Основная информация

Дата опубликования: 27 декабря 2013г.
Номер документа: RU70000201301590
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Администрация Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Бланк Главы администрации

1

администрация ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Постановление от 27.12.2013 г № 577а.

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

Об утверждении государственной программы «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы»

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление Администрации Томской области от 22.05.2014 г. № 191а;

Постановление Администрации Томской области от 09.10.2014 г. № 385а;

Постановление Администрации Томской области от 25.12.2014 г. № 523а)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров», постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а «О государственных программах Томской области»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить государственную программу «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы» согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.

2-1. Определить, что функции уполномоченного органа по взаимодействию с Министерством экономического развития Российской Федерации осуществляют:

по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы», – Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;

по вопросам финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы», – Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области.

(п. 2-1 введен постановлением Администрации Томской области от 09.10.2014 г. № 385а)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Сонькина М.А.

(п. 3 в редакции постановления Администрации Томской области от 09.10.2014 г. № 385а)

Губернатор Томской области

С.А.Жвачкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Томской области

от 27.12.2013 № 577а

(в редакции постановления

Администрации Томской области

от 22.05.2014 г. № 191а;

от 09.10.2014 г. № 385а;

от 25.12.2014 г. № 523а)

Государственная программа

«Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области»

на 2014 – 2016 годы»

Паспорт государственной программы

«Развитие инновационного территориального кластера

«Фармацевтика, медицинская техника и информационные

технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы»

Наименование Программы

Государственная программа «Развитие инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника

и информационные технологии Томской области» на 2014 –
2016 годы» (далее – Программа)

Координатор Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области

Заказчик Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области

Соисполнители Программы

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент промышленности и развития предпринимательства Томской области;

Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области;

администрация Города Томска (по согласованию);

организации, входящие в состав инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области», организации научно-образовательного комплекса, организации инновационной инфраструктуры, определенные в соответствии с действующим законодательством (далее – организации-участники Кластера)

(по согласованию)

Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области,

на которую направлена реализация Программы

Инновационная и конкурентоспособная экономика

Цель Программы

Обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения

Показатели цели Программы и их значения

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции

на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.

6,7

7,4

9,8

Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб.

4620

5082

5590

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, %

13

15

18

Выработка на одного работника в среднем

в организациях-участниках Кластера, млн. руб./чел. в год

3,0

3,4

4,1

Число рабочих мест

в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим

на 100% средний уровень

в регионе базирования Кластера, ед.

1200

1700

2350

Задачи Программы

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» (далее – Кластер).

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.

3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое

и информационное сопровождение деятельности Кластера

Показатели задач Программы и их значения

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых

и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно

с иностранными организациями, млрд. руб.

2,5

3,3

4,4

Рост количества технологических «стартапов» (малых инновационных предприятий), созданных

при участии организаций-участников Кластера, ед.

20

25

30

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, %

15

25

40

Увеличение количества работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, к уровню

2013 года, %

50

100

150

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %

12

15

20

Объем инвестиций в развитие производства, разработку

и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб.

0,2

0,7

0,8

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %

12

15

20

Сроки реализации Программы

2014 – 2016 годы

Объем и источники финансирования

(с детализацией

по годам реализации,

тыс. рублей)

Источники

Всего

2014 год

2015 год

2016 год

Федеральный бюджет

(по согласованию)

2289439,487

197490,487

1076549

1015400

Областной бюджет (утверждено)

30000

30000





Областной бюджет (потребность)

200000



100000

100000

Местные бюджеты (по согласованию)









Внебюджетные источники

(по согласованию)

2210000

808000

833000

569000

Всего

4729439,487

1035490,487

2009549

1684400

Объем и основные направления расходования средств

(с детализацией

по годам реализации,

тыс. рублей)

Основные направления расходования средств

Всего

2014 год

2015 год

2016 год

Инвестиции

3813439,487

856490,487

1651549

1305400

НИОКР

150000,000

25000

50000

75000

Прочие

766000,000

154000

308000

304000

Организация управления Программой

Реализацию Программы осуществляет Департамент по науке
и инновационной политике Администрации Томской области.

Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области, соисполнители Программы, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета

(паспорт в редакции постановления Администрации Томской области от 25.12.2014 г. № 523а)

Введение

Настоящая государственная программа развития инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2014 – 2016 годы» направлена на стимулирование производства на территории Томской области и вывода на глобальные рынки конкурентоспособных наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг по направлениям разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, на основе сочетания инструментов кластерной политики, интеллектуальных человеческих ресурсов в секторах высшего профессионального образования, научных исследований и разработок и региональной инновационной инфраструктуры.

Программа действует в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».

Сфера действия Программы – научно-производственная сфера, включая объекты инженерной и социальной инфраструктуры.

Основные понятия и сокращения

Аппаратно-программный комплекс – это продукт, в состав которого входят технические средства и программное обеспечение, совместно применяемые для решения задач определенного типа.

Инновационный территориальный кластер – совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки; механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Инновационная продукция – продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.

Инжиниринговый центр – организация, оказывающая инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, в том числе разрабатывающая технико-экономические обоснования проектов, осуществляющая выработку рекомендаций в области организации производства и управления, то есть оказывающая комплекс коммерческих услуг по обеспечению процессов подготовки к производству
и реализации наукоемкой продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

Инновационный ваучер – сертификат, используя который, средние и малые предприятия могут приобрести инновационные консультационные услуги, информацию научно-технического характера, заказать проектно-конструкторские работы у научно-исследовательских учреждений, вузов и других организаций.

Инструмент кластерной политики – комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на создание дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с участниками кластера.

Информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Инфраструктурные проекты – проекты, направленные на развитие элементов инновационной и производственной инфраструктуры.

Испытательный центр – юридическое лицо, аккредитованное на проведение испытаний продукции в одной из действующих систем сертификации в соответствии со своей областью аккредитации.

Кластер – сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере.

Кластерная политика – составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров на определенных территориях за счет создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.

Кластерная инициатива – согласованные действия участников кластера, направленные на повышение конкурентоспособности и развитие кластера.

Коммерциализация технологий – введение результатов научных исследований и разработок в коммерческий оборот путем создания нового юридического лица или через технологический трансфер.

Медицинская техника – совокупность технических средств, используемых в медицине в целях профилактики, диагностики, лечении заболеваний, реабилитации, проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также работ по приготовлению лекарств в аптеках.

Наукоемкая продукция – продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.

НИОКТР – научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

НИР – научно-исследовательская работа.

Территориальный кластер – объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Участник кластера – хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера.

Фармация – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.

Центр кластерного развития (ЦКР) – элемент инновационной инфраструктуры, создаваемый в целях развития кластера, обеспечивающий кооперационное взаимодействие участников кластера между собой. ЦКР создается в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.

1. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года), утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539, и Концепцией создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1756-р, развитие фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры является приоритетным направлением государственной политики.

В результате реализации мероприятий Программы планируется достижение обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) цели «Инновационная и конкурентоспособная экономика» в сфере фармацевтической, биотехнологической промышленности, информационно-технологической инфраструктуры.

В рамках достижения указанной цели приоритетными задачами социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа, являются:

1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и содействие интернационализации экономики.

2. Содействие повышению конкурентоспособности и инновационной активности организаций.

3. Содействие развитию высокотехнологичных производств и кластеров.

Одним из инновационных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) и разрабатываемых в ее рамках программ социально-экономического развития является региональная кластерная политика, направленная на организацию поддержки развития групп предприятий, научных и образовательных организаций области, объединенных связями сетевого характера, которые в ближайшей перспективе могут привести к формированию полноценного инновационного территориального кластера, ориентированного на производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных не только на российском, но и на мировом рынке.

Томская область характеризуется яркой выраженностью ключевой компоненты Кластера – мощным научно-образовательным и научно-исследовательским потенциалом. Наличие широкой и диверсифицированной профильной научной базы гарантирует успешное развитие Кластера и его самоподдерживающее функционирование. Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности организаций, входящих в состав Кластера. Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.[1]

Динамика целевых показателей за предшествующие годы (таблица 1) свидетельствует о необходимости подключения механизмов и инструментов государственной поддержки к уже сложившемуся Кластеру. Так, рост объема отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства за период 2012 – 2013 годов составил 0,5%. Динамика аналогичного показателя в Новосибирской области составила 16,7%.

Динамика целевых показателей за предшествующие годы

Таблица 1

Показатели цели

2011 год

2012 год

2013 год

Объем совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.



5,5

6,0

Объем отгруженной организациями-участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, млн. руб.



4179,1

4200

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
и услуг, %



10,1

11

Выработка на одного работника в среднем в организациях-участниках Кластера, млн. руб./чел. в год



2,4

2,7

Число рабочих мест в организациях-участниках Кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед.



945

1000

Показатели задач

Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб.





1,9

Рост количества технологических «стартапов» (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед.

19

15

17

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, %





10

Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации
по программам дополнительного профессионального образования
в области управления инновационной деятельностью, чел.





10

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %





10

Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, млрд. руб.



0,189

0,132

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %





10

В Томской области в настоящее время действует целый ряд факторов (ценовых, инфраструктурных, институциональных и т.д.), определяющих невысокий уровень насыщенности рынка фармацевтических препаратов и медицинской техники. Однако можно рассчитывать на то, что меры поддержки, предусмотренные Программой, будут способствовать развитию Кластера и, как следствие, стабильному росту производства продукции в организациях-участниках Кластера.

В состав Кластера входят фармацевтические производители; ИТ-компании; производители биокомпозиционных материалов медицинского назначения, медицинских приборов и оборудования, средств молекулярной диагностики; организации высшего образования; научно-исследовательские организации. Кооперационное взаимодействие организаций-участников Кластера обеспечивает специализированная организация развития Кластера (ЦКР). Показатели текущего уровня развития Кластера представлены в таблице 1-1.

Показатели текущего уровня развития Кластера

Таблица 1-1

№ п/п

Наименование показателя

Значение по состоянию на 29.12.2012

Показатели текущего уровня развития научно-технологического

и образовательного потенциала Кластера

1.

Объем затрат на исследования
и разработки, развитие инновационной инфраструктуры организаций-участников Кластера, а также региональных и местных органов власти, млрд. руб.

6,4

2.

Численность персонала организаций-участников Кластера, занятого исследованиями и разработками, чел.

> 2200

3.

Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования
в образовательных учреждениях-участниках Кластера, чел.

52216 (на 01.10.2013)

4.

Количество федеральных
и национальных исследовательских университетов, университетов –победителей конкурсов
по постановлениям Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 218, № 219, № 220, входящих
в состав участников Кластера (включая их филиалы), ед.

1) категория «НИУ» – 2;

2) постановление № 218 – 14 проектов;

3) постановление № 219 – 4 программы;

4) постановление № 220 – 4 проекта

5.

Число публикаций в научных журналах, индексируемых в базах данных SCOPUS и Web of Science, штатных сотрудников организаций-участников Кластера, ед.

> 1952

6.

Количество технологических «стартапов» (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед.

17 (на 31.12.2013)

Показатели текущего уровня производственного потенциала Кластера

1.

Совокупная выручка организаций-участников Кластера от продаж несырьевой продукции[2]
на внутреннем и внешнем рынках, млрд. руб.

5,5

2.

Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме мирового рынка, %

0,018

3.

Общее число рабочих мест
в организациях-участниках Кластера
с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования Кластера, ед.

945

4.

Доля малых и средних инновационных компаний в экономике, %

44

5.

Выработка на одного работника
в среднем в организациях-участниках Кластера, тыс. руб./чел. в год

2448

6.

Доля работающих в малых организациях-участниках Кластера
от общей численности занятых
в организациях-участниках Кластера, %

18

7.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
и услуг силами организаций-участников Кластера, %

10,1

8.

Доля продаж продукции организаций-участников Кластера в объеме российского рынка, %

3,4

9.

Объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов, осуществленных
в последние 3 года, млрд. руб.

0,573

10.

Объем финансирования работ
по развитию инфраструктуры Кластера и территории его базирования, в том числе из средств федерального, регионального и местного бюджетов и институтов развития, за последние 3 года, млн. руб.

Объем финансирования работ

по развитию инфраструктуры Кластера

в Томской области

Год

Всего

Федераль-ный бюджет

Регио-наль-ный бюджет

Мест-ный бюджет

2010

14941,2

3088,95

3227,89

730

2011

11465,1

1395,5

1259,72

620

2012

31351,5

2301,91

2181,46

629,36

Объем финансирования

работ по развитию территории базирования Кластера

Год

Всего

Федераль-ный бюджет

Регио-наль-
ный бюджет

Мест-ный бюджет

2010

45795,8

6068,48

4766,93

921,55

2011

53085,5

6149,23

4502,9

828,42

2012

63905,8

18093,32

3549,76

1965,87

(Источник – Программа социально-экономического развития Томской области
на 2006 – 2010 годы и на период
до 2012 года)

Необходимость разработки Программы назрела в связи с невозможностью решения в рамках имеющихся механизмов целого ряда проблем, препятствующих достижению стратегической цели социально-экономического развития Томской области. К ним относятся:

недостаточное развитие инжиниринговой базы для коммерциализации разработок;

малое количество комплексных проектов мирового уровня конкурентоспособности;

недостаточное развитие транспортной инфраструктуры для решения ряда экономических, социальных проблем, стоящих перед Кластером;

ограниченность финансовых ресурсов организаций-участников Кластера для проведения прикладных НИР и НИОКТР;

отсутствие испытательных центров, позволяющих испытывать продукцию на соответствие требованиям, в том числе международным, отсутствие органов по сертификации по тематике Кластера;

недостаток специалистов в сфере международного маркетинга, способных продавать продукцию и услуги организаций-участников Кластера на мировых рынках;

снижение количества создаваемых технологических «стартапов», в том числе организациями-участниками Кластера;

отсутствие опыта кластерного взаимодействия.

В настоящее время Кластер включает в себя 239 крупных, малых и средних предприятий, 22 вуза и НИИ, ведущих научное и технологическое сопровождение, подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий. Организации-участники Кластера выпускают более 2700 наименований продукции и услуг по широкому спектру направлений. Большая часть организаций-участников Кластера связывает свое развитие с особой экономической зоной технико-внедренческого типа г. Томска (далее – ОЭЗ), 3 крупные компании уже ведут строительство промышленных объектов на территории ОЭЗ. Реализуемые Кластером проекты рассчитаны на привлечение более 22 млрд. рублей инвестиций в ближайшие три года. Ввод крупных предприятий в Кластер в 2015 – 2016 годах ставит вопрос обеспечения транспортных коммуникаций между участками ОЭЗ и центрами товарно-транспортной логистики, основным из которых для фармацевтических и медицинских предприятий является Аэропорт «Томск» и его международный терминал. Планируемый в 2014 году запуск грузопассажирского терминала только обострит существующую проблему.

В настоящий момент геометрические параметры имеющейся дороги не соответствуют установленным требованиям по интенсивности и составу движения, и весь грузопоток из аэропорта до ОЭЗ проходит по центральным городским улицам, что делает крайне затруднительной оперативную доставку готовой продукции фармацевтическим предприятиям. Особенно актуально решение этой проблемы для организаций-участников Кластера, производящих продукцию с ограниченным сроком реализации (например, радиофармпрепараты и биологические субстанции).

Строительство дороги «Аэропорт «Томск» – ОЭЗ», модернизация узких участков существующей дороги, связывающей Южную и Северную площадки ОЭЗ, и строительство грузового транспортного подъезда к международному терминалу аэропорта позволят создать оптимальные дорожные условия для организации доставки грузов с Северной площадки ОЭЗ, а также снизить транспортную и экологическую нагрузки на центральные районы города.

Томская область обладает достаточными базовыми условиями для успешного решения вышеперечисленных проблем, а концентрация ресурсов на их решении возможна только через постановку задач в рамках реализации Программы. Программа является основным документом в ряду документов, разрабатываемых в рамках региональной кластерной политики Томской области. Успешная реализация данной Программы позволит повысить экономические показатели не только организаций-участников Кластера, но и области в целом, а кроме того, даст неоценимый опыт для формирования и развития других высокотехнологичных кластеров в Томской области.

(гл. 1 в редакции постановления Администрации Томской области от 09.10.2014 г. № 385а)

2. Цель, задачи, целевые показатели Программы

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р стратегической целью социально-экономического развития Российской Федерации, на которую направлена реализация Программы, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Целью Программы является обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения.

Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.

3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.

Ключевые индикаторы решения задач Программы представлены в таблице 2. Методика расчета отдельных показателей цели и задач Программы приведена в таблице 2-1.

Ключевые индикаторы решения задач Программы

Таблица 2

Показатели[3]

2014 год

2015 год

2016 год

Объем НИОКТР в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биокомпозиционных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно с иностранными организациями, млрд. руб.

2,5

3,3

4,4

Рост количества технологических «стартапов» (малых инновационных предприятий), созданных при участии организаций-участников Кластера, ед.

20

25

30

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера, %

15

25

40

Численность работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации
по программам дополнительного профессионального образования
в области управления инновационной деятельностью, чел.

15

20

25

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, %

12

15

20

Объем инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение
на рынок новых продуктов, млрд. руб.

0,2

0,7

0,8

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, %

12

15

20

Методика расчета отдельных показателей цели и задач Программы

Таблица 2-1

Наименование показателя цели, задачи Программы

Единица измерения

Методика расчета показателя цели, задачи деятельности Департамента
по науке и инновационной политике Администрации Томской области

Рост совокупной выручки организаций-участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке

%

(Выручка от продаж продукции
на внешнем рынке в текущем году – Выручка от продаж продукции
на внешнем рынке в прошлом году) / Выручка от продаж продукции
на внешнем рынке в прошлом году
* 100%

Рост объема услуг со стороны инновационной инфраструктуры Кластера, оказанных организациям-участникам Кластера

%

(Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера
в текущем году – Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера в прошлом году) / Объем услуг, оказанных со стороны инновационной инфраструктуры организациям-участникам Кластера
в прошлом году * 100%

Рост средней заработной платы работников организаций-участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью

%

(Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера после обучения – Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера
до обучения) / Размер средней заработной платы работников организаций-участников Кластера
до обучения * 100%

(гл. 2 в редакции постановления Администрации Томской области от 09.10.2014 г. № 385а)

3. Перечень мероприятий Программы

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на стимулирование инноваций, организацию совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научными институтами, вузами и промышленными организациями-участниками Кластера, разработку программ долгосрочных партнерских исследований, кооперацию предприятий при финансировании и реализации НИОКТР, развитие механизмов коммерциализации технологий, консультационное сопровождение процесса создания наукоемкой продукции организациями-участниками Кластера.

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.

Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по направлениям прогнозирования потребности организаций-участников Кластера в специализированных человеческих ресурсах, совместной разработке и реализации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовке и повышении квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций-участников Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство.

3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках разработки и производства инновационной продукции крупными организациями-участниками Кластера путем выполнения отдельных работ силами компаний малого и среднего бизнеса (производственный аутсорсинг); оказание инновационных консультационных услуг, выполнение научно-технических работ силами научно-исследовательских учреждений, вузов по заказу организаций-участников Кластера через механизм инновационных ваучеров; обеспечение комфортной транспортной связи; развитие производства и производственной инфраструктуры, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов, включающей сеть аккредитованных лабораторий для испытаний продукции (в том числе оценки электромагнитной совместимости).

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку международного патентования инновационной продукции, созданной промышленными партнерами организаций-участников Кластера; поддержку организаций-участников Кластера при оформлении нормативно-технических документов на созданную ими инновационную продукцию и получении разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки. В рамках мероприятий Программы необходимо стимулирование создания совместных производств с участием международных партнеров; поддержка мероприятий по рекламе продукции и продвижению бренда Кластера, включая регистрацию и продвижение коллективных товарных марок, с целью привлечения иностранных инвестиций. Для продвижения продукции на российский и международные рынки необходимо содействие экспорту производимых на территории Кластера товаров и услуг; реализации индивидуальных и коллективных маркетинговых проектов, связанных с выходом на внешний рынок; поддержка участия организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку деятельности центра кластерного развития Томской области, организацию мониторинга реализации Программы, стимулирование организационных механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок; субсидирование подготовки и издания методических материалов Кластера.

Мероприятия Программы представлены в таблице 3.

3. Перечень мероприятий Программы

(перечень в редакции постановления Администрации Томской области от 25.12.2014 г. № 523а)

1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на стимулирование инноваций, организацию совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научными институтами, вузами и промышленными организациями-участниками Кластера, разработку программ долгосрочных партнерских исследований, кооперацию предприятий при финансировании и реализации НИОКТР, развитие механизмов коммерциализации технологий, консультационное сопровождение процесса создания наукоемкой продукции организациями-участниками Кластера.

2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера.

Для решения данной задачи необходимы программные мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по направлениям прогнозирования потребности организаций-участников Кластера в специализированных человеческих ресурсах, совместной разработке и реализации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовке и повышении квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров организаций-участников Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции на производство.

3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках разработки и производства инновационной продукции крупными организациями-участниками Кластера путем выполнения отдельных работ силами компаний малого и среднего бизнеса (производственный аутсорсинг); оказание инновационных консультационных услуг, выполнение научно-технических работ силами научно-исследовательских учреждений, вузов по заказу организаций-участников Кластера через механизм инновационных ваучеров; обеспечение комфортной транспортной связи; развитие производства и производственной инфраструктуры, включая инжиниринговый центр, испытательный центр в области медицинских приборов, включающей сеть аккредитованных лабораторий для испытаний продукции (в том числе оценки электромагнитной совместимости).

4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку международного патентования инновационной продукции, созданной промышленными партнерами организаций-участников Кластера; поддержку организаций-участников Кластера при оформлении нормативно-технических документов на созданную ими инновационную продукцию и получении разрешительных документов, необходимых для выхода на глобальные рынки. В рамках мероприятий Программы необходимо стимулирование создания совместных производств с участием международных партнеров; поддержка мероприятий по рекламе продукции и продвижению бренда Кластера, включая регистрацию и продвижение коллективных товарных марок, с целью привлечения иностранных инвестиций. Для продвижения продукции на российский и международные рынки необходимо содействие экспорту производимых на территории Кластера товаров и услуг; реализации индивидуальных и коллективных маркетинговых проектов, связанных с выходом на внешний рынок; поддержка участия организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом.

5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера.

Для решения данной задачи необходимы мероприятия Программы, направленные на поддержку деятельности центра кластерного развития Томской области, организацию мониторинга реализации Программы, стимулирование организационных механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок; субсидирование подготовки и издания методических материалов Кластера.

Мероприятия Программы представлены в таблице 3.

Перечень мероприятий Программы

Таблица 3

№ п/п

п

Наименование

цели, задачи, мероприятия Программы

Срок исполне-ния

Объем финансиро-

вания

(тыс. руб.)

В том числе за счет средств:

Ответственные

исполнители

Показатели результата мероприятия

федерально-го бюджета

(тыс. руб.)*

областного бюджета

(тыс. руб.)

местных бюджетов (тыс. руб.)*

внебюджет-ных источников

(тыс. руб.)*

утверж-

дено

потребность

Цель Программы: обеспечение на территории Томской области высоких темпов роста объемов производства и вывода на глобальные рынки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов,

в том числе медицинского назначения

1.

Задача 1. Увеличение темпов роста производства научно-технической продукции по тематическим направлениям деятельности Кластера

1.1.

Создание условий

для формирования Кластера

с учетом планов инновационного развития ведущих государственных корпораций. Оказание консультационных услуг организациям-участникам Кластера по вопросам подготовки заявок

на конкурсное финансирование НИОКТР в рамках государственных

и федеральных целевых программ

всего

9000

9000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество победивших заявок на конкурсное финансирование НИОКТР организаций-участников

Кластера в рамках государственных

и федеральных целевых программ – не менее

10 ежегодно

2014 год

2000

2000

2015 год

3000

3000

2016 год

4000

4000

1.2.

Поддержка НИОКТР

в области разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых

и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками Кластера либо одной или более организациями-участниками Кластера совместно

с иностранными организациями

всего

150000

150000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество поддержанных организаций-участников Кластера, ед. – не менее 40

к 2016 году

2014 год

25000

25000

2015 год

50000

50000

2016 год

75000

75000

1.3.

Поддержка испытаний

с целью подтверждения соответствия требованиям, сертификации предприятий

и продукции, регистрации наукоемкой высокотехнологичной продукции, созданной организациями-участниками Кластера

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество поддержанных организаций-участников Кластера, ед. – не менее 1 ежегодно

2014 год

2015 год

2016 год

1.4.

Оказание консультационных услуг по вопросам постановки продукции на производство

и оценке ее соответствия обязательным требованиям

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество инновационных проектов

для размещения

в инжиниринговом центре с целью подготовки

к запуску

в промышленное производство

(от предприятий

и организаций-участников

Кластера) – не менее 5 ежегодно

2014 год

2015 год

2016 год

2.

Задача 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров

для организаций-участников Кластера

2.1.

Организация совместной учебной деятельности

в учебных заведениях Консорциума томских университетов и научных организаций по программам среднего, высшего

и дополнительного профессионального образования с участием промышленных организаций-участников Кластера (магистерские программы, спецкурсы, производственные практики) с последующим трудоустройством

на предприятиях

и организациях-участниках Кластера

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество специалистов, прошедших подготовку

по программам среднего, высшего

и дополнительного профессионального образования

с участием промышленных организаций

и трудоустроенных

в организациях-участниках

Кластера – не менее 2350 человек

к 2016 году

2014 год

2015 год

2016 год

2.2.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников Кластера (в том числе

за рубежом) по тематике деятельности Кластера,

в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации и постановки наукоемкой продукции

на производство. Предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по организации и проведению образовательных мероприятий

всего

128000

77000

1000

20000

30000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Подготовка специалистов, ориентированных

на реализацию

и продвижение проектов Кластера,

а также продукции

и услуг организаций-участников

Кластера – не менее 15 человек ежегодно

2014 год

28000

17000

1000

10000

2015 год

50000

30000

10000

10000

2016 год

50000

30000

10000

10000

3.

Задача 3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера

3.1.

Содействие развитию инновационной инфраструктуры Кластера, включая инжиниринговый центр, испытательный центр

в области медицинских приборов. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр»

на приобретение производственного

и лабораторного оборудования и оказание комплекса инженерно-консультационных услуг организациям-участникам Кластера

всего

2721490,487

894490,487

20000

60000

1747000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество организаций-участников Кластера, получивших инжиниринговые услуги, ед. –

не менее 5 ежегодно

2014 год

856490,487

154490,487

20000

682000

2015 год

1075000

370000

30000

675000

2016 год

790000

370000

30000

390000

3.2.

Содействие продвижению

на рынок лекарственных препаратов, разработанных организациями-участниками Кластера.

Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» на обеспечение деятельности

по лицензированию производства лекарственных препаратов

всего

23000

2000

1000

20000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество лицензий

на производство лекарственных препаратов, полученных организациями-участниками Кластера:

2014 год – 1;

2015 год – 2;

2016 год – 2

2014 год

3000

2000

1000

2015 год

10000

10000

2016 год

10000

10000

3.3.

Субсидирование технологических работ

по тематике деятельности Кластера по заказу крупных компаний-участников Кластера силами компаний малого

и среднего бизнеса Томской области

всего

210000

20000

190000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент промышленнос-ти и развития предпринима-тельства Томской области

Доля инновационной продукции Кластера

в валовой добавленной стоимости базовых отраслей экономики Томской области –

не менее 9%

к 2016 году

2014 год

65000

65000

2015 год

75000

10000

65000

2016 год

70000

10000

60000

3.4.

Содействие коммерциализации инновационных продуктов, разработанных организациями-участниками Кластера,

в том числе лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых

и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» на обеспечение деятельности по поддержке организаций-участников Кластера в виде инновационных ваучеров

всего

52000

4000

4000

20000

24000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество организаций-участников Кластера, получивших поддержку в виде инновационных ваучеров, – не менее 8 ежегодно

2014 год

12000

4000

4000

4000

2015 год

20000

10000

10000

2016 год

20000

10000

10000

3.5.

Оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями-участниками Кластера в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера

всего

110000

60000

20000

30000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество крупных инновационных

и инвестиционных проектов, подготовленных организациями-участниками Кластера, –

не менее 10

к 2016 году

2014 год

10000

10000

2015 год

50000

30000

10000

10000

2016 год

50000

30000

10000

10000

3.6.

Содействие развитию объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения деятельности Кластера

всего

1091949

1091949

Департамент транспорта, дорожной деятельности

и связи Томской области;

администрация

Города Томска (по согласова-нию); Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество созданных

и реконструирован-ных объектов транспортной инфраструктуры,

ед. – не менее 5

к 2016 году

2014 год

2015 год

576549

576549

2016 год

515400

515400

4.

Задача 4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера на глобальные рынки

4.1.

Содействие брендированию

и рекламе продукции организаций-участников Кластера. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников Кластера

в выставочно-ярмарочных

и коммуникативных мероприятиях

по представлению научно-технической продукции

по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом, в том числе предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат
по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий,
а также участию представителей организаций-участников Кластера

в выставочно-ярмарочных

и коммуникативных мероприятиях
по представлению научно-технической продукции

по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, круглые столы)

в Российской Федерации

и за рубежом

всего

128000

75000

3000

20000

30000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество экспозиций, подготовленных

для участия

в выставочных мероприятиях,

в том числе международных, –

не менее 2 ежегодно

2014 год

28000

15000

3000

10000

2015 год

50000

30000

10000

10000

2016 год

50000

30000

10000

10000

4.2.

Оказание консультационных услуг по вопросам, связанным

с оформлением нормативно-технических документов

на инновационную продукцию организаций-участников Кластера и получение разрешительных документов, необходимых для выхода

на глобальные рынки

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент промышленности и развития предпринима-тельства Томской области

Подготовленные нормативно-технические документы

на инновационную продукцию, произведенную организациями-участниками Кластера

2014 год

2015 год

2016 год

4.3.

Предоставление субсидий организациям-участникам Кластера на международное патентование инновационной продукции

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество зарубежных патентов

и заключенных лицензионных соглашений организациями-участниками Кластера –

не менее 10 за период действия Программы

2014 год

2015 год

2016 год

4.4.

Содействие созданию совместных производств

с участием международных партнеров

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент промышленности и развития предпринима-тельства Томской области

Количество производств, созданных организациями-участниками Кластера совместно

с международными партнерами –

не менее 5 за период действия Программы

2014 год

2015 год

2016 год

5.

Задача 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера

5.1.

Поддержка деятельности специализированной организации развития Кластера. Предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат
по осуществлению методического, организационного, экспертно-аналитического, информационного сопровождения деятельности Кластера, оказанию консультационных услуг
по вопросам разработки, администрированию
и управлению инвестиционными проектами, реализуемыми организациями-участниками Кластера
в инновационной сфере
по тематике деятельности Кластера

всего

106000

85000

1000

20000

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области;

Департамент промышленности и развития предпринима-тельства Томской области

Количество подготовленных кластерных проектов, реализуемых двумя или более организациями-участниками Кластера, ед.–

не менее 5 ежегодно

2014 год

6000

5000

1000

2015 год

50000

40000

10000

2016 год

50000

40000

10000

5.2.

Проведение мониторинга реализации Программы

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Рекомендации

по совершенствова-нию механизмов реализации Программы

2014 год

2015 год

2016 год

5.3.

Стимулирование организационных механизмов кооперации участников Кластера в сфере образования, включая создание базовых кафедр производственных компаний в вузах, проведение стажировок

всего

Департамент

по науке

и инновационной политике Администрации Томской области

Количество базовых кафедр производственных компаний в вузах,

ед. – не менее

1 ежегодно

2014 год

2015 год

2016 год

Итого

всего

4729439,487

2289439,487

30000

200000

2210000

2014 год

1035490,487

197490,487

30000

808000

2015 год

2009549

1076549

100000

833000

2016 год

1684400

1015400

100000

569000

* По согласованию.

Распределение объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета представлено в таблице 4.

Распределение объемов финансирования за счет средств областного

бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета

Таблица 4



п/п

Наименование задачи, мероприятия Программы

Срок исполнения

Объем финансирования за счет средств областного бюджета

(тыс. руб.)

Ответственные исполнители – главные распорядители средств областного бюджета (ГРБС)

Задача 2. Развитие системы адресной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров для организаций-участников Кластера

2.2.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации

и проведение стажировок работников организаций-участников Кластера (в том числе за рубежом) по тематике деятельности Кластера, в том числе в области управления инновационной деятельностью, метрологии, сертификации

и постановки наукоемкой продукции на производство. Предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по организации и проведению образовательных мероприятий

всего

21000

Администрация Томской области

в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области

2014 год

1000

2015 год

10000

2016 год

10000

Итого по задаче 2

всего

21000

Задача 3. Развитие инновационной, транспортной инфраструктуры, производственного потенциала и производственной кооперации организаций-участников Кластера

3.1.

Содействие развитию инновационной инфраструктуры Кластера, включая инжиниринговый центр, испытательный центр

в области медицинских приборов. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» на приобретение производственного и лабораторного оборудования и оказание комплекса инженерно-консультационных услуг организациям-участникам Кластера

всего

80000

Администрация Томской области

в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области

2014 год

20000

2015 год

30000

2016 год

30000

3.2.

Содействие продвижению на рынок лекарственных препаратов, разработанных организациями-участниками Кластера.

Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» на обеспечение деятельности по лицензированию производства лекарственных препаратов

всего

21000

2014 год

1000

2015 год

10000

2016 год

10000

3.3.

Субсидирование технологических работ по тематике деятельности Кластера по заказу крупных компаний-участников Кластера силами компаний малого и среднего бизнеса Томской области

всего

20000

2014 год



2015 год

10000

2016 год

10000

3.4.

Содействие коммерциализации инновационных продуктов, разработанных организациями-участниками Кластера, в том числе лекарственных препаратов, медицинской техники, биодеградируемых и композитных материалов, аппаратно-программных комплексов, в том числе медицинского назначения. Предоставление субсидии Автономной некоммерческой организации «Томский региональный инжиниринговый центр» на обеспечение деятельности по поддержке организаций-участников Кластера в виде инновационных ваучеров

всего

24000

2014 год

4000

2015 год

10000

2016 год

10000

3.5.

Оказание консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов организациями-участниками Кластера в инновационной сфере

по тематике деятельности Кластера

всего

20000

2014 год



2015 год

10000

2016 год

10000

Итого по задаче 3

всего

165000

Задача 4. Продвижение инновационной продукции организаций-участников Кластера

на глобальные рынки

4.1.

Содействие брендированию

и рекламе продукции организаций-участников Кластера. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции

по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом,

в том числе предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на финансовое обеспечение затрат
по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участию представителей организаций-участников Кластера

в выставочно-ярмарочных

и коммуникативных мероприятиях по представлению научно-технической продукции по тематике деятельности Кластера (форумы, конференции, круглые столы)

в Российской Федерации

и за рубежом

всего

23000

Администрация Томской области

в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области

2014 год

3000

2015 год

10000

2016 год

10000

Итого по задаче 4

всего

23000

Задача 5. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Кластера

5.1.

Поддержка деятельности специализированной организации развития Кластера. Предоставление субсидий юридическим лицам

(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на возмещение части затрат по осуществлению методического, организационного, экспертно-аналитического, информационного сопровождения деятельности Кластера, оказанию консультационных услуг
по вопросам разработки, администрированию и управлению инвестиционными проектами, реализуемыми организациями-участниками Кластера
в инновационной сфере по тематике деятельности Кластера

всего

21000

Администрация Томской области

в лице Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области

2014 год

1000

2015 год

10000

2016 год

10000

Итого по задаче 5

всего

21000

Итого по Программе

всего

230000

2014 год

30000

2015 год

100000

2016 год

100000

(гл. 3 в редакции постановления Администрации Томской области от 22.05.2014 г. № 191а)

4. Механизмы реализации и управления Программы,

включая ресурсное обеспечение

Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий. Финансирование основных мероприятий Программы осуществляется в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Общий объем финансирования Программы на 2014 – 2016 годы прогнозируется в размере 4891,949 млн. руб. (2014 год – 1198 млн. руб., 2015 год – 2009,549 млн. руб., 2016 год – 1684,4 млн. руб.), в том числе:

средства федерального бюджета – 2451,949 млн. руб. (2014 год – 360 млн. руб., 2015 год – 1076,549 млн. руб., 2016 год – 1015,4 млн. руб.);

средства областного бюджета – 230 млн. руб. (2014 год – 30 млн. руб., 2015 год – 100 млн. руб., 2016 год – 100 млн. руб.);

внебюджетные средства организаций, включая средства частных инвесторов (зарубежных и отечественных), международных программ и грантов, собственные средства организаций Томской области, направленные на развитие инновационной деятельности, – 2210,0 млн. руб. (2014 год – 808 млн. руб., 2015 год – 833 млн. руб., 2016 год – 569 млн. руб.).

Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются после принятия федерального, областного и местных бюджетов на очередной финансовый год.

(гл. 4 в редакции постановления Администрации Томской области от 22.05.2014 г. № 191а)

5. Контроль и мониторинг реализации Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Исполнители Программы ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют заказчику Программы отчет о реализации Программы (годовой отчет – в срок до 25 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов по установленным заказчиком Программы формам.

Департамент по науке и инновационной политике Администрации Томской области представляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области в сроки и по формам, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а «О государственных программах Томской области».

6. Оценка рисков в ходе реализации Программы

К основным рискам, которые могут повлиять на ход реализации Программы, относятся:

– резкие скачки в мировой экономике;

– возможное снижение финансирования федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие научно-технической и инновационной деятельности;

– конкуренция со стороны региональных кластеров медико-биологического направления;

– непредсказуемый рост тарифов на обеспечение функционирования инфраструктуры Кластера.

Основными механизмами снижения угроз и рисков являются прогнозирование развития научно-технических и продуктовых трендов, развитие региональной инновационной инфраструктуры, усиление поддержки малых и средних инновационных предприятий, реализация мер государственной политики по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (реализация кластерной политики, деятельность технологической платформы «Медицина будущего»).

[1] Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 20615-АК/Д19).

[2] К несырьевой продукции относится продукция, произведенная в рамках следующих видов экономической деятельности, относящихся к высокотехнологичному производству и среднетехнологичному производству высокого уровня: производство офисного оборудования и вычислительной техники (код ОКВЭД – 30); производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (код ОКВЭД – 32); производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов (код ОКВЭД – 33); химическое производство (код ОКВЭД – 24); производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (код ОКВЭД – 29); производство электрических машин и электрооборудования (код ОКВЭД – 31); производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (код ОКВЭД – 34); производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств (код ОКВЭД – 35); производство резиновых и пластмассовых изделий (код ОКВЭД – 25).

[3] Показатели цели, задач и мероприятий Программы указаны с учетом планируемых объемов финансирования на 2014 год в соответствии с законом об областном бюджете на 2014 год и плановый период, а на 2015 – 2016 годы спрогнозированы исходя из заявленной потребности объемов финансирования. Работы по мониторингу деятельности организаций-участников Кластера и расчету показателей в целях Программы осуществляет ООО «Центр кластерного развития Томской области» в рамках финансирования своей деятельности.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Собрание законодательства Томской области" № 01/2(102)2014 г. от 31.01.2014 Стр. 465
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать