Основная информация
Дата опубликования: | 27 февраля 2017г. |
Номер документа: | RU76000201700177 |
Текущая редакция: | 5 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ярославская область |
Принявший орган: | Правительство Ярославской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2017 г. № 153-п
Об утверждении областной целевой программы «Развитие региональной системы оповещения Ярославской области» на 2017 – 2019 годы
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства области от 24.08.2012 № 819-п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области»
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие региональной системы оповещения Ярославской области» на 2017 – 2019 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шабалина А.Ю.
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А. Степаненко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 27.02.2017 № 153-п
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2017 – 2019 ГОДЫ
ПАСПОРТ ОЦП
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
Сроки реализации ОЦП
2017 – 2019 годы
Куратор ОЦП
заместитель Губернатора области Шабалин Андрей Юрьевич, тел. (4852) 78-60-23
Ответственный исполнитель ОЦП
департамент региональной безопасности области (далее – ДРБ ЯО)
председатель комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Максимов Сергей Юрьевич,
тел. (4852) 785-730;
главный специалист комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Забелин Игорь Валерьевич,
тел. (4852) 785-725
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникацион-ной сети «Интернет»
http://www.yarregion.ru/depts/drb/ tmpPages/programs.aspx
Общая потребность в финансовых ресурсах
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
Источники
финансирования
Плановый объём финансирования по годам
(тыс. рублей)
всего
2017 год
2018 год
2019 год
Предусмотрено законом об областном бюджете:
- областной бюджет
11489,257
4369,419
5319,838
1800,0
Итого по ОЦП
11489,257
4369,419
5319,838
1800,0
I. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Разработка областной целевой программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности населения области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами области, которые являются базой обеспечения реализации ОЦП и включают:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
- Закон Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- постановление Губернатора области от 31.03.2009 № 132 «Об организации и ведении гражданской обороны в Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 31.03.2006 № 91»;
- распоряжение Губернатора области от 07.09.2011 № 448-р «О порядке оповещения и информирования населения области»;
- постановление Правительства области от 04.12.2015 № 1311-п «Об утверждении Положения о региональной системе оповещения Ярославской области»;
- постановление Правительства области от 12.03.2013 № 220-п «Об утверждении зон на территории Ярославской области, подлежащих оборудованию комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
- постановление Правительства области от 04.02.2016 № 103-п «Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения».
В условиях быстро меняющихся рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), вызываемых изменением экономики, развитием транспортной инфраструктуры и реализацией крупных инфраструктурных проектов, в том числе в труднодоступных местах, требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем оповещения.
Так, рост масштабов ЧС и катастрофическое развитие синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. При этом урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей определяют необходимость значительного повышения уровня безопасности населения, новых форм и способов его оповещения и информирования.
Актуальной остается проблема внедрения технических средств, способных в кратчайшие сроки гарантированно доводить сигналы оповещения и экстренную информацию о ЧС индивидуально до каждого человека, независимо от места его проживания или нахождения.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение оперативности оповещения может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.
2. Региональная система оповещения Ярославской области (далее – РСО ЯО) была создана в 1975 году на базе технических средств оповещения «5Ф88». В 1991 году осуществлена модернизация РСО ЯО путем замены аппаратуры «5Ф88», выпущенной в 1974 − 1975 годах, на аналогичную аппаратуру, выпущенную в 1988 − 1990 годах, и до 2003 года не претерпела каких-либо существенных изменений.
В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления были возложены полномочия по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
С целью исполнения указанных полномочий в области последовательно были реализованы несколько областных целевых программ. В рамках их реализации в период с 2007 года по 2014 год в 20 муниципальных образованиях области были созданы единые дежурно-диспетчерские службы, оснащенные типовыми автоматизированными рабочими местами оповещения, имеющими в своем составе по 2 телефонных канала.
Дальнейшее совершенствование РСО ЯО развивалось по пути её оснащения техническими средствами оповещения (далее – ТСО) нового поколения. В 2013 году на площадях публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком») была установлена аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения «УЗС-1» (32 единицы) для управления стойками группового запуска сирен. На объектах филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр» были установлены «УЗС-3» (3 единицы) для перехвата передатчиков теле- и радиовещания. Кроме того, непосредственно на объектах оповещения были установлены «УЗС-1» (24 единицы) для индивидуального запуска сирен.
3. В результате мероприятий, проведённых с целью модернизации РСО ЯО, были достигнуты следующие результаты:
- произведён переход на цифровые каналы связи, в результате чего появилась возможность управления оконечными средствами оповещения через мультисервисную информационно-телекоммуникационную сеть Правительства области, которая построена на каналах связи федеральных операторов связи ПАО «Ростелеком» и публичного акционерного общества «Мегафон», арендуемых департаментом информатизации и связи области;
- проведено программное и техническое сопряжение РСО ЯО с муниципальными и локальными системами оповещения, в результате чего повысилась гибкость управления системой, появилась возможность оперативного мониторинга, как всей системы, так и её отдельных элементов не только центральным пунктом управления, но и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований области, а также дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов (далее – ПОО);
- проведено сопряжение РСО ЯО с современным цифровым оборудованием объектов связи общего пользования и системами передачи данных, которое позволило осуществлять:
автономное (децентрализованное) управление муниципальными и локальными системами оповещения;
автоматизированный перехват теле- и радиовещания;
речевое оповещение в телефонных сетях общего пользования и SMS-оповещения в мобильных сетях связи;
аппаратно-программное сопряжение действующей РСО ЯО с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, с системами поддержки принятия решений;
удаленную диагностику и тестирование цифровых каналов связи, блоков группового запуска и оконечных средств оповещения в режиме реального времени.
4. Мероприятия по дальнейшей модернизации РСО ЯО необходимо проводить с учётом следующих имеющихся в настоящее время проблем:
- аппаратура дистанционного управления централизованным вызовом АДУ-ЦВ (СЦВ-30, АБ-60, ПС-60, ОБ-60) выработала свой ресурс, изношена, морально и физически устарела, не обеспечивает гарантированную работу системы оповещения в целом, в связи с чем требует списания;
- не завершены мероприятия по совершенствованию схемы управления комплексами электросиренного оповещения (далее – КЭО) (по медным линиям связи абонентской сети ПАО «Ростелеком» управляется около 80 процентов КЭО, количество медных линий имеет тенденцию к сокращению, в связи с переходом сетей связи и информатизации на новые технологии и уходом абонентов в сети мобильных операторов);
- высокая стоимость аренды и эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения, находящихся на площадях провайдера;
- большой парк (более 500 единиц) станционного оборудования, не задействованного в оповещении и требующего демонтажа с площадей ПАО «Ростелеком» для оптимизации дальнейшего финансирования РСО ЯО;
- большая часть КЭО выработала установленный ресурс, требует либо капитального ремонта, либо замены;
- изношенные медные линии абонентской сети связи ПАО «Ростелеком» не обеспечивают надежность управления, требуется принятие решения об альтернативных способах запуска сирен, в том числе посредством радиоприемопередающих устройств в диапазоне GSM;
- не охвачены оповещением новые густонаселенные жилые районы крупных городов области;
- не обеспечен автоматизированный перехват цифрового телевизионного вещания на территории области;
- не обеспечен автоматизированный перехват FM-радиовещания на территории городских округов г. Ярославля и г. Рыбинска, за исключением FM-передатчиков филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр»;
- не обеспечено сопряжение РСО ЯО с современными системами информирования населения;
- не в полном объеме осуществлено интегрирование локальных систем оповещения ПОО в РСО ЯО;
- не осуществляется информирование населения о сигналах гражданской обороны посредством современных электронных средств массовой информации (интернет-поисковые браузеры, информационные порталы обмена данных).
Важным аспектом деятельности органов исполнительной власти области является обеспечение всестороннего (межфункционального и межтерриториального) взаимодействия в сфере развития и совершенствования систем оповещения.
Необходимость этого обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством местное самоуправление представляет собой самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.
В связи с этим актуальным является вопрос совершенствования форм взаимодействия между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в сфере повышения безопасности населения, в том числе посредством развития муниципальных систем оповещения и РСО ЯО в рамках реализации мероприятий ОЦП.
При этом межфункциональное и межтерриториальное взаимодействие органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления должно включать в себя:
- формирование общих методологических подходов органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления к решению вопросов эффективного функционирования систем оповещения разного уровня;
- разработку организационных и методических документов, регламентирующих вопросы развития и совершенствования систем оповещения и информирования населения на территории муниципальных образований области;
- повышение знаний и навыков руководителей органов управления гражданской обороны, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, обслуживающих ПОО, по поддержанию в работоспособном состоянии и применению в ЧС систем оповещения и информирования населения.
5. Для эффективного решения задач по модернизации РСО ЯО необходим комплексный подход, требующий значительного финансирования с концентрацией усилий по следующим направлениям:
5.1. Обеспечение эффективного управления оконечными средствами оповещения. Для решения этой задачи необходимо оснастить комплексы электросиренного оповещения устройствами запуска сирен нового поколения (до 140 единиц) с доведением современных каналов связи до каждого комплекса. Это позволит повысить оперативность и надежность управления, а также осуществлять непрерывный мониторинг цифровых каналов связи и каждого оконечного устройства.
5.2. Увеличение количества зон оповещения РСО ЯО. Для решения этой задачи необходимо разработать стратегию расширения зон РСО ЯО по множеству критериев, в том числе: густонаселенность; появление новых микрорайонов в городах; угроза подтопления, химического заражения; вероятность пожаров, расположение потенциально опасных объектов вблизи населенных пунктов.
В результате возрастет количество населения, оповещаемого с помощью технических средств нового поколения, сократится время доведения сигналов оповещения и экстренной информации о возникновении ЧС или об угрозе возникновения ЧС, снизится вероятность гибели людей.
5.3. Обеспечение перехвата аналогового теле- и радиовещания передающими центрами г. Любима и пос. Пречистое филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр». Для выполнения этой задачи на основании технического задания необходимо разработать проектно-сметную документацию по установке и интеграции в РСО ЯО оконечного оборудования перехвата теле- и радиотрансляционных сетей. В результате проведения указанных мероприятий значительно увеличится доля населения, проживающего в северной и северо-восточной части области, оповещаемого посредством аналогово телевидения.
5.4. Обеспечение автоматизированного перехвата цифрового телевизионного вещания в связи с тем, что к концу 2018 года на территории Ярославской области планируется полный переход на цифровое телевещание в формате DVB-T2 с трансляцией 20 телеканалов и охватом более 99,5 процента населения области.
5.5. Обеспечение автоматизированного перехвата передатчиков FM-радиовещания. В связи с массовым внедрением на территории Ярославской области радиопередающего оборудования, работающего в FM-диапазоне частот (от 87,5 МГц до 108 МГц), с охватом аудитории слушателей до 96 процентов и растущей популярностью этого диапазона.
5.6. Реализация возможностей современных телекоммуникационных сетей для оповещения, информирования и обучения населения в области гражданской обороны и ЧС (интернет, электронные средства массовой информации, сотовая связь) в качестве дополнения к имеющимся каналам информирования населения о ЧС, учитывая, что интернет присутствует почти в каждом доме, на каждом рабочем месте, мобильном устройстве, его использование в целях оповещения и информирования населения крайне актуально в современных условиях, и станет значительным дополнением к существующей системе оповещения и информирования.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий развития и модернизации РСО ЯО в 2017 − 2019 годах позволит существенно увеличить охват населения области оповещением, поднимет на новый уровень возможности по информированию и обучению населения действиям при возникновении ЧС, а также значительно повысит уровень индивидуальной защищенности человека и безопасности населения области в целом.
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 12
II. Цель ОЦП
(раздел 2 в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
Наименование цели
Показатель
наименование
единица измерения
базовое значение
(2016 год)
плановое значение (годы)
2017 год
2018 год
2019 год
1
2
3
4
5
6
7
Повышение безопасности населения при возникновении ЧС и угрозах возникновения ЧС путем внедрения в существующую РСО ЯО средств оповещения нового поколения, с повышением надежности функционирования РСО ЯО
доля внедренных средств оповещения населения нового поколения в общем количестве имеющихся в области средств оповещения, не менее
%
16
22
27
31
III. Задачи ОЦП
№
п/п
Наименование задачи
Результат
наименование
единица измерения
2017 год
2018 год
2019 год
1
2
3
4
5
6
7
1.
Развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения
обеспечено межфункциональное взаимодействие
да/нет
да
да
да
1
2
3
4
5
6
7
2.
Модернизация и оснащение региональной системы оповещения Ярославской области
модернизация РСО ЯО осуществлена
да/нет
да
да
да
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 12
IV. Механизмы реализации ОЦП
Механизм реализации ОЦП предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач ОЦП. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Реализация ОЦП (оперативное планирование, проведение мероприятий, контроль проведения мероприятий, внесение изменений в ОЦП) осуществляются ответственным исполнителем ОЦП – ДРБ ЯО.
Мероприятия ОЦП реализуются в соответствии с разделом V ОЦП и сроками оперативного плана реализации ОЦП.
Финансирование ОЦП осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме, определенном системой программных мероприятий, путем выделения целевых бюджетных ассигнований ответственному исполнителю ОЦП.
Приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации программных мероприятий, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При возникновении необходимости в ходе реализации ОЦП ДРБ ЯО инициирует внесение изменений в ОЦП. Ответственным за своевременное выполнение всех процедур процесса внесения изменений в ОЦП является ДРБ ЯО.
Соисполнителями ОЦП являются управление массовых коммуникаций Правительства области и государственное казенное учреждение Ярославской области «Безопасный регион», функционально подчиненное ДРБ ЯО.
Ответственный исполнитель и соисполнители ОЦП осуществляют:
- реализацию закрепленных за ними мероприятий ОЦП;
- финансирование мероприятий ОЦП за счёт средств областного бюджета;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию ОЦП;
- заключение с органами местного самоуправления муниципальных образований области соглашений, определяющих порядок участия ОМСУ в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- подготовку перечней государственных и муниципальных учреждений, задействованных в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- заключение с организациями, претендующими на участие в ОЦП, соглашений, определяющих порядок участия организаций в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию ОЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 14
V. Перечень мероприятий ОЦП
(раздел 5 в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
№
п/п
Наименование задачи / мероприятия
(в установленном порядке)
Результат выполнения
мероприятия
Срок реализации, годы
Плановый объём финансирования за счёт областных средств (тыс. руб.)
Исполнитель, соисполнитель мероприятия (в установленном порядке)
наименование (единица измерения)
плановое значение
1
2
3
4
5
6
7
1.
Задача 1. Развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения
2017 − 2019
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»,
УМК ЯО
2017
-
2018
-
2019
-
1.1.
Размещение в СМИ информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО и ЧС
количество размещённых в СМИ сообщений, шт.
2
2017
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»,
УМК ЯО
2
2018
-
2
2019
-
1.2.
Проведение проверок готовности к применению региональной системы оповещения
количество проведённых комплексных технических проверок, ед.
4
2017
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО
«Безопасный
регион»
4
2018
-
4
2019
-
2.
Задача 2. Модернизация и оснащение региональной системы оповещения Ярославской области
2017 − 2019
11489,257
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
2017
4369,419
2018
5319,838
2019
1800,0
2.1.
Приобретение технических средств оповещения, в том числе погашение кредиторской задолженности
количество приобретённых технических средств оповещения, шт.
25
2017
1050,0
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
-
2018
148,72
2.2.
Демонтаж старых технических средств оповещения с площадей ПАО «Ростелеком»
количество демонтированного оборудования, шт.
120
2017
150,0
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
65
2018
82,07
2.3.
Разработка проектно-сметной документации на установку оборудования перехвата цифрового телевещания
проектно-сметная документация разработана
(да/ нет)
да
2017
119,869
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
2.4.
Оснащение ТСО нового поколения новых жилых микрорайонов и населённых пунктов области, в том числе погашение кредиторской задолженности
количество установленных ТСО нового поколения, шт.
9
2017
3088,11
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
7
2018
5089,048
7
2019
1800,0
Список сокращений, используемых в таблице
ГКУ ЯО «Безопасный регион» − государственное казённое учреждение Ярославской области «Безопасный регион»
СМИ – средства массовой информации
УМК ЯО – управление массовых коммуникаций Правительства области
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 14
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2017 г. № 153-п
Об утверждении областной целевой программы «Развитие региональной системы оповещения Ярославской области» на 2017 – 2019 годы
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», законом Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства области от 24.08.2012 № 819-п «Об утверждении Положения о программно-целевом планировании и контроле в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области»
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие региональной системы оповещения Ярославской области» на 2017 – 2019 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Шабалина А.Ю.
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А. Степаненко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 27.02.2017 № 153-п
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2017 – 2019 ГОДЫ
ПАСПОРТ ОЦП
(в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
Сроки реализации ОЦП
2017 – 2019 годы
Куратор ОЦП
заместитель Губернатора области Шабалин Андрей Юрьевич, тел. (4852) 78-60-23
Ответственный исполнитель ОЦП
департамент региональной безопасности области (далее – ДРБ ЯО)
председатель комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Максимов Сергей Юрьевич,
тел. (4852) 785-730;
главный специалист комитета по делам гражданской защиты, пожарной безопасности и казачества ДРБ ЯО Забелин Игорь Валерьевич,
тел. (4852) 785-725
Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникацион-ной сети «Интернет»
http://www.yarregion.ru/depts/drb/ tmpPages/programs.aspx
Общая потребность в финансовых ресурсах
(в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
Источники
финансирования
Плановый объём финансирования по годам
(тыс. рублей)
всего
2017 год
2018 год
2019 год
Предусмотрено законом об областном бюджете:
- областной бюджет
11489,257
4369,419
5319,838
1800,0
Итого по ОЦП
11489,257
4369,419
5319,838
1800,0
I. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
1. Разработка областной целевой программы обусловлена необходимостью продолжения реализации на региональном уровне государственной политики в сфере повышения безопасности населения области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами области, которые являются базой обеспечения реализации ОЦП и включают:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
- Закон Ярославской области от 7 апреля 2003 г. № 19-з «О защите населения и территорий Ярославской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- постановление Губернатора области от 31.03.2009 № 132 «Об организации и ведении гражданской обороны в Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 31.03.2006 № 91»;
- распоряжение Губернатора области от 07.09.2011 № 448-р «О порядке оповещения и информирования населения области»;
- постановление Правительства области от 04.12.2015 № 1311-п «Об утверждении Положения о региональной системе оповещения Ярославской области»;
- постановление Правительства области от 12.03.2013 № 220-п «Об утверждении зон на территории Ярославской области, подлежащих оборудованию комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»;
- постановление Правительства области от 04.02.2016 № 103-п «Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения».
В условиях быстро меняющихся рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), вызываемых изменением экономики, развитием транспортной инфраструктуры и реализацией крупных инфраструктурных проектов, в том числе в труднодоступных местах, требуется пересмотр подходов к дальнейшему развитию систем оповещения.
Так, рост масштабов ЧС и катастрофическое развитие синергетических природно-техногенных процессов, являющихся источниками ЧС, требуют значительного сокращения времени оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. При этом урбанизация населения, появление значительного количества мест массового пребывания людей определяют необходимость значительного повышения уровня безопасности населения, новых форм и способов его оповещения и информирования.
Актуальной остается проблема внедрения технических средств, способных в кратчайшие сроки гарантированно доводить сигналы оповещения и экстренную информацию о ЧС индивидуально до каждого человека, независимо от места его проживания или нахождения.
На современном этапе развития систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения ЧС, повышение оперативности оповещения может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния человеческого фактора в них, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС.
2. Региональная система оповещения Ярославской области (далее – РСО ЯО) была создана в 1975 году на базе технических средств оповещения «5Ф88». В 1991 году осуществлена модернизация РСО ЯО путем замены аппаратуры «5Ф88», выпущенной в 1974 − 1975 годах, на аналогичную аппаратуру, выпущенную в 1988 − 1990 годах, и до 2003 года не претерпела каких-либо существенных изменений.
В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления были возложены полномочия по разработке и осуществлению комплекса организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
С целью исполнения указанных полномочий в области последовательно были реализованы несколько областных целевых программ. В рамках их реализации в период с 2007 года по 2014 год в 20 муниципальных образованиях области были созданы единые дежурно-диспетчерские службы, оснащенные типовыми автоматизированными рабочими местами оповещения, имеющими в своем составе по 2 телефонных канала.
Дальнейшее совершенствование РСО ЯО развивалось по пути её оснащения техническими средствами оповещения (далее – ТСО) нового поколения. В 2013 году на площадях публичного акционерного общества «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком») была установлена аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения «УЗС-1» (32 единицы) для управления стойками группового запуска сирен. На объектах филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр» были установлены «УЗС-3» (3 единицы) для перехвата передатчиков теле- и радиовещания. Кроме того, непосредственно на объектах оповещения были установлены «УЗС-1» (24 единицы) для индивидуального запуска сирен.
3. В результате мероприятий, проведённых с целью модернизации РСО ЯО, были достигнуты следующие результаты:
- произведён переход на цифровые каналы связи, в результате чего появилась возможность управления оконечными средствами оповещения через мультисервисную информационно-телекоммуникационную сеть Правительства области, которая построена на каналах связи федеральных операторов связи ПАО «Ростелеком» и публичного акционерного общества «Мегафон», арендуемых департаментом информатизации и связи области;
- проведено программное и техническое сопряжение РСО ЯО с муниципальными и локальными системами оповещения, в результате чего повысилась гибкость управления системой, появилась возможность оперативного мониторинга, как всей системы, так и её отдельных элементов не только центральным пунктом управления, но и едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований области, а также дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов (далее – ПОО);
- проведено сопряжение РСО ЯО с современным цифровым оборудованием объектов связи общего пользования и системами передачи данных, которое позволило осуществлять:
автономное (децентрализованное) управление муниципальными и локальными системами оповещения;
автоматизированный перехват теле- и радиовещания;
речевое оповещение в телефонных сетях общего пользования и SMS-оповещения в мобильных сетях связи;
аппаратно-программное сопряжение действующей РСО ЯО с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, с системами поддержки принятия решений;
удаленную диагностику и тестирование цифровых каналов связи, блоков группового запуска и оконечных средств оповещения в режиме реального времени.
4. Мероприятия по дальнейшей модернизации РСО ЯО необходимо проводить с учётом следующих имеющихся в настоящее время проблем:
- аппаратура дистанционного управления централизованным вызовом АДУ-ЦВ (СЦВ-30, АБ-60, ПС-60, ОБ-60) выработала свой ресурс, изношена, морально и физически устарела, не обеспечивает гарантированную работу системы оповещения в целом, в связи с чем требует списания;
- не завершены мероприятия по совершенствованию схемы управления комплексами электросиренного оповещения (далее – КЭО) (по медным линиям связи абонентской сети ПАО «Ростелеком» управляется около 80 процентов КЭО, количество медных линий имеет тенденцию к сокращению, в связи с переходом сетей связи и информатизации на новые технологии и уходом абонентов в сети мобильных операторов);
- высокая стоимость аренды и эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения, находящихся на площадях провайдера;
- большой парк (более 500 единиц) станционного оборудования, не задействованного в оповещении и требующего демонтажа с площадей ПАО «Ростелеком» для оптимизации дальнейшего финансирования РСО ЯО;
- большая часть КЭО выработала установленный ресурс, требует либо капитального ремонта, либо замены;
- изношенные медные линии абонентской сети связи ПАО «Ростелеком» не обеспечивают надежность управления, требуется принятие решения об альтернативных способах запуска сирен, в том числе посредством радиоприемопередающих устройств в диапазоне GSM;
- не охвачены оповещением новые густонаселенные жилые районы крупных городов области;
- не обеспечен автоматизированный перехват цифрового телевизионного вещания на территории области;
- не обеспечен автоматизированный перехват FM-радиовещания на территории городских округов г. Ярославля и г. Рыбинска, за исключением FM-передатчиков филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр»;
- не обеспечено сопряжение РСО ЯО с современными системами информирования населения;
- не в полном объеме осуществлено интегрирование локальных систем оповещения ПОО в РСО ЯО;
- не осуществляется информирование населения о сигналах гражданской обороны посредством современных электронных средств массовой информации (интернет-поисковые браузеры, информационные порталы обмена данных).
Важным аспектом деятельности органов исполнительной власти области является обеспечение всестороннего (межфункционального и межтерриториального) взаимодействия в сфере развития и совершенствования систем оповещения.
Необходимость этого обусловлена тем, что в соответствии с действующим законодательством местное самоуправление представляет собой самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.
В связи с этим актуальным является вопрос совершенствования форм взаимодействия между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в сфере повышения безопасности населения, в том числе посредством развития муниципальных систем оповещения и РСО ЯО в рамках реализации мероприятий ОЦП.
При этом межфункциональное и межтерриториальное взаимодействие органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления должно включать в себя:
- формирование общих методологических подходов органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления к решению вопросов эффективного функционирования систем оповещения разного уровня;
- разработку организационных и методических документов, регламентирующих вопросы развития и совершенствования систем оповещения и информирования населения на территории муниципальных образований области;
- повышение знаний и навыков руководителей органов управления гражданской обороны, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, обслуживающих ПОО, по поддержанию в работоспособном состоянии и применению в ЧС систем оповещения и информирования населения.
5. Для эффективного решения задач по модернизации РСО ЯО необходим комплексный подход, требующий значительного финансирования с концентрацией усилий по следующим направлениям:
5.1. Обеспечение эффективного управления оконечными средствами оповещения. Для решения этой задачи необходимо оснастить комплексы электросиренного оповещения устройствами запуска сирен нового поколения (до 140 единиц) с доведением современных каналов связи до каждого комплекса. Это позволит повысить оперативность и надежность управления, а также осуществлять непрерывный мониторинг цифровых каналов связи и каждого оконечного устройства.
5.2. Увеличение количества зон оповещения РСО ЯО. Для решения этой задачи необходимо разработать стратегию расширения зон РСО ЯО по множеству критериев, в том числе: густонаселенность; появление новых микрорайонов в городах; угроза подтопления, химического заражения; вероятность пожаров, расположение потенциально опасных объектов вблизи населенных пунктов.
В результате возрастет количество населения, оповещаемого с помощью технических средств нового поколения, сократится время доведения сигналов оповещения и экстренной информации о возникновении ЧС или об угрозе возникновения ЧС, снизится вероятность гибели людей.
5.3. Обеспечение перехвата аналогового теле- и радиовещания передающими центрами г. Любима и пос. Пречистое филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Ярославский областной радиотелевизионный передающий центр». Для выполнения этой задачи на основании технического задания необходимо разработать проектно-сметную документацию по установке и интеграции в РСО ЯО оконечного оборудования перехвата теле- и радиотрансляционных сетей. В результате проведения указанных мероприятий значительно увеличится доля населения, проживающего в северной и северо-восточной части области, оповещаемого посредством аналогово телевидения.
5.4. Обеспечение автоматизированного перехвата цифрового телевизионного вещания в связи с тем, что к концу 2018 года на территории Ярославской области планируется полный переход на цифровое телевещание в формате DVB-T2 с трансляцией 20 телеканалов и охватом более 99,5 процента населения области.
5.5. Обеспечение автоматизированного перехвата передатчиков FM-радиовещания. В связи с массовым внедрением на территории Ярославской области радиопередающего оборудования, работающего в FM-диапазоне частот (от 87,5 МГц до 108 МГц), с охватом аудитории слушателей до 96 процентов и растущей популярностью этого диапазона.
5.6. Реализация возможностей современных телекоммуникационных сетей для оповещения, информирования и обучения населения в области гражданской обороны и ЧС (интернет, электронные средства массовой информации, сотовая связь) в качестве дополнения к имеющимся каналам информирования населения о ЧС, учитывая, что интернет присутствует почти в каждом доме, на каждом рабочем месте, мобильном устройстве, его использование в целях оповещения и информирования населения крайне актуально в современных условиях, и станет значительным дополнением к существующей системе оповещения и информирования.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий развития и модернизации РСО ЯО в 2017 − 2019 годах позволит существенно увеличить охват населения области оповещением, поднимет на новый уровень возможности по информированию и обучению населения действиям при возникновении ЧС, а также значительно повысит уровень индивидуальной защищенности человека и безопасности населения области в целом.
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 12
II. Цель ОЦП
(раздел 2 в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30.01.2018 № 43-п)
Наименование цели
Показатель
наименование
единица измерения
базовое значение
(2016 год)
плановое значение (годы)
2017 год
2018 год
2019 год
1
2
3
4
5
6
7
Повышение безопасности населения при возникновении ЧС и угрозах возникновения ЧС путем внедрения в существующую РСО ЯО средств оповещения нового поколения, с повышением надежности функционирования РСО ЯО
доля внедренных средств оповещения населения нового поколения в общем количестве имеющихся в области средств оповещения, не менее
%
16
22
27
31
III. Задачи ОЦП
№
п/п
Наименование задачи
Результат
наименование
единица измерения
2017 год
2018 год
2019 год
1
2
3
4
5
6
7
1.
Развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения
обеспечено межфункциональное взаимодействие
да/нет
да
да
да
1
2
3
4
5
6
7
2.
Модернизация и оснащение региональной системы оповещения Ярославской области
модернизация РСО ЯО осуществлена
да/нет
да
да
да
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 12
IV. Механизмы реализации ОЦП
Механизм реализации ОЦП предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач ОЦП. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Реализация ОЦП (оперативное планирование, проведение мероприятий, контроль проведения мероприятий, внесение изменений в ОЦП) осуществляются ответственным исполнителем ОЦП – ДРБ ЯО.
Мероприятия ОЦП реализуются в соответствии с разделом V ОЦП и сроками оперативного плана реализации ОЦП.
Финансирование ОЦП осуществляется за счет средств областного бюджета в объеме, определенном системой программных мероприятий, путем выделения целевых бюджетных ассигнований ответственному исполнителю ОЦП.
Приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для реализации программных мероприятий, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При возникновении необходимости в ходе реализации ОЦП ДРБ ЯО инициирует внесение изменений в ОЦП. Ответственным за своевременное выполнение всех процедур процесса внесения изменений в ОЦП является ДРБ ЯО.
Соисполнителями ОЦП являются управление массовых коммуникаций Правительства области и государственное казенное учреждение Ярославской области «Безопасный регион», функционально подчиненное ДРБ ЯО.
Ответственный исполнитель и соисполнители ОЦП осуществляют:
- реализацию закрепленных за ними мероприятий ОЦП;
- финансирование мероприятий ОЦП за счёт средств областного бюджета;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию ОЦП;
- заключение с органами местного самоуправления муниципальных образований области соглашений, определяющих порядок участия ОМСУ в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- подготовку перечней государственных и муниципальных учреждений, задействованных в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий;
- заключение с организациями, претендующими на участие в ОЦП, соглашений, определяющих порядок участия организаций в реализации закрепленных за исполнителем ОЦП мероприятий.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию ОЦП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 14
V. Перечень мероприятий ОЦП
(раздел 5 в редакции постановлений Правительства Ярославской области от 31.10.2017 № 814-п; от 30.01.2018 № 43-п; от 16.04.2018 № 255-п, от 31.01.2019 № 48-п)
№
п/п
Наименование задачи / мероприятия
(в установленном порядке)
Результат выполнения
мероприятия
Срок реализации, годы
Плановый объём финансирования за счёт областных средств (тыс. руб.)
Исполнитель, соисполнитель мероприятия (в установленном порядке)
наименование (единица измерения)
плановое значение
1
2
3
4
5
6
7
1.
Задача 1. Развитие и совершенствование форм и методов межфункционального взаимодействия органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере создания и развития систем оповещения и информирования населения
2017 − 2019
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»,
УМК ЯО
2017
-
2018
-
2019
-
1.1.
Размещение в СМИ информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО и ЧС
количество размещённых в СМИ сообщений, шт.
2
2017
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»,
УМК ЯО
2
2018
-
2
2019
-
1.2.
Проведение проверок готовности к применению региональной системы оповещения
количество проведённых комплексных технических проверок, ед.
4
2017
-
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО
«Безопасный
регион»
4
2018
-
4
2019
-
2.
Задача 2. Модернизация и оснащение региональной системы оповещения Ярославской области
2017 − 2019
11489,257
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
2017
4369,419
2018
5319,838
2019
1800,0
2.1.
Приобретение технических средств оповещения, в том числе погашение кредиторской задолженности
количество приобретённых технических средств оповещения, шт.
25
2017
1050,0
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
-
2018
148,72
2.2.
Демонтаж старых технических средств оповещения с площадей ПАО «Ростелеком»
количество демонтированного оборудования, шт.
120
2017
150,0
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
65
2018
82,07
2.3.
Разработка проектно-сметной документации на установку оборудования перехвата цифрового телевещания
проектно-сметная документация разработана
(да/ нет)
да
2017
119,869
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
2.4.
Оснащение ТСО нового поколения новых жилых микрорайонов и населённых пунктов области, в том числе погашение кредиторской задолженности
количество установленных ТСО нового поколения, шт.
9
2017
3088,11
ДРБ ЯО,
ГКУ ЯО «Безопасный регион»
7
2018
5089,048
7
2019
1800,0
Список сокращений, используемых в таблице
ГКУ ЯО «Безопасный регион» − государственное казённое учреждение Ярославской области «Безопасный регион»
СМИ – средства массовой информации
УМК ЯО – управление массовых коммуникаций Правительства области
Государственная эталонная база данных правовых актов Ярославской области
Страница 1 из 14
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.02.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: