Основная информация

Дата опубликования: 30 декабря 2013г.
Номер документа: RU35000201301369
Текущая редакция: 9
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Вологодская область
Принявший орган: Правительство Вологодской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ       

от 30.12.2013 № 1429

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ОБЛАСТИ "ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ"

(наименование в редакции постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 24.02.2015 № 122; от 19.12.2017 № 1110; от 16.07.2018 № 589; от 03.12.2018 № 1073; от 04.02.2019 № 81; от 21.10.2019 № 967; от 20.04.2020 № 446; от 01.02.2021 № 94)

В соответствии с законом области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов" (далее – закон области)

(в редакции Постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить порядок отнесения положений проекта нормативного правового акта области к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта области (приложение 1).

(пункт 1 в редакции постановления Правительства Вологодской области от 21.10.2019 № 967)

2. Утвердить форму уведомления о проведении публичных консультаций проекта нормативного правового акта области (приложение 2).

3. Утвердить порядок подготовки плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области (приложение 3).

4. Утвердить порядок подготовки заключения по результатам экспертизы нормативных правовых актов области (приложение 4).

5. Признать утратившими силу постановления Правительства области:

от 15 ноября 2011 года № 1424 "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия, включая порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия";

от 16 апреля 2012 года № 345 "О внесении изменения в постановление Правительства области от 15 ноября 2011 года № 1424";

(в редакции постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

от 24 июля 2012 года № 862 "О внесении изменения в некоторые постановления Правительства области", за исключением пункта 2.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

7. Пункты 3, 5 Порядка подготовки плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области применяются к правоотношениям, возникающим при формировании таких планов на год начиная с 2015 года.

В целях подготовки плана экспертизы нормативных правовых актов области на 2014 год Департамент стратегического планирования области не позднее 15 января 2014 года обеспечивает размещение на официальном сайте Правительства области сообщения о подготовке плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области в 2014 году с предложением органам, организациям и лицам, указанным в части 2 статьи 5 закона области представить в Департамент стратегического планирования области не позднее 15 февраля 2014 года предложения о необходимости проведения экспертизы нормативных правовых актов области с указанием сведений в соответствии с частью 5 статьи 5 закона области.

План экспертизы нормативных правовых актов области на 2014 год утверждается постановлением Правительства области в соответствии с формой согласно приложению к Порядку подготовки плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области не позднее 1 апреля 2014 года.

По поручению Губернатора области

заместитель Губернатора области              В.В. Рябишин

Утвержден  постановлением                                                                                                    Правительства области

от 30.12.2013 № 1429

(приложение 1)

(приложение 1 в редакции постановления Правительства Вологодской области от 21.10.2019 № 967)

Порядок отнесения положений проекта нормативного правового акта области к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия

проекта нормативного правового акта области

(далее – Порядок)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру отнесения положений проекта нормативного правового акта области (далее - Проект акта) к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта.

1.2. В целях настоящего Порядка используются следующие понятия:

разработчик Проекта акта - орган исполнительной государственной власти области, осуществивший разработку Проекта акта, осуществляющий проведение публичных консультаций и составление информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта;

орган в соответствующей сфере деятельности - орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий проведение публичных консультаций и составление информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, внесенного в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы депутатами Законодательного Собрания области, представительными органами муниципальных образований области, сенаторами Российской Федерации - представителями от Законодательного Собрания области и Правительства области, прокурором области, предмет регулирования которого относится к сфере деятельности органа исполнительной государственной власти области в соответствии с Положением о нем;

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 01.02.2021 № 94)

уполномоченный орган - Департамент стратегического планирования Правительства области, осуществляющий согласование срока проведения публичных консультаций по Проекту акта с учетом степени регулирующего воздействия содержащихся в нем положений, подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта.

2. Отнесение положений Проекта акта к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия

2.1. Оценка регулирующего воздействия Проекта акта проводится с учетом степени регулирующего воздействия содержащихся в нем положений.

2.2. К высокой степени регулирующего воздействия относятся положения Проекта акта, устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и одновременно приводящие к возникновению (возникновению новых или увеличению существующих) расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - положения, относящиеся к высокой степени регулирующего воздействия).

2.3. К средней степени регулирующего воздействия относятся положения  Проекта акта, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и одновременно приводящие к возникновению (возникновению новых или увеличению существующих) расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - положения, относящиеся к средней степени регулирующего воздействия).

2.4. К низкой степени регулирующего воздействия относятся положения  Проекта акта, не указанные в пунктах 2.2, 2.3 раздела 2 настоящего Порядка  (далее - положения, относящиеся к низкой степени регулирующего воздействия).

3. Проведение публичных консультаций с учетом

степени регулирующего воздействия

3.1. Разработчиком Проекта акта, органом в соответствующей сфере деятельности проводятся публичные консультации в соответствии с законом области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов» (далее - закон области) и настоящим разделом.

3.2. Срок проведения публичных консультаций по Проекту акта устанавливается с учетом положений пункта 3.3 раздела 3 настоящего Порядка в следующих пределах:

25 календарных дней, если Проект акта содержит положения, относящиеся к высокой степени регулирующего воздействия;

не менее 14 календарных дней, если Проект акта содержит положения, относящиеся к средней степени регулирующего воздействия;

не менее 5 календарных дней, если Проект акта содержит положения, относящиеся к низкой степени регулирующего воздействия.

3.3. Если Проект акта содержит положения, относящиеся к различным степеням регулирующего воздействия, то срок публичных консультаций по Проекту акта определяется по положению Проекта акта, относящемуся к наиболее высокой степени регулирующего воздействия.

3.4. Для согласования срока проведения публичных консультаций по Проекту акта орган в соответствующей сфере деятельности, разработчик Проекта акта, содержащего положения, установленные частью 1 статьи 263-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», направляет его в уполномоченный орган с приложением информации по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

3.5. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после дня поступления Проекта акта направляет его разработчику Проекта акта, органу в соответствующей сфере деятельности с сопроводительным письмом:

с указанием согласованного срока для проведения публичных консультаций;

с указанием на отсутствие положений, установленных частью 1 статьи 263-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

с указанием на необходимость доработки информации, указанной в пункте 3.4 настоящего раздела.

4. Составление информации для подготовки заключения

об оценке регулирующего воздействия Проекта акта

4.1. Разработчиком Проекта акта, органом в соответствующей сфере деятельности готовится информация для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, которая подписывается руководителем органа исполнительной государственной власти области.

4.2. Информация для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта готовится по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

4.3. При поступлении для проведения оценки регулирующего воздействия в уполномоченный орган Проекта акта, внесенного в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы депутатами Законодательного Собрания области, представительными органами муниципальных образований области, сенаторами Российской Федерации - представителями от Законодательного Собрания области и Правительства области, прокурором области, уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней после дня поступления Проекта акта направляет его органу в соответствующей сфере деятельности для проведения публичных консультаций и составления информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта.

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 01.02.2021 № 94)

Орган в соответствующей сфере деятельности направляет Проект акта с информацией для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в уполномоченный орган не позднее 35 календарных дней после дня поступления в орган в соответствующей сфере деятельности.

5. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия

5.1. Проект акта с информацией для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта направляется разработчиком Проекта акта, органом в соответствующей сфере деятельности в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

5.2. Уполномоченный орган не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем поступления Проекта акта, возвращает его разработчику Проекта акта на доработку в следующих случаях:

если информация для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта не содержит сведений, указанных в пункте 4.2 раздела 4 настоящего Порядка;

если публичные консультации не проведены либо проведены не в соответствии с частями 2-4 статьи 3 закона области, разделом 3 настоящего Порядка.

В случае если срок публичных консультаций, проведенных разработчиком Проекта акта, органом в соответствующей сфере деятельности, составляет менее срока, указанного в разделе 3 настоящего Порядка, уполномоченный орган возвращает Проект акта разработчику Проекта акта, органу в соответствующей сфере деятельности для проведения публичных консультаций в соответствии с частью 4 статьи 3 закона области, разделом 3 настоящего Порядка.

5.3. Заключение об оценке регулирующего воздействия готовится по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку:

по Проектам актов, содержащих положения, относящиеся к высокой степени регулирующего воздействия, - не позднее 20 рабочих дней после дня поступления Проекта акта, информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, подготовленной в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 настоящего Порядка, и при проведении публичных консультаций в соответствии с частями 2-4 статьи 3 закона области, разделом 3 настоящего Порядка;

по Проектам актов, содержащих положения, относящиеся к средней степени регулирующего воздействия, - не позднее 12 рабочих дней после дня поступления Проекта акта, информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, подготовленной в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 настоящего Порядка, и при проведении публичных консультаций в соответствии с частями 2-4 статьи 3 закона области, разделом 3 настоящего Порядка;

по Проектам актов, содержащих положения, относящиеся к низкой степени регулирующего воздействия, - не позднее 5 рабочих дней после дня поступления Проекта акта, информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, подготовленной в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 настоящего Порядка, и при проведении публичных консультаций в соответствии с частями 2-4 статьи 3 закона области, разделом 3 настоящего Порядка.

5.4. При подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия анализируются действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, являющиеся предметом регулирования Проекта акта, и сложившаяся практика его применения; определяются характер и степень возможных последствий для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета при реализации Проекта акта; оцениваются обоснованность предлагаемого нормативного регулирования для целей, на которые направлен Проект акта, с учетом сбалансированности публичных и частных интересов.

В случае если Проект акта содержит положения, относящиеся к высокой  или средней степени регулирующего воздействия, уполномоченный орган  может провести обсуждения Проекта акта с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, организациями и лицами, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иными заинтересованными лицами в течение сроков подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, указанных в пункте 5.3 раздела 5 настоящего Порядка.

                              Приложение 1

                             к Порядку

                                Форма

(в редакции постановления Правительства области от 20.04.2020 № 446)

Форма

ИНФОРМАЦИЯ

для согласования срока проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта области

с учетом степени регулирующего воздействия содержащихся в нем положений

1. Наименование проекта нормативного правового акта области:____________________ ___________________________

                                                                                                                                           (далее – Проект акта)

2. Степень регулирующего воздействия положений Проекта акта*:______________________________________________

                                                                                                                                (высокая, средняя, низкая)

3. Краткое описание содержания Проекта акта:________________________________________________________________

4. Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым Проектом акта регулированием (с учетом сферы регулирования Проекта акта):______________________________

5. Проект акта предполагает:



п/п

указать структурные единицы Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

описать обязанности, запреты, ограничения/ответственность

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

положение Проекта акта относится к высокой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение Проекта акта относится к средней степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение

Проекта акта относится к низкой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

установление новых обязанностей, запретов, ограничений  для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



изменение ранее предусмотренных нормативными правовыми актами области обязанностей, запретов, ограничений  для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



установление, изменение, отмену ранее установленной ответственности за нарушение нормативных правовых актов  области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



6. Указанные в пункте 5 настоящей информации обязанности, запреты, ограничения/ответственность влекут:

6.1 возникновение (возникновение новых или увеличение существующих) расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

№ п/п

указать структурные единицы Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность**

описание новых/

увеличиваемых расходов для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности**

оценка размера новых/

увеличиваемых

расходов для одного

субъекта предпринимательской

и инвестиционной деятельности**

1.

2.



6.2 исключение/снижение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

№ п/п

указать структурные единицы

Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность**

описание исключаемых/

снижаемых расходов для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности **

оценка и обоснование размера

исключаемых/снижаемых расходов для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной

деятельности **

1.

2.



* С учетом сведений, содержащихся в пунктах 5 и 6 настоящей информации

**Заполняется, если обязанности, запреты, ограничения / ответственность влекут изменение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Приложение 2

к Порядку

                                                                                                                                                                        Форма

ИНФОРМАЦИЯ

для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта

1. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ нормативного регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы (с приведением при наличии количественных показателей)

2. Цели предлагаемого нормативного регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, документам стратегического планирования области, основным направлениям деятельности Правительства области и иным утверждаемым Губернатором области и принимаемым Правительством области документам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики области, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации, поручениям Губернатора области или Правительства области органам исполнительной государственной власти области.

Обоснование необходимости подготовки Проекта акта. Описание влияния регулирования на обозначенную проблему, ее количественные показатели

3. Описание предлагаемого нормативного регулирования, иных способов  регулирования в целях решения проблемы, их количественная оценка, обоснование оптимальности предлагаемого нормативного регулирования в сравнении с иными способами регулирования*

4. Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти области и местного самоуправления области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов

группы субъектов, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым нормативным регулированием**

количество субъектов в группе

источник данных

1.

2.



5. Описание предмета оценки регулирующего воздействия Проекта акта:

№ п/п

указать структурные единицы Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности)

описать обязанности, запреты,

ограничения

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности)

положение Проекта акта относится к высокой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение Проекта акта относится к средней степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение Проекта акта относится к низкой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

установление новых обязанностей, запретов, ограничений  для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.

...

изменение ранее предусмотренных нормативными правовыми актами области обязанностей, запретов, ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



установление, изменение, отмена ранее установленной ответственности за нарушение нормативных правовых актов  области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



6. Описание расходов для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с предлагаемым нормативным регулированием, изложенным в разделе 5 настоящей информации:

6.1. Предлагаемое нормативное регулирование влечет возникновение (возникновение новых или увеличение существующих) расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

6.1.1 если да, то необходимо:

№ п/п

указать структурные единицы

Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

описать устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность

описать новые/

увеличиваемые расходы

оценить и обосновать размер новых /

увеличиваемых расходов

описать и обосновать периодичность новых /

увеличиваемых расходов

обосновать избыточность/

неизбыточность новых /увеличиваемых расходов

6.1.1.1

6.1.1.2



6.2. Предлагаемое нормативное регулирование влечет  исключение / снижение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

6.2.1 если да, то необходимо:

№ п/п

указать структурные единицы

Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

описать устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность

описать исключаемые/

снижаемые расходы

оценить и обосновать размер исключаемых/

снижаемых расходов

описать и обосновать

периодичность

исключаемых/

снижаемых расходов

обосновать избыточности/

неизбыточности исключаемых/

снижаемых расходов

6.2.1.1

6.2.1.2



7. Оценка расходов (возможных поступлений) областного бюджета

8. Риски решения проблемы предложенным способом нормативного регулирования и риски негативных последствий

9. Предполагаемая дата вступления в силу Проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу Проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения

10. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия

11. Сведения о проведении публичных консультаций по Проекту акта в соответствии с частями 2-4 статьи 3 закона области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов», разделом 3 Порядка отнесения положений проекта нормативного правового акта области к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, утвержденного Правительства области от 30 декабря 2013 года № 1429 «Об отдельных вопросах реализации закона области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов»,  с указанием участников публичных консультаций, поступивших от них предложений по Проекту акта и результатов их рассмотрения, а также способов проведения публичных консультаций, сроков их начала и окончания

11.1. Дата  размещения уведомления о проведении оценки регулирующего воздействия Проекта акта  и Проекта акта на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской  области

11.2. Срок проведения публичных консультаций, указанный в уведомлении о проведении оценки регулирующего воздействия Проекта акта

с_____________ по____________

11.3. Организации и лица, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, на электронный адрес которых направлены уведомления о проведении публичных консультаций по Проекту акта и Проекта акта

Дата направления на электронные адреса уведомления о проведении публичных консультаций по Проекту акта и Проекта акта

11.3.1

11.3.2



11.4. Информация о применении иных проведенных по инициативе разработчика Проекта акта, органа в соответствующей сфере деятельности способов обсуждения Проекта акта:

дата (период) проведения

способ обсуждения (например, совещание, рабочая встреча, опрос, …)

участники

11.4.1

11.4.2



11.5. Сведения о поступившей информации по Проекту акта от участников публичных консультаций (иных обсуждений) и результатах ее рассмотрения:

участник публичных консультаций (иных обсуждений)

содержание поступившей информации по Проекту акта

результаты рассмотрения

вывод об учете /не учете  в тексте Проекта акта

обоснование позиции

1)

2)



12. Иные сведения, которые, по мнению разработчика Проекта акта, органа в соответствующей сфере деятельности, позволяют оценить обоснованность предлагаемого нормативного регулирования для целей, на которые направлен Проект акта, с учетом сбалансированности публичных и частных интересов

* Описание иных способов регулирования  в целях решения проблемы, их количественная оценка, обоснование оптимальности предлагаемого нормативного регулирования в сравнении с иными способами регулирования приводятся в отношении Проектов актов, содержащих положения, относящиеся к высокой или средней степени регулирующего воздействия.

** При наличии, могут быть представлены данные с учетом категорий субъектов предпринимательства, организационно-правовых форм, форм собственности, периода действия регулирования и иных критериев для формирования групп, с учетом содержания предлагаемого регулирования.

Приложение 3

к Порядку

                                                                                                 Форма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия на проект

______________________________________________________________________

(наименование Проекта акта)

Департамент стратегического планирования Правительства области (далее - Департамент) в соответствии со статьей 263-3 Федерального закона от 6 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», частью 6 статьи 3 закона области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных  правовых актов  и экспертизе нормативных правовых  актов», Порядком отнесения положений проекта нормативного правового акта области к высокой, средней, низкой степени регулирующего воздействия, подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта области, утвержденным постановлением Правительства области от 30 декабря 2013 года № 1429 «О некоторых вопросах реализации закона области «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых  актов», рассмотрел проект ______________________________

______________________________________________________________________

(наименование Проекта акта)

(далее - Проект акта), направленный _____________________________________,     

  (указывается наименование разработчика Проекта акта[1])

и сообщает следующее.

По Проекту акта  проведены публичные консультации, обсуждения[2] в сроки с _________по_________.

______________________________________________________________________

(краткие комментарии о проведенных публичных консультациях, обсуждениях2 количество и состав участников, основной вывод)

По результатам проведения оценки регулирующего воздействия Проекта акта Департаментом сделаны следующие выводы.

______________________________________________________________________

(выводы в соответствии с частью 8 статьи 3 закона области, обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)

Подпись начальника Департамента                                                         И.О. Фамилия

1

Утвержден постановлением Правительства

области от 30.12.2013 № 1429

(приложение 2 к постановлению)

(приложение 2 в редакции постановления Правительства Вологодской области от 21.10.2019 № 967)

Форма

УВЕДОМЛЕНИЕ

о проведении публичных консультаций

проекта нормативного правового акта области

В соответствии с законом области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов»_________________________________________

(наименование разработчика Проекта акта, органа в соответствующей сфере деятельности)

уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта____________________________________________________________________ (далее – Проект акта).   

                                                                                                                     (наименование Проекта акта)

Срок проведения публичных консультаций: с_______________________по__________________________(включительно).

Степень регулирующего воздействия, с учетом  которой определяется срок публичных консультаций:______________________

                                                                                                                                                                                                      (высокая, средняя, низкая)

Разработчик Проекта акта не будет иметь возможность проанализировать позиции, направленные после указанного срока.

Способ направления ответов:

- посредством официального интернет-портала правовой информации Вологодской области;

- _____________________________________.

(указываются иные способы по выбору разработчика Проекта акта, органа в соответствующей сфере деятельности)

Прилагаемые к уведомлению документы:

- Проект акта

Контактное лицо (Ф.И.О., должность, телефон): ______________________________________________________________.

Пожалуйста, заполните и направьте данную форму в соответствии с указанными выше способами.

Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования (с приведением при наличии количественных показателей):______________________________________________________________________________                          

Обоснование необходимости подготовки Проекта акта (описание цели (целей) регулирования, влияния регулирования на обозначенную проблему, ее количественные показатели):

______________________________________________________________________________________________________.

Описание содержания предлагаемого регулирования__________________________________________________________

Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти области и местного самоуправления области, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов

группы субъектов, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым нормативным регулированием*

количество субъектов в группе

источник данных

1.

2.



Проект акта предполагает:

да/нет

№ п/п

указать структурные единицы Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности)

описать обязанности, запреты,

ограничения (отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности)

положение Проекта акта относится к высокой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение Проекта акта относится к средней степени регулирующего воздействия

(да/нет)

положение Проекта акта относится к низкой степени регулирующего воздействия

(да/нет)

установление новых обязанностей, запретов, ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



изменение ранее предусмотренных

нормативными правовыми актами области обязанностей, запретов, ограничений  для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



установление, изменение, отмену ранее установленной ответственности за нарушение нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности

1.

2.



По мнению разработчика Проекта акта вышеуказанные обязанности, запреты, ограничения / ответственность влекут:

возникновение (возникновение новых или увеличение существующих) расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

№ п/п

указать структурные единицы

Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности)

устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность**

описание новых/

увеличиваемых расходов для одного субъекта**

оценка размера новых/

увеличиваемых расходов для одного субъекта**

описание и обоснование периодичности новых/

увеличиваемых расходов для одного субъекта**

обоснование избыточности/

неизбыточности новых/

увеличиваемых

расходов для одного субъекта**

1.

2.



исключение / снижение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

№ п/п

указать структурные единицы

Проекта акта

(отдельно по каждой обязанности, каждому запрету, ограничению, ответственности) 

устанавливаемые, изменяемые, отменяемые обязанности, запреты, ограничения, ответственность**

описание исключаемых/

снижаемых расходов для одного

субъекта**

оценка и обоснование размера исключаемых/

снижаемых расходов для одного субъекта**

описание и обоснование периодичности исключаемых/

снижаемых расходов для одного субъекта**

обоснование избыточности/

неизбыточности исключаемых/

снижаемых расходов для одного субъекта**

1.

2.



Иная информация по Проекту акта_________________________________________________________________________.

По Вашему желанию укажите о себе следующую контактную информацию:

Название  организации__________________________________________________________________________________________

Сфера деятельности ____________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. контактного лица _______________________________________________________________________________________

Номер контактного телефона____________________________________________________________________________________

Адрес электронной почты _______________________________________________________________________________________

По Вашему желанию ответьте на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым и обоснованным принятие Проекта акта?

2. Достигает ли, на Ваш взгляд, данное нормативное регулирование тех целей, на которое оно направлено?

3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей нормативного регулирования? Если да, то укажите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны?

4. Какие, по Вашей оценке, субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности будут затронуты предлагаемым нормативным регулированием (по видам субъектов, по отраслям, по количеству таких субъектов)?

5. Возможны ли полезные эффекты в случае принятия Проекта акта?

6. Возможны ли негативные эффекты в связи с принятием Проекта акта?

7. Содержит ли Проект акта избыточные обязанности, запреты, ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности?

8. Оцените издержки (материальные, временные, иные), упущенную выгоду субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, возможные при введении предлагаемого регулирования.

Какие из них Вы считаете избыточными и почему?

9. Повлияет ли введение предлагаемого правового регулирования на конкурентную среду в отрасли, будет ли способствовать необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.

10. Требуется ли переходный период для вступления в силу предлагаемого Проекта акта (если да, какова его продолжительность), какие ограничения по срокам введения нового нормативного регулирования необходимо учесть?

11. Считаете ли Вы, что нормы, устанавливаемые в представленной редакции Проекта акта, не достаточно обоснованы? Укажите такие нормы

12. Считаете ли Вы нормы Проекта акта ясными и понятными?

13. _______________________________________________________________

(указываются иные вопросы, определяемые разработчиком Проекта акта и органом в соответствующей сфере деятельности, с учетом предмета регулирования Проекта акта)

14. Иные  предложения и замечания по Проекту акта

* При наличии, могут быть представлены данные с учетом категорий субъектов предпринимательства, организационно-правовых форм, форм собственности, периода действия предлагаемого нормативного регулирования и иных критериев для формирования групп, с учетом содержания предлагаемого нормативного регулирования.

** Заполняется, если обязанности, запреты, ограничения, ответственность влекут изменение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

1

Утвержден                                                                                  постановлением

Правительства области                                                                                        от 30.12.2013 № 1429

(приложение 3)

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

Порядок подготовки плана проведения экспертизы нормативных правовых актов области (далее – Порядок, Правовые акты)

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки плана проведения экспертизы Правовых актов (далее – план экспертизы), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – экспертиза).

2. Подготовка плана экспертизы осуществляется Департаментом стратегического планирования Правительства области (далее – Департамент).

        (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

3. Департамент не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения экспертизы, обеспечивает размещение на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области сообщения о подготовке плана проведения экспертизы Правовых актов в следующем году с предложением органам, организациям и лицам, указанным в части 2 статьи 5  закона  области  от  11  декабря  2013  года  № 3225-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов" (далее - закон области), представить в Департамент не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения экспертизы, предложения о необходимости проведения экспертизы Правовых актов с указанием сведений в соответствии с частью 5 статьи 5 закона области.

(пункт в редакции постановлений Правительства области от 24.02.2015 № 122; от 16.07.2018 № 589)

4. В план экспертизы включаются Правовые акты при наличии сведений, указанных в части 5 статьи 5 закона области.

5. План экспертизы утверждается постановлением Правительства области (далее – постановление) в соответствии с формой согласно приложению к настоящему Порядку не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения экспертизы.

6. В постановление вносятся изменения в случае, если Правовой акт, включенный в план экспертизы, прекратил свое действие, отменен.

Приложение  к Порядку

Форма

План проведения экспертизы нормативных правовых актов области

(далее - Правовой акт)

№ п/п

Наименование Правового акта, дата, номер

Положения Правового акта, в соответствии с частью 5 статьи 5 закона области[*]

Дата начала проведения экспертизы

Срок проведения экспертизы

1.

2.



Утвержден                                                                                     постановлением

Правительства области                                                                                        от 30.12.2013 № 1429

(приложение 4)

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

Порядок подготовки заключения по результатам экспертизы нормативных правовых актов области (далее – Порядок, Правовой акт)

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки заключения по результатам экспертизы Правовых актов (далее – экспертиза, заключение).

2. Экспертизу проводит Департамент стратегического планирования Правительства области (далее – Департамент).

        (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

3. В целях проведения экспертизы Департамент запрашивает у органа исполнительной государственной власти области, к сфере деятельности которого относится предмет регулирования Правового акта (далее – орган в соответствующей сфере деятельности), информацию для подготовки заключения.

4. Информация для подготовки заключения готовится по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

(в редакции Постановления Правительства области от 19.12.2017 № 1110)

5. Орган в соответствующей сфере деятельности направляет в Департамент подписанную руководителем органа исполнительной государственной власти области информацию, указанную в пункте 4 настоящего Порядка не позднее 15 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

6. Департамент проводит публичные консультации по Правовому акту в соответствии с законом области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов", в целях чего готовит уведомление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

(в редакции Постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

7. При подготовке заключения анализируются положения Правового акта, иных правовых актов, регулирующих общественные отношения, являющиеся предметом регулирования Правового акта, и сложившуюся практику их применения;  определяется характер и степень воздействия положений Правового акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности; оценивается обоснованность нормативного регулирования с учетом сбалансированности публичных и частных интересов.

8. По результатам экспертизы составляется заключение по форме согласно приложению 2  к настоящему Порядку и направляется в орган в соответствующей сфере деятельности.

Приложение 1 к Порядку

(в редакции Постановлений Правительства области от 19.12.2017 № 1110; от 03.12.2018 № 1073)

        (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

Форма

УВЕДОМЛЕНИЕ

о проведении публичных консультаций по Правовому акту

В соответствии с законом области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов» Департамент стратегического планирования Правительства области уведомляет уведомляет о проведении публичных консультаций в рамках экспертизы___________________________________________________________________________ (далее – Правовой акт).   

                                                     (наименование Правового акта)

Описание цели (целей) регулирования Правового акта. Оценка достижения цели (целей) регулирования (с приведением при наличии количественных показателей):___________________________________________________________________.

Описание содержания регулирования:___________________________________________________________________________.

Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти области и местного самоуправления области, интересы которых затронуты правовым регулированием, оценка количества таких субъектов:

группы субъектов, интересы которых затронуты правовым регулированием*

количество субъектов в группе

источник данных

1.

2.



Нормативное регулирование содержит следующие положения, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности:

краткое описание положений Правового акта

структурные единицы Правового акта

обоснование позиции

1.

2.



Нормативное регулирование влечет издержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанные с необходимостью соблюдения положений Правового акта

да/нет

краткое описание положений Правового акта**

описание

издержек для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности

оценка и обоснование размера

издержек для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности**

описание и обоснование периодичности

издержек для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности**

обоснование избыточности/

неизбыточности издержек для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности**

1.

2.



Срок проведения публичных консультаций: с _______________ по ___________(включительно).

Департамент стратегического планирования Правительства области не будет иметь возможность проанализировать позиции, направленные после указанного срока.

Способ направления ответов:

- посредством официального интернет-портала правовой информации Вологодской области;

- _____________________________________.

(указываются иные способы)

Прилагаемые к уведомлению документы:

- Правовой акт

Контактное лицо (Ф.И.О., должность, телефон): _______________________________________________________________.

Пожалуйста, заполните и направьте данную форму в соответствии с указанными выше способами

По Вашему желанию укажите о себе следующую контактную информацию:

Название  организации__________________________________________________________________________________________

Сфера деятельности ____________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. контактного лица _______________________________________________________________________________________

Номер контактного телефона____________________________________________________________________________________

Адрес электронной почты _______________________________________________________________________________________

По Вашему желанию ответьте на следующие вопросы:

1. Какие, по Вашей оценке, субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности затронуты правовым регулированием (по видам субъектов, по отраслям, по количеству таких субъектов)?

2. Есть ли полезные эффекты по результатам реализации Правового акта? Укажите их

3. Есть ли негативные эффекты по результатам реализации Правового акта? Укажите их

4. Содержит ли Правовой акт положения, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности?

5. Оцените издержки (материальные, временные, иные), упущенную выгоду субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, возникшие в результате правового регулирования?

Какие из них Вы считаете избыточными и почему?

6. Влияет ли правовое регулирование на конкурентную среду в отрасли, способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в отрасли? Если да, то как? Приведите по возможности количественные оценки

7. Считаете ли Вы, что нормы Правового акта, недостаточно обоснованы? Укажите такие нормы

8. Считаете ли Вы нормы Правового акта ясными и понятными?

9. __________________________________________________________

(указываются иные вопросы, определяемые Департаментом стратегического планирования Правительства области, с учетом предмета регулирования Правового акта)

* При наличии могут быть представлены данные с учетом категорий субъектов предпринимательства, организационно-правовых форм, форм собственности, периода действия регулирования и иных критериев для формирования групп, с учетом содержания регулирования.

** Заполняется если положения Правового акта, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, влекут издержки.»

Приложение 2 к Порядку

Форма

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.02.2019 № 81)

Заключение по результатам проведения экспертизы ______________________________________________________________________

(наименование Правового акта)

Департамент стратегического планирования Правительства области (далее - Департамент) в  соответствии  со  статьей 26.3-3  Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью  1 статьи 5 закона области от 11 декабря  2013  года  №  3225-ОЗ  "Об оценке регулирующего воздействия  проектов  нормативных  правовых  актов  и экспертизе  нормативных  правовых  актов", Порядком   подготовки   заключения   по результатам проведения экспертизы  нормативных  правовых  актов  области,  утвержденным постановлением   Правительства   области  от 30 декабря 2013 года № 1429 "О некоторых вопросах   реализации  закона  области "Об оценке регулирующего воздействия  проектов  нормативных  правовых  актов  и экспертизе  нормативных  правовых  актов" рассмотрел _______________________________________________________          

                                                (наименование Правового акта)

(далее - Правовой акт), и сообщает следующее.

(в редакции Постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

Органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции_____________________________________________________________,  (в соответствующей сфере  деятельности)

является____________________________________________________________.

(наименование органа власти)

Департаментом проведены публичные консультации по правовому акту в сроки с _________ по_________.__________________________________________

______________________________________________________________________

(краткие комментарии о проведенных публичных консультациях,  о количестве и составе их участников, основной вывод)

В ходе проведения экспертизы правового акта Департаментом получены и рассмотрены___________________________________________________________

______________________________________________________________________

(материалы, сведения (расчеты, обоснования), позиции органов исполнительной государственной власти области и представителей предпринимательского сообщества)

С учетом информации, полученной в ходе проведения публичных консультаций, и представленных материалов Департаментом сделаны следующие выводы.

__________________________________________________________________

(выводы в соответствии с частью 15 статьи 5 закона области. Обоснование выводов, а также иные замечания и предложения)

Подпись начальника Департамента                                                 И.О. Фамилия

Форма

(в редакции постановления Правительства области от 19.12.2017 № 1110)

ИНФОРМАЦИЯ

для подготовки заключения по результатам проведения экспертизы

1. Описание цели (целей) регулирования Правового акта

2. Описание содержания регулирования

3.  Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти области и местного самоуправления области, интересы которых затронуты правовым регулированием, оценка количества таких субъектов:

группы субъектов, интересы которых затронуты правовым регулированием*

количество субъектов в группе

источник данных

1)

2)



4. Оценка полезных и негативных эффектов в результате принятия Правового акта за период реализации Правового акта для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета с приведением количественных показателей (при наличии)

5. Оценка достижения цели (целей) регулирования с приведением количественных показателей (при наличии). Осуществлены ли все необходимые для достижения цели (целей) регулирования Правового акта организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия

6. Иные сведения, которые, по мнению органа в соответствующей сфере деятельности, позволяют оценить обоснованность (необоснованность) нормативного регулирования

7. В Правовом акте имеются положения, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее – положения Правового акта)

да/нет

7.1. Если да, то приводится:

краткое описание положений Правового акта

структурные единицы Правового акта

обоснование позиции

7.1.1.

7.1.2.



8. Описание издержек для одного субъекта предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения положений Правового акта:

8.1. Нормативное регулирование влечет издержки субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

да/нет

8.1.1 если да, то необходимо:

кратко описать положения Правового акта

описать

издержки

оценить и обосновать размер

издержек

описать и обосновать периодичность

издержек

обосновать избыточность/

неизбыточность издержек

8.1.1.1

8.1.1.2



9. Иные сведения, которые, по мнению разработчика Проекта акта, органа в соответствующей сфере деятельности, позволяют оценить обоснованность/необоснованность нормативного регулирования для целей, на которые направлен Проект акта, с учетом сбалансированности публичных и частных интересов

* При наличии могут быть представлены данные с учетом категорий субъектов предпринимательства, организационно-правовых форм, форм собственности, периода действия регулирования и иных критериев для формирования групп, с учетом содержания регулирования.»

[1] В случае подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Проекта акта, внесенного в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы, указывается Законодательное Собрание области.

[2] В случае проведения Департаментом обсуждений в соответствии с абзацем вторым пункта 5.4 раздела 5 Порядка.».

[*] Закон Вологодской области от 11 декабря 2013 года № 3225-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов"

(в редакции Постановления Правительства области от 24.02.2015 № 122)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.07.2019
Рубрики правового классификатора: 190.020.040 Правотворческая деятельность, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов (см. также 010.140.020), 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать