Основная информация

Дата опубликования: 29 декабря 2011г.
Номер документа: RU92000201101566
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Правительство Забайкальского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 декабря 2011 года                                                                                                                 № 521

г. Чита

Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения

{Утратило силу:

Постановление Правительства Забайкальского края от 18.11.2014 года № 639 НГР: ru92000201401604}

{Изменения и дополнения:

Постановление Правительства Забайкальского края от 20.03.2012 года № 122 НГР: ru92000201200272

Постановление Правительства Забайкальского края от 07.09.2012 года № 376 НГР: ru92000201201126

Постановление Правительства Забайкальского края от 11.09.2012 года № 379 НГР: ru92000201201129}

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статьей 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьей 44 Устава Забайкальского края, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», в целях определения порядка организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенностей режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения (прилагается).

Губернатор Забайкальского края

Р.Ф.Гениатулин

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Забайкальского края

29 декабря 2011 года № 521

ПОЛОЖЕНИЕ

об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального

и местного значения

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты регионального и местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

3. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам.

4. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:

в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах регионального и местного значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);

лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального и местного значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы.

5. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):

месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;

месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;

месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;

месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;

лечебный климат;

рапа озер;

акватории озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;

пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;

леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;

участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.

6. В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать законодательству Российской Федерации и Забайкальского края.

7. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

2. Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения

8. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере особо охраняемых природных территорий на территории Забайкальского края (далее - уполномоченный орган); местного значения - с органами местного самоуправления, на территории которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Задания на разработку проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения согласовываются также с территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка требованиям санитарного законодательства, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В качестве заказчика выступают заинтересованные лица (органы исполнительной власти Забайкальского края, органы местного самоуправления Забайкальского края, организации и граждане).

9. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального значения согласовывается с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, уполномоченным органом; местного значения - с органами местного самоуправления, на территории которых расположены лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения также подлежит согласованию с территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения

10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, представляющих собой единый курортный регион (район), устанавливается общий округ. Округ горно-санитарной охраны также устанавливается для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта регионального или местного значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон сокращается до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, организуется одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и третья зоны округа горно-санитарной охраны.

12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

{абзац 4 пункта 12 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.09.2012 года № 376}

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.

13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

строительство транзитных автомобильных дорог;

размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

{абзац 8 пункта 12 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 07.09.2012 года № 376}

размещение кладбищ и скотомогильников;

устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

складирование и захоронение промышленных, в том числе радиоактивных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое приведет к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта регионального и местного значения.

При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений, а также при проведении профилактических обработок от энцефалитных клещей в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

Границы второй зоны устанавливаются:

для месторождений минеральных вод - с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;

для месторождений лечебных грязей - по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;

для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, - с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;

для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, - с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.

14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.

16. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

17. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральными планами курортов регионального и местного значения, утверждаемыми в установленном порядке.

18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения утверждаются Правительством Забайкальского края по представлению уполномоченного органа.

4. Обеспечение санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения

19. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения осуществляют:

в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;

во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.

20. Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального значения осуществляет уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого располагается лечебно-оздоровительная местность или курорт местного значения, в случае размещения лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения на территории двух и более муниципальных районов Забайкальского края - орган местного самоуправления, на территории которого расположен природный лечебный ресурс или объект, относящийся к недрам, не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится уполномоченным органом путем размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также органом местного самоуправления, на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность или курорт регионального или местного значения, посредством размещения информационных щитов и аншлагов, в течение месяца со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Забайкальского края об утверждении границ и режимов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

{абзац 3 пункта 20 в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 20.03.2012 года № 122}

21. 21. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоро-вительных местностей и курортов регионального значения осуществляется уполномоченным органом при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоро-вительных местностей и курортов местного значения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления при осуществлении в пределах своей компетенции муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

{пункт 21 изложен в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 11.09.2012 года № 379}

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Азия-Экспресс № 3 от 19.01.2012
Рубрики правового классификатора: 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать