Основная информация
Дата опубликования: | 30 июня 2009г. |
Номер документа: | ru29000200900349 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Архангельская область |
Принявший орган: | ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ОПУБЛИКОВАНО: "Волна",N30, 14.07.2009;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июня 2009 г N7-пп
г.Архангельск
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.14 №286-пп}
В соответствии со статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области", распоряжением администрации Архангельской области от 02 июня 2009 года N191-ра/23 "О разработке прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, на 2010 год, проекта областного закона \"Об областном бюджете на 2010 год\", параметров прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, и среднесрочного финансового плана до 2012 года" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2010 год.
3. Департаменту финансов Архангельской области при подготовке проекта областного бюджета на 2010 год обеспечить контроль за соответствием проекта бюджета основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития и финансам Плетнева Д.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Губернатора
Архангельской области
С.Г.Молчанский
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 30 июня 2009 г. N7-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии со статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
2. Бюджетная и налоговая политика в 2010 году и в среднесрочной перспективе должна быть направлена на достижение основных целей - обеспечение социальной и экономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области в условиях сокращения собственных доходных источников.
Достижение указанных целей возможно только за счет проведения совместными усилиями органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления ответственной и реалистичной бюджетной политики.
Бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках доходного потенциала и на сдерживании роста бюджетных расходов, с четким определением приоритетов использования ограниченных финансовых ресурсов.
3. Органам государственной власти Архангельской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области необходимо решить две основные задачи:
1) обеспечение реалистичности и гарантии исполнения принятых бюджетных обязательств, в первую очередь обязательств, направленных на социальную защищенность граждан;
2) создание условий для сохранения и развития налогооблагаемой базы за счет определения экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, оптимальных форм поддержки важных для региона отраслей экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения.
II. Приоритеты в области формирования доходного потенциала
4. Приоритеты в сфере доходов бюджета и совершенствования налоговой политики на 2010 год и среднесрочную перспективу, поставленные в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность и направлены на создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся нагрузки на экономику. Налоговая политика, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Одновременно следует надежно гарантировать выполнение основной функции налоговой системы - обеспечение платежеспособности бюджета. Для этого необходимо продолжить совершенствование налогового администрирования, усилить борьбу с различными схемами уклонения от налогов, которые в последнее время становятся все изощреннее.
Актуальным является усиление стимулирующей роли налоговой системы, прежде всего для решения таких ключевых проблем экономики, как расширение инвестиционной и инновационной активности организаций, поддержка их модернизации, внедрение энергоэффективных технологий.
Уже сегодня необходимо работать на перспективу, решать задачи посткризисного развития. В этих целях следует оказывать поддержку организациям, реализующим на территории Архангельской области инвестиционные проекты по расширению, реконструкции и модернизации производства, в том числе путем снижения ставок налога на прибыль организаций и освобождения вновь создаваемых основных фондов от налога на имущество организаций. Эти меры не дадут немедленного эффекта, но повлекут за собой существенное увеличение налоговой базы региона в ближайшей перспективе. Помимо модернизации производства такие меры способствуют созданию новых рабочих мест, т.е. одновременно являются мерами по поддержке занятости населения.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
5. Сокращение собственных доходов бюджета вынуждает пересмотреть ранее принятые на перспективу сценарные условия, предусматривающие ежегодное увеличение расходов.
Главной задачей при подготовке бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана до 2012 года является формирование такого объема бюджетных обязательств, который бы соответствовал реальному прогнозу собственных доходов и гарантированному объему поступлений от других бюджетов.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы важно добиться сокращения бюджетного дефицита. При формировании областного бюджета на 2010 год необходимо принять все меры для снижения бюджетного дефицита до 5 процентов. К этому же должны стремиться и органы местного самоуправления в отношении местных бюджетов.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо обеспечить режим жесткой экономии бюджетных средств не только за счет прямого сокращения непервоочередных и неприоритетных ассигнований, но и за счет повышения эффективности использования бюджетных средств, применения современных методов предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации структуры расходов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, придания расходам более адресного характера.
Исходя из целей и задач определены следующие приоритетные направления расходов на 2010 год и среднесрочную перспективу:
обеспечение своевременности выплаты заработной платы и предоставления мер социальной поддержки;
сохранение достигнутого уровня качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
содействие занятости населения.
6. Должен быть продолжен переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию государственных услуг с определением четких приоритетов расходования бюджетных средств, обеспечением формирования эффективных экономических отношений в социальной сфере. Для этого необходимо на практике обеспечить внедрение государственных заданий по оказанию государственных услуг.
При условии снижения затрат и повышения качества услуг следует активнее размещать задание на оказание государственных услуг в негосударственном секторе. Аналогичная работа должна проводиться и органами местного самоуправления в отношении муниципальных услуг.
С целью повышения эффективности использования ресурсов должны быть продолжены структурные преобразования в отраслях социальной сферы и переход на одноканальное финансирование в здравоохранении.
7. Планируемые бюджетные расходы должны быть детально обоснованы. В изменившихся условиях придется отказаться от необязательных в текущей ситуации затрат, для чего необходимо в ближайшее время пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Одними из первых в соответствие с реальными возможностями бюджета следует привести действующие областные целевые программы. При этом приоритетами программных мероприятий должны стать социальная сфера, агропромышленный комплекс, поддержка малого и среднего предпринимательства, поддержка в сфере содействия занятости населения.
Расходные обязательства следует принимать только при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. При этом для предотвращения постоянного увеличения расходов принятие новых обязательств должно сопровождаться реструктуризацией или сокращением действующих расходных обязательств.
8. Необходимо обратить особое внимание на совершенствование механизма государственных закупок, который должен на деле способствовать развитию конкуренции и одновременно противодействовать злоупотреблениям при осуществлении государственных закупок.
9. В 2010 году собственные возможности областного бюджета не позволят осуществить увеличение оплаты труда работникам бюджетной сферы и органов государственного управления по сравнению с действующими в 2009 году условиями.
В то же время бюджетным учреждениям предоставлены права по переходу на новые системы оплаты труда, что при проведении мероприятий по оптимизации расходов дает возможность стимулирования повышения качества работы.
10. Развитие системы социальной помощи населению должно основываться на принципах безусловного исполнения социальных обязательств и повышения адресности предоставления мер поддержки. Работа должна быть направлена на усиление социальной защищенности социально уязвимых групп населения, обеспечение доступности предоставляемых социальных услуг нуждающимся в них гражданам.
Для этого необходимо осуществлять постоянный мониторинг потребности социальных услуг, востребованности и качества предоставляемых в настоящее время социальных услуг, а также в основном завершить формирование оптимальной сети социальных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено вопросам повышения уровня обеспечения населения доступными лекарственными средствами. Необходимо минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства.
11. Политика в сфере занятости населения должна быть направлена на противодействие росту безработицы, на обеспечение занятости населения и социальную поддержку безработных граждан.
Мероприятия по регулированию рынка труда должны осуществляться путем координации действий всех уровней власти при реализации программ содействия занятости населения Архангельской области, ориентации системы образования на обеспечение потребностей рынка труда и перспективы развития региональной экономики, а также за счет оптимальных мер поддержки предприятий реального сектора экономики.
12. Поддержка отраслей реального сектора экономики и отдельных предприятий должна носить комплексный и системный характер, предусматривать обоснованность и прозрачность отбора получателей бюджетной поддержки, повышение эффективности поддержки, рост производительности труда.
Основу поддержки должны составлять не только социальные показатели, но и проведение мониторинга, оценки вклада государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта в денежном эквиваленте (валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы от проекта, доходы предприятия - участника и другие показатели). Для исключения иждивенчества обязательным условием государственной поддержки должны стать модернизация собственного производства и введение новых технологий.
Это позволит использовать принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и обеспечить государственную поддержку перспективных сфер экономики.
Обобщение результатов оценки эффективности по данным направлениям позволит дать ответы на вопросы, в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития организаций и в какой степени она не обеспечивает в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности бизнеса.
При этом поддержка реального сектора не должна ограничиваться только финансированием из бюджета.
В сфере агропромышленного комплекса помимо прямой поддержки сельскохозяйственных производителей важным вопросом остается повышение реальных доходов и занятости сельского населения, улучшение жилищных условий сельских граждан, привлечение молодых специалистов в село.
13. Государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и топливно-энергетические ресурсы следует осуществлять с одновременным совершенствованием системы адресных субсидий и мер социальной поддержки населения.
Более пристальное внимание должно быть уделено экономически обоснованным затратам регулируемых организаций, в том числе вопросам контроля за правильностью установления регулируемых тарифов и их применением организациями топливно-энергетического и коммунального комплексов.
14. Наиболее жесткие ограничения сохраняются в сфере планирования инвестиций. В сложившихся условиях финансирование капитальных вложений необходимо сосредоточить на объектах с высокой степенью готовности, в первую очередь - на завершении объектов капитального строительства, ранее начатых с участием средств областного бюджета.
Не менее важно обеспечить в необходимых объемах софинансирование строек и объектов, включенных в расходы федерального бюджета.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
15. Беспрецедентные процессы, происходящие в настоящее время в мировой финансово-экономической сфере, по-разному отражаются на региональном бюджете и на бюджетах муниципальных образований. Структура налоговых доходов областного бюджета оказалась наиболее чувствительной к негативным факторам, что привело к существенному сокращению возможностей по финансовому обеспечению государственных полномочий, в том числе связанных с поддержкой муниципальных образований.
Важнейшей задачей является адаптирование системы межбюджетных отношений к новым условиям с целью восстановления баланса в обеспечении финансовыми ресурсами государственных и муниципальных полномочий. При этом должно быть сформировано четкое представление об ответственности каждого участника межбюджетных отношений за конечный результат проводимой бюджетной политики в обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области.
Предоставление финансовой поддержки местным бюджетам должно осуществляться на условиях софинансирования (с учетом уровня бюджетной обеспеченности) и должно быть направлено на создание стимулов для применения органами местного самоуправления современных принципов управления финансами.
16. В рамках реализации антикризисных мер исполнительным органам государственной власти Архангельской области следует продолжить осуществление мониторинга всех сфер деятельности органов местного самоуправления, в том числе мониторинга финансового состояния местных бюджетов. При этом органы местного самоуправления должны уделять особое внимание на недопущение появления кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и наращивания общей кредиторской задолженности местных бюджетов.
В условиях финансового кризиса для повышения качества финансовой работы на муниципальном уровне целесообразно содействовать распространению позитивного опыта управления муниципальными финансами, имеющегося как в Архангельской области, так и за ее пределами.
Для решения единых задач, стоящих перед органами местного самоуправления, может оказаться полезным объединение и укрупнение некоторых муниципальных образований. Это помогает объединить усилия различных муниципалитетов для финансового обеспечения местного самоуправления.
17. Развитие взаимоотношений с федеральными органами государственной власти должно быть по-прежнему направлено на активное привлечение в Архангельскую область федеральных трансфертов.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо:
обеспечивать своевременную защиту бюджетных заявок и предложений Архангельской области по участию в федеральных целевых программах в соответствующих отраслевых министерствах и ведомствах;
добиваться полноценного финансирования федеральных полномочий за счет средств из федерального бюджета.
V. Направления оптимизации государственного долга
18. Прогнозируемое поступление доходов в текущем году и в среднесрочной перспективе не позволит обойтись без привлечения кредитных ресурсов в качестве источников финансирования дефицита бюджета.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание государственного долга и сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений:
сохранение позитивного кредитного рейтинга Архангельской области;
своевременность исполнения долговых обязательств;
проведение работы с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет;
проведение работы с кредитными организациями, направленной на заключение договоров по привлечению средств в форме кредитной линии, на привлечение ресурсов с меньшей стоимостью, на осуществление реструктуризации долга;
привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени;
исследование рынков альтернативных заимствований;
планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет в среднесрочной перспективе (уменьшение платы за заимствования, снижение объема основного долга по кредитам и условным обязательствам).
VI. Совершенствование контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств
19. В условиях наблюдаемого сокращения собственных доходов бюджета чрезвычайно важны контрольные функции органов власти всех уровней. При этом первостепенное значение приобретают контроль за эффективностью использования бюджетных средств и создание превентивной системы, препятствующей нецелевому использованию средств. Финансовая дисциплина сейчас нужна на всех стадиях бюджетного процесса - от планирования ассигнований до отчетности о расходовании бюджетных средств.
Следует продолжить работу, направленную на повышение качества контрольных и аналитических мероприятий, на совершенствование их правовых и методологических основ, а также на обеспечение взаимодействия между всеми органами государственного финансового контроля.
Мероприятия по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств должны быть направлены:
на установление единых требований к проведению контрольных мероприятий;
на обеспечение жесткого контроля за недопущением образования необоснованной кредиторской задолженности (сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств) и просроченной дебиторской задолженности бюджетных учреждений;
на соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
на проверку обоснованности ценообразования на оплачиваемые (компенсируемые) из бюджета работы, товары, услуги;
на осуществление мониторинга эффективности (измеримого результата) предоставления бюджетных услуг;
на осуществление мониторинга исполнения бюджетов муниципальных образований, контроля за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за регулярностью и полнотой охвата проверками целевых средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов.
20. Особое внимание должно быть уделено контролю:
за недопущением кредиторской задолженности по принятым обязательствам (в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам);
за исполнением судебных решений по искам граждан к казне Архангельской области и муниципальных образований;
за своевременным возвратом бюджетных кредитов, за уплатой заемщиками процентов за пользование бюджетными средствами;
за использованием средств областного бюджета, выделяемых в форме капитальных вложений;
за полнотой и своевременностью представляемой отчетной информации.
21. Необходимо более активно использовать такие способы предупреждения нецелевого использования бюджетных средств, как проведение обучающих семинаров (совещаний) по вопросам финансового контроля, подготовка обзорных писем о результатах проведенных контрольных мероприятий с рекомендациями.
Деятельность контрольных органов не может ограничиваться только выявлением факта нарушений в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций. Контроль должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов и носить законченный характер, т.е. до полного возмещения причиненного бюджету ущерба и устранения возможности повторения нарушений в дальнейшем.
ОПУБЛИКОВАНО: "Волна",N30, 14.07.2009;
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июня 2009 г N7-пп
г.Архангельск
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу
{Признан утратившим силу постановлением Правительства Архангельской области от 15.07.14 №286-пп}
В соответствии со статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области", распоряжением администрации Архангельской области от 02 июня 2009 года N191-ра/23 "О разработке прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, на 2010 год, проекта областного закона \"Об областном бюджете на 2010 год\", параметров прогноза социально-экономического развития Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, и среднесрочного финансового плана до 2012 года" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2010 год.
3. Департаменту финансов Архангельской области при подготовке проекта областного бюджета на 2010 год обеспечить контроль за соответствием проекта бюджета основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития и финансам Плетнева Д.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Губернатора
Архангельской области
С.Г.Молчанский
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 30 июня 2009 г. N7-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2010 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии со статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
2. Бюджетная и налоговая политика в 2010 году и в среднесрочной перспективе должна быть направлена на достижение основных целей - обеспечение социальной и экономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области в условиях сокращения собственных доходных источников.
Достижение указанных целей возможно только за счет проведения совместными усилиями органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления ответственной и реалистичной бюджетной политики.
Бюджетное планирование должно базироваться на консервативных оценках доходного потенциала и на сдерживании роста бюджетных расходов, с четким определением приоритетов использования ограниченных финансовых ресурсов.
3. Органам государственной власти Архангельской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области необходимо решить две основные задачи:
1) обеспечение реалистичности и гарантии исполнения принятых бюджетных обязательств, в первую очередь обязательств, направленных на социальную защищенность граждан;
2) создание условий для сохранения и развития налогооблагаемой базы за счет определения экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, оптимальных форм поддержки важных для региона отраслей экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения.
II. Приоритеты в области формирования доходного потенциала
4. Приоритеты в сфере доходов бюджета и совершенствования налоговой политики на 2010 год и среднесрочную перспективу, поставленные в предыдущие годы, сохраняют свою актуальность и направлены на создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся нагрузки на экономику. Налоговая политика, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
Одновременно следует надежно гарантировать выполнение основной функции налоговой системы - обеспечение платежеспособности бюджета. Для этого необходимо продолжить совершенствование налогового администрирования, усилить борьбу с различными схемами уклонения от налогов, которые в последнее время становятся все изощреннее.
Актуальным является усиление стимулирующей роли налоговой системы, прежде всего для решения таких ключевых проблем экономики, как расширение инвестиционной и инновационной активности организаций, поддержка их модернизации, внедрение энергоэффективных технологий.
Уже сегодня необходимо работать на перспективу, решать задачи посткризисного развития. В этих целях следует оказывать поддержку организациям, реализующим на территории Архангельской области инвестиционные проекты по расширению, реконструкции и модернизации производства, в том числе путем снижения ставок налога на прибыль организаций и освобождения вновь создаваемых основных фондов от налога на имущество организаций. Эти меры не дадут немедленного эффекта, но повлекут за собой существенное увеличение налоговой базы региона в ближайшей перспективе. Помимо модернизации производства такие меры способствуют созданию новых рабочих мест, т.е. одновременно являются мерами по поддержке занятости населения.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
5. Сокращение собственных доходов бюджета вынуждает пересмотреть ранее принятые на перспективу сценарные условия, предусматривающие ежегодное увеличение расходов.
Главной задачей при подготовке бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана до 2012 года является формирование такого объема бюджетных обязательств, который бы соответствовал реальному прогнозу собственных доходов и гарантированному объему поступлений от других бюджетов.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы важно добиться сокращения бюджетного дефицита. При формировании областного бюджета на 2010 год необходимо принять все меры для снижения бюджетного дефицита до 5 процентов. К этому же должны стремиться и органы местного самоуправления в отношении местных бюджетов.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо обеспечить режим жесткой экономии бюджетных средств не только за счет прямого сокращения непервоочередных и неприоритетных ассигнований, но и за счет повышения эффективности использования бюджетных средств, применения современных методов предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации структуры расходов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, придания расходам более адресного характера.
Исходя из целей и задач определены следующие приоритетные направления расходов на 2010 год и среднесрочную перспективу:
обеспечение своевременности выплаты заработной платы и предоставления мер социальной поддержки;
сохранение достигнутого уровня качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
содействие занятости населения.
6. Должен быть продолжен переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию государственных услуг с определением четких приоритетов расходования бюджетных средств, обеспечением формирования эффективных экономических отношений в социальной сфере. Для этого необходимо на практике обеспечить внедрение государственных заданий по оказанию государственных услуг.
При условии снижения затрат и повышения качества услуг следует активнее размещать задание на оказание государственных услуг в негосударственном секторе. Аналогичная работа должна проводиться и органами местного самоуправления в отношении муниципальных услуг.
С целью повышения эффективности использования ресурсов должны быть продолжены структурные преобразования в отраслях социальной сферы и переход на одноканальное финансирование в здравоохранении.
7. Планируемые бюджетные расходы должны быть детально обоснованы. В изменившихся условиях придется отказаться от необязательных в текущей ситуации затрат, для чего необходимо в ближайшее время пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Одними из первых в соответствие с реальными возможностями бюджета следует привести действующие областные целевые программы. При этом приоритетами программных мероприятий должны стать социальная сфера, агропромышленный комплекс, поддержка малого и среднего предпринимательства, поддержка в сфере содействия занятости населения.
Расходные обязательства следует принимать только при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. При этом для предотвращения постоянного увеличения расходов принятие новых обязательств должно сопровождаться реструктуризацией или сокращением действующих расходных обязательств.
8. Необходимо обратить особое внимание на совершенствование механизма государственных закупок, который должен на деле способствовать развитию конкуренции и одновременно противодействовать злоупотреблениям при осуществлении государственных закупок.
9. В 2010 году собственные возможности областного бюджета не позволят осуществить увеличение оплаты труда работникам бюджетной сферы и органов государственного управления по сравнению с действующими в 2009 году условиями.
В то же время бюджетным учреждениям предоставлены права по переходу на новые системы оплаты труда, что при проведении мероприятий по оптимизации расходов дает возможность стимулирования повышения качества работы.
10. Развитие системы социальной помощи населению должно основываться на принципах безусловного исполнения социальных обязательств и повышения адресности предоставления мер поддержки. Работа должна быть направлена на усиление социальной защищенности социально уязвимых групп населения, обеспечение доступности предоставляемых социальных услуг нуждающимся в них гражданам.
Для этого необходимо осуществлять постоянный мониторинг потребности социальных услуг, востребованности и качества предоставляемых в настоящее время социальных услуг, а также в основном завершить формирование оптимальной сети социальных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено вопросам повышения уровня обеспечения населения доступными лекарственными средствами. Необходимо минимизировать уровни предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства.
11. Политика в сфере занятости населения должна быть направлена на противодействие росту безработицы, на обеспечение занятости населения и социальную поддержку безработных граждан.
Мероприятия по регулированию рынка труда должны осуществляться путем координации действий всех уровней власти при реализации программ содействия занятости населения Архангельской области, ориентации системы образования на обеспечение потребностей рынка труда и перспективы развития региональной экономики, а также за счет оптимальных мер поддержки предприятий реального сектора экономики.
12. Поддержка отраслей реального сектора экономики и отдельных предприятий должна носить комплексный и системный характер, предусматривать обоснованность и прозрачность отбора получателей бюджетной поддержки, повышение эффективности поддержки, рост производительности труда.
Основу поддержки должны составлять не только социальные показатели, но и проведение мониторинга, оценки вклада государственной поддержки в получение социально-экономического эффекта в денежном эквиваленте (валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы от проекта, доходы предприятия - участника и другие показатели). Для исключения иждивенчества обязательным условием государственной поддержки должны стать модернизация собственного производства и введение новых технологий.
Это позволит использовать принципы бюджетирования, ориентированного на результат, и обеспечить государственную поддержку перспективных сфер экономики.
Обобщение результатов оценки эффективности по данным направлениям позволит дать ответы на вопросы, в какой степени государственная поддержка является помощью для саморазвития организаций и в какой степени она не обеспечивает в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности бизнеса.
При этом поддержка реального сектора не должна ограничиваться только финансированием из бюджета.
В сфере агропромышленного комплекса помимо прямой поддержки сельскохозяйственных производителей важным вопросом остается повышение реальных доходов и занятости сельского населения, улучшение жилищных условий сельских граждан, привлечение молодых специалистов в село.
13. Государственное регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и топливно-энергетические ресурсы следует осуществлять с одновременным совершенствованием системы адресных субсидий и мер социальной поддержки населения.
Более пристальное внимание должно быть уделено экономически обоснованным затратам регулируемых организаций, в том числе вопросам контроля за правильностью установления регулируемых тарифов и их применением организациями топливно-энергетического и коммунального комплексов.
14. Наиболее жесткие ограничения сохраняются в сфере планирования инвестиций. В сложившихся условиях финансирование капитальных вложений необходимо сосредоточить на объектах с высокой степенью готовности, в первую очередь - на завершении объектов капитального строительства, ранее начатых с участием средств областного бюджета.
Не менее важно обеспечить в необходимых объемах софинансирование строек и объектов, включенных в расходы федерального бюджета.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
15. Беспрецедентные процессы, происходящие в настоящее время в мировой финансово-экономической сфере, по-разному отражаются на региональном бюджете и на бюджетах муниципальных образований. Структура налоговых доходов областного бюджета оказалась наиболее чувствительной к негативным факторам, что привело к существенному сокращению возможностей по финансовому обеспечению государственных полномочий, в том числе связанных с поддержкой муниципальных образований.
Важнейшей задачей является адаптирование системы межбюджетных отношений к новым условиям с целью восстановления баланса в обеспечении финансовыми ресурсами государственных и муниципальных полномочий. При этом должно быть сформировано четкое представление об ответственности каждого участника межбюджетных отношений за конечный результат проводимой бюджетной политики в обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Архангельской области.
Предоставление финансовой поддержки местным бюджетам должно осуществляться на условиях софинансирования (с учетом уровня бюджетной обеспеченности) и должно быть направлено на создание стимулов для применения органами местного самоуправления современных принципов управления финансами.
16. В рамках реализации антикризисных мер исполнительным органам государственной власти Архангельской области следует продолжить осуществление мониторинга всех сфер деятельности органов местного самоуправления, в том числе мониторинга финансового состояния местных бюджетов. При этом органы местного самоуправления должны уделять особое внимание на недопущение появления кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и наращивания общей кредиторской задолженности местных бюджетов.
В условиях финансового кризиса для повышения качества финансовой работы на муниципальном уровне целесообразно содействовать распространению позитивного опыта управления муниципальными финансами, имеющегося как в Архангельской области, так и за ее пределами.
Для решения единых задач, стоящих перед органами местного самоуправления, может оказаться полезным объединение и укрупнение некоторых муниципальных образований. Это помогает объединить усилия различных муниципалитетов для финансового обеспечения местного самоуправления.
17. Развитие взаимоотношений с федеральными органами государственной власти должно быть по-прежнему направлено на активное привлечение в Архангельскую область федеральных трансфертов.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо:
обеспечивать своевременную защиту бюджетных заявок и предложений Архангельской области по участию в федеральных целевых программах в соответствующих отраслевых министерствах и ведомствах;
добиваться полноценного финансирования федеральных полномочий за счет средств из федерального бюджета.
V. Направления оптимизации государственного долга
18. Прогнозируемое поступление доходов в текущем году и в среднесрочной перспективе не позволит обойтись без привлечения кредитных ресурсов в качестве источников финансирования дефицита бюджета.
Основной целью проводимой долговой политики является минимизация расходов на обслуживание государственного долга и сохранение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков.
Поставленная цель может быть достигнута при реализации следующих направлений:
сохранение позитивного кредитного рейтинга Архангельской области;
своевременность исполнения долговых обязательств;
проведение работы с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет;
проведение работы с кредитными организациями, направленной на заключение договоров по привлечению средств в форме кредитной линии, на привлечение ресурсов с меньшей стоимостью, на осуществление реструктуризации долга;
привлечение кредитных ресурсов на оптимально возможный период времени;
исследование рынков альтернативных заимствований;
планомерное снижение долговой нагрузки на бюджет в среднесрочной перспективе (уменьшение платы за заимствования, снижение объема основного долга по кредитам и условным обязательствам).
VI. Совершенствование контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств
19. В условиях наблюдаемого сокращения собственных доходов бюджета чрезвычайно важны контрольные функции органов власти всех уровней. При этом первостепенное значение приобретают контроль за эффективностью использования бюджетных средств и создание превентивной системы, препятствующей нецелевому использованию средств. Финансовая дисциплина сейчас нужна на всех стадиях бюджетного процесса - от планирования ассигнований до отчетности о расходовании бюджетных средств.
Следует продолжить работу, направленную на повышение качества контрольных и аналитических мероприятий, на совершенствование их правовых и методологических основ, а также на обеспечение взаимодействия между всеми органами государственного финансового контроля.
Мероприятия по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств должны быть направлены:
на установление единых требований к проведению контрольных мероприятий;
на обеспечение жесткого контроля за недопущением образования необоснованной кредиторской задолженности (сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств) и просроченной дебиторской задолженности бюджетных учреждений;
на соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
на проверку обоснованности ценообразования на оплачиваемые (компенсируемые) из бюджета работы, товары, услуги;
на осуществление мониторинга эффективности (измеримого результата) предоставления бюджетных услуг;
на осуществление мониторинга исполнения бюджетов муниципальных образований, контроля за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за регулярностью и полнотой охвата проверками целевых средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов.
20. Особое внимание должно быть уделено контролю:
за недопущением кредиторской задолженности по принятым обязательствам (в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам);
за исполнением судебных решений по искам граждан к казне Архангельской области и муниципальных образований;
за своевременным возвратом бюджетных кредитов, за уплатой заемщиками процентов за пользование бюджетными средствами;
за использованием средств областного бюджета, выделяемых в форме капитальных вложений;
за полнотой и своевременностью представляемой отчетной информации.
21. Необходимо более активно использовать такие способы предупреждения нецелевого использования бюджетных средств, как проведение обучающих семинаров (совещаний) по вопросам финансового контроля, подготовка обзорных писем о результатах проведенных контрольных мероприятий с рекомендациями.
Деятельность контрольных органов не может ограничиваться только выявлением факта нарушений в финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций. Контроль должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов и носить законченный характер, т.е. до полного возмещения причиненного бюджету ущерба и устранения возможности повторения нарушений в дальнейшем.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 30 от 14.07.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.060 Бюджетный процесс, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 080.060.020 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 010.150.000 Местное самоуправление |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: