Основная информация
Дата опубликования: | 27 октября 2016г. |
Номер документа: | RU89000201601243 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Салехард
Об основных направлениях налоговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2017 – 2019 годы
-постановление Правительства автономного округа с изм. от 07.04.2017 № 292-П
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 – 2019 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
27 октября 2016 г. № 1024-П
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 07.04.2017 № 292-П)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2017 – 2019 годы
I. Общие положения
Основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 – 2019 годы подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – автономный округ).
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2017 – 2019 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках составления проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2016 – 2018 годы.
При разработке основных направлений налоговой политики автономного округа учтены основные направления налоговой политики Российской Федерации, положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности автономного округа.
Основные направления налоговой политики автономного округа содержат анализ законодательства Российской Федерации и автономного округа о налогах и сборах, а также предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты автономного округа.
II. Итоги налоговой политики автономного округа
в 2015 году и в начале 2016 года
По итогам 2015 года в консолидированный бюджет автономного округа поступило 124,2 млрд. рублей налоговых платежей, что составило 90,2% общей суммы доходов и безвозмездных поступлений. По сравнению с 2014 годом наблюдается рост налоговых поступлений на 1,27 млрд. рублей (1,04%).
Как и в предыдущие периоды, основной объем налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа сформировался за счет поступлений налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета
автономного округа в 2015 году
№ п/п
Наименование
Исполнено за 2015 год (млрд. рублей)
Удель-ный
вес
(%)
Испол-нено за 2014 год (млрд. рублей)
Удель-
ный
вес
(%)
Рост/ снижение (млрд. рублей)
1
2
3
4
5
6
7
1.
Налог на прибыль организаций
28 102,13
22,6
37 811,95
30,8
-9 709,82
2.
Налог на имущество организаций
49 362,61
39,7
39 490,54
32,1
9 872,07
3.
Налог на доходы физических лиц
41 488,25
33,4
40 742,41
33,1
745,84
4.
Прочие налоговые доходы
5 243,16
4,2
4 877,14
4,0
366,02
5.
Итого
124 196,15
100
122 922,04
100
1 274,11
Резкое снижение поступлений по налогу на прибыль организаций, обусловленное неблагоприятной ситуацией в экономике и изменениями федерального законодательства, было компенсировано ростом доходов от налога на имущество организаций.
В 2015 году и начале 2016 года в законодательство автономного округа о налогах и сборах были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
При этом нормативные правовые акты, содержащие положения, негативно влияющие на порядок и условия уплаты налогов в окружной бюджет, за истекший период не принимались. Напротив, в отдельных отраслях экономики организациям предоставлены льготы по уплате региональных налогов.
В рамках диверсификации экономики автономного округа и развития перерабатывающей промышленности от уплаты налога на имущество организаций освобождены организации, осуществляющие первичную и последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории автономного округа, в сертифицированную пищевую продукцию и реализацию этой продукции.
В целях оптимизации расходов окружного бюджета и оказания государственной поддержки телевизионным средствам массовой информации от уплаты налога на имущество организаций освобождены государственные и муниципальные учреждения, предоставляющие услуги в области телевизионного вещания.
При этом, учитывая принципы, закрепленные в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики автономного округа на 2015 – 2017 годы, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 30 октября 2014 года № 861-П, указанные льготы установлены на временной основе сроком на 5 лет. Решение об их пролонгации будет приниматься по итогам проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот.
В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности не только в производственной, социальной и (или) научной сферах, но и в сфере бытовых услуг населению.
Кроме того, с 54 до 70 увеличено количество видов предпринимательской деятельности (в том числе по дополнительному перечню видов деятельности, относящихся к бытовым услугам населению), при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения.
Помимо этого, с учетом правоприменительной практики и изменений в законодательство Российской Федерации и законодательство автономного округа уточнены формулировки налоговых льгот, предоставленных организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории автономного округа, организациям сельского хозяйства и организациям социальной сферы, а также лизинговым компаниям.
В автономном округе продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет. По состоянию на 01 июля 2016 года законами автономного округа установлено 29 налоговых льгот в виде освобождения от уплаты налога либо установления пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций и транспортному налогу. Налоговые льготы предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории автономного округа, а также отдельным категориям физических лиц. В 2015 году налоговыми льготами воспользовалось 683 организации, а также свыше 110 тыс. физических лиц.
Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот, фактически являются налоговыми расходами бюджета соответствующего уровня.
Согласно проведенному анализу налоговые расходы окружного бюджета в результате предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличились в 3 раза.
Налоговые расходы окружного бюджета в 2011 – 2015 годах
по видам налогов, млн. рублей
№ п/п
Наименование показателя
2011 год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год
1
2
3
4
5
6
7
1.
Сумма налоговых льгот по налогу на имущество организаций
1 621,6
4 401,6
4 700,6
5 349,7
6 922,1
2.
Сумма налоговых льгот по налогу на прибыль организаций
1 843,5
2 130,2
1 074,6
1 289,5
3 898,7
3.
Сумма налоговых льгот по транспортному налогу
177,1
247,1
239,7
258,1
237,5
4.
Итого
3 642,2
6 778,9
6 014,9
6 897,3
11 058,3
5.
В процентах
к доходам
окружного бюджета
3,2
5,6
5,3
5,0
9,6
Значительный рост выпадающих доходов окружного бюджета обусловлен в первую очередь предоставлением налоговых льгот организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, а также освобождением от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал.
Наиболее крупными налоговыми расходами окружного бюджета в 2015 году, на которые приходится 90,9% всей суммы предоставленных налоговых льгот, являются:
- применение организациями, реализующими крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций (51%);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования (23,3%);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в автономном округе (16,6%).
III. Основные направления налоговой политики автономного
округа на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов
Приоритетом Правительства автономного округа при проведении налоговой политики в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Предложения о повышении налоговой нагрузки и осуществлении иных масштабных изменений в налоговой системе автономного округа не будут вноситься Правительством автономного округа в Законодательное Собрание автономного округа.
При проведении налоговой политики в указанном периоде основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, налоговому стимулированию инвестиций, а также дальнейшему повышению эффективности налоговой системы.
Принятое решение должно обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.
В 2017 – 2019 годах налоговая политика автономного округа будет реализовываться по следующим основным направлениям.
1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории автономного округа, предоставляется право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. В 2015 году право на применение пониженных налоговых ставок было предоставлено 16 организациям, из них 15 использовали такое право.
Бюджетный эффект, рассчитанный как разница между налоговыми поступлениями в бюджет автономного округа с учетом реализации инвестиционных проектов и предоставления льгот и налоговыми поступлениями в бюджет автономного округа без учета реализации инвестиционных проектов, за 2015 год составил около 10,5 млрд. рублей. При реализации инвестиционных проектов в 2015 году создано 1 920 новых рабочих мест.
В среднесрочной перспективе льготы организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории автономного округа, планируется сохранить.
Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в части распространения с 01 января 2017 года льготного порядка налогообложения в отношении региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территории всех субъектов Российской Федерации. Ранее такой порядок действовал только в отношении проектов, реализуемых в отдельных регионах Российской Федерации.
Участниками региональных инвестиционных проектов признаются организации, включенные в реестр участников региональных проектов на основании решений, принятых в порядках, утвержденных субъектами Российской Федерации, и участники специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Для участников региональных инвестиционных проектов устанавливается пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.
По налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации для организаций, включенных в реестр участников региональных проектов на основании решений, принятых в порядках, утвержденных субъектами Российской Федерации, ставка законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 10%. Для участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ставка налога на прибыль организаций законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 0%.
Учитывая указанные новации федерального законодательства, будет разработан закон автономного округа, регулирующий порядок включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и порядок принятия решения о внесении изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта.
Кроме того, планируется внесение изменений в Закон автономного округа от 25 сентября 2008 года № 77-ЗАО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков», предусматривающий установление пониженных налоговых ставок для участников региональных инвестиционных проектов.
2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.
С учетом изменений Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, с 2015 года в автономном округе установлено применение пониженных налоговых ставок по специальным налоговым режимам («налоговые каникулы»), расширено применение патентной системы налогообложения. С 2009 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлена минимально возможная налоговая ставка в размере 5% вне зависимости от осуществляемых видов предпринимательской деятельности.
В целях дальнейшего создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства при одновременном соблюдении публичных интересов в среднесрочной перспективе предполагается рассмотреть возможность:
1) снижения ставки налога (либо установления дифференцированных ставок) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
2) установления дифференцированных ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
3) изменения размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых предоставлено право применения патентной системы налогообложения, на основе экономически обоснованного анализа действующих ставок.
Органам местного самоуправления в автономном округе следует проанализировать применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход на территории соответствующего муниципального образования и при необходимости предусмотреть установление дифференцированных налоговых ставок, а также пересмотреть действующие корректирующие коэффициенты базовой доходности, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (коэффициент К2).
3. Совершенствование налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости.
С 2014 года субъекты Российской Федерации получили право перехода на исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных видов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В автономном округе данный порядок определения налоговой базы установлен только в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В 2016 году планируется проведение работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земель, на территории автономного округа в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
После завершения очередной государственной кадастровой оценки будет проведен экономический анализ последствий введения налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещения в них, а также нежилых помещений, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. (с изм. от 07.04.2017 № 292-П)
Вместе с тем, при установлении нового порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости необходимо с одной стороны обеспечить баланс налоговых поступлений в бюджет автономного округа, а с другой не допустить резкого повышения налоговой нагрузки на собственников объектов недвижимости.
4. Оптимизация налоговых льгот и налоговых ставок по региональным налогам.
В автономном округе продолжится политика оптимизации льгот по региональным налогам. При предоставлении налоговых льгот должен достигаться определенный экономический или социальный эффект, включая модернизацию производства, диверсификацию экономики и внедрение инноваций. Неэффективные и невостребованные налоговые льготы должны быть пересмотрены.
В автономном округе с 2009 года физические лица – владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно освобождены от уплаты транспортного налога. При этом автономный округ остался одним из нескольких регионов, в которых не установлено ограничение на применение указанной налоговой льготы. Учитывая, что данная льгота является одним из механизмов государственной поддержки жителей автономного округа, в среднесрочной перспективе физические лица – владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) также будут освобождены от уплаты транспортного налога. Вместе с тем, в целях мобилизации дополнительных налоговых поступлений в окружной бюджет предлагается установить возможность применения данной налоговой льготы только по одному из принадлежащих физическому лицу транспортному средству.
Одновременно с этим будет пересмотрена ставка транспортного налога в отношении мототранспортных средств. Учитывая климатические условия региона, и, как следствие, возможность эксплуатации данной техники ограниченное количество времени в течение календарного года, предлагается снизить налоговую ставку по транспортному налогу для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт).
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Салехард
Об основных направлениях налоговой политики
Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2017 – 2019 годы
-постановление Правительства автономного округа с изм. от 07.04.2017 № 292-П
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 – 2019 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
27 октября 2016 г. № 1024-П
1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 07.04.2017 № 292-П)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2017 – 2019 годы
I. Общие положения
Основные направления налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 – 2019 годы подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года № 2-ЗАО «О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – автономный округ).
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2017 – 2019 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках составления проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2016 – 2018 годы.
При разработке основных направлений налоговой политики автономного округа учтены основные направления налоговой политики Российской Федерации, положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности автономного округа.
Основные направления налоговой политики автономного округа содержат анализ законодательства Российской Федерации и автономного округа о налогах и сборах, а также предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты автономного округа.
II. Итоги налоговой политики автономного округа
в 2015 году и в начале 2016 года
По итогам 2015 года в консолидированный бюджет автономного округа поступило 124,2 млрд. рублей налоговых платежей, что составило 90,2% общей суммы доходов и безвозмездных поступлений. По сравнению с 2014 годом наблюдается рост налоговых поступлений на 1,27 млрд. рублей (1,04%).
Как и в предыдущие периоды, основной объем налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа сформировался за счет поступлений налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета
автономного округа в 2015 году
№ п/п
Наименование
Исполнено за 2015 год (млрд. рублей)
Удель-ный
вес
(%)
Испол-нено за 2014 год (млрд. рублей)
Удель-
ный
вес
(%)
Рост/ снижение (млрд. рублей)
1
2
3
4
5
6
7
1.
Налог на прибыль организаций
28 102,13
22,6
37 811,95
30,8
-9 709,82
2.
Налог на имущество организаций
49 362,61
39,7
39 490,54
32,1
9 872,07
3.
Налог на доходы физических лиц
41 488,25
33,4
40 742,41
33,1
745,84
4.
Прочие налоговые доходы
5 243,16
4,2
4 877,14
4,0
366,02
5.
Итого
124 196,15
100
122 922,04
100
1 274,11
Резкое снижение поступлений по налогу на прибыль организаций, обусловленное неблагоприятной ситуацией в экономике и изменениями федерального законодательства, было компенсировано ростом доходов от налога на имущество организаций.
В 2015 году и начале 2016 года в законодательство автономного округа о налогах и сборах были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
При этом нормативные правовые акты, содержащие положения, негативно влияющие на порядок и условия уплаты налогов в окружной бюджет, за истекший период не принимались. Напротив, в отдельных отраслях экономики организациям предоставлены льготы по уплате региональных налогов.
В рамках диверсификации экономики автономного округа и развития перерабатывающей промышленности от уплаты налога на имущество организаций освобождены организации, осуществляющие первичную и последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории автономного округа, в сертифицированную пищевую продукцию и реализацию этой продукции.
В целях оптимизации расходов окружного бюджета и оказания государственной поддержки телевизионным средствам массовой информации от уплаты налога на имущество организаций освобождены государственные и муниципальные учреждения, предоставляющие услуги в области телевизионного вещания.
При этом, учитывая принципы, закрепленные в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики автономного округа на 2015 – 2017 годы, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 30 октября 2014 года № 861-П, указанные льготы установлены на временной основе сроком на 5 лет. Решение об их пролонгации будет приниматься по итогам проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот.
В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 0% в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности не только в производственной, социальной и (или) научной сферах, но и в сфере бытовых услуг населению.
Кроме того, с 54 до 70 увеличено количество видов предпринимательской деятельности (в том числе по дополнительному перечню видов деятельности, относящихся к бытовым услугам населению), при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять патентную систему налогообложения.
Помимо этого, с учетом правоприменительной практики и изменений в законодательство Российской Федерации и законодательство автономного округа уточнены формулировки налоговых льгот, предоставленных организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории автономного округа, организациям сельского хозяйства и организациям социальной сферы, а также лизинговым компаниям.
В автономном округе продолжено ежегодное проведение оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в окружной бюджет. По состоянию на 01 июля 2016 года законами автономного округа установлено 29 налоговых льгот в виде освобождения от уплаты налога либо установления пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций и транспортному налогу. Налоговые льготы предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории автономного округа, а также отдельным категориям физических лиц. В 2015 году налоговыми льготами воспользовалось 683 организации, а также свыше 110 тыс. физических лиц.
Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот, фактически являются налоговыми расходами бюджета соответствующего уровня.
Согласно проведенному анализу налоговые расходы окружного бюджета в результате предоставления налоговых льгот и пониженных налоговых ставок в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличились в 3 раза.
Налоговые расходы окружного бюджета в 2011 – 2015 годах
по видам налогов, млн. рублей
№ п/п
Наименование показателя
2011 год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год
1
2
3
4
5
6
7
1.
Сумма налоговых льгот по налогу на имущество организаций
1 621,6
4 401,6
4 700,6
5 349,7
6 922,1
2.
Сумма налоговых льгот по налогу на прибыль организаций
1 843,5
2 130,2
1 074,6
1 289,5
3 898,7
3.
Сумма налоговых льгот по транспортному налогу
177,1
247,1
239,7
258,1
237,5
4.
Итого
3 642,2
6 778,9
6 014,9
6 897,3
11 058,3
5.
В процентах
к доходам
окружного бюджета
3,2
5,6
5,3
5,0
9,6
Значительный рост выпадающих доходов окружного бюджета обусловлен в первую очередь предоставлением налоговых льгот организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, а также освобождением от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования, предназначенных для создания транспортной инфраструктуры в целях освоения месторождений полуострова Ямал.
Наиболее крупными налоговыми расходами окружного бюджета в 2015 году, на которые приходится 90,9% всей суммы предоставленных налоговых льгот, являются:
- применение организациями, реализующими крупные инвестиционные проекты на территории автономного округа, пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций (51%);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей необщего пользования (23,3%);
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося в собственности автономного округа и (или) муниципальных образований в автономном округе (16,6%).
III. Основные направления налоговой политики автономного
округа на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов
Приоритетом Правительства автономного округа при проведении налоговой политики в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Предложения о повышении налоговой нагрузки и осуществлении иных масштабных изменений в налоговой системе автономного округа не будут вноситься Правительством автономного округа в Законодательное Собрание автономного округа.
При проведении налоговой политики в указанном периоде основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, налоговому стимулированию инвестиций, а также дальнейшему повышению эффективности налоговой системы.
Принятое решение должно обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.
В 2017 – 2019 годах налоговая политика автономного округа будет реализовываться по следующим основным направлениям.
1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
В целях привлечения инвестиций в экономику автономного округа организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории автономного округа, предоставляется право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. В 2015 году право на применение пониженных налоговых ставок было предоставлено 16 организациям, из них 15 использовали такое право.
Бюджетный эффект, рассчитанный как разница между налоговыми поступлениями в бюджет автономного округа с учетом реализации инвестиционных проектов и предоставления льгот и налоговыми поступлениями в бюджет автономного округа без учета реализации инвестиционных проектов, за 2015 год составил около 10,5 млрд. рублей. При реализации инвестиционных проектов в 2015 году создано 1 920 новых рабочих мест.
В среднесрочной перспективе льготы организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории автономного округа, планируется сохранить.
Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в части распространения с 01 января 2017 года льготного порядка налогообложения в отношении региональных инвестиционных проектов, реализуемых на территории всех субъектов Российской Федерации. Ранее такой порядок действовал только в отношении проектов, реализуемых в отдельных регионах Российской Федерации.
Участниками региональных инвестиционных проектов признаются организации, включенные в реестр участников региональных проектов на основании решений, принятых в порядках, утвержденных субъектами Российской Федерации, и участники специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Для участников региональных инвестиционных проектов устанавливается пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.
По налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации для организаций, включенных в реестр участников региональных проектов на основании решений, принятых в порядках, утвержденных субъектами Российской Федерации, ставка законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 10%. Для участников специальных инвестиционных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», ставка налога на прибыль организаций законами субъектов Российской Федерации может быть понижена до 0%.
Учитывая указанные новации федерального законодательства, будет разработан закон автономного округа, регулирующий порядок включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и порядок принятия решения о внесении изменений в реестр, не связанных с прекращением статуса участника регионального инвестиционного проекта.
Кроме того, планируется внесение изменений в Закон автономного округа от 25 сентября 2008 года № 77-ЗАО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков», предусматривающий установление пониженных налоговых ставок для участников региональных инвестиционных проектов.
2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В среднесрочной перспективе будет продолжено содействие дальнейшему развитию субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их вовлечения в развитие экономики и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.
С учетом изменений Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на снижение налоговой нагрузки на экономические субъекты, с 2015 года в автономном округе установлено применение пониженных налоговых ставок по специальным налоговым режимам («налоговые каникулы»), расширено применение патентной системы налогообложения. С 2009 года для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлена минимально возможная налоговая ставка в размере 5% вне зависимости от осуществляемых видов предпринимательской деятельности.
В целях дальнейшего создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства при одновременном соблюдении публичных интересов в среднесрочной перспективе предполагается рассмотреть возможность:
1) снижения ставки налога (либо установления дифференцированных ставок) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
2) установления дифференцированных ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
3) изменения размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых предоставлено право применения патентной системы налогообложения, на основе экономически обоснованного анализа действующих ставок.
Органам местного самоуправления в автономном округе следует проанализировать применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход на территории соответствующего муниципального образования и при необходимости предусмотреть установление дифференцированных налоговых ставок, а также пересмотреть действующие корректирующие коэффициенты базовой доходности, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (коэффициент К2).
3. Совершенствование налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости.
С 2014 года субъекты Российской Федерации получили право перехода на исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных видов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В автономном округе данный порядок определения налоговой базы установлен только в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В 2016 году планируется проведение работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земель, на территории автономного округа в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
После завершения очередной государственной кадастровой оценки будет проведен экономический анализ последствий введения налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещения в них, а также нежилых помещений, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. (с изм. от 07.04.2017 № 292-П)
Вместе с тем, при установлении нового порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости необходимо с одной стороны обеспечить баланс налоговых поступлений в бюджет автономного округа, а с другой не допустить резкого повышения налоговой нагрузки на собственников объектов недвижимости.
4. Оптимизация налоговых льгот и налоговых ставок по региональным налогам.
В автономном округе продолжится политика оптимизации льгот по региональным налогам. При предоставлении налоговых льгот должен достигаться определенный экономический или социальный эффект, включая модернизацию производства, диверсификацию экономики и внедрение инноваций. Неэффективные и невостребованные налоговые льготы должны быть пересмотрены.
В автономном округе с 2009 года физические лица – владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно освобождены от уплаты транспортного налога. При этом автономный округ остался одним из нескольких регионов, в которых не установлено ограничение на применение указанной налоговой льготы. Учитывая, что данная льгота является одним из механизмов государственной поддержки жителей автономного округа, в среднесрочной перспективе физические лица – владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) также будут освобождены от уплаты транспортного налога. Вместе с тем, в целях мобилизации дополнительных налоговых поступлений в окружной бюджет предлагается установить возможность применения данной налоговой льготы только по одному из принадлежащих физическому лицу транспортному средству.
Одновременно с этим будет пересмотрена ставка транспортного налога в отношении мототранспортных средств. Учитывая климатические условия региона, и, как следствие, возможность эксплуатации данной техники ограниченное количество времени в течение календарного года, предлагается снизить налоговую ставку по транспортному налогу для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт).
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.08.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: