Основная информация

Дата опубликования: 29 октября 2010г.
Номер документа: RU63000201001061
Текущая редакция: 8
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Самарская область
Принявший орган: Правительство Самарской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Исполнитель:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2010 г. N 553

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 27.05.2011 N 242, от 24.08.2011 N 418,

от 12.10.2011 N 566, от 25.10.2011 N 616,

от 21.12.2012 N 792, от 03.09.2013 N 441,

от 30.12.2013 N 849)

В целях повышения надежности обеспечения населения Самарской области теплоснабжением, а также повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры Правительство Самарской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" на 2011 - 2013 годы.

2. Установить, что возникающие в результате принятия настоящего Постановления расходные обязательства Самарской области исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на реализацию указанной в пункте 1 настоящего Постановления программы.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 24.08.2011 N 418)

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (Крайнева).

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 24.08.2011 N 418, от 21.12.2012 N 792)

4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

Губернатор - председатель

Правительства Самарской области

В.В.АРТЯКОВ

Утверждена

Постановлением

Правительства Самарской области

от 29 октября 2010 г. N 553

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(далее - Программа)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области

от 27.05.2011 N 242, от 24.08.2011 N 418,

от 12.10.2011 N 566, от 25.10.2011 N 616,

от 21.12.2012 N 792, от 03.09.2013 N 441,

от 30.12.2013 N 849)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

областная целевая программа "Повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" на 2011 - 2013 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение Губернатора Самарской области Артякова В.В. от 26.05.2009

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 24.08.2011 N 418)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

цель Программы:

повышение надежности обеспечения населения теплоснабжением;

задачи Программы:

повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры в Самарской области; снижение потребления энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры в Самарской области;

обеспечение систем теплоснабжения Самарской области резервными источниками генерации тепловой энергии

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

Программа реализуется с 2011 по 2013 год в один этап

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в раздел "Важнейшие целевые индикаторы (показатели) Программы" внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

-

количество построенных и реконструированных объектов теплоснабжения (котельных);

протяженность построенных и реконструированных тепловых сетей;

доля морально и физически устаревших котельных в общем количестве объектов теплоснабжения (котельных) области;

усредненное увеличение КПД на реконструированных объектах теплоснабжения (котельных);

доля объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии на территории Самарской области, обеспеченных резервными источниками теплоснабжения, в общем количестве морально и физически устаревших объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии на территории Самарской области

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242, от 30.12.2013 N 849)

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в раздел "Объемы и источники финансирования программных мероприятий" внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

-

реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 688621,62 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в сумме 202428,92 тыс. рублей:

в 2011 году - 118382,94 тыс. рублей;

в 2012 году - 91617,06 тыс. рублей;

в 2013 году - 478621,62 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в сумме 202428,92 тыс. рублей

(раздел в ред. Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования (расходов)

(раздел в ред. Постановления Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 24.08.2011 N 418)

1. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена Программа

Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года безусловными приоритетами государственной политики в регионе являются основные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека. Основными задачами вышеназванной Стратегии определены: увеличение объемов строительства жилья и коммунальной инфраструктуры и приведение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества. Вместе с тем Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается необходимость разработки и реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства области в целях улучшения качества жизни населения является стратегической задачей реализации Программы, решение которой возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Жилищно-коммунальный комплекс Самарской области характеризуется невысоким качеством предоставления коммунальных услуг и имеет сравнительно низкую энергетическую эффективность. Вследствие этого возрастает себестоимость коммунальных услуг, увеличиваются затраты на эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, повышаются затраты населения на оплату коммунальных услуг.

Основными причинами сложившейся ситуации являются высокий уровень морального и физического износа объектов коммунальной инфраструктуры и высокая энергоемкость коммунальной инфраструктуры.

Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Климатические условия в Самарской области предопределяют теплоснабжение как наиболее топливоемкий сектор экономики, и следовательно, до 60% платежей населения за коммунально-бытовые услуги приходится именно на данный вид услуг. Принимая во внимание то, что теплоснабжение имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности является безальтернативной задачей. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействуют на экономику области и усиливают социальную напряженность.

Проблема теплоснабжения стоит наиболее остро в малых городах и сельских поселениях. Сложившееся повсеместно традиционное централизованное теплоснабжение не оправдывает себя из-за низкой рентабельности котельных установок, вызванной резким падением присоединенной нагрузки вследствие сокращения количества промышленных потребителей и перехода потребителей на индивидуальные системы отопления. Низкая рентабельность котельных сокращает возможности эксплуатирующих предприятий поддерживать тепловые сети в надлежащем состоянии.

Согласно данным Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 01.01.2010, из 1581 котельной Самарской области 227 котельных морально и физически устарели и не отвечают требованиям безопасной эксплуатации и энергоэффективности, что составляет 14,4% от общего количества котельных, обеспечивающих теплоснабжением жилищно-коммунальное хозяйство области.

Вследствие износа объектов теплоснабжения потери тепловой энергии в тепловых сетях и котельных в 2009 году составили 9% от произведенной тепловой энергии.

На восстановление основных фондов объектов теплоснабжения Самарской области до нормативных значений потребность в финансовых средствах составляет 5 608,832 млн. рублей.

В связи с высокой степенью износа объектов коммунального хозяйства в настоящее время подавляющий объем работ, выполняемый службами жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, носит не планово-предупредительный, а аварийно-восстановительный характер, что в значительной степени повышает риск возникновения более масштабных аварий. В целях их предотвращения, минимизации негативных социальных последствий аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения, а также сокращения сроков ликвидации чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения необходимо создание мобильного резерва генераторов тепловой энергии.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

Принимая во внимание расположение городского округа Самара в относительном центре Самарской области, считаем целесообразным приобретение транспортабельных котельных с последующим размещением их в периферийных районах городского округа Самара (п. Мехзавод и Куйбышевский район). Географическое расположение города в центре области позволяет обеспечить оперативную доставку транспортабельных котельных во все муниципальные образования в максимально короткие сроки в необходимом количестве. Наличие четырех транспортабельных котельных удовлетворит потребность в использовании вышеуказанного оборудования для ликвидации аварийных ситуаций на территории городского округа Самара, а также на его обособленных территориях, таких, как территории поселков Управленческий, Береза, Прибрежный и др.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

Обеспечение на случай аварии транспортабельными котельными управляющих компаний муниципальных образований области планируется на основании соглашений, в рамках которых муниципальное образование, соответствующее критериям отбора, обязуется оперативно предоставить необходимое количество транспортабельных котельных, а принимающая сторона - оплатить расходы на транспортировку и амортизацию оборудования, а также расходы на жидкое топливо при работе котельных на объекте.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

Практическое решение вышеуказанных проблем, предусматриваемое Программой, должно обеспечивать надежное теплоснабжение населения, организаций в Самарской области и повышение эффективности функционирования и обеспечения устойчивого развития отрасли на базе новых современных технологий, а также максимально эффективное использование возможностей перспективных энергосберегающих технологий в области генерации и транспортировки тепловой энергии.

Реализация Программы позволит снизить потребление топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве при повышении качества обеспечения потребителей тепловой энергией, обеспечить надежность эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры, а также повысить общую энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, что положительно отразится на уровне затрат населения муниципальных образований на коммунальные услуги.

2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

Целью настоящей Программы является повышение надежности обеспечения населения области теплоснабжением.

Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:

повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры в Самарской области;

снижение потребления энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры в Самарской области;

обеспечение систем теплоснабжения Самарской области резервными источниками генерации тепловой энергии.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

Программа реализуется с 2011 по 2013 год в один этап.

3. Целевые индикаторы (показатели), характеризующие

ежегодный ход и итоги реализации Программы

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в раздел 3 "Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы" внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые индикаторы (показатели):

количество построенных и реконструированных объектов теплоснабжения (котельных);

протяженность построенных и реконструированных тепловых сетей;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

доля морально и физически устаревших котельных в общем количестве объектов теплоснабжения (котельных) области;

усредненное увеличение КПД на реконструированных объектах теплоснабжения (котельных);

доля объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии на территории Самарской области, обеспеченных резервными источниками теплоснабжения, в общем количестве морально и физически устаревших объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии на территории Самарской области.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 27.05.2011 N 242)

Перечень целевых индикаторов (показателей), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, определен в приложении N 1 к Программе.

Методика расчета целевых индикаторов (показателей) Программы приведена в приложении N 2 к Программе.

4. Перечень программных мероприятий

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 27.05.2011 N 242)

Для достижения цели и решения задач Программы предусматривается выполнение мероприятий по строительству и реконструкции не отвечающих требованиям энергетической эффективности объектов теплоснабжения (приложение N 3 к Программе), а также приобретение транспортабельных котельных (приложение N 3.1 к Программе), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации в границах соответствующего муниципального образования теплоснабжения населения.

5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 27.05.2011 N 242)

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в раздел 5 "Обоснование ресурсного обеспечения Программы" внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 688621,62 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в сумме 202428,92 тыс. рублей:

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

в 2011 году - 118382,94 тыс. рублей;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

в 2012 году - 91617,06 тыс. рублей;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

в 2013 году - 478621,62 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, в сумме 202428,92 тыс. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

Финансирование мероприятий Программы из областного бюджета осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий из областного бюджета местным бюджетам.

Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на финансирование мероприятий Программы, является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - министерство).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 24.08.2011 N 418)

Предусмотренные Программой субсидии местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств городских округов и поселений, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации в границах соответствующего муниципального образования теплоснабжения населения.

Расчет субсидии, предоставляемой бюджету конкретного муниципального образования, осуществляется с учетом остатка сметной стоимости объекта капитального строительства и степени готовности объектов.

Субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются на реализацию мероприятий, направленных на:

строительство и реконструкцию систем теплоснабжения, при этом предельная доля участия средств областного бюджета в софинансировании расходного обязательства муниципального образования устанавливается в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования в соответствующем финансовом году, определенного в соответствии с пунктом 8 Общих требований к предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 N 912;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

приобретение транспортабельных котельных в размере, не превышающем 95% от общего объема финансирования расходного обязательства соответствующего муниципального образования.

Максимальное значение предельной доли участия средств областного бюджета установлено в размере 99% от суммы общего объема финансирования расходного обязательства, минимальное значение - в размере 70%.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

Предельная и максимальная доля участия средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в софинансировании расходного обязательства муниципального образования составляет 94,74% от суммы общего объема финансирования расходного обязательства.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849)

Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию систем теплоснабжения, в рамках Программы предоставляются муниципальным образованиям Самарской области, соответствующим следующему критерию:

ветхое, аварийное состояние объектов теплоснабжения, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (документально подтвержденное уполномоченными органами).

Субсидии на приобретение транспортабельных котельных в рамках Программы предоставляются муниципальным образованиям Самарской области, соответствующим следующим критериям:

численность населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, превышает один миллион человек;

наибольшее количество объектов теплоснабжения, морально и физически устаревших (документально подтвержденных уполномоченными органами).

Условиями предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию систем теплоснабжения, а также приобретение транспортабельных котельных, являются:

наличие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, включающих проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию которых предусматриваются субсидии;

заключение между уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования и министерством соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение).

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

Дополнительным условием предоставления субсидий на реализацию мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию систем теплоснабжения, является наличие на территории муниципального образования объектов теплоснабжения, обеспеченных утвержденной проектно-сметной документацией и положительным заключением государственной экспертизы, а также объектов, имеющих высокую степень строительной готовности.

Дополнительным условием предоставления субсидий на приобретение транспортабельных котельных является представление в министерство документального подтверждения их стоимости.

Условиями расходования субсидий на реализацию мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию систем теплоснабжения, а также приобретение транспортабельных котельных, являются:

использование субсидий в сроки, установленные соглашением;

ежемесячное представление получателем субсидии в министерство отчетности об использовании субсидии (с приложением копий первичных документов, подтверждающих выполнение) и достижении значений целевого показателя результативности предоставления субсидий в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, по формам, установленным соглашением.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

Дополнительным условием расходования субсидий на реализацию мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию систем теплоснабжения, является представление органами местного самоуправления:

выписки из решения представительного органа местного самоуправления о местном бюджете, подтверждающей наличие расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий Программы до фактического перечисления субсидии бюджету муниципального образования;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается планируемый к софинансированию за счет субсидий объект;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

платежных документов, подтверждающих соблюдение доли софинансирования из местного бюджета в размере, пропорциональном перечисляемой главным распорядителем части субсидии, до фактического перечисления субсидии бюджету муниципального образования;

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

копии протокола по результатам проведения процедур размещения заказа на определение исполнителя работ (услуг) по проектированию, строительству, реконструкции объекта, планируемых к софинансированию за счет субсидий, выделяемых на строительство, реконструкцию объектов теплоснабжения;

копии муниципального контракта с подрядной организацией на выполнение работ (услуг) по проектированию, строительству, реконструкции объектов, планируемых к софинансированию за счет субсидий, выделяемых на строительство, реконструкцию объектов теплоснабжения.

Дополнительным условием расходования субсидий на приобретение транспортабельных котельных является представление органами местного самоуправления:

копии протокола по результатам проведения процедур размещения заказа на определение победителя на поставку оборудования, планируемого к софинансированию за счет субсидий, выделяемых на приобретение транспортабельных котельных;

копии муниципального контракта с подрядной организацией на поставку оборудования, планируемого к софинансированию за счет субсидий, выделяемых на приобретение транспортабельных котельных.

Целевым показателем результативности предоставления субсидий является количество построенных и реконструированных объектов теплоснабжения.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

В случае несоблюдения муниципальным образованием условий расходования субсидий их предоставление приостанавливается до момента устранения нарушений, допущенных органом местного самоуправления муниципального образования.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

В течение десяти рабочих дней с момента выявления соответствующих нарушений условий расходования субсидий министерство направляет в орган местного самоуправления уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

В случае непредставления документов, подтверждающих факт устранения выявленных нарушений, в пятнадцатидневный срок со дня направления уведомления или представления документов, не подтверждающих факт устранения органом местного самоуправления нарушений, министерство направляет в орган местного самоуправления уведомление о возврате полученной им субсидии.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

Возврат субсидий производится в порядке, установленном действующим законодательством.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

Контроль за целевым предоставлением и расходованием субсидий осуществляется главным распорядителем средств областного бюджета.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 03.09.2013 N 441)

6. Механизм реализации Программы

Функции государственного заказчика Программы выполняет министерство, которое взаимодействует с органами местного самоуправления с целью эффективной реализации мероприятий Программы и предоставляет субсидии, выделяемые в рамках реализации Программы, а также осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, правовое и методическое обеспечение и контроль за ходом ее реализации.

Исполнители Программы в части определенных за ними мероприятий несут ответственность за их реализацию и ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют государственному заказчику Программы информацию о ходе ее реализации.

Министерство ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год, включая оценку значений целевых индикаторов (показателей) Программы, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 4 к Программе), и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель со дня поступления информации о ходе реализации Программы подготавливают и направляют в министерство соответствующие заключения.

Министерство в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.

Важными элементами механизма реализации Программы являются планирование, мониторинг, уточнение и корректировка целевых показателей Программы. В связи с этим ход реализации Программы ежегодно оценивается на основе результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов (показателей) Программы.

Изменения в Программу вносятся с учетом требований, предъявляемых к областным целевым программам в соответствии с разделами 3 и 4 Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253.

7. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы

Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы состоит в улучшении качества жизни населения за счет:

повышения надежности обеспечения населения теплоснабжением вследствие сокращения числа морально и физически устаревших котельных и снижения физического износа оборудования систем теплоснабжения;

улучшения качества оказания услуг по обеспечению населения теплоснабжением за счет сокращения потерь тепловой энергии;

увеличения доли муниципальных объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающихся теплом от реконструируемых котельных;

снижения затрат муниципальных образований на оплату услуг по теплоснабжению объектов социальной инфраструктуры.

Критериями оценки эффективности реализации Программы являются степень достижения целевых индикаторов (показателей), установленных Программой, а также степень достижения комплексного показателя эффективности, установленного Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 4 к Программе).

Приложение N 1

к Областной целевой программе

"Повышение энергетической эффективности

жилищно-коммунального хозяйства

Самарской области"

на 2011 - 2013 годы

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в приложение 1 к Программе внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

ПЕРЕЧЕНЬ

ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

ЕЖЕГОДНЫЙ ХОД И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 30.12.2013 N 849)

N п/п

Наименование целевого индикатора (показателя)

Единица измерения

Значение целевого индикатора (показателя) по годам

2011 год

2012 год

2013 год

1

Количество построенных и реконструированных объектов теплоснабжения (котельных)

шт.

6

4

19

2

Протяженность построенных и реконструированных тепловых сетей

п. км

0,8

3

Доля морально и физически устаревших котельных в общем количестве объектов теплоснабжения (котельных) Самарской области

%

13,98

13,73

12,4

4

Усредненное увеличение КПД на реконструированных объектах теплоснабжения (котельных)

%

15

15

15

5

Доля объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии, на территории Самарской области, обеспеченных резервными источниками теплоснабжения, в общем количестве морально и физически устаревших объектов теплоснабжения, находящихся в предаварийном состоянии, на территории Самарской области

%

100

100

100

Приложение N 2

к Областной целевой программе

"Повышение энергетической эффективности

жилищно-коммунального хозяйства

Самарской области"

на 2011 - 2013 годы

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2011 - 2013 ГОДЫ

Усредненное увеличение КПД на реконструированных объектах теплоснабжения (котельных) рассчитывается по формуле

где:

N - количество построенных объектов теплоснабжения;

- увеличение КПД n-го объекта теплоснабжения (котельной) после реализации программных мероприятий, рассчитывается по формуле

где:

- коэффициент полезного действия ликвидируемой котельной;

- коэффициент полезного действия вновь построенной котельной.

Приложение N 3

к Областной целевой программе

"Повышение энергетической эффективности

жилищно-коммунального хозяйства

Самарской области"

на 2011 - 2013 годы

Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 849 в приложение 3 к Программе внесены изменения, которые действуют до 31 декабря 2013 года.

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСИДИЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПОВЫШЕНИЕ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ, МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ

ОБРАЗОВАНИЯМИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 30.12.2013 N 849)

N п/п

Наименование мероприятия

Сроки осуществления строительства и реконструкции объектов, годы

Остаток сметной стоимости,

тыс. рублей

Единица измерения

Мощность

Доля софинансирования, %

Объем субсидий из областного бюджета по годам, тыс. рублей

Получатели субсидий

Всего

2011

2012

2013

1.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Чапаевск в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения городского округа Чапаевск: строительство котельной для отопления жилых домов и объектов соцкультбыта городского округа Чапаевск

2007 - 2011

10270,35

МВт

11,2

90,00

9243,32

9243,32

Городской округ Чапаевск

2.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения пос. Кировский и с. Красноармейское муниципального района Красноармейский. Тепловой центр N 3 в с. Красноармейское (2 этап)

2007 - 2011

23457,11

МВт

3,15

90,00

21111,40

21111,40

Сельское поселение Красноармейское муниципального района Красноармейский

3.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения пос. Кировский и с. Красноармейское муниципального района Красноармейский. Тепловой центр N 2 в пос. Кировский (1 этап)

2007 - 2011

9144,89

МВт

0,82

90,00

8230,40

8230,40

Сельское поселение Кировский муниципального района Красноармейский

4.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Октябрьск в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения городского округа Октябрьск: проектирование и строительство теплового центра для теплоснабжения жилых домов и объектов соцкультбыта по ул. Гоголя

2007 - 2012

45435,06

МВт

8,1

90,00

40891,56

26508,36

14383,20

Городской округ Октябрьск

5.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Октябрьск в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения городского округа Октябрьск: проектирование и строительство теплового центра для теплоснабжения жилых домов и объектов соцкультбыта по ул. Аносова

2007 - 2011

18774,22

МВт

1,55

90,00

16896,80

16896,80

Городской округ Октябрьск

6.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Похвистнево в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения городского округа Похвистнево: проектирование и строительство теплового центра в районе социально-реабилитационного центра городского округа Похвистнево

2007 - 2012

23645,99

МВт

5,5

90,00

21281,39

21281,39

Городской округ Похвистнево

7.

Предоставление субсидий бюджету городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения п.г.т. Безенчук: проектирование и строительство теплового центра Южного квартала N 1 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский

2006 - 2013

51277,47

МВт

11

90,00

10000,00

10000,00

Городское поселение Безенчук муниципального района Безенчукский

8.

Предоставление субсидий бюджету городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции системы теплоснабжения п.г.т. Безенчук: проектирование и строительство теплового центра Южного квартала N 2 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский и тепловых сетей

2006 - 2013

67518,7

МВт

11

90,00

6916,27

6916,27

Городское поселение Безенчук муниципального района Безенчукский

9.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Борское муниципального района Борский в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию и строительству теплового центра Борской средней общеобразовательной школы N 1 "Образовательный центр" муниципального района Борский

2007 - 2012

23405,57

МВт

1,5

90,00

21065,00

21065,00

Сельское поселение Борское муниципального района Борский

10.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Клявлино муниципального района Клявлинский в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию и строительству теплового центра N 1 для отопления жилых домов и объектов соцкультбыта ст. Клявлино

2007 - 2012

20425,49

МВт

2,8

90,00

18382,94

18382,94

Сельское поселение Клявлино муниципального района Клявлинский

11.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Клявлино муниципального района Клявлинский в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию и строительству теплового центра N 1А для отопления жилых домов и объектов соцкультбыта ст. Клявлино

2007 - 2012

19968,00

МВт

2,8

90,00

17971,20

17971,20

Сельское поселение Клявлино муниципального района Клявлинский

12.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Богатое муниципального района Богатовский в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию и реконструкции системы теплоснабжения п. Заливной

2008 - 2011

20010,81

МВт

0,8

90,00

18009,72

18009,72

Сельское поселение Богатое муниципального района Богатовский

13.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Похвистнево в целях софинансирования расходных обязательств по проектированию и строительству транспортабельной котельной мощностью 10,5 МВт в г.о. Похвистнево Самарской области

2009 - 2013

47357,33

МВт

10,5

89,93

42552,32

42552,32

Городской округ Похвистнево

14.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 2 по адресу: с. Константиновка, ул. Молодежная, д. 19а

2011 - 2013

3478,86

МВт

0,4

88,35

3073,57

3073,57

Муниципальный район

Большеглушицкий

15.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 3 по адресу: с. Малая Глушица, ул. Гагарина, д. 30а

2011 - 2013

1650,45

МВт

0,07

88,35

1458,17

1458,17

Муниципальный район

Большеглушицкий

16.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 4 по адресу: с. Малая Глушица, ул. Гагарина, д. 19а

2011 - 2013

3478,86

МВт

0,4

88,35

3073,57

3073,57

Муниципальный район

Большеглушицкий

17.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 5 по адресу: с. Тамбовка, ул. Советская, д. 26а

2011 - 2013

1831,28

МВт

0,3

88,35

1617,93

1617,93

Муниципальный район Большеглушицкий

18.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 6 по адресу: с. Большая Дергуновка, ул. Школьная, д. 16а

2011 - 2013

1831,28

МВт

0,3

88,35

907,59

907,59

Муниципальный район Большеглушицкий

19.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Большеглушицкий в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 10 по адресу: с. Кобзевка, ул. Набережная, д. 4а

2011 - 2013

1594,20

МВт

0,2

88,35

1408,47

1408,47

Муниципальный район Большеглушицкий

20.

Предоставление субсидий бюджету муниципального района Камышлинский в целях софинансирования расходных обязательств по техническому перевооружению котельной N 1 по адресу: Самарская область, Камышлинский район, с. Камышла, ул. Победы, д. 51а

2013

8540,82

МВт

2,5

99,00

8211,46

8211,46

Сельское поселение Камышла муниципального района Камышлинский

21.

Предоставление субсидий бюджету сельского поселения Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский в целях софинансирования расходных обязательств по строительству котельной в поселке Подгорный по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, п. Подгорный, ул. Энтузиастов, 12а (2 этап)

2013

6076,71

0

97,84

5945,45

5945,45

Сельское поселение Подгорное муниципального района Кинель-Черкасский

22.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, пос. Береза, Красноглинский район" в городском округе Самара

2013

30497,09

Гкал/час

5,5

94,74

29699,39

29699,39

Городской округ

Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

14542,99

14542,99

23.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, пос. Мехзавод, 11 квартал" в городском округе Самара

2013

51799,08

Гкал/час

10,66

94,74

50444,19

50444,19

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

24701,16

24701,16

24.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, ул. Олимпийская, д. 47" в городском округе Самара

2013

39014,76

Гкал/час

3,82

94,74

37994,25

37994,25

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

18604,76

18604,76

25.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, ул. М. Тореза, д. 52" в городском округе Самара

2013

28381,47

Гкал/час

2,0

94,74

27639,11

27639,11

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

13534,13

13534,13

26.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, 751 квартал, ул. Юбилейная, д. 6а" в городском округе Самара

2013

37 121,32

Гкал/час

3,18

94,74

36150,34

36150,34

Городской округ Самара

В том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

17701,85

17701,85

27.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, 463 квартал, ул. Энтузиастов, д. 82" в городском округе Самара

2013

33526,79

Гкал/час

3,24

94,74

32649,83

32649,83

Городской округ Самара

В том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

15987,74

15987,74

28.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, 471 квартал, ул. Печерская, д. 55" в городском округе Самара

2013

27788,76

Гкал/час

3,18

94,74

27061,89

27061,89

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

13251,48

13251,48

29.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, 653 квартал, ул. Ставропольская, д. 98а" в городском округе Самара

2013

36149,49

Гкал/час

1,8

94,74

35203,94

35203,94

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

17238,42

17238,42

30.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, ул. Олимпийская, д. 27" в городском округе Самара

2013

33850,37

Гкал/час

1,8

94,74

32964,95

32964,95

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

16142,05

16142,05

31.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции объекта "Котельная, 542 квартал, пер. Канатный, д. 5" в городском округе Самара

2013

37598,99

Гкал/час

1,8

94,74

36615,53

36615,53

Городской округ Самара

в том числе

за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

17929,64

17929,64

32.

Предоставление субсидий бюджету городского округа Чапаевск в целях софинансирования расходных обязательств по реконструкции тепловой сети от районной котельной до швейной фабрики в городском округе Чапаевск

2013

65 589,40

Гкал/час

0,8

94,74

63949,67

63949,67

Городской округ Чапаевск

в том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

32794,70

32794,70

ИТОГО

830491,02

688621,62

118382,94

91617,06

478621,62

в том числе

за счет средств областного бюджета формируемых за счет планируемых к поступлению в бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета

202428,92

202428,92

Приложение N 3.1

к Областной целевой программе

"Повышение энергетической эффективности

жилищно-коммунального хозяйства

Самарской области"

на 2011 - 2013 годы

ПРИОБРЕТЕНИЕ

ТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫХ КОТЕЛЬНЫХ

(введено Постановлением Правительства Самарской области

от 27.05.2011 N 242)

N п/п

Наименование мероприятия

Сроки приобретения, годы

Вводимая мощность, МВт

Объем субсидий из областного бюджета по годам, тыс. рублей

Получатель субсидии

всего

2011 год

2012 год

2013 год

1

Предоставление субсидий бюджету городского округа Самара в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению транспортабельных котельных

2011

12,2

41 680,00

41 680,00

Городской округ Самара

ИТОГО

12,2

41 680,00

41 680,00

Приложение N 4

к Областной целевой программе

"Повышение энергетической эффективности

жилищно-коммунального хозяйства

Самарской области"

на 2011 - 2013 годы

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Самарской области

от 03.09.2013 N 441)

Оценка эффективности реализации областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) осуществляется министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ежегодно в течение всего срока ее реализации.

Эффективность реализации Программы оценивается путем соотнесения степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования (расходов).

Комплексный показатель эффективности реализации Программы (R) за отчетный год рассчитывается по формуле

где N - общее количество целевых индикаторов (показателей);

- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя), рост значения которого свидетельствует об улучшении ситуации в оцениваемой сфере;

- значение n-го целевого индикатора (показателя), рост значения которого свидетельствует об улучшении ситуации в оцениваемой сфере, на конец отчетного года;

- плановое значение n-го целевого индикатора (показателя), снижение значения которого свидетельствует об улучшении ситуации в оцениваемой сфере;

- значение n-го целевого индикатора (показателя), снижение значения которого свидетельствует об улучшении ситуации в оцениваемой сфере, на конец отчетного года;

- плановая сумма финансирования по Программе, предусмотренная на реализацию программных мероприятий в отчетном году;

- сумма расходов на конец отчетного года.

Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы (показатели), достижение которых предусмотрено в отчетном году.

При значении комплексного показателя эффективности реализации Программы свыше 80 процентов эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 80 процентов и менее - низкой.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Волжская коммуна" № 296(28712) от 05.09.2013, Газета "Волжская коммуна" № 410 от 09.11.2010
Рубрики правового классификатора: 090.010.070 Энергетика, 090.120.000 Бытовое обслуживание населения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать