Основная информация
Дата опубликования: | 28 мая 2013г. |
Номер документа: | RU04000201300448 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Бурятия |
Принявший орган: | Правительство Республики Бурятия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 28 МАЯ 2013 ГОДА № 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Бурятия.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия –
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В. Наговицын
___________________
Проект представлен Министерством образования
и науки
тел. 55-12-93
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.05.2013 № 258
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования
в Республике Бурятия
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующими отношения в сфере образования, социальной защиты и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Концепцией определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.
II. Основные понятия
В настоящей Концепции применяются следующие основные понятия:
Инклюзия – процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательной организации, а также процесс уменьшения степени изоляции детей с ОВЗ во всех процессах, происходящих внутри образовательной организации и в социально-культурной среде.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей, в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Интеграция — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности детей, затрудняющихся по той или иной причине получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, и детей, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.
Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.
Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.
III. Цель, задачи, принципы
Цели Концепции:
- определение приоритетов образовательной политики Республики Бурятия в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детей с особыми образовательными потребностями;
- создание условий для совершенствования системы образования, социальной и медицинской реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения;
- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.
Основные задачи:
- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения;
- внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;
- формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
- внедрение инклюзивной модели обучения в центрах ранней помощи и общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества;
- обеспечение доступа к социальной среде и учебным помещениям, разработка и использование специального учебно-дидактического обеспечения, реабилитационных средств обучения;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;
- привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.
Принципы развития инклюзивного образования:
1. Научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы).
2. Системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование - профессиональное образование).
3. Вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов).
4. Индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода).
5. Социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).
6. Межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями).
IV. Формы организации инклюзивного образования
Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:
Службы ранней помощи – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.
Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи. Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем.
Инклюзивная дошкольная группа – осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.
Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.
Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2–3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.
Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС - центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру – наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаются специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.
Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.
Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
Формы инклюзивного образования в учреждениях
профессионального образования
Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется в процессе среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.
Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах:
Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).
Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).
V. Комплексные мероприятия по реализации
задач настоящей Концепции
5.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
- анализ имеющихся нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в других регионах России, а также их опыта правоприменительной практики;
- разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Республике Бурятия в различных формах;
- разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
- разработка единой межведомственной системы учета детей с инвалидностью, учет образовательных потребностей и их изменений;
- разработка инструктивных писем и методических рекомендаций для психолого-педагогического сопровождения детей с различными категориями инвалидности на основе анализа их образовательных потребностей;
- обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно;
- обеспечение сопровождающим ребенка с ОВЗ.
5.2. Создание безбарьерной образовательной среды:
- реализация Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2010 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.05.2010 № 185, для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;
- расширение сети центров ранней помощи, условий осуществления образовательного процесса на основе инклюзивного подхода в дошкольных и средних (базовых) образовательных учреждениях;
- формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях;
- создание модели непрерывной образовательной вертикали, построение маршрута обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности.
5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:
- развитие служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит детям с различными видами отклонения в развитии рассмотреть различные виды образовательных маршрутов по линии районной образовательной вертикали, обеспечит непрерывное пролонгированное комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение детей с ОВЗ;
- создание службы по ранней диагностике и коррекции детей с ограниченными возможностями на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения».
5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:
- анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
- разработка методических рекомендаций, методических пособий по комплексной реабилитации, создание предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии;
- создание дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);
- ведение портфолио для детей с особыми образовательными потребностями для осуществления перехода на каждую последующую ступень образовательного процесса с целью формирования индивидуального образовательного маршрута.
5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:
- формирование на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» служб внешнего сопровождения через межведомственное взаимодействие по диагностике, коррекции, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста;
- сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;
- внедрение психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения индивидуальных программ развития учащихся;
- создание психотерапевтической безбарьерной среды для детей с ОВЗ через объединение коррекционно-образовательных и воспитательных задач;
- поддержка общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.
5.6. Профессиональное образование, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в развитии:
- создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
5.7. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
- создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ, признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;
- реализация социальных проектов в СМИ и др.;
- сотрудничество с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями.
5.8. Кадровое обеспечение:
- подготовка предложений для включения в программы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;
- подготовка педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения обмена опытом, действиями, ценностями, осуществляющих специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по проблемам инклюзивного обучения в целях дальнейшего обучения работников образовательных учреждений.
5.9. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
- разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ центром ранней помощи и общеобразовательным учреждением.
5.10. Научное сопровождение инклюзивного образования:
- проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования;
- организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Республики Бурятия.
VI. Межведомственное взаимодействие в процессе
реализации инклюзивного образования
С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным органам в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования.
Органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных мер, направленных на реализацию права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивную форму обучения:
- развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
- создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ОВЗ и здоровых детей в образовательных учреждениях общего назначения наряду с сохранением и развитием учреждений специального (коррекционного) образования;
- обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов и норм инклюзивного образования;
- создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы обучения, в функции которых входит: методическое сопровождение; координация взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня; апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
- содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса: администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
- формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных кампаний;
- вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;
- обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;
- обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную форму обучения, специальными учебниками, предназначенными для обучающихся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;
- организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей.
В сфере здравоохранения:
- внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с ограниченными возможностями;
- развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей;
- внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
- развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей;
- развитие служб ранней помощи, работающих по системе раннего вмешательства.
В сфере социальной защиты и социального обслуживания:
- развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами;
- развитие сети социальных служб для сопровождения детей с особыми нуждами;
- подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс.
В сфере печати и массовых коммуникаций:
- размещение материалов, сюжетов на радио, телевидении, публикация статей, открытие рубрик в печати, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, пропагандирующих идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции;
- проведение конкурсов на лучшее освещение темы инклюзии для журналистов СМИ Республики Бурятия.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация региональной Концепции инклюзивного образования будет способствовать:
- гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия;
- обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья, места их проживания;
- совершенствованию нормативно-правовых основ инклюзивной формы образования в Республике Бурятия;
- повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений по решению вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивной формы образования;
- обеспечению учебных заведений, внедряющих инклюзивное обучение, транспортными средствами, соответствующими учебно-методически-ми, наглядными, дидактическими материалами, современными средствами реабилитации индивидуального и коллективного назначения;
- обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями детей;
- подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, созданию системы повышения их профессионального мастерства;
- созданию и развитию системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- изменению образовательной парадигмы, совершенствованию учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики.
VIII. Финансовое обеспечение
Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном и республиканском бюджетах, федеральных и республиканских целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.
1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 28 МАЯ 2013 ГОДА № 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Бурятия.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия –
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В. Наговицын
___________________
Проект представлен Министерством образования
и науки
тел. 55-12-93
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.05.2013 № 258
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования
в Республике Бурятия
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующими отношения в сфере образования, социальной защиты и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Концепцией определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.
II. Основные понятия
В настоящей Концепции применяются следующие основные понятия:
Инклюзия – процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательной организации, а также процесс уменьшения степени изоляции детей с ОВЗ во всех процессах, происходящих внутри образовательной организации и в социально-культурной среде.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей, в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Интеграция — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности детей, затрудняющихся по той или иной причине получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, и детей, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.
Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи.
Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.
III. Цель, задачи, принципы
Цели Концепции:
- определение приоритетов образовательной политики Республики Бурятия в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детей с особыми образовательными потребностями;
- создание условий для совершенствования системы образования, социальной и медицинской реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения;
- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью.
Основные задачи:
- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения;
- внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;
- формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
- внедрение инклюзивной модели обучения в центрах ранней помощи и общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества;
- обеспечение доступа к социальной среде и учебным помещениям, разработка и использование специального учебно-дидактического обеспечения, реабилитационных средств обучения;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;
- привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности.
Принципы развития инклюзивного образования:
1. Научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы).
2. Системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование - профессиональное образование).
3. Вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов).
4. Индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода).
5. Социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).
6. Межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями).
IV. Формы организации инклюзивного образования
Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:
Службы ранней помощи – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.
Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи. Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем.
Инклюзивная дошкольная группа – осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.
Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.
Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2–3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители.
Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС - центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру – наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаются специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.
Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития.
Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
Формы инклюзивного образования в учреждениях
профессионального образования
Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется в процессе среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования.
Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах:
Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни).
Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»).
V. Комплексные мероприятия по реализации
задач настоящей Концепции
5.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
- анализ имеющихся нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в других регионах России, а также их опыта правоприменительной практики;
- разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Республике Бурятия в различных формах;
- разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
- разработка единой межведомственной системы учета детей с инвалидностью, учет образовательных потребностей и их изменений;
- разработка инструктивных писем и методических рекомендаций для психолого-педагогического сопровождения детей с различными категориями инвалидности на основе анализа их образовательных потребностей;
- обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно;
- обеспечение сопровождающим ребенка с ОВЗ.
5.2. Создание безбарьерной образовательной среды:
- реализация Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2010 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.05.2010 № 185, для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ;
- расширение сети центров ранней помощи, условий осуществления образовательного процесса на основе инклюзивного подхода в дошкольных и средних (базовых) образовательных учреждениях;
- формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях;
- создание модели непрерывной образовательной вертикали, построение маршрута обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности.
5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии:
- развитие служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит детям с различными видами отклонения в развитии рассмотреть различные виды образовательных маршрутов по линии районной образовательной вертикали, обеспечит непрерывное пролонгированное комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение детей с ОВЗ;
- создание службы по ранней диагностике и коррекции детей с ограниченными возможностями на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения».
5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях:
- анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
- разработка методических рекомендаций, методических пособий по комплексной реабилитации, создание предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии;
- создание дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);
- ведение портфолио для детей с особыми образовательными потребностями для осуществления перехода на каждую последующую ступень образовательного процесса с целью формирования индивидуального образовательного маршрута.
5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:
- формирование на базе государственного бюджетного образовательного учреждения «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» служб внешнего сопровождения через межведомственное взаимодействие по диагностике, коррекции, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста;
- сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов;
- внедрение психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения индивидуальных программ развития учащихся;
- создание психотерапевтической безбарьерной среды для детей с ОВЗ через объединение коррекционно-образовательных и воспитательных задач;
- поддержка общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.
5.6. Профессиональное образование, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в развитии:
- создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
5.7. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья:
- создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ, признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества;
- реализация социальных проектов в СМИ и др.;
- сотрудничество с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями.
5.8. Кадровое обеспечение:
- подготовка предложений для включения в программы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;
- подготовка педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения обмена опытом, действиями, ценностями, осуществляющих специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по проблемам инклюзивного обучения в целях дальнейшего обучения работников образовательных учреждений.
5.9. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
- разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ центром ранней помощи и общеобразовательным учреждением.
5.10. Научное сопровождение инклюзивного образования:
- проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования;
- организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Республики Бурятия.
VI. Межведомственное взаимодействие в процессе
реализации инклюзивного образования
С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным органам в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования.
Органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных мер, направленных на реализацию права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивную форму обучения:
- развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
- создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ОВЗ и здоровых детей в образовательных учреждениях общего назначения наряду с сохранением и развитием учреждений специального (коррекционного) образования;
- обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов и норм инклюзивного образования;
- создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы обучения, в функции которых входит: методическое сопровождение; координация взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня; апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
- содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса: администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
- формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных кампаний;
- вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;
- обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;
- обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную форму обучения, специальными учебниками, предназначенными для обучающихся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;
- организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей.
В сфере здравоохранения:
- внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с ограниченными возможностями;
- развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей;
- внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
- развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей;
- развитие служб ранней помощи, работающих по системе раннего вмешательства.
В сфере социальной защиты и социального обслуживания:
- развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами;
- развитие сети социальных служб для сопровождения детей с особыми нуждами;
- подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс.
В сфере печати и массовых коммуникаций:
- размещение материалов, сюжетов на радио, телевидении, публикация статей, открытие рубрик в печати, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, пропагандирующих идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции;
- проведение конкурсов на лучшее освещение темы инклюзии для журналистов СМИ Республики Бурятия.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация региональной Концепции инклюзивного образования будет способствовать:
- гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия;
- обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья, места их проживания;
- совершенствованию нормативно-правовых основ инклюзивной формы образования в Республике Бурятия;
- повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений по решению вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ;
- обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивной формы образования;
- обеспечению учебных заведений, внедряющих инклюзивное обучение, транспортными средствами, соответствующими учебно-методически-ми, наглядными, дидактическими материалами, современными средствами реабилитации индивидуального и коллективного назначения;
- обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями детей;
- подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, созданию системы повышения их профессионального мастерства;
- созданию и развитию системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- изменению образовательной парадигмы, совершенствованию учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики.
VIII. Финансовое обеспечение
Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном и республиканском бюджетах, федеральных и республиканских целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: