Основная информация
Дата опубликования: | 27 июля 2007г. |
Номер документа: | ru51000200700271 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Мурманская область |
Принявший орган: | Правительство Мурманской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.07.2007 № 354-ПП/13
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2005-2008 ГОДЫ
{утратило силу – постановление Правительства от 23.10.2012 № 520-ПП}
Во исполнение распоряжения Правительства Мурманской области от 10.04.2007 № 89-РП «О приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации положений региональных целевых программ» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в региональную целевую программу «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 23.03.2006 № 91-ПП/3 «О новой редакции региональной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы».
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать муниципальные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи населению в пределах своих полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 27.07.2007 № 354-ПП/13
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2005-2008 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Наименование программы
-
«Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы,
дата ее утверждения
-
-
постановление Правительства Мурманской области от 17.08.2004 № 261-ПП «О разработке региональных целевых программ»;
постановление Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП «О региональной целевой программе «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы»
Государственный
заказчик Программы
-
комитет по здравоохранению Мурманской
области
Основные разработчики Программы
-
-
-
комитет по здравоохранению Мурманской области;
государственное учреждение здравоохранения «Мурманский областной психоневрологический диспансер»;
государственное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» г.Апатиты
Цели и задачи
Программы
-
-
цели:
улучшение материально-технической базы психиатрических учреждений области;
увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;
снижение заболеваемости, инвалидизации,
смертности населения Мурманской области от психических болезней;
задачи:
организация системы профилактики психических расстройств;
обеспечение своевременного эффективного лечения больных с психическими расстройствами;
подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики психических расстройств
Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели
- увеличение
охвата диспансерным наблюдением больных
в консультативной
группе
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
3406
больных
1%
1%
1%
1%
- снижение числа госпитализаций
больных в
круглосуточный
стационар
1727
больных
1,5%
1,5%
1,5%
1,5%
- увеличение
удельного веса
пролеченных в
дневном
(амбулаторном)
стационаре больных
381
проле-
ченных
больных
1%
1%
1%
1%
- увеличение
удельного веса
больных, выписанных
из круглосуточного
стационара со стойким
улучшением и
выздоровлением
1795
выпи-
санных
больных
1,5%
2%
1,5%
2%
Сроки и этапы
реализации Программы
2005-2008 годы
I этап - 2005 год
II этап - 2006-2008 годы
Объемы и источники финансирования
- общее финансирование (тыс. руб.):
2005 год - 10400,00;
2006 год - 13128,00;
2007 год - 14139,00;
2008 год - 39996,00
в том числе:
- из областного бюджета (тыс. руб.):
2005 год -10400,00;
2006 год - 13128,00;
2007 год - 14139,00;
2008 год - 39996,00
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической
эффективности
-
-
-
-
-
-
повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;
уменьшение уровня госпитализации психически больных в стационары круглосуточного пребывания;
сокращение длительности временной нетрудоспособности больных;
уменьшение количества суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;
снижение уровня инвалидизации лиц с психическими расстройствами;
обеспечение безопасных условий труда сотрудников психиатрической службы
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», решения коллегии Минздрава России от 21.03.2001 по вопросу «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года» (протокол № 6).
Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия первоочередных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе, тяжелые депрессии и связанные с ними самоубийства.
В 2003 году в психиатрические кабинеты лечебно-профилактических учреждений области обратилось 13% населения. Около 2,5% всего населения области наблюдается в психиатрических кабинетах.
В Мурманской области зарегистрированы 22171 человек, больных психическими расстройствами, из них 8830 человек составляют дети и подростки. На диспансерном учете состоят 8183 больных, в том числе детей и подростков - 1860. В консультативной группе наблюдаются 10490 человек, в том числе детей - 4583, подростков - 905. В эту группу входят больные, страдающие пограничными невротическими расстройствами. 50% из всех больных психическими расстройствами нуждаются в ежедневном приеме лекарственных препаратов.
За последние 5 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло по области на 5% и составляет 4389 человек, из них детей и подростков - 579 человек. При этом 96,6% составляют инвалиды первой и второй групп (по РФ - 80%); 75% инвалидов - это лица трудоспособного возраста. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях.
Отсутствие лечебно-трудовых мастерских при психиатрических учреждениях привело к значительному сокращению объема трудовой терапии и терапии занятостью лиц с психическими расстройствами. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Значительно ухудшилось социальное положение лиц с психическими расстройствами.
Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5% от учащихся всех школ. Не снижается число лиц, признанных не годными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.
Требует внимания укрепление материально-технической базы психиатрических стационаров. Остается неудовлетворительной база стационарных отделений (приспособленные помещения) Мурманского областного психоневрологического диспансера (далее - МОПНД), площадь на одну койку составляет 2,7 кв. м (санитарная норма - 7 кв. м). В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Отсутствуют общежития для психически больных, утративших родственные связи. В области не хватает мест в учреждениях соцобеспечения - домах инвалидов для психохроников. По этой причине 28% коечного фонда Мурманской областной психиатрической больницы (далее - МОПБ) занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения. Из-за отсутствия путевок в учреждения соцобеспечения одинокие больные вынуждены находиться длительное время в домашних условиях без ухода.
Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены физическими лицами только на 56%, судебных психиатров - на 28%, психотерапевтов - на 40%). Из-за отсутствия специалистов по социальной работе, недостаточного числа медицинских психологов, социальных работников, юристов в лечебно-профилактических учреждениях практически отсутствует социально-психологическая служба, необходимая для осуществления предупреждения эмоционально-стрессовых расстройств у пациентов. В результате недостаточной развитости системы социально-трудовой и медицинской реабилитации значительное число больных не может адаптироваться к новым условиям жизни, теряет остаточную трудоспособность и источники средств к существованию.
Ухудшение социального положения психически больных, рост инвалидности среди данного контингента обуславливают рост общественно-опасных действий со стороны лиц с психическими расстройствами. По данным МВД РФ, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушения, за последние 5 лет увеличилось на 60%. Такая же ситуация сохраняется и в области. В структуре правонарушений преобладают преступления против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования).
Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число суицидов увеличилось почти в 2 раза. Неблагоприятная ситуация по числу самоубийств и суицидных попыток складывается и в области. Число завершенных самоубийств по Мурманской области остается высоким. Более 80% суицидентов нуждаются в оказании помощи психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, в связи с чем возникла необходимость развития суицидологической службы и расширения психотерапевтической помощи в Мурманской области.
В области отсутствует судебно-психиатрическое отделение для проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз подстражным и отделение специализированного типа для принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушения и по решению суда признанных невменяемыми. В связи с этим данный контингент направляется за пределы области, что требует дополнительных финансовых затрат.
Отсутствие специализированного отделения приводит к нарушению уголовного законодательства (ст.99 Уголовного кодекса) и лишает возможности дифференцированного применения принудительных мер медицинского характера, вынуждает судебно-психиатрических экспертов рекомендовать суду применение, в основном, общего вида принудительного лечения. Однако наиболее часто принудительное лечение должно применяться в психиатрических стационарах специализированного типа.
Открытие данного отделения регламентировано ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В области имеются трудности в бесплатном обеспечении психически больных профильными лекарственными препаратами. Число таких больных по области составляет 4900 человек.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Мурманской области;
- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах области;
- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи;
- совершенствование форм реабилитации больных с психическими расстройствами;
- профилактика психических расстройств.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с психическими расстройствами.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи населению;
- раннее выявление больных и своевременная диагностика психических заболеваний;
- обеспечение больных современными лекарственными препаратами для купирования психопродуктивной симптоматики и достижения длительной и качественной ремиссии.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
№
Наименование
Годы
2004
2005
2006
2007
2008
1.
Увеличение охвата
диспансерным наблюдением
больных в консультативной группе
3406
больных
1%
1%
1%
1%
2.
Снижение числа госпитализаций
больных в круглосуточный стационар
1727
больных
1,5%
1,5%
1,5%
1,5%
3.
Увеличение удельного веса
пролеченных в дневном
(амбулаторном) стационаре
больных
381
проле-
ченных
больных
1%
1%
1%
1%
4.
Увеличение удельного веса
больных, выписанных из круглосуточного
стационара со стойким
улучшением и выздоровлением
1795
выпи-
санных
больных
1,5%
2%
1,5%
2%
Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы.
Этапы реализации Программы:
1 этап - 2005 год:
- повышение квалификации специалистов;
II этап - 2006-2008 годы:
- укрепление материально-технической базы (в том числе приобретение санитарного транспорта, капитальный ремонт психиатрических учреждений);
- развитие информационных технологий (приобретение оргтехники).
3. Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрен Перечень мероприятий по ее реализации (прилагается), в котором отражены основные направления Программы:
- укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт психиатрических учреждений, приобретение медоборудования и санитарного транспорта;
реорганизация психиатрической, в том числе психотерапевтической и суицидологической служб, а именно: открытие отделений сестринского ухода, развертывание психосоматических коек, открытие и организация работы суицидологической и психотерапевтической служб для комплексного лечения больных в психиатрических кабинетах и учреждениях области, открытие и организация работы «телефона доверия», открытие отделения специализированного типа для проведения принудительного лечения больных, совершивших правонарушения, на базе МОПБ на 30 коек;
повышение квалификации специалистов, в том числе проведение выездных обучающих циклов по психиатрии 1 раз в 5 лет. При необходимости направлять врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь населению, на усовершенствование в учреждения последипломного образования;
обеспечение лекарственными средствами (приложение к Перечню). Для гарантированного обеспечения больных с психическими расстройствами лекарственными средствами и снижения финансовых затрат бюджетов всех уровней необходимо организовать централизованные закупки современных нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, в соответствии с планом закупок осуществлять распределение централизованно закупленных медикаментов по психиатрическим учреждениям области;
профилактика психических и невротических расстройств, в том числе постоянное проведение тематических занятий с врачами общелечебной сети лечебно-профилактических учреждений области (далее - ЛПУ) по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии;
развитие информационных технологий.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы по годам составляет:
(тыс. руб.)
Источники и направления
финансирования
Годы реализации
2005-2008
2005
2006
2007
2008
Всего,
в том числе:
77663
10400
13128
14139
39996
увеличение стоимости
основных средств
-
-
-
-
-
прочие расходы,
в том числе
капитальный ремонт
77663
26782
10400
-
13128
2000
14139
-
39996
24782
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является комитет по здравоохранению Мурманской области.
В ходе реализации Программы комитет по здравоохранению обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет совместно с Правительством Мурманской области контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.
Механизм реализации Программы определяется департаментом финансов Мурманской области путем выделения финансовых средств под конкретные мероприятия Программы.
Финансирование мероприятий Программы за счет бюджета осуществляется в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год.
Текущее управление и координацию работ по реализации программных мероприятий осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим здравоохранение.
Государственный заказчик ежеквартально предоставляет в департамент экономического развития Мурманской области информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.
Государственный заказчик ежегодно до 1 февраля направляет в департамент экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- снизить количество суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;
- уменьшить уровень госпитализаций пациентов в стационар круглосуточного пребывания;
- оптимизировать использование новейших методов лечения психических расстройств;
- обеспечить ЛПУ современным медоборудованием;
- увеличить продолжительность активной жизни и снизить уровень ранней инвалидизации лиц с психическими расстройствами, в том числе детей и подростков;
- достичь продолжительных и качественных ремиссий у больных с психическими расстройствами.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается:
в улучшении демографической ситуации в Мурманской области;
в повышении эффективности оказания медицинской помощи;
в снижении заболеваемости и улучшении психического здоровья населения.
Экономическая эффективность заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение психических заболеваний.
Приложение
к региональной целевой программе
«Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи населению
Мурманской области» на 2005-2008 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий по реализации Программы
№ п/п
Мероприятия
Объем финансирования
(тыс. руб.)
Источник финансирования
Исполнитель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Открытие отделения специализированного типа на 30 коек в МОПБ для принудительного лечения лиц с психическими расстройствами (капитальные вложения)
2000
областной
бюджет
МОПБ
2.
Капитальный ремонт стационаров областных психиатрических учреждений:
- стационара МОПБ
- стационара МОПНД
15926
8856
областной
бюджет
МОПБ
МОПНД
3.
Открытие новых подразделений на базе ЛПУ области
областной
бюджет
3.1.
МОПНД
- открытие суицидологического кабинета в амбулаторно-поликлиническом отделении
диспансера (2 кабинета),
- открытие и организация работы «телефона доверия» в помещении, выделенном администрацией г.Мурманска
областной
бюджет
МОПНД
администрация
г.Мурманска,
МОПНД
1
2
3
4
5
6
7
8
3.2.
МОПБ
- открытие геронтопсихиатрического отделения на 50 коек за счет реструктуризации коечного фонда
областной
бюджет
МОПБ
3.3.
Мурманский областной кожно-венерологический диспансер (МОКВД):
- открытие психосоматического отделения длябольных дерматологического профиля на базе МОКВД на 5 коек за счет реструктуризации коечного фонда
1060
областной
бюджет
МОКВД
4.
Внедрение биопсихосоциальной (полипрофессиональной) модели оказания помощи психически больным (психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, специалист по социальной работе)
в
течение года
в течение года
МОПБ, МОПНД, руководители органов управления муниципальным здравоохранением, главные врачи медицинских учреждений области
5.
Укрепление материально-технической базы МОПБ
областной
бюджет
МОПБ
6.
Повышение квалификации специалистов:
- по геронтопсихиатрии (1 психиатр и 1 терапевт для МОПБ);
- по суицидологии (2 психиатра для МОПНД);
- по судебно-психиатрической экспертизе (3 врача психиатра и 1 психолог)
60
областной
бюджет
МОПБ
МОПНД
МОПНД,
МОПБ
1
2
3
4
5
6
7
8
7.
Обеспечение лекарственными препаратами
7.1.
Обеспечение лекарственными препаратами для лечения больных с психическими расстройствами МОПНД, МОПБ
7588
9358
14139
15214
областной
бюджет
МОПНД,
МОПБ
7.2.
Льготное обеспечение лекарственными препаратами
1692
1770
-
-
областной
бюджет
медицинские
учреждения
области
8.
Профилактика психических расстройств:
постоянно проводить тематические занятия с врачами общелечебной сети ЛПУ области по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии, санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации с акцентом на профилактику психических и невротических расстройств
МОПНД,
МОПБ,
медицинские учреждения области,
областной центр медицинской профилактики
Итого
10400
13128
14139
39996
областной бюджет
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27.07.2007 № 354-ПП/13
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2005-2008 ГОДЫ
{утратило силу – постановление Правительства от 23.10.2012 № 520-ПП}
Во исполнение распоряжения Правительства Мурманской области от 10.04.2007 № 89-РП «О приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации положений региональных целевых программ» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в региональную целевую программу «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 23.03.2006 № 91-ПП/3 «О новой редакции региональной целевой программы «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы».
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать муниципальные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи населению в пределах своих полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 27.07.2007 № 354-ПП/13
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2005-2008 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Наименование программы
-
«Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы,
дата ее утверждения
-
-
постановление Правительства Мурманской области от 17.08.2004 № 261-ПП «О разработке региональных целевых программ»;
постановление Правительства Мурманской области от 27.12.2004 № 394-ПП «О региональной целевой программе «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Мурманской области» на 2005-2008 годы»
Государственный
заказчик Программы
-
комитет по здравоохранению Мурманской
области
Основные разработчики Программы
-
-
-
комитет по здравоохранению Мурманской области;
государственное учреждение здравоохранения «Мурманский областной психоневрологический диспансер»;
государственное учреждение здравоохранения «Мурманская областная психиатрическая больница» г.Апатиты
Цели и задачи
Программы
-
-
цели:
улучшение материально-технической базы психиатрических учреждений области;
увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;
снижение заболеваемости, инвалидизации,
смертности населения Мурманской области от психических болезней;
задачи:
организация системы профилактики психических расстройств;
обеспечение своевременного эффективного лечения больных с психическими расстройствами;
подготовка медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения и профилактики психических расстройств
Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели
- увеличение
охвата диспансерным наблюдением больных
в консультативной
группе
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
3406
больных
1%
1%
1%
1%
- снижение числа госпитализаций
больных в
круглосуточный
стационар
1727
больных
1,5%
1,5%
1,5%
1,5%
- увеличение
удельного веса
пролеченных в
дневном
(амбулаторном)
стационаре больных
381
проле-
ченных
больных
1%
1%
1%
1%
- увеличение
удельного веса
больных, выписанных
из круглосуточного
стационара со стойким
улучшением и
выздоровлением
1795
выпи-
санных
больных
1,5%
2%
1,5%
2%
Сроки и этапы
реализации Программы
2005-2008 годы
I этап - 2005 год
II этап - 2006-2008 годы
Объемы и источники финансирования
- общее финансирование (тыс. руб.):
2005 год - 10400,00;
2006 год - 13128,00;
2007 год - 14139,00;
2008 год - 39996,00
в том числе:
- из областного бюджета (тыс. руб.):
2005 год -10400,00;
2006 год - 13128,00;
2007 год - 14139,00;
2008 год - 39996,00
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической
эффективности
-
-
-
-
-
-
повышение качества жизни больных с психическими расстройствами;
уменьшение уровня госпитализации психически больных в стационары круглосуточного пребывания;
сокращение длительности временной нетрудоспособности больных;
уменьшение количества суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;
снижение уровня инвалидизации лиц с психическими расстройствами;
обеспечение безопасных условий труда сотрудников психиатрической службы
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Программа разработана во исполнение Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», от 25.05.1994 № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», решения коллегии Минздрава России от 21.03.2001 по вопросу «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года» (протокол № 6).
Разработка Программы обусловлена необходимостью принятия первоочередных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких, как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе, тяжелые депрессии и связанные с ними самоубийства.
В 2003 году в психиатрические кабинеты лечебно-профилактических учреждений области обратилось 13% населения. Около 2,5% всего населения области наблюдается в психиатрических кабинетах.
В Мурманской области зарегистрированы 22171 человек, больных психическими расстройствами, из них 8830 человек составляют дети и подростки. На диспансерном учете состоят 8183 больных, в том числе детей и подростков - 1860. В консультативной группе наблюдаются 10490 человек, в том числе детей - 4583, подростков - 905. В эту группу входят больные, страдающие пограничными невротическими расстройствами. 50% из всех больных психическими расстройствами нуждаются в ежедневном приеме лекарственных препаратов.
За последние 5 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло по области на 5% и составляет 4389 человек, из них детей и подростков - 579 человек. При этом 96,6% составляют инвалиды первой и второй групп (по РФ - 80%); 75% инвалидов - это лица трудоспособного возраста. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях.
Отсутствие лечебно-трудовых мастерских при психиатрических учреждениях привело к значительному сокращению объема трудовой терапии и терапии занятостью лиц с психическими расстройствами. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Значительно ухудшилось социальное положение лиц с психическими расстройствами.
Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5% от учащихся всех школ. Не снижается число лиц, признанных не годными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.
Требует внимания укрепление материально-технической базы психиатрических стационаров. Остается неудовлетворительной база стационарных отделений (приспособленные помещения) Мурманского областного психоневрологического диспансера (далее - МОПНД), площадь на одну койку составляет 2,7 кв. м (санитарная норма - 7 кв. м). В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Отсутствуют общежития для психически больных, утративших родственные связи. В области не хватает мест в учреждениях соцобеспечения - домах инвалидов для психохроников. По этой причине 28% коечного фонда Мурманской областной психиатрической больницы (далее - МОПБ) занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения. Из-за отсутствия путевок в учреждения соцобеспечения одинокие больные вынуждены находиться длительное время в домашних условиях без ухода.
Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены физическими лицами только на 56%, судебных психиатров - на 28%, психотерапевтов - на 40%). Из-за отсутствия специалистов по социальной работе, недостаточного числа медицинских психологов, социальных работников, юристов в лечебно-профилактических учреждениях практически отсутствует социально-психологическая служба, необходимая для осуществления предупреждения эмоционально-стрессовых расстройств у пациентов. В результате недостаточной развитости системы социально-трудовой и медицинской реабилитации значительное число больных не может адаптироваться к новым условиям жизни, теряет остаточную трудоспособность и источники средств к существованию.
Ухудшение социального положения психически больных, рост инвалидности среди данного контингента обуславливают рост общественно-опасных действий со стороны лиц с психическими расстройствами. По данным МВД РФ, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушения, за последние 5 лет увеличилось на 60%. Такая же ситуация сохраняется и в области. В структуре правонарушений преобладают преступления против личности (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилования).
Многие больные из-за безысходности, не имея жизненных перспектив и достаточной помощи, заканчивают жизнь самоубийством. За последние 5 лет, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число суицидов увеличилось почти в 2 раза. Неблагоприятная ситуация по числу самоубийств и суицидных попыток складывается и в области. Число завершенных самоубийств по Мурманской области остается высоким. Более 80% суицидентов нуждаются в оказании помощи психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, в связи с чем возникла необходимость развития суицидологической службы и расширения психотерапевтической помощи в Мурманской области.
В области отсутствует судебно-психиатрическое отделение для проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз подстражным и отделение специализированного типа для принудительного лечения психически больных, совершивших правонарушения и по решению суда признанных невменяемыми. В связи с этим данный контингент направляется за пределы области, что требует дополнительных финансовых затрат.
Отсутствие специализированного отделения приводит к нарушению уголовного законодательства (ст.99 Уголовного кодекса) и лишает возможности дифференцированного применения принудительных мер медицинского характера, вынуждает судебно-психиатрических экспертов рекомендовать суду применение, в основном, общего вида принудительного лечения. Однако наиболее часто принудительное лечение должно применяться в психиатрических стационарах специализированного типа.
Открытие данного отделения регламентировано ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В области имеются трудности в бесплатном обеспечении психически больных профильными лекарственными препаратами. Число таких больных по области составляет 4900 человек.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование форм оказания психиатрической помощи населению Мурманской области;
- улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах области;
- расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи;
- совершенствование форм реабилитации больных с психическими расстройствами;
- профилактика психических расстройств.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить продолжительность и улучшить качество жизни больных с психическими расстройствами.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности и доступности психиатрической помощи населению;
- раннее выявление больных и своевременная диагностика психических заболеваний;
- обеспечение больных современными лекарственными препаратами для купирования психопродуктивной симптоматики и достижения длительной и качественной ремиссии.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели:
№
Наименование
Годы
2004
2005
2006
2007
2008
1.
Увеличение охвата
диспансерным наблюдением
больных в консультативной группе
3406
больных
1%
1%
1%
1%
2.
Снижение числа госпитализаций
больных в круглосуточный стационар
1727
больных
1,5%
1,5%
1,5%
1,5%
3.
Увеличение удельного веса
пролеченных в дневном
(амбулаторном) стационаре
больных
381
проле-
ченных
больных
1%
1%
1%
1%
4.
Увеличение удельного веса
больных, выписанных из круглосуточного
стационара со стойким
улучшением и выздоровлением
1795
выпи-
санных
больных
1,5%
2%
1,5%
2%
Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы.
Этапы реализации Программы:
1 этап - 2005 год:
- повышение квалификации специалистов;
II этап - 2006-2008 годы:
- укрепление материально-технической базы (в том числе приобретение санитарного транспорта, капитальный ремонт психиатрических учреждений);
- развитие информационных технологий (приобретение оргтехники).
3. Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрен Перечень мероприятий по ее реализации (прилагается), в котором отражены основные направления Программы:
- укрепление материально-технической базы, в том числе капитальный ремонт психиатрических учреждений, приобретение медоборудования и санитарного транспорта;
реорганизация психиатрической, в том числе психотерапевтической и суицидологической служб, а именно: открытие отделений сестринского ухода, развертывание психосоматических коек, открытие и организация работы суицидологической и психотерапевтической служб для комплексного лечения больных в психиатрических кабинетах и учреждениях области, открытие и организация работы «телефона доверия», открытие отделения специализированного типа для проведения принудительного лечения больных, совершивших правонарушения, на базе МОПБ на 30 коек;
повышение квалификации специалистов, в том числе проведение выездных обучающих циклов по психиатрии 1 раз в 5 лет. При необходимости направлять врачей и других специалистов, оказывающих психиатрическую помощь населению, на усовершенствование в учреждения последипломного образования;
обеспечение лекарственными средствами (приложение к Перечню). Для гарантированного обеспечения больных с психическими расстройствами лекарственными средствами и снижения финансовых затрат бюджетов всех уровней необходимо организовать централизованные закупки современных нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов, противосудорожных препаратов, в соответствии с планом закупок осуществлять распределение централизованно закупленных медикаментов по психиатрическим учреждениям области;
профилактика психических и невротических расстройств, в том числе постоянное проведение тематических занятий с врачами общелечебной сети лечебно-профилактических учреждений области (далее - ЛПУ) по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии;
развитие информационных технологий.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы по годам составляет:
(тыс. руб.)
Источники и направления
финансирования
Годы реализации
2005-2008
2005
2006
2007
2008
Всего,
в том числе:
77663
10400
13128
14139
39996
увеличение стоимости
основных средств
-
-
-
-
-
прочие расходы,
в том числе
капитальный ремонт
77663
26782
10400
-
13128
2000
14139
-
39996
24782
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является комитет по здравоохранению Мурманской области.
В ходе реализации Программы комитет по здравоохранению обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет совместно с Правительством Мурманской области контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.
Механизм реализации Программы определяется департаментом финансов Мурманской области путем выделения финансовых средств под конкретные мероприятия Программы.
Финансирование мероприятий Программы за счет бюджета осуществляется в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год.
Текущее управление и координацию работ по реализации программных мероприятий осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим здравоохранение.
Государственный заказчик ежеквартально предоставляет в департамент экономического развития Мурманской области информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.
Государственный заказчик ежегодно до 1 февраля направляет в департамент экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- снизить количество суицидов и агрессивных действий, совершаемых психически больными;
- уменьшить уровень госпитализаций пациентов в стационар круглосуточного пребывания;
- оптимизировать использование новейших методов лечения психических расстройств;
- обеспечить ЛПУ современным медоборудованием;
- увеличить продолжительность активной жизни и снизить уровень ранней инвалидизации лиц с психическими расстройствами, в том числе детей и подростков;
- достичь продолжительных и качественных ремиссий у больных с психическими расстройствами.
Социально-экономическая эффективность Программы заключается:
в улучшении демографической ситуации в Мурманской области;
в повышении эффективности оказания медицинской помощи;
в снижении заболеваемости и улучшении психического здоровья населения.
Экономическая эффективность заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение психических заболеваний.
Приложение
к региональной целевой программе
«Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи населению
Мурманской области» на 2005-2008 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий по реализации Программы
№ п/п
Мероприятия
Объем финансирования
(тыс. руб.)
Источник финансирования
Исполнитель
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Открытие отделения специализированного типа на 30 коек в МОПБ для принудительного лечения лиц с психическими расстройствами (капитальные вложения)
2000
областной
бюджет
МОПБ
2.
Капитальный ремонт стационаров областных психиатрических учреждений:
- стационара МОПБ
- стационара МОПНД
15926
8856
областной
бюджет
МОПБ
МОПНД
3.
Открытие новых подразделений на базе ЛПУ области
областной
бюджет
3.1.
МОПНД
- открытие суицидологического кабинета в амбулаторно-поликлиническом отделении
диспансера (2 кабинета),
- открытие и организация работы «телефона доверия» в помещении, выделенном администрацией г.Мурманска
областной
бюджет
МОПНД
администрация
г.Мурманска,
МОПНД
1
2
3
4
5
6
7
8
3.2.
МОПБ
- открытие геронтопсихиатрического отделения на 50 коек за счет реструктуризации коечного фонда
областной
бюджет
МОПБ
3.3.
Мурманский областной кожно-венерологический диспансер (МОКВД):
- открытие психосоматического отделения длябольных дерматологического профиля на базе МОКВД на 5 коек за счет реструктуризации коечного фонда
1060
областной
бюджет
МОКВД
4.
Внедрение биопсихосоциальной (полипрофессиональной) модели оказания помощи психически больным (психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, специалист по социальной работе)
в
течение года
в течение года
МОПБ, МОПНД, руководители органов управления муниципальным здравоохранением, главные врачи медицинских учреждений области
5.
Укрепление материально-технической базы МОПБ
областной
бюджет
МОПБ
6.
Повышение квалификации специалистов:
- по геронтопсихиатрии (1 психиатр и 1 терапевт для МОПБ);
- по суицидологии (2 психиатра для МОПНД);
- по судебно-психиатрической экспертизе (3 врача психиатра и 1 психолог)
60
областной
бюджет
МОПБ
МОПНД
МОПНД,
МОПБ
1
2
3
4
5
6
7
8
7.
Обеспечение лекарственными препаратами
7.1.
Обеспечение лекарственными препаратами для лечения больных с психическими расстройствами МОПНД, МОПБ
7588
9358
14139
15214
областной
бюджет
МОПНД,
МОПБ
7.2.
Льготное обеспечение лекарственными препаратами
1692
1770
-
-
областной
бюджет
медицинские
учреждения
области
8.
Профилактика психических расстройств:
постоянно проводить тематические занятия с врачами общелечебной сети ЛПУ области по выявлению, профилактике психических расстройств и вопросам законодательства в психиатрии, санитарно-просветительную работу среди населения через средства массовой информации с акцентом на профилактику психических и невротических расстройств
МОПНД,
МОПБ,
медицинские учреждения области,
областной центр медицинской профилактики
Итого
10400
13128
14139
39996
областной бюджет
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Мурманский вестник № 146 от 07.08.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Жилищное законодательство, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.010 Общие положения, 140.010.040 Медицинские учреждения, 140.010.050 Лечебно-профилактическая помощь населению, 140.010.140 Иные вопросы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: