Основная информация

Дата опубликования: 29 апреля 2020г.
Номер документа: RU14000202000319
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Правительство Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 29.04.2020 № 93

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ
И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5,пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» Правительство Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый порядок обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции и полномочия учредителя профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), реализовать мероприятия по обеспечению государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

Первый заместитель

Председателя Правительства

  Республики Саха (Якутия)

А.КОЛОДЕЗНИКОВ

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 29 апреля 2020 г. №93

ПОРЯДОК

обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами

с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок предоставления государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья разработан в соответствии
с Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов», от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1401-З № 359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 г. № 611-р «Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года».

1.2. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется профессиональными образовательными организациями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

1.3. Профессиональная образовательная организация создает специальные условия для получения образования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых  невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

1.5. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

1.6. Профессиональная образовательная организация организует сбор сведений об обучающихся инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает их систематический учет на этапах поступления, обучения, трудоустройства. Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, информация, полученная социальным педагогом, а также специализированный учет, осуществляемый профессиональной образовательной организацией.

При сборе указанных сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.

2. Порядок формирования кадрового обеспечения процесса

обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

2.1.Для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях формируется соответствующее кадровое обеспечение.

При необходимости с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья привлекаются специалисты: психолог (педагог- психолог, специальный психолог), социальный педагог (социальный работник), тьютор, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог и другие необходимые специалисты.

2.2.Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека.

Педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью в программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо включение модуля по осуществлению инклюзивного образования.

3. Особенности работы приемной комиссии образовательной организации

3.1.В приемной комиссии образовательной организации, осуществляющей прием граждан по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, должен быть определен специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию.

3.2.На сайте профессиональной образовательной организации в сети Интернет должен быть создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  

3.3.Особенности поступления в профессиональные образовательные организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются правилами приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

3.4.В соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.

3.5.Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен перевод обучающегося инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.

3.6.Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации-абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда. Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащей информацию о необходимых специальных условиях обучения.

4. Создание и организация безбарьерной среды

4.1.Создание безбарьерной среды в профессиональной образовательной организации должно учитывать потребности лиц с нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.2.Территория учреждения должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастную окраску дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

4.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

4.3.1.Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха.

4.3.2.Наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ не визуального доступа к информации, программ ‑ синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения.

4.3.3.Наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.4.Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается профессиональной образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ‑ФГОС СПО) по специальности и в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных возможностей.

4.5.В рамках адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается профессиональной образовательной организацией самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

4.6.Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации профессиональная образовательная организация создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценивать достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для прохождения промежуточной аттестации.

4.7.Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального учебного плана могут предусматриваться различные варианты проведения занятий: в учебной группе, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

4.8.Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека.

4.9.Обеспечение сочетания онлайн- и офлайн-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

4.10.Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

4.11.Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями функций организма человека.

4.12.Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам.

4.13.Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

4.14.Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление
о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

4.15.По окончании обучения выпускники-инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Введение каких-либо дифференциаций и ограничений в адаптированные образовательные программы в отношении профессиональной деятельности выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается.

4.16.Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в том числе при получении ими профессионального образования осуществляется во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц (по согласованию). Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.04.2020
Рубрики правового классификатора: 070.070.010 Пособия

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать