Основная информация

Дата опубликования: 27 апреля 2004г.
Номер документа: В200401266
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0401266

В200401266

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 20

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.04.2004 N 15351/03

[О рассмотрении заявления предпринимателя Нурулина Б.Ш.

о пересмотре в порядке надзора решения суда первой

инстанции от 21.03.2003, постановления суда апелляционной

инстанции от 28.05.2003 Арбитражного суда Кемеровской

области по делу N А27-1908/2003-5 и постановления

Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского

округа от 24.09.2003 по тому же делу]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Бойкова О.В.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Савкина С.Ф., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Файзутдинова И.Ш., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление предпринимателя Нурулина Б.Ш. о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.03.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 28.05.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2003 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., Президиум установил следующее.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Кемеровской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к предпринимателю Нурулину Б.Ш. о взыскании недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды за первое полугодие 1999 года, пеней за просрочку внесения этих платежей и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595, на общую сумму 28997 рублей.

Решением суда первой инстанции от 21.03.2003 требования инспекции удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.05.2003 решение изменено: сумма штрафных санкций на основании статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803595 уменьшена на 50 процентов.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 24.09.2003 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов предприниматель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами законодательства о налогах и сборах.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Выездной налоговой проверкой правильности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и единого социального налога за период с 01.01.1999 по 31.12.2001 установлено, что за первое полугодие 1999 года предпринимателем Нурулиным Б.Ш. не уплачены страховые взносы во внебюджетные фонды.

По мнению инспекции, предпринимателем были нарушены положения Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ; НГР:Р9900001 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ; НГР:Р9505300 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в соответствии с которыми Нурулин Б.Ш. обязан был перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования страховые взносы с сумм дохода, исчисленного исходя из стоимости патента.

На основании акта проверки от 10.09.2002 N 1/347 вынесено решение от 30.09.2002 N 347, которым предпринимателю предложено уплатить недоимку по обязательным платежам в названные внебюджетные фонды, пени и штраф.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции руководствовались следующим.

Согласно пункту "б" статьи 1, статье 4 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ и статье 1 Федерального закона от 25.12.1995 N 222-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Между тем в силу статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ; НГР:Р0003619 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0003621 и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; НГР:Р9803595.

Пунктом 3 статьи 48 Кодекса установлено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Данное положение применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора согласно пункту 10 статьи 48 названного Кодекса.

С иском о применении налоговой санкции налоговые органы могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (статья 115 Кодекса).

Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки, пеней и штрафа по взносам в государственные внебюджетные фонды.

Требование об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования за первое полугодие 1999 года было оформлено налоговым органом 10.09.2002 по результатам выездной налоговой проверки с указанием срока их уплаты: до 12.10.2002.

Между тем о неуплате предпринимателем взносов в перечисленные государственные социальные внебюджетные фонды за первое полугодие 1999 года налоговому органу было известно и до выездной налоговой проверки.

Пропуск инспекцией срока направления требования об уплате налога (статья 70 Кодекса) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренного статьей 48 Кодекса.

Суд не проверил соблюдения налоговым органом срока на обращение в суд с иском как о взыскании обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, так и о применении налоговых санкций.

Исчисление налоговым органом недоимки по страховым взносам за первое полугодие 1999 года исходя из стоимости патента, то есть из предполагаемого (условного) дохода, признано судами правильным без учета постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П; НГР:Р9906358, согласно которому положения пункта "б" статьи 1 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ; НГР:Р9900001, определяющие порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей исходя из стоимости патента, признаны неконституционными.

Оспаривая решение инспекции, предприниматель указывал на то, что его доход за первое полугодие 1999 года не превысил 20 000 рублей. Сумма реального дохода Нурулина Б.Ш. ни налоговым органом, ни судами не проверялась.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права и поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731 подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р9200731, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 21.03.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 28.05.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1908/2003-5 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2003 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.

Председательствующий

О.В. Бойков

[отформатировано: 29.06.2004 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 05.07.2004 редактор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 20
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.100 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать