Основная информация

Дата опубликования: 30 октября 2020г.
Номер документа: RU52074905202000674
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Администрация города Нижнего Новгорода Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30.10.2020 № 4010

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД НА 2021 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ 

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Устава города Нижнего Новгорода администрация города Нижнего Новгорода постановляет: 

1. Утвердить основные направления долговой политики муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.

3. Управлению по связям со СМИ администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».

4. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава города

                                                                   Ю.В.Шалабаев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением администрации

города

от 30.10.2020  № 4010

Основные направления

долговой политики муниципального образования

городской округ город Нижний Новгород на 2021 год и плановый период

2022 и 2023 годов

Долговая политика муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика города Нижнего Новгорода) является составной частью бюджетной политики, которая, основываясь на Прогноз социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2020 - 2030 годы, ориентирована на достижение показателей, определенных Стратегией социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017 - 2022 годы, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 25.01.2017 № 190.

Долговая политика города Нижнего Новгорода направлена на создание целостной эффективной системы управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода для обеспечения потребностей города Нижнего Новгорода в заемном финансировании, своевременного и полного исполнения долговых обязательств города в среднесрочной и долгосрочной перспективе при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга и разумной степени риска, поддержания объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, которая будет способствовать поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода как надежного заемщика на финансовом рынке.

Город Нижний Новгород отнесен Министерством финансов Нижегородской области к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

1. Итоги реализации долговой политики города Нижнего Новгорода

предыдущего периода

В 2017-2019 годах долговая политика, как и в предыдущие годы, была ориентирована на решение таких задач, как поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, сдерживание роста расходов на обслуживание муниципального долга, мобилизацию финансовых ресурсов с целью своевременного исполнения принятых долговых обязательств города, оптимизацию структуры муниципального долга в целях минимизации стоимости его обслуживания и уменьшения риска рефинансирования муниципальных долговых обязательств, соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Соглашениями с Министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода.

1.1. На размер дефицита, и как следствие, рост объемов привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде оказывали влияние следующие факторы:

рост инвестиционных расходов в структуре бюджета города (в том числе обновление транспортно-подвижного состава, подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года, участие в национальных проектах);

ухудшение структуры доходов бюджета в связи со снижением объемов неналоговых доходов по причине существующей общероссийской тенденции снижения востребованности муниципального имущества на рынке в связи с его низкой конкурентоспособностью, и, как следствие, невыполнение плана продажи имущества;

изменения налогового и бюджетного законодательства в части перераспределения налоговых доходов и изменения расходных обязательств (для осуществления полномочий по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий).

За период с 2017 года по 2019 год объем муниципального долга увеличился на 2342,6 млн. руб. с 9529,0 млн. рублей по состоянию на 01.01.2017 до 11871,6 млн. рублей по состоянию на 01.01.2020, в том числе на 1198,0 млн. рублей за 2017 год, на 424,9 млн. рублей за 2018 год и на 719,7 млн. рублей за 2020 год.

До декабря 2017 года в структуре муниципального долга города Нижнего Новгорода более 95% занимали кредиты, привлеченные от кредитных организаций. Качественно изменить структуру муниципального долга позволил выпуск муниципальных облигаций муниципального облигационного займа города Нижнего Новгорода 2017 года в объеме 5000,0 млн. рублей со сроком обращения 5 лет.

За период 2018-2019 гг. структура муниципального долга представлена в основном муниципальными ценными бумагами (их доля постепенно сокращалась с 46,6% по состоянию на 01.01.2018 до 42,1% по состоянию на 01.01.2020) и кредитами, привлеченными от кредитных организаций (их доля увеличилась с 49,2% до 53,3% за данный период).

Незначительную долю в структуре муниципального долга занимают бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (450,0 млн. рублей или 4,7% по состоянию на 01.01.2017, 546,0 млн. рублей или 4,6% по состоянию на 01.01.2020).

Муниципальные гарантии города Нижнего Новгорода не предоставлялись.

Структура муниципального долга города Нижнего Новгорода за 2017-2019 годы

Муниципальный долг

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

01.01.2020

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

1. Муниципальные ценные бумаги

0,0

0,0

5 000,0

46,6

5 000,0

44,8

5 000,0

42,1

2. Кредиты, привлеченные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

9 079,0

95,3

5 277,0

49,2

5 781,9

51,9

6 325,6

53,3

3. Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

450,0

4,7

450,0

4,2

370,0

3,3

546,0

4,6

4. Муниципальные гарантии

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего

9 529,0

100,0

10 727,0

100,0

11 151,9

100,0

11 871,6

100,0

1.2. В рассматриваемом периоде проводилась взвешенная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, позволяющих оперативно управлять муниципальным долгом  в условиях неравномерного поступления доходов бюджета и необходимости своевременного проведения расходных операций при минимизации риска рефинансирования; краткосрочных кредитов от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области; проведения операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города.

Все вышеуказанные операции, а также проведение электронных аукционов по привлечению кредитных ресурсов, взаимодействие с коммерческими банками, предоставившими кредитные средства, по снижению процентной ставки в процессе пользования кредитными ресурсами способствовали минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.

Мониторинг состояния финансового рынка и своевременное заключение новых контрактов с кредитными организациями на привлечение кредитных ресурсов позволило снизить стоимость долговых обязательств по коммерческим кредитам: средневзвешенная ставка по привлеченным кредитам кредитных организаций составила на 01.01.2017 - 11,28% годовых, на 01.01.2020 – 7,63% годовых.

Обслуживание и погашение долговых обязательств города Нижнего Новгорода осуществляется в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, договорами и соглашениями своевременно и в полном объеме, просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.

1.3. Приоритетом долговой политики города Нижнего Новгорода является безусловное соблюдение ограничений, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основные показатели долговой нагрузки на бюджет города за 2017-2019 годы

Ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ

2017 год

факт

2018 год

факт

2019 год

факт

Соотношение дефицита бюджета к общему годовому объему доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (норматив ≤ 10 %), %

9,2

1,3

5,1

Соотношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (норматив ≤100%; дополнительное ограничение, установленное муниципальным правовым актом, ≤ 85 %), %

82,7

79,7

83,5

Удельный вес объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему объему расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (норматив ≤ 15 %), %

3,0

3,6

3,4

Нарушений в соблюдении требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в области управления муниципальным долгом, не установлено.

Ограничение, установленное соглашениями 2018-2019 гг. с министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, соблюдалось: привлечение кредитов от кредитных организаций в бюджет городского округа по итогам проведенных аукционов в электронной форме по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.

1.4. Текущее состояние муниципального долга города Нижнего Новгорода.

В соответствии с Программой муниципальных внутренних заимствований города Нижнего Новгорода на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденной Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.12.2019                        № 222 «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (с учетом изменений от 03.09.2020) на 2020 год предусмотрено привлечение заимствований в общей сумме 19,6 млрд. рублей (с учетом рефинансирования существующих долговых обязательств, сложившихся по состоянию на 01.01.2020), в том числе с учетом размещения муниципальных ценных бумаг в сумме 4,0 млрд. рублей. 

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.12.2019 № 222                   «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (с учетом изменений от 03.09.2020) установлен верхний предел муниципального внутреннего долга города Нижнего Новгорода на 1 января 2021 года в размере 13,0 млрд. руб. Соотношение установленного объема муниципального долга к общему годовому объему доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составляет 83,7%.

Объем муниципального долга города Нижнего Новгорода на 1 октября 2020 года составил 11,5 млрд. рублей, в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в сумме 1,4 млрд. руб., полученный в целях управления текущей ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода.

Структура муниципального долга города Нижнего Новгорода на указанную дату представлена в таблице.

Структура муниципального долга города Нижнего Новгорода на 01.10.2020

Виды долговых обязательств

Муниципальный долг на 01.10.2020,

млн. руб.

Доля в общей сумме муниципального долга на 01.10.2020,  %

1. Муниципальные ценные бумаги

5 000,0

43,5

2. Кредиты, привлеченные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации

4 600,0

40,0

3. Бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации

1 899,0

16,5

4. Муниципальные гарантии

0,0

0,0

Итого

11 499,0

100

Ассигнования на финансирование расходов на обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год были предусмотрены в размере 964,9 млн. руб., по уточненному бюджету на 01.10.2020 – 821,0 млн. руб., по состоянию на 01.10.2020 фактические расходы составили 569,6 млн. руб. (69,4% от уточненных годовых назначений).

Удельный вес планового объема расходов на обслуживание муниципального долга к общему плановому объему расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет 3,1% (при установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничении в размере не более 15 %, и дополнительном ограничении, установленном правовым муниципальным актом в размере не более 8 %).Требования данного норматива соблюдены.

В целях эффективного использования бюджетных средств на обслуживание муниципального долга в 2020 году проводятся следующие операции:

привлечение кредитов кредитных организаций (в том числе в форме возобновляемых кредитных линий) путем проведения аукционов в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 44-ФЗ по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;

снижение стоимости заемных средств путем подписания дополнительных соглашений к контрактам с кредитными организациями по снижению процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;

привлечение бюджетного кредита от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) с процентной ставкой 0,1% годовых;

привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, средств во временном распоряжении.

Итоги: средневзвешенная ставка по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, по состоянию на 01.10.2020 составила 5,25% годовых (размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на указанную дату – 4,25% годовых), размер ассигнований на обслуживание муниципального долга снижен на 143,8 млн. руб., просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.

1.5. С 2017 года город Нижний Новгород оценивается рейтинговым агентством Акционерное общество "Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство" (АКРА (АО). Кредитный рейтинг АКРА впервые был присвоен городу 21.11.2017, муниципальным ценным бумагам – 29.11.2017. В сентябре 2020 года АКРА подтвердило кредитный рейтинг Нижнего Новгорода на уровне А-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций города — на уровне A-(RU).

2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики города Нижнего Новгорода

В 2021 году и плановом периоде 2022 - 2023 годах долговая политика города Нижнего Новгорода будет продолжать строиться на принципах и условиях предыдущих лет. Однако негативное влияние могут оказывать кризисные явления в экономике вследствие влияния последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и снижения спроса на мировых сырьевых рынках.

Основными факторами, определяющими характер долговой политики города Нижнего Новгорода при исполнении городского бюджета, будут являться:

риски снижения налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, вследствие ухудшения общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде, изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода;

рост расходов городского бюджета, направляемых на ликвидацию негативного влияния коронавирусной инфекции (COVID-19) на субъекты предпринимательства;

рост расходов городского бюджета на участие в национальных проектах;

риски роста процентных ставок, обусловленные как ухудшением экономической ситуации в стране, так и неблагоприятными внешнеполитическими факторами;

сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета города Нижнего Новгорода;

необходимость соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями с министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода.

Накопление негативных факторов может повлиять на уровень долговой нагрузки и, как следствие, дальнейший рост расходов на обслуживание муниципального долга.

В этих условиях в целях поддержания высокого уровня кредитоспособности города Нижнего Новгорода приоритетными задачами становятся:

сдерживание роста долговой нагрузки; 

недопущение перехода в группу заемщиков с более низким уровнем долговой устойчивости;

недопущение снижения кредитного рейтинга.

3. Цели и задачи долговой политики города Нижнего Новгорода на 2021 - 2023 годы

Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета города Нижнего Новгорода, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное исполнение принятых долговых обязательств, поддержания объема и структуры долговых обязательств, обеспечивающих их исполнение в полном объеме и в установленные сроки, что в свою очередь, будет способствовать повышению кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода и минимизации стоимости заимствований.

Целями долговой политики города Нижнего Новгорода являются обеспечение сбалансированности и устойчивости исполнения бюджета города Нижнего Новгорода, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований, поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и формирование оптимальной структуры муниципального долга для поддержания «кредитного качества заемщика» (город Нижний Новгород) на высоком уровне.

Долговая политика города Нижнего Новгорода на 2021 - 2023 годы будет нацелена на достижение следующих результатов:

обеспечение соблюдения ограничения на размер дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации для муниципальных образований;

удержание объема муниципального долга города Нижнего Новгорода на уровне не более 85 процентов общего годового объема доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

обеспечение объема расходов на обслуживание муниципального долга в размере не более 8 % общего объема расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основными задачами долговой политики являются:

поддержание объемов дефицита бюджета, муниципального долга и расходов на его обслуживание в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и дополнительных ограничений, установленных муниципальными правовыми актами города Нижнего Новгорода;

совершенствование системы управления муниципальным долгом с обеспечением способности бюджета города осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств;

сдерживание роста муниципального долга за счет сокращения размера дефицита бюджета;

соблюдение ограничений, установленных министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода;

обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города;

повышение эффективности муниципальных заимствований;

развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

оптимизация структуры долговых обязательств, исключающей их неисполнение, с учетом минимизации стоимости заимствований;

сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, рисков неисполнения долговых обязательств;

обеспечение публичности и прозрачности информации о муниципальном долге города Нижнего Новгорода;

поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга города, проведение мероприятий, приводящих к позитивному изменению рейтинга.

4. Инструменты реализации долговой политики

В предстоящем периоде долговая политика города Нижнего Новгорода будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач. Основными инструментами реализации долговой политики останутся среднесрочные рыночные заимствования.

Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета, оптимизировался график погашения основного долга, минимизировались расходы на обслуживание муниципального долга с учетом снижения рисков операционного характера и рисков рефинансирования.

Результаты планирования муниципального долга отражаются в Программе муниципальных внутренних заимствований города Нижнего Новгорода на соответствующий финансовый год и плановый период.

В структуре муниципального долга в 2021 - 2023 годах планируется наличие муниципальных ценных бумаг со сроком обращения 5 лет в объеме не менее 4 млрд. руб. Основными преимуществами ценных бумаг как инструмента заимствования являются длительные сроки обращения, рыночный механизм ценообразования, равномерное распределение платежей, привлечение к размещению неограниченного круга инвесторов: банков, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых компаний, иных юридических лиц, физических лиц, что обеспечивает высокую конкуренцию.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет использоваться механизм привлечения кредитов кредитных организаций на конкурентной основе по итогам проведенных электронных аукционов, в целях покрытия дефицита бюджета, погашения  ранее привлеченных долговых обязательств в соответствии со сроками погашения, для досрочного замещения задолженности под меньшую процентную ставку и, в случае необходимости, для пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах местного бюджета.

Сохранится практика привлечения кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит возможность экономии по расходам на обслуживание муниципального долга.

Ключевой задачей при привлечении кредитов от кредитных организаций остается обеспечение привлечения в бюджет города Нижнего Новгорода кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату проведения аукциона, увеличенный на 1 процент годовых.

Для поддержания текущей ликвидности бюджета города Нижнего Новгорода и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга сохранится практика привлечения от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета на условиях, установленных действующим законодательством.

На постоянной основе будет проводиться мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов. В случае уменьшения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки с банками-кредиторами по соглашению сторон заключаются дополнительные соглашения на снижение процентных ставок по действующим контрактам, а также организуются дополнительные электронные аукционы на заключение новых контрактов с более низкой ценой.

В 2021 - 2023 годах будет продолжено взаимодействие с министерством финансов Нижегородской области по вопросам предоставления/реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода.

Предоставление муниципальных гарантий города Нижнего Новгорода в 2021 – 2023 годах ввиду больших финансово-экономических рисков не планируется.

Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории города.

Основными мероприятиями повышения эффективности долговой политики города Нижнего Новгорода являются:

недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных дополнительными источниками поступлений в бюджет;

активное использование механизма размещение муниципальных ценных бумаг города Нижнего Новгорода как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

планирование и осуществление муниципальных заимствований города Нижнего Новгорода исходя из графиков погашения долговых обязательств, с учетом стоимости обслуживания, влияния на платежеспособность бюджета города и оптимизации структуры муниципального долга города Нижнего Новгорода;

проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по ранее заключенным муниципальным контрактам;

мониторинг соответствия предельного уровня дефицита бюджета, муниципального долга города Нижнего Новгорода ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

использование механизма привлечения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях эффективного управления текущей ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода;

привлечение временно свободных денежных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, средств иных юридических лиц, что позволит экономить расходы на обслуживание муниципального долга за счет сокращения сроков и объемов привлечения кредитов кредитных организаций;

обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге города Нижнего Новгорода и расходов на его обслуживание;

взаимодействие с рейтинговым агентством по установлению и поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода.

5. Анализ рисков для бюджета города Нижнего Новгорода, возникающих

в процессе управления муниципальным долгом

Основными рисками, возникающими в процессе управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода, являются:

5.1. Риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или возникнут проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.

Для управления рисками, связанными со способностью города Нижнего Новгорода своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, снижения зависимости от конъюнктуры рынка и/или одного инвестора, выбора инструмента заимствования; привлечение среднесрочных/долгосрочных заимствований для равномерного распределения объемов погашения по годам.

Кроме того, снижение рисков при рефинансировании долговых обязательств будет проводиться с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (в том числе по долговой устойчивости), соглашениями с Министерством финансов Нижегородской области о предоставлении администрации города Нижнего Новгорода из областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, муниципальными правовыми актами города Нижнего Новгорода.

5.2. Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов на обслуживание муниципального долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок.

В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание муниципального долга города Нижнего Новгорода.

5.3. Операционный риск – вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия законодательству установленных порядков и процедур совершения операций или нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, установленных порядков и процедур при планировании и исполнении бюджета в части долговых обязательств, включая некомпетентность или ошибки персонала; сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.

Способами управления операционным риском, направленными на противодействие его возникновению, являются:

утверждение специализированных квалификационных требований к сотрудникам, функциональные обязанности которых связаны с управлением муниципальным долгом, повышение их квалификации на постоянной основе;

обеспечение системы постоянного контроля за соблюдением процедур, установленных регламентов;

обеспечение информационной безопасности;

повышение эффективности механизмов отчетности.

5.4. Изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода.

5.5. Риск недостижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе в связи с ухудшение общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде.

5.6. Риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, в том числе направляемых на ликвидацию негативного влияния коронавирусной инфекции (COVID-19) на субъекты предпринимательства.

5.7. Снижение кредитного рейтинга и удорожание стоимости привлечения заемных средств.

Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода; принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств муниципальным образованием.

При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.150.000 Местное самоуправление, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация, 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.040.000 Бюджетный процесс, 020.040.030 Составление проекта бюджета. Прогноз социально-экономического развития. Бюджетное планирование.

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать