Основная информация

Дата опубликования: 30 мая 2013г.
Номер документа: RU89000201300505
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(наименование с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

Документ с изменениями внесенными:

-постановлением Правительства автономного округа от 10.12.2013 № 1022-П

Документ утратил силу:

-постановлением Правительства автонмного округа от 22.12.2015 № 1221-П

В целях реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа» Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа. (с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 года № 110-П «Об оценке эффективности окружных и ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Степанова В.В.

Губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                           Д.Н. Кобылкин

от 30 мая 2013 г. № 360-П

1

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 30 мая 2013 года № 360-П

(с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

ПОЛОЖЕНИЕ

об оценке эффективности ведомственных

целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(наименование с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

I. Общие положения

1.1. Положение об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Положение, автономный округ) определяет механизм проведения оценки эффективности указанных программ и их проектов в целях формирования перечня ведомственных целевых программ (далее – программы), предлагаемых к финансированию из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и объемов их финансирования в очередном финансовом году. (в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

1.2. Оценка эффективности осуществляется:

а) на этапе оценки проектов программ;

б) на этапе оценки реализации действующих программ.

В ходе оценки эффективности действующих программ учитывается достижение показателей эффекта и показателей эффективности их реализации.

Показатель эффекта – это показатели достижения цели программы, позволяющие оценивать влияние программы на социально-экономические показатели соответствующей отрасли (отраслей).

Показатели эффективности реализации программы – это показатели выполнения задач программы, позволяющие оценить эффективность реализации программных мероприятий.

Оценка эффективности программ (проектов программ) осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения основных принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности окружного бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

II. Комплексные критерии, применяемые для оценки программ

(проектов программ)

2.1. Система определения эффективности реализации программ (проектов программ) основана на расчёте комплексных критериев оценок:

K1 – комплексный критерий оценки проектов программ;

К2 – комплексный критерий оценки эффективности реализации действующих программ.

Каждый комплексный критерий рассчитывается как сумма частных критериев, определённых путём умножения весового коэффициента на одну из балльных оценок, по формуле:

Кj = = ,

где:

Кj – комплексный критерий;

кji – частный критерий;

Вji – весовой коэффициент;

i – балльная оценка;

j – порядковый номер комплексного критерия;

i – порядковый номер частного критерия.

Комплексная система определения частных критериев и их балльная оценка для проектов программ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению.

Комплексная система определения частных критериев и их балльная оценка для действующих программ представлена в приложении № 2 к настоящему Положению.

III. Интегральная оценка эффективности программ

(проектов программ)

3.1. В зависимости от полученных оценок рассчитывается комплексный критерий оценки программ (проектов программ), в соответствии с которой осуществляется ранжирование по следующей шкале:

Комплексный критерий оценки программ (проектов программ) – K2 (К1) (баллы)

Ранг уровня

1

2

больше или равен 90

первый

от 50 до 90

второй

менее 50

третий

3.2. Программы (проекты программ), которым по итогам комплексной оценки присвоен ранг первого уровня, подлежат включению в перечень программ, предлагаемых к финансированию из окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (далее – перечень программ), без изменений.

3.3. Программы (проекты программ), которым присвоен ранг второго уровня, также подлежат включению в перечень программ, но по ним возможна корректировка объёмов финансирования и показателей эффективности реализации. Решение о таких корректировках принимается комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

3.4. Программы (проекты программ), которым по итогам оценок присвоен ранг третьего уровня, не включаются в перечень программ. Департамент экономики автономного округа подготавливает предложения о досрочном прекращении реализации таких программ либо их доработке с приостановлением финансирования из окружного бюджета. Предложения направляются департаментом экономики автономного округа в адрес департамента финансов автономного округа и комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период одновременно с перечнем программ в сроки, установленные нормативным правовым актом Правительства автономного округа об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития автономного округа и проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Решение о досрочном прекращении реализации программ либо их доработке с приостановлением финансирования из окружного бюджета принимается комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

IV. Порядок проведения оценки эффективности проектов

программ

4.1. Оценка проектов программ осуществляется исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы самостоятельно согласно приложению № 1 к настоящему Положению. (абзац с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

Степень соответствия проекта программы (отдельных его разделов) частным критериям оценивается исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы,  по установленной балльной шкале с аргументацией присвоенной балльной оценки. В качестве подтверждения присвоенной балльной оценки по критериям 1– 5 являются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты (отдельные статьи, пункты) Российской Федерации, Правительства автономного округа; по критерию 6 – финансово-экономическое обоснование планируемых расходов на программу, по критерию 7 – ссылки на соответствующие официальные источники (Росстат, Ямалстат). (в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

4.2. Результаты оценки представляются исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы в департамент экономики автономного округа по форме отчёта о результатах оценки проекта программы согласно приложению № 3 к настоящему Положению одновременно с проектом программы. (с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

4.3. Департамент экономики автономного округа осуществляет проверку представленных отчетов на предмет достоверности и по итогам оценки формирует перечень программ в соответствии с разделом III настоящего Положения.

V. Порядок проведения оценки эффективности программ

5.1. Определение эффективности реализации программы основано на балльной оценке критериев эффективности реализации программы.

5.2. Критериями эффективности реализации программы являются:

коэффициент эффективности достижения целей программы;

коэффициент эффективности выполнения задач программы;

индекс затрат на реализацию программы;

ритмичность финансирования программы;

доля средств от общих затрат на программу, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников; (абзац утратил силу от 10.12.2013 № 1022-П)

степень соблюдения плановых сроков ввода в действие объектов капитального строительства, предусмотренных в программе. (абзац утратил силу от 10.12.2013 № 1022-П)

5.3. Оценка эффективности реализации программы проводится в два этапа.

5.3.1. На первом этапе рассчитываются значения критериев эффективности реализации программы:

5.3.1.1. коэффициент эффективности достижения целей программы определяется степенью выполнения показателей эффекта программы с учётом веса (относительной значимости) показателя.

Кц = (%),

где:

Кц – коэффициент эффективности достижения целей программы;

Оi – относительное отклонение показателя эффекта;

Вi – удельный вес показателя эффекта (определяется исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы, сумма удельных весов показателей должна быть равна 1); (абзац с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

n – количество показателей эффекта программы.

Оi = (Фi / Пi)× 100 (%),

где:

Оi – относительное отклонение показателя эффекта;

Фi – фактическое значение показателя эффекта с учётом положительного или отрицательного значения динамики;

Пi – плановое значение показателя эффекта.

В случае когда уменьшение значения показателя эффекта по годам является положительной динамикой, процент выполнения рассчитывается как соотношение планового значения к фактическому:

Оi = (Пi / Фi)× 100 (%).

Источником информации о плановых значениях показателей эффекта программы является утвержденный вариант программы в последней редакции на дату проведения оценки.

Источником информации о фактических значениях показателей эффекта программы является доклад о реализации программы и эффективности использования финансовых средств на ее реализацию (далее – доклад). Доклад формируется исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы, в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным нормативным правовым актом Правительства автономного округа (далее – Порядок) (в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

5.3.1.2. коэффициент эффективности выполнения задач программы определяется следующим образом:

= (%),

где:

– коэффициент эффективности выполнения задач программы; (абзац с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

– коэффициент эффективности выполнения конкретной задачи программы;

n – количество задач в программе.

Коэффициент эффективности выполнения конкретной задачи программы определяется степенью выполнения показателей эффективности реализации программы данной задачи с учётом веса (относительной значимости) показателя:

Кз = (%),

где:

Кз – результативность достижения показателей эффективности реализации программы;

Оi – относительное отклонение показателя эффективности реализации программы;

– вес целевого показателя (определяется исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию программы), сумма весов показателей должна быть равна 1) (абзац в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

n – количество показателей эффективности реализации программы.

Оi = (Фi / Пi)× 100 (%),

где:

Оi – относительное отклонение показателя эффективности реализации программы;

Фi – фактическое значение показателя эффективности реализации программы с учётом положительного или отрицательного значения динамики;

Пi – плановое значение показателя эффективности реализации программы.

В случае когда уменьшение значения показателя эффективности реализации программы по годам является положительной динамикой, процент выполнения рассчитывается как соотношение планового значения к фактическому:

Оi = (Пi / Фi)× 100 (%).

Источником информации о плановых значениях показателей эффективности реализации программы является утвержденный вариант программы в последней редакции на дату проведения оценки.

Источником информации о фактических значениях показателей эффективности реализации программы является доклад;

5.3.1.3. индекс затрат на реализацию программы определяется следующим образом:

Из = (%),

где:

И – индекс затрат на реализацию программы;

– индекс затрат на реализацию конкретной задачи программы;

n – количество задач в программе.

Для выявления индекса затрат на реализацию конкретной (первой, второй, n-ой) задачи программы фактический объем выполненных мероприятий данной задачи программы в стоимостном выражении в отчетном году сопоставляется с его плановым значением:

= (ФЗз / ПЗз)× 100 (%),

где:

– индекс затрат на реализацию конкретной задачи программы;

ФЗз – фактический объем выполненных мероприятий конкретной задачи программы в стоимостном выражении в отчётном году;

ПЗз – плановый объем финансирования конкретной задачи программы в отчётном году.

Источником информации о плановом объеме финансирования конкретной задачи программы является утвержденный вариант программы в последней редакции на дату проведения оценки.

Источником информации о фактическом объеме выполненных мероприятий конкретной задачи программы в стоимостном выражении является доклад;

5.3.1.4. ритмичность финансирования (степень равномерности финансирования) программы определяется следующим образом:

С = ( (%),

где:

С – степень равномерности финансирования программы;

Фi – кассовые расходы на реализацию программы;

Пi – запланированный лимит финансирования программы;

i – порядковый номер квартала.

Источником информации о поквартальных плановых лимитах финансирования программ и о фактических кассовых расходах на реализацию программы являются отчеты о реализации программы в соответствующем квартале отчетного периода;

5.3.1.5. доля средств от общих затрат на программу, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников, определяется следующим образом:

Дi = (Сi/Фi)× 100 (%),

где:

Дi – доля средств от общих затрат на программу, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников;

Сi – объем фактически привлеченных финансовых средств за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников;

Фi – фактический объем финансирования программы.

Источником информации о доле средств, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников, от общих затрат на программу является доклад;

(подпункт утратил силу. от 10.12.2013 № 1022-П)

5.3.1.6. степень соблюдения плановых сроков ввода в действие объектов капитального строительства, предусмотренных в программе, определяется следующим образом:

Сi = (Фi/Пi)× 100 (%),

где:

Сi – степень соблюдения плановых сроков ввода в действие объектов капитального строительства;

Фi – количество фактически введенных объектов в отчетном году;

Пi – количество объектов, запланированных к вводу в отчетном году.

Источником информации о степени соблюдения плановых сроков ввода в действие объектов капитального строительства, предусмотренных в программе, является доклад.

(подпункт утратил силу от 10.12.2013 № 1022-П)

5.3.2. На втором этапе на основе полученных результатов определяется балльная оценка критериев эффективности реализации программ и рассчитывается комплексный критерий эффективности реализации программ.

Комплексная система определения частных критериев и их балльная оценка для программ представлена в приложении № 2 к настоящему Положению.

5.4. Оценка эффективности программ осуществляется департаментом экономики автономного округа, отчет о результатах оценки формируется согласно приложению № 3 к настоящему Положению.

Результаты проведенной оценки включаются в сводный доклад, формируемый департаментом экономики в соответствии с Порядком. (абзац с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

5.5. Начиная со второго года реализации программы, в дополнение к оценке эффективности реализации программы за отчетный год проводится сопоставительная оценка эффективности реализации программы за период ее действия.

VI. Формирование перечня программ, предусмотренных к финансированию за счёт средств окружного бюджета по итогам оценки эффективности их реализации

6.1. Департамент экономики автономного округа формирует перечень программ по итогам оценки эффективности их реализации согласно приложению № 4 к настоящему Положению, исходя из итогов оценки эффективности их реализации, и направляет его в департамент финансов автономного округа в сроки, устанавливаемые постановлением Правительства автономного округа об утверждении Положения о разработке прогноза социально-экономического развития автономного округа и проекта окружного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

1

Приложение № 1

к Положению об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(заголовок с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

(с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА

определения частных критериев и их балльная оценка для проектов программ



п/п

Формулировка частного критерия (кi)

(его обозначение)

Весовой коэффициент критерия (В1)

Градация

Система оценок частных критериев (О) (баллов)

1

2

3

4

5

1.

Соответствие программы Стратегии социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 года и Программе социально-экономического развития автономного округа на 2012 – 2016 годы

1,5

1. Программный документ соответствует критерию

10

2. Программный документ не соответствует критерию

0

2.

Наличие федеральной целевой программы (подпрограммы) либо законов автономного  округа, нормативных правовых актов Губернатора автономного округа или Правительства автономного округа, которые содержат рекомендации исполнительным органам государственной власти автономного округа о разработке соответствующих программ (в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

1,0

1. Программный документ соответствует критерию

10

2. Программный документ не соответствует критерию

0

3.

Соответствие целей и задач программы системе целей и задач государственной программы автономного округа в соответствующей сфере социально-экономического развития автономного округа

2,0

1. Система целей и задач программы соответствует государственной программе автономного округа

10

2. Система целей и задач программы частично соответствует государственной

5

1

2

3

4

5

программе автономного округа

3. Система целей и задач программы не соответствует государственной программе автономного округа

0

4.

Отсутствие дублирования целей и задач программы утверждённым программам

2,0

1. Отсутствуют сходные по целям и задачам действующие программы

10

2. Имеются сходные по целям и задачам действующие программы

0

5.

Соответствие показателей эффекта программы показателям оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленным постановлениями Губернатора автономного округа о мероприятиях по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации

от 28 апреля 2008 года № 607«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

(далее – постановления Губернатора автономного округа)

2,0

1. Показатели эффекта программы соответствуют показателям, установленным  постановлениями Губернатора автономного округа

10

2. Показатели эффекта программы частично соответствуют показателям, установленным постановлениями Губернатора автономного округа

5

3. Показатели эффекта программы не соответствуют показателям, установленным  постановлениями Губернатора автономного округа

0

4. В программе отсутствуют показатели социально-экономического эффекта

0

1

2

3

4

5

6.

Наличие капитальных расходов (расходов на капитальное строительство, приобретение транспортных средств и имущества стоимостью за единицу более

100 тыс. рублей) или НИОКР в общем объёме затрат на реализацию программы

0,5

1. Доля капитальных расходов или НИОКР в структуре расходов программы более

50%

10

2. Доля капитальных расходов или НИОКР в структуре расходов программы менее

50%

5

3. Капитальные расходы или НИОКР в структуре расходов программы отсутствуют

0

7.

Соотношение значений показателей эффекта программы к аналогичным общероссийским показателям

1,0

1. Значения показателей отличаются от среднероссийских в худшую сторону и имеют неблагоприятную динамику

10

2. Значения показателей находятся на уровне значений среднероссийских показателей

5

3. Значения показателей отличаются от среднероссийских в лучшую сторону

0

1

Приложение № 2

к Положению об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(заголовок с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

(с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА

определения частных критериев и их балльная оценка для действующих программ



п/п

Формулировка частного критерия (кi)

Весовой коэффициент критерия (В1)

Градация

Система оценок частных критериев (О) (баллов)

1

2

3

4

5

1.

Коэффициент эффективности достижения целей программы

3,5

(в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

1. Значение показателя находится в промежутке между 90 и 110%

10

2. Значение показателя находится в промежутке между 60 и 90%

7

3. Значение показателя выше 110%

3

4. Значение показателя ниже 60%

0

2.

Коэффициент оценки эффективности выполнения задач программы

3,0

(в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

1. Значение коэффициента находится в промежутке между 90 и 110%

10

2. Значение коэффициента находится в промежутке между 60 и 90%

5

3. Значение коэффициента выше 110%

5

4. Значение коэффициента ниже 60%

0

3.

Индекс затрат на реализацию программы

2,5

(в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

1. Значение индекса находится в промежутке между 90 и 110%

10

2. Значение индекса находится в промежутке между 60 и 90%

5

3. Значение индекса выше 110%

5

4. Значение индекса ниже 60%

0

1

2

3

4

5

4.

Ритмичность финансирования программы в течение года

1,0

1. Значения показателя находится в промежутке между 90 и 110%

10

2. Значения показателя находится в промежутке между 60 и 90%

7

3. Значения показателя находится в промежутке между 50 и 60%

3

4. Значения показателя меньше 50%

0

5.

(пункт утратил силу от 10.12.2013 № 1022-П)

Доля средств, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников, от общих затрат на программу

1,0

1. Доля средств, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников, превышает 30% от общих затрат на программу в отчётном году

10

2. Доля средств, полученных за счет софинансирования из федерального бюджета и из внебюджетных источников, не превышает 30%

от общих затрат на программу в отчётном году

5

3. Средства федерального бюджета и внебюджетных источников на софинансирование мероприятий программы не привлекались

0

6.

П(пункт утратил силу от 10.12.2013 № 1022-П)

Степень соблюдения плановых сроков ввода в действие объектов капитального строительства, предусмотренных в программе

1,0

1. Плановый показатель выполнен на 100%

10

2. В программе не предусмотрено капитальное строительство

10

3. Значения показателя менее 100%,

но составляет не более 80%

8

4. Значения показателя менее 80%

5

1

2

3

4

5

5. Плановые сроки ввода в действие объектов капитального строительства не выдерживались

0

1

Приложение № 3

к Положению об оценке эффективности ведомственных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(заголовок с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

ФОРМА ОТЧЁТА

о результатах оценки программы (проекта программы)

___________________________________________________________________________

(наименование программы)

№ частного критерия (Кi)

Формулировка частного критерия (его обозначение)

Балльная оценка частного критерия (Оi)

Результат оценки частного критерия

(Вji х Оi)

1

2

3

4

1

2

3



n

Комплексный критерий оценки программы (проекта программы)

Директор  департамента                            С.Л. Гусева

1

Приложение № 4

к Положению об оценке эффективности

бюджетных целевых программ Ямало-Ненецкого автономного округа

(заголовок с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

(с изм. от 10.12.2013 № 1022-П)

ПЕРЕЧЕНЬ

программ, предлагаемых к финансированию за счёт средств окружного бюджета в очередном финансовом году

и плановом периоде

№ п/п

Наименование программы (проекта программы), исполнительного органа государственной власти, ответственного за реализацию программы, подведомственного государственного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. от 10.12.2013 № 1022-П)

Комплексный критерий оценки программы (проекта программы)

Ранг

Объём финансирования по программе (млн. рублей)

Примечание

всего по программе

на текущий год

на очередной финансовый год

на плановый период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

* Для окружных долгосрочных целевых программ.

** Для целевых программ ведомств.

(сноски утратили силу от 10.12.2013 № 1022-П)

Директор  департамента                                                                                                                  С.Л. Гусева

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 30 от 06.06.2013
Рубрики правового классификатора: 080.060.060 Бюджетный процесс, 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать