Основная информация
Дата опубликования: | 30 ноября 2010г. |
Номер документа: | В201008075 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В1008075
В201008075
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 28.03.2011, N 4, СТР. 171
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.11.2010 N 10478/10
ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Борисовой Е.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. –
рассмотрел заявление Федерального агентства по управлению государственным имуществом о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 по делу N А40-70597/09-53-456, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.05.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (истца) - Серов А.В., Фрадкин К.Б.;
от правительства Москвы (ответчика) - Титова А.В.;
от закрытого акционерного общества "Белимар" (ответчика) - Белан Е.А., Хахулин С.В.;
от Департамента имущества города Москвы (третьего лица) - Мурина В.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Баварские традиции" (третьего лица) - Акимова Я.С.;
от Комитета по культурному наследию города Москвы (третьего лица) - Титова А.В.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (третьего лица) - Аракелова Л.Л.
Заслушав и обсудив доклад судьи Борисовой Е.Е., а также объяснения представителей ответчика, Президиум установил следующее.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к правительству Москвы и закрытому акционерному обществу "Белимар" (далее - общество) об обязании солидарно возместить в натуре вред, причиненный Российской Федерации, а именно: восстановить незаконно снесенное нежилое двухэтажное здание - памятник архитектуры "Главный дом усадьбы И. Лукина", расположенное по адресу: Москва, ул. Большая Спасская, д. 1/9, стр. 1 (альтернативный адрес: Большая Сухаревская пл., д. 9/1, стр. 1), в тех же границах на том же земельном участке и передать его Российской Федерации в лице Росимущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов Росимущество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права. Заявитель считает, что суды трех инстанций вопреки нормам действующего законодательства неверно определили правовой статус и принадлежность уничтоженного памятника архитектуры, а потому необоснованно отказали в возмещении причиненного Российской Федерации ущерба.
В отзыве на заявление Департамент имущества города Москвы просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела, правительством Москвы 14.05.2002 издано постановление N 340-ПП "О воссоздании, реконструкции памятника архитектуры "Городская усадьба конца XVIII - начала XIX веков" по адресу: ул. Большая Спасская, дом 1/9, строение 1" (далее - постановление N 340-ПП).
Из пункта 1 этого постановления следует, что правительством Москвы было принято предложение государственного учреждения "Главное управление охраны памятников города Москвы" (далее - управление охраны памятников) и общества об осуществлении последним за счет собственных и привлеченных средств работ по восстановлению памятника архитектуры "Городская усадьба конца XVIII - начала XIX веков" (далее - памятник архитектуры, здание усадьбы). В постановлении отмечается, что общество является собственником подлежащего реконструкции объекта.
Пунктом 3.6 постановления N 340-ПП обществу предписано после завершения работ по воссозданию памятника заключить с управлением охраны памятников охранный договор. В пункте 6 постановления управлению охраны памятников поручено оформить в установленном порядке планово-реставрационное задание на воссоздание и реконструкцию памятника архитектуры.
Согласно сведениям, представленным по запросу Росимущества Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, упомянутый объект перешел в собственность общества по договору купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314, заключенному со Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже имущества города Москвы.
Ссылаясь на то, что правительство Москвы неправомерно распорядилось находящимся в федеральной собственности памятником архитектуры путем заключения договора купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314 с обществом, а последнее незаконно произвело его снос, возведя на месте памятника новый объект недвижимости, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Росимущество не доказало, что здание усадьбы на момент его отчуждения обществу находилось в собственности Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что названный памятник архитектуры не входил в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176), поэтому не являлся федеральной собственностью. Суд также отметил, что Росимущество не представило доказательств, подтверждающих принадлежность Российской Федерации земельного участка, на котором размещался данный памятник архитектуры.
Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции, оставив принятый им судебный акт без изменения.
Между тем судами не учтено следующее.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327) утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Советом Министров РСФСР 04.12.1974 было принято постановление N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624), которым в список памятников культуры государственного значения наряду с иными подлежащими охране объектами включен жилой дом конца XVIII века, расположенный по адресу: Большая Колхозная пл., д. 9.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, которым утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, к таким объектам отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 с учетом принятых к нему дополнений.
В числе таких дополнений в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 названо и постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, включившее в состав охраняемых памятников истории и культуры памятник архитектуры конца XVIII века, находящийся по адресу: Большая Колхозная пл., д. 9.
В рамках мероприятий по возвращению исторических наименований улицам города Москвы постановлением правительства Москвы от 25.10.1994 N 968 "О возвращении исторических наименований, присвоении новых наименований и переименованиях московских улиц" Большой Колхозной площади возвращено историческое наименование - Большая Сухаревская площадь.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела I названного приложения в состав имущества, находящегося исключительно в федеральной собственности, входят объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судами было установлено, что здание усадьбы, имевшее на дату его отчуждения обществу почтовый адрес: Москва, ул. Большая Спасская, д. 9/1, стр. 1, постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Между тем суды, исходя из положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, не дали этому обстоятельству правовой оценки, отклонив доводы Росимущества о принадлежности объекта на праве собственности Российской Федерации. Суды трех инстанций также не приняли во внимание тот факт, что постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, которым городской усадьбе конца XVIII - начала XIX веков присвоен особый статус, прямо поименовано в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 в числе правовых актов, которые определяют состав памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Последующее изменение почтового адреса объекта по сравнению с тем, который был первоначально указан в постановлении Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, не влечет за собой изменения его правового статуса и режима охраны.
В имеющемся в деле паспорте памятника истории и культуры, содержащем его описание, а также историческое обоснование отнесения к особо охраняемым объектам культурного наследия, указано, что статус памятника государственного значения был присвоен этому объекту постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327. На дату составления паспорта памятник архитектуры имел адрес местонахождения: Москва, Сухаревская пл., д. 9/1.
Согласно справкам Московского городского бюро технической инвентаризации от 26.03.2009 N 1357 и от 30.03.2009 N 1358 объект недвижимости, находящийся по адресу: Москва, Большая Сухаревская пл., д. 9, имеет альтернативный адрес: Москва, ул. Большая Спасская, д. 9/1, стр. 1. В своих пояснениях по делу ни представитель общества, ни представитель правительства Москвы не оспаривают тот факт, что здание, в отношении которого Росимуществом заявлено требование, и здание, приобретенное обществом по договору купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314, являются одним и тем же объектом недвижимости.
Указания на историческую и культурную значимость объекта имеются и в подписанном обществом и управлением охраны памятников акте технического состояния памятника истории и культуры от 16.07.2001 N 547, который также был представлен истцом в подтверждение своей правовой позиции.
При таких обстоятельствах вывод судов о принадлежности упомянутого здания усадьбы к собственности города Москвы является неверным, не соответствующим материалам дела, однако он не повлиял на результат рассмотрения спора по заявленным Росимуществом требованиям.
Обращаясь в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, истец, ссылаясь на статью 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявил о восстановлении здания памятника архитектуры, а также о передаче его Российской Федерации.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (передать вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
В данном случае требование о возмещении причиненных убытков истцом не заявлялось. Однако и возмещение вреда в натуре по обстоятельствам дела также не представляется возможным.
Правила статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации не предполагают создание нового объекта и передачу его в качестве возмещения вреда. Возмещение вреда в соответствии с указанной нормой предусматривается посредством передачи вещи, определяемой родовыми признаками. Однако памятник характеризуется уникальностью, в связи с чем возмещение вреда в натуре посредством передачи вещи того же рода и качества исключается.
Более того, поскольку на момент передачи памятника обществу он находился в разрушенном состоянии, предъявленное истцом требование о восстановлении памятника по существу представляет собой требование о приведении его в прежнее аварийное состояние, что не соответствует цели сохранения объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах избранный истцом по настоящему делу способ защиты и восстановления его нарушенных прав не может быть признан надлежащим.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 по делу N А40-70597/09-53-456, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.05.2010 по тому же делу оставить без изменения.
В удовлетворении заявления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отказать.
Председательствующий
А.А.Иванов
[введено: 06.04.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 11.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В1008075
В201008075
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ, 28.03.2011, N 4, СТР. 171
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.11.2010 N 10478/10
ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Борисовой Е.Е., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. –
рассмотрел заявление Федерального агентства по управлению государственным имуществом о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 по делу N А40-70597/09-53-456, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.05.2010 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федерального агентства по управлению государственным имуществом (истца) - Серов А.В., Фрадкин К.Б.;
от правительства Москвы (ответчика) - Титова А.В.;
от закрытого акционерного общества "Белимар" (ответчика) - Белан Е.А., Хахулин С.В.;
от Департамента имущества города Москвы (третьего лица) - Мурина В.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Баварские традиции" (третьего лица) - Акимова Я.С.;
от Комитета по культурному наследию города Москвы (третьего лица) - Титова А.В.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (третьего лица) - Аракелова Л.Л.
Заслушав и обсудив доклад судьи Борисовой Е.Е., а также объяснения представителей ответчика, Президиум установил следующее.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к правительству Москвы и закрытому акционерному обществу "Белимар" (далее - общество) об обязании солидарно возместить в натуре вред, причиненный Российской Федерации, а именно: восстановить незаконно снесенное нежилое двухэтажное здание - памятник архитектуры "Главный дом усадьбы И. Лукина", расположенное по адресу: Москва, ул. Большая Спасская, д. 1/9, стр. 1 (альтернативный адрес: Большая Сухаревская пл., д. 9/1, стр. 1), в тех же границах на том же земельном участке и передать его Российской Федерации в лице Росимущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов Росимущество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права. Заявитель считает, что суды трех инстанций вопреки нормам действующего законодательства неверно определили правовой статус и принадлежность уничтоженного памятника архитектуры, а потому необоснованно отказали в возмещении причиненного Российской Федерации ущерба.
В отзыве на заявление Департамент имущества города Москвы просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела, правительством Москвы 14.05.2002 издано постановление N 340-ПП "О воссоздании, реконструкции памятника архитектуры "Городская усадьба конца XVIII - начала XIX веков" по адресу: ул. Большая Спасская, дом 1/9, строение 1" (далее - постановление N 340-ПП).
Из пункта 1 этого постановления следует, что правительством Москвы было принято предложение государственного учреждения "Главное управление охраны памятников города Москвы" (далее - управление охраны памятников) и общества об осуществлении последним за счет собственных и привлеченных средств работ по восстановлению памятника архитектуры "Городская усадьба конца XVIII - начала XIX веков" (далее - памятник архитектуры, здание усадьбы). В постановлении отмечается, что общество является собственником подлежащего реконструкции объекта.
Пунктом 3.6 постановления N 340-ПП обществу предписано после завершения работ по воссозданию памятника заключить с управлением охраны памятников охранный договор. В пункте 6 постановления управлению охраны памятников поручено оформить в установленном порядке планово-реставрационное задание на воссоздание и реконструкцию памятника архитектуры.
Согласно сведениям, представленным по запросу Росимущества Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, упомянутый объект перешел в собственность общества по договору купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314, заключенному со Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже имущества города Москвы.
Ссылаясь на то, что правительство Москвы неправомерно распорядилось находящимся в федеральной собственности памятником архитектуры путем заключения договора купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314 с обществом, а последнее незаконно произвело его снос, возведя на месте памятника новый объект недвижимости, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Росимущество не доказало, что здание усадьбы на момент его отчуждения обществу находилось в собственности Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что названный памятник архитектуры не входил в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176), поэтому не являлся федеральной собственностью. Суд также отметил, что Росимущество не представило доказательств, подтверждающих принадлежность Российской Федерации земельного участка, на котором размещался данный памятник архитектуры.
Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции, оставив принятый им судебный акт без изменения.
Между тем судами не учтено следующее.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327) утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Советом Министров РСФСР 04.12.1974 было принято постановление N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (далее - постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624), которым в список памятников культуры государственного значения наряду с иными подлежащими охране объектами включен жилой дом конца XVIII века, расположенный по адресу: Большая Колхозная пл., д. 9.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, которым утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, к таким объектам отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 с учетом принятых к нему дополнений.
В числе таких дополнений в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 названо и постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, включившее в состав охраняемых памятников истории и культуры памятник архитектуры конца XVIII века, находящийся по адресу: Большая Колхозная пл., д. 9.
В рамках мероприятий по возвращению исторических наименований улицам города Москвы постановлением правительства Москвы от 25.10.1994 N 968 "О возвращении исторических наименований, присвоении новых наименований и переименованиях московских улиц" Большой Колхозной площади возвращено историческое наименование - Большая Сухаревская площадь.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 раздела I названного приложения в состав имущества, находящегося исключительно в федеральной собственности, входят объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судами было установлено, что здание усадьбы, имевшее на дату его отчуждения обществу почтовый адрес: Москва, ул. Большая Спасская, д. 9/1, стр. 1, постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Между тем суды, исходя из положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, не дали этому обстоятельству правовой оценки, отклонив доводы Росимущества о принадлежности объекта на праве собственности Российской Федерации. Суды трех инстанций также не приняли во внимание тот факт, что постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, которым городской усадьбе конца XVIII - начала XIX веков присвоен особый статус, прямо поименовано в Указе Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 в числе правовых актов, которые определяют состав памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения. Последующее изменение почтового адреса объекта по сравнению с тем, который был первоначально указан в постановлении Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, не влечет за собой изменения его правового статуса и режима охраны.
В имеющемся в деле паспорте памятника истории и культуры, содержащем его описание, а также историческое обоснование отнесения к особо охраняемым объектам культурного наследия, указано, что статус памятника государственного значения был присвоен этому объекту постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327. На дату составления паспорта памятник архитектуры имел адрес местонахождения: Москва, Сухаревская пл., д. 9/1.
Согласно справкам Московского городского бюро технической инвентаризации от 26.03.2009 N 1357 и от 30.03.2009 N 1358 объект недвижимости, находящийся по адресу: Москва, Большая Сухаревская пл., д. 9, имеет альтернативный адрес: Москва, ул. Большая Спасская, д. 9/1, стр. 1. В своих пояснениях по делу ни представитель общества, ни представитель правительства Москвы не оспаривают тот факт, что здание, в отношении которого Росимуществом заявлено требование, и здание, приобретенное обществом по договору купли-продажи от 30.05.2002 N ВАПМ-МКИ 1 N 17314, являются одним и тем же объектом недвижимости.
Указания на историческую и культурную значимость объекта имеются и в подписанном обществом и управлением охраны памятников акте технического состояния памятника истории и культуры от 16.07.2001 N 547, который также был представлен истцом в подтверждение своей правовой позиции.
При таких обстоятельствах вывод судов о принадлежности упомянутого здания усадьбы к собственности города Москвы является неверным, не соответствующим материалам дела, однако он не повлиял на результат рассмотрения спора по заявленным Росимуществом требованиям.
Обращаясь в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, истец, ссылаясь на статью 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявил о восстановлении здания памятника архитектуры, а также о передаче его Российской Федерации.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (передать вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
В данном случае требование о возмещении причиненных убытков истцом не заявлялось. Однако и возмещение вреда в натуре по обстоятельствам дела также не представляется возможным.
Правила статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации не предполагают создание нового объекта и передачу его в качестве возмещения вреда. Возмещение вреда в соответствии с указанной нормой предусматривается посредством передачи вещи, определяемой родовыми признаками. Однако памятник характеризуется уникальностью, в связи с чем возмещение вреда в натуре посредством передачи вещи того же рода и качества исключается.
Более того, поскольку на момент передачи памятника обществу он находился в разрушенном состоянии, предъявленное истцом требование о восстановлении памятника по существу представляет собой требование о приведении его в прежнее аварийное состояние, что не соответствует цели сохранения объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах избранный истцом по настоящему делу способ защиты и восстановления его нарушенных прав не может быть признан надлежащим.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.10.2009 по делу N А40-70597/09-53-456, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.05.2010 по тому же делу оставить без изменения.
В удовлетворении заявления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отказать.
Председательствующий
А.А.Иванов
[введено: 06.04.2011 оператор НЦПИ - Власова Н.В.]
[проверено: 11.10.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ № 4 от 28.03.2011 Стр. 171 |
Рубрики правового классификатора: | 030.090.010 Общие положения, 030.090.020 Право частной собственности, 180.050.030 Производство по пересмотру решений |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: