Основная информация
Дата опубликования: | 28 августа 2006г. |
Номер документа: | ru14000200600255 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2006 года № 369
О республиканской комплексной программе "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Утратило силу - постановление Правительства РС(Я) от 21.05.2009 №208
В целях обеспечения безопасности граждан на территории республики, формирования многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений, усиления межведомственного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить проект республиканской комплексной программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить координатором реализации Программы Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) и Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании проектов республиканского государственного бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
4. Руководителям министерств и ведомств - исполнителям программных мероприятий представить заявки на дополнительные расходы по своим сметам расходов.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
5.1. Разработать и утвердить собственные муниципальные программы профилактики правонарушений.
5.2. При разработке муниципальных программ профилактики правонарушений руководствоваться примерным перечнем мероприятий базовой модели комплексной программы профилактики правонарушений в муниципальном образовании, разработанной МВД Российской Федерации.
5.3. Ежегодно предусматривать в проекте бюджета муниципального образования ассигнования на финансирование мероприятий по профилактике правонарушений.
6. Опубликовать республиканскую комплексную программу "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" в средствах массовой информации.
7. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 августа 2006 года № 369
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
г. Якутск, 2006 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.
Паспорт программы
5
1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
8
2.
Основные принципы профилактики правонарушений
10
3.
Цель Программы__
11
4.
Задачи Программы
11
5.
Основы организации профилактики правонарушений
12
5.1.
Правовая основа
12
5.2.
Объекты профилактики
12
5.3.
Субъекты профилактики
13
6.
Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений
14
7.
Сроки реализации программы
15
8.
Источники и объемы финансирования Программы
15
9.
Ожидаемые результаты
15
10.
Условные обозначения
16
Основные программные мероприятия
I.
Организационные мероприятия по выполнению программы
18
II.
Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений
18
III.
Профилактика правонарушений
20
3.1.
Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия)
20
3.2.
Воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений
20
3.3.
Профилактика правонарушений в отношении определенных категорий лиц и по отдельным видам противоправной деятельности
24
3.3.1.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи
24
3.3.2.
Профилактика правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов
27
3.3.3.
Профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции
28
3.3.4.
Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
29
3.3.5.
Профилактика правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы
30
3.3.6.
Профилактика правонарушений в общественных местах и на улицах
31
3.3.7.
Профилактика правонарушений на административных участках
31
3.3.8.
Профилактика правонарушений со стороны лиц с алкогольной зависимостью
32
IV.
Обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции
33
V.
Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений
35
VI.
Обеспечение деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
36
Сводная таблица затрат по программе
37
П А С П О Р Т
республиканской комплексной Программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Наименование Программы
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Основание
для разработки Программы
Государственный заказчик
Разработчик программы
Координаторы программы
Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия),
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия)
Цель программы
Обеспечение безопасности граждан на территории республики
Сроки и этапы реализации программы
2007-2011 годы:
I этап - 2007 год (подготовительный),
IIэтап - 2008-2009 годы,
III этап - 2010-2011 годы.
Перечень основных программных мероприятий
Исполнители
Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);
Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия);
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия);
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту;
Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
ГУ "Исполнительная дирекция Государственной программы РС(Я) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы";
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Саха (Якутия);
Управление исполнения наказаний Министерства юстиции России по Республике Саха (Якутия);
Северо-Восточное управление внутренних дел на транспорте МВД России;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;
Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений при Правительстве Республики Саха (Якутия);
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия);
общественные организации;
органы местного самоуправления.
Объемы и источники финансирования
Механизм реализации
Разработка законодательных и совершенствование правовых актов Республики Саха (Якутия), направленных на профилактику правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи, по формированию здорового образа жизни;
привлечение к реализации программных мероприятий общественных и некоммерческих организаций;
участие в реализации федеральных целевых программ;
разработка, принятие муниципальными образованиями комплексных улусных, городских программ по профилактике правонарушений;
создание исполнительной дирекции по координации деятельности министерств, ведомств, муниципальных образований, общественных и некоммерческих организаций по реализации программы;
мониторинг реализации программных мероприятий, подготовка в установленные сроки отчетов о реализации программы, мониторинг результативности проводимых мероприятий;
установление Грантов Правительства Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений;
обобщение, распространение положительного опыта реализации программных мероприятий, широкое освещение хода реализации в СМИ.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.
Наряду с термином "предупреждение" используется также "профилактика". Под профилактикой преступлений понимается специально осуществляемая деятельность по учету и предупреждению криминогенных последствий человеческой деятельности, а также по выявлению, изучению и воздействию на криминогенные факторы, условия и обстоятельства, различные негативные явления и процессы, которые в решающей степени влияют на живучесть и распространенность преступности, в основном не принудительными методами.
Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика направлена на совершенствование общественных отношений и обеспечение комплексных мер противодействия правонарушениям.
Необходимость разработки республиканской комплексной программы профилактики правонарушений вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений.
Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений. Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.
Следует признать, что система ведомственного нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений не отвечает современным требованиям, и, к сожалению, не позволила кардинально повысить эффективность профилактической деятель-ности органов внутренних дел.
Обеспокоенность вызывают сохраняющиеся негативные тенденции в динамике, характере и структуре преступности.
Сохраняется тенденция роста общего количества преступлений (в 2001 г. - 15845, в 2005 г. - 18993).
В 2005 году в сравнении с 2004 годом количество зарегистрированных преступлений выросло на 22,2%, с 15532 до 18993, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений на 2,6%, с 6475 до 6642, которые составляют в структуре общей преступности значительную часть - удельный вес в 2004 г. - 41,7%, в 2005 г. - 35,0%. Острыми остаются вопросы предупреждения преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения (всего 2239, удельный вес от расследованных - 24,7%), ранее их совершавшими (всего 2215, удельный вес - 24,5%), в том числе освободившимися из мест лишения свободы, а также несовершеннолетними (всего 1154, удельный вес - 12,8%), безработными и не имеющими постоянного источника дохода (всего 4486, удельный вес - 49,6%).
За период с 2001 по 2005 годы сохраняется уровень умышленных убийств (в 2001 г. - 322, 2005 г. - 320), число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью выросло на 12,7%, с 659 до 743.
В 2005 году рост тяжких преступлений против личности произошел на территории 23 городов и улусов республики. Значительная их часть совершена после совместного употребления спиртных напитков и на почве семейно-бытовых отношений, что стало причиной совершения более 60% данных преступлений. Удельный вес "алкогольной" составляющей в 2005 году по умышленным убийствам составил 66,8%, по умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью - 62,8%, "бытовой" (соответственно) - 81,1% и 80,1%.
Недостаточно решаются вопросы борьбы с распространением пьянства, алкоголизма и наркомании.
Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков совершено более чем в 2 раза, их рост в 2005 г. составил 115,5%, с 426 до 918.
Напряженность криминогенной ситуации усиливают незаконная миграция, состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах.
Совершению преступлений способствуют отсутствие занятости, проблемы трудоустройства отдельных слоев населения, культивирование в средствах массовой информации сцен жестокости, насилия, асоциального поведения.
Эффективная деятельность органов внутренних дел, в частности участковых уполномоченных милиции невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения, принятия мер по социальной защищенности сотрудников милиции.
Важно отметить, в Республике Саха (Якутия) органами исполнительной и законодательной власти республики, заинтересованными министерствами и ведомствами ведется планомерная работа по разработке нормативно-правовых актов, направленных на создание правовой основы государственной политики по борьбе с преступностью, предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Следующим, важным этапом создания государственной системы профилактики правонарушений должна стать выработка механизма практической реализации принятых нормативно-правовых актов.
Программа содержит стратегию органов исполнительной и законодательной, заинтересованных министерств и ведомств по созданию многоуровневой системы профилактики правонарушений и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы.
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" направлена на реализацию федеральных законов № 1026-1 от 18.04.91 "О милиции", № 120-ФЗ от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", законов Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", "Об участии населения в охране правопорядка", "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", составляющих правовую основу государственной политики по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
2. Основные принципы профилактики правонарушений
Основными принципами профилактики правонарушений являются многоуровневость, системность, законность, непрерывность, координированность, гласность, подконтрольность, обеспечивающих в совокупности ее комплексный характер.
Одной из задач Программы является формирование государственной многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений.
Многоуровневость означает создание соответствующих программ, выработку и реализацию конкретных мероприятий по профилактике правонарушений на каждом уровне управления (республиканский, муниципальный (городской, улусный, наслежный)). Разработка республиканской программы, аналогичных программ всеми органами местного самоуправления и реализация программных мероприятий на каждом уровне обеспечивают в совокупности многоуровневый характер профилактики правонарушений, проводимой в масштабах всей республики.
Система (системность) социальной профилактики правонарушений предусматривает обеспечение выполнения мероприятий по профилактике правонарушений по всем направлениям общественно-политической и хозяйственной деятельности, вовлечение в нее всех субъектов профилактики.
Системность (система) реализуется путем всестороннего, комплексного подхода при подготовке программ, выработкой конкретных и реально выполнимых мероприятий, участием в этой подготовке всех субъектов профилактики.
Законность обеспечивается созданием правовой базы профилактики правонарушений, разработкой необходимых нормативно-правовых документов, совершенствованием действующего в данной сфере законодательства.
3. Целью Программы является обеспечение безопасности граждан на территории республики.
4. Задачами Программы являются:
создание механизма государственной многоуровневой системы по выработке, осуществлению и координации мероприятий по профилактике правонарушений субъектами профилактики республики, направленных, прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, реабилитацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
совершенствование нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений;
активизация участия и усиление координации деятельности республиканских и муниципальных органов в предупреждении правонарушений;
вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций и объединений;
активизация правового просвещения населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
5. Основы организации профилактики правонарушений:
Профилактика правонарушений представляет собой систему, которая включает в себя:
правовую базу;
объекты профилактики;
субъекты, осуществляющие эту деятельность;
меры предупредительного воздействия.
5.1. Правовую основу Республиканской комплексной программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (далее - Программа) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации №о209 от 12.02.93 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный Закон от 18.04.91 № 1026-1 "О милиции", Федеральный Закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Конституция Республики Саха (Якутия), законы Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", "Об участии населения в охране правопорядка", "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", иные федеральные нормативные правовые акты, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления республики.
5.2. К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления экономического, социального, политического, психологического и иного порядка, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Также, к числу объектов следует отнести деятельность людей (профессиональную, административно-управленческую, технологическую и др.), которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия, а также личность правонарушителя.
5.3. Субъекты профилактики образуют государственную систему профилактики правонарушений, объединяющую заказчика программы, ее разработчика, координаторов и исполнителей программных мероприятий, которая включает в себя:
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
Правительство Республики Саха (Якутия);
министерства, госкомитеты и ведомства Республики Саха (Якутия);
структуры федерального подчинения;
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
организации, предприятия, учреждения различных форм собственности, политические партии и движения, общественные организации, различные ассоциации и фонды;
отдельные граждане.
В систему субъектов профилактики правонарушений входят межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, создаваемые на всех уровнях, вплоть до муниципального образования.
Основные функции субъектов профилактики правонарушений:
определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений;
планирование в сфере профилактики правонарушений;
разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов;
разработка, принятие и реализация программ профилактики правонарушений;
непосредственное осуществление профилактической работы;
координация деятельности подчиненных (нижестоящих) субъектов профилактики правонарушений;
материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
контроль за деятельностью подчиненных (нижестоящих) субъектов профилактики правонарушений и оказание им необходимой помощи;
организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Организации, предприятия, учреждения, основанные на разных формах собственности, политические партии и движения, религиозные конфессии, различные ассоциации и фонды участвуют в профилактической деятельности по поручению государственных органов или органов местного самоуправления, либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
6. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений возлагается на вновь создаваемые межведомственные комиссии по профилактике правонарушений (далее - МКПП).
Состав и полномочия МКПП утверждаются Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Решения, принимаемые МКПП и утвержденные Председателем Правительства Республики Саха (Якутия), главами муниципальных образований республики обязательны для исполнения субъектами профилактики соответствующего уровня.
В рамках МКПП могут создаваться рабочие органы по отдельным направлениям деятельности или для решения конкретной проблемы в сфере профилактики правонарушений.
В субъектах профилактики на внештатной основе создаются рабочие группы по взаимодействию с МКПП и координации выполнения программных мероприятий и реализацией принимаемых на МКПП решений в части их касающейся.
К участию в работе МКПП могут приглашаться с их согласия представители судебных органов.
К полномочиям МКПП относятся:
проведение комплексного анализа состояния профилактики правонарушений на территории республики с последующей выработкой рекомендаций субъектам профилактики;
разработка проектов долгосрочных республиканских и муниципальных комплексных целевых программ по профилактике правонарушений, контроль за их выполнением, целевым использованием выделенных денежных средств;
предоставление органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления информации о состоянии профилактической деятельности, внесение предложений с целью повышения ее эффективности;
организация заслушивания руководителей субъектов профилактики по вопросам предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению;
координация деятельности субъектов профилактики по:
предупреждению правонарушений, выработка мер по ее совершенствованию;
подготовке проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;
укреплению взаимодействия и налаживанию тесного сотрудничества с населением, средствами массовой информации.
7. Сроки реализации Программы:
2007-2011 годы.
8. Источники и объемы финансирования Программы:
федеральный бюджет;
бюджет Республики Саха (Якутия);
бюджеты муниципальных образований;
средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий;
внебюджетные средства.
9. Ожидаемые результаты:
Реализация Программы позволит:
повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений;
реально воздействовать на социальные причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений;
оздоровить обстановку на улицах и других общественных местах;
улучшить профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи;
снизить уровень рецидивной и "бытовой" преступности;
снизить количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Условные обозначения
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2006 года № 369
О республиканской комплексной программе "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Утратило силу - постановление Правительства РС(Я) от 21.05.2009 №208
В целях обеспечения безопасности граждан на территории республики, формирования многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений, усиления межведомственного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить проект республиканской комплексной программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить координатором реализации Программы Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) и Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании проектов республиканского государственного бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
4. Руководителям министерств и ведомств - исполнителям программных мероприятий представить заявки на дополнительные расходы по своим сметам расходов.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
5.1. Разработать и утвердить собственные муниципальные программы профилактики правонарушений.
5.2. При разработке муниципальных программ профилактики правонарушений руководствоваться примерным перечнем мероприятий базовой модели комплексной программы профилактики правонарушений в муниципальном образовании, разработанной МВД Российской Федерации.
5.3. Ежегодно предусматривать в проекте бюджета муниципального образования ассигнования на финансирование мероприятий по профилактике правонарушений.
6. Опубликовать республиканскую комплексную программу "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" в средствах массовой информации.
7. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 августа 2006 года № 369
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
г. Якутск, 2006 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.
Паспорт программы
5
1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
8
2.
Основные принципы профилактики правонарушений
10
3.
Цель Программы__
11
4.
Задачи Программы
11
5.
Основы организации профилактики правонарушений
12
5.1.
Правовая основа
12
5.2.
Объекты профилактики
12
5.3.
Субъекты профилактики
13
6.
Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений
14
7.
Сроки реализации программы
15
8.
Источники и объемы финансирования Программы
15
9.
Ожидаемые результаты
15
10.
Условные обозначения
16
Основные программные мероприятия
I.
Организационные мероприятия по выполнению программы
18
II.
Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений
18
III.
Профилактика правонарушений
20
3.1.
Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия)
20
3.2.
Воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений
20
3.3.
Профилактика правонарушений в отношении определенных категорий лиц и по отдельным видам противоправной деятельности
24
3.3.1.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи
24
3.3.2.
Профилактика правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов
27
3.3.3.
Профилактика нарушений законодательства о гражданстве, предупреждение и пресечение нелегальной миграции
28
3.3.4.
Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
29
3.3.5.
Профилактика правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы
30
3.3.6.
Профилактика правонарушений в общественных местах и на улицах
31
3.3.7.
Профилактика правонарушений на административных участках
31
3.3.8.
Профилактика правонарушений со стороны лиц с алкогольной зависимостью
32
IV.
Обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции
33
V.
Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений
35
VI.
Обеспечение деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
36
Сводная таблица затрат по программе
37
П А С П О Р Т
республиканской комплексной Программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Наименование Программы
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы"
Основание
для разработки Программы
Государственный заказчик
Разработчик программы
Координаторы программы
Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия),
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия)
Цель программы
Обеспечение безопасности граждан на территории республики
Сроки и этапы реализации программы
2007-2011 годы:
I этап - 2007 год (подготовительный),
IIэтап - 2008-2009 годы,
III этап - 2010-2011 годы.
Перечень основных программных мероприятий
Исполнители
Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);
Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия);
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия);
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту;
Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
ГУ "Исполнительная дирекция Государственной программы РС(Я) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы";
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия);
Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Саха (Якутия);
Управление исполнения наказаний Министерства юстиции России по Республике Саха (Якутия);
Северо-Восточное управление внутренних дел на транспорте МВД России;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;
Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений при Правительстве Республики Саха (Якутия);
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия);
общественные организации;
органы местного самоуправления.
Объемы и источники финансирования
Механизм реализации
Разработка законодательных и совершенствование правовых актов Республики Саха (Якутия), направленных на профилактику правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних и молодежи, по формированию здорового образа жизни;
привлечение к реализации программных мероприятий общественных и некоммерческих организаций;
участие в реализации федеральных целевых программ;
разработка, принятие муниципальными образованиями комплексных улусных, городских программ по профилактике правонарушений;
создание исполнительной дирекции по координации деятельности министерств, ведомств, муниципальных образований, общественных и некоммерческих организаций по реализации программы;
мониторинг реализации программных мероприятий, подготовка в установленные сроки отчетов о реализации программы, мониторинг результативности проводимых мероприятий;
установление Грантов Правительства Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений;
обобщение, распространение положительного опыта реализации программных мероприятий, широкое освещение хода реализации в СМИ.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.
Наряду с термином "предупреждение" используется также "профилактика". Под профилактикой преступлений понимается специально осуществляемая деятельность по учету и предупреждению криминогенных последствий человеческой деятельности, а также по выявлению, изучению и воздействию на криминогенные факторы, условия и обстоятельства, различные негативные явления и процессы, которые в решающей степени влияют на живучесть и распространенность преступности, в основном не принудительными методами.
Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика направлена на совершенствование общественных отношений и обеспечение комплексных мер противодействия правонарушениям.
Необходимость разработки республиканской комплексной программы профилактики правонарушений вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений.
Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений. Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.
Следует признать, что система ведомственного нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений не отвечает современным требованиям, и, к сожалению, не позволила кардинально повысить эффективность профилактической деятель-ности органов внутренних дел.
Обеспокоенность вызывают сохраняющиеся негативные тенденции в динамике, характере и структуре преступности.
Сохраняется тенденция роста общего количества преступлений (в 2001 г. - 15845, в 2005 г. - 18993).
В 2005 году в сравнении с 2004 годом количество зарегистрированных преступлений выросло на 22,2%, с 15532 до 18993, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений на 2,6%, с 6475 до 6642, которые составляют в структуре общей преступности значительную часть - удельный вес в 2004 г. - 41,7%, в 2005 г. - 35,0%. Острыми остаются вопросы предупреждения преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения (всего 2239, удельный вес от расследованных - 24,7%), ранее их совершавшими (всего 2215, удельный вес - 24,5%), в том числе освободившимися из мест лишения свободы, а также несовершеннолетними (всего 1154, удельный вес - 12,8%), безработными и не имеющими постоянного источника дохода (всего 4486, удельный вес - 49,6%).
За период с 2001 по 2005 годы сохраняется уровень умышленных убийств (в 2001 г. - 322, 2005 г. - 320), число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью выросло на 12,7%, с 659 до 743.
В 2005 году рост тяжких преступлений против личности произошел на территории 23 городов и улусов республики. Значительная их часть совершена после совместного употребления спиртных напитков и на почве семейно-бытовых отношений, что стало причиной совершения более 60% данных преступлений. Удельный вес "алкогольной" составляющей в 2005 году по умышленным убийствам составил 66,8%, по умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью - 62,8%, "бытовой" (соответственно) - 81,1% и 80,1%.
Недостаточно решаются вопросы борьбы с распространением пьянства, алкоголизма и наркомании.
Преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков совершено более чем в 2 раза, их рост в 2005 г. составил 115,5%, с 426 до 918.
Напряженность криминогенной ситуации усиливают незаконная миграция, состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах.
Совершению преступлений способствуют отсутствие занятости, проблемы трудоустройства отдельных слоев населения, культивирование в средствах массовой информации сцен жестокости, насилия, асоциального поведения.
Эффективная деятельность органов внутренних дел, в частности участковых уполномоченных милиции невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения, принятия мер по социальной защищенности сотрудников милиции.
Важно отметить, в Республике Саха (Якутия) органами исполнительной и законодательной власти республики, заинтересованными министерствами и ведомствами ведется планомерная работа по разработке нормативно-правовых актов, направленных на создание правовой основы государственной политики по борьбе с преступностью, предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Следующим, важным этапом создания государственной системы профилактики правонарушений должна стать выработка механизма практической реализации принятых нормативно-правовых актов.
Программа содержит стратегию органов исполнительной и законодательной, заинтересованных министерств и ведомств по созданию многоуровневой системы профилактики правонарушений и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы.
Республиканская комплексная программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" направлена на реализацию федеральных законов № 1026-1 от 18.04.91 "О милиции", № 120-ФЗ от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", законов Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", "Об участии населения в охране правопорядка", "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", составляющих правовую основу государственной политики по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
2. Основные принципы профилактики правонарушений
Основными принципами профилактики правонарушений являются многоуровневость, системность, законность, непрерывность, координированность, гласность, подконтрольность, обеспечивающих в совокупности ее комплексный характер.
Одной из задач Программы является формирование государственной многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений.
Многоуровневость означает создание соответствующих программ, выработку и реализацию конкретных мероприятий по профилактике правонарушений на каждом уровне управления (республиканский, муниципальный (городской, улусный, наслежный)). Разработка республиканской программы, аналогичных программ всеми органами местного самоуправления и реализация программных мероприятий на каждом уровне обеспечивают в совокупности многоуровневый характер профилактики правонарушений, проводимой в масштабах всей республики.
Система (системность) социальной профилактики правонарушений предусматривает обеспечение выполнения мероприятий по профилактике правонарушений по всем направлениям общественно-политической и хозяйственной деятельности, вовлечение в нее всех субъектов профилактики.
Системность (система) реализуется путем всестороннего, комплексного подхода при подготовке программ, выработкой конкретных и реально выполнимых мероприятий, участием в этой подготовке всех субъектов профилактики.
Законность обеспечивается созданием правовой базы профилактики правонарушений, разработкой необходимых нормативно-правовых документов, совершенствованием действующего в данной сфере законодательства.
3. Целью Программы является обеспечение безопасности граждан на территории республики.
4. Задачами Программы являются:
создание механизма государственной многоуровневой системы по выработке, осуществлению и координации мероприятий по профилактике правонарушений субъектами профилактики республики, направленных, прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, реабилитацию и адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
совершенствование нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия) по профилактике правонарушений;
активизация участия и усиление координации деятельности республиканских и муниципальных органов в предупреждении правонарушений;
вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций и объединений;
активизация правового просвещения населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
5. Основы организации профилактики правонарушений:
Профилактика правонарушений представляет собой систему, которая включает в себя:
правовую базу;
объекты профилактики;
субъекты, осуществляющие эту деятельность;
меры предупредительного воздействия.
5.1. Правовую основу Республиканской комплексной программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (далее - Программа) составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации №о209 от 12.02.93 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный Закон от 18.04.91 № 1026-1 "О милиции", Федеральный Закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Конституция Республики Саха (Якутия), законы Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", "Об участии населения в охране правопорядка", "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", иные федеральные нормативные правовые акты, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления республики.
5.2. К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления экономического, социального, политического, психологического и иного порядка, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Также, к числу объектов следует отнести деятельность людей (профессиональную, административно-управленческую, технологическую и др.), которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия, а также личность правонарушителя.
5.3. Субъекты профилактики образуют государственную систему профилактики правонарушений, объединяющую заказчика программы, ее разработчика, координаторов и исполнителей программных мероприятий, которая включает в себя:
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
Правительство Республики Саха (Якутия);
министерства, госкомитеты и ведомства Республики Саха (Якутия);
структуры федерального подчинения;
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
организации, предприятия, учреждения различных форм собственности, политические партии и движения, общественные организации, различные ассоциации и фонды;
отдельные граждане.
В систему субъектов профилактики правонарушений входят межведомственные комиссии по профилактике правонарушений, создаваемые на всех уровнях, вплоть до муниципального образования.
Основные функции субъектов профилактики правонарушений:
определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений;
планирование в сфере профилактики правонарушений;
разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов;
разработка, принятие и реализация программ профилактики правонарушений;
непосредственное осуществление профилактической работы;
координация деятельности подчиненных (нижестоящих) субъектов профилактики правонарушений;
материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
контроль за деятельностью подчиненных (нижестоящих) субъектов профилактики правонарушений и оказание им необходимой помощи;
организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Организации, предприятия, учреждения, основанные на разных формах собственности, политические партии и движения, религиозные конфессии, различные ассоциации и фонды участвуют в профилактической деятельности по поручению государственных органов или органов местного самоуправления, либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
6. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений возлагается на вновь создаваемые межведомственные комиссии по профилактике правонарушений (далее - МКПП).
Состав и полномочия МКПП утверждаются Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
Решения, принимаемые МКПП и утвержденные Председателем Правительства Республики Саха (Якутия), главами муниципальных образований республики обязательны для исполнения субъектами профилактики соответствующего уровня.
В рамках МКПП могут создаваться рабочие органы по отдельным направлениям деятельности или для решения конкретной проблемы в сфере профилактики правонарушений.
В субъектах профилактики на внештатной основе создаются рабочие группы по взаимодействию с МКПП и координации выполнения программных мероприятий и реализацией принимаемых на МКПП решений в части их касающейся.
К участию в работе МКПП могут приглашаться с их согласия представители судебных органов.
К полномочиям МКПП относятся:
проведение комплексного анализа состояния профилактики правонарушений на территории республики с последующей выработкой рекомендаций субъектам профилактики;
разработка проектов долгосрочных республиканских и муниципальных комплексных целевых программ по профилактике правонарушений, контроль за их выполнением, целевым использованием выделенных денежных средств;
предоставление органам государственной власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления информации о состоянии профилактической деятельности, внесение предложений с целью повышения ее эффективности;
организация заслушивания руководителей субъектов профилактики по вопросам предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению;
координация деятельности субъектов профилактики по:
предупреждению правонарушений, выработка мер по ее совершенствованию;
подготовке проектов республиканских законов и иных нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;
укреплению взаимодействия и налаживанию тесного сотрудничества с населением, средствами массовой информации.
7. Сроки реализации Программы:
2007-2011 годы.
8. Источники и объемы финансирования Программы:
федеральный бюджет;
бюджет Республики Саха (Якутия);
бюджеты муниципальных образований;
средства, выделяемые на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий;
внебюджетные средства.
9. Ожидаемые результаты:
Реализация Программы позволит:
повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений;
реально воздействовать на социальные причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений;
оздоровить обстановку на улицах и других общественных местах;
улучшить профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи;
снизить уровень рецидивной и "бытовой" преступности;
снизить количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Условные обозначения
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Якутские ведомости № 61 от 08.09.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 010.060.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: