Основная информация

Дата опубликования: 29 апреля 2010г.
Номер документа: RU30000201000398
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



К А Р Т О Ч К А

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29.04.2010              № 186-П

О концепции комплексной целевой программы «Ранеевмешательство»  на 2010-2012 годы»

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2012 № 527-П)

В целях минимизации отклонений в состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной  целевой программы «Раннее вмешательство» на 2010 -2012 годы.

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы  «Раннее вмешательство» на 2010-2012 годы  министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу «Раннее вмешательство» на 2010-2012 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Губернатора

Астраханской области

К.А. Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 29.04.2010  № 186-П

Концепция

комплексной целевой программы

«Раннее вмешательство» на 2010-2012 годы

1. Введение

В современных условиях развития России, когда политическая, экономическая и социальная жизнь претерпевает значительные изменения, решение проблемы минимизации детской инвалидности путем абилитационных и реабилитационных мероприятий детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка- инвалида.

Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки.

По данным различных исследований, большая часть семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития относится к наименее обеспеченным слоям населения, что приводит к низким показателям трудовой и социальной активности.

Положительные изменения данной категории населения (семей с детьми раннего возраста с нарушениями развития) возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.

Наш опыт работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития показывает, что наиболее действенными являются не только усилия специалистов по абилитации и реабилитации детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста.

2. Содержание проблемы

профилактики детской инвалидности и обоснование необходимости ее решения программным методом

В последние десятилетия в России, как и во всем мире, сохраняется негативная тенденция в состоянии  здоровья  детей: снижаются показатели здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество детского населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы, проявляющегося в  постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией.

Статистика в Астраханской области такова, что более 70% (2006 год- 69,8%; 2007 год - 72,4%; 2008 год - 75%) детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания  в раннем возрасте. Ведущее место в структуре детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41,7%) и патологии центральной нервной системы (32%). Необходимо отметить, что за последние годы в структуре детской инвалидности в Астраханской области увеличился удельный вес детей- инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет: с 26,6% в 2006 году до 32% в 2008 году.

Актуальность проблемы состоит в следующем: во-первых, это поколение будет определять будущее России в ближайшие десятилетия, уровень её интеллектуального и экономического развития; во-вторых, необходимы экономические затраты государства на лечение, реабилитацию и социальное обеспечение этой группы населения  для  их  социально-бытовой адаптации и улучшения качества жизни.

В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии.

Увеличение числа детей с ранней детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии на передний план и требует комплексногоосуществления мероприятий по раннему выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи. Конечно, нельзя сказать, что данная категория детей оставлена без внимания. Их проблемами занимаются как учреждения здравоохранения, в чье поле зрения они попадают прежде всего, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.

Однако каждое из указанных ведомств оказывает свою  профессиональную помощь ребенку, не взаимодействуя друг с другом, тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении усилий всех заинтересованных ведомств.

Опыт работы подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области реабилитационных учреждений выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности:

- отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;

- отсутствие скоординированной системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития;

- недостаточная разработка психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте;

- недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста.

Решение указанных проблем возможно только при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого метода.

В связи с этим министерством социального развития и труда Астраханской области совместно с другими заинтересованными ведомствами и учреждениями разработан проект комплексной целевой программы «Раннее вмешательство» на 2010 – 2012 годы (далее – программа).

Программно – целевой метод объединит и скоординирует усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач  минимизации отклонений в состоянии здоровья детей и профилактике инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.

Новизна программы заключается в том, что в поле реабилитационной деятельности специалистов включаются и родители, воспитывающие ребенка раннего возраста. Семья воспринимается как единый целостный организм, нуждающийся в разрешении проблем медицинского, психолого-педагогического, социального характера, в связи с чем помощь оказывается всей семье (родителям, другим членам семьи), а не только ребенку с ограниченными возможностями.

Таким образом, расширяется субъект реабилитационного воздействия: вместо одного (ребенок с нарушениями развития) возникает полимодальный субъект, представленный детской и взрослой составляющей. Это обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и развития, и в перспективе – оптимальный вариант социальной адаптации ребенка и семьи в целом.

Мероприятиями программы предполагается не только проведение диагностических и реабилитационных мероприятий, но и организация патронирования семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, динамическое наблюдение за его развитием, оказание психологической и методической помощи семьям, в первую очередь тем, где оба или единственный родитель являются безработными.

3. Предложения по цели и задачам программы, показателям, позволяющим оценить ход реализации программы

Основной целью программы являетсяминимизация отклонений в состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет).

Для достижения указанной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:

- организационно-методическое обеспечение работы по предотвращению ранней детской патологии;

- просветительскую работу с молодыми родителями по вопросам выявления признаков патологии у детей;

- организацию и проведение абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми раннего возраста;

-укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих мероприятия по абилитации и реабилитации детей раннего возраста.

В качестве основного критерия оценки эффективности будет рассматриваться наличие положительной динамики в психомоторном  развитии детей раннего возраста.

4. Предлагаемый срок реализации программы

Срок реализации программы - 2010-2012 годы. Этапы  реализации программы не выделяютсяв связи с тем, что ежегодно предусматривается реализациявзаимосвязанных комплексов  мероприятий.

5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 15406,9 тыс. рублей, в том числе из:

- средств бюджета Астраханской области – 9883,8 тыс. рублей;

- внебюджетных средств – 899,0 тыс. рублей;

-средств, запрашиваемых в виде гранта Фонда поддержки детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - средства Фонда), - 4624,1 тыс. рублей.

В том числе по годам реализации:

2010 год:

- всего 7762,2 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области – 3625,8 тыс. рублей;

- внебюджетные средства– 384,0 тыс. рублей;

- средства Фонда – 3752,4 тыс. рублей;

2011 год:

- всего 3749,0 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области – 3075,0 тыс. рублей;

- внебюджетные средства – 235,0 тыс. рублей;

- средства Фонда – 439,0 тыс. рублей;

2012 год:

- всего 3895,7 тыс. рублей, из них:

- из бюджета Астраханской области – 3183,0 тыс. рублей;

- внебюджетные средства– 280,0 тыс. рублей;

- средства Фонда – 432,7 тыс. рублей.

Финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется в рамках отраслевых и ведомственных программ исходя из возможности бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе из средств:

- направления «Семья с детьми-инвалидами» подпрограммы «Дети и семья» отраслевой целевой программы «Дети Астраханской области» на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 17.07.2009 № 386-П, – 40,0 тыс. рублей;

- аналитической ведомственной целевой программы «Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.12.2009 № 76, – 9843,8 тыс. рублей.

Под внебюджетными средствами понимаются средства, полученные от предпринимательской деятельности, и спонсорские средства.

Средства Фонда на реализацию комплексной целевой программы «Раннее вмешательство» на 2010-2012 годы в виде гранта перечисляются Астраханскому областному фонду социальной поддержки населения, который финансирует исполнителей программы в соответствии с программными мероприятиями.

6. Предложения по основным направлениям финансирования программы

Для эффективного достижения поставленной цели планируется реализация следующих мероприятий:

- создание информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском развития ранней патологии;

- создание межведомственного ресурсного центра на базе областного государственного учреждения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», основным направлением деятельности которого станет координация возможностей различных ведомств по реабилитации и абилитации детей раннего возраста;

-организация и проведение научно-практических межведомственных конференций, семинаров по проблемам выявления ранней патологии;

- повышение квалификации и переподготовка специалистов по работе с детьми раннего возраста;

- распространение знаний о патологии детей раннего возраста;

- проведение обучающих семинаров, курсов для родителей по обучению навыкам ухода, абилитации детей раннего возраста с различными видами патологии, проблемам психолого - медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста; создание родительских групп самопомощи;

- изучение, внедрение и разработка технологий комплексной ранней диагностики и программ реабилитации детей раннего возраста, проведение видеомониторинга динамики психомоторного развития ребенка;

-расширение деятельности отделения «Раннее вмешательство» областного государственного учреждения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Реализация мероприятий программы позволит организовать систему ранней диагностики имеющихся отклонений в развитии  детей раннего возраста, своевременной эффективной реабилитации и абилитации; обеспечить необходимое для этого взаимодействие заинтересованных ведомств; вовлечь в процесс реабилитации семью, обеспечив тем самым его непрерывность; внедрить новые современные методы реабилитации детей на ранних этапах развития; снизить уровень первичной инвалидности в раннем возрасте.

7. Предложения по государственному заказчику и разработчикам программы и участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы

Государственным заказчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее -государственный заказчик программы).

Исполнителями программы являются министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области. Также в реализации мероприятий программы примут участие Астраханская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей, Астраханский областной фонд социальной поддержки населения. Исполнители программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизмы реализации и состав учреждений – непосредственных исполнителей.

В ходе реализации программы государственный заказчик программы:

- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;

- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на
мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;

- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;

- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;

- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;

- на основании предложений исполнителей программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;

- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.

8. Предложения по механизмам формирования

мероприятий программы и возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы

Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение. В основе программы лежит практический опыт работы специалистов областного государственного учреждения «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,  межведомственное сотрудничество с другими учреждениями, в частности, с учреждениями здравоохранения.

Государственный заказчик программы:

- согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- несет ответственность за реализацию программы в целом;

- обеспечивает согласованные действия исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию программы;

-готовит и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.

Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.

Государственный заказчик программы ежегодно уточняет мероприятия и объемы финансирования с учетом выполненных работ.

Государственный заказчик программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств и ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет  в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.

Организация управления, координация и контроль за ходом реализации программы осуществляется государственным заказчиком программы.

В организации управления реализацией программы принимает участиекоординационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Астраханской области.

9. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

и показатели ее социально-экономической эффективности

Реализация программы позволит:

- провести раннюю диагностику, своевременную эффективную реабилитацию и абилитацию детей раннего возраста из числа обратившихся, имеющих отклонения в развитии;

- обеспечить необходимое для этого взаимодействие заинтересованных ведомств;

- вовлечь в процесс реабилитации семью, обеспечив тем самым его непрерывность;

- внедрить новые современные методы реабилитации детей на ранних этапах развития;

- обеспечить положительную динамику в психомоторном  развитии детей раннего возраста.

Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности.

Наименование

показателя

Ед.

измерения

Значения показателя за период, предшествующий

реализации программы

Прогнозные значения показателей

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доля семей, принявших участие в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3  лет, от числа обратившихся

%

13,2

50

70

90

Количество семей, посещающих  клуб «Гармония», от общего числа семей с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет

-

30

40

50

Количество специалистов по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития, повысивших квалификацию

-

10

5

-

Количество специалистов, принявших участие в семинарах, конференциях, выездных семинарах

-

180

190

205

Наличие информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском нарушений развития

наличие

-

+

+

+

Количество детей, посетивших занятия школы «Я смогу сам», от общего числа детей с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, от числа принятых  на обслуживание

%

-

20

20

20

Доля семей, принявших участие в занятиях кружков для мамы и ребенка «Цветной мир», «Обучаясь – лечусь», «Пластилиновая сказка», от общего числа семей с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, от числа обратившихся

%

-

55

75

75

Разработка и внедрение методики и коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с синдромом Дауна

наличие

-

+

+

+

Доля детей раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития из числа обратившихся

%

87

90

92

93,4

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 21 от 13.05.2010
Рубрики правового классификатора: 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 070.070.010 Пособия, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать