Основная информация
Дата опубликования: | 29 декабря 2008г. |
Номер документа: | ru18000200800455 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Удмуртская Республика |
Принявший орган: | Правительство Удмуртской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2008 года № 303
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2015 ГОДА
В целях укрепления и развития семьи как социального института, определения общей стратегии и приоритетных направлений политики в отношении семьи Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года.
2. Предложить исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социальными процессами руководствоваться положениями Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А.Харину.
Председатель Правительства Удмуртской Республики - Ю.С.Питкевич
Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2008 года № 303
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2015 ГОДА
1. Общие концептуальные положения
Концепция семейной политики Удмуртской Республики (далее - Концепция) разработана во исполнение Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2004 - 2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142 - III.
Концепция определяет общую стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики в отношении семьи, направлена на укрепление института семьи, поддержку материнства и детства.
Семья в настоящей Концепции рассматривается как многогранный общественный институт, подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей и является важнейшим фактором морального, социального, экономического прогресса и культуры общества.
Концепция включает анализ особенностей развития института семьи в Удмуртской Республике, цели и задачи семейной политики, принципы и механизмы ее реализации.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти Удмуртской Республики регулирующих мер, направленных на создание условий для поддержки семьи, материнства и детства.
Семейная политика выступает составной частью социальной политики государства, представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, медицинского, психологического, информационного и организационного характера, осуществляемых органами исполнительной власти Удмуртской Республики, направленных на укрепление семьи как социального института.
Семейная политика в целом ориентирована на определение долгосрочной и среднесрочной стратегии действий органов государственной власти Удмуртской Республики, на улучшение положения семьи в различных аспектах жизнедеятельности, на обеспечение гарантированных государством условий реализации конституционных прав и законных интересов детей на полноценную жизнь, образование, воспитание, на физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Современная семейная политика ориентирована на развитие субъектной роли семьи, создание условий для раскрытия социально-экономического и воспитательного потенциала семьи. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию и обеспечить его развитие.
Социальный институт семьи выступает в качестве самостоятельного целостного объекта государственной деятельности, полноправного субъекта социальных отношений.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики отражает современные подходы к решению вопросов социальной поддержки семьи, учитывая при этом:
-современные тенденции развития института семьи в Удмуртской Республике;
-многообразие форм семьи, особенности ее социального положения;
-интересы семьи, родителей и детей;
-содержание приоритетных направлений социальной политики государства.
В качестве эффективной стратегии семейной политики признаны инвестиционные стратегии развития человеческого капитала. При этом семейная политика направлена на обеспечение мер как поддерживающего (социальные пособия и гарантии в отношении социально уязвимых групп), так и инвестиционного характера в семьи и группы населения с позитивным потенциалом развития.
2. Анализ состояния института семьи в Удмуртской Республике
Состояние развития института семьи в Удмуртской Республике в целом отражает сложившиеся тенденции в Российской Федерации.
Удмуртская Республика является регионом с положительной динамикой основных демографических показателей. По сохранению численности населения республика в течение ряда лет занимает 2 место в Приволжском федеральном округе. В 2007 году на 45% территории республики достигнут положительный прирост населения - в 9 районах и 2 городах Удмуртии.
Комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости и обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, введенный с 2007 года, привел к резкому увеличению темпа роста рождаемости. Показатель рождаемости в 2008 году увеличится на 5% и составит по оценке 13,4. В течение ряда лет по уровню рождаемости Удмуртская Республика занимает I место в Приволжском федеральном округе, в текущем году Удмуртия разделила 1 место с Башкортостаном.
В республике неуклонно снижается младенческая смертность. За период с 2004 года уровень младенческой смертности снизился на 25 % и составит 9,1 в 2008 году.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения, в том числе и трудоспособных возрастов. В 2008 году общая смертность сохраняется на уровне прошлого года (14,2), смертность населения трудоспособного возраста снизилась и составит 730,0 на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в 2008 году (2007 год - 739,2). По уровню смертности Удмуртская Республика в 2008 году занимает третье место в Приволжском федеральном округе.
В Удмуртской Республике семей с детьми до 18-летнего возраста по данным годовых отчетов муниципальных образований на 1 января 2008 года - 208 415. Численность детей в возрасте до 18 лет в этих семьях составляет 317 996 человек. Количество семей с одним ребенком - 109 594 (52,6%); с двумя детьми - 87 843 (42,1%).
Многодетных семей в Удмуртской Республике - 10 978, что составляет 5,3% от общего количества семей с детьми до 18-летнего возраста, в них детей - 35 217 человек или 11,1% от общего количества детей. Малоимущих многодетных семей - 7921, что составляет 72,2% от общего количества многодетных семей. В целом, данные свидетельствуют о преобладании семей, в которых воспитывается 1-2 ребенка.
Семейная политика в Удмуртской Республике в течение 2002-2007 годов ориентировалась на выработку эффективных механизмов защиты, помощи, поддержки семьи и детей с приоритетом охраны прав ребенка в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации.
Основными инструментами реализации семейной политики являются нормативные правовые акты; республиканские и ведомственные целевые программы; республиканские и ведомственные планы по приоритетным направлениям деятельности.
За последние 3 года принято более 50 нормативных и распорядительных актов в интересах семьи и детей.
Принята и реализуется Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Значительное развитие за счет Программы социально-экономического развития получила социальная инфраструктура.
Реализуется более 30 республиканских целевых программ. Практически 1/4 финансирования всех республиканских целевых программ приходится на социальный блок.
Стабилизация экономического положения, введение новых мер государственной поддержки семей с детьми в Удмуртской Республике закрепила положительную динамику основных показателей социального развития и уровня жизни населения.
Увеличилось количество 2-х, 3-их и более рождений. Снижается внебрачная рождаемость. Только за последние три года доля внебрачной рождаемости сократилась с 36,4 до 34,1.
Продолжается снижение доли населения, находящегося за чертой бедности. Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2007 году составила 272,9 тыс. человек, или 17,7%.
При этом все еще значительная часть населения республики относится к категории малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Несмотря на рост уровня жизни в Удмуртской Республике основной группой бедного населения являются семьи с несовершеннолетними детьми.
Традиционно среднедушевые денежные доходы домашних хозяйств, имеющих детей, ниже, чем в среднем по региону, причем с увеличением количества детей денежные доходы в среднем на одного члена домашнего хозяйства уменьшаются. Складывается достаточно устойчивая закономерность: с ростом числа детей в семье уменьшается среднедушевой денежный доход, а соответственно и сумма потребительских расходов.
Таким образом, отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. В настоящее время люди ориентированы, в основном, на одного или в лучшем случае 2-х детей. Отказ от рождения желаемых детей в семье - это своего рода противостояние сложившемуся уровню жизни.
Семья подвержена огромному числу рисков. Для многих семей с детьми характерны низкий материальный достаток и жилищно-бытовая неустроенность.
В значительной степени в связи с низким уровнем благосостояния возрастает число семей с нездоровым социально-психологическим микроклиматом, конфликтными межличностными отношениями.
Низкий статус института семьи в общественном сознании приводит к негативным тенденциям в брачно-семейных отношениях. Увеличивается количество неполных семей. Уровень браков и разводов является показателем состояния института семьи в республике. Несмотря на то, что уровень брачности в 2007 году превысил значение последних лет и составил 8,7 на 1000 населения, по-прежнему сохраняется высокий уровень разводов - 3,8 на 1000 населения и внебрачной рождаемости - 34,1%.
Сложное положение семьи во многом является определяющим в росте социального сиротства. В настоящее время в Удмуртской Республике продолжает оставаться высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2008 было выявлено 1566 детей данной категории.
Почти 70% детей в Удмуртской Республике воспитывается и живет в семьях, где имеются материальные, бытовые, психологические и другие проблемы.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей жизнедеятельности семей в Удмуртской Республике современная ситуация требует определения целостной стратегии, принципов и основных подходов в сфере регулирования семейной политики. Это позволит целенаправленно предпринимать действия по укреплению семьи и создать предпосылки для улучшения ее жизнедеятельности.
3. Основные принципы и цели семейной политики
Целью семейной политики является укрепление института семьи как ресурса стабилизации и устойчивого развития общества.
Семейная политика направлена на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других функций.
Задачи семейной политики:
1) создание условий для успешного функционирования и развития института семьи в Удмуртской Республике;
2) повышение престижа и ценности семьи в общественном сознании;
3) перевод семьи с потребительских по отношению к государству позиций к активному участию в социально-экономической жизни в качестве равноправного субъекта социально-экономического развития;
4) повышение качества жизни семей с детьми;
5) усиление адресности в оказании государственной помощи различным категориям семей;
6) возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
7) формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на повышение ценности детства и создание полноценной семьи;
8) расширение и совершенствование сферы социальных услуг для семей с детьми;
9) внедрение современных технологий работы с семьей и детьми;
10) повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
11) создание действенной системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление, учет, организацию комплексной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
12) создание условий для нормальной социализации и самореализации подрастающего поколения;
13) межведомственное взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и др.
Достижение целей семейной политики в Удмуртской Республике в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.
Принципами семейной политики Удмуртской Республики являются:
признание ценности семьи, равенства прав семей и всех ее членов на защиту и поддержку по принципу социальной справедливости;
приоритет интересов ребенка. Интересы ребенка являются приоритетом в семейной политике. Меры семейной политики направлены на обеспечение защиты и полноценного развития каждого ребенка;
самостоятельность и автономность семьи. Семейная политика способствует сохранению и самостоятельному развитию семьи, предоставляет возможность выбора форм поддержки;
социальное партнерство. Социальная политика осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, общественными и коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами;
междисциплинарность и межведомственность. Семейная политика направлена на объединение усилий и координацию деятельности социальных служб, учреждений образования, здравоохранения, культуры, негосударственных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;
дифференцированный подход и адресная поддержка семьи. Государственные органы осуществляют социальную защиту семьи исходя из определения категорий семей и граждан, требующих специальных мер социальной защиты и поддержки.
4. Механизмы реализации семейной политики
Реализация семейной политики предполагает:
объединение усилий органов государственной власти Удмуртской Республики и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на повышение благосостояния и улучшение жизнедеятельности семей в области трудоустройства, поддержку различных форм семейного бизнеса, страхования, кредитования;
принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав ребенка в соответствии с международным и российским законодательством на территории Удмуртской Республики, внедрение современных механизмов контроля за соблюдением прав и законных интересов ребенка;
государственную поддержку многодетности (материальное стимулирование рождения второго и третьего ребенка, реализация мер в соответствии с действующим законодательством по поддержке многодетных семей);
развитие различных форм страхования и кредитования, обеспечивающих улучшение жилищных условий, повышение качества жизни и социальных услуг и качество жизнеобеспечения семей с детьми;
разработку научно-обоснованных технологий работы с семьей на основе исследования проблем современной семьи;
создание банка данных различных категорий семей с детьми для развития и совершенствования адресной помощи и поддержки;
обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров социальных работников, психологов, юристов, педагогов, медицинских работников, работников физкультуры и спорта, а также иной специализации, занимающихся проблемами семьи и детей для квалифицированного осуществления семейной политики;
создание единой информационной базы данных, позволяющей родителям ориентироваться на рынке услуг в сфере помощи и поддержки семьи;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде семейных ценностей;
проведение мониторинга состояния института семьи в республике;
развитие системы качественного непрерывного образования взрослых как создание системы шансов взрослому трудоспособному населению для адаптации в условиях меняющегося и развивающегося рынка труда;
развитие системы кредитования для получения качественного высшего образования мотивированной молодежью;
создание условий для совмещения продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях с рождением и воспитанием ребенка;
разработку и внедрение региональных стратегий, направленных на повышение правовой и потребительской культуры населения, с приоритетными ценностями здорового образа жизни как основы устойчивого развития Удмуртской Республики;
создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и спорта, направленной на оздоровление разных возрастных и социальных групп населения;
разработку республиканских целевых программ.
5. Основные направления осуществления семейной политики Удмуртской Республики
Семейная политика Удмуртской Республики, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях.
В сфере повышения жизненного уровня семьи:
разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми;
совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения;
разработка и осуществление целевых мероприятий для обеспечения занятости безработных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет;
разработка мероприятий по улучшению качества жизни малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, создание условий для социализации в обществе детей-инвалидов;
создание условий предоставления гарантий материальной поддержки наиболее слабо защищенным семьям;
реализация мероприятий по профилактике детской беспризорности и безнадзорности;
содействие реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции.
В сфере укрепления семьи и повышения рождаемости:
сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин посредством развития службы планирования семьи, реализации системы пропаганды здорового образа жизни и предупреждения абортов;
создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания нескольких детей;
повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций в общественном сознании.
В сфере повышения самореализации семьи:
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на поддержку различных форм семейного бизнеса, кредитования, страхования;
развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, учреждений сферы досуга;
повышение эффективности деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;
повышение качества оказываемых услуг, реализация современных технологий поддержки родителей в процессе воспитания детей;
внедрение образовательных программ по подготовке к ответственному родительству и семейной жизни в школах, информационно-просветительских программ в средствах массовой информации, инновационных практик подготовки супружеских пар к беременности и родам в работу женских консультаций.
6. Критерии устойчивого функционирования и развития института семьи
Критерии устойчивого функционирования и развития института семьи:
повышение уровня рождаемости в республике;
переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка);
повышение уровня физического, психического и социального здоровья семьи;
снижение уровня детской беспризорности и безнадзорности;
сокращение масштабов социального сиротства, преимущественное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики реализуется через систему мероприятий, предусмотренных в следующих планах и программах:
в Плане основных мероприятий по проведению в 2008 году в Удмуртской Республике Года семьи, утвержденном распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 года № 43-р;
в разделе «Укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 июня 2008 года № 130-IV;
в Республиканской целевой программе «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142 - III.
Реализация мероприятий, проводимых в рамках Концепции, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год по данному направлению.
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2008 года № 303
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2015 ГОДА
В целях укрепления и развития семьи как социального института, определения общей стратегии и приоритетных направлений политики в отношении семьи Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года.
2. Предложить исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социальными процессами руководствоваться положениями Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А.Харину.
Председатель Правительства Удмуртской Республики - Ю.С.Питкевич
Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2008 года № 303
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2015 ГОДА
1. Общие концептуальные положения
Концепция семейной политики Удмуртской Республики (далее - Концепция) разработана во исполнение Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2004 - 2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142 - III.
Концепция определяет общую стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики в отношении семьи, направлена на укрепление института семьи, поддержку материнства и детства.
Семья в настоящей Концепции рассматривается как многогранный общественный институт, подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей и является важнейшим фактором морального, социального, экономического прогресса и культуры общества.
Концепция включает анализ особенностей развития института семьи в Удмуртской Республике, цели и задачи семейной политики, принципы и механизмы ее реализации.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти Удмуртской Республики регулирующих мер, направленных на создание условий для поддержки семьи, материнства и детства.
Семейная политика выступает составной частью социальной политики государства, представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, медицинского, психологического, информационного и организационного характера, осуществляемых органами исполнительной власти Удмуртской Республики, направленных на укрепление семьи как социального института.
Семейная политика в целом ориентирована на определение долгосрочной и среднесрочной стратегии действий органов государственной власти Удмуртской Республики, на улучшение положения семьи в различных аспектах жизнедеятельности, на обеспечение гарантированных государством условий реализации конституционных прав и законных интересов детей на полноценную жизнь, образование, воспитание, на физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Современная семейная политика ориентирована на развитие субъектной роли семьи, создание условий для раскрытия социально-экономического и воспитательного потенциала семьи. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию и обеспечить его развитие.
Социальный институт семьи выступает в качестве самостоятельного целостного объекта государственной деятельности, полноправного субъекта социальных отношений.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики отражает современные подходы к решению вопросов социальной поддержки семьи, учитывая при этом:
-современные тенденции развития института семьи в Удмуртской Республике;
-многообразие форм семьи, особенности ее социального положения;
-интересы семьи, родителей и детей;
-содержание приоритетных направлений социальной политики государства.
В качестве эффективной стратегии семейной политики признаны инвестиционные стратегии развития человеческого капитала. При этом семейная политика направлена на обеспечение мер как поддерживающего (социальные пособия и гарантии в отношении социально уязвимых групп), так и инвестиционного характера в семьи и группы населения с позитивным потенциалом развития.
2. Анализ состояния института семьи в Удмуртской Республике
Состояние развития института семьи в Удмуртской Республике в целом отражает сложившиеся тенденции в Российской Федерации.
Удмуртская Республика является регионом с положительной динамикой основных демографических показателей. По сохранению численности населения республика в течение ряда лет занимает 2 место в Приволжском федеральном округе. В 2007 году на 45% территории республики достигнут положительный прирост населения - в 9 районах и 2 городах Удмуртии.
Комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости и обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, введенный с 2007 года, привел к резкому увеличению темпа роста рождаемости. Показатель рождаемости в 2008 году увеличится на 5% и составит по оценке 13,4. В течение ряда лет по уровню рождаемости Удмуртская Республика занимает I место в Приволжском федеральном округе, в текущем году Удмуртия разделила 1 место с Башкортостаном.
В республике неуклонно снижается младенческая смертность. За период с 2004 года уровень младенческой смертности снизился на 25 % и составит 9,1 в 2008 году.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения, в том числе и трудоспособных возрастов. В 2008 году общая смертность сохраняется на уровне прошлого года (14,2), смертность населения трудоспособного возраста снизилась и составит 730,0 на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в 2008 году (2007 год - 739,2). По уровню смертности Удмуртская Республика в 2008 году занимает третье место в Приволжском федеральном округе.
В Удмуртской Республике семей с детьми до 18-летнего возраста по данным годовых отчетов муниципальных образований на 1 января 2008 года - 208 415. Численность детей в возрасте до 18 лет в этих семьях составляет 317 996 человек. Количество семей с одним ребенком - 109 594 (52,6%); с двумя детьми - 87 843 (42,1%).
Многодетных семей в Удмуртской Республике - 10 978, что составляет 5,3% от общего количества семей с детьми до 18-летнего возраста, в них детей - 35 217 человек или 11,1% от общего количества детей. Малоимущих многодетных семей - 7921, что составляет 72,2% от общего количества многодетных семей. В целом, данные свидетельствуют о преобладании семей, в которых воспитывается 1-2 ребенка.
Семейная политика в Удмуртской Республике в течение 2002-2007 годов ориентировалась на выработку эффективных механизмов защиты, помощи, поддержки семьи и детей с приоритетом охраны прав ребенка в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации.
Основными инструментами реализации семейной политики являются нормативные правовые акты; республиканские и ведомственные целевые программы; республиканские и ведомственные планы по приоритетным направлениям деятельности.
За последние 3 года принято более 50 нормативных и распорядительных актов в интересах семьи и детей.
Принята и реализуется Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Значительное развитие за счет Программы социально-экономического развития получила социальная инфраструктура.
Реализуется более 30 республиканских целевых программ. Практически 1/4 финансирования всех республиканских целевых программ приходится на социальный блок.
Стабилизация экономического положения, введение новых мер государственной поддержки семей с детьми в Удмуртской Республике закрепила положительную динамику основных показателей социального развития и уровня жизни населения.
Увеличилось количество 2-х, 3-их и более рождений. Снижается внебрачная рождаемость. Только за последние три года доля внебрачной рождаемости сократилась с 36,4 до 34,1.
Продолжается снижение доли населения, находящегося за чертой бедности. Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2007 году составила 272,9 тыс. человек, или 17,7%.
При этом все еще значительная часть населения республики относится к категории малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Несмотря на рост уровня жизни в Удмуртской Республике основной группой бедного населения являются семьи с несовершеннолетними детьми.
Традиционно среднедушевые денежные доходы домашних хозяйств, имеющих детей, ниже, чем в среднем по региону, причем с увеличением количества детей денежные доходы в среднем на одного члена домашнего хозяйства уменьшаются. Складывается достаточно устойчивая закономерность: с ростом числа детей в семье уменьшается среднедушевой денежный доход, а соответственно и сумма потребительских расходов.
Таким образом, отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. В настоящее время люди ориентированы, в основном, на одного или в лучшем случае 2-х детей. Отказ от рождения желаемых детей в семье - это своего рода противостояние сложившемуся уровню жизни.
Семья подвержена огромному числу рисков. Для многих семей с детьми характерны низкий материальный достаток и жилищно-бытовая неустроенность.
В значительной степени в связи с низким уровнем благосостояния возрастает число семей с нездоровым социально-психологическим микроклиматом, конфликтными межличностными отношениями.
Низкий статус института семьи в общественном сознании приводит к негативным тенденциям в брачно-семейных отношениях. Увеличивается количество неполных семей. Уровень браков и разводов является показателем состояния института семьи в республике. Несмотря на то, что уровень брачности в 2007 году превысил значение последних лет и составил 8,7 на 1000 населения, по-прежнему сохраняется высокий уровень разводов - 3,8 на 1000 населения и внебрачной рождаемости - 34,1%.
Сложное положение семьи во многом является определяющим в росте социального сиротства. В настоящее время в Удмуртской Республике продолжает оставаться высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2008 было выявлено 1566 детей данной категории.
Почти 70% детей в Удмуртской Республике воспитывается и живет в семьях, где имеются материальные, бытовые, психологические и другие проблемы.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей жизнедеятельности семей в Удмуртской Республике современная ситуация требует определения целостной стратегии, принципов и основных подходов в сфере регулирования семейной политики. Это позволит целенаправленно предпринимать действия по укреплению семьи и создать предпосылки для улучшения ее жизнедеятельности.
3. Основные принципы и цели семейной политики
Целью семейной политики является укрепление института семьи как ресурса стабилизации и устойчивого развития общества.
Семейная политика направлена на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других функций.
Задачи семейной политики:
1) создание условий для успешного функционирования и развития института семьи в Удмуртской Республике;
2) повышение престижа и ценности семьи в общественном сознании;
3) перевод семьи с потребительских по отношению к государству позиций к активному участию в социально-экономической жизни в качестве равноправного субъекта социально-экономического развития;
4) повышение качества жизни семей с детьми;
5) усиление адресности в оказании государственной помощи различным категориям семей;
6) возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
7) формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на повышение ценности детства и создание полноценной семьи;
8) расширение и совершенствование сферы социальных услуг для семей с детьми;
9) внедрение современных технологий работы с семьей и детьми;
10) повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
11) создание действенной системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление, учет, организацию комплексной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
12) создание условий для нормальной социализации и самореализации подрастающего поколения;
13) межведомственное взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и др.
Достижение целей семейной политики в Удмуртской Республике в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.
Принципами семейной политики Удмуртской Республики являются:
признание ценности семьи, равенства прав семей и всех ее членов на защиту и поддержку по принципу социальной справедливости;
приоритет интересов ребенка. Интересы ребенка являются приоритетом в семейной политике. Меры семейной политики направлены на обеспечение защиты и полноценного развития каждого ребенка;
самостоятельность и автономность семьи. Семейная политика способствует сохранению и самостоятельному развитию семьи, предоставляет возможность выбора форм поддержки;
социальное партнерство. Социальная политика осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, общественными и коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами;
междисциплинарность и межведомственность. Семейная политика направлена на объединение усилий и координацию деятельности социальных служб, учреждений образования, здравоохранения, культуры, негосударственных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;
дифференцированный подход и адресная поддержка семьи. Государственные органы осуществляют социальную защиту семьи исходя из определения категорий семей и граждан, требующих специальных мер социальной защиты и поддержки.
4. Механизмы реализации семейной политики
Реализация семейной политики предполагает:
объединение усилий органов государственной власти Удмуртской Республики и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на повышение благосостояния и улучшение жизнедеятельности семей в области трудоустройства, поддержку различных форм семейного бизнеса, страхования, кредитования;
принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав ребенка в соответствии с международным и российским законодательством на территории Удмуртской Республики, внедрение современных механизмов контроля за соблюдением прав и законных интересов ребенка;
государственную поддержку многодетности (материальное стимулирование рождения второго и третьего ребенка, реализация мер в соответствии с действующим законодательством по поддержке многодетных семей);
развитие различных форм страхования и кредитования, обеспечивающих улучшение жилищных условий, повышение качества жизни и социальных услуг и качество жизнеобеспечения семей с детьми;
разработку научно-обоснованных технологий работы с семьей на основе исследования проблем современной семьи;
создание банка данных различных категорий семей с детьми для развития и совершенствования адресной помощи и поддержки;
обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров социальных работников, психологов, юристов, педагогов, медицинских работников, работников физкультуры и спорта, а также иной специализации, занимающихся проблемами семьи и детей для квалифицированного осуществления семейной политики;
создание единой информационной базы данных, позволяющей родителям ориентироваться на рынке услуг в сфере помощи и поддержки семьи;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде семейных ценностей;
проведение мониторинга состояния института семьи в республике;
развитие системы качественного непрерывного образования взрослых как создание системы шансов взрослому трудоспособному населению для адаптации в условиях меняющегося и развивающегося рынка труда;
развитие системы кредитования для получения качественного высшего образования мотивированной молодежью;
создание условий для совмещения продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях с рождением и воспитанием ребенка;
разработку и внедрение региональных стратегий, направленных на повышение правовой и потребительской культуры населения, с приоритетными ценностями здорового образа жизни как основы устойчивого развития Удмуртской Республики;
создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и спорта, направленной на оздоровление разных возрастных и социальных групп населения;
разработку республиканских целевых программ.
5. Основные направления осуществления семейной политики Удмуртской Республики
Семейная политика Удмуртской Республики, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях.
В сфере повышения жизненного уровня семьи:
разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми;
совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения;
разработка и осуществление целевых мероприятий для обеспечения занятости безработных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет;
разработка мероприятий по улучшению качества жизни малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, создание условий для социализации в обществе детей-инвалидов;
создание условий предоставления гарантий материальной поддержки наиболее слабо защищенным семьям;
реализация мероприятий по профилактике детской беспризорности и безнадзорности;
содействие реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции.
В сфере укрепления семьи и повышения рождаемости:
сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин посредством развития службы планирования семьи, реализации системы пропаганды здорового образа жизни и предупреждения абортов;
создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания нескольких детей;
повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций в общественном сознании.
В сфере повышения самореализации семьи:
совершенствование нормативной правовой базы, направленной на поддержку различных форм семейного бизнеса, кредитования, страхования;
развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, учреждений сферы досуга;
повышение эффективности деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;
повышение качества оказываемых услуг, реализация современных технологий поддержки родителей в процессе воспитания детей;
внедрение образовательных программ по подготовке к ответственному родительству и семейной жизни в школах, информационно-просветительских программ в средствах массовой информации, инновационных практик подготовки супружеских пар к беременности и родам в работу женских консультаций.
6. Критерии устойчивого функционирования и развития института семьи
Критерии устойчивого функционирования и развития института семьи:
повышение уровня рождаемости в республике;
переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка);
повышение уровня физического, психического и социального здоровья семьи;
снижение уровня детской беспризорности и безнадзорности;
сокращение масштабов социального сиротства, преимущественное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики реализуется через систему мероприятий, предусмотренных в следующих планах и программах:
в Плане основных мероприятий по проведению в 2008 году в Удмуртской Республике Года семьи, утвержденном распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 года № 43-р;
в разделе «Укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 июня 2008 года № 130-IV;
в Республиканской целевой программе «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142 - III.
Реализация мероприятий, проводимых в рамках Концепции, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год по данному направлению.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 040.000.000 Семья, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: