Основная информация

Дата опубликования: 30 марта 2017г.
Номер документа: RU66000201700359
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Свердловская область
Принявший орган: Правительство Свердловской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30.03.2017 № 208-ПП

О Методических рекомендациях по разработке (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области

В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области», в целях установления единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Правительство Свердловской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (прилагаются).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Г. Высокинского.

Губернатор

Свердловской области

Е.В. Куйвашев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Свердловской области

от 30.03.2017 № 208-ПП

«О Методических рекомендациях

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области

Глава 1. Общие положения

1. Методические рекомендации по разработке (актуализации) стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года № 45-ОЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области».

2. Целью методических рекомендаций является установление единого методического подхода к осуществлению стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – муниципальные образования), при разработке (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования, иных документов, направленных на ее реализацию.

3. Задачами методических рекомендаций являются:

определение основных принципов разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования и ее координации с документами стратегического и территориального планирования муниципального образования;

установление единого подхода к целеполаганию и определению основных стратегических направлений развития, критериев оценки реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

определение этапов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

формирование системы стратегического управления развитием муниципального образования;

установление порядка подготовки, обсуждения (экспертизы) и рассмотрения проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в том числе отдельных стратегических направлений и программ, для последующего утверждения.

4. Актуализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлена необходимостью повышения эффективности реализации областных и муниципальных стратегических документов, составленных вне единой системы целеполагания и механизма реализации, координации государственного и муниципального стратегического планирования и управления.

5. Координацию деятельности по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований осуществляет Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.

Глава 2. Основные принципы разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования

6. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования основывается на приоритетах социально-экономической политики Свердловской области, долгосрочных целях, задачах и направлениях социально-экономического развития Свердловской области с учетом особенностей развития муниципального образования.

7. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на срок не меньший, чем срок реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, при этом по отдельным стратегическим направлениям социально-экономического развития могут быть установлены целевые ориентиры на более длительный срок.

8. При разработке (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования учитываются главные целевые ориентиры документов стратегического планирования федерального, регионального уровней и федеральных и областных отраслевых стратегий.

9. Документы стратегического планирования муниципального образования и документы стратегического планирования городских агломераций Свердловской области должны быть согласованы на стадии разработки стратегии социально-экономического развития городской агломерации. Стратегические приоритеты развития муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию, включаются в стратегию социально-экономического развития городской агломерации одновременно с актуализацией документов стратегического планирования муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию.

10. Процесс разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования возглавляет и контролирует глава муниципального образования или глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Он также руководит советом стратегического развития муниципального образования.

11. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования состоит из следующих частей: концептуальные основы (миссия, главная цель и подцели развития муниципального образования), социоэкономика муниципального образования, стратегические направления развития муниципального образования, стратегия пространственного развития муниципального образования, механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

12. Основными инструментами реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования являются стратегические проекты, формируемые по единой методике и обеспечивающие достижение целей стратегических направлений и программ. Структура стратегического проекта включает в себя: цель, задачи, технологию, мероприятия, показатели и финансовый план реализации с объемами затрат по источникам финансирования. Стратегические проекты делятся на поселенческие и поведенческие. Поселенческие проекты – это проекты, направленные на физическое изменение среды (строительство, реконструкцию, улучшение конкретных объектов или их характеристик, обеспечивающих позитивное влияние на социально-экономическое развитие). Поведенческие проекты – это проекты, воздействующие на восприятие жителей, формирование или положительное изменение жизненных ценностей или целевых установок.

13. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования производится одновременно с разработкой (актуализацией) схемы территориального планирования Свердловской области, основные параметры которой в отношении муниципального образования включаются в состав стратегии социально-экономического развития муниципального образования (раздел «Стратегия пространственного развития муниципального образования») и схемы территориального планирования муниципального образования (генерального плана муниципального образования). В процессе разработки (актуализации) должна обеспечиваться согласованность стратегии социально-экономического развития и документов стратегического территориального планирования.

14. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования формируется как научно обоснованный документ, учитывающий интересы всех групп населения муниципального образования и обеспечивающий равномерность и комплексность развития территории.

15. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается (актуализируется) открыто экспертными советами «Власть», «Наука», «Бизнес», «Общественность», «СМИ», включающими представителей власти, науки, бизнеса, общественности, средств массовой информации, разработчиков документов территориального планирования и генерального плана муниципального образования. Процесс разработки освещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

16. Представители всех экспертных советов муниципального образования входят в состав совета стратегического развития муниципального образования – общественного коллегиального органа, который рассматривает, принимает решение о направлении на доработку, проведении общественного обсуждения и (или) рекомендует к утверждению главой муниципального образования проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Глава 3. Организация процесса разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования

17. Для разработки (актуализации) стратегии социально-экономического развития муниципального образования формируются совет стратегического развития муниципального образования и экспертные советы муниципального образования «Власть», «Наука», «Бизнес», «Общественность», «СМИ». Проект положения о совете стратегического развития муниципального образования представлен в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям. В муниципальном образовании в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования назначается должностное лицо, ответственное за организацию и координацию деятельности совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования, сбор, представление и анализ исходных данных для формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Документы, утверждающие составы совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования, сведения о членах совета стратегического развития муниципального образования и экспертных советов муниципального образования и их контактные данные, сведения о социально-экономическом развитии муниципального образования представляются в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области.

18. Разработка (актуализация) стратегии социально-экономического развития муниципального образования производится в следующей последовательности:

1) осуществление сбора необходимых исходных данных, включающих значения показателей социально-экономического развития муниципального образования, характеристики территории, уровень развития и состояния всех видов инфраструктуры, результаты обследований и опросов жителей муниципального образования;

2) проведение анализа социально-экономического развития муниципального образования, оценка текущей ситуации, степень достижения целей и реализуемость ранее утвержденных документов планирования социально-экономического развития муниципального образования. Обязательным является SWOT-анализ муниципального образования, также могут быть применены иные методы стратегического анализа с соответствующими обоснованиями;

3) формирование и утверждение плана мероприятий по актуализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, включающего анализ реализации действующей редакции стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

4) оценка развития всей инфраструктуры, ее потенциала, выявление системных проблем и ограничений, имеющейся и перспективной специализации муниципального образования с участием соответствующих экспертных советов муниципального образования;

5) рассмотрение исходных данных и результатов анализа на заседании экспертного совета «Наука» с составлением приоритетного и альтернативного сценариев социально-экономического развития муниципального образования с учетом возможной специализации муниципального образования;

6) формирование проекта комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, приоритетных стратегических направлений и перечня проектов развития муниципального образования на основе приоритетного сценария социально-экономического развития муниципального образования и с учетом возможной специализации муниципального образования;

7) рассмотрение проекта экспертными советами муниципального образования «Бизнес», «Общественность», «СМИ» и утверждение советом стратегического развития муниципального образования (вопросы по определению состава приоритетных стратегических направлений, показателей эффективности реализации изложены в Рекомендациях по определению состава приоритетных стратегических направлений, показателей эффективности реализации – приложение № 2 к настоящим методическим рекомендациям);

8) после утверждения советом стратегического развития муниципального образования комплекса главной стратегической цели и подцелей, ожидаемых результатов, приоритетных стратегических направлений и перечня проектов развития муниципального образования формируется система экспертных советов и рабочих групп по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам, возглавляемых руководителями по соответствующим стратегическим направлениям – заместителями главы муниципального образования или главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, которые также являются руководителями экспертного совета муниципального образования «Власть» по каждому стратегическому направлению и организуют работу по формированию проекта текстовой части стратегического направления и входящих в него стратегических программ (приложения № 4 и № 5 к настоящим методическим рекомендациям);

9) экспертные советы и рабочие группы по утвержденным стратегическим направлениям и стратегическим программам формируют проект содержательной части раздела «Стратегические направления развития муниципального образования» в соответствии со структурой;

10) проекты текстовой части раздела «Стратегические направления развития муниципального образования», сформированные экспертным советом муниципального образования «Власть» (общие рекомендации по формированию текстовых частей изложены в приложении № 6 к настоящим методическим рекомендациям), основные показатели эффективности реализации проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, ответственный за разработку (актуализацию) схемы территориального планирования муниципального образования (генерального плана муниципального образования), для рассмотрения, территориальной привязки и подготовки проекта раздела «Стратегия пространственного развития муниципального образования». Замечания и предложения органа, ответственного за разработку (актуализацию) Схемы территориального планирования муниципального образования, выносятся на рассмотрение экспертных советов муниципального образования для выполнения соответствующих корректировок раздела;

11) на основе скоординированных разделов «Стратегические направления развития муниципального образования» и «Стратегия пространственного развития муниципального образования» формируется комплекс приоритетных стратегических проектов развития муниципального образования (в том числе по развитию инфраструктур: транспортной, инженерной, социальной) и соответствующих схем (схемы расположения имеющихся и планируемых к строительству объектов, развития инженерных и транспортных систем, жилищной застройки, расселения и основных потоков маятниковой миграции);

12) экспертным советом «СМИ» организуется представление, обсуждение и получение предложений от жителей муниципального образования и организаций для уточнения и корректировки перечня стратегических направлений и проектов;

13) экспертный совет «Власть» формирует предложения по составу инструментов и механизмов управления развитием муниципального образования (формы институционального и организационного оформления системы управления, подготовка нормативных документов), а также по источникам финансирования мероприятий по развитию муниципального образования, включению мероприятий стратегических проектов в федеральные программы, государственные программы Свердловской области, муниципальные программы;

14) на основании сформированных сводных предложений экспертных советов по вышеперечисленным пунктам и результатам общественного обсуждения экспертный совет «Власть» формирует проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

15) проект разработанной (актуализированной) стратегии социально-экономического развития муниципального образования направляется в Министерство экономики и территориального развития Свердловской области для рассмотрения и, при необходимости, подготовки предложений по его корректировке для обеспечения координации со стратегией социально-экономического развития Свердловской области;

16) на основании предложений Министерства экономики и территориального развития Свердловской области проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования дорабатывается с участием экспертных советов и (или) оформляется для рассмотрения и утверждения главой муниципального образования.

19. Для осуществления процесса разработки, рассмотрения и согласования стратегий социально-экономического развития муниципального образования Министерством экономики и территориального развития Свердловской области осуществляется постоянная организационно-методическая поддержка разработчиков в муниципальном образовании.

Глава 4. Порядок формирования раздела стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Социоэкономика: конкурентные возможности и особенности развития»

20. Раздел «Социоэкономика: конкурентные возможности и особенности развития» (далее – раздел «Социоэкономика») содержит стратегический анализ основных тенденций, внешних и внутренних условий и факторов, определяющих развитие муниципального образования за последние 15 лет, диагностики сложившегося общего состояния на момент разработки (актуализации) стратегии.

21. Для осуществления объективной оценки следует определить конкурентные преимущества муниципального образования, положительные тенденции и характеристики (уникальные сильные стороны) в развитии муниципального образования, в формировании благоприятного хозяйственного климата и улучшении качества жизни населения, выявить отрицательные тенденции, негативные черты (слабые стороны), факторы, сдерживающие развитие муниципального образования.

22. Целью разработки (актуализации) раздела является определение имеющихся и возможных угроз и преимуществ для устойчивого развития муниципального образования в условиях изменения внешней среды и рационального и максимально эффективного использования возникающих возможностей.

23. Задачами стратегического анализа исходных конкурентных преимуществ являются:

1) оценка изменений внутренних и внешних факторов развития муниципального образования за период с 2000 по 2015 год;

2) выявление потенциальных угроз для развития муниципального образования по состоянию на 01 января текущего года и до 2030 года;

3) выявление потенциальных возможностей для реализации стратегических целей до 2030 года, определение целевых ориентиров до 2035 года;

4) оценка потенциальных угроз на пути достижения целевых ориентиров до 2035 года;

5) проведение сравнительного анализа уровня социально-экономического развития муниципального образования со сходными муниципальными образованиями;

6) выявление потенциальных возможностей сохранения и усиления конкурентных преимуществ муниципального образования.

Для изучения внешних и внутренних факторов развития могут быть использованы различные методы (на усмотрение разработчика), которые актуальны для задач анализа внешней и внутренней среды, в том числе SWOT-анализ, PEST-анализ (приложение № 3 к настоящим методическим рекомендациям).

Глава 5. Порядок формирования раздела стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Стратегия пространственного развития муниципального образования»

24. Раздел «Стратегия пространственного развития муниципального образования» (далее – раздел «СПР муниципального образования») формируется органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющим подготовку документов территориального планирования, с привлечением всех экспертных советов муниципального образования.

25. Учитывая специфику раздела, рекомендуется ввести в его состав глоссарий.

26. Раздел «СПР муниципального образования» должен содержать:

1) цель пространственного развития территории муниципального образования, которая должна быть четко сформулирована и связана с главной целью развития муниципального образования, но изложена применительно к развитию территории;

2) задачи пространственного развития территории муниципального образования, реализация которых должна обеспечивать достижение указанной выше цели;

3) целевые показатели, которые должны быть количественно измеримы и характеризовать достижение цели и исполнение поставленных задач, в том числе по этапам реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

4) анализ территориального развития муниципального образования, состоящий из анализа трансформации территории, достижения целей и показателей предыдущих документов территориального планирования, а также включающий формулировку основных проблем, проблемных зон, описание позитивных и негативных тенденций территориального и градостроительного развития и обоснование границ территории «системного развития муниципального образования»;

5) описание концепции (приоритетного сценария) пространственного развития территории муниципального образования, обеспечивающей достижение целей стратегических направлений и достижение главной цели пространственного развития с учетом имеющегося потенциала территории, формируемых (развивающихся) функциональных зон (содержит механизмы реализации приоритетных проектов, обозначенных в стратегических направлениях развития муниципального образования);

6) показатели реализации стратегии пространственного развития муниципального образования, определяющие условия (требования, нормативы) целевого пространственного развития, в том числе по отдельным функциональным зонам;

7) перечень графических материалов, включаемых в состав стратегии социально-экономического развития муниципального образования в качестве приложений.

Глава 6. Порядок формирования раздела стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Механизм реализации стратегии развития муниципального образования»

27. Формирование раздела «Механизм реализации стратегии развития муниципального образования» (далее – раздел «Механизм реализации») осуществляется экспертным советом «Власть» с учетом разработанных проектов и утвержденных документов стратегического планирования Свердловской области с привлечением экспертного совета «Бизнес».

28. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования обеспечивает реализацию процесса стратегического управления развития муниципального образования, качество и своевременность процессов мониторинга и актуализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

29. На основании принятых концептуальных подходов в разделе «Механизм реализации» определяются субъекты, механизмы, принципы, этапы мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

30. Структура раздела «Механизм реализации» включает в себя:

1) схему организации процесса стратегического управления развитием муниципального образования, соответствующую закрепленным в разделах «Социоэкономика» и «СПР муниципального образования» стратегическим направлениям, приоритетам пространственного развития и фактической структуре органов местного самоуправления муниципального образования;

2) схему формирования документов стратегического планирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Приложение № 1

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

о совете стратегического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области

Глава 1. Общие положения

1. Совет стратегического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, является общественным коллегиальным постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность органов местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, при реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы» (далее – Стратегия Свердловской области), в части разработки (актуализации) и реализации стратегии социально-экономического развития соответствующего муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее – муниципальное образование).

2. Целью деятельности совета стратегического развития муниципального образования является обеспечение достижения целей и реализации задач социально-экономического развития муниципального образования в рамках реализации социально-экономической политики Свердловской области на 2016–2030 годы.

3. Совет стратегического развития муниципального образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Свердловской области, иными законами Свердловской области, указами и распоряжениями Губернатора Свердловской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области, нормативными правовыми актами муниципального образования, а также настоящим по­ложением.

4. Положение и состав совета стратегического развития муниципального образования утверждается главой соответствующего муниципального образования.

Глава 2. Задачи совета стратегического развития муниципального образования

5. Задачами совета стратегического развития муниципального образования являются:

1) рассмотрение и согласование основных стратегических приоритетов развития муниципального образования, определение основных задач обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни населения муниципального образования, требующих координации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования с деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций различных форм собственности и выработки согласованной позиции по решению проблем развития муниципального образования;

2) организация деятельности экспертных советов муниципального образования, обеспечивающих формирование проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) организация проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

4) решение иных задач по муниципальному стратегическому управлению, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Полномочия совета стратегического развития муниципального образования

6. Совет стратегического развития муниципального образования:

1) осуществляет координацию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, экспертных советов муниципального образования в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

2) осуществляет рассмотрение проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в том числе составляющих ее стратегических направлений и программ, стратегических проектов развития и иных документов стратегического планирования развития муниципального образования;

3) принимает решение о принятии за основу или о направлении на доработку, или о проведении публичного обсуждения и рекомендации к утверждению главой муниципального образования проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в том числе составляющих ее стратегических направлений и программ, стратегических проектов развития и иных документов стратегического планирования развития муниципального образования.

7. Совет стратегического развития муниципального образования имеет право:

1) запрашивать и получать необходимые материалы и информацию по вопросам, связанным с реализацией его полномочий;

2) заслушивать на заседаниях совета стратегического развития муниципального образования руководителей органов местного самоуправления муниципального образования, организаций, иных должностных лиц по вопросам разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, иных документов стратегического планирования развития муниципального образования;

3) формировать предложения в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Свердловской области, иные государственные органы Свердловской области о согласовании документов стратегического планирования;

4) привлекать в установленном порядке для осуществления аналитических и экспертных работ ученых и специалистов;

5) вносить в установленном порядке предложения по подготовке проектов правовых актов Свердловской области по вопросам методического, организационного и финансового обеспечения реализации Стратегии Свердловской области и иных документов стратегического планирования.

Глава 4. Состав, порядок формирования совета стратегического развития муниципального образования и полномочия членов совета стратегического развития муниципального образования

8. Совет стратегического развития муниципального образования формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов совета стратегического развития муниципального образования. Членами совета стратегического развития муниципального образования являются руководители структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственные за организацию работы по разработке (актуализации), доработке и реализации стратегических направлений и стратегических проектов стратегии социально-экономического развития муниципального образования, и представительного органа местного самоуправления муниципального образования, руководители экспертных советов муниципального образования «Наука», «Бизнес», «Общественность», «СМИ».

9. Экспертный совет «Наука» формирует научную базу стратегии социально-экономического развития муниципального образования и осуществляет научное руководство разработкой стратегических документов. Руководителем экспертного совета «Наука» является представитель научной или образовательной организации, утверждаемый председателем совета стратегического развития муниципального образования. Состав экспертного совета «Наука» формируется его руководителем из специалистов научных или образовательных организаций, граждан, проживающих на территории муниципального образования.

10. Экспертный совет «Бизнес» осуществляет координацию продвижения стратегических проектов, иных мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, инвестиционных проектов, а также определяет возможности привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий. Руководителем экспертного совета «Бизнес» является представитель предпринимательского сообщества (по согласованию), утверждаемый председателем совета стратегического развития муниципального образования. Состав экспертного совета «Бизнес» формируется его руководителем из специалистов соответствующих сфер экономики, граждан, проживающих на территории муниципального образования.

11. Экспертный совет «Общественность» осуществляет формирование приоритетов социальной политики, общественного согласия, повышения качества жизни, доступности среды проживания, стратегических проектов развития социальной инфраструктуры, иных мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Руководителем экспертного совета «Общественность» является представитель общественной организации (по согласованию), утверждаемый председателем совета стратегического развития муниципального образования. Состав экспертного совета «Общественность» формируется его руководителем из представителей общественных организаций, организаций социальной сферы, специалистов соответствующих сфер экономики, граждан, проживающих на территории муниципального образования.

12. Экспертный совет «СМИ» осуществляет организацию процесса обсуждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования, информационное сопровождение всех этапов ее формирования и реализации с привлечением средств массовой информации. Руководителем экспертного совета «СМИ» является представитель медиасообщества, утверждаемый председателем совета стратегического развития муниципального образования. Состав экспертного совета «СМИ» формируется его руководителем из представителей средств массовой информации, интернет-сообществ, общественных организаций, граждан, проживающих на территории муниципального образования.

13. Председателем совета стратегического развития муниципального образования является глава муниципального образования или глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Заместителем председателя совета стратегического развития муниципального образования является заместитель главы муниципального образования или главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственный за организацию работы по разработке (актуализации), доработке и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

14. Председатель совета стратегического развития муниципального образования:

1) осуществляет руководство деятельностью совета стратегического развития муниципального образования;

2) утверждает планы работы совета стратегического развития муниципального образования;

3) созывает заседания совета стратегического развития муниципального образования;

4) утверждает повестки и состав участников заседаний совета стратегического развития муниципального образования;

5) ведет заседания совета стратегического развития муниципального образования;

6) подписывает протоколы заседаний совета стратегического развития муниципального образования и другие документы, подготовленные советом стратегического развития муниципального образования.

15. В случае отсутствия председателя совета стратегического развития муниципального образования его полномочия осуществляет заместитель председателя совета стратегического развития муниципального образования.

16. Секретарь совета стратегического развития муниципального образования организует:

1) подготовку проекта плана работы совета стратегического развития муниципального образования, проектов повесток заседаний совета стратегического развития муниципального образования, материалов к заседаниям совета стратегического развития муниципального образования;

2) информирование членов совета стратегического развития муниципального образования о дате, месте и времени проведения и повестке заседания совета стратегического развития муниципального образования, обеспечение их необходимыми материалами;

3) мониторинг исполнения протоколов заседаний совета стратегического развития муниципального образования и поручений председателя совета стратегического развития муниципального образования.

17. Члены совета стратегического развития муниципального образования могут вносить предложения по планам работы совета стратегического развития муниципального образования и проектам повесток заседаний совета стратегического развития муниципального образования, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, выступать на заседаниях совета стратегического развития муниципального образования.

18. Члены совета стратегического развития муниципального образования имеют право знакомиться с документами и материалами, непосредственно касающимися деятельности совета стратегического развития муниципального образования.

19. Присутствие членов совета стратегического развития муниципального образования на заседаниях обязательно. Делегирование членами совета стратегического развития муниципального образования своих полномочий иным лицам не допускается.

Глава 5. Организация работы и обеспечение деятельности совета стратегического развития муниципального образования

20. Основной формой работы совета стратегического развития муниципального образования являются заседания, которые проводятся в соответствии с планом работы, утвержденным председателем совета стратегического развития муниципального образования, не реже двух раз в месяц. В случае необходимости по решению председателя совета стратегического развития муниципального образования могут проводиться внеплановые заседания.

21. Решение совета стратегического развития муниципального образования оформляется протоколом заседания, который подписывается председательствующим на заседании совета стратегического развития муниципального образования.

22. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности совета стратегического развития муниципального образования осуществляет исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Приложение № 2

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

РЕКОМЕНДАЦИИ

по определению состава приоритетных стратегических направлений, показателей эффективности реализации

1. При определении состава приоритетных стратегических направлений и стратегических программ необходимо сформировать их в таком сочетании, чтобы достижение результатов их реализации обеспечивало достижение главной цели стратегии социально-экономического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее – муниципальное образование). Учитывая, что главной целью может и должно быть обозначено повышение качества жизни населения муниципального образования, при выборе стратегических направлений необходима комплексность, обеспечивающая развитие человеческого потенциала, экономики, в том числе выбранных специализаций и приоритетов, которые могут быть в силу значимости выделены в отдельные направления, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, экологической безопасности, повышение комфортности проживания и пребывания на территории.

2. Конкретные задачи, мероприятия и показатели стратегических направлений формируются по результатам комплексного анализа развития муниципального образования.

3. При определении стратегических направлений и стратегических программ в качестве приоритетов и стимулов развития необходимо учитывать федеральные и региональные приоритеты, проекты и программы развития, которые реализуются на территории муниципального образования, сопредельных территориях и имеют фактические или потенциальные связи с муниципальным образованием (например, Уральский федеральный университет, Международная выставка ИННОПРОМ).

4. Успешное развитие выбранных стратегических направлений обеспечивается реализацией стратегических программ и стратегических проектов.

5. При формировании состава стратегических направлений целесообразно сформулировать ответы на вопросы, приведенные в таблице.

Таблица

Номер строки

Каким направлениям необходим приоритет в перспективе

15–20 лет для обеспечения повышения качества жизни?

Каковы основные составляющие этих направлений?

Какие приоритетные поселенческие и поведенческие проекты должны быть реализованы для достижения целевых показателей направления?

Каковы целевые показатели направления, характеризующие достижение целей и демонстрирующие динамику ее достижения в процессе?

1

2

3

4

5

1.

Развитие человеческого потенциала

здравоохранение;

образование;

возможности самореализации;

социальная защита;

культура;

физическая культура и спорт;

молодежные организации;

семья

здоровье детей;

репродуктивное здоровье;

проекты, обеспечивающие снижение смертности и инвалидности по основным заболеваниям;

проекты развития социальной инфраструктуры

продолжительность жизни;

рождаемость;

смертность;

численность населения;

показатели по некоторым видам заболеваний (при наличии приоритетов в здравоохранении);

показатели обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями;

показатели качества образования;

показатели системы дополнительного образования;

показатели системы профессионального образования и переподготовки кадров;

показатели обеспеченности спортсооружениями;

доля занимающихся физкультурой и спортом;

посещаемость учреждений культуры;

число браков и разводов

2.

Развитие экономического потенциала

приоритетное развитие внешнеэкономической деятельности и производств, обеспечивающее диверсификацию экономики и реализацию преимуществ и возможностей;

эффективность, возможность развития существующих производств;

потребность в кадрах;

безработица

проекты создания и модернизации производств;

инновационные проекты;

развитие сферы финансовых и инвестиционных услуг

показатели оборота, отгрузки продукции, производительности,

инновационной деятельности;

число занятых в экономике;

число вакансий;

число зарегистрированных безработных;

объем инвестиций, в том числе по приоритетным направлениям внешнеэкономической деятельности

По результатам анализа могут быть выделены приоритеты и сформированы соответствующие программы, проекты, показатели: по отдельным видам производств, сельского хозяйства, логистике, оптово-розничной торговле, сфере гостеприимства, делового, событийного туризма и проведению конгрессно-выставочных мероприятий

3.

Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение;

обеспечение надежности и качества функционирования и развития инженерных систем;

безопасная, качественная эксплуатация жилищного фонда;

ликвидация ветхого и аварийного жилья

проекты, объединяющие инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ресурсно обеспечивающих реализацию стратегии в части капитального ремонта сетей и оборудования;

проекты в сфере жилищного хозяйства, отселения из ветхого и аварийного жилья, качественного изменения придомового пространства, изменения отношения собственников жилья к вопросам содержания жилья

площадь жилищного фонда, в том числе ветхого, аварийного;

объем капитально отремонтированного жилья;

степень износа сетей;

количество повреждений на сетях, приведших к ограничению подачи ресурсов потребителям

4.

Развитие транспортной инфраструктуры

автомобильные дороги муниципального и регионального значения, их состояние и плотность;

системы общественного транспорта (муниципального, регионального, внешнего);

транспортно-пересадочные узлы;

парковочные пространства, обеспечивающие удобство пользования всей инфраструктурой;

качество транспортных услуг

развитие транспортной сети, обеспечивающей для жителей доступность передвижения на личном и общественном транспорте;

потребности развития приоритетных секторов экономики;

развитие общественного транспорта агломерации и транспортно-пересадочных узлов;

обеспечение развития всех видов внешнего транспорта

строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог;

строительство транспортных развязок;

развитие транспортно-пересадочной инфраструктуры;

средняя продолжительность деловой поездки;

объем перевозок пассажиров по видам общественного транспорта;

охват территории агломерации единой системой общественного транспорта;

процент населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения

5.

Экология;

благоустроенная городская среда;

рекреационные зоны

состояние атмосферного воздуха, водных объектов;

особо охраняемые природные территории, лесопарки, иные объекты рекреации;

риски для здоровья населения (экологически обусловленные заболевания, вредные факторы);

переработка, захоронение отходов;

экологическое просвещение и образование (воспитание)

снижение выбросов от стационарных и передвижных источников;

развитие городских и загородных систем рекреации;

повышение качества благоустройства муниципального образования и комфортности городской среды;

управление отходами, организация раздельного сбора мусора, организация производств по сортировке и переработке отходов;

экологическое просвещение и воспитание

выбросы от стационарных источников;

выбросы от передвижных источников;

комплексный индекс загрязнения атмосферы;

формирование, реконструкция рекреационных общедоступных пространств;

доля отходов, направленных на переработку;

доля жилищного фонда, в котором осуществляется раздельный сбор отходов

6.

Безопасность

преступность;

защита от чрезвычайных ситуаций

проекты, направленные на содействие обеспечению безопасности: видеонаблюдение на улицах, в парках, скверах, дворовых территориях, доступность средств коммуникации с органами правопорядка, добровольной народной дружиной, профилактика правонарушений;

проекты, направленные на безопасность функционирования систем и сооружений, средств оповещения в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

уровень преступности, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений;

уровень уличной преступности;

уровень преступности среди несовершеннолетних;

раскрываемость преступлений;

число добровольных народных дружин;

охват видеонаблюдением улиц, парков, скверов, дворовых территорий

7.

Развитие гражданского общества

общественные, волонтерские организации;

толерантность, межконфессиональное и межнациональное единство;

патриотическое воспитание

повышение гражданской ответственности;

участие в реализации проектов улучшения качества жизни;

участие в мультикультурных проектах

число социально-культурных проектов, проектов благоустройства, реализуемых общественными организациями;

число волонтеров, постоянно участвующих в проектах, организуемых органами региональной и муниципальной власти

8.

Градостроительство;

землепользование

жилищно-гражданское строительство;

обеспечение строительства разнообразного и комфортного жилья, иных объектов;

сохранение объектов культурного наследия;

сохранение и создание эстетически ценного архитектурно-художественного облика зданий и сооружений;

землепользование;

социальное жилье;

реабилитация старого жилищного фонда

проекты развития жилищно-гражданского строительства, в том числе проекты комплексного освоения территорий;

строительство социального жилья;

проекты сохранения памятников архитектуры;

проекты, направленные на повышение эффективности землепользования

ввод жилья, в том числе индивидуального;

обеспеченность жильем на 1 жителя;

структура жилой застройки по этажности;

ввод нежилых помещений, в том числе складских, офисных, торговых, гостиничных;

формирование, реконструкция публичных пространств;

количество граждан, состоящих на учете для выдачи жилья на условиях социального найма, для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, для получения земельных участков для садоводства

6. Основные требования к перечню показателей стратегического направления:

1) адекватность – показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели стратегического направления;

2) точность – погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о реализации конкретного стратегического направления;

3) объективность – не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;

4) достоверность – способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга и оценки достижения поставленных задач;

5) однозначность – определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями, не допускающее двоякого толкования;

6) сопоставимость – выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости накопления данных и обеспечения их сопоставимости за разные периоды, а также с показателями, используемыми в международной практике;

7) уникальность – показатели достижения поставленных стратегических задач не должны представлять собой объединение нескольких показателей, характеризующих решение отдельных, относящихся к этой цели задач;

8) своевременность.

Приложение № 3

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

МЕТОДИКА

проведения PEST-анализа

1. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию социально-экономического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее – муниципальное образование).

2. Факторы PEST-анализа играют важную роль с точки зрения стратегических возможностей создания ценности. Однако они обычно находятся вне контроля муниципального образования и должны рассматриваться либо как угрозы, либо как возможности. Необходимо помнить, что макроэкономические факторы могут отличаться в зависимости от континента, страны или даже региона, поэтому обычно PEST-анализ проводится в рамках страны.

3. Политический фактор определяет внешнюю среду развития муниципального образования и получение ключевых ресурсов для его деятельности.

4. Экономический фактор позволяет создать картину распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием развития как муниципального образования в целом, так и отдельных экономических сфер.

5. Социальный фактор определяет потребительские предпочтения, уровень развития социальных отраслей.

6. Технологический фактор выявляет тенденции в технологическом развитии отдельных рынков и сфер экономики муниципального образования.

Таблица

Политико-правовые факторы

Экономические факторы

Выборы Президента Российской Федерации

Выборы Государственной Думы Российской Федерации

Изменение законодательства Российской Федерации

Динамика внутреннего валового продукта

Инфляция

Динамика курса рубля

Социокультурные факторы

Технологические факторы

Изменения в базовых ценностях

Изменения в стиле и уровне жизни

Отношение к труду и отдыху

Тенденции научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

Новые патенты

Новые продукты

Приложение № 4

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

СТРУКТУРА

стратегического направления

1. Структура каждого стратегического направления должна быть сформирована в едином формате:

1) наименование стратегического направления;

2) целевой вектор: общая цель и подцели направления, отражающие его значение в реализации главной цели стратегии социально-экономического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее – муниципальное образование);

3) основные задачи: перечь задач направления, исходя из структуры приоритетов стратегического направления, решение которых необходимо для достижения основной цели, основа для формирования стратегических программ;

4) стратегическое видение будущего: сжатое изложение результата достижения цели и подцелей направления;

5) тенденции развития: краткая формулировка важнейших долгосрочных тенденций развития направления (подраздел включается в структуру стратегического направления при наличии или планируемом формировании долгосрочных тенденций развития);

6) стратегические преимущества и угрозы: результаты SWOT-анализа, дополнительно могут быть использованы и иные методы стратегического анализа;

7) способы и методы решения стратегических задач: определяется инструментарий реализации поставленных в направлении задач, в том числе отвечающий на вопрос «как/каким образом делать?», для этого используются организационно-методологические, нормативно-правовые, финансово-кредитные, информационно-управленческие, политические, экономические и другие инструменты;

8) ожидаемые результаты: описание выраженных в количественных и качественных характеристиках ожидаемых изменений, которые произойдут в результате выполнения задач направления, в том числе: на какие критерии успеха при этом опираться, как и по каким признакам можно будет определить, что ситуация улучшилась (изменилась); в какой мере потребности и проблемы будут удовлетворены, и как это повлияет на дальнейшее развитие ситуации; дать оценку влияния результатов на улучшение качества жизни жителей муниципального образования.

Ожидаемые результаты должны быть отражены в таблице.

Таблица

Показатели стратегического направления

Номер строки

Наименование показателя

Ед. изм.

Год

Фактическое значение

Прогноз

Год

Базовый (целевой) сценарий

Инерционный сценарий

Примечание

1.

2005

2017

2010

2018

2011

2019

2012

2020

2013

2021

2014

2024

2015

2025

2016

2030

2035

2. Основные принципы формирования системы показателей стратегического направления:

1) использование показателей, характеризующих достижение цели и задач стратегического направления;

2) минимизация количества показателей при сохранении полноты информации;

3) исчерпывающие формулировки количественных и качественных показателей;

4) использование показателей, характеризующих удовлетворение потребностей муниципального образования за счет реализации конкретного стратегического направления;

5) использование показателей, характеризующих объем и качество реализации конкретного стратегического направления.

Приложение № 5

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

СТРУКТУРА

стратегической программы

1. Название программы. Разработчикам предлагаются рабочие названия программ, которые могут быть уточнены. Допускается редакторская правка названия программы разработчиками при условии сохранения смысловой нагрузки. Название должно быть лаконичным и запоминающимся, пробуждать интерес, а также подчеркивать особенности программы, ее конкретные идеи.

2. Краткое описание стратегической программы. В подразделе необходимо сформулировать краткое описание будущих изменений в соответствующей сфере, основную идею программы на основе реальных фактов и реалистических допущений. Необходимо в сжатой и доступной форме изложить то, каким образом обеспечивается достижимость целевого вектора стратегической программы, каким должен быть конкретный результат, ради достижения которого и предлагается ее реализация.

Цели и задачи. Цель программы должна быть четко сформулирована и связана с генеральной целью социально-экономического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее – муниципальное образование), и целевым вектором соответствующего направления. Цель обусловливает постановку набора задач. Задачи должны быть конкретными и четко сформулированными.

4. Анализ исходной ситуации должен содержать следующие этапы:

1) анализ позитивных и негативных факторов и тенденций в территориальном и отраслевом разрезах, формирующих внешнюю и внутреннюю среду муниципального образования, которые привели к возникновению проблем и подтверждают необходимость запланированной программы;

2) критерии и показатели, описывающие проблемную ситуацию за период 2000–2015 годов;

3) возможные риски и выгоды для муниципального образования, обусловленные политическими, экономическими и прочими факторами;

4) сведения о существующих и реализующихся программах, проектах и грантах (на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях), призванных решать те же или смежные проблемы, механизмы взаимодействия с ними.

5. Программные мероприятия – это действия, направленные на достижение программной цели, в общем случае отвечающие на вопрос «что нужно сделать?». Выделяются следующие блоки мероприятий:

1) организационно-методологический;

2) нормативно-правовой;

3) финансово-кредитный;

4) информационно-управленческий;

5) прочие мероприятия.

6. Ожидаемые результаты и возможная эффективность. Этот пункт должен содержать:

1) качественные и количественные конечные и промежуточные показатели в территориальном и отраслевом разрезах, которые отражают достижение цели по муниципальному образованию;

2) критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.

7. Список стратегических проектов. Отбор стратегических проектов определяется особой значимостью их реализации в развитии муниципального образования и влиянием на реализацию стратегического направления и программы.

Приложение № 6

к Методическим рекомендациям

по разработке (актуализации)

стратегий социально-экономического

развития муниципальных образований,

расположенных на территории

Свердловской области

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оформлению текстовой части стратегии социально-экономического развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области

1. Требования по объему текста по разделам:

1) раздел I «Концептуальные основы» – до 10 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются);

2) раздел II «Социоэкономика муниципального образования» – до 15 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются);

3) стратегические направления раздела III «Стратегические направления развития муниципального образования» – до 5 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются) и стратегическая программа – до 5 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются);

4) раздел IV «Стратегия пространственного развития муниципального образования» – до 20 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются);

5) раздел V «Механизм реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования» – до 5 страниц машинописного текста (приложения по объему не ограничиваются).

2. Шрифт документа – Times New Roman. Заголовки первого уровня (названия разделов) – размер шрифта № 16, полужирный, все буквы прописные. Заголовки второго уровня (названия направлений) – размер шрифта № 16, без выделения, без курсива. Заголовки третьего уровня (названия программ) – размер шрифта № 14, курсив. Заголовки пунктов – размер шрифта № 14. Шрифт основного текста – размер шрифта № 14. Абзацный отступ – равен 1,25 см по всему тексту документа. Межстрочный интервал – одинарный.

3. Лист документа должен иметь поля со следующими размерами: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.03.2019
Рубрики правового классификатора: 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать