологических преступлений и правонарушений, связанных с продолжением утилизации отходов на уже не действующих полигонах, образованием несанкционированных свалок, несанкционированным сжиганием мусора, поджогом свалок, а также повышения тарифов на утилизацию отходов.

В Ивановской области также до конца не решен вопрос обращения с ртутьсодержащими отходами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Несмотря на это, в Ивановской области из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, недостаточной информированности граждан отработанные компактные люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы выбрасываются вместе с обычными твердыми бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО.

Следует отметить, что ртутьсодержащие отходы относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения должны соответствовать санитарным и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

К тому же сложившаяся в Ивановской области ситуация в области обращения с отходами ведет к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, постоянному росту числа несанкционированных свалок, на которые и попадает значительное количество отходов, нерациональному использованию природных ресурсов и, в итоге, значительному экономическому ущербу. На ликвидацию одной такой свалки уходит около 500 млн. рублей. Загрязнение происходит не только в непосредственной близости от свалок, в случае заражения грунтовых вод пораженной может оказаться огромная территория. Эти отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. Мусорные свалки часто горят, загрязняя окружающую среду отходящими газами.

Вместе с тем ТБО содержат в своем составе ценные компоненты, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатных" энергоносителей, так как бытовой мусор - возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. По данным специализированных организаций, реализация термических методов переработки 1 тыс. кг ТБО позволит получить тепловую энергию, эквивалентную сжиганию 250 кг мазута.

Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением ТБО, является строительство отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путем развития системы переработки ТБО.

Основная задача, стоящая перед системами переработки ТБО, - это наиболее полно утилизировать отходы, образующиеся на некоторой территории. При подборе технологий для реализуемых проектов нужно основываться на уже успешно функционирующих технологиях иностранных государств в сфере переработки отходов, а также руководствоваться двумя важными требованиями: обеспечить минимум или полное отсутствие выбросов и произвести максимум ценных конечных продуктов для реализации их на рынке (в том числе таких, как тепло- и электроэнергия). Наиболее полно эти задачи могут быть достигнуты при государственно-частном партнерстве с использованием переработки различных видов отходов при помощи современных технологий.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами, а основным принципом экономического регулирования в области обращения с отходами является уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО возможно только путем принятия и реализации Программы.

2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является достижение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБО и промышленными отходами на основе решения комплекса взаимосвязанных экологических, социальных и экономических задач на межведомственной основе с использованием программного метода.

Реализация Программы будет основываться на принципах минимизации негативного воздействия на все компоненты окружающей природной среды, максимального извлечения вторичных ресурсов, в том числе тепло- и электроэнергии, посредством переработки отходов.

Основными задачами, необходимыми для реализации поставленной цели, являются привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры в сфере обращения с отходами путем использования наилучших доступных технологий, строительство современных высокотехнологичных отходоперерабатывающих комплексов, максимально возможное обеспечение обезвреживания опасных отходов, а также создание условий для повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы безопасного обращения с отходами.

3. Целевые показатели и ожидаемые результаты

реализации Программы

Оценка результативности Программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых показателей:

            Целевые показатели           

Базовый 

показатель

    на   

01.01.2012

     Значение     

    показателей   

окончание

I этапа

(2012 -

  2014  

  годы) 

окончание

II этапа

(2015 -

  2020  

  годы) 

Объем  вторичных  материальных   ресурсов,

извлекаемых из ТБО                       

      0  

Площади    территорий,     занятых     под

санкционированные свалки (га)            

    112,91

Объем  ТБО,  проходящих  через  раздельный

сбор и сортировку (м3)                   

      0  

Объем привлечения внебюджетных  инвестиций

в сферу обращения с  ТБО  и  промышленными

отходами (млн. руб.) в  рамках  реализации

Программы                                

      0  

В процессе реализации Программы перечень целевых индикаторов и показателей может дополняться и корректироваться.

Социально-экономическими результатами реализации мероприятий Программы являются:

- значительное снижение количества ТБО и промышленных отходов, направляемых на захоронение;

- использование для переработки ранее утилизированных отходов, что позволит разгрузить переполненные полигоны и свалки, создать условия для их дальнейшего существования;

- экономия бюджетных средств, связанных с организацией и строительством новых полигонов для утилизации отходов;

- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу обращения с отходами;

- создание современных высокотехнологичных отходоперерабатывающих комплексов, в том числе на основе механизма государственно-частного партнерства;

- проведение модернизации инфраструктуры в сфере обращения с отходами;

- повышение экологической безопасности Ивановской области и экологической культуры в сфере обращения с отходами;

- создание дополнительных рабочих мест;

- совершенствование системы природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет Ивановской области от организаций, участвующих в ее реализации. Кроме того, экономические направления развития Ивановской области могут быть дополнены деятельностью индустрии переработки отходов и вторичного сырья.

4. Система основных мероприятий Программы

Мероприятия Программы направлены на решение стратегических целей Правительства Ивановской области по обеспечению качества окружающей среды и улучшению экологических условий жизни населения, привлечению инвестиций в сектор обращения с ТБО и промышленными отходами, снижение тарифов на тепло- и энергоснабжение путем производства тепло- и электроэнергии, полученных от переработки отходов.

Реализация Программы планируется в два этапа, предусматривающих следующие мероприятия:

Первый этап реализации Программы (2012 - 2014 годы) включает в себя:

1. Формирование региональной системы размещения твердых бытовых и промышленных отходов.

В Ивановской области с советских времен сохранилась система захоронения отходов, предполагающая наличие свалки возле каждого более или менее крупного населенного пункта. Очевидно, что современные полигоны ТБО, соответствующие требованиям экологического законодательства, не могут быть построены в таком количестве.

Следовательно, Ивановской области необходимо переходить от большого количества мелких муниципальных свалок к ограниченному числу межмуниципальных полигонов ТБО, объединяющих отходы нескольких соседних районов и поселений.

С целью снижения транспортных издержек разумно расположить межмуниципальные полигоны вблизи крупных населенных пунктов Ивановской области - городов Иваново, Кинешма, Фурманов и Шуя. В этом случае межмуниципальные полигоны ТБО будут объединять следующие агломерации:

полигон ТБО "Залесье" (Тейковский район, используется для нужд г. Иваново) - городской округ Иваново, городской округ Тейково, Ивановский, Тейковский, Комсомольский, Ильинский районы;

полигон ТБО возле д. Тарасиха Кинешемского района - городской округ Кинешма, городской округ Вичуга, Кинешемский, Заволжский, Юрьевецкий, Вичугский районы;

полигон ТБО "Кочнево" (Шуйский район) - городской округ Шуя, Родниковский, Шуйский, Палехский, Лежневский, Савинский, Лухский, Верхнеландеховский, Пестяковский, Пучежский районы;

полигон ТБО (Приволжский район) - городской округ Фурманов, Фурмановский, Приволжский районы, Плесское городское поселение.

С учетом того, что недавно введен в эксплуатацию полигон ТБО в п. Петровский Гаврилово-Посадского муниципального района, а также на 30% построен полигон ТБО в г. Южа, разумно использовать их как местные полигоны для нужд отдаленных от центра Ивановской области Гаврилово-Посадского, Ильинского и Южского муниципальных районов.

Для дальнейшего строительства мусоросортировочных объектов площадки под них должны расположиться также в узловых точках равной удаленности - городах Иваново, Кинешма и Шуя.

В результате создания системы межмуниципальных полигонов ТБО и мусоросортировочных заводов будет сформирована следующая структура сортировки и захоронения отходов:

     Объекты комплексной системы управления отходами     

                и обслуживаемые территории               

Объем отходов,

    м3/год   

Ивановский мусоросортировочный завод и полигон "Залесье" 

       1004000

г. Иваново                                               

        900000

Ивановский район                                         

         25000

г. Тейково и Тейковский район                            

         42000

Комсомольский район                                      

         12000

г. Кохма                                                 

         25000

Кинешемский мусоросортировочный завод и полигон "Тарасиха"

        304000

г. Кинешма                                               

        156000

Кинешемский район                                        

         25000

г. Вичуга и Вичугский район                              

         95000

Заволжский район                                         

         13000

Юрьевецкий район                                         

         15000

Шуйский мусоросортировочный завод и полигон "Кочнево"    

        246400

г. Шуя и Шуйский район                                   

        144000

Родниковский район                                       

         40000

Палехский район                                          

         10000

Лежневский район                                         

         15000

Лухский район                                            

          5000

Савинский район                                          

          8400

Верхнеландеховский район                                 

          7000

Пестяковский район                                       

          5000

Пучежский район                                          

         12000

Полигон "Сандырево"                                      

         72000

Фурмановский район                                       

         45000

Приволжский район                                        

         27000

Полигон г. Южа                                           

         25000

Южский район                                             

         25000

Полигон п. Петровский                                    

         25000

Гаврилово-Посадский район                                

         15000

Ильинский район                                          

         10000

2. Создание комплексной системы селективного сбора и обработки ТБО, использующей технологию сортировки с выделением ценных утильных фракций и глубокого прессования несортируемого остатка.

Обращение с отходами по данной технологии наиболее приемлемо по сравнению с технологией мусоросжигания, так как она предполагает традиционную схему удаления городских отходов на полигон с уменьшением объема вывозимых ТБО путем их сортировки и прессования в кипы. Это исключает вредное воздействие на атмосферный воздух продуктов горения мусора, россыпь мусора, появление летающих насекомых и неприятных запахов, обеспечивает надежную локализацию мусора на протяжении всего маршрута от места сбора до захоронения на полигоне.

Предлагаемая технология практически не оказывает отрицательного воздействия на экологическую обстановку, сохраняется обычный температурный режим, не происходит сверхнормативного выделения вредных веществ, образующийся при мойке оборудования сток по своему составу имеет лучшие экологические характеристики, нежели фекальные стоки, и при соответствующей очистке может сбрасываться в городскую канализационную сеть. Исходя из этого основным требованием к охране окружающей среды является соблюдение при проектировании и строительстве санитарно-защитной зоны для объекта данной категории.

Из всего многообразия преимуществ прессования ТБО выделяются простота и дешевизна процесса обработки, обращения с кипами, их транспортировки и последующей укладки на полигоне, а также значительное увеличение срока работы полигона. Предлагаемая технология переработки отходов позволяет снизить нагрузку на полигон на 30 - 40%.

Создание комплексной системы селективного сбора и обработки ТБО, использующей технологию сортировки с выделением ценных утильных фракций и глубокого прессования несортируемого остатка, предполагает следующие мероприятия:

2.1. Модернизацию контейнерных площадок в целях организации двухкомпонентного сбора мусора путем его разделения на твердые бытовые отходы и крупногабаритный мусор (ТБО и КГМ). Исходя из этого следует сделать так, чтобы крупногабаритный мусор было невозможно складировать в контейнеры для твердых бытовых отходов, а твердые бытовые отходы было неудобно бросать в емкость для крупногабаритного мусора.

Таким образом, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны оснащаться крышкой (евроконтейнеры), а на контейнерной площадке должны располагаться контейнеры (бункеры) для сбора крупногабаритных отходов.

2.2. Создание мусороперегрузочных станций и площадок.

2.3. Создание объектов по сортировке отходов. В том числе строительство мусоросортировочного завода по обработке отходов - производственный комплекс по сортировке отходов, прессованию и складированию выделенного вторичного сырья, измельчению, химическому обезвреживанию и переработке бесполезных остатков ("хвостов") ТБО в экологически безопасный инертный мономатериал.

2.4. Обустройство полигонов ТБО в соответствии с требованиями экологической безопасности, а также модификация части территории для утилизации брикетированных мусорных "хвостов".

Рассматриваемая технология переработки отходов предполагает использование при утилизации метода складирования на полигоне запрессованных кип несортируемых остатков мусора. Важное преимущество этого метода в инженерно-геологическом аспекте заключается в том, что укладка кип ТБО позволяет наиболее эффективно использовать территорию полигона.

После процесса прессования в кипах ТБО остается 40 - 50% влаги от ее первоначального содержания. Оставшейся в кипах влаге очень сложно испариться. Несмотря на большое количество выпадающих за год осадков, вода не сможет проникнуть внутрь кип, а вероятность заражения стекающей жидкостью очень низка.

Благодаря высокой плотности кип ТБО уровень кислорода внутри них сведен к минимуму. Поэтому практически не происходит окисления и последующей аэробной ферментации. Кроме того, устраняются раздражающие органические запахи, крайне медленно происходит разложение массы кип.

Анаэробная реакция, будучи крайне медленной при отсутствии воды, вырабатывает биогаз в незначительном количестве, что позволяет контролировать этот процесс поведением высеянной на поверхности грунта травы, которая питается этой водой.

2.5. Оснащение необходимой спецавтотранспортной и иной техникой, задействованной в процессе сбора, вывоза и транспортировки отходов.

3. Создание системы сбора, вывоза, утилизации и сортировки опасных отходов.

3.1. Строительство завода по демеркуризации ртутьсодержащих отходов, в том числе компактных энергосберегающих ламп, производительностью более 1 млн. ламп в год.

3.2. Создание системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения Ивановской области.

3.3. Утилизация брошенных промышленных отходов.

Ответственным исполнителем мероприятий, связанных с созданием системы обращения с промышленными отходами, является комитет Ивановской области по природопользованию.

Второй этап реализации Программы на 2014 - 2020 годы предусматривает следующие мероприятия:

1. Создание комплексной системы по переработке отходов.

Основная цель данного этапа Программы направлена на полный переход от захоронения и складирования отходов ТБО к их использованию в качестве полезного вторичного сырья.

На этом этапе планируется строительство и ввод в эксплуатацию трех мусороперерабатывающих заводов, которые будут производить ценные конечные продукты для последующей их реализации на рынке, в том числе такие, как тепло- и электроэнергия, тем самым делая процесс утилизации отходов прибыльным.

Мероприятия Программы предусматривают строительство мусороперерабатывающих заводов, вырабатывающих тепло- и электроэнергию путем переработки ТБО. В связи с этим планируются выявления экономических, социальных, логистических и иных факторов, на основе которых определяются места расположения указанных заводов в рамках конкретных муниципальных образований.

Решение о расположении отходоперерабатывающих заводов принимается на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по рассмотрению и отбору инвестиционных проектов в сфере обращения с ТБО при Правительстве Ивановской области с участием представителей администраций муниципальных образований и инвесторов.

2. Начало ликвидации и рекультивации санкционированных и несанкционированных свалок ТБО.

На данном этапе начинается процесс перераспределения как текущих отходов, так и находящихся на санкционированных и несанкционированных полигонах ТБО. Отходы ТБО, которые прошли через технологию брикетирования, а также текущие отходы посредством их транспортировки с полигонов ТБО вывозятся на мусороперерабатывающий завод для их последующей сортировки и переработки в тепло- и энергоресурсы, поставляемые гражданам. Технологически данные мероприятия будут осуществляться следующим образом:

- твердые бытовые отходы подаются в специальное устройство - компактор (устройство отжима);

- сырье спрессовывается под давлением 1.000 бар и разделяется на сухую (60%) и влажную фракции (40%);

- влажная фракция поступает в установку по производству биомассы;

- в ходе последующего анаэробного термофильного процесса брожения производится биогаз;

- биогаз обеспечивает энергией теплоэлектроцентраль;

- теплоцентраль на выходе вырабатывает электроэнергию;

- остаточная масса продуктов брожения подвергается процессу сушки и сгорает в установке сжигания;

- сухая фракция сгорает в установке сжигания, образуя тепловую энергию;

- паровая турбина преобразует тепловую энергию от продуктов сгорания в электрическую.

Мероприятия, проводимые в течение всего периода реализации Программы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

В целях обеспечения экологической безопасности в Ивановской области, на основании соответствующих поручений органами исполнительной власти Ивановской области осуществляется своевременная подготовка проектов нормативных правовых актов Ивановской области, изменений в действующие нормативные правовые акты Ивановской области.

2. Проведение мероприятий по информированию общественности о проблемах в сфере обращения с отходами и путях их решения.

Программой предусмотрена организация информирования посредством средств массовой информации граждан Ивановской области о ходе реализации программных мероприятий.

3. Оказание содействия инвесторам в подготовке инвестиционных проектов, направленных на организацию сбора и переработки ТБО и промышленных отходов.

Предлагаемые инвестиционные проекты выносятся на рассмотрение Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области. Ответственным исполнителем мероприятия является Департамент экономического развития и торговли Ивановской области.

Реализация программных мероприятий приведет к снижению опасности загрязнения токсичными компонентами ТБО поверхностных и подземных вод, почвенного покрова, атмосферного воздуха, снижению угрозы здоровью человека. В итоге ожидается улучшение экологической ситуации в Ивановской области.

5. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на период с 2012 по 2020 годы. Реализуется в 2 этапа:

I этап - 2012 - 2014 годы,

II этап - 2015 - 2020 годы.

6. Механизм реализации Программы

Основными способами решения проблемы утилизации отходов являются принципы экономического и административного регулирования в сфере обращения с отходами на территории Ивановской области.

Основными принципами экономического регулирования в сфере обращения с ТБО являются:

- уменьшение количества ТБО, подлежащих захоронению, и максимальное вовлечение в хозяйственный оборот полученных из них вторичных материальных ресурсов;

- платность размещения ТБО;

- создание благоприятных условий для экологического предпринимательства.

Составными частями административного механизма регулирования обращения с отходами являются ограничение и закрытие объектов, не соответствующих экологическим и иным требованиям, ограничение строительства новых полигонов без мусоросортировочных (в перспективе - перерабатывающих) предприятий.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке.

Финансирование и определение исполнителей Программы, реализующих мероприятия Программы с привлечением инвестиционных ресурсов, производятся на основании предложений заказчика Программы в порядке, установленном действующим законодательством.

Предлагаемые инвестиционные проекты, направленные на организацию сбора и переработки ТБО и промышленных отходов, выносятся на рассмотрение Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области.

Объемы финансовых средств, привлекаемых на реализацию Программы из внебюджетных источников, определяются на основе соглашений.

Результаты выполнения Программы за год обсуждаются на расширенных заседаниях Межведомственной рабочей группы по рассмотрению и отбору инвестиционных проектов в сфере обращения с ТБО при Правительстве Ивановской области с участием представителей администраций муниципальных образований и инвесторов.

Ежегодно Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области формируется отчет о ходе реализации Программы.

Ход и результаты реализации Программы не реже одного раза в год освещаются в средствах массовой информации.

7. Контроль за выполнением Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Правительство Ивановской области в пределах своей компетенции.

8. Календарный план выполнения работ по долгосрочной

инвестиционной программе Ивановской области

на 2012 - 2020 годы "Обращение с твердыми бытовыми

и промышленными отходами"

N

п/п

Наименование

   этапов  

      Содержание     

   выполняемых работ 

   Перечень документов,  

разрабатываемых на этапах

   Срок  

исполнения

(начало -

окончание)

Стоимость

этапов 

  (млн. 

  руб.) 



I этап     

1.        Формирование

региональной   системы

размещения     твердых

бытовых и промышленных

отходов.             

2.            Создание

комплексной    системы

селективного  сбора  и

обработки         ТБО,

использующей         

технологию  сортировки

с   выделением  ценных

утильных   фракций   и

глубокого  прессования

несортируемого       

остатка,  включающей в

себя:                

-         модернизацию

контейнерных  площадок

в   целях  организации

раздельного          

двухкомпонентного    

сбора ТБО и КГМ;     

-         обустройство

полигонов     ТБО    в

соответствии         с

требованиями         

экологической        

безопасности;        

-   проектирование   и

строительство        

мусороперегрузочных  

станций   и  площадок,

мусоросортировочного 

завода;              

-            оснащение

необходимой          

спецавтотранспортной и

иной         техникой,

задействованной      в

процессе        сбора,

вывоза               и

транспортировки      

отходов.             

3.   Создание  системы

сбора,         вывоза,

утилизации           и

сортировки     опасных

отходов:             

-        строительство

завода              по

демеркуризации       

ртутьсодержащих      

отходов,  в  том числе

компактных           

энергосберегающих    

ламп,                

производительностью  

более  1  млн.  ламп в

год;                 

-   создание   системы

сбора     отработанных

ртутьсодержащих ламп у

населения региона;   

- утилизация брошенных

промышленных отходов.

4.    Предложения   по

совершенствованию    

нормативных   правовых

актов      в     сфере

обращения  с  твердыми

бытовыми             и

промышленными        

отходами.            

5.          Проведение

мероприятий         по

информированию       

общественности       о

проблемах   в    сфере

обращения с отходами и

путях их решения     

ежегодный  отчет  о   ходе

реализации       Программы

(представляется    отделом

аналитической   работы   и

информационно-программного

обеспечения   Департамента

жилищно-коммунального    

хозяйства       Ивановской

области    на     итоговой

годовой           коллегии

Департамента             

жилищно-коммунального    

хозяйства       Ивановской

области)                 

2012     -

2014     

1089,473



II этап    

1.    Ликвидация     и

рекультивация        

санкционированных    и

несанкционированных  

свалок ТБО.          

2.            Создание

комплексной системы по

переработке   отходов,

включающей   в    себя

строительство        

мусороперерабатывающих

заводов,  производящих

ценные        конечные

продукты           для

последующей         их

реализации на рынке, в

том числе  таких,  как

тепло-               и

электроэнергия.      

3.   Предложения    по

совершенствованию    

нормативных   правовых

актов      в     сфере

обращения  с  твердыми

бытовыми             и

промышленными        

отходами.            

4.          Проведение

мероприятий         по

информированию       

общественности       о

проблемах   в    сфере

обращения с отходами и

путях их решения     

ежегодный  отчет  о   ходе

реализации       Программы

(представляется    отделом

аналитической   работы   и

информационно-программного

обеспечения   Департамента

жилищно-коммунального    

хозяйства       Ивановской

области    на     итоговой

годовой           коллегии

Департамента             

жилищно-коммунального    

хозяйства       Ивановской

области)                 

2015     -

2020     

2178,946

Итого                                                                       

3268,419

9. Объемы и источники финансирования Программы <*>

--------------------------------

<*> В таблице приведены усредненные значения, основанные на сметной стоимости предоставляемых услуг в области переработки ТБО и промышленных отходов различных инвестиционных проектов. Размер инвестиций может варьироваться в зависимости от смет проектов, принятых к реализации.

  Источники  

финансирования

Сумма,

всего 

(млн. 

руб.) 

                         В том числе по годам                         

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

2019 

2020 

Всего       по

мероприятиям 

Программы   на

период       

реализации   

2012  -   2020

годов,       

в том числе  

3268,419

113,159

113,157

863,157

363,157

363,158

363,157

363,158

363,157

363,158

Внебюджетные 

средства     

3268,419

113,159

113,157

863,157

363,157

363,158

363,157

363,158

363,157

363,158

Областной    

бюджет       

   0   

  0   

  0   

  0   

  0   

  0   

  0   

  0   

  0   

  0   

18.08.16  Документ33 KuzminaAM 3/19/2012 9:08:00 AM

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Ивановской области № 15(583) от 17.04.2012, Собрание законодательства Ивановской области № 37(656) от 24.09.2013
Рубрики правового классификатора: 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000), 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать