Основная информация

Дата опубликования: 31 января 2011г.
Номер документа: RU04000201100179
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Правительство Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 31 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА № 29

г. Улан-Удэ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2011-2014 ГГ.»

                            Фактически утратил силу

В целях модернизации профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.»* (далее - Программа).

2. Рекомендовать образовательным учреждениям профессионального образования в Республике Бурятия разработать программы развития образовательных учреждений с учетом реализации мероприятий Программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

В. Наговицын

_____________

Проект представлен Министерством образования и науки

тел. 21-29-18

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 31.01.2011 г. № 29

Республиканская комплексная программа «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.»

Структура Программы

Программа модернизации профессионального образования Республики Бурятия включает в себя следующие разделы:

1. Актуальность разработки Программы

1.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.2. Основание для разработки Программы

2. Ключевые принципы и основные подходы, используемые при разработке Программы

3. Блоки и стратегические задачи, направленные на реализацию Программы

Блок 1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона

Блок 2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в Республике Бурятия

Блок 3. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Республики Бурятия

4. Целевые показатели реализации Программы

5. Сроки и этапы реализации Программы

6. Планируемые объемы и источники финансирования Программы

7. Перечень программных мероприятий

8. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы

8.1. Положительные последствия для социально-экономического развития Республики Бурятия

8.2. Риски реализации Программы

9. Управление, контроль и механизм реализации Программы
Паспорт

Республиканской комплексной программы «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.»

Наименование Программы

Республиканская комплексная программа «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010г.;

Закон Республики Бурятия от 9.11.2007г. № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года»;

Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.02.2009г. №63 «Об утверждении Программы «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010-2020 годов»

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Дата принятия решения о разработке Программы

Поручение Президента - Председателя Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицына от 22.12.2010г.

Разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия;

Министерство здравоохранения Республики Бурятия;

Министерство культуры Республики Бурятия;

По согласованию:

Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия;

Торгово-промышленная палата Республики Бурятия.

Цель

Программы

Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.

Задачи

Программы

 формирование устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, регионального бизнеса и государственных структур, направленного на обеспечение высокого качества подготовки выпускников системы профессионального образования Республики Бурятия;

 организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Республике Бурятия;

 создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования Республики Бурятия;

 совершенствование качества подготовки и образовательных технологий в учреждениях профессионального образования;

 совершенствование экономических механизмов в сфере профессионального образования;

 обеспечение роста профессиональной компетентности управленческих и научно-педагогических кадров как основополагающего фактора, обеспечивающего модернизацию и развитие профессионального образования Республики Бурятия.

Сроки реализации Программы

2011-2014 годы

Основные направления финансирования Программы (Приложение № 1)

Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона;

Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в Республике Бурятия;

Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Республики Бурятия.

Краткое изложение мероприятий Программы

 совершенствование механизма подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно приоритетным направлениям развития региональной экономики;

 развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования;

 создание на базе учреждений профессионального образования Республики Бурятия ресурсных центров и многоуровневых образовательных комплексов;

 подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, высвобождающихся в ходе реструктуризации и оптимизации форм управления организациями в Республике Бурятия, с учетом существующих и перспективных миграционных процессов;

 профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи;

 проведение мероприятий по восстановлению положительного имиджа рабочих профессий;

 совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом.

Объёмы и источники финансирования Программы

Предполагаемый общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет (в тыс. руб.):

Срок реализации

(годы)

Объем финансирования, тыс. рублей

Всего

в том числе по источникам:

Средства

федерального бюджета *

Средства республиканского бюджета**

Внебюджетные средства

Всего

345 883

189 140

60 000

96 743

2011 г.

118 826

79 640

15 000

24 186

2012 г.

96 826

57 640

15000

24 186

2013 г.

91 046

51 860

15 000

24 186

2014 гг.

39 185

-

15 000

24 185

*предполагаемое финансирование в случае победы Программы в федеральном конкурсе

**финансирование за счет сети учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:

достижение в среднесрочной перспективе динамического равновесия спроса и предложения профессиональных кадров на рынке труда Республики Бурятия;

создание механизма подготовки профессиональных кадров в соответствии с требованиями работодателей, снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования;

создание необходимого кадрового потенциала Республики Бурятия для перевода экономики на инновационный путь развития;

совершенствование структуры подготовки профессиональных кадров, материально-технической базы, качества образовательных программ в учреждениях профессионального образования Республики Бурятия;

реструктуризация сети учреждений довузовского образования (НПО, СПО), что приведет к созданию 7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия; трех кластеров социального направления (образование, здравоохранение, культура), 12 ресурсных центров (учебных полигонов);

формирование региональной службы системы сертификации квалификаций;

совершенствование содержания и технологий образования в следующих направлениях:

 увеличение спектра дополнительных образовательных услуг;

 разработка и внедрение сопряженных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования;

 корректировка содержания образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей позволит довести долю выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска до 63%;

увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию до 15%;

увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей до 23 %;

увеличение доли средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров до 65 %

создание системы государственно-общественного управления в 90% учебных заведений профессионального образования;

внедрение индикативно-рейтинговой системы для ежегодной оценки выполнения индикаторов Программы учреждениями начального и среднего профессионального образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования, перевод образовательных учреждений профессионального образования в статус автономных.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодное предоставление отчетов ответственных исполнителей Программы о ходе реализации программных мероприятий

Ежегодная рейтинговая оценка эффективности исполнения индикаторов Программы учреждениями профессионального образования Республики Бурятия

Введение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. определяют в качестве одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается страна, дефицит человеческого капитала как основного ресурса экономического развития. При этом отмечается, что обозначившийся дефицит профессиональных кадров, при сохранении сложившихся тенденций, может привести к замедлению темпов экономического роста.

Таким образом, ключевыми задачами современного этапа развития системы профессионального образования в Российской Федерации и в каждом отдельном регионе являются:

 необходимость существенного повышения эффективности системы профессионального образования;

 соответствие кадровым потребностям регионального рынка труда;

 обеспечение более тесной связи системы профессионального образования с социально-экономической сферой и ее реальными потребностями;

 повышение мотивации граждан к получению качественного образования;

 создание стимулов для образовательных учреждений к предоставлению соответствующих услуг.

Без решения вышеперечисленных задач сложно рассчитывать на получение значительных эффектов от дальнейшего наращивания ресурсной базы профессионального образования, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.

Настоящий документ – Республиканская комплексная программа «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.» (далее - Программа) является основным инструментом решения задач развития системы профессионального образования Республики Бурятия на современном этапе.

Основной целью Программы является создание в Республике Бурятия механизмов модернизации системы профессионального образования, направленных на решение задач социально-экономического развития региона за счет формирования общественно-государственного формата управления системой профессионального образования республики.

Программа включает в себя необходимый перечень первоочередных мероприятий, направленных на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности системы профессионального образования Республики Бурятия.

Среди основных положений Программы можно выделить следующие:

Выбор мероприятий, реализация которых создаст условия для оптимизации системы профессионального образования республики по двум ключевым критериям:

 структурные параметры системы, определяющие профессионально-квалификационный и количественный состав выпускников по всем типам и видам образовательных программ;

 качественные параметры, определяющие востребованность образовательных программ и квалификацию выпускников с позиций конечного потребителя.

Программа рассчитана на включение в процесс модернизации системы профессионального образования организаций различных типов и форм собственности, образовательных учреждений всех уровней, региональных объединений работодателей и органов власти в интересах реализации задач социально-экономического развития Республики Бурятия.

Программа включает в себя три основных блока направлений. Первый блок направлен на развитие государственно-общественных механизмов управления системой профессионального образования Республики Бурятия, повышение эффективности и прозрачности организационно-экономических механизмов управления системой профессионального образования республики и предусматривает решение следующих основных задач:

 внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров в республике на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования и процедур формирования контрольных цифр приема;

 расширение инструментария управления территориальной сетью учреждений профессионального образования в целях повышения эффективности реализации востребованных образовательных программ.

Второй блок Программы формирует систему общественно-государственного управления содержанием и качеством профессионального образования путем решения следующих задач:

 внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием объединений работодателей;

 формирование регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников.

Третий блок ориентирован на создание кадрового потенциала для реализации и дальнейшего развития Программы на основе формирования инновационного звена региональной системы повышения квалификации работников профессионального образования и включает следующие задачи:

 создание независимых провайдеров разработанных образовательных программ для различных целевых групп работников органов управления, организаций системы профессионального образования, социальных партнеров, научно-методических структур в соответствии с основными задачами программы;

 обучение специалистов, ориентированных на реализацию мероприятий Программы в объемах, необходимых для создания потенциала модернизации системы профессионального образования Республики Бурятия.

Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти Республики Бурятия, Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия, работодателей, учреждений профессионального образования по обеспечению эффективной модернизации профессионального образования.

1. Актуальность разработки Программы

1.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Основным условием стабилизации и повышения экономической роли региона, благосостояния его населения является его конкурентоспособность на рынке труда, во многом определяющаяся состоянием системы образования. Социально-экономическое развитие Республики Бурятия, переход экономики от сырьевой модели к инновационной, невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.

В Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года определены приоритетные направления интенсивного развития региональной экономики.

К названным направлениям относятся: машиностроение и перерабатывающая промышленность, транспортно-логистическая система, сельское хозяйство, строительство, горнодобывающая, лесная отрасль и туризм. В соответствии с перспективами развития в Республике Бурятия выделяются шесть производственно-инфраструктурных комплексов: Северо-Байкальский, Восточный, Восточно-Саянский, Центральный и Южный комплексы, а также туристская особая экономическая зона, в которых спрос на квалифицированную рабочую силу будет значительно опережать предложение регионального рынка труда (Таблица 1).

Таблица 1.

Прогноз потребности в квалифицированных кадрах по уровням образования на перспективных направлениях развития экономики

Виды деятельности

2009-2015 гг.

НПО

СПО

ВПО

транспорт (автодорожное ж/дорожное и аэродромное хозяйство)

2325

763

977

586

минерально-сырьевой

6635

1652

2813

2170

строительство, промышленность стройматериалов

3740

2072

1088

580

пищевая и перерабатывающая промышленность

760

535

125

100

сельское хозяйство и рыболовство

5130

2890

680

1560

электроэнергетика

682

170

278

234

производство фотоэлектрических преобразователей

534

167

172

195

металлургическая промышленность

800

250

258

292

лесоперерабатывающая

380

131

133

116

туризм

13405

3863

4914

4628

социальная сфера

3232

780

1474

978

бытовые услуги и общепит

3621

1253

1264

1104

финансовые и юридические услуги

945

0

630

315

Всего

42189

14526

14806

12858

Кроме того, учитывая то, что перспективы развития связаны с созданием в Республике Бурятия экономического центра России в Восточной Сибири, в том числе за счет капитализации геоэкономического положения и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Эти приоритеты определены на основе процессов, которые в долгосрочной перспективе будут влиять на развитие Республики Бурятия:

 во-первых - стремительный рост Азиатско-Тихоокеанского региона, который, по мнению многих экспертов, продолжится еще на протяжении 10 лет. Этот экономический рост провоцирует спрос на все виды сырьевых и технологических ресурсов, что дает огромные возможности для России, Восточной Сибири и Республики Бурятия;

 во-вторых, выгодное геоэкономическое положение, развитая транспортная инфраструктура, конкурентоспособный рынок труда создают спрос на реализацию крупных проектов на территории Республики Бурятия.

В перспективе до 2020 года предполагается создание около 70 тысяч новых рабочих мест.

Интенсификация развития экономики диктует необходимость изменений кадровой политики во всех сферах деятельности. Изменения в технологии обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.

Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия.

Разработка Программы «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.» направлена на создание системы профессионального образования, ориентированной и быстро реагирующей на запросы динамичного рынка труда, на конкретные запросы работодателей.

1.2. Основание для разработки Программы

Основанием для разработки Программы «Модернизация профессионального образования Республики Бурятия на 2011-2014 гг.» являются документы, определяющие основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия и перспективы региональной системы профессионального образования:

Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010г.;

Закон Республики Бурятия от 9.11.2007г. № 2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года»;

Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.02.2009г. №63 «Об утверждении Программы «Развитие трудовых ресурсов в Республике Бурятия на период 2010-2020 годов».

Ключевые принципы и основные подходы, используемые при разработке Программы

Подготовка профессиональных кадров согласно приоритетным направлениям развития региональной экономики;

Построение эффективной модели республиканской системы повышения квалификации управленческих и научно-педагогических кадров.

3. Блоки и стратегические задачи, направленные
на реализацию Программы

В рамках реализации Программы разработано три ключевых блока. С учетом региональных особенностей предлагаются следующие стратегические задачи, направленные на реализацию Программы по предложенным направлениям.

Блок 1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегий социально-экономического развития региона

На основании анализа и прогноза развития рынка труда Республики Бурятия и социально-экономической сферы ключевыми проблемами являются:

 несбалансированность спроса и предложения профессиональных кадров по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;

 дисбаланс между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями рынка труда Республики Бурятия;

 низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, женщины, в т.ч. женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, лица предпенсионного возраста и др.).

 сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;

 высокий уровень общей безработицы, особенно в сельской местности;

 большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицей;

 снижение численности трудоспособного населения в связи с низкой рождаемостью в 90-е годы.

Направление 1. 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных направлений региональной экономики

Направление 1.2. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования

Стратегические задачи направлений:

создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом в Республике Бурятия;

разработка перечня наиболее востребованных профессий и специальностей на основе анализа потребностей региональной экономики;

разработка и внедрение методики и механизма расчета перспективных потребностей в профессиональных кадрах; Формирование республиканского заказа;

создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования;

создание механизма повышения мобильности профессиональных кадров на рынке труда;

организация информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Республике Бурятия;

совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом;

оптимизация сети, создание в Республике Бурятия 7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития региональной экономики: три кластера социального направления (образование, здравоохранение, культура), 12 ресурсных центров (учебных полигонов);

перевод образовательных учреждений в статус автономных;

реализация сетевого взаимодействия опорных учебных заведений, являющихся инновационными площадками по профилю подготовки профессиональных кадров.

Совершенствование производства, внедрение новых технологий приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к профессиональным кадрам.

В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, развития системы государственно-частного партнерства в профессиональном образовании.

Одним из стратегических направлений развития системы профессионального образования является создание кластерной модели подготовки профессиональных кадров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия. В настоящее время формируются образовательные кластеры по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия:

строительного профиля на базе образовательных учреждений:

 Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий, образованный путем интеграции 4-х учреждений НПО;

 Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства, образованный путем слияния 2-х учреждений НПО;

сельскохозяйственного направления на базе Бурятского республиканского агротехнического техникума, образованного путем присоединения к учреждению СПО трех учреждений НПО;

машиностроительного направления на базе Бурятского республиканского индустриального техникума, образованного путем присоединения к учреждению СПО трех учреждений НПО;

туристского направления на базе Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий, образованного путем слияния трех учреждений НПО и одного учреждения СПО;

горнодобывающего направления на базе образовательных учреждений:

 Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж;

 Закаменский аграрный техникум;

обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами торговли, общественного питания и сферы обслуживания на базе ГОУ СПО «Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства».

В процессе формирования образовательные кластеры возглавят профильные учреждения высшего профессионального образования Республики Бурятия.

Как показывает опыт других регионов Российской Федерации, основой образовательного кластера являются учебные полигоны (ресурсные центры), моделирующие реальный производственный процесс и созданные в результате государственно-частного партнерства.

Комплекс мероприятий по реализации направления 1.1.

П. 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 из раздела 7. Перечень программных мероприятий.

План - график мероприятий направления 1.1.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

1.1. Совершенствование системы взаимоотношений представителей реального сектора экономики с УПО

- Положение «О Республиканской структуре анализа рынка труда»;

- Постановление Правительства Республики Бурятия № 139 от 28 марта 2008 г. «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ»;

- 08.07.2009 №48-РП «О потребностях экономии Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010-2012 годы».

- Созданы условия для формирования регионального сегмента системы сертификации квалификаций;

- Реализован пилотный проект в области независимой системы оценки качества профессионального образования с участием объединений работодателей республики;

- Обеспечена прозрачность системы оценки квалификаций выпускников для регионального рынка труда.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

1

2

3

4

5

1.2 Развитие механизма подготовки и переподготовки кадров по сокращенным программам профессионального образования для развития приоритетных направлений экономики республики

- Указ Президента РБ от 07.08.2008 № 214 «О дополнительных мерах по совершенствованию подготовки кадров для экономики Республики Бурятия»;

- Распоряжение Президента РБ от 08.07.2009 N 48-РП «О потребности экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010 - 2012 годы»

- Совершенствование механизма подготовки и переподготовки кадров по сокращенным программам профессионального образования для развития приоритетных направлений экономики республики

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

1.4. Формирование пакета нормативных и учебно-методических документов по переходу УПО на ФГОС III поколения (учебные планы, программы и т.д.)

- Приказ Министерства образования субъекта федерации «О введении в действие на территории субъекта федерации федерального государственного образовательного стандарта III поколения;

- Методические рекомендации по организации перехода УПО на ФГОС III поколения (учебные планы, программы и т.д.)

- Создан институт непрерывного образования как координационный центр оценки уровня и качества ПК и ПП;

- Используются социологические лаборатории при ОУ Республики Бурятия;

- Налажено взаимодействие Центра непрерывного образования с Центром дистанционного обучения;

- Выявлены потребности в ПК и ПП;

- Организован мониторинг текущего и перспективного направлений рынка труда в работе различных квалификаций работников и разработаны предложения сбалансированности рынка труда с рынком образовательных услуг в части дополнительного профессионального образования.

2011-2014 гг.

На период действия федеральных государственных образовательных стандартов III поколения

1.5. Создание ресурсного центра непрерывного образования в сфере культуры и искусства путем включения учебных заведений высшего, среднего и предпрофессионального образования в единый комплекс и совершенствование его материально-технической базы

- Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 августа 2010 г. № 314 «О реорганизации государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Бурятия (среднее специальное учебное заведение) «Бурятский Республиканский колледж искусств и культуры» путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П.И. Чайковского»

- Создан государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Бурятия «Колледж искусств им. П.И. Чайковского»

2011-2014 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

1.6 Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования с целью создания двухуровневых УПО и ресурсных центров

- Республиканская программа развития начального и среднего профессионального образования на период до 2012 г.;

- Рекомендации по оптимизации сети образовательных учреждений на уровне республики, включая рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений, Рекомендации по планированию реструктуризации сети;

- Рекомендации по оптимизации структуры и механизмов управления системой профессионального образования;

- Пакет нормативно-правовых документов для реструктуризации сети на республиканском уровне.

- Сформирована и внедрена процедура мониторинга эффективности функционирования сети учреждений профессионального образования Республики Бурятия;

- Сформирован план развития сети учреждений профобразования в соответствии с прогнозами республиканского развития рынка труда;

- Созданы условия для оптимизации сети учреждений, в том числе путем слияния одно/разноуровневых учебных заведений, а именно разработана методическая и нормативно-правовая база для проведения реструктуризации сети;

- Осуществлено перераспределение и закрепление ответственности за реализацию ООП за отдельными учебными подразделениями;

- Созданы условия для оптимизации сети учебных подразделений (кафедр), участвующих в реализации сходных ООП, в т.ч. путём их слияния

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

1.7 Создание материально-технической базы формирующихся ресурсных центров и учебных полигонов по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия

- Приоритетный национальный проект «Образование» Правительства Российской Федерации;

- Республиканская программа развития начального и среднего профессионального образования на период до 2012 г.;

- Положение «О Республиканской структуре анализа рынка труда»;

- Налажен быстрый обмен учебно-методической информацией, новыми образовательными технологиями и т.д.;

- Организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений;

- Осуществлен сбор и формирование единых отчетов для МО и Н РБ со всех образовательных учреждений в режиме реального времени;

- Созданы веб сайты всех учебных заведений профессионального образования Республики Бурятия;

- Обучен работе в едином информационном пространстве штатный персонал учреждений профессионального образования;

Созданы консалтинговые центры при ВУЗах Республики Бурятия по направлениям деятельности.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

Комплекс мероприятий по реализации направления 1.2.

П.1.3 из раздела 7. Перечень программных мероприятий

План - график мероприятий направления 1.2.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

1.3 Совершенствование механизма подготовки обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с частно- государственными организациями (предприятиями)

- Постановление Правительства Республики Бурятия № 139 от 28 марта 2008 г. «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ».

- Обеспечен заказ со стороны торгово-промышленной палаты (ТПП) и центра занятости населения (ЦЗН) на повышение квалификации и переподготовку рабочих кадров и специалистов.

2011-2012 гг.

Использование материалов на постоянной основе

Блок 2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в субъекте Российской Федерации

Направление 2. 1. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда

Направление 2.2. Модернизация региональной государственно общественной системы оценки качества профессионального образования

Стратегические задачи направлений:

реализация непрерывного профессионального образования, включающего разработку многоуровневых многопрофильных образовательных программ, способных гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда в разных формах:

 нормативные программы на основе государственных стандартов,

 образовательные программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации с разными сроками обучения,

 интегрированные образовательные программы, обеспечивающие возможность последовательной реализации начального и среднего профессионального образования;

 программы прикладного бакалавриата;

 программы ВПО по уровням подготовки «бакалавриат-магистратура»;

внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе и государственных образовательных стандартах, с прямым участием объединений работодателей.

внедрение и совершенствование современных образовательных и производственных технологий, в том числе и дистанционных.

реализация модели фирменного образования, представляющего собой новый вид образования, связанный не только с повышением качества образования, но и с созданием благоприятной, привлекательной среды, особой атмосферы учебного заведения, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности.

развитие системы оценки качества профессиональных знаний, навыков и умений обучающихся и студентов:

 внедрение и сертификация системы менеджмента качества в учреждениях профессионального образования;

 разработка и внедрение программы независимой оценки качества студентов и обучающихся, организация мониторинга качества подготовки выпускников;

 создание независимых центров сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов в рамках образовательных кластеров;

 организация ежегодного смотра-конкурса по определению рейтинга учреждений довузовского профессионального образования.

Возрастающая конкуренция на рынке труда ставит систему профобразования перед необходимостью повышения качества подготовки кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих четвертого квалификационного разряда с полным средним образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих нужными социальными качествами. Данные требования выходят за рамки действующих стандартов профессионального образования и поэтому должны дополнительно поощряться как из средств бюджета, так и заинтересованных заказчиков кадров.

В Программе модернизации профессионального образования Республики Бурятия движение к повышенному качеству рабочих кадров и специалистов прогнозируется путем реализации непрерывного профессионального образования в рамках многоуровневого многопрофильного образовательного учреждения, способного гибко реагировать на динамику потребностей рынка труда.

Обучение строится на основе государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации; имеет разные сроки обучения, обеспечивая возможность последовательной реализации начального и среднего профессионального образования, а также прикладного бакалавриата. Получение первой квалификации является общедоступным, а переход на более высокие уровни – по конкурсу, который оценивает не только профессиональные способности, но и социальные качества рабочих и специалистов.

Реформы в сфере образования, происходящие в настоящее время, требуют пересмотра взглядов на результаты образовательного процесса и способы формализации требований к выпускникам учебных заведений, приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, создание системы независимой оценки контроля качества образования и банков тестовых заданий по всем профессиям и специальностям. Необходимо совершенствование механизмов внедрения системы менеджмента качества в учреждения НСПО.

В процессах разработки, рецензирования региональных стандартов и сертификации планируется участие представителей предприятий и организаций соответствующих отраслей.

Комплекс мероприятий по реализации направления 2.1.

П. 2.2, 2.3, 2.4 из раздела 7. Перечень программных мероприятий

План - график мероприятий направления 2.1.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

2.2 Формирование активных форм профессиональной ориентации во взаимодействии с организациями (предприятиями)

- Постановление Правительства Республики Бурятия № 139 от 28 марта 2008 г. «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ»;

- 08.07.2009 №48-РП «О потребностях экономии Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010-2012 годы»;

- Приказ Министерства образования субъекта федерации «О введении в действие на территории субъекта федерации федерального государственного образовательного стандарта III поколения.

- Сформирован план развития сети учреждений профобразования в соответствии с прогнозами республиканского развития рынка труда;

- Созданы условия для оптимизации сети учреждений, в том числе путем слияния одно/разноуровневых учебных заведений, а именно разработана методическая и нормативно-правовая база для проведения реструктуризации сети;

- Осуществлено перераспределение и закрепление ответственности за реализацию ООП за отдельными учебными подразделениями.

2011-2012 гг.

На период действия федеральных государственных образовательных стандартов III поколения

2.3 Формирование фирменного стиля УПО и повышение престижа рабочих профессий

- Указ Президента РБ от 07.08.2008 № 214 «О дополнительных мерах по совершенствованию подготовки кадров для экономики Республики Бурятия»;

- Распоряжение Президента РБ от 08.07.2009 N 48-РП
«О потребности экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010 - 2012 годы»;

- Распоряжение Президента РБ от 08.10.2010 N 46-РП
«О внесении изменений в распоряжение Президента Республики Бурятия от 08.07.2009 N 48-РП»

- Налажен быстрый обмен учебно-методической информацией, новыми образовательными технологиями и т.д.;

- Организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений;

- Осуществлен сбор и формирование единых отчетов для МО и Н РБ со всех образовательных учреждений в режиме реального времени;

- Созданы веб сайты всех учебных заведений профессионального образования Республики Бурятия.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

2.4 Развитие механизма обязательного распределения выпускников учреждений НСПО, подготовленных за счет средств республиканского бюджета

- Положение «О Республиканской структуре анализа рынка труда»;

- Постановление Правительства Республики Бурятия № 139 от 28 марта 2008 г. «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ»

- 08.07.2009 №48-РП «О потребностях экономии Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010-2012 годы»

- Разработан механизм формирования актуального перечня программ профессионального образования на среднесрочную перспективу в соответствии с кадровыми потребностями Республики Бурятия.

- Создан и внедрен механизм формирования регионального государственного заказа на разработку (закупку) программ профессионального образования, необходимых для подготовки кадров в соответствии с задачами социально-экономического развития республики.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

Комплекс мероприятий по реализации направления 2.2.

П. 2.1 из раздела 7. Перечень программных мероприятий

План - график мероприятий направления 2.2.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

2.1 Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена с участием работодателей

- Положение «О Республиканской структуре анализа рынка труда»;

- Постановление Правительства Республики Бурятия № 139 от 28 марта 2008 г. «О целевой контрактной подготовке в учреждениях начального и среднего профессионального образования РБ»;

- 08.07.2009 №48-РП «О потребностях экономии Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010-2012 годы»;

- Приказ Министерства образования субъекта федерации «О введении в действие на территории субъекта федерации федерального государственного образовательного стандарта III поколения.

- Созданы условия для формирования регионального сегмента системы сертификации квалификаций;

- Реализован пилотный проект в области независимой системы оценки качества профессионального образования с участием объединений работодателей республики;

- Обеспечена прозрачность системы оценки квалификаций выпускников для регионального рынка труда.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

Блок 3. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования

Направление 3.1. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования

Направление 3.2. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования

Стратегические задачи направлений:

1. построение эффективной модели республиканской системы повышения квалификации управленческих и научно-педагогических кадров, организационная структура образовательного процесса которой содержит следующие виды деятельности:

 разработка депозитария модульных образовательных программ повышения квалификации, основанных на принципах деятельностного подхода;

 перевод повышения квалификации в интерактивный режим, реализуемый на основе информационных технологий, дистанционной модели повышения квалификации;

 введение кредитно-накопительной системы повышения квалификации;

 обеспечение взаимосвязи процедур аттестации с прохождением курсовой подготовки педагога;

 переход на организацию, координацию, логистику функционирования сетевого повышения квалификации;

 совершенствование принципов оплаты труда работников, организующих и осуществляющих повышение квалификации;

2. совершенствование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений профессионального образования, трансформация научно-методической работы в корпоративное обучение;

3. создание учебных центров повышения квалификации по приоритетным отраслям экономики с едиными системами и программами обучения в рамках образовательного кластера, деятельность которых направлена на:

 организацию стажировок научно-педагогических кадров;

 разработку и внедрение форм дистанционного обучения для повышения квалификации, переподготовки управленческих и научно-педагогических кадров;

 обучение и аттестация мастеров производственного обучения для работы на современном производственном оборудовании,

 расширение участия специалистов организаций в учебно-воспитательном процессе учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров;

4. совершенствование научно-исследовательской работы научно-педагогических кадров;

5. внедрение новой модели аттестации управленческих и научно-педагогических кадров.

Высококачественное обучение в профессиональных учреждениях и подготовка квалифицированных специалистов могут быть осуществлены только преподавательским составом, имеющим высокий профессиональный уровень и навыки работы в соответствующих отраслях экономики.

С целью повышения уровня образования и профессиональных навыков преподавательского состава и равнозначного признания их профессионального уровня необходимо создать учебные центры повышения квалификации в каждом образовательном кластере.

Комплекс мероприятий по реализации направления 3.1.

П. 3.1, 3.3 из раздела 7. Перечень программных мероприятий

План - график мероприятий направления 3.1.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

3.1 Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки кадров для учреждений профессионального образования

- Регламент мероприятий по обеспечению контроля качества реализации образовательных программ;

- Положение о Центре;

- Методическое, научное и информационное обеспечение процесса мониторинга;

- Рекомендации по структуре публичного отчета о результатах приема и подготовки по профессиональным образовательным программам в учебных заведениях, находящихся на территории Республики Бурятия;

- Положение «Об Учебно-методическом комплексе дисциплин (УМКД)»;

- Пакет типовых нормативно-методических документов по созданию системы сертификации квалификаций;

- Инструментарий оценки и сертификации квалификаций;

- Рекомендации по структуре публичного отчета по результатам мониторинга развития и деятельности независимой системы оценки качества профессионального образования на уровне республики.

- Создан институт непрерывного образования как координационный центр оценки уровня и качества ПК и ПП;

- Используются социологические лаборатории при ВУЗах Республики Бурятия;

- Налажено взаимодействие Центра непрерывного образования с Центром дистанционного обучения;

- Выявлены потребности в ПК и ПП;

- Организован мониторинг текущего и перспективного направлений рынка труда в работе различных квалификаций работников и разработаны предложения сбалансированности рынка труда с рынком образовательных услуг в части дополнительного профессионального образования.

2011-2014 гг.

Использование материалов на постоянной основе

3.3 Развитие механизма стажировки в организациях (предприятиях) руководящих и научно-педагогических работников учреждений профессионального образования

-Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 1011 « О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ».

- Созданы условия для увеличения количества специалистов в сфере профессионального образования, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку для успешной реализации программ модернизации;

Создана кадровая база тьюторов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы профессионального образования, обеспечивающих процесс модернизации профобразования.

2011-2014 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

Комплекс мероприятий по реализации направления 3.2.

П. 3.2 из раздела 7. Перечень программных мероприятий

План - график мероприятий направления 3.2.

Мероприятия программы

Обеспечивающие документы Наименование, (аннотация)

Результаты

Сроки реализации

Дальнейшее использование результатов

1

2

3

4

5

3.2. Формирование республиканской системы отбора и поддержки научно-педагогических кадров, работающих в режиме инноваций.

-Пакет типовых нормативно-методических документов по созданию системы сертификации квалификаций;

- Регламент мероприятий по обеспечению контроля качества реализации образовательных программ.

- Создана Республиканская структура анализа рынка труда и образовательных услуг, сценарного моделирования и оценки потребностей в подготовке кадровых ресурсов для экономики Республики Бурятия;

- Обеспечена сбалансированная номенклатура основных образовательных программ уровневой подготовки.

2011-2012 гг.

На период действия Республиканской комплексной программы

4. Целевые показатели реализации Программы

Блок 1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегий социально-экономического развития региона

Количественные показатели результативности реализации направления 1.1.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.1. Доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям / специальностям, в %

39.60

84.26

85

86

87

88

89

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.2. Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессиональною образования в учреждениях НПО/СПО в субъекте РФ, в %

34.46

60.31

61

62

63

64

65

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.3. Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) в субъекте РФ от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в %

20.57

23.25

24

26

28

29

31

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.4. Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО в субъекте РФ, в %

11.09

14.68

15

16

17

18

19

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.5. Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями) в субъекте РФ, в %

8

20

22

23

24

25

26

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.1.6. Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно- общественный характер управления учреждением профессионального образования, в %

0

65

75

82

87

90

100

Количественные показатели результативности реализации направления 1.2.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.2.1. Доля подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, в %

0

50

55

60

62

65

100

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.2.2. Доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда, в %

0

100

100

100

100

100

100

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.2.3. Доля контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей, в %

39,6

84,26

85

86

87

88

89

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.2.4. Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, в %

0

15

20

21

22

23

24

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.2.5. Доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров, в %

0

6,94

8

17

32

65

100

Блок 2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в субъекте Российской Федерации

Количественные показатели результативности реализации направления 2.1.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.1.Доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, в %

0

8,85

9

10

11

12

13

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.2. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, в %

59,46

45,87

46

47

48

49

50

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.3. Доля взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в %

50,96

55,19

56

57

58

59

60

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.4. Доля зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования / профессиональной подготовки, в %

0

0,12

0,2

0,5

0,7

0,8

0,9

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.5. Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в субъекте РФ, в %

11,5

14,46

15

16

17

18

20

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.1.6. Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в субъекте РФ, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, в%

52,6

58

60

61

62

63

64

Количественные показатели результативности реализации направления 2.2.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.2.1. Доля выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, в %

0

8,1

9

10

12

14

16

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2.2.2. Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в%

0

0

0,1

4

8

11

15

Блок 3. Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования

Количественные показатели результативности реализации направления 3.1.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.1.1. Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования, в %

25

26

26,4

26,8

27,2

27,6

30

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.1.2. Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, зарплата которых не ниже средней в экономике субъекта РФ, в %

5

15

20

25

30

35

40

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.1.3. Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку / повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, в %

0

0

10

15

18

20

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.1.4. Доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, в %

4,65

7,4

8

9

10

11

12

Количественные показатели результативности реализации направления 3.2.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.2.1. Доля учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации

программы, в %

0

25

100

100

100

100

100

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3.2.2. Доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты но результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности, в %

50

100

100

100

100

100

100

5. Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2011 по 2014 гг. и предусматривает последовательный процесс реализации Программы.

В первые два года реализации Программы (2011-2012 гг.) предполагается создание институтов организационного и информационного обеспечения управления кадровым потенциалом, их методическое оснащение, а также проведение первоочередных мероприятий по формированию комплексного механизма подготовки профессиональных кадров для различных отраслей экономики Республики Бурятия.

В течение 2011-2012 гг. реализации Программы будут проведены:

 мониторинг рынка труда для уточнения республиканского заказа на подготовку кадров;

 организация общественной экспертизы государственных образовательных профессиональных программ работодателями;

 корректировка номенклатуры профессий (специальностей) подготовки в учреждениях профессионального образования и ресурсных центрах.

Дальнейшая реализация Программы (2013-2014 гг.) предполагает завершение реорганизации системы профессионального образования и создание системы непрерывного профессионального обучения.

В течение 2013-2014 гг. реализации Программы планируется:

 завершение реорганизации системы профессионального образования и создание системы непрерывного профессионального обучения Республики Бурятия, осуществляющей подготовку профессиональных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям;

 реализация мер по закреплению молодых специалистов и выпускников в Республике Бурятия;

 активное вовлечение организаций всех форм собственности в процесс непрерывного профессионального образования рабочих кадров и специалистов (развитие материально-технической базы образовательных учреждений, организация производственных практик, итоговая государственная аттестация выпускников, трудоустройство).

К концу второго этапа осуществится комплексная реализация всех предусмотренных Программой модернизации профессионального образования Республики Бурятия мероприятий.

6. Планируемые объемы и источники финансирования Программы

Перечень программных мероприятий по реализации Программы с указанием по каждому мероприятию исполнителя, срока исполнения, объёмов финансирования представлен в Разделе 7. Программы.

Предполагаемый объем финансирования Программы в 2011 - 2014 гг. составляет:

Срок реализации (годы)

Объем финансирования, тыс. рублей

Всего

в том числе по источникам:

Средства

федерального бюджета *

Средства республиканского бюджета**

Внебюджетные средства

Всего

345 883

189 140

60 000

96 743

2011 г.

118 826

79 640

15 000

24 186

2012 г.

96 826

57 640

15 000

24 186

2013 г.

91 046

51 860

15 000

24 186

2014 гг.

39 185

-

15 000

24 185

*предполагаемое финансирование в случае победы Программы в федеральном конкурсе

**финансирование за счет сети учреждений начального, среднего профессионального образования Республики Бурятия.

Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и могут корректироваться в соответствии с возможностями республиканского бюджета.

Перечень программных мероприятий, предусмотренный настоящей Программой, обеспечивает прогнозирование спроса на профессиональные кадры в разрезе профессий (специальностей) и уровней профессионального образования.

Прогнозирование осуществляется на основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Бурятия, результатов мониторинга рынка труда, социологических исследований, данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.

Прогноз потребности в кадрах осуществляется в целях формирования республиканского заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также информирования населения о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей), в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого профессионального образования.

В целях создания условий для воспроизводства и развития научно-педагогического потенциала УПО Республики Бурятия предусматривается:

 организация стажировок научно-педагогических кадров учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, на базе производственных организаций, являющихся потенциальными работодателями выпускников этих образовательных учреждений, с частичной оплатой из средств республиканского бюджета; разработка и внедрение форм дистанционного обучения для повышения квалификации, переподготовки управленческих и научно-педагогических кадров;

 обучение и аттестация мастеров производственного обучения для работы на современном производственном оборудовании.

Укрепление связей учреждений профессионального образования Республики Бурятия, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, с работодателями осуществляется путем:

 расширения участия работодателей в образовательном процессе учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку профессиональных кадров;

 обновление содержания программ практик в условиях конкретного производства и внедрение новых технологий;

 проведения общественной экспертизы содержания государственных образовательных профессиональных программ специалистами организаций и разработки предложений в целях учета особенностей развития отраслей экономики Республики Бурятия;

 корректировки регионального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования на основе общественной экспертизы работодателями содержания государственных образовательных профессиональных программ;

 включения руководителей учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, в состав республиканских советов, ассоциаций, занимающихся вопросами развития трудовых ресурсов.

1

7. Перечень программных мероприятий

№п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации (годы)

Объем финансирования, тыс. рублей

Исполнители

Всего

в том числе по источникам:

ФБ

РБ

МБ

Внебюджетные средства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего

Всего

156 743

0

60 000

0

96 743

2011 г.

39 186

0

15 000

0

24 186

2012 г.

39 186

0

15 000

0

24 186

2013 г.

39 186

0

15 000

0

24 186

2014 г.

39 185

0

15 000

0

24 185

1.

Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Республики Бурятия в целях реализации стратегии социально-экономического развития региона

Всего

134 771

0

48 200

0

86 571

2011 г.

33 543

0

11 900

0

21 643

2012 г.

33 743

0

12 100

0

21 643

2013 г.

33 743

0

12 100

21 643

2014 г.

33 742

0

12 100

0

21 642

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.1

Совершенствование системы взаимоотношений представителей реального сектора экономики с УПО

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1.2

Развитие механизма подготовки и переподготовки кадров по сокращенным программам профессионального образования для развития приоритетных направлений экономики республики

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1.3

Совершенствование механизма подготовки обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с частно-государственными организациями (предприятиями)

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.4

Формирование пакета нормативных и учебно-методических документов по переходу УПО на ФГОС III поколения (учебные планы, программы и т.д.)

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;
СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1.5

Создание ресурсного центра непрерывного образования в сфере культуры и искусства путем включения учебных заведений высшего, среднего и предпрофессионального образования в единый комплекс и совершенствование его материально-технической базы

Всего

0

0

0

0

0

Минкультуры РБ

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.6

Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования с целью создания двухуровневых УПО и ресурсных центров

Всего

13 343

0

8 200

0

5 143

МОиН РБ

2011 г.

3 186

0

1 900

0

1 286

2012 г.

3 386

0

2 100

0

1 286

2013 г.

3 386

0

2 100

0

1 286

2014 г.

3 385

0

2 100

0

1 285

1.7

Создание материально-технической базы формирующихся ресурсных центров и учебных полигонов по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия

Всего

121 428

0

40 000

0

81 428

МОиН РБ

2011 г.

30 357

0

10 000

0

20 357

2012 г.

30 357

0

10 000

0

20 357

2013 г.

30 357

10 000

20 357

2014 г.

30 357

0

10 000

0

20 357

2.

Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования в Республике Бурятия

Всего

2400

0

2400

0

0

2011 г.

750

0

750

0

0

2012 г.

550

0

550

0

0

2013 г.

550

0

550

0

0

2014 г.

550

0

550

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.1

Создание системы независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена с участием работодателей

Всего

1800

0

1800

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

600

0

600

0

0

2012 г.

400

0

400

0

0

2013 г.

400

0

400

0

0

2014 г.

400

0

400

0

0

2.2

Формирование активных форм профессиональной ориентации во взаимодействии с организациями (предприятиями)

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

2.3

Формирование фирменного стиля УПО и повышение престижа рабочих профессий

Всего

600

0

600

0

0

МОиН РБ;

Минздрав РБ;
Минкультуры РБ

2011 г.

150

0

150

0

0

2012 г.

150

0

150

0

0

2013 г.

150

0

150

0

0

2014 г.

150

0

150

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.4

Развитие механизма обязательного распределения выпускников учреждений профессионального образования, подготовленных за счет средств республиканского бюджета

2011 г.

0

0

0

0

0

МОиН РБ;

СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

3.

Развитие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Республики Бурятия

Всего

19 572

0

9 400

0

10 172

2011 г.

4 893

0

2 350

0

2 543

2012 г.

4 893

0

2 350

0

2 543

2013 г.

4 893

0

2 350

0

2 543

2014 г.

4 893

0

2 350

0

2 543

3.1

Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки кадров для учреждений профессионального образования

Всего

18 372

0

8 600

0

9 772

МОиН РБ

2011 г.

4 593

0

2 150

0

2 443

2012 г.

4 593

0

2 150

0

2 443

2013 г.

4 593

0

2 150

0

2 443

2014 г.

4 593

0

2 150

0

2 443

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.2

Формирование республиканской системы отбора и поддержки научно-педагогических кадров, работающих в режиме инноваций

Всего

1 200

0

800

0

400

МОиН РБ

2011 г.

300

0

200

0

100

2012 г.

300

0

200

0

100

2013 г.

300

0

200

0

100

2014 г.

300

0

200

0

100

3.3

Развитие механизма стажировки в организациях (предприятиях) руководящих и научно-педагогических работников учреждений профессионального образования

Всего

0

0

0

0

0

МОиН РБ;
СПП РБ и ТПП РБ (по согласованию)

2011 г.

0

0

0

0

0

2012 г.

0

0

0

0

0

2013 г.

0

0

0

0

0

2014 г.

0

0

0

0

0

1

8. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы

8.1. Положительные последствия для социально-экономического
развития Республики Бурятия

В результате реализации Программы будет создан механизм обеспечения организаций Республики Бурятия профессиональными кадрами по приоритетным направлениям региональной экономики и с учетом требований работодателей.

В результате реализации мероприятий Программы, ожидается:

достижение в среднесрочной перспективе динамического равновесия спроса и предложения профессиональных кадров на рынке труда Республики Бурятия;

создание механизма подготовки профессиональных кадров в соответствии с требованиями работодателей, снижение риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования;

создание необходимого кадрового потенциала Республики Бурятия для перевода экономики на инновационный путь развития;

совершенствование структуры подготовки профессиональных кадров, материально-технической базы, качества образовательных программ в учреждениях профессионального образования Республики Бурятия;

реструктуризация сети учреждений довузовского образования (НПО, СПО), что приведет к созданию 7-12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия; трех кластеров социального направления (образование, здравоохранение, культура), 12 ресурсных центров (учебных полигонов);

формирование региональной службы системы сертификации квалификаций;

совершенствование содержания и технологий образования в следующих направлениях:

 увеличение спектра дополнительных образовательных услуг;

 разработка и внедрение сопряженных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования;

 корректировка содержания образовательных программ в соответствии с требованиями работодателей;

внедрение индикативно-рейтинговой системы для ежегодной оценки выполнения индикаторов Программы учреждениями начального и среднего профессионального образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования, перевод образовательных учреждений профессионального образования в статус автономных.

Будут достигнуты следующие показатели Программы к 2014 г.:

 доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска – 63%;

 доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей – 23%;

 доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию – 15%;

 доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров – 65 %;

 доля учебных заведений профессионального образования, создавших систему государственно-общественного управления – 90%.

В результате реализации мероприятий Программы будет обеспечено сбалансированное удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах. В целом за период до 2015 г. в учреждениях профессионального образования будет подготовлено 42189 тыс. человек по следующим видам экономической деятельности:

транспорт (авто- , ж/дорожное и аэродромное хозяйство)

2325 человек;

минерально-сырьевой

6635 человек;

строительство, промышленность стройматериалов

3470 человек;

пищевая и перерабатывающая промышленность

760 человек;

сельское и рыбное хозяйство

5130 человек;

электроэнергетика

682 человека;

производство фотоэлектрических преобразователей

534 человека;

металлургическая промышленность

800 человек;

лесоперерабатывающая

380 человек;

туризм

13405 человек;

социальная сфера

3232 человека;

бытовые услуги и общепит

3621 человек;

финансовые и юридические услуги

945 человек.

8.2. Риски реализации Программы

8.2.1. Внешние риски реализации Программы

Главным риском, с которым столкнулась система образования - демографическая яма.

Процесс уменьшения обучающихся ощущается в течение последних 3-х лет, и к 2015г. учреждения НПО и СПО потеряют около 50% контингента 2006г. Это будет продолжаться до 2025-2030г. Сокращение контингента учреждений профессионального образования, формирующегося за счет выпускников общеобразовательных школ, может повлечь за собой изменение уровней и направлений подготовки в УПО.

8.2.2. Внутренние риски реализации Программы

1. Недостаточный уровень квалификации руководителей и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений довузовского профессионального образования;

2. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений профессионального образования.

Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков планируется:

1. Внедрение новых институциональных моделей повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-педагогических работников, обеспечивающих рост их профессиональной компетентности;

2. Развитие и укрепление материально-технической базы УПО, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия.

9. Управление, контроль и механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы - это система скоординированных по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Координатором реализации Программы является Министерство образования и науки Республики Бурятия.

Реализация Программы обеспечивается Министерством образования и науки Республики Бурятия, Министерством здравоохранения Республики Бурятия, Министерством культуры Республики Бурятия совместно с Союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Республики Бурятия.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Порядком:

Ответственные исполнители мероприятий Программы ежегодно представляют в Министерство образования и науки Республики Бурятия информацию о ходе реализации Программы в отчетном году с анализом финансирования Программы и эффективности использования финансовых средств.

Ежегодно проводится рейтинговая оценка эффективности исполнения индикаторов Программы учреждениями профессионального образования Республики Бурятия.

Министерство образования и науки Республики Бурятия на основе предоставленных отчетов один раз в год формирует сводный отчет о финансировании и реализации Программы и представляет его на коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) Программы, за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, соответствующие должностные лица несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

Сокращения, принятые в данной Программе

Полное наименование

Сокращенный вариант

Республика Бурятия

РБ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОиН РБ

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Минздрав РБ

Министерство культуры Республики Бурятия

Минкультуры РБ

Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия

СПП РБ

Торгово-промышленная палата Республики Бурятия

ТПП РБ

Учреждения профессионального образования Республики Бурятия.

УПО

Государственное образовательное учреждение

ГОУ

Высшее профессиональное образование

ВПО

Среднее профессиональное образование

СПО

Начальное профессиональное образование

НПО

Начальное и среднее профессиональное образование

НСПО

Федеральные государственные образовательные стандарты

ФГОС

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 18 от 05.02.2011 стр. 6-13, Официальный вестник №11
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать