Основная информация

Дата опубликования: 30 декабря 2016г.
Номер документа: RU67000201600622
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Смоленская область
Принявший орган: Администрация Смоленской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 30.12.2016  № 848

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2020 ГОДЫ

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Администрация Смоленской области  п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемую Стратегию развития кластера информационных технологий Смоленской области на 2017-2020 годы.

Губернатор

Смоленской области

А.В. Островский

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Смоленской области

от 30.12.2016  № 848

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2020 ГОДЫ

1. Общие положения

Настоящая Стратегия направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 № 418, в части развития сферы информационных технологий.

Настоящая Стратегия определяет цели, задачи и основные направления развития отрасли информационных технологий в Смоленской области, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. Настоящая Стратегия определяет возможности активизации ресурсов в отрасли информационных технологий, механизмы развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций, совершенствования подготовки кадров в сфере информационных технологий и насыщения рынка труда специалистами.

В настоящей Стратегии под отраслью информационных технологий понимается совокупность компаний, зарегистрированных на территории Смоленской области, осуществляющих следующие виды деятельности:

- предоставление услуг в сфере информационных технологий: разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;

- разработку аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;

- удаленную обработку и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет);

- разработку тиражного программного обеспечения.

Настоящая Стратегия разработана с учетом:

- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

- Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212;

- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;

- Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;

- государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313;

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

- плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602-р;

- Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 № 418;

- областной государственной программы «Информационное общество Смоленской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 08.11.2013 № 906.

Реализация настоящей Стратегии будет содействовать повышению качества жизни населения Смоленской области, уровня развития и эффективности предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, устойчивому и стабильному социальному развитию и высокому уровню конкурентоспособности Смоленской области в долгосрочной перспективе.

В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

- кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных организаций и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;

- кластер информационных технологий – кластер, включающий предприятия и учреждения сектора информационных технологий, взаимодополняющие друг друга в достижении целей регионального экономического развития и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, которые за счет взаимодействия создают продукты и услуги с более высокой прибавочной стоимостью для местного, межрегионального и глобального рынков;

- стартап (стартап-компания) – компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес на основе новых инновационных идей либо на основе только что появившихся технологий.

2. Анализ текущего состояния и проблем развития сферы информационных технологий

Развитие информационного общества, современных технологий, систем электронного правительства является условием и одновременно предпосылкой для формирования экономики нового технологического уклада, который основан на производстве и использовании знаний, общественно-политической, социально-экономической и технологической интеграции Смоленской области в единое информационное пространство.

Современные информационные технологии предоставляют принципиально новые возможности для повышения качества жизни населения, обеспечивают условия для реализации конституционных прав граждан на получение современного образования всех уровней и ступеней при равных возможностях. Использование технологий современного информационного общества является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

2.1. Современное состояние отрасли информационных технологий

в Смоленской области

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Смоленской области характеризуется следующими показателями:

- 22-е место по индексу телефонной плотности фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения) со значением 26 единиц, среднее по Российской Федерации – 24,8 единицы;

- 13-е место по индексу проникновения подвижной сотовой связи (число абонентов на 100 человек населения) со значением 205,3 абонента, среднее по Российской Федерации – 193,8 человека;

- 33-е место по показателю «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» со значением 71,6 процента, среднее по Российской Федерации – 72,1 процента;

- 32-е место по показателю «Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет» со значением 82,4 процента, среднее по Российской Федерации – 79,5 процента.

Сведения об использовании информационных технологий организациями, зарегистрированными или расположенными на территории Смоленской области, по сравнению с использованием информационных технологий организациями, расположенными в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, а также в Российской Федерации в целом, согласно данным Федеральной службы государственной статистики приведены в приложении № 1 к настоящей Стратегии.

По ряду параметров, характеризующих развитие отрасли информационных технологий, Смоленская область, как и другие субъекты Российской Федерации в Центральном федеральном округе, демонстрирует уровень выше среднего по Российской Федерации. Характерной чертой для Смоленской области является недостаточный уровень развития информационного общества и процессов информатизации бизнес-структур, органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, не в полной мере отвечающий современным потребностям общества.

Фактором, сдерживающим инновационное развитие, характерным как для экономики Российской Федерации, так и для Смоленской области, является недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного промышленного бизнеса, выражающийся во фрагментарном его участии в реализации научно-исследовательских программ и инновационных проектов.

Тем не менее существуют факторы, оказывающие положительное влияние на модернизацию и инновационное развитие Смоленской области, такие как:

- положительная инвестиционная динамика (повышение качества инвестиционных программ и проектов, реализация крупномасштабных сложных проектов, проникновение иностранного инвестиционного капитала);

- высокий уровень развития малого бизнеса в Смоленской области (количество малых предприятий в Смоленской области в середине 2016 года – 35 495);

- наличие развитой системы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовая организация «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства», общество с ограниченной ответственностью «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области», автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Смоленской области»), а также Союза «Смоленская Торгово-промышленная палата», Смоленского регионального объединения работодателей «Научно-промышленный союз», аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области, Смоленского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Факторами, оказывающими отрицательное влияние на модернизацию и инновационное развитие Смоленской области, являются:

- отсутствие эффективной рыночной конкуренции;

- отсутствие масштабного производства инновационной продукции;

- недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного бизнеса;

- сохраняющийся разрыв в цепочке «наука – образование – бизнес»;

- низкий уровень квалификации рабочей силы (управленческого и инженерного персонала).

Как следует из анализа факторов, определяющих развитие информационных технологий, Смоленская область обладает потенциалом инновационного развития, в том числе в развитии отрасли информационных технологий.

Для повышения показателя доходности инноваций в сфере информационных технологий необходимо сформировать среду для ускоренного и эффективного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий в виде кластера информационных технологий, который будет способствовать образованию и развитию новых инновационных компаний в отрасли информационных технологий, выпускающих востребованные продукты как для Российской Федерации, так и для международного рынка. Это в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики Смоленской области.

Для достижения основных целей развития информационных технологий в Смоленской области необходимо стимулировать внедрение решений в сфере информационных технологий для секторов экономики, развивать электронный документооборот, создавать инфраструктуру.

Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р, определено, что государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития отрасли информационных технологий Российской Федерации во многом определит ее облик вплоть до 2025 года.

В соответствии с основными положениями указанной Стратегии, в Смоленской области уделяется особое внимание созданию условий для ускорения развития отрасли информационных технологий, развитию взаимодействия государственных структур, предприятий региона в сфере информационных технологий и экспертного сообщества.

Ведомственная разобщенность информационных ресурсов органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации, что в свою очередь ведет к дополнительным финансовым затратам. Для устранения данной проблемы следует проводить своевременную синхронизацию указанных информационных ресурсов.

Таким образом, уровень развития информационной инфраструктуры Смоленской области, использования информационных технологий в производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности региона, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления безопасности жизнедеятельности населения. Однако анализ статистических данных показывает, что Смоленская область обладает потенциалом инновационного развития, в том числе развития отрасли информационных технологий.

2.2. Основные цели и задачи развития отрасли информационных технологий в Смоленской области

Определены следующие цели развития отрасли информационных технологий в Смоленской области:

- повышение благосостояния и качества жизни населения Смоленской области на основе развития современных информационных технологий;

- повышение эффективности и конкурентоспособности различных сфер экономики Смоленской области в результате использования современных информационных технологий;

- увеличение вклада отрасли информационных технологий в валовый региональный продукт;

- рост эффективности государственного управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Смоленской области.

Показатели совершенствования системы государственного управления, которые необходимо достичь к 2018 году, определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Развитие информационного общества в Смоленской области базируется на следующих принципах:

- создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры;

- опережающее развитие информационной инфраструктуры относительно развития отраслей экономики;

- обеспечение доступа граждан к информации, использованию информационных технологий;

- повышение уровня безопасности при использовании информационных технологий;

- содействие развитию глобального информационного общества.

Задачи развития отрасли информационных технологий в Смоленской области:

- развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационных технологий;

- повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;

- обеспечение информационной безопасности информационных систем, используемых в Смоленской области;

- развитие инфраструктуры информационных технологий в Смоленской области;

- развитие механизмов поддержки малого предпринимательства в сфере информационных технологий;

- повышение в Смоленской области уровня обеспеченности кадрами отрасли информационных технологий, в том числе уровня подготовки специалистов в области информационных технологий;

- популяризация профессий в сфере информационных технологий в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, расположенных в Смоленской области;

- повышение грамотности населения в области информационных технологий;

- повышение качества образования и здравоохранения посредством использования современных информационных технологий;

- применение современных средств информационных технологий для сохранения и развития культурного наследия Смоленской области.

3. Основные направления развития отрасли информационных технологий в Смоленской области

3.1. Развитие кластера информационных технологий Смоленской области

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является формирование кластеров.

Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в Российской Федерации осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В Смоленской области созданы необходимые условия для создания конкурентоспособных программных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Создание кластера информационных технологий Смоленской области будет способствовать формированию необходимой для этого среды, а также преодолению барьеров развития инновационного предпринимательства в Смоленской области.

Для проведения оценки возможностей развития кластера информационных технологий Смоленской области использован SWOT-анализ как наиболее эффективный инструмент, предусматривающий изучение слабых и сильных сторон внутренней среды кластера информационных технологий Смоленской области, выявление возможностей и прогнозирование потенциальных угроз для его развития во внешней среде, данные которого представлены в таблице.

Таблица

№ п/п

Наименование

Описание

1

2

3

1.

Сильные стороны внутренней среды кластера информационных технологий Смоленской области

- наличие в Смоленской области крупных организаций, зарекомендовавших себя во многих регионах Российской Федерации;

- высокое качество выпускаемых программных продуктов;

- налаженное взаимодействие участников кластера информационных технологий Смоленской области с органами исполнительной власти Смоленской области;

- наличие учебных заведений в регионе, способных готовить квалифицированные кадры;

- налоговые каникулы для новых компаний в сфере информационных технологий;

- наличие ежегодных мероприятий в сфере информационных технологий с участием экспертов федерального уровня

2.

Слабые стороны внутренней среды кластера информационных технологий Смоленской области

- слабая кооперация организаций – участников кластера информационных технологий Смоленской области;

- отток самых квалифицированных кадров в более крупные регионы;

- недостаточность мер по закреплению кадров в части обеспечения доступной жилищной и социальной инфраструктурой;

- невысокая численность сообщества предпринимателей в сфере информационных технологий по сравнению с ведущими регионами;

- недостаточные количество компаний и уровень развития для формирования полноценного стартап-сообщества

3.

Возможности внешней среды для развития кластера информационных технологий Смоленской области

- стабильный рост рынков продукции компаний кластера информационных технологий Смоленской области;

- всемирный тренд на автоматизацию;

- возможность получать заказы из любой точки мира;

- повышение уровня взаимодействия в сфере развития информационных технологий государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, организаций промышленности;

- адаптация учебных процессов в образовательных организациях, расположенных на территории Смоленской области;

- развитие импортозамещения в государственных структурах;

- привлечение федеральных и иностранных резидентов

4.

Угрозы внешней среды для развития кластера информационных технологий Смоленской области

- отсутствие связных, взаимосогласованных действий между потенциальными субъектами кластера информационных технологий Смоленской области, ведущее к стагнации эффектов кластеризации;

- экономический кризис, снижение количества заказов, определяющие тенденции к сворачиванию участниками кластера информационных технологий Смоленской области интеграционных процессов;

- изменения в законодательстве;

- конкуренция со стороны компаний ведущих регионов Российской Федерации;

- несовпадение стратегического видения организаций – участников кластера информационных технологий Смоленской области в отношении направлений развития кластера информационных технологий Смоленской области

Преодолеть многие из обозначенных в таблице угроз и реализовать возможности внешней среды для развития кластера информационных технологий Смоленской области можно путем реализации кластерной политики на региональном уровне, в том числе путем формирования новой системы отношений с поставщиками оборудования, комплектующих, локализации производств комплектующих, расширения аутсорсинга, а также развития кооперации с образовательными организациями и научно-исследовательскими организациями.

Необходимым условием успешной работы при создании кластера информационных технологий Смоленской области является партнерство бизнеса, государственных структур, образовательных организаций, расположенных на территории Смоленской области, а также венчурных и инвестиционных фондов, банков и представителей экспертного информационного сообщества.

Основной целью создания кластера информационных технологий Смоленской области является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Смоленской области путем получения прибыли за счет инновационных разработок в сфере информационных технологий.

Для формирования кластера информационных технологий Смоленской области необходимо:

- формировать инфраструктуру кластера информационных технологий Смоленской области;

- содействовать развитию инновационной деятельности;

- обеспечивать отрасль информационных технологий Смоленской области специалистами;

- разрабатывать механизмы, направленные на объединение участников
кластера информационных технологий Смоленской области;

- организовывать сообщества в сфере информационных технологий.

Объединение в кластер информационных технологий Смоленской области образовательных организаций, расположенных на территории Смоленской области, производственных предприятий и инновационных компаний, работающих в отрасли информационных технологий, позволит сосредоточить значительный потенциал инновационного роста, включая высококвалифицированные кадры. Основные преимущества от совместной деятельности предприятий, которые станут участниками кластера информационных технологий Смоленской области, будут выражаться в улучшении качественных и количественных показателей хозяйственно-экономической деятельности Смоленской области. Кроме того, повышение эффективности взаимодействия между участниками кластера информационных технологий Смоленской области будет способствовать активному развитию малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых технологий. В результате в Смоленской области должны появиться инновационные компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения мирового уровня, выпускающие свои продукты для российского и международного рынков.

Ключевыми задачами развития объединения в составе кластера информационных технологий Смоленской области ведущих образовательных организаций, расположенных на территории Смоленской области, и инновационных компаний – участников рынка информационных технологий в Смоленской области являются:

- формирование высокотехнологичных стартапов выпускников;

- развитие молодежного инновационного предпринимательства;

- выход на мировой уровень конкурентоспособности в сфере образования и науки;

- увеличение доли прорывных исследований и разработок мирового уровня;

- развитие кооперации с производственной сферой.

Для повышения привлекательности кластера информационных технологий Смоленской области необходимы размещение в нем высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организаций, а также комплексная государственная поддержка на федеральном и областном уровнях.

Создание кластера информационных технологий Смоленской области положительно повлияет на экономику Смоленской области, так как привлечение внешних денежных потоков будет способствовать увеличению числа рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и исключит их массовую эмиграцию из Смоленской области. В долгосрочной перспективе функционирование кластера информационных технологий Смоленской области должно обеспечить приток в Смоленскую область новых кадров из других ближайших регионов Российской Федерации.

3.2. Повышение конкурентоспособности продукции в сфере информационных технологий 

Одной из актуальных мировых тенденций в области информационных технологий является формирование глобального электронного пространства, а также появление виртуальных фирм, модернизация трудовых отношений (возможность удаленной работы). Повышение мобильности рабочей силы вызывает рост мирового рынка программного обеспечения и услуг.

Региональные структуры управления при поддержке развития сферы информационных технологий должны следовать основным направлениям мер государственного регулирования и стимулирования отрасли информационных технологий:

- спрос пользователей и потребителей информационных технологий;

- предложение поставщиков и производителей информационных технологий;

- ликвидация разрыва между спросом и предложением.

В сфере спроса необходимы развитие информационной среды, изучение и развитие рынка, государственный маркетинг, консультативная помощь по вопросам внедрения информационных технологий, предоставление налоговых льгот.

В сфере предложения меры государственной поддержки могут быть направлены на стимулирование исследований и технологических разработок в области информационных технологий, поддержку малых и средних предприятий, реализацию мероприятий по повышению качества программных продуктов и услуг, организацию и развитие парков в сфере информационных технологий.

Для значительного положительного изменения сферы информационных технологий в Смоленской области необходимо стимулировать компании в сфере информационных технологий к разработке собственных программных продуктов и выводу их на локальные и глобальные рынки.

В связи с этим целесообразно использовать подход, который требует интеллектуального вклада программистов. Прибыль основывается на тиражировании разработанного программного продукта с максимальной добавленной стоимостью.

Для выбора данного подхода разработки программного обеспечения в Смоленской области созданы следующие условия:

- высокий предпринимательский потенциал;

- положительные примеры региональных компаний – производителей продукции, успешно работающих на российском рынке;

- положительные примеры компаний, расположенных на территории Смоленской области, работающих с международными компаниями;

- высокая прибыльность, так как права на интеллектуальную собственность остаются в Смоленской области.

3.3. Развитие кадрового потенциала отрасли информационных технологий в Смоленской области

Дефицит кадров и уровень их подготовки являются для Смоленской области существенным фактором, сдерживающим развитие отрасли информационных технологий. В целях кадрового обеспечения развития отрасли информационных технологий необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих получить на рынке труда необходимое количество специалистов в области информационных технологий и повысить качество их подготовки.

Для развития кадрового потенциала в школах необходимо:

- формирование системы повышения квалификации педагогических работников в сфере информационных технологий;

- создание условий для реализации практической проектной деятельности в сфере информационных технологий.

Этого возможно добиться путем реализации следующих мероприятий:

- привлечение к работе с учащимися подготовленных специалистов компаний в области информационных технологий;

- проведение олимпиад по информатике и организация проектных конкурсов;

- создание материальной и методической базы для эффективного изучения учащимися робототехники как дополнения к школьному курсу информатики;

- создание методического комплекса по углубленному изучению информатики и программирования на основе дистанционных курсов в режиме реального времени;

- организация летнего лагеря для учащихся, занимающихся робототехникой и информатикой.

Важными мероприятиями, направленными на развитие образования в сфере информационных технологий, могут являться конкурсы по прикладному программированию для обучающихся, лекции о последних тенденциях в отрасли информационных технологий для обучающихся и педагогических работников школ.

В настоящее время существует несколько стадий формирования образования в области информационных технологий в образовательных организациях высшего образования: создание инфраструктуры, наполнение образовательными программами, развитие научной деятельности.

Основными направлениями работы структур управления по развитию образования в области информационных технологий должны стать:

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;

- расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли информационных технологий и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;

- развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;

- развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в сфере информационных технологий;

- введение в образовательные программы технических специальностей дисциплин, позволяющих сформировать навыки в сфере информационных технологий;

- усиление подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в области информационных технологий;

- привлечение бизнеса для отбора абитуриентов, для консультаций по составлению учебных программ и для прохождения стажировок.

В настоящее время компании Смоленской области, работающие в сфере информационных технологий, сталкиваются с нехваткой специалистов и руководителей проектов, способных управлять исследованиями и разработками для создания новых продуктов и технологий.

3.4. Популяризация сферы информационных технологий в Смоленской области

На рынке труда Смоленской области наблюдается острый кадровый дефицит в сфере информационных технологий. Одна из причин сложившейся ситуации – низкая популярность профессии специалиста в области информационных технологий в Смоленской области.

Необходимо сосредоточить внимание на популяризации деятельности в сфере информационных технологий, сделать профессии отрасли информационных технологий привлекательными.

Необходимо обеспечить популяризацию профессий, связанных с информационными технологиями, среди молодежи Смоленской области за счет создания специальных рубрик в средствах массовой информации, выпуска просветительских программ и публикаций.

Такие программы будут способствовать увеличению количества учащихся, выбирающих инженерно-технические или естественно-научные специальности при поступлении в образовательные организации высшего образования, и росту числа выпускников, желающих работать в отрасли информационных технологий.

Для повышения заинтересованности учащихся и влияния на выбор будущей профессии необходимо создавать демонстрационные залы, посвященные информационным технологиям, в музеях, образовательных организациях. В школах должны быть созданы условия для проведения учащимися досуга с одновременным развитием технологических навыков.

3.5. Исследовательская деятельность в области информационных технологий

Долгосрочное качественное развитие отрасли информационных технологий невозможно без формирования научной базы по наиболее перспективным в глобальном масштабе технологическим направлениям развития информационных технологий.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности результатов исследований в области информационных технологий необходимо сочетание мер финансового характера с иными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок, в частности, необходимы:

- развитие фундаментальных научных исследований в области информационных технологий;

- формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок в сфере информационных технологий;

- совершенствование структуры, системы управления и финансирования исследований в области информационных технологий, интеграция науки и образования;

- расширение исследований в области информационных технологий для нужд отраслей экономики.

Одним из важнейших направлений по поддержке отрасли информационных технологий является создание исследовательских центров мирового уровня, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

3.6. Развитие и совершенствование условий ведения бизнеса в отрасли информационных технологий

Необходимость развития бизнеса в области информационных технологий и механизмы организации этого процесса на государственном уровне закреплены в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р.

Для отрасли информационных технологий важной составляющей успешного развития является работа по привлечению инвестиций, что особенно актуально для области разработки программного обеспечения.

Инвестиционная активность тесно связана с инициативностью предпринимателей, в основном молодежи, с желанием реализовывать новые идеи в виде программных продуктов и сервисов.

На начальном этапе реализации проектов в области информационных технологий возникают сложности с получением финансирования. Для преодоления этой проблемы необходимо развивать различные инструменты финансовой поддержки проектов в области информационных технологий, включая грантовую форму финансирования.

3.7. Обеспечение информационной безопасности

Учитывая масштабы проникновения информационных технологий, а также высокий уровень зависимости создаваемых в Российской Федерации информационных систем от импортной продукции, особенно актуальным становится вопрос обеспечения должного уровня информационной безопасности в современном глобальном информационном мире.

Безопасность в информационном обществе является одним из основных направлений исследований и разработок в области информационных технологий.

Следует отметить также необходимость защиты интеллектуальной собственности.

При реализации мер по защите интеллектуальной собственности следует учитывать, что наиболее эффективное противодействие несанкционированному использованию программного обеспечения в условиях развития технических средств возможно только при комплексном использовании различных способов и методов борьбы, наравне с общим повышением уровня правовой культуры пользователей.

Необходимо интенсифицировать международное сотрудничество по вопросам интеллектуальной собственности, а также развивать процессы унификации в связи с появлением новых технологических достижений.

Надежная охрана прав интеллектуальной собственности и эффективное правоприменение играют ключевую роль в процессе стимулирования инновационной деятельности и развития творческого потенциала посредством защиты прав изобретателей и творческой интеллигенции, привлечения инвестиций в сферу высоких технологий и создания новых рабочих мест.

3.8. Повышение эффективности применения информационных технологий в ключевых сферах деятельности Смоленской области

В Смоленской области идет процесс создания региональной инфраструктуры электронного правительства, элементы которого внедряются во все сферы деятельности региона.

Целью формирования электронного правительства является повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время источники обратной связи по качеству функционирования компонентов инфраструктуры электронного правительства остаются разрозненными, информация из них не анализируется в комплексе.

В связи с этим необходимо обеспечить сбор, анализ и обработку информации с использованием обратной связи для формирования требований по совершенствованию инструментов оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме и их производительности.

Для популяризации государственных и муниципальных услуг в электронной форме среди населения Смоленской области и повышения качества их предоставления необходимо:

- проводить информационные кампании, направленные на популяризацию государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме;

- выявлять наиболее популярные государственные и муниципальные услуги и создавать технологическую базу по их переводу в электронный вид.

Кроме того, для сокращения бюджетных издержек на эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства целесообразно разработать механизмы государственно-частного партнерства, при которых исполнитель работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства мог бы предоставлять технологические сервисы коммерческим компаниям в случаях, не противоречащих законодательству.

В отрасли информационных технологий необходимо осуществлять разработку и использование отечественного программного обеспечения, в том числе на основе программного обеспечения, находящегося в свободном доступе.

4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация настоящей Стратегии позволит стимулировать экономический рост Смоленской области на основе более эффективного использования информационных технологий.

К концу срока реализации настоящей Стратегии предполагается:

- создать кластер информационных технологий Смоленской области;

- увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест;

- обеспечить рост объема производства региональной продукции и услуг в сфере информационных технологий;

- увеличить долю отрасли информационных технологий в валовом региональном продукте.

5. Механизм реализации Стратегии

Для софинансирования совместных проектов в сфере информационных технологий, представляющих взаимный интерес, могут привлекаться средства федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и других государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационных и телекоммуникационных технологий, а также средства внебюджетных источников.

План мероприятий по реализации настоящей Стратегии указан в приложении № 2 к настоящей Стратегии.

6. Риски реализации Стратегии и способы их минимизации

К наиболее существенным рискам, связанным с реализацией настоящей Стратегии, относятся:

- низкие темпы роста экономики Смоленской области;

- неравномерность внутриобластного распространения и высокая дифференциация доступности для населения, в особенности проживающего в сельской местности, средств связи, точек доступа в сеть Интернет и обеспечения услугами с использованием телекоммуникационной инфраструктуры;

- недостаточное распространение информационных технологий, в частности услуг, предоставляемых через сеть Интернет, в сфере здравоохранения, образования, культуры, государственного управления;

- недостаточная представленность на региональном и российском рынках компаний в сфере информационных технологий, расположенных на территории Смоленской области, с собственными лицензионными разработками;

- высокая стоимость лицензионного программного обеспечения;

- недостаточная обеспеченность населения современными компьютерами;

- недостаточные ассигнования на развитие информационных технологий со стороны органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области ввиду значительной социальной нагрузки на консолидированный бюджет Смоленской области;

- пассивное сопротивление использованию инфраструктуры электронного правительства со стороны учреждений и организаций, подведомственных органам исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;

- несогласованность выполнения работ и мероприятий, предусматривающих внедрение информационных технологий в деятельность органов исполнительной власти Смоленской области.

В целях снижения возможного негативного воздействия факторов риска в течение всего срока реализации настоящей Стратегии предлагаются следующие меры управления рисками:

- детальное планирование хода реализации настоящей Стратегии;

- оперативный мониторинг выполнения мероприятий, включенных в план мероприятий по реализации настоящей Стратегии;

- своевременная актуализация мероприятий, включенных в план мероприятий по реализации настоящей Стратегии, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов их реализации;

- проведение в течение всего срока реализации настоящей Стратегии мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии и при необходимости актуализация указанного плана мероприятий;

- централизованная координация деятельности органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по внедрению информационных технологий в целях эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на указанные цели;

- поиск стратегических инвесторов для малых и средних предприятий региональной отрасли информационных технологий из числа крупных российских компаний;

- размещение информации о точках роста экономики региона на официальных ресурсах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в сети Интернет.

Риски, связанные с возникновением дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами), следует предупреждать заблаговременным размещением информации о планируемых мероприятиях, в том числе на официальных сайтах органов исполнительной власти Смоленской области в сети Интернет, и работой с обращениями граждан и организаций.

Приложение № 1

к Стратегии развития кластера

информационных технологий

Смоленской области

на 2017-2020 годы

СВЕДЕНИЯ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ ИЛИ РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО СРАВНЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ, СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ, А ТАКЖЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛОМ

№ п/п

Наименование показателя использования информационно-коммуникационных технологий

Наименование

субъекта

Единица измерения

Период (годы)

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций

Российская Федерация

процентов

94,0

94,0

93,8

92,3

Центральный федеральный округ (далее – ЦФО)

94,2

94,7

95,1

95,0

Северо-Западный федеральный округ (далее – СЗФО)

95,9

96,2

95,8

95,2

Южный федеральный округ (далее – ЮФО)

90,8

92,0

90,0

86,2

Смоленская область

95,2

94,7

96,1

96,6

2.

Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников

Российская Федерация

единиц

43

44

47

49

ЦФО

50

50

54

56

СЗФО

46

48

51

52

ЮФО

42

43

42

43

Смоленская область

35

38

39

40

3.

Доля организаций, имевших

веб-сайт, в общем числе обследованных организаций

Российская Федерация

процентов

37,8

41,3

40,3

42,6

ЦФО

41,3

44,4

43,6

47,1

СЗФО

43,8

46,6

46,0

47,4

ЮФО

32,7

37,0

30,7

37,5

Смоленская область

35,6

42,2

41,4

42,9

4.

Доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации,

в общем числе обследованных организаций

Российская Федерация

процентов

11,1

10,9

10,9

10,6

ЦФО

11,4

11,2

11,5

11,6

СЗФО

10,5

10,0

9,9

9,6

ЮФО

8,5

7,8

9,0

10,0

Смоленская область

7,0

7,4

8,0

8,4

5.

Доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг

Российская Федерация

процентов

2,5

2,9

2,9

2,6

ЦФО

3,3

3,0

3,3

3,5

СЗФО

2,0

3,7

2,1

1,5

ЮФО

2,2

2,2

3,1

2,8

Смоленская область

0,9

0,8

1,0

1,3

6.

Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства и сферы услуг

Российская Федерация

процентов

8,0

9,2

8,7

8,4

ЦФО

10,2

11,4

9,6

12,8

СЗФО

7,3

9,3

8,1

6,3

ЮФО

3,0

3,4

4,8

6,0

Смоленская область

1,9

3,0

5,9

2,7

Приложение № 2

к Стратегии развития кластера

информационных технологий

Смоленской области

на 20020 годы

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2020 ГОДЫ

№ п/п

Наименование

мероприятия

Ответственный исполнитель

Период реализации Стратегии

Ожидаемый результат

(краткое описание)

начало

(год)

окончание (год)

1

2

3

4

5

6

Мероприятия по созданию и развитию кластера информационных технологий Смоленской области

1.1.

Стимулирование совместной работы инновационных компаний сектора информационных технологий, профильных подразделений образовательных организаций, экспертного сообщества

автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Смоленской области» (далее - АНО «ЦКР Смоленской области»)

2017

2020

взаимодействие инновационных компаний сектора информационных технологий, крупных и малых предприятий, профильных подразделений образовательных организаций, экспертного сообщества для осуществления взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной продукции в сфере информационных технологий в рамках кластера информационных технологий Смоленской области

1.2.

Разработка документов, обеспечивающих деятельность кластера информационных технологий Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

2017

2018

обеспечение эффективного взаимодействия участников кластера информационных технологий Смоленской области

Мероприятия по развитию научно-образовательной деятельности в области информационных технологий

Стимулирование активной совместной работы образовательных организаций высшего образования с
компаниями сектора информационных технологий региона

АНО «ЦКР Смоленской области»

2017

2020

организация взаимодействия компаний в сфере информационных технологий в Смоленской области с образовательными организациями высшего образования и научными организациями

Мероприятия по повышению грамотности в сфере информационных технологий

3.1.

Проведение курсов повышения квалификации для различных категорий населения по управлению проектами в сфере информационных технологий и инновационному менеджменту

АНО «ЦКР Смоленской области»,

Департамент Смоленской области

по образованию, науке

и делам молодежи

2017

2020

проходящие на постоянной основе образовательные курсы, позволяющие повысить грамотность в сфере информационных технологий

3.2.

Развитие дополнительных форм обучения учащихся и студентов информационным технологиям на основе современных инновационных образовательных технологий с элементами международных образовательных программ

АНО «ЦКР Смоленской области»,

Департамент Смоленской области

по образованию, науке

и делам молодежи

2017

2020

разработанные и внедренные факультативные курсы

3.3.

Проведение конкурсов, олимпиад, соревнований в области информационных технологий

АНО «ЦКР Смоленской области»,

Департамент Смоленской области

по образованию, науке

и делам молодежи

2017

2020

поддержка талантливой молодежи в области информационных технологий, инновационных малых предприятий

Мероприятия по повышению эффективности применения

информационных технологий в ключевых сферах деятельности Смоленской области

4.1.

Разработка правовых актов для реализации проектной системы в области информационных технологий

АНО «ЦКР Смоленской области»,

Департамент Смоленской области

по образованию, науке

и делам молодежи

2017

2020

единый системный подход к созданию, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем

4.2.

Поддержка создания и развития социально-значимых информационных сервисов на основе открытых данных

АНО «ЦКР Смоленской области»,

Департамент Смоленской области по информационным технологиям

2017

2020

создание портала открытых данных, создание информационных сервисов в социально-значимых сферах (образование, культура, здраво­охранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита населения и др.)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 28.10.2019
Рубрики правового классификатора: 120.000.000 Информация и информатизация

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать