Основная информация
Дата опубликования: | 27 февраля 2012г. |
Номер документа: | RU68000201200117 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Москва |
Принявший орган: | Администрация Тамбовской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.02.2012 № 203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКАЗОВ ОТ ДЕТЕЙ И УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
(в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883 , от 14.03.2018 № 248, от 11.05.2021 № 296)
( преамбула изложена в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
В целях совершенствования системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства администрация области постановляет
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов согласно приложению.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете «Тамбовская жизнь».
(пункт 3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е. Астафьеву
Глава администрации
области О.И. Бетин
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации области
от 27.02.2012 № 203
Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
1. Общие положения
(пункт 1.1 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов (далее - Порядок) разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов, учреждений и организаций в сфере профилактики социального сиротства, создания условий для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной защите.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Основные понятия
2.1. Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями (лицами, их заменяющими, иными законными представителями), в том числе новорожденные дети, от которых отказались родители; безнадзорные и беспризорные дети; дети из семей группы риска по социальному сиротству; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; другие дети, чьи права и законные интересы нарушены.
2.2. Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребёнка, применение недопустимых способов воспитания (грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации). Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия, способного привести или приводящего к фактическому ущербу для здоровья или развития ребенка.
(пункт 2.3 дополнен постановлением администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
2.3 Случай - установленный факт нарушения прав и законных интересов ребенка, по которому ведется реабилитационная работа с семьей
2.4 План по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите - акт, утвержденный органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, а так же определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
2.5 Куратор случая - специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, и его семьи, через разработку Плана реабилитации ребенка и семьи, координацию деятельности по его выполнению, регулярный мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий.
2.6 План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния и развития ребенка и реабилитационных ресурсов семьи, рассматривается на территориальном консилиуме специалистов и утверждается его председателем.
2.7. Территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно- методической, профессиональной поддержки кураторам.
3. Органы, учреждения и иные организации, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов на территории Тамбовской области участвуют следующие органы, учреждения и организации:
(пункт 3.1.1 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
3.1.1. на уровне Тамбовской области: управление образования и науки области;
управление здравоохранения области;
управление социальной защиты и семейной политики области;
управление труда и занятости населения области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области;
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию);
управление культуры и архивного дела области; управление по физической культуре и спорту области; иные органы, учреждения и организации.
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти области и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов организует управление образования и науки области.
3.1.3. на уровне сельских поселений муниципальных образований:
администрации сельских поселений;
учреждения и организации, осуществляющие деятельность с детьми и молодежью;
советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации.
4. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Деятельность по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов включает следующие основные этапы:
4.1.1 обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка;
4.1.2 проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите;
4.1.3 принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии «случай») и утверждение Плана по защите прав ребенка Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП;
4.1.4 передача «случая» в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации);
4.1.5. согласование и утверждение председателем на территориальном консилиуме специалистов Плана реабилитации;
4.1.6. координация куратором работы по выполнению Плана реабилитации;
4.1.7 контроль за исполнением Плана реабилитации, диагностика состояния и развития ребенка и семьи (далее - Диагностика), согласование ее результатов на заседаниях территориального консилиума специалистов;
4.1.8 утверждение Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП результатов проведения диагностики, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье (продолжение работы или закрытие случая).
5. Механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Тамбовской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
5.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных
интересов ребенка
5.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций (специалисты учреждений и организаций): в ходе исполнения основной деятельности; по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
Специалисты осуществляют работу по обнаружению и регистрации сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка по алгоритму согласно приложению №1.
Работа по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях осуществляется по алгоритму согласно приложению №2.
5.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о детях, нуждающихся в государственной защите, осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 5.1.1. (далее - Ответственное лицо).
(пункт 5.1.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
5.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, фиксируются в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка и в течение одних суток в форме служебной записки передаются в Подразделение по опеке и попечительству или КДН иЗП. Информация, определенная частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Ответственным лицом также доводится до сведения соответствующего органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
5.1.4. Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП фиксирует поступившие сведения о признаках нарушения прав и законных интересов детей в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите.
5.2. Проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите
5.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений Подразделение по опеке и попечительству организует обследование условий жизни ребенка с целью проверки поступивших сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка, оценки риска жестокого обращения с ребенком. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (по форме, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 №4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»), а также письменно оформляется оценка риска жестокого обращения с ребенком.
(пункт 5.2.1.изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883, от 11.05.2021 № 296)
(пункт 5.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая) и утверждение Плана по защите прав ребенка Поразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП
При выявлении нуждаемости в государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП принимается решение о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая), утверждается План по защите прав ребенка. В течение трех рабочих дней данные документы, а также документы, указанные в пункте 5.2.1, направляются с сопроводительным письмом руководителю организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей.»;
5.3.1 При выявлении нуждаемости в государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего утверждается План по защите прав ребенка, который содержит указание об открытии «случая» в отношении конкретного ребёнка, о разработке плана реабилитации, сроках проведения мониторинга эффективности работы.
5.3.2 План по защите прав ребенка передается на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, не позднее, чем в течение трех суток.
(пункт 5.4 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.4. Организация сопровождения семьи в целях защиты прав и законных интересов ребенка, разработка Плана реабилитации
5.4.1. Организациями, ответственными за работу с ребенком и его семьей, являются образовательные организации, учреждения социального обслуживания населения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие специалистов, прошедших подготовку в области организации деятельности по профилактике социального сиротства.
5.4.2. Руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора «случая».
(пункт 5.4.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.4.3. . Куратор случая с участием специалистов данной и других организаций:
в течение трех рабочих дней осуществляет выход в семью с целью сбора информации, проводит анализ ее ресурсов;
получает согласие на сопровождение от родителей (законных представителей) детей и совместно с семьей в течение 30 дней с момента поступления случая в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разрабатывает План реабилитации и представляет его на согласование на ближайшем заседании территориального консилиума специалистов; организует выполнение Плана реабилитации.»;
5.5. Рассмотрение Плана реабилитации на заседании территориального консилиума специалистов
5.5.1. Территориальный консилиум специалистов формируется из числа специалистов учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, внутренних дел, по работе с семьей и детьми, специалистов, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на улучшение положения ребенка/детей в семье. Состав и Положение о территориальном консилиуме специалистов утверждается правовым актом органа местного самоуправления городского округа, муниципального района.
5.5.2. План реабилитации утверждается председателем территориального консилиума специалистов, решение фиксируется в протоколе соответствующего заседания.
5.5.3. Исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, План реабилитации содержит задачи реабилитационной работы с ребенком и семьей, комплекс необходимых мероприятий, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье. К выполнению мероприятий Плана реабилитации могут привлекаться члены совета помощи семье и детям, действующего на уровне сельских поселений муниципальных образований.
5.6. Контроль за исполнением Плана реабилитации
5.6.1. В целях обеспечения контроля за исполнением Плана реабилитации куратор «случая»:
осуществляет сбор и анализ информации от организаций, участвующих в исполнении Плана реабилитации;
проводит Диагностику состояния и развития ребенка, оценку эффективности процесса реабилитации семьи в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов;
представляет промежуточные результаты работы с семьей для рассмотрения на заседаниях территориального консилиума специалистов.
5.7. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к
семье
5.7.1. Результаты Диагностики (промежуточной/итоговой) рассматриваются на территориальном консилиуме специалистов с участием куратора «случая», специалистов иных организаций в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов, но не реже одного раза в три месяца.
5.7.2. По результатам Диагностики:
территориальный консилиум специалистов согласовывает решение о продолжении дальнейшей работы со «случаем»;
руководитель Подразделения по опеке и попечительству или КДН и ЗП принимает акт о закрытии «случая».
(пункт 5.7.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.7.3 В случае переезда сопровождаемой семьи в другое муниципальное образование Тамбовской области Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП в трехдневный срок с момента получения информации о переезде снимает семью с учета, инициирует закрытие случая и передает информацию в орган опеки и попечительства по месту выбытия семьи.»;
в приложении к Порядку
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Порядку межведомственного взаимодействия
по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства,
предупреждения отказов от детей и устранения
причин нарушения их прав и законных интересов
Алгоритм
действий специалистов по обнаружению и регистрации сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка
1. Подготовительный этап:
1.1 руководитель учреждения из числа специалистов назначает лицо, ответственное за сбор, обработку, учет и передачу сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка;
1.2 ответственное лицо доводит до сведения специалистов учреждения рекомендации по обнаружению признаков нарушений прав и законных интересов ребенка;
1.3 ответственное лицо заводит журнал учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов детей.
2. Основной этап:
2.1 при обнаружении возможного факта нарушения прав ребенка специалисты учреждения немедленно передают сведения ответственному лицу;
(пункт 2.2 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.2. ответственное лицо регистрирует полученные сведения в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов детей и в течение одних суток оформляет служебную записку и передает ее в Подразделение по опеке и попечительству.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Порядку межведомственного взаимодействия
по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства,
предупреждения отказов от детей и устранения
причин нарушения их прав и законных интересов
Алгоритм
работы по предотвращению отказов от детей
в учреждениях здравоохранения
1. Первый этап - выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка:
1.1. учреждения здравоохранения осуществляют выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка;
1.2 ответственное лицо за работу по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях регистрирует информацию о выявленном случае и оформляет письменное согласие женщины на обработку и использование персональных данных;
(пункт 1.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
1.3 передача информации в Подразделение по опеке и попечительству в течение установленного времени (0,5 - 3 часа).
2. Второй этап - оперативное реагирование на ситуацию отказа:
(пункт 2.1. изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.1 прием, регистрация и оценка экстренности информации о выявленном «случае» Подразделением по опеке и попечительству;
(пункт 2.2 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.2 принятие решения об открытии «случая» и передача его в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, Подразделением по опеке и попечительству;
2.3 руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора, копия которого передается руководителю учреждения здравоохранения;
2.4 руководитель учреждения здравоохранения оформляет пропуск куратору для посещения женщины в учреждении здравоохранения;
2.5 назначенный куратор проводит исследование ресурсов женщины, ее ближайшего окружения, разрабатывает оперативный план действий, направленный на изменение решения об отказе от новорожденного;
2.6 исследование актуального состояния женщины, оценка изменения ситуации, принятие решения о закрытии «случая»/дальнейшем сопровождении
(пункт 2.7 дополнен постановлением. администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.7 если женщина, изменившая решение об отказе от новорожденного ребенка, не проживает на территории муниципального образования, где был открыт случай, Подразделение по опеке и попечительству в трехдневный срок с момента выписки женщины с ребенком из медицинского учреждения передает информацию в Подразделение по опеке и попечительству по месту фактического проживания женщины с ребенком.»;
(пункт 3 дополнен постановлением. администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
3. : . Третий этап - сопровождение женщины, изменившей решение об отказе, ведется в соответствии с разделом 4 Порядка
3.1. разработка куратором Плана реабилитации, направленного на поддержку женщины и ребенка, который утверждается на территориальном консилиуме специалистов;
3.2. организация куратором выполнения Плана реабилитации;
3.3. осуществление мониторинга эффективности реабилитационных мероприятий на территориальном консилиуме специалистов;
(пункт 3.4. изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
3.4. принятие решения о закрытии «случая» Подразделением по опеке и попечительству.
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.02.2012 № 203
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКАЗОВ ОТ ДЕТЕЙ И УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
(в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883 , от 14.03.2018 № 248, от 11.05.2021 № 296)
( преамбула изложена в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
В целях совершенствования системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства администрация области постановляет
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов согласно приложению.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете «Тамбовская жизнь».
(пункт 3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е. Астафьеву
Глава администрации
области О.И. Бетин
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации области
от 27.02.2012 № 203
Порядок
межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
1. Общие положения
(пункт 1.1 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов (далее - Порядок) разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов, учреждений и организаций в сфере профилактики социального сиротства, создания условий для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной защите.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Основные понятия
2.1. Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями (лицами, их заменяющими, иными законными представителями), в том числе новорожденные дети, от которых отказались родители; безнадзорные и беспризорные дети; дети из семей группы риска по социальному сиротству; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; другие дети, чьи права и законные интересы нарушены.
2.2. Жестокое обращение с детьми - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребёнка, применение недопустимых способов воспитания (грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации). Жестокое обращение может выражаться в форме действия или бездействия, способного привести или приводящего к фактическому ущербу для здоровья или развития ребенка.
(пункт 2.3 дополнен постановлением администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
2.3 Случай - установленный факт нарушения прав и законных интересов ребенка, по которому ведется реабилитационная работа с семьей
2.4 План по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите - акт, утвержденный органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, а так же определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
2.5 Куратор случая - специалист, осуществляющий деятельность по защите прав и интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, и его семьи, через разработку Плана реабилитации ребенка и семьи, координацию деятельности по его выполнению, регулярный мониторинг эффективности осуществляемых мероприятий.
2.6 План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния и развития ребенка и реабилитационных ресурсов семьи, рассматривается на территориальном консилиуме специалистов и утверждается его председателем.
2.7. Территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно- методической, профессиональной поддержки кураторам.
3. Органы, учреждения и иные организации, участвующие в деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. В деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов на территории Тамбовской области участвуют следующие органы, учреждения и организации:
(пункт 3.1.1 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
3.1.1. на уровне Тамбовской области: управление образования и науки области;
управление здравоохранения области;
управление социальной защиты и семейной политики области;
управление труда и занятости населения области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области;
управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (по согласованию);
управление культуры и архивного дела области; управление по физической культуре и спорту области; иные органы, учреждения и организации.
Взаимодействие исполнительных органов государственной власти области и иных организаций по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов организует управление образования и науки области.
3.1.3. на уровне сельских поселений муниципальных образований:
администрации сельских поселений;
учреждения и организации, осуществляющие деятельность с детьми и молодежью;
советы помощи семье и детям, созданные на территории сельских поселений, иные общественные организации.
4. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Деятельность по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов включает следующие основные этапы:
4.1.1 обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка;
4.1.2 проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите;
4.1.3 принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии «случай») и утверждение Плана по защите прав ребенка Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП;
4.1.4 передача «случая» в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации);
4.1.5. согласование и утверждение председателем на территориальном консилиуме специалистов Плана реабилитации;
4.1.6. координация куратором работы по выполнению Плана реабилитации;
4.1.7 контроль за исполнением Плана реабилитации, диагностика состояния и развития ребенка и семьи (далее - Диагностика), согласование ее результатов на заседаниях территориального консилиума специалистов;
4.1.8 утверждение Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП результатов проведения диагностики, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье (продолжение работы или закрытие случая).
5. Механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Тамбовской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждения отказов от детей и устранения причин нарушения их прав и законных интересов
5.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных
интересов ребенка
5.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций (специалисты учреждений и организаций): в ходе исполнения основной деятельности; по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
Специалисты осуществляют работу по обнаружению и регистрации сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка по алгоритму согласно приложению №1.
Работа по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях осуществляется по алгоритму согласно приложению №2.
5.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о детях, нуждающихся в государственной защите, осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 5.1.1. (далее - Ответственное лицо).
(пункт 5.1.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
5.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о детях, нуждающихся в государственной защите, фиксируются в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка и в течение одних суток в форме служебной записки передаются в Подразделение по опеке и попечительству или КДН иЗП. Информация, определенная частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Ответственным лицом также доводится до сведения соответствующего органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
5.1.4. Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП фиксирует поступившие сведения о признаках нарушения прав и законных интересов детей в журнале учета детей, нуждающихся в государственной защите.
5.2. Проверка сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите
5.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений Подразделение по опеке и попечительству организует обследование условий жизни ребенка с целью проверки поступивших сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка, оценки риска жестокого обращения с ребенком. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (по форме, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10.01.2019 №4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»), а также письменно оформляется оценка риска жестокого обращения с ребенком.
(пункт 5.2.1.изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883, от 11.05.2021 № 296)
(пункт 5.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая) и утверждение Плана по защите прав ребенка Поразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП
При выявлении нуждаемости в государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего Подразделением по опеке и попечительству или КДН и ЗП принимается решение о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая), утверждается План по защите прав ребенка. В течение трех рабочих дней данные документы, а также документы, указанные в пункте 5.2.1, направляются с сопроводительным письмом руководителю организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей.»;
5.3.1 При выявлении нуждаемости в государственной защите прав и законных интересов несовершеннолетнего утверждается План по защите прав ребенка, который содержит указание об открытии «случая» в отношении конкретного ребёнка, о разработке плана реабилитации, сроках проведения мониторинга эффективности работы.
5.3.2 План по защите прав ребенка передается на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, не позднее, чем в течение трех суток.
(пункт 5.4 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.4. Организация сопровождения семьи в целях защиты прав и законных интересов ребенка, разработка Плана реабилитации
5.4.1. Организациями, ответственными за работу с ребенком и его семьей, являются образовательные организации, учреждения социального обслуживания населения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие специалистов, прошедших подготовку в области организации деятельности по профилактике социального сиротства.
5.4.2. Руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора «случая».
(пункт 5.4.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.4.3. . Куратор случая с участием специалистов данной и других организаций:
в течение трех рабочих дней осуществляет выход в семью с целью сбора информации, проводит анализ ее ресурсов;
получает согласие на сопровождение от родителей (законных представителей) детей и совместно с семьей в течение 30 дней с момента поступления случая в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, разрабатывает План реабилитации и представляет его на согласование на ближайшем заседании территориального консилиума специалистов; организует выполнение Плана реабилитации.»;
5.5. Рассмотрение Плана реабилитации на заседании территориального консилиума специалистов
5.5.1. Территориальный консилиум специалистов формируется из числа специалистов учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, внутренних дел, по работе с семьей и детьми, специалистов, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на улучшение положения ребенка/детей в семье. Состав и Положение о территориальном консилиуме специалистов утверждается правовым актом органа местного самоуправления городского округа, муниципального района.
5.5.2. План реабилитации утверждается председателем территориального консилиума специалистов, решение фиксируется в протоколе соответствующего заседания.
5.5.3. Исходя из проблем и потребностей семьи и ребенка, План реабилитации содержит задачи реабилитационной работы с ребенком и семьей, комплекс необходимых мероприятий, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье. К выполнению мероприятий Плана реабилитации могут привлекаться члены совета помощи семье и детям, действующего на уровне сельских поселений муниципальных образований.
5.6. Контроль за исполнением Плана реабилитации
5.6.1. В целях обеспечения контроля за исполнением Плана реабилитации куратор «случая»:
осуществляет сбор и анализ информации от организаций, участвующих в исполнении Плана реабилитации;
проводит Диагностику состояния и развития ребенка, оценку эффективности процесса реабилитации семьи в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов;
представляет промежуточные результаты работы с семьей для рассмотрения на заседаниях территориального консилиума специалистов.
5.7. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к
семье
5.7.1. Результаты Диагностики (промежуточной/итоговой) рассматриваются на территориальном консилиуме специалистов с участием куратора «случая», специалистов иных организаций в сроки, обозначенные в решении территориального консилиума специалистов, но не реже одного раза в три месяца.
5.7.2. По результатам Диагностики:
территориальный консилиум специалистов согласовывает решение о продолжении дальнейшей работы со «случаем»;
руководитель Подразделения по опеке и попечительству или КДН и ЗП принимает акт о закрытии «случая».
(пункт 5.7.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 14.03.2018 № 248)
5.7.3 В случае переезда сопровождаемой семьи в другое муниципальное образование Тамбовской области Подразделение по опеке и попечительству или КДН и ЗП в трехдневный срок с момента получения информации о переезде снимает семью с учета, инициирует закрытие случая и передает информацию в орган опеки и попечительства по месту выбытия семьи.»;
в приложении к Порядку
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Порядку межведомственного взаимодействия
по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства,
предупреждения отказов от детей и устранения
причин нарушения их прав и законных интересов
Алгоритм
действий специалистов по обнаружению и регистрации сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка
1. Подготовительный этап:
1.1 руководитель учреждения из числа специалистов назначает лицо, ответственное за сбор, обработку, учет и передачу сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка;
1.2 ответственное лицо доводит до сведения специалистов учреждения рекомендации по обнаружению признаков нарушений прав и законных интересов ребенка;
1.3 ответственное лицо заводит журнал учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов детей.
2. Основной этап:
2.1 при обнаружении возможного факта нарушения прав ребенка специалисты учреждения немедленно передают сведения ответственному лицу;
(пункт 2.2 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.2. ответственное лицо регистрирует полученные сведения в журнале учета сведений о возможном нарушении прав и законных интересов детей и в течение одних суток оформляет служебную записку и передает ее в Подразделение по опеке и попечительству.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Порядку межведомственного взаимодействия
по выявлению детей, нуждающихся в государственной
защите, с целью профилактики социального сиротства,
предупреждения отказов от детей и устранения
причин нарушения их прав и законных интересов
Алгоритм
работы по предотвращению отказов от детей
в учреждениях здравоохранения
1. Первый этап - выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка:
1.1. учреждения здравоохранения осуществляют выявление женщин, намеренных отказаться или уже отказавшихся от новорожденного ребенка;
1.2 ответственное лицо за работу по предотвращению отказов от детей в медицинских учреждениях регистрирует информацию о выявленном случае и оформляет письменное согласие женщины на обработку и использование персональных данных;
(пункт 1.3 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
1.3 передача информации в Подразделение по опеке и попечительству в течение установленного времени (0,5 - 3 часа).
2. Второй этап - оперативное реагирование на ситуацию отказа:
(пункт 2.1. изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.1 прием, регистрация и оценка экстренности информации о выявленном «случае» Подразделением по опеке и попечительству;
(пункт 2.2 изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.2 принятие решения об открытии «случая» и передача его в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, Подразделением по опеке и попечительству;
2.3 руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора, копия которого передается руководителю учреждения здравоохранения;
2.4 руководитель учреждения здравоохранения оформляет пропуск куратору для посещения женщины в учреждении здравоохранения;
2.5 назначенный куратор проводит исследование ресурсов женщины, ее ближайшего окружения, разрабатывает оперативный план действий, направленный на изменение решения об отказе от новорожденного;
2.6 исследование актуального состояния женщины, оценка изменения ситуации, принятие решения о закрытии «случая»/дальнейшем сопровождении
(пункт 2.7 дополнен постановлением. администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
2.7 если женщина, изменившая решение об отказе от новорожденного ребенка, не проживает на территории муниципального образования, где был открыт случай, Подразделение по опеке и попечительству в трехдневный срок с момента выписки женщины с ребенком из медицинского учреждения передает информацию в Подразделение по опеке и попечительству по месту фактического проживания женщины с ребенком.»;
(пункт 3 дополнен постановлением. администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
3. : . Третий этап - сопровождение женщины, изменившей решение об отказе, ведется в соответствии с разделом 4 Порядка
3.1. разработка куратором Плана реабилитации, направленного на поддержку женщины и ребенка, который утверждается на территориальном консилиуме специалистов;
3.2. организация куратором выполнения Плана реабилитации;
3.3. осуществление мониторинга эффективности реабилитационных мероприятий на территориальном консилиуме специалистов;
(пункт 3.4. изложен в редакции постановления администрации Тамбовской области от 20.07.2012 № 883)
3.4. принятие решения о закрытии «случая» Подразделением по опеке и попечительству.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.010 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.010.000 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: