Основная информация

Дата опубликования: 29 октября 2018г.
Номер документа: RU46000201800937
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Администрации Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 октября 2018 г. N 858-па

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019 ГОД

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» паспорта национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 года №10), Администрация Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Комплекс мер по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год;

Концепцию по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год.

2.Определить региональным координатором, ответственным за реализацию комплекса мер по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год комитет образования и науки Курской области.

3.Комитету образования и науки Курской области (Е.В. Харченко) организовать работу по привлечению внебюджетных и иных средств по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курской области В.В. Проскурина.

Временно исполняющий

обязанности Губернатора

Курской области

Р.В. Старовойт

УТВЕРЖДЕН

постановлением Администрации

Курской области

от 29 октября 2018 г. N 858-па

КОМПЛЕКС МЕР

по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области

на 2019 год

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

исполнитель

Срок

исполнения

1

2

3

4

1.

Подписание трёхстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта «Образование» в Курской области между Федеральным оператором – проектным офисом национального проекта «Образование» (далее — ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации и Администрацией Курской области

Министерство просвещения Российской Федерации (по согласованию), Администрация Курской области, Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование» (по согласованию)

До 15 марта 2019 года

2.

Создание проектного офиса комитета образования и науки  Курской области, (далее -   проектный офис)

Комитет образования  и науки Курской области

До 1 марта 2019 года

3.

Создание  координационного совета  по реализации национального проекта «Образование» в Курской области

Комитет образования  и науки Курской области

До 1 марта 2019 года

4.

Согласование с ПО национального проекта  кандидата на должность руководителя проектного офиса комитета образования и науки Курской области

Комитет образования  и науки Курской области

До 1 марта 2019 года

1

2

3

4

5.

Ежегодное повышение квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

Комитет образования и науки Курской области, проектный офис

Ежегодно

6.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики Курской области, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

Комитет образования науки Курской области,

проектный офис

2019 -2021 гг.

(1 раз в 3 года)

7.

Утверждение дорожной карты по обновлению материально – технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам в Курской области,

между ПО национального проекта и Администрацией Курской области   

Администрация Курской области,

ПО национального проекта

2019 год

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Курской области

от 29 октября 2018 г. N 858-па

КОНЦЕПЦИЯ

по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год

Обоснование потребности в реализации мероприятия в рамках национального проекта «Образование», в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета

Основной задачей региональной системы образования является обеспечение доступности качественного образования каждому ребенку независимо от места его проживания, состояния здоровья, социального положения, в том числе обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование.

Для осуществления профессионального самоопределения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, формирования у обучающихся профессионально-трудовых навыков, популяризации передовых практик технологического образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью необходимо модернизировать содержание, методики и технологии преподавания предметной области «Технология», в том числе на базе детских технопарков «Кванториум», исходя из требований регионального рынка труда. Это требует обновления кадрового обеспечения и материально-технической базы коррекционных школ по предметной области «Технология».

Действующая система образования в Курской области направлена на формирование у детей с  ОВЗ и детей с инвалидностью умений адаптироваться в среде сверстников, быть максимально готовыми к самостоятельной жизни.  

В системе образования Курской области для более 6500 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования.

В регионе одновременно применяются три базовых подхода к обучению детей с ОВЗ:

1. Инклюзивное обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в одном классе вместе с нормально развивающимися сверстниками.

2. Интегрированное обучение детей с ОВЗ в специальных классах (группах) образовательных организаций по адаптированным основным общеобразовательным программам.

3. Обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта в специальных организациях, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – коррекционные школы).

1.1. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу

Сведения

о численности организаций,

организующих обучение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью

Таблица1

№ п/п

Наименование показателя

2018-2019 уч.год.

1

2

3

1.

Общее количество общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью

313

2.

Численность находящихся в них детей с ОВЗ, в том числе:

4172

2.1.

Реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования

747

2.2.

Реализующих адаптированные образовательные программы основного общего образования

1370

2.3.

Реализующих адаптированные образовательные программы среднего общего образования

6

2.4.

Реализующих адаптированные образовательные программы для детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)

2049

3.

Общее количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе:

14

3.1.

Численность находящихся в них детей с ОВЗ, в том числе имеющих:

1714

нарушения зрения

18

нарушения слуха

121

нарушения опорно-двигательного аппарата*(кроме образовательных организаций строки 3)

142*

тяжелые нарушения речи

128

задержку психического развития

87

1

2

3

интеллектуальные нарушения

1360

В Курской области сохранена система коррекционно – развивающего обучения.

В регионе функционируют 14 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (для детей с ОВЗ, имеющих нарушения зрения, слуха, речи, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития, умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), 13 из них – подведомственные комитету образования и науки Курской области.

В настоящее время образовательные организации для детей с ОВЗ выполняют функции ресурсных центров по работе с детьми с ОВЗ разных нозологий.

Все 14 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, имеют лицензии на осуществление образовательной и медицинской деятельности, две  - на профессиональное обучение по профессиям «швея», «продавец непродовольственных товаров», «повар», «штукатур», «маляр»,  «рабочий по обслуживанию зданий».

Кроме того, для предоставления доступного качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с инвалидностью в регионе функционируют:

1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении (199 детей на 01.09.2018);

1* общеобразовательная школа-интернат, осуществляющая обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (142 ребенка);

375 классов для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) (1837 детей, количество обучающихся в классах уменьшилось на 0,65% по сравнению с предыдущим учебным годом);

290 специальных классов для детей с ОВЗ (1709 детей, количество обучающихся в классах уменьшилось на 6,8% по сравнению с предыдущим учебным годом);

1207 детей с ОВЗ обучаются в образовательных организациях инклюзивно (количество детей, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 29,8 % по сравнению с предыдущим учебным годом).

В регионе организовано обучение 100 % детей с выраженными нарушениями интеллекта, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, со сложными нарушениями умственного и физического развития дошкольного, школьного возраста, лиц старше 18 лет, пребывающих в детских домах - интернатах системы социальной защиты населения.

Каждому из 123  обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, осваивающих основные образовательные программы общего образования с использованием  дистанционных образовательных технологий (100% от потребности), на период обучения предоставляется компьютерное и телекоммуникационное специализированное оборудование, программное обеспечение, организуется подключение рабочих мест к информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечивается оплата услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Комплект оборудования  подбирается  с учетом заболеваний детей с инвалидностью (мышечная миопатия, нарушение зрения и т.п.).

Создан и действует образовательный портал, который предоставляет свое пространство не только для обучения детей, но и для общения всех участников проекта, ведется электронный журнал и заполняются электронные дневники обучающихся, что дает возможность родителям своевременно получать информацию об успеваемости детей.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности соответствует  требованиям обучения детей с инвалидностью с применением дистанционных технологий.

В соответствии с Порядком передачи базовых рабочих мест обучающихся детям - инвалидам и инвалидам, обучающимся с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Курской области, а также завершившим обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, для продолжения обучения с применением дистанционных образовательных технологий в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (постановление Администрации Курской области от 02.09.2013 № 596-па) обучающимся по договорам безвозмездного использования, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 17.09.2013 № 1-926 и заключенным между школой и родителями (законными представителями), передается комплект оборудования.

С 2012 года Курская область  принимает участие в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда». На территории Курской области создана сеть из 99 общеобразовательных организаций, 11 дошкольных образовательных организаций и 3 организаций дополнительного образования, обеспечивающих качественные условия для инклюзивного образования детей с инвалидностью.

В 2018 году в указанной программе принимают участие 3 образовательные организации (2 дошкольные образовательные организации и 1 организация дополнительного образования), в которых будут созданы условия для получения качественного  образования детей с инвалидностью путём создания архитектурной доступности и приобретения нового специального оборудования. На указанные цели предусмотрено 5 490 200, 00 руб. из федерального бюджета, 820 400, 00 руб. из областного бюджета и 701 177,00 руб. из бюджетов муниципальных образований. Кроме того, за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы Курской области «Развитие образования в Курской области» условия для получения качественного и доступного образования для детей с инвалидностью будут созданы в 3 школах-интернатах и в Областном казенном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения». На создание архитектурной доступности и приобретение специального оборудования для детей-инвалидов в указанных организациях предусмотрено 11 679 600,00 рублей.

В целях реализации права на получение профессионального образования и во исполнение приказа Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» с 2016 года в регионе функционирует базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. На развитие базовой профессиональной образовательной организации областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский государственный политехнический колледж» (далее – ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж») в 2018 году из средств областного бюджета предусмотрено 1 535,0 тыс. руб., из средств федерального бюджета – 4 945,600 тыс. руб. На создание условий для получения среднего профессионального образования и высшего образования лицами с ОВЗ посредством разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов из средств областного бюджета предусмотрено 1 000,0 тыс. руб., из средств федерального бюджета – 3,140,2 тыс. руб.

В настоящее время фактическая численность обучающихся в ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» составляет 2,1 тысяч человек, из них 43 человека – обучающиеся с ОВЗ и имеющие инвалидность по различным заболеваниям (I, II и III группы инвалидности, статус «ребенок-инвалид»). Количество обучающихся данной категории составляет ежегодно около 2% от общего количества обучающихся. Инвалиды и лица с ОВЗ обучаются по 12 специальностям и профессиям: «Экономика и бухгалтерский учет», «Пекарь», «Финансы», «Страховое дело», «Мастер отделочных и строительных работ», «Портной», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Программирование в компьютерных системах», «Прикладная информатика», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Дизайн», «Парикмахер». Мероприятия, направленные на создание условий для формирования толерантного отношения среди обучающихся, позволяющие инвалидам и лицам с ОВЗ преодолеть многие психологические барьеры и избавиться от внутренних комплексов, проводятся в соответствии с разработанной программой воспитательной работы «PRO движение». В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида разработаны и реализуются адаптированные программы среднего профессионального образования. Успешная реализация адаптированных программ обеспечивается благодаря наличию современного оборудования. Практика деятельности ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» показывает, что студенты с ОВЗ и инвалидностью могут полноценно осваивать профессиональные компетенции, определенные профессиональными стандартами, что подтверждается показателями их итоговой аттестации и показателями трудоустройства.

ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж» располагает квалифицированным педагогическим составом, обеспечивающим подготовку специалистов в соответствии с требованиями основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в учреждении. Одним из приоритетных направлений деятельности является организация курсовой подготовки педагогических работников и административного состава по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг. В ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж»  обеспечены качественные изменения в штатном составе переводчиков русского жестового языка. Внесены изменения в должностные инструкции преподавательского и административного персонала в связи с выполнением функциональных обязанностей по обеспечению инклюзивного образования. Официальный сайт учреждения оснащен версией для слабовидящих, создан специализированный раздел «Инклюзивное образование».

В регионе ведется системная работа по повышению доступности качества дополнительного образования, увеличению доли детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, обучающихся по программам дополнительного образования.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью реализуется как в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, так и в муниципальных образовательных организациях и организациях дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей Курской области включает 59 организаций дополнительного образования. Дополнительное образование получают 3 147 детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в возрасте от 5 до 18 лет. 

1.2. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации Мероприятия

Областные и муниципальные образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами.

Сведения

об управленческих и педагогических кадрах,

осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным  основным общеобразовательным программам

Таблица 2



п/п

Наименование показателя

2018-2019 уч.год.

1

2

3

1.

Общая численность сотрудников административно-управленческого аппарата

57

2.

Численность учителей, в том числе

302

1 квалификационной категории

127

высшей квалификационной категории

69

учителей профессионально-трудового обучения, в том числе:

70

1 квалификационной категории

25

высшей квалификационной категории

12

3.

Численность педагогов-психологов, в том числе:

22

1 квалификационной категории

5

высшей квалификационной категории

2

4.

Численность социальных педагогов, в том числе:

11

1 квалификационной категории

5

высшей квалификационной категории

-

5.

Численность учителей-дефектологов/логопедов, в том числе:

33

1 квалификационной категории

12

высшей квалификационной категории

9

6.

Численность тьюторов, в том числе:

14

1 квалификационной категории

-

высшей квалификационной категории

-

7.

Численность педагогов дополнительного образования,

13

1

2

3

деятельность которых связана с реализацией направлений образовательной отрасли «Технология», в том числе:

1 квалификационной категории

5

высшей квалификационной категории

5

Курсы повышения квалификации учителей технологии, работающих с обучающимися с ОВЗ общеобразовательных организаций, и учителей технологии коррекционных школ Курской области

Таблица 3

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей технологии

Годы обучения

(количество человек)

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

Система оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей программы по технологии в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) (обязательный для изучения раздел «Программа коррекционной работы»)

84

95

30

22

Профессиональное самоопределение учащихся общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС ООО (в обязательный для изучения раздел введены темы «Особенности предпрофильной подготовки обучающихся в инклюзивном образовании» и «Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии»)

-

55

63

102

В течение 2015-2018 гг. в соответствии с Межведомственным  комплексным планом мероприятий (дорожной картой) по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Курской области на 2015-2017 годы (далее – дорожная карта) (приказ комитета образования и науки Курской области от 30.04 2015г. №1-463) и Планом действий по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ комитета образования и науки Курской области от 13.03.15г. № 1-226) обеспечено выполнение следующих показателей:

«доля педагогических работников общеобразовательных организаций Курской области, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ» в объеме 54,6 % от общего числа педагогических работников Курской области;

«доля педагогических работников образовательных организаций, освоивших модули по проектированию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в общей численности педагогических работников и руководителей образовательных организаций Курской области» в размере 32,2 % от общего числа педагогических работников Курской области.

Особый акцент делается на организацию профессиональной ориентации и обучения лиц с различной степенью умственной отсталости по образовательным программам профессионального обучения:  проведены курсы повышения квалификации для 22 специалистов Областного казенного общеобразовательного учреждения  «Курская школа «Ступени» и Областного казенного общеобразовательного учреждения  «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации профессиональной ориентации и обучения лиц с различной степенью умственной отсталости по образовательным программам профессионального обучения».

В 1 полугодии 2018 года подготовлено 150 педагогов детских пришкольных оздоровительных лагерей к организации отдыха детей с инвалидностью и детей с ОВЗ.

Банк методических разработок и программ дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ пополняется благодаря деятельности стажировочных площадок, созданных на базе образовательных организаций региона, инновационной площадки Российской академии образования (далее – РАО) по профессиональному самоопределению обучающихся на базе областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 2» г. Курска (далее – ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска), развитию конкурсного движения педагогов, работающих в детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью, работе отделений учебно – методических объединений в системе общего и профессионального образования Курской области.

В Курской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ОВЗ и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в муниципальном образовании и представляет собой трехуровневую организационную структуру:

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия:

9 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;

240 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

Психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, оказывает Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения», в составе которого работает психолого-медико-педагогическая комиссия Курской области (далее - ПМПК).

Квалифицированную профильную помощь с использованием современного оборудования и инновационных технологий оказывают более 100 специалистов педагогического и медицинского профилей: педагоги-психологи (6 чел.), учителя-логопеды (6 чел.), учителя-дефектологи (6 чел.); врачи-неврологи, детские психиатры, ортопед, офтальмолог, отоларингологи, врачи и инструкторы лечебной физкультуры, медицинский психолог, медицинская сестра по массажу, другие специалисты, из них 34 педагогических и 19 медицинских работников.

В течение последних 5 лет специалисты ПМПК на основе проведенной углубленной диагностики профессиональных способностей и возможностей обучающимся  отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, по итогам основания программы основного общего образования  выдают развернутые рекомендации по выбору профессии обучающемуся с ОВЗ и созданию для него специальных образовательных условий  для дальнейшего обучения по направлению профессиональной подготовки.

Ключевыми приоритетами системы образования детей (лиц) с ОВЗ Курской области является организация профессиональной подготовки, в том числе с использованием ресурсов образовательной области «Технология», по специальностям, востребованным на рынке труда.

Сегодня в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, осуществляется реализация следующих модулей образовательной области «Технология».

Предпрофессиональная/профессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ

Таблица 4

Модули

Количество обучающихся

1

2

Ручной труд

685

Социально-бытовая ориентировка

889

Трудовое обучение, в том числе:

1164

швейное дело

296

столярное дело

319

слесарное дело

185

растениеводство/цветоводство

189

ландшафтный дизайн

11

подготовка младшего обслуживающего персонала

61

сборка и ремонт мебели

5

штукатурно- малярное дело

95

монтаж санитарно-технического оборудования

10

Основы выбора профессии

77

Профессиональная подготовка

25

штукатур

6

повар

4

швея

9

рабочий по обслуживанию зданий

6

Внеурочная деятельность по предметной области «Технология»

406

Одной из приоритетных задач системы регионального образования  детей с ОВЗ становится модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», её воспитательных компонентов, исходя из требований современного рынка труда; модернизации кадрового и материально-технического обеспечения технологического образования; формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности; создания системы выявления, оценивания и продвижения (включая продолжение образования) обучающихся, обладающих высокой мотивацией и способностями в области «Технологии»; популяризации передовых практик технологического образования детей с ОВЗ.

Ежегодно в регионе проводятся мероприятия, направленные на преодоление социальной исключенности детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, в которых участвуют более 300 обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным  основным общеобразовательным программам.

Наиболее запоминающимся событием для детей, родителей, педагогов стала Областная спартакиада для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью «Делай как мы, делай с нами, делай лучше нас!», спортивно-оздоровительный турнир «Когда мы вместе!», областной творческий фестиваль для детей с ОВЗ «Мы можем все».

В целях создания условий для самореализации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, их адаптации и интеграции в общество, а также стимулирования педагогических работников образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ к поиску инновационных методов и форм работы, развития межсетевого взаимодействия в регионе ежегодно проводится фестиваль-конкурс по образовательной области «Технология» «Поверь в себя».

В 2018 году в рамках фестиваля-конкурса прошли конкурсы профессионального мастерства обучающихся отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным  основным общеобразовательным программам:  олимпиада по социально-бытовой ориентировке; «Швейное дело» (номинация «Швея»); «Цветоводство и декоративное садоводство» (номинация «Цветовод»); «Штукатурное дело» (номинация «Штукатур»); «Столярное дело» (номинация «Столяр»).

В конкурсных мероприятиях фестиваля приняли участие 77 обучающихся с ОВЗ, из них 50 стали дипломантами фестиваля, 27 получили сертификаты участника.

Ежегодно проводятся областные выставки детского творчества для детей с ОВЗ в трёх номинациях: техническое творчество, декоративно-прикладное творчество и учебно-наглядные пособия.

В экспозициях отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным  основным общеобразовательным программам, были продемонстрированы как традиционные, так и инновационные виды художественного творчества: работа с природным материалом, текстильные панно, вышивка, пластика малых форм, войлоковаляние, шерстяная акварель, ковроткачество, свит-дизайн, пластилинография, фоамиран, модульное оригами, квилинг. В техническом творчестве представлены новые направления и формы работы: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, а также судо- или автомоделирование).

Основными показателями, подтверждающими полезность и значимость развития творческих способностей детей с ОВЗ идетей с инвалидностью, являются результаты международных, всероссийских, региональных, городских конкурсов и выставок.

Работы детей с ОВЗ были представлены на областных конкурсах «Богатство страны «Светофории», Областной выставке детского творчества образовательных организаций для детей с ОВЗ, творческих интернет-конкурсах, на Всероссийской выставке рисунка, живописи, графики и прикладного творчества обучающихся с ОВЗ «Краски всей России», Всероссийском конкурсе «Разноцветные краски осени».

Обучающиеся Областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ОВЗ № 5» г. Курска за участие в Международном конкурсе «Ангел Планеты» и «Мой прекрасный мир» получили дипломы 1 степени, фотографии их работ размещены в «Книге мира», при поддержке Министерства культуры России за участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Цирк моей мечты» Шапорова Дарья получила Гран-при; ансамбль «Лучики»  (дети с синдромом Дауна) получил диплом участника смотра номеров Десятого Всемирного Парамузыкального фестиваля.

Детские танцевальные коллективы «Радуга» и Арт-студия «Данко» Областного казенного общеобразовательного учреждения «Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ» за участие в Международном телевизионном фестивале – конкурсе «Созвездие талантов-2017» получили дипломы 1 степени.

Детский театр мимики и жеста «Акварель» Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа-интернат с ограниченными возможностями здоровья» (дети с нарушениями слуха) получил диплом лауреата 1-й степени в Межрегиональном парафестивале «Вдохновение», диплом лауреата 3-й степени Х Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Маска».

Обучающаяся Областного казенного общеобразовательного учреждения   «Курская школа «Ступени» награждена дипломом лауреата 2-й степени за участие во II Международном детско-юношеском фестивале-конкурсе незрячих музыкантов-исполнителей, дипломом лауреата 1-й степени в номинации «Музыкально – исполнительское искусство» за участие в Международном творческом фестивале детей с ОВЗ «ШАГ НАВСТРЕЧУ!», обучающийся с нарушением зрения награжден дипломом лауреата 2-й степени Всероссийского культурно-благотворительного фестиваля детского творчества «Добрая волна» в номинации «Игра на инструменте».

Обучающаяся Областного казенного общеобразовательного учреждения «Дмитриевская школа – интернат для детей с ОВЗ» (дети с нарушениями речи) получила диплом лауреата 1-ой степени в номинации «Музыкально – исполнительское искусство» за участие в Международном творческом фестивале детей с ОВЗ «ШАГ НАВСТРЕЧУ!».

С целью обеспечения научно-теоретической, методической и информационной  поддержки руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, определены как региональные стажировочные площадки.

Деятельность стажировочных площадок определена  специфическим для каждой категории обучающихся с ОВЗ психолого-педагогическим и методическим сопровождением, особенностями разработки адаптированных основных образовательных программ (далее-АООП) для каждой нозологии обучающихся с ОВЗ.

В 2018 году Областным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования» (далее - ОГБУ ДПО КИРО) по базе стажировочных площадок проведено 20 обучающих семинаров и семинаров-практикумов для руководителей и педагогических работников Курской области (учителей начальных классов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов, педагогов трудового обучения и социально-бытовой ориентировки общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ).

20 февраля 2018 года состоялся семинар под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, академика-секретаря отделения профессионального образования РАО Чистяковой Светланы Николаевны «Инновационные формы и методы подготовки к будущей профессиональной карьере».

В системе дополнительного образования Курской области реализуется план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р, приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом №11 от 30 ноября 2016 г. заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (подпрограмма 2 «Развитие дополнительного образования и системы воспитания детей»), утвержденная постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 №737-па.

В системе образования Курской области проводится системная работа по привлечению внебюджетных средств, направленных в том числе на укрепление материально-технической базы  общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ.

За последние три года благотворительная и шефская помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, подведомственным комитету образования и науки Курской области (школы-интернаты, школы для детей с ОВЗ, центры), составила более 44 млн. рублей.

Регион активно взаимодействует с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд). В 2016 – 2017гг. при софинансировании Фонда осуществлялись мероприятия Программы Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016 – 2017 годы». На реализацию программных мероприятий Фондом предоставлен грант в размере  32 987 тыс. рублей.

В 2017 году разработан Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры  системы ранней помощи детям с выявленными нарушениями развития, угрозой их возникновения, детям с ОВЗ, инвалидностью и семьям, их воспитывающим, в Курской области на 2018 – 2019 годы, утвержденный совместным приказом комитета образования и науки Курской области, комитета здравоохранения Курской области, комитета социального обеспечения Курской области от 07.05.2018  № 1-452/127/211, согласованный заместителем Губернатора Курской области.

По итогам конкурса на реализацию Комплекса мер получен грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере 18.882 тыс. рублей.

Опыт Курской области в реализации федеральных и международных проектов в области образования

Курская область имеет многолетний опыт участия в федеральных проектах в сфере образования.

Педагогические работники Курской области активно участвуют во  Всероссийских конкурсах: в IV Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России», проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации, приняли участие четыре общеобразовательные организации Курской области, одна их которых вошла в 10 лучших общеобразовательных организаций в номинации  «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию» (2017г.). 

В 2017 году  на Всероссийском конкурсе лучших региональных практик деятельности тьюторов по вопросам модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, концепциями модернизации учебных предметов (предметных областей), проводимом Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее - ФГАОУ ДПО АПК и ППРО),  из пяти представленных  Курской областью  практик одна вошла  в 10 лучших практик по Российской Федерации. Материалы данной программы размещены на сайте ФГАОУ ДПО АПК и ППРО.

В 2017 году в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 2.3 «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для обработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» по конкурсу ФЦПРО-2.3-03-04. «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения» приняло  участие ОБОУ «Курская школа-интернат №2» г. Курска, в котором обучаются дети, имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата.

По итогам конкурсного отбора ОБОУ «Школа-интернат №2» г.Курска получило грант в размере 1.009.000 рублей.

В настоящее время школа-интернат обеспечивает условия для успешной социализации, профессионального самоопределения, развития ИКТ-компетентности обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Эти функции выполняет в том числе школьная библиотека, которая стала инновационно развивающимся информационно-библиотечным центром.

3. Описание площадок организаций

(в ранжированном в порядке убывания приоритетов, расположенных в Курской области), в которых планируется реализация мероприятия

Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных.

В рамках освоения предметной области «Технология» обучающимися с ОВЗ происходит приобретение базовых навыков работы с современным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.

Для социальной и трудовой адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в условиях инновационной экономической среды одинаково важны как качество владения современными технологиями, так и способность осваивать новые технологии.

Учитывая материально-технические условия, кадровый потенциал, способность организации к внедрению инноваций Администрация Курской области определила Областное казенное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОКОУ «Дмитриевская школа-интернат») учреждением по реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета в 2019 году.

Юридический и фактический адрес и телефон: 307170, Курская область, г. Дмитриев, ул. Ленина, д. 80, телефон (47150) 2-23-66, 2-13-57

Кадровый потенциал ОКОУ «Дмитриевская школа-интернат»

Таблица 5



п/п

Наименование показателя

2018 – 2019 учебный год

1

2

3

1.

Общая численность сотрудников административно-управленческого аппарата

4

2.

Численность учителей, в том числе

29

1 квалификационной категории

13

высшей квалификационной категории

2

учителей профессионально-трудового обучения, в том числе:

6

1 квалификационной категории

1

высшей квалификационной категории

1

3.

Численность педагогов-психологов, в том числе:

2

1 квалификационной категории

-

высшей квалификационной категории

-

4.

Численность социальных педагогов, в том числе:

1

1 квалификационной категории

1

высшей квалификационной категории

-

5.

Численность учителей-дефектологов/логопедов, в том числе:

2

1 квалификационной категории

1

высшей квалификационной категории

1

Трудовое обучение осуществляют 9 квалифицированных педагогов, из них 5 педагогов имеют высшее профессиональное образование, 4 – среднее специальное.

В течение 2015-2018 гг. 50 сотрудников ОКОУ «Дмитриевская школа–интернат» (100 % от потребности) прошли обучение на курсах повышения  квалификации  в  ОГБУ  ДПО  КИРО;  реализованы семь дополнительных профессиональных программ повышения квалификации учителей общеобразовательных предметов, учителей-логопедов, воспитателей, педагогов-психологов, руководителей. Все педагоги, реализующие образовательную область «Технология» прошли профессиональную переподготовку по программе «Образование и педагогические науки», специализация «Дефектология. Психолого-педагогическое сопровождение образования обучающихся с ОВЗ».

В 2015 году в рамках реализации совместного проекта ОГБУ ДПО КИРО и Московского городского педагогического университета «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» проведены обучающие мероприятия для 20 педагогических работников ОКОУ «Дмитриевская школа–интернат» по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования детьми-инвалидами. В 2018 году все педагоги ОКОУ «Дмитриевская школа-интернат» прошли курсы повышения квалификации по дополнительными профессиональным программам:

«Содержание и технологии деятельности учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» - 2 человека;

«Современные подходы к организации профессиональной ориентации и обучения лиц с различной степенью умственной отсталости по образовательным программам профессионального обучения» - 7 человек.

В настоящее время 4 педагога проходят обучение в Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме по профессии 16909 «Портной», 2 педагога проходят обучение в Курском монтажном техникуме по профессии 17544 «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений» с присвоением 4 разряда.

ОКОУ «Дмитриевская школа–интернат» является стажировочной площадкой для реализации практической части ДПП ПК (приказ комитета образования и науки Курской области от 25.11.2015 №1-1190 «Об утверждении перечня стажировочных площадок по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

На базе ОКОУ «Дмитриевская школа–интернат» более 50 педагогических работников Курской области прошли стажерскую практику по вопросам подготовки к реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи).

В ходе реализации мероприятия по поддержке образования детей с ОВЗ в рамках национального проекта «Образование» предстоит решить следующие задачи:

1) создание системы преемственности технологического образования на всех уровнях общего образования;

2) изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром;

3) модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам WorldSkills;

4) формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании);

5) формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий в рамках учебных предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов);

6) создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ; широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам WorldSkills, учет достижений школьников в системе «Паспорт компетенций»;

7) поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов, отдельных педагогических работников, работающих с детьми, профессионалов – носителей передовых компетенций), популяризация передовых практик обучения и стимулирование разнообразия форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка модулей технологического образования, создаваемых лидерами технологического образования различных регионов, для выбора этих модулей при разработке образовательной организацией рабочей программы по предметной области «Технология».

Реализацию концепции по поддержке образования для детей с ограниченными  возможностями  здоровья  в Курской области на 2019 год планируется осуществить в соответствии  с  Дорожной картой по обновлению материально-технической базы в 2019 году (приложение №1 к настоящей Концепции) для достижения обозначенных индикаторов (приложение №2 к настоящей Концепции).

4. Предварительная калькуляция операционных расходов по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год

Предварительная калькуляция операционных расходов по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2019 год составляет 2660,45 тыс. рублей на:

проведение мероприятий по приведению помещений организаций в соответствие требованиям СанПиН и другим требованиям;

расходные материалы на реализацию предметной области «Технология»;

дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) сотрудников организации.

Приложение №1

к Концепции по поддержке

образования для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Курской области на 2019 год

Дорожная карта

по обновлению материально-технической базы в 2019 году

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

исполнитель

Срок

исполнения

1

2

3

4

1.

Согласование с ПО национального проекта перечня коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база

Курская область,

Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование»

Март

2.

Согласование типового проекта инфраструктурного листа ОКОУ «Дмитриевская школа – интернат»

Курская область,

Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование»

Март-апрель

3.

Согласование дизайн-проекта  ОКОУ «Дмитриевская школа – интернат»

Курская область,

Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование»

Март

4.

Согласование проекта зонирования ОКОУ «Дмитриевская школа – интернат»

Курская область, Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование»

Март

1

2

3

4

5.

Согласование калькуляции операционных расходов на функционирование ОКОУ «Дмитриевская школа – интернат» - организации, осуществляющей образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным  программам, по статьям расходов, утвержденным документацией по отбору субъекта Российской Федерации на софинансирование из бюджета Российской Федерации расходного обязательства

Курская область,

Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование»

Ежегодно

6.

Утверждение типового медиаплана

Курская область

Февраль

7.

Повышение квалификации сотрудников и педагогов, в том числе по новым технологиям преподавания предметной области «Технология»

Курская область

Апрель-май

8.

Закупка, доставка и наладка оборудования

Курская область

Май-октябрь

9.

Завершение строительно-монтажных работ и косметических ремонтов, приведение площадки  ОКОУ «Дмитриевская школа –интернат» в соответствие с брендбуком

Курская область

Октябрь

Приложение №2

к Концепции по поддержке

образования для детей

с ограниченными возможностями здоровья

в Курской области на 2019 год

ТАБЛИЦА ИНДИКАТОРОВ



п/п

Наименование индикатора/

показателя

Минимальное значение, начиная

с 2019 года

Значение субъекта Российской Федерации

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

Численность детей, осваивающих предметную область «Технология» по обновленным примерным основным образовательным программам общего образования (далее – ПООПОО) и на обновленной материально-технической базе от общего числа детей, указанной категории, чел.

72

72

85

90

Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей

128

128

130

140

Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе предмету «Технология», ежегодно (процентов)

100

100

100

100

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.11.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 080.060.060 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать