Основная информация

Дата опубликования: 28 сентября 2004г.
Номер документа: В200402407
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0402407

В200402407

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 01.01.2005, N 1, СТР. 43

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.09.2004 N 7064/04

[Представленные акционерным обществом на государственную

регистрацию права собственности документы соответствуют

нормативным актам, определявшим на момент учреждения акционерного

общества возникновение права собственности на внесенное в его

уставный капитал имущество, что в силу статей 6 и 17 Федерального

закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ " О государственной регистрации прав на

недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для

государственной регистрации соответствующего права]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Молочный комбинат "Нижегородский" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2003 по делу N А43-11026/03-12-362 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.02.2004 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Молочный комбинат "Нижегородский" (истца) - Оленева Е.А.;

от Учреждения юстиции по государственной, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области (ответчика) - Ершова С.В., Федотова И.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Савкина С.Ф. и пояснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Молочный комбинат "Нижегородский" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области (далее - учреждение юстиции) от 13.08.2003 N 115/2003-76 в государственной регистрации права собственности акционерного общества на административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 19, лит. Б.

Заявление мотивировано тем, что истец является собственником указанного здания в связи с его приватизацией в составе имущественного комплекса государственного предприятия "Молочный комбинат "Горьковский" (далее - предприятие), которое преобразовано в акционерное общество и план приватизации которого утвержден решением Комитета по управлению имуществом Нижегородской области (далее - комитет) от 19.11.1992 N 1827. Учреждение юстиции письмом от 13.08.2003 N 115/2003-76 отказало акционерному обществу в государственной регистрации права собственности на данный объект, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию, не являются правоустанавливающими. Между тем план приватизации предприятия, акт оценки стоимости его имущества по состоянию на 01.07.1992 и письмо комитета от 07.05.1998 N 01-10-213 свидетельствуют о том, что административно-бытовой корпус в составе другого имущества предприятия был внесен в уставный капитал акционерного общества.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2003 в удовлетворении заявления отказано.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 27.02.2004 решение оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, акционерное общество просит пересмотреть названные судебные акты на том основании, что представленные им документы соответствуют нормативным актам о приватизации, в связи с чем у заявителя возникло право собственности на объект недвижимости.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в заявлении и пояснениях присутствовавших в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Признавая законным отказ учреждения юстиции акционерному обществу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, суд сослался на то, что представленные заявителем план приватизации предприятия, акт оценки стоимости его имущества по состоянию на 01.07.1992 и письмо комитета от 07.05.1998 N 01-10-213 не содержат полного описания спорного объекта недвижимости и не устанавливают юридического факта возникновения и наличия права собственности на него заявителя. Технический же паспорт не является правоустанавливающим документом, а содержит лишь сведения о техническом состоянии данного объекта. Поэтому представленные документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Эти доводы нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно статье 6 названного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии со статьей 17 того же Федерального закона основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721; НГР:Р9202344, предусмотрено, что комитет по управлению имуществом как учредитель акционерного общества представляет для государственной регистрации копию плана приватизации, заявку на регистрацию и устав акционерного общества. С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия принимаются акционерным обществом. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.

Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66; НГР:Р9200199, установлено, что состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражаются в приложении N 1 к акту оценки, форме которого соответствует письмо председателя Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 07.05.1998 N 01-10-2013.

Таким образом, представленные акционерным обществом на государственную регистрацию права собственности документы соответствуют нормативным актам, определявшим на момент учреждения акционерного общества возникновение права собственности на внесенное в его уставный капитал имущество, что в силу статей 6 и 17 упомянутого Федерального закона является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права, в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806 подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; НГР:Р0203806, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2003 по делу N А43-11026/03-12-362 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.02.2004 по тому же делу отменить.

Признать незаконным отказ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области от 13.08.2003 N 115/2003-76 в государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ларина, д. 19, лит. Б. Обязать учреждение юстиции произвести государственную регистрацию права собственности открытого акционерного общества "Молочный комбинат "Нижегородский" на указанный объект недвижимости.

Председательствующий

В.Ф. Яковлев

[введено: 26.10.2004 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]

[проверено: 29.10.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2005 Стр. 43
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.050.000 Объекты гражданских прав, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.090 Право собственности и другие вещные права на жилые помещения (см. также 050.030.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать