Основная информация
Дата опубликования: | 28 декабря 2017г. |
Номер документа: | RU03000201701348 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Башкортостан |
Принявший орган: | Правительство Республики Башкортостан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Правительство Республики Башкортостан
Постановление
28 декабря 2017 года № 632
Об утверждении Положения о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан
(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2019 года № 426)
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с пунктом 1.6 статьи 5 Закона Республики Башкортостан «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан», в целях совершенствования системы учета перевозок граждан и багажа общественным транспортом Правительство Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству при организации транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:
определить в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченную организацию, обеспечивающую возможность использования электронных средств платежа для оплаты перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом, на территории Республики Башкортостан;
обеспечить функционирование системы безналичной оплаты перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа.
Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан при организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных перевозок подключаться к системе безналичной оплаты проезда.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х. Марданов
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 декабря 2017 г. № 632
(в редакции
Постановления Правительства
Республики Башкортостан
от 16 июля 2019 г. № 426)
ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗНАЛИЧНОЙ ОПЛАТЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан (далее - Положение) разработано в целях организации автоматизированного учета пассажиропотока, проданных билетов, совершенных поездок и расширения способов оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.
1.2. Положение определяет порядок функционирования единой системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан (далее - система), взаимодействия между ее участниками, учета совершенных поездок, виды и порядок оплаты проезда пассажиров и провоза багажа.
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) - рабочее место сотрудника, участника или оператора системы, автоматизированное и оборудованное соответственно ее участником либо оператором, используемое для осуществления обслуживания транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты и реализации функций участника и оператора системы. Требования к комплектации АРМ устанавливаются правилами указанной системы, утверждаемыми ее оператором;
банк - кредитная организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет перевод денежных средств пассажиров в целях увеличения остатка электронных денежных средств, используемых пассажирами по операциям в рамках системы;
банковская карта - бесконтактная EMV-карта платежной системы MasterCard PayPassTM, VISA PayWave или МИР (при наличии технической возможности). В рамках системы данная карта является специальным видом транспортной карты, используется для регистрации проезда и передачи распоряжения на осуществление перевода денежных средств в целях совершения операций в рамках указанной системы;
банк-эквайер - кредитная организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в рамках системы эквайринг банковских карт международных платежных систем (EMV-карты), а также платежной системы МИР (при наличии технической возможности), именуемых в рамках указанной системы специальным видом транспортной карты - банковской картой;
виртуальный кошелек - электронное средство платежа, пользовательская часть программного обеспечения программно-аппаратного комплекса (далее - ПАК) расчетного центра, позволяющая пользователю передавать расчетному центру распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в адрес перевозчиков, оказавших транспортные услуги, и одновременно регистр учета электронных денежных средств, истории платежей и иной информации в отношении пользователей, предоставляемые расчетному центру согласно его оферте;
дежурная карта - специальный вид транспортной карты, материальный носитель, не являющийся электронным средством платежа, но на котором размещены программы для электронно-вычислительных машин и электронное средство платежа для осуществления в рамках системы кондуктором (водителем) транспортного средства перевозчика операции регистрации проезда пассажира, не являющегося пользователем транспортной карты или иного специального вида транспортной карты и осуществляющего оплату проезда наличными денежными средствами;
единая система обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан - технологический комплекс, обеспечивающий автоматизированный учет пассажиропотока, проданных билетов и совершенных поездок, регистрацию фактов проезда пассажиров и провоза багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан;
единая транспортная карта - материальный носитель, на котором размещено транспортное приложение, позволяющее пользователям в рамках системы осуществлять операции, предусмотренные правилами пользования данной единой транспортной картой, который имеет уникальный идентификационный номер и интегрирован с электронным средством платежа. Единая транспортная карта является картой на предъявителя, если иное не установлено правилами пользования для соответствующего специального вида единой транспортной карты, обслуживаемой в системе. Информация о специальных видах единой транспортной карты, а также о порядке и об условиях их использования должна быть доступна неограниченному кругу лиц на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
оператор системы - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, утверждающие правила системы в соответствии с настоящим Положением, обеспечивающие полноценность, качество и стабильность функционирования ПАК-системы от ее участников до оператора, устанавливающие тарифы системы и размеры вознаграждения каждого из ее участников, а также осуществляющие координацию действий участников системы, в том числе перевозчиков, по организации распространения и обращения в ней транспортных карт, взаимодействие с пассажирами по всем вопросам, касающимся работы системы. Оператор системы может иметь ПАК в собственности или привлекать на конкурсной основе процессинговый центр;
перевозчики - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по регулируемым тарифам, утверждаемым уполномоченным органом, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками;
процессинговый центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие имущественные права на ПАК-системы. Процессинговый центр обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками системы путем интеграции с ними через АРМ, в том числе за вознаграждение оказывает расчетному центру процессинговые услуги по сбору, обработке и передаче информации о денежных переводах между участниками расчетов в рамках системы;
расчетный центр - кредитная организация, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление переводов денежных средств, в том числе электронных, в системе по распоряжениям пассажиров в адрес перевозчиков;
реестр транзакций - список транзакций, сформированных в результате совершения пользователями в системе регистрации проезда с использованием транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты за операционный день. Реестр транзакций является официальным уведомлением в форме электронного документа о переданных распоряжениях и возникших у расчетного центра обязательствах по оплате, на основании которого осуществляются перечисления денежных средств в рамках системы. Реестр транзакций формируется процессинговым центром;
стоп-лист - перечень транспортных карт, заблокированных к обслуживанию в системе;
транспортная единица - информационная единица учета, записанная на сервере системы, обеспечивающая в ее рамках регистрацию проезда. Количество транспортных единиц эквивалентно размеру остатка электронных денежных средств пользователя;
транспортная карта - материальный носитель, на котором размещено транспортное приложение, позволяющее пользователям в рамках системы осуществлять регистрацию проезда и провоза багажа. Транспортная карта имеет уникальный идентификационный номер, который интегрирован с электронным средством платежа;
электронные денежные средства (далее - ЭДС) - денежные средства в валюте Российской Федерации, которые предварительно предоставлены пользователем расчетному центру в целях исполнения денежных обязательств этого пользователя перед перевозчиками.
1.4. Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе "О национальной платежной системе" и в иных соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации.
1.5. Система создается в целях:
обеспечения удобства оплаты проезда, унификации технологий и способов безналичной оплаты проезда на общественном транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, на транспортных средствах всех перевозчиков, имеющих право работы на этих маршрутах, снижения временных издержек пассажиров, связанных с приобретением и гашением проездных билетов;
обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных транспортных услуг;
снижения доли в обороте перевозчиков и расходов на инкассацию наличных средств.
2. УЧАСТНИКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СИСТЕМЫ
2.1. В состав участников системы входят:
оператор системы;
перевозчики;
расчетный центр;
процессинговый центр;
банки;
банк-эквайер.
2.2. Перевозчики, расчетный и процессинговый центры, банки, банк-эквайер становятся участниками системы, заключив договоры с ее оператором по форме, устанавливаемой им и являющейся приложением к правилам системы (далее - договоры).
2.3. Пользователями системы являются пассажиры, использующие электронные средства платежа в рамках разрешенных в системе способов безналичной оплаты проезда и провоза багажа на общественном транспорте на территории Республики Башкортостан (далее - пользователи).
3. СПОСОБЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕЗДА НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В рамках системы пользователям обеспечиваются следующие возможности регистрации проезда и провоза багажа на общественном транспорте на территории Республики Башкортостан:
с использованием всех видов единой транспортной карты;
с использованием бесконтактной EMV-карты платежной системы MasterCard PayPassTM, VISA PayWave или МИР (при наличии технической возможности) (далее - банковская бесконтактная карта).
4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1. Система состоит из:
подсистемы обеспечения безналичных расчетов и электронного взаимодействия участников системы (далее - подсистема обеспечения расчетов);
подсистемы учета оплаты проезда на общественном транспорте, совершенных поездок, в том числе с использованием специального вида единой транспортной карты - Социальной карты Башкортостан (далее - подсистема учета проезда).
4.2. В состав подсистемы обеспечения расчетов входит соответствующий ПАК.
4.3. В состав подсистемы учета проезда входят:
соответствующий ПАК;
специализированное оборудование и программное обеспечение, которые выполняют функции контроля факта проезда с использованием электронных средств платежа и используются в деятельности уполномоченных контрольных органов Республики Башкортостан.
4.4. В состав подсистем, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, также входят:
переносное или стационарно установленное в салонах транспортных средств перевозчиков специализированное оборудование с предустановленным программным обеспечением, предоставляющее возможность регистрации проезда, приобретаемое перевозчиками самостоятельно за счет собственных средств либо передаваемое оператором системы на условиях договоров с перевозчиками (далее - терминалы);
специальное программное обеспечение ведения необходимых справочников о маршрутах и транспортных средствах перевозчиков, тарифах, используемых в терминалах, совершенных поездках, устанавливаемое на информационно-технологической инфраструктуре перевозчиков или оператора системы и используемое перевозчиками через защищенное Интернет-подключение.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА СИСТЕМЫ
5.1. Оператор системы обязан:
1) самостоятельно разрабатывать требования к дизайну макетов единой транспортной карты и (или) ее специального вида, за исключением банковской, организовывать изготовление единых транспортных карт и (или) специальных видов единой транспортной карты, за исключением банковской;
2) осуществлять проверку надлежащего использования участниками системы программ для электронно-вычислительных машин, а также выявлять неправомерные действия пользователей, наносящих вред (ущерб) участникам и оператору системы, процессинговому центру и (или) системе в целом;
3) обеспечить эмиссию и распространение единых транспортных карт;
4) создать специализированные пункты возврата и обмена единых транспортных карт, на базе которых пользователям будет обеспечена возможность возврата единых транспортных карт и получения их залоговой стоимости;
5) блокировать единые транспортные карты в случаях их утраты в срок не позднее одного рабочего дня с даты приема соответствующего заявления пользователя или невыполнения пользователями условий настоящего Положения, а также для предотвращения мошенничества.
5.2. Оператор системы вправе:
1) совершенствовать технологии обеспечения функционирования системы;
2) изымать единые транспортные карты в случаях изменения их дизайна и (или) внешнего вида, использования карт не по прямому назначению, включая несанкционированное считывание, копирование и модификацию содержащейся на них информации, предъявления поддельных карт (копий, дубликатов);
3) осуществлять контроль соблюдения условий договоров, заключенных с другими участниками системы;
4) получать от расчетного центра вознаграждение, установленное правилами системы.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
6.1. Перевозчики имеют право стать участниками системы, заключив с оператором системы договор присоединения к ней.
6.2. Перевозчики обязуются с момента вступления в силу договоров присоединения к системе:
1) обеспечить за свой счет в соответствии с техническими условиями подключение к системе и обучение сотрудников ее использованию;
2) обеспечить своевременное представление актуальных, достоверных и полных сведений в системе в соответствии с установленными сроками, протоколами и форматами ввода данных и требованиями оператора системы, в том числе сведений о поездках по социальным картам, единым транспортным картам, банковским бесконтактным картам;
3) обеспечить осуществляемые оператором системы установку и функционирование терминалов на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, либо установить такие терминалы за свой счет;
4) обеспечить размещение логотипа системы и информационных материалов о возможности использования электронных средств платежа для оплаты проезда, в том числе единых транспортных карт, на бортах и внутри салонов всех своих транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан;
5) использовать только исправные терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание;
6) оплачивать тариф системы, указанный в договоре присоединения к ней и являющийся суммой вознаграждения за переводы, устанавливаемой оператором в рамках системы, удерживаемой расчетным центром из сумм переводов денежных средств в адрес перевозчиков путем взаимозачетов и рассчитываемой исходя из сумм вознаграждения участников системы и суммы вознаграждения от суммы регистрации по дежурным картам;
7) в полном объеме нести имущественные риски, возникшие в результате принятых к обслуживанию единых транспортных карт, социальных карт или иных электронных средств платежа, внесенных в стоп-лист, с момента его публикации, а также в результате принятых к обслуживанию карт, не зарегистрированных в системе;
8) производить сверки взаиморасчетов с оператором системы.
6.3. Перевозчик имеет право:
1) участвовать в информационном и технологическом взаимодействии с оператором системы;
2) получать от оператора системы в согласованных с ним объемах и в сроки отчетность по финансовым и информационным потокам в системе.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАСЧЕТНОГО ЦЕНТРА
7.1. Расчетный центр обязан:
1) осуществлять переводы в рамках системы, действуя как оператор по переводу денежных средств (оператор ЭДС) согласно Федеральному закону "О национальной платежной системе" и настоящему Положению, заключив договор присоединения к системе, производить обслуживание и учет остатков ЭДС пользователей, заключив с ними соглашения на условиях оферты, размещаемой на официальном сайте расчетного центра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) осуществлять по распоряжению пользователей переводы денежных средств путем уменьшения остатков ЭДС в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых в рамках системы;
3) принимать от оператора системы и рассматривать заявления пользователей в части осуществления переводов их денежных средств в срок не более 30 календарных дней со дня поступления таких заявлений в расчетный центр;
4) осуществлять переводы на основании реестров транзакций, сформированных по распоряжению пользователей и предоставленных процессинговым центром, не позднее следующего рабочего дня со дня получения расчетным центром реестров;
5) осуществлять перевод вознаграждения участникам системы в порядке, определенном договором присоединения к ней.
7.2. Расчетный центр имеет право:
1) участвовать в информационном и технологическом взаимодействии в системе с момента вступления в силу договора присоединения к ней;
2) запрашивать у участников системы документы, необходимые для исполнения требований, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОЦЕССИНГОВОГО ЦЕНТРА
8.1. Процессинговый центр обязан:
1) оказывать процессинговые услуги в рамках системы;
2) осуществлять процессинг информации, вводимой участниками в систему, обеспечивать им доступ к информации, обращаемой в системе;
3) осуществлять предперсонализацию транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты, за исключением банковской карты, на их принадлежность системе;
4) устранять обнаруженное(-ые) нарушение(-я) в работе системы, связанное(-ые) с нарушением функционирования ее ПАК в той части, которая эксплуатируется непосредственно процессинговым центром в целях обеспечения доступа оператора системы, расчетного центра и участников к системе, в течение 1 рабочего дня с момента обнаружения нарушения(-й) в работе системы, повлекшего(-их) отсутствие возможности доступа к ней;
5) осуществлять ограничение и возобновление доступа участников к системе;
6) обеспечивать администрирование и техническую поддержку ПАК-системы в той части, которая установлена непосредственно в процессинговом центре;
7) своевременно направлять в расчетный центр реестр транзакций.
8.2. Процессинговый центр имеет право в соответствии с развитием технологических процессов модернизировать ПАК-системы:
без согласования с оператором системы - если такая модернизация не повлечет необходимости вносить изменения в требования к оборудованию АРМ и каналам связи;
по согласованию с оператором системы - если такая модернизация повлечет необходимость внесения изменений в требования к оборудованию АРМ и каналам связи.
9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ
9.1. Банки обязаны:
1) по поручению и за счет средств пользователей осуществлять переводы денежных средств в целях пополнения остатка ЭДС пользователей транспортной карты;
2) обеспечить перевод денежных средств на счет расчетного центра в объеме, соответствующем реестру транзакций за отчетный день в полном объеме;
3) вводить в систему установленную ее правилами информацию в части, касающейся полномочий и функций банка, в том числе справочников системы;
4) в полном объеме нести имущественные риски по возмещению возникших у участников и оператора системы, процессингового центра убытков в результате обслуживания банком, а также привлекаемыми им банковскими платежными агентами не зарегистрированных и (или) заблокированных (внесенных в стоп-лист) в системе карт;
5) осуществлять перевод денежных средств на основании реестров транзакций в рамках системы, сформированных и представленных процессинговым центром, не позднее следующего рабочего дня со дня получения банком от процессингового центра указанных реестров.
9.2. Банки имеют право на обслуживание в системе в соответствии с условиями договора присоединения к ней и ее правилами.
10. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКА-ЭКВАЙЕРА
10.1. Банк-эквайер обязуется осуществлять эквайринг банковских карт в соответствии с условиями договора, заключенного с расчетным центром.
10.2. Банк-эквайер имеет право:
обслуживаться в системе в соответствии с условиями и правилами ее работы;
заключить договор с расчетным центром в целях обеспечения расчетов в системе с использованием банковских карт.
11. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕЗДА НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
11.1. Функции единой транспортной карты
11.1.1. Единая транспортная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной и электронной (машиносчитываемой) формах информацию об уникальном номере лицевого счета карты.
11.1.2. Размещенное в составе единой транспортной карты электронное приложение реализует основные функции, связанные с ее использованием:
авторизацию карты;
обновление информации об остатке транспортных единиц.
Единая транспортная карта является обезличенной (не персонифицированной) и не содержит персональных данных ее пользователя.
11.1.3. Единая транспортная карта вводится в обращение на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан и предназначена для регистрации проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте.
11.1.4. Образцы единой транспортной карты для регистрации проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан утверждаются оператором системы по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Гостранс РБ).
11.1.5. Единая транспортная карта должна содержать следующие визуальные сведения:
логотип системы;
уникальный номер карты;
телефон и адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.1.6. Единая транспортная карта действует в течение 5 лет с даты ее первого использования, которая регистрируется в системе. На весь срок действия карты пользователям предоставляется возможность ее пополнения и использования. Карта может быть использована в случае, если она не повреждена, не находится в стоп-листе, а суммы ЭДС достаточно для оплаты проезда пассажира и провоза багажа.
11.1.7. Технические требования к единой транспортной карте утверждаются Гострансом РБ.
11.1.8. Единая транспортная карта может быть заблокирована оператором системы с возможностью разблокировки (временная блокировка) либо без нее (постоянная блокировка).
11.1.9. Единая транспортная карта блокируется оператором системы по заявлению пользователя или пользователем самостоятельно с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо программных приложений для мобильных телефонов в случае утраты или кражи этой карты для предотвращения ее использования посторонними лицами (постоянная блокировка).
11.2. Права и обязанности пользователей единой
транспортной карты
11.2.1. Получение единой транспортной карты пользователями на условиях, определенных Положением, является подтверждением полного и безусловного согласия этих пользователей с правилами использования этой карты.
11.2.2. Пользователи имеют право:
получить единую транспортную карту и стать добровольными участниками системы, обратившись в любой пункт распространения этих карт, оплатив ее залоговую стоимость;
производить пополнение единой транспортной карты;
регистрировать единую транспортную карту и ее приложение на официальном сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для получения дополнительных сервисов;
использовать единую транспортную карту для регистрации проезда одного пассажира на общественном транспорте по тарифу, установленному на перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области тарифного регулирования (далее - уполномоченный орган) по регулируемым тарифам или самими перевозчиками по нерегулируемым тарифам;
обратиться к оператору системы с заявлением о блокировке и включении единой транспортной карты в стоп-лист в случае ее утраты или кражи при условии представления документа, удостоверяющего личность, а также документов и наличия защитного кода, выдаваемого пользователю при получении единой транспортной карты, или самостоятельно заблокировать ее с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо программных приложений для мобильных телефонов;
получить с оплатой залоговой стоимости новую единую транспортную карту взамен утраченной или пришедшей в негодность;
вернуть неизрасходованные ЭДС из расчетного центра, для чего необходимо представить заявление на возврат денежных средств с предъявлением документа, удостоверяющего личность. В случае, если сумма денежных средств, указанная пользователем в заявлении на их возврат, превышает величину фактического остатка ЭДС на транспортной карте, расчетный центр имеет право исполнить возврат частично. Возврат денежных средств осуществляется в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации, со дня принятия заявления на возврат денежных средств путем их перечисления по реквизитам счета пользователя, указанным в заявлении.
11.2.3. Пользователи обязаны бережно обращаться с единой транспортной картой.
11.2.4. Пользователям запрещается использовать единую транспортную карту не по ее прямому назначению, включая несанкционированное считывание, копирование и модификацию информации, содержащейся на карте, делать ее копии и дубликаты.
11.2.5. В случае нарушения условий, указанных в пунктах 11.2.3 - 11.2.4 настоящего Положения, осуществляется изъятие карты у пользователя. Изъятие карты оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанную карту. Изъятие карты осуществляется работником перевозчика (водителем или кондуктором) либо сотрудниками контрольно-ревизионной службы в салоне транспортного средства, в котором была предъявлена данная карта. Изъятые карты передаются оператору системы и пользователям не возвращаются.
11.2.6. Залоговая стоимость единой транспортной карты может быть возвращена только при сдаче незаблокированной, работоспособной и неповрежденной единой транспортной карты в специализированные пункты возврата и обмена карт, созданные оператором системы, в течение срока действия единой транспортной карты.
11.2.7. Размер залоговой стоимости единой транспортной карты устанавливается оператором системы.
11.2.8. В случае, если пользователь приобрел единую транспортную карту со скрытым дефектом, приведшим к невозможности ее использования, карта должна быть заменена в специализированном пункте возврата и обмена единых транспортных карт без дополнительных расходов со стороны пользователя, но только в том случае, если по данной транспортной карте не была совершена ни одна операция и срок обращения пользователей с претензией не превышает 1 календарного месяца с момента получения единой транспортной карты.
11.3. Правила получения единой транспортной карты
11.3.1. Распространение единых транспортных карт осуществляется в следующих пунктах:
в специализированных пунктах продажи билетов перевозчиков;
в специальных пунктах возврата и обмена карт оператора системы.
11.3.2. Полный перечень пунктов распространения единых транспортных карт (за исключением транспортных средств перевозчиков) размещается на официальном сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.3.3. Приобретение единой транспортной карты осуществляется без предъявления документа, удостоверяющего личность, любым лицом после оплаты залоговой стоимости карты.
11.4. Правила пополнения единой транспортной карты
11.4.1. Для обеспечения возможности регистрации проезда с использованием единой транспортной карты необходимо заблаговременно производить пополнение остатка ЭДС в достаточной сумме для оплаты всех поездок и провоза багажа пользователя.
11.4.2. Транспортные единицы могут быть использованы для оплаты проезда и провоза багажа пользователя без ограничения в течение 2 лет с даты последнего пополнения.
11.4.3. В случае, если пользователь не осуществляет пополнение остатка ЭДС в течение 2 лет с даты последнего пополнения, единая транспортная карта и ее приложение могут быть заблокированы и включены в стоп-лист в целях обеспечения безопасности денежных средств пользователя и надежного функционирования системы.
11.4.4. Единая транспортная карта может быть разблокирована только по письменному заявлению пользователя, обратившегося в один из специализированных пунктов возврата и обмена карт оператора системы. В случае, если пользователь самостоятельно заблокировал единую транспортную карту, то такая карта может быть разблокирована с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или программных приложений для мобильных телефонов.
11.4.5. Пополнение единой транспортной карты и ее приложения осуществляется банками-участниками системы, список которых размещается на официальном сайте оператора системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Адреса указанных банков и способы пополнения единых транспортных карт размещаются на официальных сайтах банков-участников системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.5. Правила использования единой транспортной карты для регистрации проезда на общественном транспорте
11.5.1. Единая транспортная карта принимается для регистрации проезда и провоза багажа на общественном транспорте по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан всеми перевозчиками в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан".
11.5.2. Оплата проезда и провоза багажа пользователя по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по регулируемым тарифам с использованием ЭДС осуществляется по тарифам, установленным уполномоченным органом.
11.5.3. Оплата проезда по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам с использованием ЭДС осуществляется по тарифам, самостоятельно устанавливаемым перевозчиками.
11.5.4. Единая транспортная карта может приниматься для регистрации проезда и провоза багажа только одного пассажира.
11.5.5. При осуществлении регистрации проезда и провоза багажа с использованием единой транспортной карты или бесконтактной банковской карты пользователям необходимо приложить карту на время не более одной секунды к терминалу, установленному в транспортном средстве или находящемуся у водителя либо кондуктора.
11.5.6. Проезд и провоз багажа считаются зарегистрированными, если на терминале появилось соответствующее подтверждение успешного факта регистрации в виде текстового, звукового или цветового уведомления. Если на терминале появилось сообщение, звуковой или цветовой сигнал о невозможности регистрации ввиду недостаточности остатка ЭДС либо средств на бесконтактной банковской карте, пользователь вправе оплатить проезд любым другим доступным ему способом.
11.5.7. На маршрутах в пределах одной тарифной зоны оплата будет осуществлена в размере суммы стоимости поездки.
11.5.8. На маршрутах с зональной тарификацией ЭДС списываются с учетом остановок входа и выхода пользователя. При этом, если транспортные средства оснащены стационарными терминалами, на карте пользователя резервируется максимальная стоимость поездки от остановки входа пользователя до конечной остановки. При выходе на таких маршрутах пользователю необходимо повторно приложить карту к терминалу оплаты для фиксации места своего выхода. В этом случае с карты списывается сумма стоимости соответствующей поездки с учетом зонального тарифа. При этом, если пользователь не зафиксировал на терминале оплаты с использованием карты остановку своего выхода из транспортного средства перевозчика, с нее списывается полная зарезервированная стоимость поездки.
11.5.9. В случае успешного завершения операции по оплате поездки с использованием единой транспортной карты или бесконтактной банковской карты будет произведено уменьшение остатка ЭДС в виртуальном кошельке пользователя, открытом в расчетном центре на сумму тарифа, установленного на маршруте.
11.5.10. По требованиям пользователей по результатам оплаты проезда и (или) провоза багажа с использованием единой транспортной карты для транспортных средств, не оснащенных стационарными терминалами, перевозчики обязаны представлять пользователям документы, подтверждающие факты оплаты, с указанием номера лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции.
11.5.11. При неисправности единой транспортной карты, определяемой с помощью терминалов оплаты, пользователи не освобождаются от необходимости оплаты проезда и (или) провоза багажа в транспортных средствах перевозчиков. В этом случае пользователи обязаны оплатить проезд и (или) провоз багажа любым другим доступным способом по тарифу разовой поездки, установленному для соответствующего маршрута и транспортного средства.
11.5.12. В случае неработоспособности терминалов оплаты, установленных в транспортных средствах перевозчиков, и невозможности по этим причинам произвести оплату проезда и (или) провоза багажа перевозчики не вправе отказать пользователям в оказании транспортной услуги. В таком случае перевозчики оказывают транспортную услугу без взимания с пассажира платы за проезд и (или) провоз багажа с предоставлением проездного билета на бумажном носителе. При этом транспортное средство считается технически неисправным и подлежит замене.
11.5.13. При невозможности продолжения движения транспортного средства по маршруту, вызванной техническими неисправностями, водитель или кондуктор производит пересадку пассажиров в другое транспортное средство. При этом должна быть обеспечена возможность переноса в терминалы оплаты нового транспортного средства информации о факте оплаты проезда и (или) провоза багажа пересаживаемых пассажиров.
В случае непредоставления другого транспортного средства по заявлению пользователей им осуществляется возврат соответствующих денежных средств перевозчиками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Правительство Республики Башкортостан
Постановление
28 декабря 2017 года № 632
Об утверждении Положения о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан
(в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2019 года № 426)
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с пунктом 1.6 статьи 5 Закона Республики Башкортостан «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан», в целях совершенствования системы учета перевозок граждан и багажа общественным транспортом Правительство Республики Башкортостан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству при организации транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:
определить в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченную организацию, обеспечивающую возможность использования электронных средств платежа для оплаты перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом, на территории Республики Башкортостан;
обеспечить функционирование системы безналичной оплаты перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа.
Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан при организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных перевозок подключаться к системе безналичной оплаты проезда.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х. Марданов
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 28 декабря 2017 г. № 632
(в редакции
Постановления Правительства
Республики Башкортостан
от 16 июля 2019 г. № 426)
ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗНАЛИЧНОЙ ОПЛАТЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о безналичной оплате перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом с использованием электронных средств платежа на территории Республики Башкортостан (далее - Положение) разработано в целях организации автоматизированного учета пассажиропотока, проданных билетов, совершенных поездок и расширения способов оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан.
1.2. Положение определяет порядок функционирования единой системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан (далее - система), взаимодействия между ее участниками, учета совершенных поездок, виды и порядок оплаты проезда пассажиров и провоза багажа.
1.3. Основные понятия, используемые в Положении:
автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) - рабочее место сотрудника, участника или оператора системы, автоматизированное и оборудованное соответственно ее участником либо оператором, используемое для осуществления обслуживания транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты и реализации функций участника и оператора системы. Требования к комплектации АРМ устанавливаются правилами указанной системы, утверждаемыми ее оператором;
банк - кредитная организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет перевод денежных средств пассажиров в целях увеличения остатка электронных денежных средств, используемых пассажирами по операциям в рамках системы;
банковская карта - бесконтактная EMV-карта платежной системы MasterCard PayPassTM, VISA PayWave или МИР (при наличии технической возможности). В рамках системы данная карта является специальным видом транспортной карты, используется для регистрации проезда и передачи распоряжения на осуществление перевода денежных средств в целях совершения операций в рамках указанной системы;
банк-эквайер - кредитная организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в рамках системы эквайринг банковских карт международных платежных систем (EMV-карты), а также платежной системы МИР (при наличии технической возможности), именуемых в рамках указанной системы специальным видом транспортной карты - банковской картой;
виртуальный кошелек - электронное средство платежа, пользовательская часть программного обеспечения программно-аппаратного комплекса (далее - ПАК) расчетного центра, позволяющая пользователю передавать расчетному центру распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в адрес перевозчиков, оказавших транспортные услуги, и одновременно регистр учета электронных денежных средств, истории платежей и иной информации в отношении пользователей, предоставляемые расчетному центру согласно его оферте;
дежурная карта - специальный вид транспортной карты, материальный носитель, не являющийся электронным средством платежа, но на котором размещены программы для электронно-вычислительных машин и электронное средство платежа для осуществления в рамках системы кондуктором (водителем) транспортного средства перевозчика операции регистрации проезда пассажира, не являющегося пользователем транспортной карты или иного специального вида транспортной карты и осуществляющего оплату проезда наличными денежными средствами;
единая система обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан - технологический комплекс, обеспечивающий автоматизированный учет пассажиропотока, проданных билетов и совершенных поездок, регистрацию фактов проезда пассажиров и провоза багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан;
единая транспортная карта - материальный носитель, на котором размещено транспортное приложение, позволяющее пользователям в рамках системы осуществлять операции, предусмотренные правилами пользования данной единой транспортной картой, который имеет уникальный идентификационный номер и интегрирован с электронным средством платежа. Единая транспортная карта является картой на предъявителя, если иное не установлено правилами пользования для соответствующего специального вида единой транспортной карты, обслуживаемой в системе. Информация о специальных видах единой транспортной карты, а также о порядке и об условиях их использования должна быть доступна неограниченному кругу лиц на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
оператор системы - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, утверждающие правила системы в соответствии с настоящим Положением, обеспечивающие полноценность, качество и стабильность функционирования ПАК-системы от ее участников до оператора, устанавливающие тарифы системы и размеры вознаграждения каждого из ее участников, а также осуществляющие координацию действий участников системы, в том числе перевозчиков, по организации распространения и обращения в ней транспортных карт, взаимодействие с пассажирами по всем вопросам, касающимся работы системы. Оператор системы может иметь ПАК в собственности или привлекать на конкурсной основе процессинговый центр;
перевозчики - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по регулируемым тарифам, утверждаемым уполномоченным органом, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками;
процессинговый центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие имущественные права на ПАК-системы. Процессинговый центр обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками системы путем интеграции с ними через АРМ, в том числе за вознаграждение оказывает расчетному центру процессинговые услуги по сбору, обработке и передаче информации о денежных переводах между участниками расчетов в рамках системы;
расчетный центр - кредитная организация, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление переводов денежных средств, в том числе электронных, в системе по распоряжениям пассажиров в адрес перевозчиков;
реестр транзакций - список транзакций, сформированных в результате совершения пользователями в системе регистрации проезда с использованием транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты за операционный день. Реестр транзакций является официальным уведомлением в форме электронного документа о переданных распоряжениях и возникших у расчетного центра обязательствах по оплате, на основании которого осуществляются перечисления денежных средств в рамках системы. Реестр транзакций формируется процессинговым центром;
стоп-лист - перечень транспортных карт, заблокированных к обслуживанию в системе;
транспортная единица - информационная единица учета, записанная на сервере системы, обеспечивающая в ее рамках регистрацию проезда. Количество транспортных единиц эквивалентно размеру остатка электронных денежных средств пользователя;
транспортная карта - материальный носитель, на котором размещено транспортное приложение, позволяющее пользователям в рамках системы осуществлять регистрацию проезда и провоза багажа. Транспортная карта имеет уникальный идентификационный номер, который интегрирован с электронным средством платежа;
электронные денежные средства (далее - ЭДС) - денежные средства в валюте Российской Федерации, которые предварительно предоставлены пользователем расчетному центру в целях исполнения денежных обязательств этого пользователя перед перевозчиками.
1.4. Иные понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе "О национальной платежной системе" и в иных соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации.
1.5. Система создается в целях:
обеспечения удобства оплаты проезда, унификации технологий и способов безналичной оплаты проезда на общественном транспорте, осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, на транспортных средствах всех перевозчиков, имеющих право работы на этих маршрутах, снижения временных издержек пассажиров, связанных с приобретением и гашением проездных билетов;
обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных транспортных услуг;
снижения доли в обороте перевозчиков и расходов на инкассацию наличных средств.
2. УЧАСТНИКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СИСТЕМЫ
2.1. В состав участников системы входят:
оператор системы;
перевозчики;
расчетный центр;
процессинговый центр;
банки;
банк-эквайер.
2.2. Перевозчики, расчетный и процессинговый центры, банки, банк-эквайер становятся участниками системы, заключив договоры с ее оператором по форме, устанавливаемой им и являющейся приложением к правилам системы (далее - договоры).
2.3. Пользователями системы являются пассажиры, использующие электронные средства платежа в рамках разрешенных в системе способов безналичной оплаты проезда и провоза багажа на общественном транспорте на территории Республики Башкортостан (далее - пользователи).
3. СПОСОБЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕЗДА НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В рамках системы пользователям обеспечиваются следующие возможности регистрации проезда и провоза багажа на общественном транспорте на территории Республики Башкортостан:
с использованием всех видов единой транспортной карты;
с использованием бесконтактной EMV-карты платежной системы MasterCard PayPassTM, VISA PayWave или МИР (при наличии технической возможности) (далее - банковская бесконтактная карта).
4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1. Система состоит из:
подсистемы обеспечения безналичных расчетов и электронного взаимодействия участников системы (далее - подсистема обеспечения расчетов);
подсистемы учета оплаты проезда на общественном транспорте, совершенных поездок, в том числе с использованием специального вида единой транспортной карты - Социальной карты Башкортостан (далее - подсистема учета проезда).
4.2. В состав подсистемы обеспечения расчетов входит соответствующий ПАК.
4.3. В состав подсистемы учета проезда входят:
соответствующий ПАК;
специализированное оборудование и программное обеспечение, которые выполняют функции контроля факта проезда с использованием электронных средств платежа и используются в деятельности уполномоченных контрольных органов Республики Башкортостан.
4.4. В состав подсистем, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, также входят:
переносное или стационарно установленное в салонах транспортных средств перевозчиков специализированное оборудование с предустановленным программным обеспечением, предоставляющее возможность регистрации проезда, приобретаемое перевозчиками самостоятельно за счет собственных средств либо передаваемое оператором системы на условиях договоров с перевозчиками (далее - терминалы);
специальное программное обеспечение ведения необходимых справочников о маршрутах и транспортных средствах перевозчиков, тарифах, используемых в терминалах, совершенных поездках, устанавливаемое на информационно-технологической инфраструктуре перевозчиков или оператора системы и используемое перевозчиками через защищенное Интернет-подключение.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРА СИСТЕМЫ
5.1. Оператор системы обязан:
1) самостоятельно разрабатывать требования к дизайну макетов единой транспортной карты и (или) ее специального вида, за исключением банковской, организовывать изготовление единых транспортных карт и (или) специальных видов единой транспортной карты, за исключением банковской;
2) осуществлять проверку надлежащего использования участниками системы программ для электронно-вычислительных машин, а также выявлять неправомерные действия пользователей, наносящих вред (ущерб) участникам и оператору системы, процессинговому центру и (или) системе в целом;
3) обеспечить эмиссию и распространение единых транспортных карт;
4) создать специализированные пункты возврата и обмена единых транспортных карт, на базе которых пользователям будет обеспечена возможность возврата единых транспортных карт и получения их залоговой стоимости;
5) блокировать единые транспортные карты в случаях их утраты в срок не позднее одного рабочего дня с даты приема соответствующего заявления пользователя или невыполнения пользователями условий настоящего Положения, а также для предотвращения мошенничества.
5.2. Оператор системы вправе:
1) совершенствовать технологии обеспечения функционирования системы;
2) изымать единые транспортные карты в случаях изменения их дизайна и (или) внешнего вида, использования карт не по прямому назначению, включая несанкционированное считывание, копирование и модификацию содержащейся на них информации, предъявления поддельных карт (копий, дубликатов);
3) осуществлять контроль соблюдения условий договоров, заключенных с другими участниками системы;
4) получать от расчетного центра вознаграждение, установленное правилами системы.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
6.1. Перевозчики имеют право стать участниками системы, заключив с оператором системы договор присоединения к ней.
6.2. Перевозчики обязуются с момента вступления в силу договоров присоединения к системе:
1) обеспечить за свой счет в соответствии с техническими условиями подключение к системе и обучение сотрудников ее использованию;
2) обеспечить своевременное представление актуальных, достоверных и полных сведений в системе в соответствии с установленными сроками, протоколами и форматами ввода данных и требованиями оператора системы, в том числе сведений о поездках по социальным картам, единым транспортным картам, банковским бесконтактным картам;
3) обеспечить осуществляемые оператором системы установку и функционирование терминалов на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан, либо установить такие терминалы за свой счет;
4) обеспечить размещение логотипа системы и информационных материалов о возможности использования электронных средств платежа для оплаты проезда, в том числе единых транспортных карт, на бортах и внутри салонов всех своих транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан;
5) использовать только исправные терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание;
6) оплачивать тариф системы, указанный в договоре присоединения к ней и являющийся суммой вознаграждения за переводы, устанавливаемой оператором в рамках системы, удерживаемой расчетным центром из сумм переводов денежных средств в адрес перевозчиков путем взаимозачетов и рассчитываемой исходя из сумм вознаграждения участников системы и суммы вознаграждения от суммы регистрации по дежурным картам;
7) в полном объеме нести имущественные риски, возникшие в результате принятых к обслуживанию единых транспортных карт, социальных карт или иных электронных средств платежа, внесенных в стоп-лист, с момента его публикации, а также в результате принятых к обслуживанию карт, не зарегистрированных в системе;
8) производить сверки взаиморасчетов с оператором системы.
6.3. Перевозчик имеет право:
1) участвовать в информационном и технологическом взаимодействии с оператором системы;
2) получать от оператора системы в согласованных с ним объемах и в сроки отчетность по финансовым и информационным потокам в системе.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАСЧЕТНОГО ЦЕНТРА
7.1. Расчетный центр обязан:
1) осуществлять переводы в рамках системы, действуя как оператор по переводу денежных средств (оператор ЭДС) согласно Федеральному закону "О национальной платежной системе" и настоящему Положению, заключив договор присоединения к системе, производить обслуживание и учет остатков ЭДС пользователей, заключив с ними соглашения на условиях оферты, размещаемой на официальном сайте расчетного центра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) осуществлять по распоряжению пользователей переводы денежных средств путем уменьшения остатков ЭДС в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых в рамках системы;
3) принимать от оператора системы и рассматривать заявления пользователей в части осуществления переводов их денежных средств в срок не более 30 календарных дней со дня поступления таких заявлений в расчетный центр;
4) осуществлять переводы на основании реестров транзакций, сформированных по распоряжению пользователей и предоставленных процессинговым центром, не позднее следующего рабочего дня со дня получения расчетным центром реестров;
5) осуществлять перевод вознаграждения участникам системы в порядке, определенном договором присоединения к ней.
7.2. Расчетный центр имеет право:
1) участвовать в информационном и технологическом взаимодействии в системе с момента вступления в силу договора присоединения к ней;
2) запрашивать у участников системы документы, необходимые для исполнения требований, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОЦЕССИНГОВОГО ЦЕНТРА
8.1. Процессинговый центр обязан:
1) оказывать процессинговые услуги в рамках системы;
2) осуществлять процессинг информации, вводимой участниками в систему, обеспечивать им доступ к информации, обращаемой в системе;
3) осуществлять предперсонализацию транспортных карт и (или) специальных видов транспортной карты, за исключением банковской карты, на их принадлежность системе;
4) устранять обнаруженное(-ые) нарушение(-я) в работе системы, связанное(-ые) с нарушением функционирования ее ПАК в той части, которая эксплуатируется непосредственно процессинговым центром в целях обеспечения доступа оператора системы, расчетного центра и участников к системе, в течение 1 рабочего дня с момента обнаружения нарушения(-й) в работе системы, повлекшего(-их) отсутствие возможности доступа к ней;
5) осуществлять ограничение и возобновление доступа участников к системе;
6) обеспечивать администрирование и техническую поддержку ПАК-системы в той части, которая установлена непосредственно в процессинговом центре;
7) своевременно направлять в расчетный центр реестр транзакций.
8.2. Процессинговый центр имеет право в соответствии с развитием технологических процессов модернизировать ПАК-системы:
без согласования с оператором системы - если такая модернизация не повлечет необходимости вносить изменения в требования к оборудованию АРМ и каналам связи;
по согласованию с оператором системы - если такая модернизация повлечет необходимость внесения изменений в требования к оборудованию АРМ и каналам связи.
9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ
9.1. Банки обязаны:
1) по поручению и за счет средств пользователей осуществлять переводы денежных средств в целях пополнения остатка ЭДС пользователей транспортной карты;
2) обеспечить перевод денежных средств на счет расчетного центра в объеме, соответствующем реестру транзакций за отчетный день в полном объеме;
3) вводить в систему установленную ее правилами информацию в части, касающейся полномочий и функций банка, в том числе справочников системы;
4) в полном объеме нести имущественные риски по возмещению возникших у участников и оператора системы, процессингового центра убытков в результате обслуживания банком, а также привлекаемыми им банковскими платежными агентами не зарегистрированных и (или) заблокированных (внесенных в стоп-лист) в системе карт;
5) осуществлять перевод денежных средств на основании реестров транзакций в рамках системы, сформированных и представленных процессинговым центром, не позднее следующего рабочего дня со дня получения банком от процессингового центра указанных реестров.
9.2. Банки имеют право на обслуживание в системе в соответствии с условиями договора присоединения к ней и ее правилами.
10. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БАНКА-ЭКВАЙЕРА
10.1. Банк-эквайер обязуется осуществлять эквайринг банковских карт в соответствии с условиями договора, заключенного с расчетным центром.
10.2. Банк-эквайер имеет право:
обслуживаться в системе в соответствии с условиями и правилами ее работы;
заключить договор с расчетным центром в целях обеспечения расчетов в системе с использованием банковских карт.
11. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРОЕЗДА НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
11.1. Функции единой транспортной карты
11.1.1. Единая транспортная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной и электронной (машиносчитываемой) формах информацию об уникальном номере лицевого счета карты.
11.1.2. Размещенное в составе единой транспортной карты электронное приложение реализует основные функции, связанные с ее использованием:
авторизацию карты;
обновление информации об остатке транспортных единиц.
Единая транспортная карта является обезличенной (не персонифицированной) и не содержит персональных данных ее пользователя.
11.1.3. Единая транспортная карта вводится в обращение на межмуниципальных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан и предназначена для регистрации проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте.
11.1.4. Образцы единой транспортной карты для регистрации проезда пассажиров и провоза багажа на общественном транспорте Республики Башкортостан утверждаются оператором системы по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - Гостранс РБ).
11.1.5. Единая транспортная карта должна содержать следующие визуальные сведения:
логотип системы;
уникальный номер карты;
телефон и адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.1.6. Единая транспортная карта действует в течение 5 лет с даты ее первого использования, которая регистрируется в системе. На весь срок действия карты пользователям предоставляется возможность ее пополнения и использования. Карта может быть использована в случае, если она не повреждена, не находится в стоп-листе, а суммы ЭДС достаточно для оплаты проезда пассажира и провоза багажа.
11.1.7. Технические требования к единой транспортной карте утверждаются Гострансом РБ.
11.1.8. Единая транспортная карта может быть заблокирована оператором системы с возможностью разблокировки (временная блокировка) либо без нее (постоянная блокировка).
11.1.9. Единая транспортная карта блокируется оператором системы по заявлению пользователя или пользователем самостоятельно с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо программных приложений для мобильных телефонов в случае утраты или кражи этой карты для предотвращения ее использования посторонними лицами (постоянная блокировка).
11.2. Права и обязанности пользователей единой
транспортной карты
11.2.1. Получение единой транспортной карты пользователями на условиях, определенных Положением, является подтверждением полного и безусловного согласия этих пользователей с правилами использования этой карты.
11.2.2. Пользователи имеют право:
получить единую транспортную карту и стать добровольными участниками системы, обратившись в любой пункт распространения этих карт, оплатив ее залоговую стоимость;
производить пополнение единой транспортной карты;
регистрировать единую транспортную карту и ее приложение на официальном сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для получения дополнительных сервисов;
использовать единую транспортную карту для регистрации проезда одного пассажира на общественном транспорте по тарифу, установленному на перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области тарифного регулирования (далее - уполномоченный орган) по регулируемым тарифам или самими перевозчиками по нерегулируемым тарифам;
обратиться к оператору системы с заявлением о блокировке и включении единой транспортной карты в стоп-лист в случае ее утраты или кражи при условии представления документа, удостоверяющего личность, а также документов и наличия защитного кода, выдаваемого пользователю при получении единой транспортной карты, или самостоятельно заблокировать ее с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо программных приложений для мобильных телефонов;
получить с оплатой залоговой стоимости новую единую транспортную карту взамен утраченной или пришедшей в негодность;
вернуть неизрасходованные ЭДС из расчетного центра, для чего необходимо представить заявление на возврат денежных средств с предъявлением документа, удостоверяющего личность. В случае, если сумма денежных средств, указанная пользователем в заявлении на их возврат, превышает величину фактического остатка ЭДС на транспортной карте, расчетный центр имеет право исполнить возврат частично. Возврат денежных средств осуществляется в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации, со дня принятия заявления на возврат денежных средств путем их перечисления по реквизитам счета пользователя, указанным в заявлении.
11.2.3. Пользователи обязаны бережно обращаться с единой транспортной картой.
11.2.4. Пользователям запрещается использовать единую транспортную карту не по ее прямому назначению, включая несанкционированное считывание, копирование и модификацию информации, содержащейся на карте, делать ее копии и дубликаты.
11.2.5. В случае нарушения условий, указанных в пунктах 11.2.3 - 11.2.4 настоящего Положения, осуществляется изъятие карты у пользователя. Изъятие карты оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанную карту. Изъятие карты осуществляется работником перевозчика (водителем или кондуктором) либо сотрудниками контрольно-ревизионной службы в салоне транспортного средства, в котором была предъявлена данная карта. Изъятые карты передаются оператору системы и пользователям не возвращаются.
11.2.6. Залоговая стоимость единой транспортной карты может быть возвращена только при сдаче незаблокированной, работоспособной и неповрежденной единой транспортной карты в специализированные пункты возврата и обмена карт, созданные оператором системы, в течение срока действия единой транспортной карты.
11.2.7. Размер залоговой стоимости единой транспортной карты устанавливается оператором системы.
11.2.8. В случае, если пользователь приобрел единую транспортную карту со скрытым дефектом, приведшим к невозможности ее использования, карта должна быть заменена в специализированном пункте возврата и обмена единых транспортных карт без дополнительных расходов со стороны пользователя, но только в том случае, если по данной транспортной карте не была совершена ни одна операция и срок обращения пользователей с претензией не превышает 1 календарного месяца с момента получения единой транспортной карты.
11.3. Правила получения единой транспортной карты
11.3.1. Распространение единых транспортных карт осуществляется в следующих пунктах:
в специализированных пунктах продажи билетов перевозчиков;
в специальных пунктах возврата и обмена карт оператора системы.
11.3.2. Полный перечень пунктов распространения единых транспортных карт (за исключением транспортных средств перевозчиков) размещается на официальном сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.3.3. Приобретение единой транспортной карты осуществляется без предъявления документа, удостоверяющего личность, любым лицом после оплаты залоговой стоимости карты.
11.4. Правила пополнения единой транспортной карты
11.4.1. Для обеспечения возможности регистрации проезда с использованием единой транспортной карты необходимо заблаговременно производить пополнение остатка ЭДС в достаточной сумме для оплаты всех поездок и провоза багажа пользователя.
11.4.2. Транспортные единицы могут быть использованы для оплаты проезда и провоза багажа пользователя без ограничения в течение 2 лет с даты последнего пополнения.
11.4.3. В случае, если пользователь не осуществляет пополнение остатка ЭДС в течение 2 лет с даты последнего пополнения, единая транспортная карта и ее приложение могут быть заблокированы и включены в стоп-лист в целях обеспечения безопасности денежных средств пользователя и надежного функционирования системы.
11.4.4. Единая транспортная карта может быть разблокирована только по письменному заявлению пользователя, обратившегося в один из специализированных пунктов возврата и обмена карт оператора системы. В случае, если пользователь самостоятельно заблокировал единую транспортную карту, то такая карта может быть разблокирована с использованием официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или программных приложений для мобильных телефонов.
11.4.5. Пополнение единой транспортной карты и ее приложения осуществляется банками-участниками системы, список которых размещается на официальном сайте оператора системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Адреса указанных банков и способы пополнения единых транспортных карт размещаются на официальных сайтах банков-участников системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
11.5. Правила использования единой транспортной карты для регистрации проезда на общественном транспорте
11.5.1. Единая транспортная карта принимается для регистрации проезда и провоза багажа на общественном транспорте по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан всеми перевозчиками в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан".
11.5.2. Оплата проезда и провоза багажа пользователя по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Башкортостан по регулируемым тарифам с использованием ЭДС осуществляется по тарифам, установленным уполномоченным органом.
11.5.3. Оплата проезда по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам с использованием ЭДС осуществляется по тарифам, самостоятельно устанавливаемым перевозчиками.
11.5.4. Единая транспортная карта может приниматься для регистрации проезда и провоза багажа только одного пассажира.
11.5.5. При осуществлении регистрации проезда и провоза багажа с использованием единой транспортной карты или бесконтактной банковской карты пользователям необходимо приложить карту на время не более одной секунды к терминалу, установленному в транспортном средстве или находящемуся у водителя либо кондуктора.
11.5.6. Проезд и провоз багажа считаются зарегистрированными, если на терминале появилось соответствующее подтверждение успешного факта регистрации в виде текстового, звукового или цветового уведомления. Если на терминале появилось сообщение, звуковой или цветовой сигнал о невозможности регистрации ввиду недостаточности остатка ЭДС либо средств на бесконтактной банковской карте, пользователь вправе оплатить проезд любым другим доступным ему способом.
11.5.7. На маршрутах в пределах одной тарифной зоны оплата будет осуществлена в размере суммы стоимости поездки.
11.5.8. На маршрутах с зональной тарификацией ЭДС списываются с учетом остановок входа и выхода пользователя. При этом, если транспортные средства оснащены стационарными терминалами, на карте пользователя резервируется максимальная стоимость поездки от остановки входа пользователя до конечной остановки. При выходе на таких маршрутах пользователю необходимо повторно приложить карту к терминалу оплаты для фиксации места своего выхода. В этом случае с карты списывается сумма стоимости соответствующей поездки с учетом зонального тарифа. При этом, если пользователь не зафиксировал на терминале оплаты с использованием карты остановку своего выхода из транспортного средства перевозчика, с нее списывается полная зарезервированная стоимость поездки.
11.5.9. В случае успешного завершения операции по оплате поездки с использованием единой транспортной карты или бесконтактной банковской карты будет произведено уменьшение остатка ЭДС в виртуальном кошельке пользователя, открытом в расчетном центре на сумму тарифа, установленного на маршруте.
11.5.10. По требованиям пользователей по результатам оплаты проезда и (или) провоза багажа с использованием единой транспортной карты для транспортных средств, не оснащенных стационарными терминалами, перевозчики обязаны представлять пользователям документы, подтверждающие факты оплаты, с указанием номера лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции.
11.5.11. При неисправности единой транспортной карты, определяемой с помощью терминалов оплаты, пользователи не освобождаются от необходимости оплаты проезда и (или) провоза багажа в транспортных средствах перевозчиков. В этом случае пользователи обязаны оплатить проезд и (или) провоз багажа любым другим доступным способом по тарифу разовой поездки, установленному для соответствующего маршрута и транспортного средства.
11.5.12. В случае неработоспособности терминалов оплаты, установленных в транспортных средствах перевозчиков, и невозможности по этим причинам произвести оплату проезда и (или) провоза багажа перевозчики не вправе отказать пользователям в оказании транспортной услуги. В таком случае перевозчики оказывают транспортную услугу без взимания с пассажира платы за проезд и (или) провоз багажа с предоставлением проездного билета на бумажном носителе. При этом транспортное средство считается технически неисправным и подлежит замене.
11.5.13. При невозможности продолжения движения транспортного средства по маршруту, вызванной техническими неисправностями, водитель или кондуктор производит пересадку пассажиров в другое транспортное средство. При этом должна быть обеспечена возможность переноса в терминалы оплаты нового транспортного средства информации о факте оплаты проезда и (или) провоза багажа пересаживаемых пассажиров.
В случае непредоставления другого транспортного средства по заявлению пользователей им осуществляется возврат соответствующих денежных средств перевозчиками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.11.2018 |
Рубрики правового классификатора: | 090.070.110 Транспортное обслуживание населения (см. также 030.120.110) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: