Основная информация
Дата опубликования: | 28 сентября 2006г. |
Номер документа: | ru51000200600335 |
Текущая редакция: | 14 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Мурманская область |
Принявший орган: | Правительство Мурманской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.09.2006 № 375-ПП/9
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007 - 2010 ГОДЫ
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области:
от 17.10.2007 № 486-ПП,
от 22.10.2007 № 492-ПП,
от 29.11.2007 № 576-ПП,
от 23.09.2008 № 455-ПП,
от 12.11.2008 № 537-ПП,
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
В соответствии с Законом Мурманской области от 11.05.2005 № 626-01-ЗМО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Мурманской области», постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области», от 23.03.2006 № 97-ПП/3 «О разработке региональной целевой программы Мурманской области «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы» и в целях развития инвестиционной деятельности региона и обеспечения реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2007-2010 годы ассигнования на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать соответствующие муниципальные программы.
4. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя Министерства экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 28.09.2006 № 375-ПП/9
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 17.10.2007 № 486-ПП,
от 22.10.2007 № 492-ПП,
от 29.11.2007 № 576-ПП,
от 23.09.2008 № 455-ПП,
от 12.11.2008 № 537-ПП,
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
Долгосрочная целевая программа
«Развитие инвестиционной деятельности
в Мурманской области»
на 2007-2010 годы
Мурманск
2006г.
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
Наименование программы
- «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
- Закон Мурманской области от 11.05.2005 № 626?01?ЗМО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Мурманской области»;
- Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года;
- постановление Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области»;
- постановление Правительства Мурманской области от 23.03.2006 № 97-ПП/3 «О разработке региональной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы»
Государственные заказчики
Министерство экономического развития Мурманской области;
Министерство финансов Мурманской области;
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
Комитет сельского хозяйства Мурманской области
Государственный заказчик-координатор
- Министерство экономического развития Мурманской области
Основной разработчик Программы
- Министерство экономического развития Мурманской области
Цели и задачи Программы
- цели:
привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП;
увеличение количества рабочих мест;
повышение капитализации предприятий Мурманской области;
ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов;
внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг;
укрепление позиций в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
повышение инвестиционной привлекательности Мурманской области;
развитие конкурентной среды;
- задачи:
создание организационной инфраструктуры с участием Правительства Мурманской области для решения вопросов подготовки, экспертизы и создания банка инвестиционных проектов;
создание условий для привлечения долгосрочных заемных средств, их окупаемости и возврата;
консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области для развития инвестиционной деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в Мурманской области;
совершенствование участия организаций и предприятий в международной проектной деятельности с целью овладения европейским опытом поиска партнеров и инвестиций в Мурманской области как зоне действия специальных европейских финансовых инструментов;
освоение разнообразных источников финансирования, включая средства международных финансовых институтов, таких, как программы Совета Баренцева/Евроарктического региона, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии, программы сотрудничества ЕС и России и других
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Индикаторы и показатели
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
29,5
48,7
53,7
59,8
Темп прироста инвестиций в действующие производства
129,2
152,1
101,9
102,0
Количество новых рабочих мест, человек
300
700
700
800
Сроки и этапы реализации
Программы
2007г. - I этап;
2008 - 2010гг. - II этап
Объемы и источники финансирования
Годы
2007
2008
2009
2010
Объем финансирования
- всего, млн. руб.
3,501
17,636
18,031
77,5
в том числе областной бюджет
3,501
17,636
18,031
77,5
Ожидаемые конечные результаты
- рост инвестиций;
- рост ВРП;
- увеличение количества рабочих мест;
- повышение производительности труда на предприятиях Мурманской области и, соответственно, заработной платы;
- ликвидация критического уровня износа основных производственных фондов;
- улучшение экономических показателей работы предприятий;
- рост числа конкурентоспособных проектных заявок на привлечение финансовых средств международных финансовых институтов, прошедших конкурсный отбор в Еврокомиссии и других органах распределения средств софинансирования
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из основных сдерживающих факторов развития промышленного производства в Мурманской области является моральный и физический износ основных производственных фондов, а также низкие темпы их обновления. Степень износа промышленно-производственных фондов составила на 01.01.2005 - 121,3 млрд.рублей или 38,8% от полной стоимости основного капитала - 312,7 млрд.рублей. Ежегодно вкладываемые средства в сумме 20-25 млрд.рублей отражают сохранение инерционной динамики развития экономики региона и составляют около 6% от полной стоимости основного капитала (средний срок эксплуатации - 10 лет). Данные отражены в таблице.
№ п/п
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
22,5
23,8
23,7
25,6
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
98,5
97,3
92,3
99,0
3.
Количество новых рабочих мест, тыс. человек
0
0
0
0
Это позволяет поддерживать основные производственные фонды области в эксплуатационном режиме, но, в основном, не дает возможности технического и технологического перевооружения для совершенствования производства глубокой переработки сырья, выпуска новой продукции и услуг, создания сети мелких и средних предприятий, использующих инновационные технологии. Таким образом, для обновления основных производственных фондов и достижения расширенного характера их воспроизводства необходимо ежегодно инвестировать 30 - 35 млрд. рублей.
Проблемы в сфере инвестиционной деятельности у предприятий малого и среднего бизнеса и предприятий крупного бизнеса различны. Если у первой группы при значительном количестве идей и инноваций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств, то у второй группы, в основном, отсутствует мотивация к расширению производства, а также мешают административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов, преобладает тенденция к оптимизации расходов.
Кроме того, к проблемам обеих групп можно отнести недостаточную реальную поддержку со стороны органов государственной власти, что выражается в отсутствии преференций инвесторам в виде налоговых льгот, обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению прединвестиционных обследований и экспертиз.
С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов, а также реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет.
Низкая капитализация предприятий влечет, с одной стороны, недооценку реальной стоимости указанных предприятий, мешает привлечению средств с рынка IPO, а, с другой стороны, снижает поступление налогов в бюджет.
Другой проблемой, влияющей на экономическое развитие Мурманской области, является нестабильный характер иностранных инвестиций в экономику региона. Так, объем иностранных инвестиций в 2000-2005гг. колебался от 15 до 44 млн. долларов США (см. таблицу).
Это является следствием отсутствия системного подхода к вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику региона, накопления банка инвестиционных проектов и предложения их институциональным инвесторам в виде подготовленного пакета документов в соответствии с требованиями Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, фондов Конрада Аденауэра, Фридриха Эберта (Германия), Совета АСПРЯЛ, «Проджект Хармони» (США), СИДА (Швеция) и других.
Мурманская область как приграничный регион обладает уникальными возможностями участия в деятельности таких финансовых институтов, как программы Сотрудничества Европейского Союза и России, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии.
Всего за период с 1997 года в Мурманскую область поступило более 30 млн.евро иностранных инвестиций в рамках проектов программ Европейского Союза. Спецификой привлечения средств ЕС в программах «Европейский инструмент соседства и партнерства» в данный момент является софинансирование не менее 10% финансовых объемов проектных заявок.
Степень активности взаимодействия организаций и предприятий региона с международными финансовыми институтами в свою очередь влияет на позиционирование региона как инвестиционного объекта.
В качестве инвестиций могли бы использоваться денежные средства населения. К 2005 году в Мурманской области сложилась ситуация, когда, с одной стороны, во вкладах на срок более одного года у населения скопилась сумма более 13 млрд. рублей, а, с другой стороны, вторичный финансовый рынок акций, облигаций и ценных бумаг находится на крайне низком уровне развития и основные денежные средства вкладываются в банки под достаточно низкие депозитные процентные ставки (не более 6 - 9%).
2. Основные цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы
Данная Программа имеет следующие цели:
- привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП;
- увеличение количества рабочих мест;
- повышение капитализации предприятий Мурманской области;
- ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов;
- внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг;
- укрепление позиций в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
- повышение инвестиционной привлекательности Мурманской области;
- развитие конкурентной среды.
Для достижения поставленных целей необходимо комплексное решение нижеследующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в Мурманской области;
- создание организационной инфраструктуры с участием Правительства Мурманской области для решения вопросов подготовки, экспертизы и создания банка инвестиционных проектов;
- создание условий для привлечения долгосрочных заемных средств, их окупаемости и возврата;
- консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области для развития инвестиционной деятельности;
- создание условий для повышения заинтересованности предприятий региона в увеличении капитализации предприятий и расширении производства;
- присвоение Мурманской области международного кредитного рейтинга Fitch, Moodys или Standard and Poors;
- создание условий для привлечения средств международных финансовых институтов для приграничных регионов.
Срок реализации настоящей Программы - 2007 - 2010 годы. В рамках указанного срока выделяются следующие отдельные этапы:
1. Первый этап - 2007 год:
- создание инфраструктуры инвестиционной деятельности, выбор по конкурсу Экспертно-информационного центра Мурманской области (МЭИЦ);
- разработка нормативной правовой документации;
- разработка и принятие муниципальных инвестиционных программ;
- создание банка инвестиционных проектов;
- создание экспертной комиссии по отбору значимых проектов для социально-экономического развития региона;
- выделение средств организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в размере не более 10% финансового объема проекта.
2. Второй этап - 2008 - 2010 годы:
- реализация инвестиционных проектов;
- регистрация Инвестиционного фонда Мурманской области.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
№ п/п
Индикаторы и показатели
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
29,5
48,7
53,7
59,8
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
129,2
152,1
101,9
102,0
3.
Количество новых рабочих мест, человек
300
700
700
800
3. Перечень программных мероприятий
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
(млн.рублей)
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
1. Разработка нормативной правовой базы, формирующей условия для развития инвестиционной деятельности в Мурманской области
1.1.
Разработать закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области»
Министерство экономического развития МО
2007
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
1.2.
Осуществлять методическое руководство по разработке программ развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Мурманской области
Министерство экономического развития МО,
муниципальные образования МО
2007-2010
1.3.
Разработать положение о порядке выделения средств областного бюджета на обеспечение софинансирования реализации международных проектов с привлечением финансовых средств международных программ
Министерство экономического развития МО
2007
1.4.
Осуществлять руководство по подготовке программ развития деятельности по привлечению финансовых средств международных финансовых институтов в муниципальных образованиях Мурманской области
Министерство экономического развития МО
2007-2010
1.5.
Разработать нормативные правовые акты, необходимые для развития инвестиционной деятельности на территории Мурманской области
Министерство экономического развития МО
2009-2010
1.6
Разработка инвестиционной комплексной программы Мурманской области по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО
2010
областной бюджет
8,95
8,95
1.7
Инженерная подготовка территорий для инвестиционных проектов в области сельского хозяйства
Комитет сельского хозяйства МО
2010
областной бюджет
24,0
24,0
1.8
Финансирование разработки методических рекомендаций по подготовке муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической
эффективности, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
муниципальных образований, ТЭО, организационных,
инвестиционных и финансовых моделей развития
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Министерство
энергетики и
жилищно-
коммунального
хозяйства МО
2010
областной
бюджет
21,0
21,0
2. Создание Экспертно-информационного центра инвестиционной деятельности Мурманской области (МЭИЦ)
МЭИЦ определяется в результате конкурсного отбора из действующих предприятий и организаций в сфере консалтинга инвестиций.
На него предполагается возложение следующих задач:
-изучение спроса и предложений инвестиций в
Министерство экономического развития МО
2007
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
Мурманской области;
-разработка инструментов инвестиционной
деятельности и корпоративного управления;
-проведение экспертиз, обоснование инвестиций,
согласование утвержденных проектов в государственных и муниципальных органах исполнительной власти;
-проведение в установленном порядке конкурсов инвестиционных проектов;
- формирование банка инвестиционных проектов Мурманской области;
-взаимодействие с инвесторами (банками, фондами, лизинговыми компаниями, частными и иностранными инвесторами), страховыми компаниями, Правительством Мурманской области и предприятиями всех форм собственности;
- проведение и участие в форумах
3. Привлечение долгосрочных заемных средств и создание условий для их окупаемости и возврата
3.1
Финансирование разработки заявок, ТЭО, мастер-планов, бизнес-планов, инвестиционной и финансовой модели развития области, проектной документации инвестиционных проектов, их сопровождение и продвижение в целях привлечения институциональных инвесторов (разработка технико-экономического обоснования создания Мурманской портовой особой экономической зоны и оформление заявки на участие в конкурсе, подготовка заявки на участие в отборе инвестиционных проектов на получение государственной поддержки из Инвестиционного фонда РФ, привлечение средств институтов развития и других финансовых институтов)
Министерство экономического развития МО;
МЭИЦ
2007-2010,
областной бюджет
1,283
7,7
10,381
13,05
32,414
3.2
Разработка инвестиционной модели функционирования регионального ресурса Мурманской области, обеспечивающего информационную поддержку предоставления ресурсов, услуг ЖКХ
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО
5,1
5,1
4. Консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области, для развития инвестиционной деятельности
4.1.
Разработка положения о порядке проведения конкурса инвестиционных проектов на право включения в Программу социально-экономического развития Мурманской области на 2008-2010 годы
МЭИЦ
2007
4.2.
Разработка положения о порядке выделения средств областного бюджета на разработку инвестиционных проектов
Министерство экономического развития МО
2007
4.3.
Создание фонда «Мурманский международный экономический форум»
Министерство экономического развития МО
2008-2009
областной бюджет
5,0
7,0
12,0
5. Создание условий для повышения заинтересованности предприятий региона в увеличении капитализации предприятий и расширении производства
5.1.
«Присвоение Мурманской области международного кредитного рейтинга Fitch, Moody’s или Standard &Poor’s
Министерство экономического развития МО; Министерство финансов МО
2007-2010, областной бюджет
0,413
0,416
0,35
0,3
1,479
5.2.
Приобретение оборудования для обеспечения
Министерство
2008
0,418
0,418
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
презентаций, участия в форумах и конгрессно-выставочных мероприятиях по инвестиционной деятельности и государственному заказу в целях продвижения инвестиционных проектов и возмож
ностей Мурманской области (проекционное и мультимедийное оборудование, 3 комплекта мобильного выставочного оборудования со сменными
экономического развития МО
областной бюджет
панелями),
разработка и печать «бренд-пакета»: сопутствующих рекламно - информационных материалов, буклетов, проспекты, изготовление планшетов);
участие в 5 экономических инвестиционных форумах и выставочных мероприятиях, находящихся в компетенции Министерства экономического развития Мурманской области
0,922
0,18
0,922
0,18
5.3.
Проведение:
- научно-исследовательских работ, семинаров, круглых столов, конференций по вопросам развития инвестиционной деятельности в Мурманской области;
- мероприятий, направленных на развитие монопрофильных населенных пунктов
Министерство экономического развития МО
2008-2010, областной бюджет
0,688
0,3
1,0
0,6
1,988
0,6
6. Создание условий для привлечения средств международных финансовых институтов, для приграничных регионов
6.1.
Освоение новых финансовых программ и поддержка взаимодействия с действующими институтами
Министерство экономического
развития МО
2007-2010
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
6.2.
Развитие потенциала и активизация участия Мурманской области в конкурсном процессе проектных заявок международных финансовых программ
Министерство экономического развития МО
2007-2010
6.3.
Создание экспертной комиссии по отбору значимых проектов для социально-экономического развития региона
Министерство экономического развития МО
2007
6.4.
Выделение средств организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в размере не более 10% финансового объема проекта
Министерство экономического развития МО
областной бюджет
1,805
2,312
3,5
7,617
Всего по Программе
3,501
17,636
18,031
77,5
116,668
в том числе
областной бюджет
3,501
17,636
18,031
77,5
116,668
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для организации ресурсного обеспечения настоящей Программы Правительство Мурманской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривает средства:
1. На осуществление государственной финансовой и организационной поддержки Правительством Мурманской области инвесторов, участвующих в Программе, в виде:
- предоставления льготы по налогу на имущество организациям, участвующим в Программе социально-экономического развития Мурманской области, создающим рабочие места и выплачивающим заработную плату работникам выше прожиточного минимума;
- оплаты проектной документации для привлечения заемных средств по финансированию инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, включенных в Программу социально-экономического развития Мурманской области, - 32,414 млн.рублей.
{абзац в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 03.07.2009 № 286-ПП, от 14.04.2010 № 161-ПП, от 08.11.2010 № 499-ПП}
Предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие возможности оформить полностью пакет документов, входящих в инвестиционный проект, подают заявку на конкурс на разработку проекта за счет средств областного бюджета в МЭИЦ. Конкурс разработки инвестиционных проектов проводится один раз в квартал (месяц). Критериями отбора предложений на конкурс являются соответствие представленных документов Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (далее - Стратегия) и Программе социально-экономического развития Мурманской области, а также создание новых рабочих мест и повышение уровня заработной платы. Разработчик проектной документации отбирается по конкурсу Министерством экономического развития Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проекты, разработанные за счет областного бюджета, являются собственностью Мурманской области. Средства, затраченные на их разработку, подлежат возврату в бюджет или инвестором, или инициатором проекта: в случае реализации проекта - денежными средствами, в случае создания нового юридического лица - в виде акций или паев.
Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиционные проекты в социально-ориентированных сферах бизнеса (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) могут рассчитывать на предоставление субсидий из областного бюджета на частичную компенсацию процентных ставок по долгосрочным инвестиционным кредитам. Данные преференции осуществляются в пределах выделенных средств и в соответствии с долгосрочными целевыми программами Мурманской области.
2. На формирование уставного капитала фонда «Мурманский международный экономический форум - 12 млн. рублей.
{пункт в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 12.11.2008 № 537-ПП, от 24.09.2009 № 435-ПП}
3. На привлечение долгосрочных ресурсов для инвестиционных кредитов из следующих источников:
- кредитные линии и займы, предоставляемые банками, а также иными кредитными организациями (фондами);
- средства, предоставляемые институциональными инвесторами (пенсионными фондами и страховыми компаниями, паевыми инвестиционными фондами, иностранными инвесторами и др.);
- средства от продажи целевых облигационных займов.
4. Организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в случае особой значимости проектов для социально-экономического развития и формирования инвестиционного имиджа области в размере не более 10% финансового объема проекта.
5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития Мурманской области, который осуществляет методическое сопровождение Программы, создает МЭИЦ и заключает с ним договор на выполнение основных задач для достижения целей Программы.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения включают:
1. Квартальное проведение мониторинга по целевым показателям и индикаторам Программы.
2. Контроль за ресурсным обеспечением Программы.
3. Контроль за выполнением мероприятий, целей и задач Программы.
По схеме взаимодействия участников инвестиционной деятельности предприятия, имеющие инвестиционные проекты и желающие получить поддержку Правительства Мурманской области, направляют указанные проекты в МЭИЦ, где они проходят экспертизу на соответствие документации требованиям инвесторов или установленным стандартам.
В зависимости от значения и размера инвестиций данные проекты выносятся на заседание Комиссии по реализации Стратегии или Коллегии Министерства экономического развития Мурманской области, которые определяют соответствие проектов Стратегии и Программе социально-экономического развития Мурманской области и предлагают включить данные инвестиционные проекты в Программу социально-экономического развития Мурманской области.
Проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Мурманской области, получают преференции по налогу на имущество и право использования МЭИЦ для поиска инвестора, получения экспертиз и согласований в органах исполнительной власти Мурманской области. Указанные инвестиционные проекты, как приоритетные, включаются во все справочники, каталоги, выставки, форумы и презентации, в которых участвует Правительство Мурманской области.
Проекты, не включенные в Программу социально-экономического развития Мурманской области, остаются в банке инвестиционных проектов Мурманской области и публикуются в ежегодном каталоге инвестиционных проектов Мурманской области.
Обоснования инвестиций и декларации о намерениях инвестирования рассматриваются межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области.
Экспертно-информационный центр Мурманской области:
1. Заключает соглашения с основными участниками Программы, согласовывает сроки выполнения мероприятий.
2. Ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Мурманской области и в Министерство финансов Мурманской области отчеты об использовании бюджетных средств по заключенным договорам.
3. Несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, по использованию выделяемых на Программу бюджетных средств.
Для организации и проведения инвестиционных форумов предполагается создать фонд «Мурманский международный экономический форум.
По вопросам привлечения иностранных инвесторов или осуществления проектов по программе ЕС и приграничного сотрудничества Министерство экономического развития проводит оценку проектных заявок и в случае особой значимости проектов для социально-экономического развития и формирования инвестиционного имиджа области заключает договор на выполнение задач проекта при условии одобрения конкурсной заявки Еврокомиссией или иным программным финансовым институтом.
Ежегодно результаты выполнения программных мероприятий, целевых показателей и индикаторов Министерство экономического развития Мурманской области докладывает Правительству Мурманской области.
6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Реализация настоящей Программы будет способствовать:
- выполнению Программы социально-экономического развития Мурманской области и Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года;
- повышению инвестиционной привлекательности области для отечественных и иностранных инвесторов;
- увеличению притока средств на областной рынок инвестиционного кредитования;
- повышению доступности инвестиционных кредитов для организаций Мурманской области;
- овладению европейским опытом поиска партнеров и инвестиций, привлечения источников финансирования, включая средства международных финансовых институтов, таких, как программы Совета Баренцева/Евроарктического региона, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии, Программы приграничного сотрудничества в рамках инструмента европейского соседства и партнерства, Северное измерение и других;
- реализации преимуществ географического расположения области как приграничного региона и зоны действия специальных европейских финансовых инструментов;
- улучшению инвестиционного климата на территории Мурманской области в целом.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается по четырем критериям:
1. Увеличение до 2500 новых рабочих мест за счет новых инвестиционных проектов.
2. Увеличение инвестиций в основной капитал до 35 млрд.рублей в год.
3. Привлечение долгосрочных заемных средств до 10-15 млрд.рублей в год.
4. Привлечение средств международных финансовых программ сотрудничества с приграничными регионами до 7 млн.евро на время действия Программы.
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы
«Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области»
на 2007-2010 годы
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.09.2008 № 455-ПП}
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой
эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально- экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики и решение задач Программы, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
Для оценки экономической эффективности используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают конечные результаты выполнения Программы по годам.
№№ п/п
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд. рублей
48,7
53,7
59,8
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
152,1
101,9
102,9
3.
Количество новых рабочих мест, ед.
700
700
800
Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении о достижении установленных целевых индикаторов в заданные сроки.
Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации. Оценка эффективности основывается на сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода, но учитывая, что статистические показатели, используемые в качестве индикаторов, подсчитываются в конце года, следующего за отчетным, в качестве фактических показателей в конце каждого года могут быть использованы оценочные показатели Министерства экономического развития Мурманской области с их уточнением после получения фактических статистических данных.
Экономическая эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по формуле:
1 2 n
I I I
ф ф ф
-- + -- + ... + ---
1 2 n
I I I
н н н
E = ----------------------- x 100%,
n
где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
n
I
ф - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
n
I
н - нормативный индикатор, утвержденный Программой;
n - количество индикаторов Программы.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от инвестиционной деятельности за период реализации Программы. Бюджетный эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения, организаций, федерального и местных бюджетов. Реализация Программы приведет к:
а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение инвестиций означает техническое и технологическое перевооружение для совершенствования производства и переработки сырья, выпуск новой продукции и услуг, создание сети мелких и средних предприятий, использующих инновационные технологии;
б) возрастанию доходов организаций;
в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
г) росту поступлений налогов и платежей от предприятий.
Расчет эффективности бюджетных вложений будет осуществляться по соотношению между налоговыми поступлениями от создания новых рабочих мест, ввода в действие новых основных фондов, полученных за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
БЭ=(НИ+П+ПН):Б*100%,
где:
НИ - годовой объем налога на имущество организаций, полученного от реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
П - годовой объем налога на прибыль, полученного от реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
ПН - годовой объем налога на доходы физических лиц, полученного в результате реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект от реализации Программы заключается:
- в увеличении количества новых рабочих мест до 2500 за счет новых инвестиционных проектов;
- в повышении заработной платы на предприятиях Мурманской области;
- в ускоренном обновлении и реновации основных фондов;
- в укреплении позиций Мурманской области в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
- в повышении инвестиционной привлекательности Мурманской области.
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28.09.2006 № 375-ПП/9
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007 - 2010 ГОДЫ
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области:
от 17.10.2007 № 486-ПП,
от 22.10.2007 № 492-ПП,
от 29.11.2007 № 576-ПП,
от 23.09.2008 № 455-ПП,
от 12.11.2008 № 537-ПП,
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
В соответствии с Законом Мурманской области от 11.05.2005 № 626-01-ЗМО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Мурманской области», постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области», от 23.03.2006 № 97-ПП/3 «О разработке региональной целевой программы Мурманской области «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы» и в целях развития инвестиционной деятельности региона и обеспечения реализации Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2007-2010 годы ассигнования на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать соответствующие муниципальные программы.
4. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя Министерства экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю. Евдокимов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 28.09.2006 № 375-ПП/9
{в редакции постановлений
Правительства Мурманской области
от 17.10.2007 № 486-ПП,
от 22.10.2007 № 492-ПП,
от 29.11.2007 № 576-ПП,
от 23.09.2008 № 455-ПП,
от 12.11.2008 № 537-ПП,
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
Долгосрочная целевая программа
«Развитие инвестиционной деятельности
в Мурманской области»
на 2007-2010 годы
Мурманск
2006г.
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
Наименование программы
- «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
- Закон Мурманской области от 11.05.2005 № 626?01?ЗМО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности в Мурманской области»;
- Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года;
- постановление Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 «О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области»;
- постановление Правительства Мурманской области от 23.03.2006 № 97-ПП/3 «О разработке региональной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы»
Государственные заказчики
Министерство экономического развития Мурманской области;
Министерство финансов Мурманской области;
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
Комитет сельского хозяйства Мурманской области
Государственный заказчик-координатор
- Министерство экономического развития Мурманской области
Основной разработчик Программы
- Министерство экономического развития Мурманской области
Цели и задачи Программы
- цели:
привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП;
увеличение количества рабочих мест;
повышение капитализации предприятий Мурманской области;
ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов;
внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг;
укрепление позиций в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
повышение инвестиционной привлекательности Мурманской области;
развитие конкурентной среды;
- задачи:
создание организационной инфраструктуры с участием Правительства Мурманской области для решения вопросов подготовки, экспертизы и создания банка инвестиционных проектов;
создание условий для привлечения долгосрочных заемных средств, их окупаемости и возврата;
консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области для развития инвестиционной деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в Мурманской области;
совершенствование участия организаций и предприятий в международной проектной деятельности с целью овладения европейским опытом поиска партнеров и инвестиций в Мурманской области как зоне действия специальных европейских финансовых инструментов;
освоение разнообразных источников финансирования, включая средства международных финансовых институтов, таких, как программы Совета Баренцева/Евроарктического региона, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии, программы сотрудничества ЕС и России и других
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Индикаторы и показатели
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
29,5
48,7
53,7
59,8
Темп прироста инвестиций в действующие производства
129,2
152,1
101,9
102,0
Количество новых рабочих мест, человек
300
700
700
800
Сроки и этапы реализации
Программы
2007г. - I этап;
2008 - 2010гг. - II этап
Объемы и источники финансирования
Годы
2007
2008
2009
2010
Объем финансирования
- всего, млн. руб.
3,501
17,636
18,031
77,5
в том числе областной бюджет
3,501
17,636
18,031
77,5
Ожидаемые конечные результаты
- рост инвестиций;
- рост ВРП;
- увеличение количества рабочих мест;
- повышение производительности труда на предприятиях Мурманской области и, соответственно, заработной платы;
- ликвидация критического уровня износа основных производственных фондов;
- улучшение экономических показателей работы предприятий;
- рост числа конкурентоспособных проектных заявок на привлечение финансовых средств международных финансовых институтов, прошедших конкурсный отбор в Еврокомиссии и других органах распределения средств софинансирования
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из основных сдерживающих факторов развития промышленного производства в Мурманской области является моральный и физический износ основных производственных фондов, а также низкие темпы их обновления. Степень износа промышленно-производственных фондов составила на 01.01.2005 - 121,3 млрд.рублей или 38,8% от полной стоимости основного капитала - 312,7 млрд.рублей. Ежегодно вкладываемые средства в сумме 20-25 млрд.рублей отражают сохранение инерционной динамики развития экономики региона и составляют около 6% от полной стоимости основного капитала (средний срок эксплуатации - 10 лет). Данные отражены в таблице.
№ п/п
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
22,5
23,8
23,7
25,6
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
98,5
97,3
92,3
99,0
3.
Количество новых рабочих мест, тыс. человек
0
0
0
0
Это позволяет поддерживать основные производственные фонды области в эксплуатационном режиме, но, в основном, не дает возможности технического и технологического перевооружения для совершенствования производства глубокой переработки сырья, выпуска новой продукции и услуг, создания сети мелких и средних предприятий, использующих инновационные технологии. Таким образом, для обновления основных производственных фондов и достижения расширенного характера их воспроизводства необходимо ежегодно инвестировать 30 - 35 млрд. рублей.
Проблемы в сфере инвестиционной деятельности у предприятий малого и среднего бизнеса и предприятий крупного бизнеса различны. Если у первой группы при значительном количестве идей и инноваций отсутствуют средства и возможности для разработки проектов, поиска инвесторов, обеспечения заемных средств, то у второй группы, в основном, отсутствует мотивация к расширению производства, а также мешают административные барьеры в вопросах согласования отвода земель, экспертизы проектов, энергоресурсов, преобладает тенденция к оптимизации расходов.
Кроме того, к проблемам обеих групп можно отнести недостаточную реальную поддержку со стороны органов государственной власти, что выражается в отсутствии преференций инвесторам в виде налоговых льгот, обустройства площадок объектами инженерной инфраструктуры, централизованных инвестиционных фондов, гарантий инвестиционной деятельности за счет бюджетных средств. Недостаточно развиты механизмы региональной государственной политики по информационной поддержке инвестиционных проектов, поиску инвесторов, продвижению проектов и обеспечению прединвестиционных обследований и экспертиз.
С другой стороны, следует отметить низкую инвестиционную активность крупного бизнеса, отсутствие программ расширения производства и создания новых рабочих мест, низкую капитализацию предприятий региона, входящих в состав финансово-промышленных холдингов, а также реорганизацию отдельных градообразующих предприятий в структурные подразделения без права юридического лица, что снижает их самостоятельность и служит механизмом снижения налоговых поступлений в региональный бюджет.
Низкая капитализация предприятий влечет, с одной стороны, недооценку реальной стоимости указанных предприятий, мешает привлечению средств с рынка IPO, а, с другой стороны, снижает поступление налогов в бюджет.
Другой проблемой, влияющей на экономическое развитие Мурманской области, является нестабильный характер иностранных инвестиций в экономику региона. Так, объем иностранных инвестиций в 2000-2005гг. колебался от 15 до 44 млн. долларов США (см. таблицу).
Это является следствием отсутствия системного подхода к вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику региона, накопления банка инвестиционных проектов и предложения их институциональным инвесторам в виде подготовленного пакета документов в соответствии с требованиями Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, фондов Конрада Аденауэра, Фридриха Эберта (Германия), Совета АСПРЯЛ, «Проджект Хармони» (США), СИДА (Швеция) и других.
Мурманская область как приграничный регион обладает уникальными возможностями участия в деятельности таких финансовых институтов, как программы Сотрудничества Европейского Союза и России, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии.
Всего за период с 1997 года в Мурманскую область поступило более 30 млн.евро иностранных инвестиций в рамках проектов программ Европейского Союза. Спецификой привлечения средств ЕС в программах «Европейский инструмент соседства и партнерства» в данный момент является софинансирование не менее 10% финансовых объемов проектных заявок.
Степень активности взаимодействия организаций и предприятий региона с международными финансовыми институтами в свою очередь влияет на позиционирование региона как инвестиционного объекта.
В качестве инвестиций могли бы использоваться денежные средства населения. К 2005 году в Мурманской области сложилась ситуация, когда, с одной стороны, во вкладах на срок более одного года у населения скопилась сумма более 13 млрд. рублей, а, с другой стороны, вторичный финансовый рынок акций, облигаций и ценных бумаг находится на крайне низком уровне развития и основные денежные средства вкладываются в банки под достаточно низкие депозитные процентные ставки (не более 6 - 9%).
2. Основные цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы
Данная Программа имеет следующие цели:
- привлечение инвестиций в Мурманскую область в объемах, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, роста ВРП;
- увеличение количества рабочих мест;
- повышение капитализации предприятий Мурманской области;
- ускоренное обновление и реновация основных производственных фондов;
- внедрение новейших технологий в сфере производства товаров и услуг;
- укрепление позиций в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
- повышение инвестиционной привлекательности Мурманской области;
- развитие конкурентной среды.
Для достижения поставленных целей необходимо комплексное решение нижеследующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в Мурманской области;
- создание организационной инфраструктуры с участием Правительства Мурманской области для решения вопросов подготовки, экспертизы и создания банка инвестиционных проектов;
- создание условий для привлечения долгосрочных заемных средств, их окупаемости и возврата;
- консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области для развития инвестиционной деятельности;
- создание условий для повышения заинтересованности предприятий региона в увеличении капитализации предприятий и расширении производства;
- присвоение Мурманской области международного кредитного рейтинга Fitch, Moodys или Standard and Poors;
- создание условий для привлечения средств международных финансовых институтов для приграничных регионов.
Срок реализации настоящей Программы - 2007 - 2010 годы. В рамках указанного срока выделяются следующие отдельные этапы:
1. Первый этап - 2007 год:
- создание инфраструктуры инвестиционной деятельности, выбор по конкурсу Экспертно-информационного центра Мурманской области (МЭИЦ);
- разработка нормативной правовой документации;
- разработка и принятие муниципальных инвестиционных программ;
- создание банка инвестиционных проектов;
- создание экспертной комиссии по отбору значимых проектов для социально-экономического развития региона;
- выделение средств организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в размере не более 10% финансового объема проекта.
2. Второй этап - 2008 - 2010 годы:
- реализация инвестиционных проектов;
- регистрация Инвестиционного фонда Мурманской области.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
№ п/п
Индикаторы и показатели
Годы реализации Программы
2007
2008
2009
2010
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд.рублей
29,5
48,7
53,7
59,8
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
129,2
152,1
101,9
102,0
3.
Количество новых рабочих мест, человек
300
700
700
800
3. Перечень программных мероприятий
{в редакции постановлений Правительства Мурманской области
от 03.07.2009 № 286-ПП,
от 06.08.2009 № 356-ПП,
от 24.09.2009 № 435-ПП,
от 03.11.2009 № 513-ПП,
от 26.02.2010 № 77-ПП,
от 14.04.2010 № 161-ПП,
от 23.06.2010 № 280-ПП,
от 08.11.2010 № 499-ПП}
(млн.рублей)
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
1. Разработка нормативной правовой базы, формирующей условия для развития инвестиционной деятельности в Мурманской области
1.1.
Разработать закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области»
Министерство экономического развития МО
2007
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
1.2.
Осуществлять методическое руководство по разработке программ развития инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Мурманской области
Министерство экономического развития МО,
муниципальные образования МО
2007-2010
1.3.
Разработать положение о порядке выделения средств областного бюджета на обеспечение софинансирования реализации международных проектов с привлечением финансовых средств международных программ
Министерство экономического развития МО
2007
1.4.
Осуществлять руководство по подготовке программ развития деятельности по привлечению финансовых средств международных финансовых институтов в муниципальных образованиях Мурманской области
Министерство экономического развития МО
2007-2010
1.5.
Разработать нормативные правовые акты, необходимые для развития инвестиционной деятельности на территории Мурманской области
Министерство экономического развития МО
2009-2010
1.6
Разработка инвестиционной комплексной программы Мурманской области по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО
2010
областной бюджет
8,95
8,95
1.7
Инженерная подготовка территорий для инвестиционных проектов в области сельского хозяйства
Комитет сельского хозяйства МО
2010
областной бюджет
24,0
24,0
1.8
Финансирование разработки методических рекомендаций по подготовке муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической
эффективности, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
муниципальных образований, ТЭО, организационных,
инвестиционных и финансовых моделей развития
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Министерство
энергетики и
жилищно-
коммунального
хозяйства МО
2010
областной
бюджет
21,0
21,0
2. Создание Экспертно-информационного центра инвестиционной деятельности Мурманской области (МЭИЦ)
МЭИЦ определяется в результате конкурсного отбора из действующих предприятий и организаций в сфере консалтинга инвестиций.
На него предполагается возложение следующих задач:
-изучение спроса и предложений инвестиций в
Министерство экономического развития МО
2007
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
Мурманской области;
-разработка инструментов инвестиционной
деятельности и корпоративного управления;
-проведение экспертиз, обоснование инвестиций,
согласование утвержденных проектов в государственных и муниципальных органах исполнительной власти;
-проведение в установленном порядке конкурсов инвестиционных проектов;
- формирование банка инвестиционных проектов Мурманской области;
-взаимодействие с инвесторами (банками, фондами, лизинговыми компаниями, частными и иностранными инвесторами), страховыми компаниями, Правительством Мурманской области и предприятиями всех форм собственности;
- проведение и участие в форумах
3. Привлечение долгосрочных заемных средств и создание условий для их окупаемости и возврата
3.1
Финансирование разработки заявок, ТЭО, мастер-планов, бизнес-планов, инвестиционной и финансовой модели развития области, проектной документации инвестиционных проектов, их сопровождение и продвижение в целях привлечения институциональных инвесторов (разработка технико-экономического обоснования создания Мурманской портовой особой экономической зоны и оформление заявки на участие в конкурсе, подготовка заявки на участие в отборе инвестиционных проектов на получение государственной поддержки из Инвестиционного фонда РФ, привлечение средств институтов развития и других финансовых институтов)
Министерство экономического развития МО;
МЭИЦ
2007-2010,
областной бюджет
1,283
7,7
10,381
13,05
32,414
3.2
Разработка инвестиционной модели функционирования регионального ресурса Мурманской области, обеспечивающего информационную поддержку предоставления ресурсов, услуг ЖКХ
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства МО
5,1
5,1
4. Консолидация бюджетных и внебюджетных средств, включая средства предприятий Мурманской области, для развития инвестиционной деятельности
4.1.
Разработка положения о порядке проведения конкурса инвестиционных проектов на право включения в Программу социально-экономического развития Мурманской области на 2008-2010 годы
МЭИЦ
2007
4.2.
Разработка положения о порядке выделения средств областного бюджета на разработку инвестиционных проектов
Министерство экономического развития МО
2007
4.3.
Создание фонда «Мурманский международный экономический форум»
Министерство экономического развития МО
2008-2009
областной бюджет
5,0
7,0
12,0
5. Создание условий для повышения заинтересованности предприятий региона в увеличении капитализации предприятий и расширении производства
5.1.
«Присвоение Мурманской области международного кредитного рейтинга Fitch, Moody’s или Standard &Poor’s
Министерство экономического развития МО; Министерство финансов МО
2007-2010, областной бюджет
0,413
0,416
0,35
0,3
1,479
5.2.
Приобретение оборудования для обеспечения
Министерство
2008
0,418
0,418
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
презентаций, участия в форумах и конгрессно-выставочных мероприятиях по инвестиционной деятельности и государственному заказу в целях продвижения инвестиционных проектов и возмож
ностей Мурманской области (проекционное и мультимедийное оборудование, 3 комплекта мобильного выставочного оборудования со сменными
экономического развития МО
областной бюджет
панелями),
разработка и печать «бренд-пакета»: сопутствующих рекламно - информационных материалов, буклетов, проспекты, изготовление планшетов);
участие в 5 экономических инвестиционных форумах и выставочных мероприятиях, находящихся в компетенции Министерства экономического развития Мурманской области
0,922
0,18
0,922
0,18
5.3.
Проведение:
- научно-исследовательских работ, семинаров, круглых столов, конференций по вопросам развития инвестиционной деятельности в Мурманской области;
- мероприятий, направленных на развитие монопрофильных населенных пунктов
Министерство экономического развития МО
2008-2010, областной бюджет
0,688
0,3
1,0
0,6
1,988
0,6
6. Создание условий для привлечения средств международных финансовых институтов, для приграничных регионов
6.1.
Освоение новых финансовых программ и поддержка взаимодействия с действующими институтами
Министерство экономического
развития МО
2007-2010
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки исполнения, источники
финансирования
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
Всего
6.2.
Развитие потенциала и активизация участия Мурманской области в конкурсном процессе проектных заявок международных финансовых программ
Министерство экономического развития МО
2007-2010
6.3.
Создание экспертной комиссии по отбору значимых проектов для социально-экономического развития региона
Министерство экономического развития МО
2007
6.4.
Выделение средств организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в размере не более 10% финансового объема проекта
Министерство экономического развития МО
областной бюджет
1,805
2,312
3,5
7,617
Всего по Программе
3,501
17,636
18,031
77,5
116,668
в том числе
областной бюджет
3,501
17,636
18,031
77,5
116,668
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для организации ресурсного обеспечения настоящей Программы Правительство Мурманской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривает средства:
1. На осуществление государственной финансовой и организационной поддержки Правительством Мурманской области инвесторов, участвующих в Программе, в виде:
- предоставления льготы по налогу на имущество организациям, участвующим в Программе социально-экономического развития Мурманской области, создающим рабочие места и выплачивающим заработную плату работникам выше прожиточного минимума;
- оплаты проектной документации для привлечения заемных средств по финансированию инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, включенных в Программу социально-экономического развития Мурманской области, - 32,414 млн.рублей.
{абзац в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 03.07.2009 № 286-ПП, от 14.04.2010 № 161-ПП, от 08.11.2010 № 499-ПП}
Предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие возможности оформить полностью пакет документов, входящих в инвестиционный проект, подают заявку на конкурс на разработку проекта за счет средств областного бюджета в МЭИЦ. Конкурс разработки инвестиционных проектов проводится один раз в квартал (месяц). Критериями отбора предложений на конкурс являются соответствие представленных документов Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (далее - Стратегия) и Программе социально-экономического развития Мурманской области, а также создание новых рабочих мест и повышение уровня заработной платы. Разработчик проектной документации отбирается по конкурсу Министерством экономического развития Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проекты, разработанные за счет областного бюджета, являются собственностью Мурманской области. Средства, затраченные на их разработку, подлежат возврату в бюджет или инвестором, или инициатором проекта: в случае реализации проекта - денежными средствами, в случае создания нового юридического лица - в виде акций или паев.
Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиционные проекты в социально-ориентированных сферах бизнеса (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство) могут рассчитывать на предоставление субсидий из областного бюджета на частичную компенсацию процентных ставок по долгосрочным инвестиционным кредитам. Данные преференции осуществляются в пределах выделенных средств и в соответствии с долгосрочными целевыми программами Мурманской области.
2. На формирование уставного капитала фонда «Мурманский международный экономический форум - 12 млн. рублей.
{пункт в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 12.11.2008 № 537-ПП, от 24.09.2009 № 435-ПП}
3. На привлечение долгосрочных ресурсов для инвестиционных кредитов из следующих источников:
- кредитные линии и займы, предоставляемые банками, а также иными кредитными организациями (фондами);
- средства, предоставляемые институциональными инвесторами (пенсионными фондами и страховыми компаниями, паевыми инвестиционными фондами, иностранными инвесторами и др.);
- средства от продажи целевых облигационных займов.
4. Организациям и предприятиям для обеспечения минимальной доли софинансирования российского участия проектных заявок в международных финансовых программах в случае особой значимости проектов для социально-экономического развития и формирования инвестиционного имиджа области в размере не более 10% финансового объема проекта.
5. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Министерство экономического развития Мурманской области, который осуществляет методическое сопровождение Программы, создает МЭИЦ и заключает с ним договор на выполнение основных задач для достижения целей Программы.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения включают:
1. Квартальное проведение мониторинга по целевым показателям и индикаторам Программы.
2. Контроль за ресурсным обеспечением Программы.
3. Контроль за выполнением мероприятий, целей и задач Программы.
По схеме взаимодействия участников инвестиционной деятельности предприятия, имеющие инвестиционные проекты и желающие получить поддержку Правительства Мурманской области, направляют указанные проекты в МЭИЦ, где они проходят экспертизу на соответствие документации требованиям инвесторов или установленным стандартам.
В зависимости от значения и размера инвестиций данные проекты выносятся на заседание Комиссии по реализации Стратегии или Коллегии Министерства экономического развития Мурманской области, которые определяют соответствие проектов Стратегии и Программе социально-экономического развития Мурманской области и предлагают включить данные инвестиционные проекты в Программу социально-экономического развития Мурманской области.
Проекты, включенные в Программу социально-экономического развития Мурманской области, получают преференции по налогу на имущество и право использования МЭИЦ для поиска инвестора, получения экспертиз и согласований в органах исполнительной власти Мурманской области. Указанные инвестиционные проекты, как приоритетные, включаются во все справочники, каталоги, выставки, форумы и презентации, в которых участвует Правительство Мурманской области.
Проекты, не включенные в Программу социально-экономического развития Мурманской области, остаются в банке инвестиционных проектов Мурманской области и публикуются в ежегодном каталоге инвестиционных проектов Мурманской области.
Обоснования инвестиций и декларации о намерениях инвестирования рассматриваются межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области.
Экспертно-информационный центр Мурманской области:
1. Заключает соглашения с основными участниками Программы, согласовывает сроки выполнения мероприятий.
2. Ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Мурманской области и в Министерство финансов Мурманской области отчеты об использовании бюджетных средств по заключенным договорам.
3. Несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, по использованию выделяемых на Программу бюджетных средств.
Для организации и проведения инвестиционных форумов предполагается создать фонд «Мурманский международный экономический форум.
По вопросам привлечения иностранных инвесторов или осуществления проектов по программе ЕС и приграничного сотрудничества Министерство экономического развития проводит оценку проектных заявок и в случае особой значимости проектов для социально-экономического развития и формирования инвестиционного имиджа области заключает договор на выполнение задач проекта при условии одобрения конкурсной заявки Еврокомиссией или иным программным финансовым институтом.
Ежегодно результаты выполнения программных мероприятий, целевых показателей и индикаторов Министерство экономического развития Мурманской области докладывает Правительству Мурманской области.
6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Реализация настоящей Программы будет способствовать:
- выполнению Программы социально-экономического развития Мурманской области и Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года;
- повышению инвестиционной привлекательности области для отечественных и иностранных инвесторов;
- увеличению притока средств на областной рынок инвестиционного кредитования;
- повышению доступности инвестиционных кредитов для организаций Мурманской области;
- овладению европейским опытом поиска партнеров и инвестиций, привлечения источников финансирования, включая средства международных финансовых институтов, таких, как программы Совета Баренцева/Евроарктического региона, приграничного сотрудничества Финляндии и Норвегии, Программы приграничного сотрудничества в рамках инструмента европейского соседства и партнерства, Северное измерение и других;
- реализации преимуществ географического расположения области как приграничного региона и зоны действия специальных европейских финансовых инструментов;
- улучшению инвестиционного климата на территории Мурманской области в целом.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается по четырем критериям:
1. Увеличение до 2500 новых рабочих мест за счет новых инвестиционных проектов.
2. Увеличение инвестиций в основной капитал до 35 млрд.рублей в год.
3. Привлечение долгосрочных заемных средств до 10-15 млрд.рублей в год.
4. Привлечение средств международных финансовых программ сотрудничества с приграничными регионами до 7 млн.евро на время действия Программы.
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы
«Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области»
на 2007-2010 годы
{в редакции постановления Правительства Мурманской области от 23.09.2008 № 455-ПП}
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007-2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой
эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально- экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики и решение задач Программы, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
Для оценки экономической эффективности используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают конечные результаты выполнения Программы по годам.
№№ п/п
Показатели
2008 год
2009 год
2010 год
1.
Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах), млрд. рублей
48,7
53,7
59,8
2.
Темп роста физического объема инвестиций (% к предыдущему году в сопоставимых ценах)
152,1
101,9
102,9
3.
Количество новых рабочих мест, ед.
700
700
800
Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении о достижении установленных целевых индикаторов в заданные сроки.
Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации. Оценка эффективности основывается на сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода, но учитывая, что статистические показатели, используемые в качестве индикаторов, подсчитываются в конце года, следующего за отчетным, в качестве фактических показателей в конце каждого года могут быть использованы оценочные показатели Министерства экономического развития Мурманской области с их уточнением после получения фактических статистических данных.
Экономическая эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по формуле:
1 2 n
I I I
ф ф ф
-- + -- + ... + ---
1 2 n
I I I
н н н
E = ----------------------- x 100%,
n
где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
n
I
ф - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
n
I
н - нормативный индикатор, утвержденный Программой;
n - количество индикаторов Программы.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от инвестиционной деятельности за период реализации Программы. Бюджетный эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения, организаций, федерального и местных бюджетов. Реализация Программы приведет к:
а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение инвестиций означает техническое и технологическое перевооружение для совершенствования производства и переработки сырья, выпуск новой продукции и услуг, создание сети мелких и средних предприятий, использующих инновационные технологии;
б) возрастанию доходов организаций;
в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
г) росту поступлений налогов и платежей от предприятий.
Расчет эффективности бюджетных вложений будет осуществляться по соотношению между налоговыми поступлениями от создания новых рабочих мест, ввода в действие новых основных фондов, полученных за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
БЭ=(НИ+П+ПН):Б*100%,
где:
НИ - годовой объем налога на имущество организаций, полученного от реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
П - годовой объем налога на прибыль, полученного от реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
ПН - годовой объем налога на доходы физических лиц, полученного в результате реализации инвестиционных проектов, получивших поддержку в рамках Программы;
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект от реализации Программы заключается:
- в увеличении количества новых рабочих мест до 2500 за счет новых инвестиционных проектов;
- в повышении заработной платы на предприятиях Мурманской области;
- в ускоренном обновлении и реновации основных фондов;
- в укреплении позиций Мурманской области в международном и межрегиональном сотрудничестве в условиях возрастающей конкуренции;
- в повышении инвестиционной привлекательности Мурманской области.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Мурманский вестник № 191 от 06.10.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Жилищное законодательство, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 080.000.000 Финансы, 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: