Основная информация
Дата опубликования: | 29 марта 2011г. |
Номер документа: | В201102609 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1102609
В201102609
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 27.06.2011, N 7, СТР. 285
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29.03.2011 N 14315/10
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Никонова А.Г. о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 по делу N А76-44241/2009-39-19 Арбитражного суда Челябинской области.
В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску - Бабешкина О.Ю., Григорьев В.В., Разинкова К.С., Тихоновский Ф.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Никонов А.Г. (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску (далее – инспекция) от 04.09.2009 N 39 (далее - решение инспекции) о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), которым ему доначислены налоги по общей системе налогообложения и начислены пени за их несвоевременную уплату.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 заявленное требование удовлетворено частично: решение инспекции признано недействительным в части доначисления 178 456 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость, 1 903 рублей 76 копеек налога на доходы физических лиц, 1 469 рублей 63 копеек единого социального налога, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности за непредоставление налоговых деклараций и неуплату указанных сумм налогов; в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 01.09.2010 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, начислении соответствующих сумм пеней, а также в части привлечения к ответственности за непредставление деклараций по названному налогу на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса; в остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции предприниматель просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судом норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части доначисления налога на добавленную стоимость по эпизодам, указанным в пунктах 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения инспекции, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов подлежат отмене, дело в этой части – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в 2006 - 2009 годах предприниматель по заказу физических и юридических лиц выполнял работы по установке окон ПВХ, изготовленных с привлечением третьих лиц, и исчислял в отношении данной деятельности, квалифицируемой им как оказание бытовых услуг, единый налог на вмененный доход.
В ходе выездной налоговой проверки за период с 01.01.2006 по 31.03.2009 инспекция переквалифицировала деятельность предпринимателя, полагая, что он осуществлял розничную торговлю окнами (к которой была отнесена продажа окон как физическим, так и юридическим лицам), а также наряду с этим выполнял работы по их установке. При этом инспекция сделала вывод о том, что как бытовые услуги могли быть квалифицированы только работы по установке окон, выполнявшиеся предпринимателем в пользу физических лиц. С операций по реализации работ, выполнявшихся по заказам юридических лиц, инспекция исчислила налог на добавленную стоимость, посчитав, что эти работы к бытовым услугам не относятся и в отношении них предпринимателем необоснованно применена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Кроме того, инспекция обязала предпринимателя перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость, полученный им при продаже окон юридическим лицам по выставленным счетам-фактурам с выделением суммы этого налога.
Суды, рассматривая настоящее дело, согласились с произведенной инспекцией квалификацией и сочли, что налоги по деятельности, связанной с выполнением работ по установке окон по заказам юридических лиц, необходимо исчислять по общей системе налогообложения. Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций отметили, что инспекция, применяя положения пункта 5 статьи 173 Кодекса и обязывая предпринимателя уплатить налог на добавленную стоимость, который был получен от юридических лиц в связи с выставлением счетов-фактур с выделением налога по операциям реализации окон (в рамках деятельности, подпадающей, по мнению инспекции, под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), необоснованно отказала в применении налоговых вычетов сумм налога, уплаченных изготовителям окон. Это обстоятельство и явилось основанием для признания решения инспекции недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, признал доначисление налога на добавленную стоимость обоснованным. При этом суд исходил из того, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога, должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, не относятся.
Данный вывод является правильным. Однако суд кассационной инстанции не учел, что на выполнение работ по установке пластиковых окон предприниматель заключал с юридическими лицами договоры подряда, по условиям которых обязался осуществить замену деревянных окон на окна ПВХ, изготовленные в соответствии с локальной сметой. Согласно локальной смете, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость окна включена в общую стоимость заказа, предусмотренную договором. Предприниматель осуществлял не продажу готовых изделий, а их изготовление по требуемым размерам, исходя из индивидуальных потребностей заказчиков. Следовательно, передача изготовленного товара в рамках исполнения договора подряда необоснованно квалифицирована инспекцией как торговая деятельность.
Таким образом, фактически предприниматель в проверяемый период не осуществлял розничную торговлю, а выполнял работы по установке окон, изготовленных в рамках исполнения договора подряда с привлечением субподрядчиков.
В отношении деятельности по изготовлению и установке окон по заказам физических лиц предприниматель обоснованно применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, квалифицировав указанную деятельность как оказание бытовых услуг. По работам, выполнявшимся в пользу юридических лиц, предприниматель являлся плательщиком налогов по общей системе налогообложения и в этом случае вправе был выставлять покупателям – юридическим лицам счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость, а также заявлять в качестве налоговых вычетов суммы налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) в рамках данной деятельности.
Поскольку при рассмотрении дела суды неверно квалифицировали деятельность, осуществляемую предпринимателем в проверяемый период, то их выводы относительно правильности расчета подлежащего уплате налога на добавленную стоимость не соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих пеней и штрафа (пункты 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения инспекции) нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в этой части.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления действительного размера налоговых обязательств предпринимателя по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 по делу N А76-44241/2009-39-19, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 по тому же делу в части доначисления индивидуальному предпринимателю Никонову А.Г. налога на добавленную стоимость по эпизодам, указанным в пунктах 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску от 04.09.2009 N 39, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 27.07.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 14.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В1102609
В201102609
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 27.06.2011, N 7, СТР. 285
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29.03.2011 N 14315/10
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Никонова А.Г. о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 по делу N А76-44241/2009-39-19 Арбитражного суда Челябинской области.
В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску - Бабешкина О.Ю., Григорьев В.В., Разинкова К.С., Тихоновский Ф.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Никонов А.Г. (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску (далее – инспекция) от 04.09.2009 N 39 (далее - решение инспекции) о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), которым ему доначислены налоги по общей системе налогообложения и начислены пени за их несвоевременную уплату.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 заявленное требование удовлетворено частично: решение инспекции признано недействительным в части доначисления 178 456 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость, 1 903 рублей 76 копеек налога на доходы физических лиц, 1 469 рублей 63 копеек единого социального налога, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности за непредоставление налоговых деклараций и неуплату указанных сумм налогов; в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 01.09.2010 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменил в части признания недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, начислении соответствующих сумм пеней, а также в части привлечения к ответственности за непредставление деклараций по названному налогу на основании пункта 2 статьи 119 Кодекса; в остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции предприниматель просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судом норм права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части доначисления налога на добавленную стоимость по эпизодам, указанным в пунктах 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения инспекции, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов подлежат отмене, дело в этой части – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в 2006 - 2009 годах предприниматель по заказу физических и юридических лиц выполнял работы по установке окон ПВХ, изготовленных с привлечением третьих лиц, и исчислял в отношении данной деятельности, квалифицируемой им как оказание бытовых услуг, единый налог на вмененный доход.
В ходе выездной налоговой проверки за период с 01.01.2006 по 31.03.2009 инспекция переквалифицировала деятельность предпринимателя, полагая, что он осуществлял розничную торговлю окнами (к которой была отнесена продажа окон как физическим, так и юридическим лицам), а также наряду с этим выполнял работы по их установке. При этом инспекция сделала вывод о том, что как бытовые услуги могли быть квалифицированы только работы по установке окон, выполнявшиеся предпринимателем в пользу физических лиц. С операций по реализации работ, выполнявшихся по заказам юридических лиц, инспекция исчислила налог на добавленную стоимость, посчитав, что эти работы к бытовым услугам не относятся и в отношении них предпринимателем необоснованно применена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Кроме того, инспекция обязала предпринимателя перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость, полученный им при продаже окон юридическим лицам по выставленным счетам-фактурам с выделением суммы этого налога.
Суды, рассматривая настоящее дело, согласились с произведенной инспекцией квалификацией и сочли, что налоги по деятельности, связанной с выполнением работ по установке окон по заказам юридических лиц, необходимо исчислять по общей системе налогообложения. Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций отметили, что инспекция, применяя положения пункта 5 статьи 173 Кодекса и обязывая предпринимателя уплатить налог на добавленную стоимость, который был получен от юридических лиц в связи с выставлением счетов-фактур с выделением налога по операциям реализации окон (в рамках деятельности, подпадающей, по мнению инспекции, под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), необоснованно отказала в применении налоговых вычетов сумм налога, уплаченных изготовителям окон. Это обстоятельство и явилось основанием для признания решения инспекции недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к ответственности.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, признал доначисление налога на добавленную стоимость обоснованным. При этом суд исходил из того, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога, должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, не относятся.
Данный вывод является правильным. Однако суд кассационной инстанции не учел, что на выполнение работ по установке пластиковых окон предприниматель заключал с юридическими лицами договоры подряда, по условиям которых обязался осуществить замену деревянных окон на окна ПВХ, изготовленные в соответствии с локальной сметой. Согласно локальной смете, являющейся неотъемлемой частью договора, стоимость окна включена в общую стоимость заказа, предусмотренную договором. Предприниматель осуществлял не продажу готовых изделий, а их изготовление по требуемым размерам, исходя из индивидуальных потребностей заказчиков. Следовательно, передача изготовленного товара в рамках исполнения договора подряда необоснованно квалифицирована инспекцией как торговая деятельность.
Таким образом, фактически предприниматель в проверяемый период не осуществлял розничную торговлю, а выполнял работы по установке окон, изготовленных в рамках исполнения договора подряда с привлечением субподрядчиков.
В отношении деятельности по изготовлению и установке окон по заказам физических лиц предприниматель обоснованно применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, квалифицировав указанную деятельность как оказание бытовых услуг. По работам, выполнявшимся в пользу юридических лиц, предприниматель являлся плательщиком налогов по общей системе налогообложения и в этом случае вправе был выставлять покупателям – юридическим лицам счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость, а также заявлять в качестве налоговых вычетов суммы налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) в рамках данной деятельности.
Поскольку при рассмотрении дела суды неверно квалифицировали деятельность, осуществляемую предпринимателем в проверяемый период, то их выводы относительно правильности расчета подлежащего уплате налога на добавленную стоимость не соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих пеней и штрафа (пункты 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения инспекции) нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в этой части.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления действительного размера налоговых обязательств предпринимателя по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2010 по делу N А76-44241/2009-39-19, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 по тому же делу в части доначисления индивидуальному предпринимателю Никонову А.Г. налога на добавленную стоимость по эпизодам, указанным в пунктах 4.1 – 4.7, 4.9, 4.10 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Копейску от 04.09.2009 N 39, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий
А.А. Иванов
[введено: 27.07.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 14.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 7 от 27.06.2011 Стр. 285 |
Рубрики правового классификатора: | 030.120.100 Возмездное оказание услуг, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 080.100.050 Специальные налоговые режимы (см. также 030.120.190, 100.070.000, 110.030.090), 080.100.060 Льготы по налогам, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: