Основная информация
Дата опубликования: | 27 октября 2009г. |
Номер документа: | В200906760 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0906760
В200906760
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.02.2010, N 2, СТР. 138
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.10.2009 N 7694/09
СОЗДАНИЕ НОВОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Борисовой Е.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю и Агентства по управлению имуществом Пермского края о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 по делу А50-39051/2005-Г-7 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю - Баев А.Н., Постаногова Г.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое объединение "Крепар" - Аристов Е.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Борисовой Е.Е. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое объединение "Крепар" (далее - общество "Крепар") обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми и Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - управление регистрационной службы) о признании права собственности на нежилое двухэтажное здание площадью 363 кв. метра с антресольным этажом (литеры А, А1, А2), расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, д. 52 (далее - здание, объект).
Определением суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.12.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Пермской области.
Решением суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 21.02.2006 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 19.04.2006 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 20.06.2006 решение от 21.02.2006 и постановление от 19.04.2006 отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определениями суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 31.07.2006 и от 09.10.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент планирования и развития территории города Перми, общество с ограниченной ответственностью "Пермское специализированное предприятие "Оргбум", правительство Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 11.12.2006 в удовлетворении искового требования отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю (далее - управление Росимущества).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 решение суда первой инстанции от 11.12.2006 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 18.06.2007 решение от 11.12.2006 и постановление от 14.03.2007 отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Агентство по управлению имуществом Пермского края (далее - агентство) и правительство Пермского края.
Истец дополнил иск требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности Пермского края на спорное здание.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 исковые требования удовлетворены: признаны право собственности общества "Крепар" на спорный объект и недействительной государственная регистрация права собственности Пермского края на него.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 решение суда от 21.10.2008 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.02.2009 постановление от 18.12.2008 отменил, решение от 21.10.2008 оставил без изменения.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.10.2008 и постановления суда кассационной инстанции от 26.02.2009 управление Росимущества и агентство просят их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявления общество "Крепар" просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление регистрационной службы в отзыве на заявления указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами, 28.09.1990 между территориально-производственным объединением "Союзлесмонтаж" и Пермским специализированным управлением по монтажу, ремонту, модернизации и наладке технологического оборудования "Территориально-производственное объединение "Союзлесмонтаж" (далее - управление "ТПО "Союзлесмонтаж") заключен договор аренды основных средств, в том числе упомянутого здания.
Согласно плану приватизации управления "ТПО "Союзлесмонтаж", утвержденному Комитетом по управлению имуществом Пермской области 24.11.1993, спорное здание выкупу не подлежало.
Постановлением администрации города Перми от 30.11.1993 N 1655 указанное здание включено в состав муниципальной собственности города Перми, а впоследствии постановлением губернатора Пермской области от 05.12.1996 N 431 закреплено в государственной собственности Пермской области.
Постановлением администрации города Перми от 07.10.1997 N 1721 постановление от 30.11.1993 N 1655 признано утратившим силу.
В соответствии с письмом Комитета по управлению имуществом администрации Пермского края от 29.11.1993 управление "ТПО "Союзлесмонтаж" по акту приемки-передачи основных средств от 21.12.1993 передало упомянутое здание на баланс товариществу с ограниченной ответственностью "Крепар" (правопредшественнику общества "Крепар") с целью последующего заключения договора его аренды.
Общество "Крепар", полагая, что в результате проведения им за счет собственных средств реконструкции здания возник новый объект недвижимости, обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на это здание и недействительной регистрации права собственности на него субъекта Российской Федерации - Пермского края - от 25.04.2006.
Суд первой инстанции в решении от 21.10.2008, сославшись на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, в силу которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, пришел к выводу о том, что истцом создан новый объект недвижимости, признал обоснованным заявленный иск и удовлетворил требования.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции в постановлении от 18.12.2008 с этим выводом не согласился, поскольку, по его мнению, создание нового объекта недвижимого имущества материалами дела не подтверждается.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 26.02.2009 признал обоснованным вывод, изложенный в решении Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008, о возникновении нового объекта недвижимости.
Президиум считает, что выводы судов первой и кассационной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора администрации города Перми 19.06.1996 обществу "Крепар" выдано разрешение N 67р/96 на выполнение строительно-монтажных работ - капитальный ремонт и реконструкцию нежилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 52.
Актом приемки законченного строительством объекта от 29.05.2000 приемочная комиссия приняла реконструкцию здания. Актом от 06.06.2000 N 236 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.
Судами также установлено, что между истцом и администрацией города Перми заключены договоры аренды, подтверждающие предоставление земельного участка в аренду под строительство.
Кроме того, судами приняты во внимание результаты проведенной Пермским центром независимых экспертиз экспертизы от 11.07.2008 N 96.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 по делу N А50-39051/2005-Г-7, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения.
Заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю и Агентства по управлению имуществом Пермского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Исайчев
[введено: 19.02.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 15.03.2010 корректор НЦПИ - Гибадуллина Э.Р.]
В0906760
В200906760
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.02.2010, N 2, СТР. 138
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.10.2009 N 7694/09
СОЗДАНИЕ НОВОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Борисовой Е.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю и Агентства по управлению имуществом Пермского края о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 по делу А50-39051/2005-Г-7 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю - Баев А.Н., Постаногова Г.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое объединение "Крепар" - Аристов Е.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Борисовой Е.Е. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое объединение "Крепар" (далее - общество "Крепар") обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми и Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - управление регистрационной службы) о признании права собственности на нежилое двухэтажное здание площадью 363 кв. метра с антресольным этажом (литеры А, А1, А2), расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, д. 52 (далее - здание, объект).
Определением суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 01.12.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Пермской области.
Решением суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 21.02.2006 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 19.04.2006 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 20.06.2006 решение от 21.02.2006 и постановление от 19.04.2006 отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определениями суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 31.07.2006 и от 09.10.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент планирования и развития территории города Перми, общество с ограниченной ответственностью "Пермское специализированное предприятие "Оргбум", правительство Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 11.12.2006 в удовлетворении искового требования отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю (далее - управление Росимущества).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007 решение суда первой инстанции от 11.12.2006 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 18.06.2007 решение от 11.12.2006 и постановление от 14.03.2007 отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Агентство по управлению имуществом Пермского края (далее - агентство) и правительство Пермского края.
Истец дополнил иск требованием о признании недействительной государственной регистрации права собственности Пермского края на спорное здание.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 исковые требования удовлетворены: признаны право собственности общества "Крепар" на спорный объект и недействительной государственная регистрация права собственности Пермского края на него.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 решение суда от 21.10.2008 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 26.02.2009 постановление от 18.12.2008 отменил, решение от 21.10.2008 оставил без изменения.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 21.10.2008 и постановления суда кассационной инстанции от 26.02.2009 управление Росимущества и агентство просят их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на заявления общество "Крепар" просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление регистрационной службы в отзыве на заявления указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по делу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами, 28.09.1990 между территориально-производственным объединением "Союзлесмонтаж" и Пермским специализированным управлением по монтажу, ремонту, модернизации и наладке технологического оборудования "Территориально-производственное объединение "Союзлесмонтаж" (далее - управление "ТПО "Союзлесмонтаж") заключен договор аренды основных средств, в том числе упомянутого здания.
Согласно плану приватизации управления "ТПО "Союзлесмонтаж", утвержденному Комитетом по управлению имуществом Пермской области 24.11.1993, спорное здание выкупу не подлежало.
Постановлением администрации города Перми от 30.11.1993 N 1655 указанное здание включено в состав муниципальной собственности города Перми, а впоследствии постановлением губернатора Пермской области от 05.12.1996 N 431 закреплено в государственной собственности Пермской области.
Постановлением администрации города Перми от 07.10.1997 N 1721 постановление от 30.11.1993 N 1655 признано утратившим силу.
В соответствии с письмом Комитета по управлению имуществом администрации Пермского края от 29.11.1993 управление "ТПО "Союзлесмонтаж" по акту приемки-передачи основных средств от 21.12.1993 передало упомянутое здание на баланс товариществу с ограниченной ответственностью "Крепар" (правопредшественнику общества "Крепар") с целью последующего заключения договора его аренды.
Общество "Крепар", полагая, что в результате проведения им за счет собственных средств реконструкции здания возник новый объект недвижимости, обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на это здание и недействительной регистрации права собственности на него субъекта Российской Федерации - Пермского края - от 25.04.2006.
Суд первой инстанции в решении от 21.10.2008, сославшись на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации; НГР:Р9405309, в силу которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, пришел к выводу о том, что истцом создан новый объект недвижимости, признал обоснованным заявленный иск и удовлетворил требования.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции в постановлении от 18.12.2008 с этим выводом не согласился, поскольку, по его мнению, создание нового объекта недвижимого имущества материалами дела не подтверждается.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 26.02.2009 признал обоснованным вывод, изложенный в решении Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008, о возникновении нового объекта недвижимости.
Президиум считает, что выводы судов первой и кассационной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора администрации города Перми 19.06.1996 обществу "Крепар" выдано разрешение N 67р/96 на выполнение строительно-монтажных работ - капитальный ремонт и реконструкцию нежилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 52.
Актом приемки законченного строительством объекта от 29.05.2000 приемочная комиссия приняла реконструкцию здания. Актом от 06.06.2000 N 236 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.
Судами также установлено, что между истцом и администрацией города Перми заключены договоры аренды, подтверждающие предоставление земельного участка в аренду под строительство.
Кроме того, судами приняты во внимание результаты проведенной Пермским центром независимых экспертиз экспертизы от 11.07.2008 N 96.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2008 по делу N А50-39051/2005-Г-7, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения.
Заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю и Агентства по управлению имуществом Пермского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н. Исайчев
[введено: 19.02.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 15.03.2010 корректор НЦПИ - Гибадуллина Э.Р.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2010 Стр. 138 |
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.040.000 Строительство, 090.040.090 Реконструкция, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт действующих предприятий, зданий, сооружений, 180.000.000 Правосудие, 180.010.000 Общие положения, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.010 Общие положения, 180.050.000 Арбитражный процесс, 180.050.020 Производство в арбитражном суде первой инстанции, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: