Основная информация

Дата опубликования: 27 июля 2007г.
Номер документа: ru51000200700271
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Мурманская область
Принявший орган: Правительство Мурманской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.07.2007 № 354-ПП/13

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2005-2008 ГОДЫ

{утратило силу – постановление Правительства от 23.10.2012 № 520-ПП}

Во исполнение распоряжения Правительства Мурманской области от 10.04.2007 № 89-РП «О приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации положений региональных целевых программ» Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменения в региональную целевую программу «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 23.03.2006 № 91-ПП/3 «О новой редакции региональной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы».

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать муниципальные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи населению в пределах своих полномочий в сфере охраны здоровья граждан.

Губернатор

Мурманской области

Ю. Евдокимов

Приложение

к постановлению Правительства

Мурманской области

от 27.07.2007 № 354-ПП/13

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

НА 2005-2008 ГОДЫ

ПАСПОРТ

Наименование программы

-

«Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы,

дата ее утверждения

-

-

постановление Правительства Мурманской области от 17.08.2004 № 261-ПП «О разработке региональных целевых программ»;

постановление Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП «О региональной целевой программе «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы»

Государственный

заказчик Программы

-

комитет по здравоохранению Мурманской

области

Основные разработчики Программы

-

-

-

комитет по здравоохранению Мурманской области;

государственное учреждение здравоохранения «Мурманский областной психоневрологический диспансер»;

государственное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» г.Апатиты

Цели и задачи

Программы

-

-

цели:

улучшение материально-технической базы психиатрических учреждений области;

увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;

снижение заболеваемости, инвалидизации,

смертности населения Мурманской области от психических болезней;

задачи:

организация системы профилактики психических расстройств;

обеспечение своевременного эффективного лечения больных с психическими расстройствами;

подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики психических расстройств

Важнейшие целевые

индикаторы и

показатели

- увеличение

охвата диспансерным наблюдением больных

в консультативной

группе

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

3406

больных

1%

1%

1%

1%

- снижение числа госпитализаций

больных в

круглосуточный

стационар

1727

больных

1,5%

1,5%

1,5%

1,5%

- увеличение

удельного веса

пролеченных в

дневном

(амбулаторном)

стационаре больных

381

проле-

ченных

больных

1%

1%

1%

1%

- увеличение

удельного веса

больных, выписанных

из круглосуточного

стационара со стойким

улучшением и

выздоровлением

1795

выпи-

санных

больных

1,5%

2%

1,5%

2%

Сроки и этапы

реализации Программы

2005-2008 годы

I этап - 2005 год

II этап - 2006-2008 годы

Объемы и источники финансирования

- общее финансирование (тыс. руб.):

2005 год - 10400,00;

2006 год - 13128,00;

2007 год - 14139,00;

2008 год - 39996,00

в том числе:

- из областного бюджета (тыс. руб.):

2005 год -10400,00;

2006 год - 13128,00;

2007 год - 14139,00;

2008 год - 39996,00

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической

эффективности

-

-

-

-

-

-

повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;

уменьшение уровня госпитализации психически больных в стационары круглосуточного пребывания;

сокращение длительности временной нетрудоспособности больных;

уменьшение количества суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;

снижение уровня инвалидизации лиц с психическими расстройствами;

обеспечение безопасных условий труда сотрудников психиатрической службы

1. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», решения коллегии Минздрава России от 21.03.2001 по вопросу «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года» (протокол № 6).

Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия первоочередных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе, тяжелые депрессии и связанные с ними самоубийства.

В 2003 году в психиатрические кабинеты лечебно-профилактических учреждений области обратилось 13% населения. Около 2,5% всего населения области наблюдается в психиатрических кабинетах.

В Мурманской области зарегистрированы 22171 человек, больных психическими расстройствами, из них 8830 человек составляют дети и подростки. На диспансерном учете состоят 8183 больных, в том числе детей и подростков - 1860. В консультативной группе наблюдаются 10490 человек, в том числе детей - 4583, подростков - 905. В эту группу входят больные, страдающие пограничными невротическими расстройствами. 50% из всех больных психическими расстройствами нуждаются в ежедневном приеме лекарственных препаратов.

За последние 5 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло по области на 5% и составляет 4389 человек, из них детей и подростков - 579 человек. При этом 96,6% составляют инвалиды первой и второй групп (по РФ - 80%); 75% инвалидов - это лица трудоспособного возраста. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях.

Отсутствие лечебно-трудовых мастерских при психиатрических учреждениях привело к значительному сокращению объема трудовой терапии и терапии занятостью лиц с психическими расстройствами. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Значительно ухудшилось социальное положение лиц с психическими расстройствами.

Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5% от учащихся всех школ. Не снижается число лиц, признанных не годными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.

Требует внимания укрепление материально-технической базы психиатрических стационаров. Остается неудовлетворительной база стационарных отделений (приспособленные помещения) Мурманского областного психоневрологического диспансера (далее - МОПНД), площадь на одну койку составляет 2,7 кв. м (санитарная норма - 7 кв. м). В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Отсутствуют общежития для психически больных, утративших родственные связи. В области не хватает мест в учреждениях соцобеспечения - домах инвалидов для психохроников. По этой причине 28% коечного фонда Мурманской областной психиатрической больницы (далее - МОПБ) занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения. Из-за отсутствия путевок в учреждения соцобеспечения одинокие больные вынуждены находиться длительное время в домашних условиях без ухода.

Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены физическими лицами только на 56%, судебных психиатров - на 28%, психотерапевтов - на 40%). Из-за отсутствия специалистов по социальной работе, недостаточного числа медицинских психологов, социальных работников, юристов в лечебно-профилактических учреждениях практически отсутствует социально-психологическая служба, необходимая для осуществления предупреждения эмоционально-стрессовых расстройств у пациентов. В результате недостаточной развитости системы социально-трудовой и медицинской реабилитации значительное число больных не может адаптироваться к новым условиям жизни, теряет остаточную трудоспособность и источники средств к существованию.

Ухудшение социального положения психически больных, рост инвалидности среди данного контингента обуславливают рост общественно-опасных действий со стороны лиц с психическими расстройствами. По данным МВД РФ, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушения, за последние 5 лет увеличилось на 60%. Такая же ситуация сохраняется и в области. В структуре правонарушений преобладают преступления против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования).

Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число суицидов увеличилось почти в 2 раза. Неблагоприятная ситуация по числу самоубийств и суицидных попыток складывается и в области. Число завершенных самоубийств по Мурманской области остается высоким. Более 80% суицидентов нуждаются в оказании помощи психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, в связи с чем возникла необходимость развития суицидологической службы и расширения психотерапевтической помощи в Мурманской области.

В области отсутствует судебно-психиатрическое отделение для проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз подстражным и отделение специализированного типа для принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушения и по решению суда признанных невменяемыми. В связи с этим данный контингент направляется за пределы области, что требует дополнительных финансовых затрат.

Отсутствие специализированного отделения приводит к нарушению уголовного законодательства (ст.99 Уголовного кодекса) и лишает возможности дифференцированного применения принудительных мер медицинского характера, вынуждает судебно-психиатрических экспертов рекомендовать суду применение, в основном, общего вида принудительного лечения. Однако наиболее часто принудительное лечение должно применяться в психиатрических стационарах специализированного типа.

Открытие данного отделения регламентировано ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В области имеются трудности в бесплатном обеспечении психически больных профильными лекарственными препаратами. Число таких больных по области составляет 4900 человек.

2. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

- дальнейшее развитие и совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Мурманской области;

- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах области;

- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи;

- совершенствование форм реабилитации больных с психическими расстройствами;

- профилактика психических расстройств.

Проведение этих мероприятий позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с психическими расстройствами.

Задачами Программы являются:

- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи населению;

- раннее выявление больных и своевременная диагностика психических заболеваний;

- обеспечение больных современными лекарственными препаратами для купирования психопродуктивной симптоматики и достижения длительной и качественной ремиссии.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели:



Наименование

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

1.

Увеличение охвата

диспансерным наблюдением

больных в консультативной группе

3406

больных

1%

1%

1%

1%

2.

Снижение числа госпитализаций

больных в круглосуточный стационар

1727

больных

1,5%

1,5%

1,5%

1,5%

3.

Увеличение удельного веса

пролеченных в дневном

(амбулаторном) стационаре

больных

381

проле-

ченных

больных

1%

1%

1%

1%

4.

Увеличение удельного веса

больных, выписанных из круглосуточного

стационара со стойким

улучшением и выздоровлением

1795

выпи-

санных

больных

1,5%

2%

1,5%

2%

Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы.

Этапы реализации Программы:

1 этап - 2005 год:

- повышение квалификации специалистов;

II этап - 2006-2008 годы:

- укрепление материально-технической базы (в том числе приобретение санитарного транспорта, капитальный ремонт психиатрических учреждений);

- развитие информационных технологий (приобретение оргтехники).

3. Перечень программных мероприятий

Программой предусмотрен Перечень мероприятий по ее реализации (прилагается), в котором отражены основные направления Программы:

- укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт психиатрических учреждений, приобретение медоборудования и санитарного транспорта;

реорганизация психиатрической, в том числе психотерапевтической и суицидологической служб, а именно: открытие отделений сестринского ухода, развертывание психосоматических коек, открытие и организация работы суицидологической и психотерапевтической служб для комплексного лечения больных в психиатрических кабинетах и учреждениях области, открытие и организация работы «телефона доверия», открытие отделения специализированного типа для проведения принудительного лечения больных, совершивших правонарушения, на базе МОПБ на 30 коек;

повышение квалификации специалистов, в том числе проведение выездных обучающих циклов по психиатрии 1 раз в 5 лет. При необходимости направлять врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь населению, на усовершенствование в учреждения последипломного образования;

обеспечение лекарственными средствами (приложение к Перечню). Для гарантированного обеспечения больных с психическими расстройствами лекарственными средствами и снижения финансовых затрат бюджетов всех уровней необходимо организовать централизованные закупки современных нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, в соответствии с планом закупок осуществлять распределение централизованно закупленных медикаментов по психиатрическим учреждениям области;

профилактика психических и невротических расстройств, в том числе постоянное проведение тематических занятий с врачами общелечебной сети лечебно-профилактических учреждений области (далее - ЛПУ) по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии;

развитие информационных технологий.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы по годам составляет:

(тыс. руб.)

Источники и направления

финансирования

Годы реализации

2005-2008

2005

2006

2007

2008

Всего,

в том числе:

77663

10400

13128

14139

39996

увеличение стоимости

основных средств

-

-

-

-

-

прочие расходы,

в том числе

капитальный ремонт

77663

26782

10400

-

13128

2000

14139

-

39996

24782

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.

5. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является комитет по здравоохранению Мурманской области.

В ходе реализации Программы комитет по здравоохранению обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет совместно с Правительством Мурманской области контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.

Механизм реализации Программы определяется департаментом финансов Мурманской области путем выделения финансовых средств под конкретные мероприятия Программы.

Финансирование мероприятий Программы за счет бюджета осуществляется в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год.

Текущее управление и координацию работ по реализации программных мероприятий осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим здравоохранение.

Государственный заказчик ежеквартально предоставляет в департамент экономического развития Мурманской области информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.

Государственный заказчик ежегодно до 1 февраля направляет в департамент экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- снизить количество суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;

- уменьшить уровень госпитализаций пациентов в стационар круглосуточного пребывания;

- оптимизировать использование новейших методов лечения психических расстройств;

- обеспечить ЛПУ современным медоборудованием;

- увеличить продолжительность активной жизни и снизить уровень ранней инвалидизации лиц с психическими расстройствами, в том числе детей и подростков;

- достичь продолжительных и качественных ремиссий у больных с психическими расстройствами.

Социально-экономическая эффективность Программы заключается:

в улучшении демографической ситуации в Мурманской области;

в повышении эффективности оказания медицинской помощи;

в снижении заболеваемости и улучшении психического здоровья населения.

Экономическая эффективность заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение психических заболеваний.

Приложение

к региональной целевой программе

«Неотложные меры по совершенствованию

психиатрической помощи населению

Мурманской области» на 2005-2008 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий по реализации Программы

№ п/п

Мероприятия

Объем финансирования

(тыс. руб.)

Источник финансирования

Исполнитель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Открытие отделения специализированного типа на 30 коек в МОПБ для принудительного лечения лиц с психическими расстройствами (капитальные вложения)

2000

областной

бюджет

МОПБ

2.

Капитальный ремонт стационаров областных психиатрических учреждений:

- стационара МОПБ

- стационара МОПНД

15926

8856

областной

бюджет

МОПБ

МОПНД

3.

Открытие новых подразделений на базе ЛПУ области

областной

бюджет

3.1.

МОПНД

- открытие суицидологического кабинета в амбулаторно-поликлиническом отделении

диспансера (2 кабинета),

- открытие и организация работы «телефона доверия» в помещении, выделенном администрацией г.Мурманска

областной

бюджет

МОПНД

администрация

г.Мурманска,

МОПНД

1

2

3

4

5

6

7

8

3.2.

МОПБ

- открытие геронтопсихиатрического отделения на 50 коек за счет реструктуризации коечного фонда

областной

бюджет

МОПБ

3.3.

Мурманский областной кожно-венерологический диспансер (МОКВД):

- открытие психосоматического отделения длябольных дерматологического профиля на базе МОКВД на 5 коек за счет реструктуризации коечного фонда

1060

областной

бюджет

МОКВД

4.

Внедрение биопсихосоциальной (полипрофессиональной) модели оказания помощи психически больным (психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, специалист по социальной работе)

в

течение года

в течение года

МОПБ, МОПНД, руководители органов управления муниципальным здравоохранением, главные врачи медицинских учреждений области

5.

Укрепление материально-технической базы МОПБ

областной

бюджет

МОПБ

6.

Повышение квалификации специалистов:

- по геронтопсихиатрии (1 психиатр и 1 терапевт для МОПБ);

- по суицидологии (2 психиатра для МОПНД);

- по судебно-психиатрической экспертизе (3 врача психиатра и 1 психолог)

60

областной

бюджет

МОПБ

МОПНД

МОПНД,

МОПБ

1

2

3

4

5

6

7

8

7.

Обеспечение лекарственными препаратами

7.1.

Обеспечение лекарственными препаратами для лечения больных с психическими расстройствами МОПНД, МОПБ

7588

9358

14139

15214

областной

бюджет

МОПНД,

МОПБ

7.2.

Льготное обеспечение лекарственными препаратами

1692

1770

-

-

областной

бюджет

медицинские

учреждения

области

8.

Профилактика психических расстройств:

постоянно проводить тематические занятия с врачами общелечебной сети ЛПУ области по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии, санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации с акцентом на профилактику психических и невротических расстройств

МОПНД,

МОПБ,

медицинские учреждения области,

областной центр медицинской профилактики

Итого

10400

13128

14139

39996

областной бюджет

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Мурманский вестник № 146 от 07.08.2007
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Жилищное законодательство, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.010 Общие положения, 140.010.040 Медицинские учреждения, 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению, 140.010.140 Иные вопросы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать