Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2012г.
Номер документа: В201205256
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201205256

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 26.11.2012, N 12, СТР. 309

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30.07.2012 N 2079/12

НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2011 по делу N А04-2877/2011 и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Компания строительных материалов "Чжэнь Син" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - управление) от 23.06.2011 N 10-11/122, N 10-11/139, N 10-11/140, N 10-11/141, N 10-11/142, N 10-11/143, N 10-11/144, N 10-11/145 и N 10-11/146 (далее - постановления управления), которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (с учетом уточнения заявленного требования).

Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2011 заявление общества удовлетворено: постановления управления признаны незаконными и отменены.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов управление просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение оспариваемыми судебными актами единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Между обществом и гражданином КНР-нерезидентом Чжан Вэньсюе (далее - гражданин КНР, нерезидент) заключены договоры займа, по условиям которых гражданин КНР-займодавец, передает обществу-заемщику беспроцентный заем в рублях Российской Федерации сроком на пять лет. Так, по договору от 01.07.2010 гражданин КНР предоставляет обществу заем в сумме 7 472 780 рублей, по договору от 01.08.2010 в сумме 8 035 465 рублей, по договору от 01.09.2010 в сумме 3 851 322 рублей, по договору от 01.10.2010 в сумме 3 863 600 рублей, по договору от 01.12.2010 в сумме 5 425 500 рублей, по договору от 01.01.2011 в сумме 3 904 533 рублей, по договору от 01.02.2011 в сумме 9 718 012 рублей, по договору от 01.03.2011 в сумме 3 586 226 рублей и по договору от 01.04.2011 в сумме 23 010 516 рублей.

По указанным договорам займа денежные средства вносились гражданином КНР непосредственно в кассу общества. Получая от нерезидента денежные средства, общество оформляло приходные кассовые ордера. Так, по договору от 01.07.2010 в кассу общества внесено 600 000 рублей (приходный кассовый ордер от 01.07.2010 N 112), по договору от 01.08.2010 - 1 150 000 рублей (приходный кассовый ордер от 02.08.2010 N 126), по договору от 01.09.2010 - 1 281 531 рубль 83 копейки (приходный кассовый ордер от 06.09.2010 N 148), по договору от 01.10.2010 - 3 833 рубля 80 копеек (приходный кассовый ордер от 01.10.2010 N 176), по договору от 01.12.2010 - 5 467 рублей 72 копейки (приходный кассовый ордер от 01.12.2010 N 234), по договору от 01.01.2011 - 4 532 рубля 47 копеек (приходный кассовый ордер от 11.01.2011 N 1), по договору от 01.02.2011 - 1 500 000 рублей (приходный кассовый ордер от 01.02.2011 N 10), по договору от 01.03.2011 - 636 225 рублей 67 копеек (приходный кассовый ордер от 15.03.2011 N 21) и по договору от 01.04.2011 - 2 200 000 рублей (приходный кассовый ордер от 01.04.2011 N 28).

В ходе проверки управление установило, что общество нарушило требования статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и пункта 3.14 инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция ЦБ РФ N 117-И), а именно: производило расчеты при осуществлении с физическим лицом-нерезидентом валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках и оформления паспортов сделок.

Должностным лицом управления 15.06.2011 на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ составлены протоколы по делам об административном правонарушении N 10-11/122, N 10-11/139, N 10-11/140, N 10-11/141, N 10-11/142, N 10-11/143, N 10-11/144, N 10-11/145 и N 10-11/146, которыми установлено нарушение правил оформления паспортов сделок, 23.06.2011 управлением вынесены постановления по названным делам, которыми общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому постановлению.

Не согласившись с постановлениями управления, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требование общества и признавая незаконными постановления управления, исходили из отсутствия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. По мнению судов, расчеты, произведенные обществом при осуществлении им валютных операций с физическим лицом-нерезидентом без использования банковских счетов в уполномоченных банках, соответствуют требованиям валютного законодательства и общество, производя указанные расчеты, не обязано было оформлять в уполномоченном банке паспорта сделок.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Исходя из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.

Общество создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 30.10.2009 серия 28 N 001214308, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области.

Следовательно, общество является резидентом, а получение обществом-резидентом от физического лица-нерезидента валюты Российской Федерации - валютной операцией.

Согласно статье 20 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, а также порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении этих операций установлены Инструкцией ЦБ РФ N 117-И.

Согласно пункту 3.1 этой инструкции порядок оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, в том числе и при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации от нерезидентов по кредитному договору.

Таким образом, Инструкцией ЦБ РФ N 117-И установлено, что расчеты с нерезидентами, в том числе при получении от них резидентами займов в валюте Российской Федерации, осуществляются через счета, открытые в уполномоченных банках, с обязательным оформлением паспорта сделки.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Названная статья содержит перечень случаев, когда юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Договор займа, заключенный между резидентом и нерезидентом, в данном перечне не указан.

Таким образом, общество, получая от физического лица-нерезидента заем в виде валюты Российской Федерации, осуществляет валютные операции, расчеты при которых должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках, с обязательным оформлением паспорта сделки.

Административная ответственность за нарушение правил оформления паспортов сделок установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В данном случае общество осуществляло валютные операции путем получения от нерезидента займа в валюте Российской Федерации без открытия счета в уполномоченном банке и с нарушением установленных правил оформления паспортов сделок, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому вывод судов о правомерности таких действий общества основан на неправильном толковании норм административного права.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 16.08.2011 по делу N А04-2877/2011 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Компания строительных материалов "Чжэнь Син" о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 23.06.2011 N 10-11/122, N 10-11/139, N 10-11/140, N 10-11/141, N 10-11/142, N 10-11/143, N 10-11/144, N 10-11/145 и N 10-11/146 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

[введено: 26.03.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]

[проверено: 26.02.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 12 от 26.11.2012 Стр. 309
Рубрики правового классификатора: 020.060.010 Общие положения, 020.060.030 Иные меры административного принуждения (задержание, досмотры, принудительное освидетельствование, изъятие вещей и документов и т.д.), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 080.130.040 Валютные операции, валютные сделки (см. также 080.110.030), 080.130.060 Валютный контроль (см. также 100.170.100), 080.130.070 Иные вопросы валютного регулирования, 180.050.030 Производство по пересмотру решений

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА НА ТОРГАХ
№-1283254940 от 15 июля 2014

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать