Основная информация

Дата опубликования: 29 декабря 2016г.
Номер документа: RU16000201601540
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Татарстан
Принявший орган: Кабинет Министров Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2016 г. № 1041

Об утверждении комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей республики Татарстан в 2017 году

В целях реализации стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2017 году (далее - Комплекс мер).

2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан уполномоченным органом по реализации Комплекса мер.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр

Республики Татарстан                                                                      И.Ш.ХАЛИКОВ

Утвержден

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 29 декабря 2016 г. № 1041

КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2017 ГОДУ

1. Информация о создавшихся в системе дополнительного образования детей в Республике Татарстан условиях для осуществления процедур модернизации

В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 434 учреждения дополнительного образования детей разной ведомственной принадлежности с общим охватом 325739 обучающихся и 14116 школьных кружков, где занимаются 231 720 обучающихся.

№ п/п

Ведомство

Количество образовательных организаций дополнительного образования

Количество обучающихся, человек

1.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

155

196310

2.

Министерство культуры Республики Татарстан

106

38665

3.

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

163

87237

4.

Негосударственная сеть дополнительного образования

10

3527

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования с учетом занятости в школьных кружках осуществляется в образовательных организациях различных видов, что составляет 90% (расчет суммарного охвата осуществляется по формуле:

Одоп = Оодо x 0,54 + Окр,

где:

Одоп - охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными образовательными программами;

Оодо - охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными образовательными программами в образовательных организациях дополнительного образования;

Окр - охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными образовательными программами (кружковой работой).

№ п/п

Образовательные организации

Количество образовательных организаций дополнительного образования/количество обучающихся

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Министерство культуры Республики Татарстан

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан

Негосударственная сеть дополнительного образования

1.

Школы

40/20272

104/36530

163/87237

2.

Многопрофильные центры

82/145869

3.

Профильные центры

25/22758

2/2135

10/3527

4.

Профильные станции

8/7411

5.

Объединения дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций

Всего объединений по всем ведомствам:

14 116, в которых обучаются 231720 детей

Учитывая социальную значимость развития дополнительного образования детей, в республике с 2011 года сделан акцент на развитие технического творчества детей, освоение инженерно-технических компетенций, в том числе на робототехнике.

По итогам последних лет наблюдается стабильное увеличение числа объединений технической направленности, при этом в объединениях технической направленности организаций дополнительного образования детей и школьных объединениях занимаются 13,9 процента от общего количества учащихся (среднее значение данного показателя по России - 5 процентов).

Охват детей дополнительным образованием художественной направленности составляет 40,9 процента, туристско-краеведческой - 7,8 процента, естественнонаучной - 13,3 процента. За последние три года охват детей дополнительным образованием технической направленности увеличился, по другим направленностям - динамики практически не наблюдается.

Охват дополнительным образованием детей объединений

образовательных организаций дополнительного образования

детей по направлениям

(процентов)

Год

Наименование направлений

техническое

художественное

туристско-краеведческое

естественнонаучное

2014 год

11,2

40,4

7,6

13,9

2015 год

12,9

40,8

7,5

13,4

2016 год

13,9

40,9

7,8

13,3

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" курирует работу 155 учреждений дополнительного образования в Республике Татарстан. Предметом деятельности Центра является осуществление координирующих, информационно-организационных, программно-методических функций по поддержке и развитию дополнительного образования детей в образовательных организациях всех типов и видов, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан. В 2015/2016 учебном году государственным бюджетным учреждением дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" были проведены 111 мероприятий с обучающимися республики, из которых 48 - технической направленности, 19 - художественной, 18 - туристско-краеведческой, 9 - физкультурно-спортивной, 17 - по содействию детским общественным организациям.

Во время проведения республиканских мероприятий широко используются механизмы взаимодействия с подведомственными учреждениями республики (72 мероприятия из 111 - совместные). Началось сотрудничество по ряду конкурсных мероприятий государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" с Детским научно-развлекательным центром "Зарница", открытым в ноябре 2015 г., являющимся уникальным как для Татарстана, так и для России в целом. Вырабатываются формы государственно-частного партнерства при реализации дополнительных общеобразовательных программ не только технической, но и художественной направленности. Так, в целях доступности качественных услуг, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, в 2016 году государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" провело совместно с детским научно-развлекательным центром "Зарница" Республиканский конкурс творческих работ "Герои сказок Габдуллы Тукая", в котором приняли участие 150 обучающихся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья (в номинации "Декоративно-прикладное изделие - творческие работы детей с ограниченными возможностями здоровья"). Выставка лучших работ конкурса состоялась на базе детского научно-развлекательного центра "Зарница", где для участников финала была организована бесплатная обзорная экскурсия по станциям "Безопасный Город", "Искусство", "Академия Талантов" "Защитник Отечества", "Город Мастеров", "Космодром", "Наукоград". Планируется ежегодное проведение Республиканского тематического конкурса творческих работ для детей с ограниченными возможностями здоровья с последующим введением его в Перечень региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".

В целях увеличения количества обучающихся туристско-краеведческой направленности планируется введение новых массовых мероприятий ("Туриада"), а также разработка туристских маршрутов в муниципалитетах и возможность сдачи школьниками норм "Готов к труду и обороне" по туризму.

Существует ряд проблем в сфере дополнительного образования художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности:

1. Имеется большая потребность в обновлении базы музыкальных инструментов, туристского оборудования и снаряжения в объединениях образовательных организаций дополнительного образования детей республики по причине износа.

2. Мало программ нового поколения художественной, естественнонаучной направленности, способствующих развитию инновационных методов обучения (в том числе с использованием компьютерных технологий).

3. Недостаточно развито сотрудничество между организациями различного типа при проведении республиканских мероприятий художественной и естественнонаучной направленности.

Таким образом, наметились основные направления работы.

В целях обновления содержания и технологий дополнительного образования, повышения качества программ художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности предлагается:

провести конкурсный отбор базовых площадок по художественной, туристско-краеведческой и естественнонаучной направленности дополнительного образования детей;

обеспечить базовые площадки по художественной, туристско-краеведческой и естественнонаучной направленности дополнительного образования детей музыкальными инструментами, туристским оборудованием и снаряжением, современным лабораторным оборудованием;

создать компьютерные и лабораторные классы для инновационных методов обучения в объединениях художественной и естественнонаучной направленности образовательных организаций дополнительного образования детей республики.

В целях привлечения большего количества воспитанников в объединения дополнительного образования различной направленности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья:

проводить новые конкурсные мероприятия, используя формы сотрудничества между организациями различного типа, в том числе государственно-частного партнерства;

разработать программы курсов повышения квалификации для начинающих и опытных педагогов с учетом требования реализации современных разноуровневых программ дополнительного образования различной направленности, а также адаптированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

структурировать и систематизировать работу по планомерной подготовке специалистов системы детско-юношеского туризма, по усилению безопасности походов с обучающимися.

2. Направления реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2017 году

2.1. Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности в 2017 году модельных центров дополнительного образования детей (далее - Модельный центр).

Модельным центром для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования специалистов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, планируется определить государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы", так как функция "ядра" территориальной системы дополнительного образования заложена в его уставной деятельности:

информационное и консультационное сопровождение деятельности специалистов муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей;

организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей по обеспечению условий для конкурсного характера оценки эффективности их деятельности путем организации и проведения соответствующих конкурсных мероприятий;

организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности детских общественных организаций, действующих на базе образовательных организаций;

организация конкурсов, олимпиад, массовых мероприятий для детей в установленной сфере деятельности учащихся;

осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации педагогических кадров с учетом специфики.

В 2016 году в связи с введением в Республике Татарстан персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Республики Татарстан государственным бюджетным учреждением дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" разработаны 11 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для различных категорий работников дополнительного образования детей, которые вошли в Республиканский реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Татарстан.

В 2017 году в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" пройдут курсы повышения квалификации, семинары и стажировки для руководящих, методических работников, педагогов дополнительного образования различной направленности дополнительного образования детей. Все мероприятия будут носить практико-ориентированный характер с привлечением лучших практик дополнительного образования детей республики.

Всего предполагается обучение более 400 руководящих и педагогических работников дополнительного образования детей.

Кроме того, с 2015 года государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" является региональной инновационной площадкой в Республике Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 05.11.2015 № под-9548/15 "О региональных инновационных площадках") по направлению "Инновационная деятельность педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов". За год к региональной инновационной площадке прикрепилось 140 участников, осуществляющих инновационную деятельность по различным направлениям дополнительного образования детей.

2.2. Распространение модели персонифицированного финансирования, разработка и внедрение разноуровневых программ дополнительного образования.

В 2017 году государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр внешкольной работы" в статусе модельного центра будет проводить вебинары по различным вопросам дополнительного образования детей, в том числе по распространению модели персонифицированного финансирования, разработке и внедрению разноуровневых программ дополнительного образования: ознакомительных (краткосрочных) для детей, осуществляющих поиск своих интересов; базовых (длительностью от года до двух лет) - для детей, проявивших интерес и склонность к направленности дополнительного образования; углубленных - для высокомотивированных детей.

2.3. Реализация программ сотрудничества между различными организациями.

Программы сотрудничества между организациями различного типа, в том числе в форме государственно-частного партнерства, планируется использовать при организации и проведении новых конкурсных мероприятий по всем направлениям дополнительного образования детей на основе использования опыта работы по данному направлению в сфере технического творчества.

2.4. Внедрение пилотных проектов обновления содержания и технологий дополнительного образования.

3. Персонифицированная система

3.1. Реализация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования будет продолжаться через:

разработку нормативно-правовой базы финансирования деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей на основе персонифицированного подхода;

создание региональной модели эффективного учета детей в объединениях дополнительного образования;

разработку моделей финансирования образовательных организаций дополнительного образования детей в форме государственно-частного партнерства;

реализацию проекта по электронному учету детей в образовательных организациях дополнительного образования детей.

Проект реализуется в двух направлениях:

повсеместно - посредством "электронного журнала" в рамках портала "Электронное образование в Республике Татарстан";

"пилотный проект" - ежедневный учет посещаемости в УДО шести муниципальных районов (с 2012 года - Зеленодольский, с 2013 года - Высокогорский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Пестречинский, Сабинский муниципальные районы Республики Татарстан).

Внедрение проекта по ежедневному учету посещаемости подразумевает оснащение педагогов дополнительного образования детей образовательных организаций дополнительного образования детей мобильными устройствами с поддержкой №FC (планшеты) и выдачу бесконтактных смарт-карт обучающимся, установку в образовательных организациях дополнительного образования детей точек доступа wi-fi (по 1 - 3 точки на организацию).

Внедрение указанного проекта позволит получить:

объективную информацию для рейтинговой оценки программ и образовательных организаций дополнительного образования детей;

объективную информацию для принятия кадровых решений;

обновить и расширить спектр программ дополнительного образования детей.

4. Индикаторы эффективности реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан и ожидаемые результаты

4.1. Индикаторы эффективности реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан представлены в следующей таблице:

№ п/п

Наименование индикатора/показателя

Минимальное значение

Значение субъекта Российской Федерации

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

6

1.

Реализация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей

реализована

реализована

2.

Создание модельного центра дополнительного образования детей для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования специалистов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности

1

1

3.

Создание навигатора дополнительных общеобразовательных программ, который позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки обучающихся

создан

создан

4.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, процентов

90

90

90

5.

Количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, проведенных на базе Модельного центра, единиц

4

4

4

6.

Количество разработанных и внедренных разноуровневых программ дополнительного образования, единиц

9

9

9

7.

Количество реализуемых программ сотрудничества между организациями различного типа

1

2

3

3

8.

Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в занятия по дополнительным общеобразовательным программам на базе Модельного центра

4

6

8

4.2. Ожидаемые результаты:

будет разработан и внедрен механизм получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования;

создан модельный центр дополнительного образования детей для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования специалистов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности;

повышена квалификация руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования (по художественной, туристско-краеведческой и естественнонаучной направленности, не менее 400 человек);

созданы и оснащены базовые площадки по художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности дополнительного образования детей (не менее трех);

осуществлена модернизация программ объединений различной направленности дополнительного образования детей; разработаны и внедрены разноуровневые программы дополнительного образования;

разработаны новые конкурсные мероприятия по всем направлениям дополнительного образования детей;

создан навигатор дополнительных общеобразовательных программ.

Объемы финансирования Комплекса мер по модернизации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Республике Татарстан в 2017 году и План-график реализации Комплекса мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2017 году представлены в приложениях № 1, 2 к Комплексу мер.

Приложение № 1

к Комплексу мер по развитию

эффективной системы

дополнительного образования детей

Республики Татарстан в 2017 году

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Объемы финансирования Комплекса мер по модернизации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Республике Татарстан в 2017 году

(тыс. рублей)

Комплекс мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей Республики Татарстан в 2017 году

Объемы финансирования в 2017 году

федеральный бюджет

бюджет Республики Татарстан

внебюджетные источники

всего

6 107,0

10 400,0

-

16 507,0

Запрашиваемые средства будут потрачены:

из бюджета Республики Татарстан (10 400,0 тыс. рублей) на развитие детского технопарка "Кванториум" (г. Набережные Челны);

из федерального бюджета (6 107,0 тыс. рублей) на:

создание модельного центра для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования специалистов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности (1 000,0 тыс. рублей);

создание и оснащение современным оборудованием базовых площадок по художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленностям дополнительного образования детей (3 000,0 тыс. рублей);

обучение и повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей (1 000,0 тыс. рублей);

создание навигатора дополнительных общеобразовательных программ, который позволит семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки обучающихся (100,0 тыс. рублей);

проведение заочных и сезонных школ для мотивированных школьников на базе Модельного центра (600,0 тыс. рублей);

разработку и внедрение разноуровневых программ дополнительного образования (300,0 тыс. рублей).

Приложение № 2

к Комплексу мер по развитию

эффективной системы

дополнительного образования детей

Республики Татарстан в 2017 году

ПЛАН-ГРАФИК

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В 2017 ГОДУ

Перечень мероприятий

Срок (период) выполнения

1

2

Реализация модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей

январь - декабрь 2017 г.

Создание и оснащение модельного центра дополнительного образования детей для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования специалистов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности

январь - декабрь 2017 г.

Материально-техническое оснащение базовых площадок дополнительного образования детей по художественной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности дополнительного образования детей

январь - декабрь 2017 г.

Создание навигатора дополнительных общеобразовательных программ, который позволит семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки обучающихся

июль - декабрь 2017 г.

Организация заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников на базе Модельного центра, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

июнь - август 2017 г.

Реализация программ сотрудничества между организациями различного типа

январь - декабрь 2017 г.

Разработка системы учета потребностей управленческих и педагогических кадров системы образования в повышении квалификации

январь - август 2017 г.

Утверждение разработанной системы учета потребностей управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования в повышении квалификации

январь - август 2017 г.

Отбор программ повышения квалификации педагогических кадров различной направленности дополнительного образования детей

январь - август 2017 г.

Реализация программ повышения квалификации педагогических кадров различной направленности дополнительного образования детей

август - декабрь 2017 г.

Разработка и внедрение разноуровневых программ дополнительного образования

август - декабрь 2017 г.

Проведение обучающих семинаров, стажировок для специалистов дополнительного образования детей

август - декабрь 2017 г.

--------------------------------

<*> ФЦПРО - Федеральная целевая программа развития образования.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать