Основная информация

Дата опубликования: 29 сентября 1998г.
Номер документа: В199803262
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<30>

В199803262

В199803262

<30>

В9803262

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        29.09.98 N 6736/97

[Судебные акты по иску к областной администрации

о признании недействительным постановления

о пользовании зданиями-памятниками приняты

по недостаточно полно исследованным материалам,

в связи с чем подлежат отмене,

а дело - направлению на

новое рассмотрение]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.97 по делу N А06-539у-4к/97 АрNражного суда Астраханской области.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Администрация города Астрахани обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском о признании недействительным постановления главы администрации Астраханской области от 26.03.97 N 102 "О праве пользования ТОО "Астраханский гостиный двор" зданиями-памятниками по улицам Советской, 4/18, Ульяновых, 6, Свердлова, 8, 10 и Фиолетова, 5 города Астрахани".

Решением от 02.07.97 исковое требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.07.97 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.09.97 указанные судебные акты отменил, в иске отказал.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в ту же инстанцию.

Президиум считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Принимая постановление об отказе в иске, кассационная инстанция исходила из того, что администрация города Астрахани не является собственником спорных объектов недвижимости, поскольку решением малого Совета Астраханского областного Совета народных депутатов от 10.03.92 N 35 "О зданиях-памятниках истории и культуры, находящихся на территории области" здания-памятники по адресам: ул. Свердлова, 8, 10, ул. Фиолетова, 5, ул. Ульяновых, 6, ул. Советская, 4/18, отнесены к государственной собственности (пункт 6).

Между тем пункты 1, 2, 6 названного решения малого Совета Астраханского областного Совета народных депутатов признаны недействительными решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.12.97 по делу N А06-1487у-4к/97, вступившим в законную силу.

Так как постановление кассационной инстанции принято на основании акта государственного органа, который впоследствии признан недействительным в установленном порядке, то это постановление подлежит отмене.

Принимая решение об удовлетворении искового требования, суд первой инстанции и апелляционная инстанция исходили из того, что оба объекта спора - гостиницы "Новомосковская" и "Астраханская" на момент его разрешения находились на балансе Комитета по управлению имуществом города Астрахани и являлись муниципальной собственностью в соответствии с судебными актами по делу N 947-14 Арбитражного суда Астраханской области. Однако ссылка на преюдициальное значение решения по указанному делу является необоснованной, поскольку лица, участвующие в настоящем деле, не участвовали в деле N 947-14. Кроме того, при разрешении дела N 947-14 не исследовался вопрос возникновения права муниципальной собственности на спорные объекты.

В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, решением Астраханского облисполкома от 05.07.80 N 406 "О принятии памятников под охрану государства и утверждении проекта "Зон охраны" здание по улице Советская, 4 (гостиница "Новомосковская"), принято под охрану государства как памятник истории и архитектуры. Однако в материалах дела отсутствуют сведения о том, является ли данный объект памятником государственного или местного значения, как это предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР". Арбитражными судами данный вопрос не исследовался, ими не истребованы документы учета памятников, составляемые в соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.86 N 203.

Здания по адресам: улица Ульяновых, 6, Свердлова, 8, 10, Фиолетова, 5 (гостиница "Астраханская"), решением Астраханского облисполкома от 22.08.90 N 484 "О принятии памятников архитектуры под охрану государства" приняты под государственную охрану как памятники архитектуры местного значения.

Согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся исключительно к федеральной собственности.

Разграничение таких памятников по уровням собственности должно проводиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником истории и культуры местного значения.

Поэтому решению Астраханского городского Совета народных депутатов от 11.06.92 N 102 "Об утверждении перечня объектов народного образования, культуры, здравоохранения, спорта и коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность города Астрахани" в части спорных объектов должна быть дана оценка с точки зрения его соответствия постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.

При принятии решения суд первой инстанции указал, что названный перечень зарегистрирован 11.06.93, однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие данный вывод суда.

При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты приняты по недостаточно полно исследованным материалам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать указанные документы, а также определить уровень собственности спорных объектов на основании приложений N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и с учетом этого рассмотреть исковые требования.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                            постановил:

отменить решение от 02.07.97, постановление апелляционной инстанции от 15.07.97 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-539у-4к/97 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.97 по тому же делу.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации                                  В.Ф. Яковлев

[отформатировано: 25.12.98 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 04.02.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 030.090.010 Общие положения, 030.090.030 Право государственной собственности (см. также 030.150.050, 200.030.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать