Основная информация

Дата опубликования: 30 июня 1998г.
Номер документа: В199801969
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



<30>

В199801969

<30>

В9801969

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        30.06.98 N 2931/97

[Дело по иску крестьянского (фермерского) хозяйства

о признании недействительным решения налоговой инспекции

о применении финансовых санкций за нарушение налогового

законодательства, возврате списанных по решению пеней, а

также возврате из бюджета налога на прибыль, как ошибочно

уплаченного, направлено на новое рассмотрение в связи с

неполным исследованием судом обстоятельств дела]

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 06.12.96, постановление апелляционной инстанции от 23.01.97 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А/1-206 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.97 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство "Темп" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Даниловскому району Ярославской области о признании недействительным ее решения от 24.10.95 о применении финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, возврате списанных по решению пеней на сумму 14687575 рублей, а также возврате из бюджета 138530000 рублей налога на прибыль за 1995 год, как ошибочно уплаченного.

Решением от 06.12.96 исковые требования удовлетворены. При этом судом в заседании с согласия истца была произведена его замена на предпринимателя Соколова А.Н., являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Темп".

Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.97 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 31.03.97 указанные судебные акты оставил без изменения.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается все названные судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по Даниловскому району Ярославской области произвела проверку правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль за I полугодие 1995 года крестьянским (фермерским) хозяйством "Темп", в результате которой установила занижение налога на 24685000 рублей.

В связи с выявленным нарушением к хозяйству применена ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в виде доначисленной суммы налога и пеней.

Оспаривая действия налоговой инспекции, истец сослался на то, что он имеет льготу по налогу на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности".

Удовлетворяя иск, судебные инстанции исходили из следующего. В силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.01.95 глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому решение налогового органа о взыскании с истца как юридического лица недоимки и применении к нему финансовых санкций не соответствует налоговому законодательству.

Однако при принятии судебных актов не учтено следующее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство "Темп" зарегистрировано решением исполкома Даниловского районного Совета народных депутатов Ярославской области от 18.10.91 N 314 и в соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции от 27.12.90 N 461-1) приобрело статус юридического лица. Оно состоит на учете в налоговой инспекции и отчитывается о своей хозяйственной деятельности в порядке, установленном для юридических лиц.

Иск предъявлен от имени крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательств, подтверждающих принятие мер к изменению его правового статуса, не представлено.

При таких обстоятельствах суд сделал неправильный вывод о том, что глава крестьянского хозяйства является предпринимателем без образования юридического лица, и неправомерно изменил статус предприятия.

Спор по существу судом не рассматривался. Оценки акту документальной проверки не давалось, соответствие выводов налогового органа нормам действующего налогового законодательства не проверялось, законность требования истца о возврате ранее уплаченных сумм налога не исследовалась.

При таких обстоятельствах указанные судебные акты подлежат отмене, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

                            постановил:

решение от 06.12.96, постановление апелляционной инстанции от 23.01.97 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А/1-206 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.97 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К. ЮКОВ

[отформатировано: 15.01.99 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]

[проверено: 10.03.99 корректор НЦПИ - Юрченко М.А.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.100.040, 020.010.040), 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.080 Налоговая отчетность и налоговый контроль (см. также 090.100.060), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать