Основная информация
Дата опубликования: | 29 декабря 2010г. |
Номер документа: | RU60000201000540 |
Текущая редакция: | 4 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Псковская область |
Принявший орган: | Администрация Псковской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года № 548
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2013 ГОДЫ»
(в редакции постановлений Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23, от 25.10.2012 № 559, от 22.07.2013 № 320)
(Утратило силу с 01.01.2014 постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2014 № 125)
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ» Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы».
2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы» определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор
Псковской области
А.А.ТУРЧАК
Документ36
1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации Псковской области
от 29.12.2010 № 548
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
ПАСПОРТ
областной долгосрочной целевой программы
«Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
(в редакции постановлений Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23, от 25.10.2012 № 559, от 22.07.2013 № 320)
Наименование программы
«Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Распоряжение Администрации области от 30 июня 2010 г. № 177-р «Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
Разработчик Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
Исполнитель-координатор Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
Исполнители Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Главное государственной управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственное архивное управление Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
индивидуальные предприниматели;
Администрация области;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Центр информационных систем Псковской области»;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Институт регионального развития»;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Автобаза Администрации Псковской области»;
органы местного самоуправления;
Государственная инспекция труда в Псковской области;
Региональное объединение работодателей Псковской области;
Управление Роспотребназора по Псковской области;
Псковский областной совет профсоюзов
Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности
Основные целевые индикаторы
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;
уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих;
показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников
Сроки реализации Программы
2010 -2013 годы
Объемы и источники финансирования Программы
Объем финансирования Программы на весь период реализации составит 2 362 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
2011 год - 600 тыс. рублей;
2012 год - 881 тыс. рублей;
2013 год - 881 тыс. рублей»;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, важными из которых являются:
развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма;
повышение культуры производства;
стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами в организациях области;
обеспечение профилактики профессиональных заболеваний.
В Псковской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2005 по 2008 год общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,3 раза – с 2,2 до 1,7 пострадавших на 1000 работающих. При этом показатели по уровню производственного травматизма в Псковской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации.
Показатели производственного травматизма в 2006-2009 годах
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Российская Федерация
3,1
2,9
2,7
2,5
0,124
0,119
0,124
0,109
Северо-Западный федеральный округ
4,2
3,9
3,6
3,3
0,122
0,096
0,114
0,103
Псковская область
2,2
2,0
1,7
1,7
0,14
0,095
0,128
0,122
Ежегодно снижается число впервые выявленных профессиональных больных: 2005 год - 36 человек, 2006 год - 43 человека, 2007 год - 40 человек, 2008 год - 33 человека, 2009 год - 12 человек.
Показатели профессиональной заболеваемости в Псковской области в 2007-2009 годах (на 10000 работающих)
Годы
2007
2008
2009
Численность лиц с впервые установленным заболеванием - всего (по России)
7501
7265
нет данных
На 10000 работающих, человек
1,54
1,47
нет данных
Численность лиц с впервые установленным заболеванием всего (по Псковской области)
40
33
12
На 10000 работающих, человек
1,77
1,47
0,56
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Показатель численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в Псковской области выше, чем по России и Северо-Западному федеральному округу.
Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма.
Сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателей экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей сегодня системе установленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в списках, утвержденных в установленном порядке.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные списки, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в списках, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться.
Существующий подход носит дискриминационный характер.
При этом реальная картина может быть еще хуже, поскольку официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% работников. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые «скрытые профессиональные риски», уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Более 29% ежегодно умирающих жителей Псковской области составляют граждане в трудоспособном возрасте (30 % - по России).
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с каждым годом увеличивается: 2005 год – 14%, 2007 год – 15,2%, 2008 год – 18,1%, 2009 год – 19,8%.
Действующая в стране модель социального страхования, когда компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшему работнику, а не по причине наличия виновного, приводит к отсутствию экономической заинтересованности и у администрации в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже.
Общее число оплаченных дней по пособиям по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями за 2009 год в области составило 16703 дня на сумму 5933,5 тыс. рублей. Производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентноспособности, вынуждают нести дополнительные расходы.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности.
Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Только консолидированные усилия органов исполнительной власти, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда предусмотрено в действующем законодательств, в том числе:
в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
в статье 4 Закона области от 04 марта 2004 г. № 341-ОЗ «Об охране труда в Псковской области», утвержденного постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 февраля 2004 г. № 677, в соответствии с которой к полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относится разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Программы позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда и эффективно расходовать средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Показатели реализации Программы по годам представлены в разделе 6 Программы.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться с 2010 по 2013 годы в два этапа.
На первом этапе (с 2010 г. по 2011 г.) планируется создание системы управления профессиональными рисками на уровне отдельных организаций, которая предоставит работодателям возможность:
оценивать вероятность повреждений (утраты) здоровья работников и своевременно реализовывать меры по исключению или уменьшению уровней воздействия источников профессионального риска;
планировать мероприятия по медицинскому, в том числе диспансерному обслуживанию и санаторно-курортному лечению работников, а также мероприятия, связанные с трудовой и социальной реабилитацией;
оценивать качество и эффективность проводимых мероприятий по охране и улучшению условий труда.
На втором этапе (с 2012 г. по 2013 г.) предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками, реализации мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, поэтапного повышения качества рабочих мест и условий труда (индикатор – снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам).
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование Программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования Программы за весь период реализации составит 2 362 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
2011 год - 600 тыс. рублей;
2012 год - 881 тыс. рублей;
2013 год - 881 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы указаны исходя из расходов на реализацию мероприятий Программы и подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.
(раздел 4 в ред. постановления Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23).
.
Документ36
1
5. Перечень мероприятий Программы
(тыс. рублей)
№ п/п
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи
Исполнитель Программы - бюджетополучатель, исполнители мероприятий Программы
Объем финансирования
Ожидаемый результат от реализованных мероприятий Программы
всего по Программе
в том числе:
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
1
Задача 1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда – всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
100
0
30
30
40
Реформирование системы управления охраной труда – внедрение системы управления профессиональными рисками
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
100
0
30
30
40
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
1.1.
Мероприятие 1.1. Организация и проведение регионального мониторинга условий и охраны труда, включающего оценку условий и охраны труда, аттестацию рабочих мест по условиям труда, подтверждение соответствия условий труда требованиям охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Сбор информации о состоянии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.2.
Мероприятие 1.2. Оказание методической помощи органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления области по вопросам организации управления охраной труда в отраслях и на территориях муниципальных образований по улучшению условий и охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Внедрение системы управления профессиональными рисками
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.3.
Мероприятие 1.3. Организация работы по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источника
0
0
0
0
0
1.4.
Мероприятие 1.4. Организация смотра-конкурса по номинациям: «Лучшая организация по охране труда», «Лучший специалист по охране труда», «Лучший уполномоченный по охране труда» - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
100
0
30
30
40
Стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования. Распространение и обобщение передового опыта в области безопасности и охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
100
0
30
30
40
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.5.
Мероприятие 1.5. Проведение дней охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Повышение информированности работодателей и специалистов по вопросам охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.6.
Мероприятие 1.6. Создание областного координационного совета по охране труда в 2011 году - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Реализация скоординированных действий участников системы управления охраной труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.7.
Мероприятие 1.7. Заключение соглашений о взаимодействии участников системы государственного управления охраной труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Региональное объединение работодателей Псковской области
0
0
0
0
0
Скоординированное взаимодействие участников системы управления охраной труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.8.
Мероприятие 1.8. Оказание методической помощи при разработке разделов по охране труда в коллективных договорах, осуществление контроля - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.9.
Мероприятие 1.9. Формирование в организациях области института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда - всего
Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства по вопросам охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2
Задача 2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
1885
0
565
665
655
Повышение качества рабочих мест и условий труда на них
в том числе:
2.1.
Мероприятие 2.1. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда индивидуальными предпринимателями, в государственных и муниципальных учреждениях области - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения,
Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов, Государственное управление образования Псковской области, Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту, Главное государственной управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, Государственное архивное управление Псковской области, Администрация области, государственное бюджетное учреждение Псковской области «Центр информационных систем Псковской области», государственное бюджетное учреждение Псковской области «Институт регионального развития», государственное бюджетное учреждение Псковской области «Автобаза Администрации Псковской области», Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, индивидуальные предприниматели
1885
0
565
665
655
Повышение качества рабочих мест и условий труда на них
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
1885
0
565
665
655
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.2.
Мероприятие 2.2. Подготовка и выполнение мероприятий по охране труда Регионального соглашения между Администрацией области, Псковскими организациями профсоюзов и Региональным объединением работодателей области на 2009-2011 годы - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Региональное объединение работодателей Псковской области
Выполнение обязательств по охране труда Регионального соглашения
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.3.
Мероприятие 2.3. Содействие организациям в направлении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет на периодические медицинские осмотры (обследования) в центры профессиональной патологии - всего
Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Улучшение здоровья работающего населения
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.4.
Мероприятие 2.4. Оказание консультационной помощи работникам служб охраны труда организаций по вопросам выбора и применения современных средств индивидуальной защиты работников, в том числе на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Бесплатная выдача работнику, прошедшему обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет средств работодателя
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.5.
Мероприятие 2.5. Организация и проведение специальных выставок средств индивидуальной защиты - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Пропаганда современных средств индивидуальной защиты
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.6.
Мероприятия 2.6. Ведение реестра организаций, получивших заключения государственной экспертизы условий труда по качеству аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Регистрация организаций, получивших заключения по качеству аттестации рабочих мест по условиям труда. Получение информации о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.7.
Мероприятие 2.7. Ведение реестра организаций, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда - всего
Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Регистрация организаций, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3
Задача 3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
Всего предполагается обучить 6000 руководителей и специалистов за период 2010-2013 годы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
362
0
0
181
181
Повышение уровня знаний требований охраны труда руководителей и должностных лиц организаций
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
362
0
0
181
181
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
»;
3.1.
Мероприятие 3.1. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, работодателей -индивидуальных предпринимателей и специалистов организаций - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Повышение компетенции работников в области охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.2.
Мероприятие 3.2. Организация и проведение обучения по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комиссий по охране труда - всего
Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Повышение компетенции работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.3.
Мероприятие 3.3. Оказание помощи обучающим организациям по методическому обеспечению обучения по охране труда работников организаций (содержание программ, формы обучения, учебно-информационные материалы) - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Повышение качества обучения работников
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.4.
Мероприятие 3.4. Содействие развитию системы повышения квалификации специалистов по охране труда организаций, в том числе по вопросам внедрения современных систем управления охраной труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Повышение уровня знаний инженеров по охране труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.5.
Мероприятие 3.5. Оказание методической помощи обучающим организациям, осуществляющим обучение членов комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Повышение качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.6.
Мероприятие 3.6. Оказание методической помощи организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, претендующим на внесение в Реестр аккредитованных организаций в Минздравсоцразвии России - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Введение системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда только Минздравсоцразвия России на федеральном уровне
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
«3.7.
Мероприятие 3.7. Организация опережающего профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
362
0
0
181
181
Расширение возможностей вывода с вредного производства женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда»
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
362
0
0
181
181
внебюджетные источники
»;
4
Задача 4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
15
0
5
5
5
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
15
0
5
5
5
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
4.1.
Мероприятие 4.1. Обобщение и распространение передового опыта организаций, внедряющих современные системы управления труда, технологии и оборудование, улучшающие условия труда работников - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Пропаганда и внедрение передового опыта организаций, освоивших современные системы управления труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
4.2.
Мероприятие 4.2. Пропаганда с использованием средств массовой информации, выставок, семинаров вопросов обеспечения прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, освещение проблем безопасности и гигиены труда, социальной защиты работников, информирование организаций по вопросам охраны труда через электронные средства массовой информации, официальный сайт Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
15
0
5
5
5
Освещение проблем безопасности и гигиены труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
Всего по Программе
2362
0
600
881
881
из них:
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
2362
0
600
881
881
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
Документ36
1
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации.
7. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности Программы
«Цели и задачи
Целевые индикаторы
Единица измерения
Показатели реализации Программы
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Цель 1. Обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда
Задача 1.1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда
Внедрение системы управления рисками в системы управления охраной труда организаций
Единиц
-
-
-
4
12
Задача 1.2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
1. Снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
Процентов
19,8
19,8
19,3
18,8
18,3
2. Уровень травматизма со смертельным исходом на 1000 работающих
Человек
0,122
0,122
0,114
0,106
0,098
3. Уровень травматизма на производстве на 1000 работающих
Человек
1,7
1,7
1,6
1,5
1,4
4. Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работающих
Человек
1,7
1,7
1,65
1,6
1,56
Задача 1.3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
1. Рост числа обученных руководителей и специалистов вопросам охраны и условий труда
Человек
1830
1950
2070
2190
2310
2. Количество женщин, выведенных с вредного производства
Человек
-
-
-
10
10
Задача 1.4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности
Количество информаций по вопросам охраны труда, размещенных на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения, количество выставок, семинаров по вопросам охраны труда
Единиц
3
5
7
7
7».
Программа улучшения условий и охраны труда должна быть экономически эффективной за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба и снижения экономических потерь в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, в том числе:
выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации (ежемесячные выплаты пострадавшим, пособия по временной нетрудоспособности, расходы на реабилитацию пострадавших;
расходов работодателей на компенсации работникам за работу в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, молоко и лечебно-профилактическое питание).
Эффективность Программы определяется степенью достижения ожидаемых целевых показателей Программы.
Используемые в Программе целевые показатели не предполагают специальные методики расчета, поскольку их величины являются абсолютными.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения.
Контроль за выполнением мероприятий Программы, за целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет Администрация области.
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения при необходимости в установленном порядке вносит предложения по внесению в Программу необходимых уточнений и изменений.
Контроль за расходованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Документ36
1
АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года № 548
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2013 ГОДЫ»
(в редакции постановлений Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23, от 25.10.2012 № 559, от 22.07.2013 № 320)
(Утратило силу с 01.01.2014 постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2014 № 125)
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ» Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы».
2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы» определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор
Псковской области
А.А.ТУРЧАК
Документ36
1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации Псковской области
от 29.12.2010 № 548
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
ПАСПОРТ
областной долгосрочной целевой программы
«Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
(в редакции постановлений Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23, от 25.10.2012 № 559, от 22.07.2013 № 320)
Наименование программы
«Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы» (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Распоряжение Администрации области от 30 июня 2010 г. № 177-р «Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы «Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы»
Разработчик Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
Исполнитель-координатор Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
Исполнители Программы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Главное государственной управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственное архивное управление Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
индивидуальные предприниматели;
Администрация области;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Центр информационных систем Псковской области»;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Институт регионального развития»;
государственное бюджетное учреждение Псковской области «Автобаза Администрации Псковской области»;
органы местного самоуправления;
Государственная инспекция труда в Псковской области;
Региональное объединение работодателей Псковской области;
Управление Роспотребназора по Псковской области;
Псковский областной совет профсоюзов
Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности
Основные целевые индикаторы
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;
уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих;
показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников
Сроки реализации Программы
2010 -2013 годы
Объемы и источники финансирования Программы
Объем финансирования Программы на весь период реализации составит 2 362 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
2011 год - 600 тыс. рублей;
2012 год - 881 тыс. рублей;
2013 год - 881 тыс. рублей»;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, важными из которых являются:
развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма;
повышение культуры производства;
стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами в организациях области;
обеспечение профилактики профессиональных заболеваний.
В Псковской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2005 по 2008 год общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,3 раза – с 2,2 до 1,7 пострадавших на 1000 работающих. При этом показатели по уровню производственного травматизма в Псковской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации.
Показатели производственного травматизма в 2006-2009 годах
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек
Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих, человек
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Российская Федерация
3,1
2,9
2,7
2,5
0,124
0,119
0,124
0,109
Северо-Западный федеральный округ
4,2
3,9
3,6
3,3
0,122
0,096
0,114
0,103
Псковская область
2,2
2,0
1,7
1,7
0,14
0,095
0,128
0,122
Ежегодно снижается число впервые выявленных профессиональных больных: 2005 год - 36 человек, 2006 год - 43 человека, 2007 год - 40 человек, 2008 год - 33 человека, 2009 год - 12 человек.
Показатели профессиональной заболеваемости в Псковской области в 2007-2009 годах (на 10000 работающих)
Годы
2007
2008
2009
Численность лиц с впервые установленным заболеванием - всего (по России)
7501
7265
нет данных
На 10000 работающих, человек
1,54
1,47
нет данных
Численность лиц с впервые установленным заболеванием всего (по Псковской области)
40
33
12
На 10000 работающих, человек
1,77
1,47
0,56
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Показатель численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в Псковской области выше, чем по России и Северо-Западному федеральному округу.
Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма.
Сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателей экономить на охране труда, а работника рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей сегодня системе установленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
В настоящее время в Российской Федерации действует статусный (списочный) подход предоставления компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенного размера оплаты труда) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при котором указанные компенсации предоставляются только тем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чьи должности (профессии) поименованы в списках, утвержденных в установленном порядке.
При этом работники, чьи профессии не включены в данные списки, лишены права на получение указанных компенсаций, в то время как работникам, поименованным в списках, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест не относятся к вредным или опасным, компенсации продолжают предоставляться.
Существующий подход носит дискриминационный характер.
При этом реальная картина может быть еще хуже, поскольку официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% работников. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций работников, т.е. так называемые «скрытые профессиональные риски», уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Более 29% ежегодно умирающих жителей Псковской области составляют граждане в трудоспособном возрасте (30 % - по России).
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с каждым годом увеличивается: 2005 год – 14%, 2007 год – 15,2%, 2008 год – 18,1%, 2009 год – 19,8%.
Действующая в стране модель социального страхования, когда компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшему работнику, а не по причине наличия виновного, приводит к отсутствию экономической заинтересованности и у администрации в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже.
Общее число оплаченных дней по пособиям по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями за 2009 год в области составило 16703 дня на сумму 5933,5 тыс. рублей. Производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентноспособности, вынуждают нести дополнительные расходы.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев.
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности.
Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Только консолидированные усилия органов исполнительной власти, сторон социального партнерства позволят в полной мере реализовать комплекс мер по улучшению условий и охраны труда работников, защитить их жизнь и здоровье на производстве.
Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда предусмотрено в действующем законодательств, в том числе:
в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
в статье 4 Закона области от 04 марта 2004 г. № 341-ОЗ «Об охране труда в Псковской области», утвержденного постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26 февраля 2004 г. № 677, в соответствии с которой к полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относится разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Программы позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда и эффективно расходовать средства областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет:
снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышения качества рабочих мест и условий труда;
снижения смертности от предотвратимых причин;
улучшения здоровья работающего населения.
Задачи Программы:
1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда.
2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности.
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Показатели реализации Программы по годам представлены в разделе 6 Программы.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться с 2010 по 2013 годы в два этапа.
На первом этапе (с 2010 г. по 2011 г.) планируется создание системы управления профессиональными рисками на уровне отдельных организаций, которая предоставит работодателям возможность:
оценивать вероятность повреждений (утраты) здоровья работников и своевременно реализовывать меры по исключению или уменьшению уровней воздействия источников профессионального риска;
планировать мероприятия по медицинскому, в том числе диспансерному обслуживанию и санаторно-курортному лечению работников, а также мероприятия, связанные с трудовой и социальной реабилитацией;
оценивать качество и эффективность проводимых мероприятий по охране и улучшению условий труда.
На втором этапе (с 2012 г. по 2013 г.) предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками, реализации мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, поэтапного повышения качества рабочих мест и условий труда (индикатор – снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам).
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование Программы
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования Программы за весь период реализации составит 2 362 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе:
2011 год - 600 тыс. рублей;
2012 год - 881 тыс. рублей;
2013 год - 881 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы указаны исходя из расходов на реализацию мероприятий Программы и подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий год.
(раздел 4 в ред. постановления Администрации Псковской области от 25.01.2012 № 23).
.
Документ36
1
5. Перечень мероприятий Программы
(тыс. рублей)
№ п/п
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи
Исполнитель Программы - бюджетополучатель, исполнители мероприятий Программы
Объем финансирования
Ожидаемый результат от реализованных мероприятий Программы
всего по Программе
в том числе:
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
1
Задача 1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда – всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
100
0
30
30
40
Реформирование системы управления охраной труда – внедрение системы управления профессиональными рисками
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
100
0
30
30
40
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
1.1.
Мероприятие 1.1. Организация и проведение регионального мониторинга условий и охраны труда, включающего оценку условий и охраны труда, аттестацию рабочих мест по условиям труда, подтверждение соответствия условий труда требованиям охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Сбор информации о состоянии условий и охраны труда для принятия взвешенных управленческих решений в данной сфере
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.2.
Мероприятие 1.2. Оказание методической помощи органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления области по вопросам организации управления охраной труда в отраслях и на территориях муниципальных образований по улучшению условий и охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Внедрение системы управления профессиональными рисками
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.3.
Мероприятие 1.3. Организация работы по внедрению передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источника
0
0
0
0
0
1.4.
Мероприятие 1.4. Организация смотра-конкурса по номинациям: «Лучшая организация по охране труда», «Лучший специалист по охране труда», «Лучший уполномоченный по охране труда» - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
100
0
30
30
40
Стимулирование работодателей к постоянному улучшению условий труда, внедрению новых безопасных технологий и промышленного оборудования. Распространение и обобщение передового опыта в области безопасности и охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
100
0
30
30
40
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.5.
Мероприятие 1.5. Проведение дней охраны труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Повышение информированности работодателей и специалистов по вопросам охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.6.
Мероприятие 1.6. Создание областного координационного совета по охране труда в 2011 году - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Реализация скоординированных действий участников системы управления охраной труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.7.
Мероприятие 1.7. Заключение соглашений о взаимодействии участников системы государственного управления охраной труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов, Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Региональное объединение работодателей Псковской области
0
0
0
0
0
Скоординированное взаимодействие участников системы управления охраной труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.8.
Мероприятие 1.8. Оказание методической помощи при разработке разделов по охране труда в коллективных договорах, осуществление контроля - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
1.9.
Мероприятие 1.9. Формирование в организациях области института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда - всего
Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства по вопросам охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2
Задача 2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов
1885
0
565
665
655
Повышение качества рабочих мест и условий труда на них
в том числе:
2.1.
Мероприятие 2.1. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда индивидуальными предпринимателями, в государственных и муниципальных учреждениях области - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения,
Государственная инспекция труда в Псковской области, Псковский областной совет профсоюзов, Государственное управление образования Псковской области, Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту, Главное государственной управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области, Государственное архивное управление Псковской области, Администрация области, государственное бюджетное учреждение Псковской области «Центр информационных систем Псковской области», государственное бюджетное учреждение Псковской области «Институт регионального развития», государственное бюджетное учреждение Псковской области «Автобаза Администрации Псковской области», Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию, Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора, индивидуальные предприниматели
1885
0
565
665
655
Повышение качества рабочих мест и условий труда на них
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
1885
0
565
665
655
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.2.
Мероприятие 2.2. Подготовка и выполнение мероприятий по охране труда Регионального соглашения между Администрацией области, Псковскими организациями профсоюзов и Региональным объединением работодателей области на 2009-2011 годы - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Региональное объединение работодателей Псковской области
Выполнение обязательств по охране труда Регионального соглашения
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.3.
Мероприятие 2.3. Содействие организациям в направлении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет на периодические медицинские осмотры (обследования) в центры профессиональной патологии - всего
Управление Роспотребнадзора по Псковской области, Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Улучшение здоровья работающего населения
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.4.
Мероприятие 2.4. Оказание консультационной помощи работникам служб охраны труда организаций по вопросам выбора и применения современных средств индивидуальной защиты работников, в том числе на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Бесплатная выдача работнику, прошедшему обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет средств работодателя
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.5.
Мероприятие 2.5. Организация и проведение специальных выставок средств индивидуальной защиты - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Пропаганда современных средств индивидуальной защиты
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.6.
Мероприятия 2.6. Ведение реестра организаций, получивших заключения государственной экспертизы условий труда по качеству аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Регистрация организаций, получивших заключения по качеству аттестации рабочих мест по условиям труда. Получение информации о проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
2.7.
Мероприятие 2.7. Ведение реестра организаций, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда - всего
Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Регистрация организаций, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3
Задача 3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
Всего предполагается обучить 6000 руководителей и специалистов за период 2010-2013 годы
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
362
0
0
181
181
Повышение уровня знаний требований охраны труда руководителей и должностных лиц организаций
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
362
0
0
181
181
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
»;
3.1.
Мероприятие 3.1. Организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей, работодателей -индивидуальных предпринимателей и специалистов организаций - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Повышение компетенции работников в области охраны труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.2.
Мероприятие 3.2. Организация и проведение обучения по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комиссий по охране труда - всего
Псковский областной совет профсоюзов
0
0
0
0
0
Повышение компетенции работников в области охраны труда, освоение ими практических навыков безопасного производства работ
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.3.
Мероприятие 3.3. Оказание помощи обучающим организациям по методическому обеспечению обучения по охране труда работников организаций (содержание программ, формы обучения, учебно-информационные материалы) - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Повышение качества обучения работников
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.4.
Мероприятие 3.4. Содействие развитию системы повышения квалификации специалистов по охране труда организаций, в том числе по вопросам внедрения современных систем управления охраной труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Повышение уровня знаний инженеров по охране труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.5.
Мероприятие 3.5. Оказание методической помощи обучающим организациям, осуществляющим обучение членов комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Повышение качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
3.6.
Мероприятие 3.6. Оказание методической помощи организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, претендующим на внесение в Реестр аккредитованных организаций в Минздравсоцразвии России - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
0
0
0
0
0
Введение системы обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда только Минздравсоцразвия России на федеральном уровне
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
«3.7.
Мероприятие 3.7. Организация опережающего профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
362
0
0
181
181
Расширение возможностей вывода с вредного производства женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда»
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
362
0
0
181
181
внебюджетные источники
»;
4
Задача 4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
15
0
5
5
5
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
15
0
5
5
5
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
в том числе:
4.1.
Мероприятие 4.1. Обобщение и распространение передового опыта организаций, внедряющих современные системы управления труда, технологии и оборудование, улучшающие условия труда работников - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения, Псковский областной совет профсоюзов, Государственная инспекция труда в Псковской области
0
0
0
0
0
Пропаганда и внедрение передового опыта организаций, освоивших современные системы управления труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
4.2.
Мероприятие 4.2. Пропаганда с использованием средств массовой информации, выставок, семинаров вопросов обеспечения прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, освещение проблем безопасности и гигиены труда, социальной защиты работников, информирование организаций по вопросам охраны труда через электронные средства массовой информации, официальный сайт Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения - всего
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения
15
0
5
5
5
Освещение проблем безопасности и гигиены труда
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
Всего по Программе
2362
0
600
881
881
из них:
федеральный бюджет
0
0
0
0
0
областной бюджет
2362
0
600
881
881
внебюджетные источники
0
0
0
0
0
Документ36
1
6. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит:
снизить уровень производственного травматизма на 20 процентов;
улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5 процента;
обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда;
расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации.
7. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности Программы
«Цели и задачи
Целевые индикаторы
Единица измерения
Показатели реализации Программы
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Цель 1. Обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда
Задача 1.1. Совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда
Внедрение системы управления рисками в системы управления охраной труда организаций
Единиц
-
-
-
4
12
Задача 1.2. Улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
1. Снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
Процентов
19,8
19,8
19,3
18,8
18,3
2. Уровень травматизма со смертельным исходом на 1000 работающих
Человек
0,122
0,122
0,114
0,106
0,098
3. Уровень травматизма на производстве на 1000 работающих
Человек
1,7
1,7
1,6
1,5
1,4
4. Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работающих
Человек
1,7
1,7
1,65
1,6
1,56
Задача 1.3. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
1. Рост числа обученных руководителей и специалистов вопросам охраны и условий труда
Человек
1830
1950
2070
2190
2310
2. Количество женщин, выведенных с вредного производства
Человек
-
-
-
10
10
Задача 1.4. Информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности
Количество информаций по вопросам охраны труда, размещенных на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения, количество выставок, семинаров по вопросам охраны труда
Единиц
3
5
7
7
7».
Программа улучшения условий и охраны труда должна быть экономически эффективной за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба и снижения экономических потерь в связи с производственными травмами и профессиональными заболеваниями, в том числе:
выплат из Фонда социального страхования Российской Федерации (ежемесячные выплаты пострадавшим, пособия по временной нетрудоспособности, расходы на реабилитацию пострадавших;
расходов работодателей на компенсации работникам за работу в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере, молоко и лечебно-профилактическое питание).
Эффективность Программы определяется степенью достижения ожидаемых целевых показателей Программы.
Используемые в Программе целевые показатели не предполагают специальные методики расчета, поскольку их величины являются абсолютными.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения.
Контроль за выполнением мероприятий Программы, за целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляет Администрация области.
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения при необходимости в установленном порядке вносит предложения по внесению в Программу необходимых уточнений и изменений.
Контроль за расходованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Документ36
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Псковская правда № 4-5 от 14.01.2011 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: