Основная информация

Дата опубликования: 29 сентября 2011г.
Номер документа: RU30000201101013
Текущая редакция: 8
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Астраханская область
Принявший орган: Правительство Астраханской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29.09.2011               № 399-П

О государственной программе «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

(Утратил силу:

постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 №369-П)

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2014 № 627-П;

постановление Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П;

постановление Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П;

постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П;

постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П;

постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2012 № 398-П;

постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 № 250-П)

В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 13.05.2011 №177-Пр «О концепции комплексной долгосрочной целевой программы  «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года», а также в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области, Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

1. Утвердить прилагаемую государственную программу «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (далее - Программа).

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П)

2. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

3. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области:

- разработать и принять аналогичные муниципальные программы по обращению с отходами на территории муниципальных образований Астраханской области;

- предусмотреть средства в бюджетах муниципальных образований Астраханской области на софинансирование программных мероприятий.

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой

информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А.Жилкин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства

Астраханской области

от 29.09.2011 № 399-П

Государственная программа

«Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

Паспорт Программы

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 № 627-П)

Наименование Программы

- государственная программа «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- поручение президента Российской Федерации  от 29.03.2011 №Пр-781;

- протокол совещания от 17.12.2010 №28 при Губернаторе Астраханской области А.А. Жилкине;

-распоряжение Правительства Астраханской области от 13.05.2011 №177-Пр «О концепции комплексной долгосрочной целевой программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года»

Государственный заказчик -координатор Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Основные разработчики Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, группа компаний «Эко-Система» (по согласованию)

Исполнители основных мероприятий Программы и привлекаемые физические или юридические лица

-министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области,  органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс» (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Целью Программы является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения.

Основные задачи Программы:

- формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления;

- создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления;

- формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы с перспективой до 2020 года, в том числе:

первый этап - 2011 – 2015 годы;

второй этап  - 2015 – 2020годы

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования I этапа Программы составляет 2 218,41 млн руб., в том числе:

- средства бюджета Астраханской области – 0 млн руб.;

- средства бюджетов муниципальных образований Астраханской области – 269,16 млн руб.;

- внебюджетные средства – 1 949,26 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит достичь к 2020 году следующих показателей:

- улучшить экологическое, санитарно-гигиеническое состояние территории Астраханской области путем ликвидации 208 свалок на площади 138,8 га;

- сократить  территории, загрязненные отходами производства и потребления, с 1 процентав 2010 году до 70 процентов в 2020 году;

- довести долю твердых бытовых отходов(далее- ТБО), проходящих через раздельный сбор и сортировку, с 0 процентов в 2010 году до 50 процентов в 2020 году;

- создать более 1200 новых рабочих мест в сфере обращения с отходами;

- довести переработку отходов в 2020 году к уровню 2010 года с 0 до 600 тыс. тонн/год;

- вовлечь в процесс сбора и вывоза ТБО 100 процентов населенных пунктов Астраханской области к 2020 году

Система организации

контроля за исполнением

Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области  ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области

1. Общие положения

По данным ООН, от 25 до 33% регистрируемых в мире заболеваний напрямую связаны с низким качеством окружающей человека среды; в 18% случаев причиной преждевременной смерти являются неблагоприятные условия окружающей среды, из них 1% приходится на негативное воздействие промышленных и бытовых отходов.

Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими за собой накопление значительного количества отходов,  ухудшение качества окружающей среды.

Интенсивное развитие экономики Астраханской области не учитывало воздействия на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество  нерешенных проблем. К ним относятся существенное загрязнение водоемов, воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений в муниципальных образованиях Астраханской области.

Состояние окружающей среды в Астраханской области остается напряженным, а уровень загрязнения – высоким.

Причинами неблагоприятной экологической обстановки в Астраханской области являются отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов,  а также  низкий уровень природных процессов самоочищения окружающей среды.

В полном объеме решить проблемы, возникшие в области с обращением отходов, можно только путем  комплексного подхода  в рамках Программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на стабилизацию сложившейся ситуации в данной сфере.

Кроме того, данная Программа является социально значимой, поскольку способна улучшить экологическое состояние окружающей среды.

Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и соответствует основным направлениямСтратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 № 54-П (далее-Стратегия), Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 23.07.2010 № 323-П (далее-Программа развития), а также в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 29.03.2011 №Пр-781 по обеспечению  подготовки долгосрочных целевых программ обращения с ТБО и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов с привлечением частных инвесторов.

2. Содержание проблемы, её соответствие Стратегии и Программе развития, обоснование необходимости ее решения программным методом

Отсутствие цивилизованного механизма решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Астраханской области, негативно влияет на здоровье населения  Астраханской области и природоохранную обстановку уникальных рекреационных территорий Астраханской области.

На территории Астраханской области особо остро стоят вопросы обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором (далее - отходы), решить которые планируется в рамках данной Программы.

Проблему обращения с жидкими отходами на территории Астраханской области планируется решить в рамках государственной программы «Чистая вода» Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.06.2010 № 258-П.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П)

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами на территории Астраханской области являются:

- значительный объем отходов, накопленных в предыдущие годы и не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.

В Астраханской области вывоз ТБО осуществляется в основном на земельные участки, занятые санкционированными свалками, которые не имеюткомплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Причем из 5 имеющихся в Астраханской области полигонов для захоронения ТБО санитарным правилам отвечают только 2.

В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 167. Необходимо отметить, что только 53 процента свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.

В Астраханской области свалки располагаются вблизи некрупных муниципальных образований Астраханской области, предприятий сельскохозяйственного и промышленного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893,0 т отходов размещается на территории 32,57 га, что составляет 23,13 процента от общей площади, занятой под размещение отходов в Астраханской области. По количеству изъятых площадей земельных ресурсов для размещения отходов  лидирует Ахтубинский район.

ТБО, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения г.Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию «Город Астрахань», находится на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района, куда вывозятся отходы областного центра и близлежащих муниципальных образований Астраханской области.

Полигон расположен на площади 37,05 га, из которых 2,9 га предназначено для хозяйственной деятельности.

Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принято конструктивное решение, а именно увеличение высоты земляного вала по периметру полигона сделало возможным его дальнейшее использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составила 76 процентов.

Сортировка мусора, или селективный сбор ТБО в Астраханской области, не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов в Астраханской области  не развита.

Объем отходов, образующихся на территории Астраханской области, ежегодно растет. Этому способствует  рост промышленного производстваи улучшение социальной базы населения Астраханской области. За 2009 годв Астраханской области образовано 395,4 тыс. т ТБО.

Для сбора ТБО в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб.м)  и специальные (до 12 куб.м). Вывоз отходов на свалки и полигоны осуществляется специализированным транспортом, количество которого не удовлетворяет потребности муниципальных образований Астраханской области.

С 2008 года на территории Астраханской области реализуется инвестиционный проект по строительству мусоросортировочного предприятия и современного полигона захоронения отходов, способный переработать до 200 тыс тТБО.

Введение к концу 2011 года в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса позволит стабилизировать в г. Астрахани и прилегающих районах ситуацию обращения с ТБО на основе современных технологий и добиться снижения вредного воздействия указанных отходов на экологию. Однако внедрение только данного проекта на территории Астраханской области явно не достаточно и позволяет решить сложившуюся проблему обращения с отходами.

Реальную угрозу экологической безопасности Астраханской области создает накопление биологических отходов, которые  представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей.

К биологическим отходам относятся трупы животных, не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.

На территории Астраханской области, по данным муниципальных образований Астраханской области, на 01.01.2011 зарегистрировано порядка 500,1 т захоронений трупов животных.

Утилизация биологических отходов должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах Астраханской области специализированные утилизационные заводы и печи отсутствуют, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение плановых обследований ветеринарно-санитарного состояния иных объектов, связанных с обращением биологических отходов, – ветеринарно-санитарных утилизационных заводов и иных предприятий, осуществляющих утилизацию и уничтожение биологических отходов.

Иными словами, проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность и решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на уровне Астраханской области.

Кроме того, в Астраханской области отсутствует комплексный подход к обращению с медицинскими отходами, под которыми понимают  любые отходы, образующиеся в результате деятельности медицинских учреждений (полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экскрементов, фармацевтических препаратов, бинтов, предметов медицинского ухода и др.) или лечебно-профилактических мероприятий, проводимых населением.

Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.

Более 15% образующихся медицинских отходов представляют серьезную опасность как для медицинского персонала, так и для окружающей среды, потому что содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.

По данным министерства здравоохранения Астраханской области, ежегодно в государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области образуется порядка 651,1 т медицинских отходов.

Все образующиеся на территории Астраханской области отходы деятельности  лечебно-профилактических учреждений (далее- ЛПУ) утилизируются по стандартным схемам. После сбора, сортировки и обеззараживания отходы складируются (на временное хранение) на территории ЛПУ, после чего согласно заключенным со специализированными предприятиями договорам вывозятся на утилизацию или уничтожение.

Вопрос обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, также требует особого внимания.

Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.В связи с этим необходимы не только организация централизованного сбора ртутьсодержащих отходов, но и их дальнейшее уничтожение.

Кроме того, на территории Астраханской области не ведется мониторинг образующегося строительного мусора, а также его транспортировки и утилизации.

Строительные отходы (кирпичный бой, некондиционный щебень и т.д.) используются при работах по благоустройству улично-дорожной сети населенных пунктов Астраханской области.

В связи с высокими темпами строительства инфраструктурных объектов, объектов жилищного фонда в Астраханской области, с каждым днем возрастает объем строительных отходов, требующих утилизации и дальнейшей переработки.

Таким образом, вопросы обращения с отходами производства и потребления не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти  Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и хозяйствующими субъектами Астраханской области. Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области, а также возрастающим негативным воздействием отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Эти подходы требуют согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития системы обращения с отходами производства и потребления.

Программно-целевой метод обоснован прежде всего:

- значимостью накопившихся проблем;

- невозможностью решения проблем в короткие сроки;

- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.

Программно-целевой метод даст возможность  выработать комплексный, системный и максимально эффективный механизм  управления обращением с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными, в Астраханской области, а также достичь целей и задач, предусмотренных в Программе развития.

В основу данной Программы заложен  принцип построения единой комплексной системы управления обращением с отходами производства и потребления, в наибольшей степени соответствующий  приоритетным направлениям социально-экономического развития Астраханской  области. Именно такой подход позволит сконцентрировать для решения комплекса задач в сфере управления отходами необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.

Одним из основных моментов решения проблемы обращения с отходами на территории Астраханской области является проведение мероприятий по ликвидации и рекультивации санкционированных и несанкционированных свалок на территории Астраханской области.

Реализация данных мероприятий позволит обеспечить высвобождение значительных земельных ресурсов, которые в дальнейшем возможно вовлечь в хозяйственный оборот.

Строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов по захоронению отходов на территории Астраханской области будут осуществлены по узловому принципу в целях снижения затрат на транспортировку отходов.

Использование узлового принципа позволит создать эффективную систему сбора и переработки отходов, являющуюся традиционными видами вторичных ресурсов, а также благоприятные условия для привлечения инвесторов к организации производства по обезвреживанию и переработке отходов, позволит сократить рост количества несанкционированных свалок, повысить качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг путем концентрации потоков образующихся отходов в одном узловом центре за счет создания сети мусоросортировочных станций, а также выстраивания современных логистических схем транспортировки отходов.

Программными мероприятиями предусматривается деление муниципальных образований Астраханской области на 3 зоны, в том числе:

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

первую - центральную, охватывающую г. Астрахань, Наримановский,  Приволжский, Лиманский, Камызякский и Енотаевский районы;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

вторую - северную, охватывающую Ахтубинский и Харабалинский районы;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

третью - дельту, охватывающую Володарский район.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

В каждой зоне будет формироваться единая технологическая схема управления разными видами отходов.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

3. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения.

Основные задачи Программы:

1. Формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления.

2. Создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления.

3. Формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения.

(Раздел 3. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П)

4. Сроки и этапы реализации Программы

В связи с длительностью сроков реализации мероприятий и необходимостью решения проблем обращения с отходами на территории Астраханской области с использованием эффективной и надежной схемы обращения с отходами выполнение Программы осуществляется в 2 этапа.

I этап: 2011-2015 годы. В течение первого этапа реализации программы предполагается:

Абзац исключен - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

- создание на территориях муниципальных образований Астраханской области:

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

мусоросортировочных комплексов и линий;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

новых полигонов, свалок и других объектов;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

удобных логистических схем;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

линий переработки выделенных утильных фракций;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

центров первичной утилизации

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

- полный охват всех отходообразователей (юридических и физических лиц) системой договоров на вывоз и размещение твердых бытовых, медицинских, биологических, ртутьсодержащих и строительных отходов;

- создание производств вторичных материалов на базе выделенных утильных  фракций.

II этап: 2015-2020 годы. В течение второго этапа реализации программы предполагается:

- внедрение более совершенных схем на стадиях сортировки отходов;

- создание производств по переработке остатков неотсортированных отходов («хвостов») и производства электроэнергии;

- создание и развитие производств по переработке сельскохозяйственных, биологических и ртутьсодержащих отходов.

Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа Программы.

В результате будет сформирована структура управления отходами, отвечающая мировому уровню по техническим и экономическим характеристикам.

5. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на реализацию перспективных проектов и организацию работ, обеспечивающихэкологически безопасное удаление, обезвреживание и утилизацию отходов, создание высокотехнологичных перерабатывающих производств и комплексной регулируемой территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти  Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области системы управления отходами на территории Астраханской области.

В соответствии с целями и задачами Программы мероприятия сгруппированы по решаемым проблемам с учетом функциональной зависимости друг от друга и периодами выполнения.

В течение срока реализации Программы система программных мероприятий в рамках выделенных разделов может быть дополнена новыми мероприятиями для решения новых задач в области обращения с отходами.

Система программных мероприятий состоит из следующих разделов:

- ликвидация и рекультивация земельных участков, занятых санкционированными и несанкционированными свалками на территории Астраханской области;

- строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов по захоронению отходов по кустовому принципу;

- формирование современной инфраструктуры обращения с медицинскими, ртутьсодержащими, строительными, биологическими и иными видами отходов;

-внедрение системы раздельного сбора, транспортировки  и обезвреживания ртутьсодержащих ламп на основе современных экологических требований;

-устройства современных скотомогильников, биотермических ям и крематоров;

- обустройство современных контейнерных площадок, в том числе с контейнерами заглубленного типа, приобретение автотранспортных средств;

Абзац исключен - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

Абзац исключен - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

-организация системы информационного обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления;

- проведение занятий по основам грамотного обращения с отходами среди учащихся образовательных и дошкольных учреждений Астраханской области, позволяющих формировать восприятие отходов как источника вторичных ресурсов, а также бережное отношение к  окружающей природной среде начиная с детского и юношеского возраста;

- проведение просветительской работы путем организации акций, конкурсов, направленных на формирование экологически безопасного обращение с отходами.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация мероприятий 1 этапа Программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований Астраханской области и внебюджетных источников (приложение № 1 к Программе).

Предполагаемый объем финансирования программных мероприятий на 2011 - 2015 годы составляет 2 218,41 млн руб., в том числе:

- средства бюджета Астраханской области – 0 млн руб.;

- средства бюджетов муниципальных образований Астраханской области – 269,16 млн руб.;

- внебюджетные средства – 1 949,26 млн рублей.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий.

Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежат уточнению исходя из возможностей соответствующих бюджетов с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.

млн руб.

Источники

финансирования

Всего на 2011 - 2015

годы

2011

2012

2013

2014

2015

Бюджет Астраханской области

0

0,00

0,00

0,00

0

0,0

Бюджеты муниципальных образований Астраханской области

269,16

13,00

5,06

6,51

55,14

189,45

Внебюджетные средства

1 949,26

783,60

189,4

11,12

18,78

946,36

Итого по Программе

2 218,41

796,60

194,46

17,63

73,91

1 135,81

Финансирование из бюджета Астраханской области будет производиться исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.

Привлечение внебюджетных источников будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства, в том числе путем заключения договоров аренды и  концессионных соглашений.

В случае утверждения Правительством Российской Федерации федеральной программы, мероприятия которой будут аналогичны настоящей Программе и в рамках которой будет предусмотрено предоставление субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, объемы и источники финансирования указанных мероприятий подлежат корректировке в соответствии с условиями федеральной программы.

(Раздел 6. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 № 627-П)

7. Механизм реализации мероприятий Программы

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком-координатором - министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Текущее управление реализацией Программы осуществляет министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Государственный заказчик Программы:

- определяет основные направления Программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;

- согласовывает с участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении Программы;

- обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы.

Абзац исключен - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

Основные исполнители Программы в части определенных за ними мероприятий:

- несут ответственность за ее реализацию;

- организуют размещение государственного заказа на выполнение работ по программным мероприятиям;

-ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику Программы информацию о ее реализации.

Финансовая поддержка из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию программных мероприятий оказывается в виде субсидий согласно Порядку предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области (приложение № 2 к Программе).

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 № 416-П)

Реализация Программы будет осуществляться на основе государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений, заключаемых исполнителями программных мероприятий, а также с использованием различных форм государственной поддержки реализуемых мероприятий.

Муниципальные образования Астраханской области (по согласованию):

-  осуществляют выполнение работ по мероприятиям Программы путем заключения соглашений о сотрудничестве, концессионных соглашений в соответствии с действующим законодательством;

- привлекают население к очистке территории муниципальных образований Астраханской области от мусора в рамках проведения Всероссийских дней защиты от экологической опасности, областных экологических акций Астраханской области.

8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Государственный заказчик программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Разработчики Программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, группа компаний «Эко-Система» (по согласованию).

Исполнители мероприятий Программы – министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО «Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс»  (по согласованию).

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П)

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, отвечающее за текущее управление реализацией Программы, определяет основное содержание направлений Программы, их соответствие программным целям и задачам, создает условия для реализации программных мероприятий, а также обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение ее мероприятий, рациональное и целевое использование средств бюджета Астраханской области.

Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.

Государственный заказчик – координатор  Программы ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляют в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы. Ежегодный отчет представляется государственным заказчиком Программы до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Государственный заказчик – координатор Программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

9. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации мероприятий Программы будет получен социальный, экономический, финансовый и экологический эффект.

1. Социальный эффект:

- улучшение экологического, санитарно-гигиенического состояния территории Астраханской области путем ликвидации 265 свалок на площади 138,8 га;

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 27.12.2012 № 611-П)

- сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления,с 1 процента в 2010 году до  70 процентов в 2020 году;

- увеличение доли населения, охваченного системой обращения с ТБО, с 30 процентов в 2010 году до 100 процентов в 2020 году.

2. Финансово-экономический эффект:

- увеличение к 2020 году поступления финансовых средств в бюджет Астраханской области в виде налогов и платы за негативное воздействие на окружающуюсреду и размещение отходов на 685 млн рублей к уровню 2010 года;

- создание более 1200 новых рабочих мест в сфере обращения с отходами.

3. Экологический эффект:

-охват 100 процентов населенных пунктов Астраханской области системой сбора и вывоза ТБО против 20 процентов в 2010 году;

- доведениеобъема переработки отходов в 2020 году к уровню 2010 года с 0 до 600 тыс. тонн/год;

Абзац исключен - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П

- доведение доли отходов, проходящих через раздельный сбор и сортировку, до  70 процентов в 2020 году;

- увеличение доли объектов, используемых для  складирования биологических, ртутьсодержащих, медицинских отходов, для которых разработаны защитные мероприятия, с 20 процентов в 2010 году до 90 процентов в 2020 году.

Реализация мероприятий позволит снизить объем валовых выбросов загрязняющих веществ, уменьшить токсичность выбросов в 3 - 5 раз, снизить уровень загрязнения атмосферы в Астраханской области до нормативных показателей.

Перечень показателей  результативности и эффективности  реализации Программы, позволяющих контролировать ход её реализации по годам, представлен в таблице №1.

Таблица №1

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 № 451-П)

Перечень

показателей результативности и эффективности  реализации Программы

Наименование

целей и задач

Наименование показателей конечного и промежуточного  конечного   результатов

Ед. измерения

Значение  показателя за период, предшествующий реализации Программы

Прогнозные значения показателей

2011

2012

2013

2014

2015

Цель 1.  Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения

Сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления

%

1

5

10

15

25

50

Задача 1.   Формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления.

Охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза ТБО

%

20

25

35

45

60

90

Задача 2.  Создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления

Доля твердых бытовых отходов, прошедших сортировку, в общем объеме ТБО

%

0

0

0

5

10

15

Доля вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ТБО, в общем объеме ТБО

%

0

0

5

15

25

40

Доля объектов складирования биологических, ртутьсодержащих, медицинских отходов, для которых разработаны защитные мероприятия в общем объеме отходов, образующихся на территории Астраханской области

%

20

25

30

35

45

50

Задача 3. Формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения.

Доля населения Астраханской области, охваченного системой обращения с ТБО, к общей численности населения области

%

30

35

40

45

50

60

12. Методика оценки эффективности Программы

Для расчета эффективности Программы используются показатели, методика расчета которых представлена в таблице № 2.

Таблица № 2

Методика расчета показателей Программы

Наименование

целей и задач

Наименование

показателей конечного и промежуточного конечного результатов

Ед.

измерения

Методика расчета

показателя

Цель. Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду  и здоровье населения

Сокращение территорий, загрязненных  отходами производства  и потребления          

га

Площадь территорий, освобожденных от  отходов производства и потребления  в отчетном году

Задача 1.

Формирование  комплексной системы управления отходами производства  и потребления       

Охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза ТБО



Количество сельских населенных пунктов,  охваченных системой сбора и вывоза  ТБО  в  текущем году,  деленое на общее количество сельских населенных пунктов Астраханской области и умноженное на 100 процентов 

Задача 2.  Создание новых технологий сбора,  переработки и обезвреживания отходов  производства и потребления

Доля  ТБО,  проходящих через раздельный  сбор и сортировку, в  общем объеме ТБО



Количество ТБО, проходящих  через раздельный сбор  и сортировку в текущем году, деленое на  общее количество отходов, образованных на территории   Астраханской области в отчетном  году, и умноженное на 100 процентов 

Доля   вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ТБО,  в общем объеме ТБО     



Количество  вторичных материальных ресурсов, извлекаемых  из ТБО в отчетном году, деленое на общее количество отходов, образованных на территории  Астраханской области в отчетном  году, умноженное  на 100 процентов 

Доля объектов складирования  биологических, ртутьсодержащих, медицинских отходов, для которых разработаны защитные мероприятия  в общем объеме отходов, образующихся  на территории  Астраханской области 

%

Количество складированных биологических,  ртутьсодержащих,  медицинских отходов,  для которых разработаны защитные мероприятия в отчетном году деленое  на общее количество отходов, образованных на территории  Астраханской области в  отчетном году умноженное  на 100 процентов

Задача 3. Формирование культуры  обращения с отходами населения через систему экологического образования  и

просвещения

Доля населения Астраханской  области, охваченного системой обращения  с  ТБО,   в общей  численности населения Астраханской области

%

Количество  населения Астраханской  области, охваченного  системой обращения   с  ТБО  в отчетном году, деленое на общую численность населения Астраханской области                 

(Раздел 12. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 №451-П)

Приложение №1

к Программе

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 № 627-П)

Перечень мероприятий Программы



Цель, задачи,
наименование мероприятия

Сроки
(годы)

Исполнители

Источники финансирования

Объем финансирования из всех источников, млн руб.

Показатели результативности выполнения Программы

всего

год

Наименование показателя

ед. измерения

год

2011

2012

2013

2014

2015

значение показателя предшествующего периода
(2010)

2011

2012

2013

2014

2015

Цель. Снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения

Сокращение территорий, загрязненных отходами производства и потребления

%

1

5

10

15

25

50

Задача 1. Формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления

Охват сельских населенных пунктов системой сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее – ТБО)

%

20

25

35

45

60

90

1.1.

Реконструкция (переустройство, модернизация)  полигонов ТБО в соответствии с санитарными нормами и требованиями на основании концессионного соглашения, организация межмуниципального центра по управлению отходами,  в том числе:

2011-2015

Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - муниципальное образование)
(по согласованию),
концессионер

Внебюджетные средства

124,91

4,50

0,00

0,00

0,00

120,41

Доля ТБО, прошедших сортировку, в общем объеме образованных отходов

%

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

50,00

1.1.1.

в Ахтубинском районе

2011-2015

Муниципальное образование(по согласованию), концессионер

Внебюджетные средства

86,10

0,50

0,00

0,00

0,00

85,60

%

0,00 

0,00

0,00

0,00

0,00

50,00

1.1.2.

в Володарском районе

2011-2015

Муниципальное образование
(по согласованию), концессионер

Внебюджетные средства

35,81

1,00

0,00

0,00

0,00

34,81

%

0,00 

0,00

0,00

0,00

0,00

50,00

1.1.3.

в Енотаевском районе

2011

Муниципальное образование (по согласованию), концессионер

Внебюджетные средства

1,00

1,00

0,00

0,00

0,00

0,00

%

0,00 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.1.4.

в Камызякском районе

2011

Муниципальное образование (по согласованию),
концессионер

Внебюджетные средства

1,00

1,00

0,00

0,00

0,00

0,00

%

0,00 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.1.5.

в Черноярском районе

2011

Муниципальное образование (по согласованию),
концессионер

Внебюджетные средства

1,00

1,00

0,00

0,00

0,00

0,00

%

0,00 

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.2.

Ликвидация несанкционированных и санкционированных свалок на территориях муниципальных образований Астраханской области, в том числе:

2012 -2015

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, муниципальные образования (по согласованию)

Бюджеты органов местного самоуправления (далее- местный бюджет)

139,18

0,00

2,52

4,32

15,11

117,23

Количество ликвидированных  несанкционированных и санкционированных свалок на территориях муниципальных образований

ед.

0,00 

0,00 

57,00 

448,00 

729,00

72,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Площадь ликвидированных  несанкционированных и санкционированных свалок на территориях муниципальных образований

га

0,00 

0,0

0,0

25,2

111,24

37,20

1.2.1.

в Ахтубинском районе

2012 -2015

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

9,42

0,00

0,58

0,46

0,00

8,38

Количество и площадь ликвидированных несанкционированных и санкционированных свалок на территориях муниципальных образований

ед.

0,00

0,00

10,00 

25,0

0,0

2,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

1,9

0,0

6,00

1.2.2.

в Володарском районе

Местный бюджет

4,90

0,00

0,00

0,03

0,00

4,87

ед.

0,00

0,00

0,00

1,0

32,0

8,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,0

0,6

2,20

1.2.3.

в Енотаевском районе

Местный бюджет

7,54

0,00

0,00

0,00

0,00

7,54

ед.

0,00

0,00

0,00

0,0

19,0

7,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,0

9,6

4,30

1.2.4.

в Икрянинском районе

Местный бюджет

8,23

0,00

0,00

0,39

0,06

7,78

ед.

0,00

0,00

0,00

60,00

31,00

7,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

11,56

2,01

3,50

1.2.5.

в Камызякском районе

Местный бюджет

5,68

0,00

0,00

1,73

0,00

3,95

ед.

0,00

0,00

0,00

18,0

0,0

5,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,7

0,0

2,50

1.2.6.

в Красноярском районе

Местный бюджет

8,75

0,00

0,00

0,14

0,87

7,74

ед.

0,00

0,00

0,00

320,00

545,00

7,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

11,03

27,00

3,50

1.2.7.

в Лиманском районе

Местный бюджет

15,61

0,00

0,00

0,00

0,00

15,61

ед.

0,00

0,00

0,00

0,0

0,0

3,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,0

0,0

1,50

1.2.8.

в Наримановском районе

Местный бюджет

5,79

0,00

1,37

0,03

0,44

3,95

ед.

0,00

0,00

28,0

0,00

1,00

3,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,00

0,63

1,90

1.2.9.

в Приволжском районе

Местный бюджет

14,63

0,00

0,57

0,44

0,64

12,98

ед.

0,00

0,00

19,0

24,0

48,0

19,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Количество рекультивированных объектов

га

0,00

0,00

0,00

0,0

45,5

4,20

1.2.10.

в Харабалинском районе

Местный бюджет

13,89

0,00

0,00

0,00

0,00

13,89

ед.

0,00

0,00

0,00

0,0

5,0

5,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,0

2,0

3,90

1.2.11.

в Черноярском районе

Местный бюджет

25,59

0,00

0,00

0,00

0,00

25,59

ед.

0,00

0,00

0,00

0,0

3,0

3,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

0,0

2,6

3,70

1.2.12.

в городе Астрахани

Местный бюджет

19,15

0,00

0,00

1,10

13,10

4,95

ед.

0,00

0,00

0,00

0,0

45,0

3,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

га

0,00

0,00

0,00

4 916,0

21,3

1,90

1.3.

Рекультивация свалок на территориях муниципальных образований Астраханской области, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям, в том числе:

2015

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

71,96

0,00

0,00

0,00

26,74

45,22

Количество  рекультивированных объектов

ед.

0,00

0,00 

0,00 

0,00 

2,00 

4,00 

Внебюджетные средства

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.1.

в Красноярском районе

2015

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

20,97

0,00

0,00

0,00

0,00

20,97

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

1,00

Бюджет Астраханской области

   0,00

.

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.2.

в Лиманском районе

2015

Местный бюджет

8,92

0,00

0,00

0,00

0,00

8,92

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

1,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.3.

в Наримановском районе

2015

Местный бюджет

0,46

0,00

0,00

0,00

0,46

0,00

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

1,00 

0,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.4.

в Харабалинском районе

2015

Местный бюджет

15,33

0,00

0,00

0,00

0,00

15,33

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

2,00

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3.5.

Рекультивация полигона в селе Фунтово (г.Астрахань)

2015

Муниципальное образование (по согласованию)

Местный бюджет

26,28

0,00

0,00

0,00

26,28

0,00

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

1,00 

0,00

1.4.

Обустройство контейнерных площадок для сбора ТБО и крупно габаритных материалов (далее - КГМ)

2011-2015

Инвестор

Внебюджетные средства

5,42

4,50

0,10

0,24

0,58

0,00

Количество контейнерных площадок

ед.

53

102

261

298

92

60

Муниципальное образование (по согласованию)

Местный бюджет

13,69

5,00

0,87

1,40

1,42

5,00

1.4.1.

Обустройство контейнерных площадок для сбора ТБО и КГМ

2011-2015

Муниципальное образование (по согласованию)

Местный бюджет

13,69

5,00

0,87

1,40

1,42

5,00

Количество контейнерных площадок

ед.

38

62

260

248

65

60

2011-2015

Инвестор

Внебюджетные средства

1,32

0,50

0,00

0,24

0,58

0,00

Количество контейнерных площадок

ед.

5

10

0

50

27

0

1.4.2.

Установка заглубленных контейнерных площадок в г. Астрахани

2011-2012

Инвестор

Внебюджетные средства

4,10

4,00

0,10

0,00

0,00

0,00

Количество контейнеров

ед.

10

30

1

0

0

0

1.5.

Покупка мусоросборников (контейнеров, бункеров)

2011-2015

Инвестор

Внебюджетные средства

26,82

7,00

0,00

2,88

4,94

12,00

Количество контейнеров

ед.

417

2260

544

239

633

9600

Муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

38,81

8,00

1,64

0,70

6,47

22,00

1.5.1.

Установка новых контейнеров в г. Астрахани

2011-2015

Инвестор

Внебюджетные средства

13,43

4,00

0,00

1,78

4,65

3,00

Количество контейнеров

ед.

27

60

0

70

125

300,00

1.5.2.

Покупка мусоросборников (контейнеров, бункеров)

2011-2015

Инвестор

Внебюджетные средства

13,40

3,00 

0,00 

1,10 

0,30 

9,00 

Количество контейнеров

ед.

340

600

0

80

0

5100,00

Муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

38,81

8,00 

1,64 

0,70 

6,47 

22,00 

ед.

50

1600

544

89

633

4200,00

Задача 2. Создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления

Доля ТБО, проходящих через раздельный сбор и сортировку, в общем объеме ТБО 

%

0

0

0

5

10

15,00

Доля  вторичных   материальных ресурсов,   извлекаемых из ТБО, в  общем объеме ТБО        

%

0

0

5

15

25

40,00

Доля объектов  складирования биологических, ртутьсодержащих, медицинских отходов, для которых разработаны защитные мероприятия, в общем объеме отходов, образующихся на территории Астраханской области

%

20

25

30

35

45

50,00

2.1.

Строительство современных полигонов ТБО и главного центра по управлению отходами, в том числе:

2011-2012

Муниципальные образования (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

917,00

750,00

167,00

0,00

0,00

0,00

Количество полигонов ТБО

ед.

0

1

1

0

0

0,00

2.1.1.

в Наримановском районе (строительство мусоросортировочного комплекса и полигона захоронения ТБО)

2011-2012

Муниципальное образование (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

917,00

750,00

167,00

0,00

0,00

0,00

Количество полигонов ТБО

ед.

0

1

1

0

0

0,00

2.2.

Строительство современных скотомогильников, в том числе:

2015

Муниципальное образование (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

103,65

0,00

0,00

0,00

0,00

103,65

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

5,00 

2.2.1.

в Володарском районе

2015

Внебюджетные средства

19,10

0,00

0,00

0,00

0,00

19,10

Количество объектов

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00

1,00 

2.2.2.

в Икрянинском районе

2015

Внебюджетные средства

19,10

0,00

0,00

0,00

0,00

19,10

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00

1,00 

2.2.3.

в Камызякском районе

2015

Внебюджетные средства

19,10

0,00

0,00

0,00

0,00

19,10

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00

1,00 

2.2.4.

в Красноярском районе

2015

Внебюджетные средства

27,25

0,00

0,00

0,00

0,00

27,25

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00

1,00 

2.2.5.

в Лиманском районе

2015

Внебюджетные средства

19,10

0,00

0,00

0,00

0,00

19,10

ед.

0,00 

0,00 

0,00 

0,00 

0,00

1,00 

2.3.

Строительство объектов обращения с отходами, в том числе:

2015

Муниципальное образование (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

448,80

0,00

0,00

0,00

0,00

448,80

Количество мусоросортировочных комплексов, мусороперегрузочных станций, пунктов временного складирования иных новых объектов

ед.

0

0

0

0

0

11

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.1.

в Наримановском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

15,00

0,00

0,00

0,00

0,00

15,00

Количество объектов

ед.

0,00

0

0

0

0

1

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.2.

в Приволжском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

15,00

0,00

0,00

0,00

0,00

15,00

ед.

0,00

0

0

0

0

1

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.3.

в Камызякском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

15,00

0,00

0,00

0,00

0,00

15,00

ед.

0,00

0

0

0

0

1

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.4.

в г. Астрахани
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

15,00

0,00

0,00

0,00

0,00

15,00

ед.

0,00

0

0

0

0

1

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.5.

в Лиманском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

80,00

0,00

0,00

0,00

0,00

80,00

ед.

0,00

0

0

0

0

1

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.6.

в Енотаевском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

50,00

0,00

0,00

0,00

0,00

50,00

ед.

0,00

0

0

0

0

2

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.7.

в  Ахтубинском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

183,80

0,00

0,00

0,00

0,00

183,80

ед.

0,00

0

0

0

0

2

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.3.8.

в Володарском районе
(капитальные вложения в объекты муниципальной собственности)

2015

Внебюджетные средства

75,00

0,00

0,00

0,00

0,00

75,00

ед.

0,00

0

0

0

0

2

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2.4.

Строительство заводов по производству вторсырья, линий по переработке вторичного сырья, линий по переработке и утилизации отходов производственного назначения, в том числе:

2013-2015

Муниципальные образования(по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

260,83

0,00

0,00

8,00

2,83

250,00

Количество заводов по производству вторсырья

ед.

0

0

0

1

1

1,00

2.4.1.

в Наримановском районе (строительство на базе главного центра по управлению линий по переработке вторичного сырья)

2015

Муниципальное образование (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

250,00

0,00

0,00

0,00

0,00

250,00

Доля перерабатываемых отходов в общем объеме образованных отходов

%

0

0

0

0

0

15,00

2.4.2.

в г. Астрахани строительство центра по переработке строительных отходов

2013

Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области,
муниципальное образование (по согласованию),
инвестор

Внебюджетные средства

10,83

0,00

0,00

8,00

2,83

0,00

Объем перерабатываемых стройотходов

млн т

0

0

0

1

0,004931

0,00

2.5.

Покупка спецтехники, в т.ч. для транспортировки медицинских отходов

2011-2015

Министерство здравоохранения Астраханской области, муниципальные образования (по согласованию),
инвестор

Местный бюджет

5,15

0,00

0,00

0,00

5,15

0,00

Количество приобретённой специализированной техники для перевозки медицинских отходов

ед.

0

0

58

0

14

2,00

Внебюджетные средства

49,60

16,00

20,00

0,00

9,60

4,00

Задача 3. Формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения

Доля населения области,   охваченного системой обращения с ТБО, к общей численности населения области

%

50

55

60

70

80

90,00

3.1.

Информационное обеспечение и пропаганда мероприятий по обращению с отходами производства и потребления (проведение акций, конкурсов, тематических передач, семинаров, социальная реклама)

2011-2015

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, служба природопользования и охраны, окружающей среды Астраханской области

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Количество проведенных мероприятий, направленных на формирование культуры обращения с отходами населения Астраханской области

ед.

10

20

25

35

0

35,00

Инвестор

Внебюджетные средства

12,22

1,60

2,30

0,00

0,82

7,50

Количество проведенных экологических акций

ед.

5

35

50

50

127

50,00

Муниципальные образования (по согласованию)

Местный бюджет

0,37

0,00

0,03

0,09

0,25

0,00

Количество проведенных экологических акций

ед.

0

0

27

130

0

0,00

Итого

2011-2015

Внебюджетные средства

1 949,26

783,60

189,40

11,12

18,78

946,36

Бюджет Астраханской области

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Местный бюджет

269,16

13,00

5,06

6,51

55,14

189,45

Итого

2 218,41

796,60

194,46

17,63

73,91

1 135,81

Приложение №2

к Программе

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 №416-П)

Порядок предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области

1. Настоящий Порядок предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области (далее – Порядок)  разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет условия предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года» (далее – субсидии, Программа).

2. Субсидии предоставляются на:

- ликвидацию и (или) рекультивацию несанкционированных и санкционированных свалок на территории Астраханской области;

- строительство объектов обращения с отходами на территории Астраханской области;

- приобретение специализированной техники.

3. Главным распорядителем субсидий является министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - министерство).

4. Получателями субсидий являются муниципальные районы и городские округа Астраханской области (далее - муниципальные образования).

5. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству законом Астраханской области о бюджете Астраханской области  на соответствующий финансовый год и на плановый период.

6. Условиями предоставления субсидии являются:

- наличие муниципальной программы, направленной на достижение цели Программы, отражающей участие муниципального образования в реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка;

- наличие предусмотренных в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в размере не менее 50 процентов суммы затрат, запланированных к реализации в текущем году;

- наличие муниципальной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

7. Для получения субсидии муниципальное образование в срок до 1 ноября года, в котором планируется получение субсидии, представляет в министерство документы в соответствии с перечнем, установленным нормативным правовым актом министерства до 23 октября 2014 года.

(Пункт 7. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

8. Решение о предоставлении субсидии (отказе в предоставлении субсидии) (далее - решение) принимается правовым актом министерства в течение 10 рабочих дней со дня представления муниципальным образованием документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Министерство уведомляет муниципальное образование о принятом решении в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении указывается основание для отказа в предоставлении субсидии.

(Пункт 8. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

9. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

- несоответствие направлений расходования средств субсидии мероприятиям, указанным в пункте  2 настоящего Порядка;

- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, и (или) недостоверных сведений в них;

- несоблюдение условий предоставления субсидий, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

- несоблюдение срока представления документов, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.

В случае отказа в предоставлении субсидий по основаниям, предусмотренным абзацами вторым – четвертым настоящего пункта, муниципальное образование имеет право на повторное обращение за предоставлением субсидий после устранения оснований для отказа в предоставлении субсидий.

10. Расчет объема субсидии осуществляет министерство в соответствии с методикой расчета субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

11. Основанием для перечисления субсидии является соглашение, заключаемое в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии между министерством и муниципальным образованием, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

(Пункт 11. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

12. Перечисление субсидии в доход бюджета муниципального образования осуществляется министерством в течение 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет министерства в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и на плановый период, при условии представления муниципальным образованием документов о ходе выполнения мероприятий Программы и (или) освоении бюджетных средств на выполнение мероприятий (далее – документы о выполнении  мероприятий Программы).

(Пункт 12. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

13. Перечень документов о выполнении мероприятий Программы, а также порядок и сроки представления указанных документов в министерство устанавливаются нормативным правовым актом министерства до 23 октября 2014 года.

(Пункт 13. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

14. Муниципальные образования несут ответственность за соблюдение условий, целей  и порядка, установленных при предоставлении субсидии, а также осуществляют контроль за своевременным и качественным выполнением мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области.

Министерство в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

15. В случае выявления министерством нарушений условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня их выявления направляет муниципальному образованию предписание  об устранении выявленных нарушений.

16. Муниципальное образование в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания обязано устранить выявленные нарушения.

17. В случае неустранения муниципальным образованием выявленных министерством нарушений в срок, установленный пунктом 17 настоящего Порядка, к нему применяются бюджетные меры принуждения в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

18. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий подлежит возврату в доход бюджета Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Оценка результативности использования субсидии осуществляется в соответствии с динамикой следующего показателя:



Наименование

Единица

измерения

2011

2012

2013

2014

2015

1

Сокращение территорий,

загрязненных отходами производства и потребления

%

10

10

10

10

10

Использование субсидий является эффективным, в случае если по показателю наблюдается положительная динамика.

Приложение № 1

к Порядку

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

Методика расчета субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на  реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области

Объем субсидии бюджету i-го муниципального образования рассчитывается по формуле:

Сi = (Смо / С потр) x Собл,

где:

Сi - объем субсидии i-му муниципальному образованию;

Смо -  стоимость работ по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области по заявке муниципального образования;

Спотр – суммарная  потребность муниципальных образований в получении субсидии из бюджета Астраханской области, представивших заявку. Данный объем рассчитывается министерством на основании представленных муниципальным образованием документов, подтверждающих потребность выполнения мероприятий Программы, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом министерства;

С обл - общий объем средств бюджета Астраханской области, предусмотренных на финансирование мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на очередной финансовый год.

Приложение № 2

к Порядку

Соглашение между министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и муниципальным образованием «______________________________» о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области

г. Астрахань                                                            «___»__________ 20__ год

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство) в лице министра жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ____________________________, действующего (-ей) на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от ____________ № _____________, и муниципальное образование «_______________________» (далее - Муниципальное образование) в лице ________________________, действующего (-ей) на основании устава ___________________________, вместе именуемые Сторонами, в целях реализации государственной программы «Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011 - 2015 годы и перспективу до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29.09.2011 № 399-П (далее - Программа), в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области, прилагаемым к Программе (далее – Порядок), заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

1. Предмет Соглашения

1.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Министерством в _______ году из бюджета Астраханской области Муниципальному образованию субсидии на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области (далее – субсидии).

1.2. Министерство в соответствии с Законом Астраханской области от ________ № _____ «О бюджете Астраханской области на  _____ год и на плановый период _______ годов» и Порядком направляет субсидию в размере _________(___________________________________) рублей в бюджет Муниципального образования в пределах доведенных министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

1.3. Получателем субсидий является ___________________________. (наименование администратора  дохода средств бюджета Муниципального образования)

1.4. Муниципальное образование обеспечивает софинансирование работ по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области из бюджета Муниципального образования в размере ______________ (____________) рублей.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Министерство:

2.1.1. Доводит в установленном порядке уведомление до  Муниципального образования о предельных объемах бюджетных ассигнований из бюджета Астраханской области в размере, определенном пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Соглашения, в течение 10 рабочих дней после утверждения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, определенных в бюджете Астраханской области.

2.1.2. Перечисляет в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, определенных в бюджете Астраханской области на ___________ год для Министерства, в доход бюджета Муниципального образования средства, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Соглашения, в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств  из бюджета Астраханской области на лицевой счет Министерства при условии представления Муниципальным образованием документов о ходе выполнения мероприятий Программы и (или) об освоении бюджетных средств на выполнение мероприятий, установленных постановлением Министерства от _________№____________.

(Подпункт 2.1.2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.10.2014 № 461-П)

2.1.3.Обеспечивает соблюдение Муниципальным образованием условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий.

2.1.4. Направляет Муниципальному образованию в случае выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений предписание об устранении выявленных нарушений.

2.2. Муниципальное образование:

2.2.1. Отражает в доходной части бюджета Муниципального образования субсидии, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Соглашения, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления.

2.2.2. Отражает в бюджете Муниципального образования средства на софинансирование из бюджета Муниципального образования мероприятий по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области раздельно по каждому объекту капитального строительства (в случае капитального строительства объектов обращения с отходами).

2.2.3. Соблюдает условия, цели и порядок предоставления субсидий.

2.2.4. Обеспечивает контроль за соблюдением сроков и качества выполнения работ по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области.

2.2.5. Обеспечивает приемку выполненных работ по созданию комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области.

2.2.6. Соблюдает сроки представления в Министерство документов о ходе выполнения мероприятий Программы и (или) об освоении бюджетных средств на выполнение мероприятий, указанных в пункте 2 Порядка, установленных постановлением Министерства от ____________№_________.

2.2.7. В случае получения предписания о выявленных нарушениях, указанных в подпункте 2.1.4 пункта 2.1 настоящего Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня его получения  устраняет допущенные нарушения.

3. Ответственность Сторон

3.1. Муниципальное образование несет ответственность в соответствии с бюджетным законодательством и настоящим Соглашением.

3.2. Министерство не несет ответственности по обязательствам Муниципального образования, не подлежащим исполнению за счет субсидий в рамках настоящего Соглашения.

3.3. Муниципальное образование несет ответственность за соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с бюджетным законодательством.

3.4. Остаток не использованных Муниципальным образование в текущем финансовом году субсидий подлежит возврату в бюджет Астраханской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Разрешение споров

Стороны  принимают все необходимые меры по разрешению споров и разногласий, возникающих по настоящему Соглашению (и/или в связи с ним) путем переговоров между Сторонами.

5. Прочие условия

5.1. Все изменения и дополнения к  Соглашению действительны, если они имеют ссылку на Соглашение, совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями обеих Сторон.

5.2. Все приложения и дополнения к Соглашению являются его неотъемлемыми частями.

5.3. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

5.4. Соглашение вступает в силу со дня его подписания  представителями обеих Сторон и  действует до _________________.

6. Юридические адреса и платежные реквизиты Сторон.

Министерство:

Муниципальное образование

Министерство жилищно-коммунального хозяйства

Астраханской области

«_______________________»

414000,г. Астрахань, 

ул. Советская, д. 12

ИНН

КПП

р/с

________________ _____________

_____________ ____________

              (ФИО)

              (ФИО)

МП

МП

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 44 от 13.10.2011
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 090.000.000 Хозяйственная деятельность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать