Основная информация

Дата опубликования: 31 июля 2015г.
Номер документа: RU94000201500777
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Севастополь
Принявший орган: Правительство Севастополя
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31.07.2015                                                       N 702-ПП

Об утверждении Правил подготовки организаций

города Севастополя к устойчивому функционированию

в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 14.08.2014 N 62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях повышения устойчивого функционирования организаций в военное время и в чрезвычайных ситуациях Правительство Севастополя постановляет:

1. Утвердить Правила подготовки организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Правила) (прилагаются).

2. Рекомендовать руководителям организаций города Севастополя независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при подготовке организаций к устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций руководствоваться настоящими Правилами.

3. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Севастополя.

4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева А.А.

Губернатор города Севастополя,

Председатель Правительства Севастополя

С.И.МЕНЯЙЛО

Утверждены

постановлением

Правительства Севастополя

от 31.07.2015 N 702-ПП

ПРАВИЛА

ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

И ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому

функционированию в военное время

1. Общие положения

1.1. Под устойчивым функционированием предприятий, учреждений, организаций (далее - организации города Севастополя) в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах в военное время.

1.2. Устойчивое функционирование организаций города Севастополя достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, и снижению тяжести последствий воздействия этих средств.

1.3. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций города Севастополя должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения и разделяются на два этапа:

первый этап - подготовка к работе в военное время;

второй этап - работа в условиях военного времени.

Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.

Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.

При определении условий функционирования организаций города Севастополя в военное время необходимо учитывать:

вероятные варианты воздействия противника;

степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;

возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;

радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;

возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;

дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.

При планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организаций города Севастополя, необходимо предусматривать:

обеспечение надежной защиты персонала организации;

организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов, материальных, сырьевых и других запасов;

меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;

организацию охраны и обороны организации.

2. Организация инженерно-технических мероприятий

по поддержанию устойчивого функционирования

организаций города Севастополя в военное время

2.1. Поддержание устойчивого функционирования организаций города Севастополя в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия.

2.2. Организационные и инженерно-технические мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций проводятся руководителями этих организаций и включают:

защиту рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность организаций;

защиту основных производственных фондов и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от возможных вторичных факторов поражения;

создание надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций;

повышение противопожарной устойчивости организаций;

создание устойчивой системы материально-технического снабжения;

создание устойчивой системы управления;

подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.

2.3. Защита рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается укрытием в убежищах как существующих, так и возводимых в соответствии с планом гражданской обороны, рассредоточением и эвакуацией, а также использованием индивидуальных средств защиты.

2.4. Для защиты основных производственных фондов зданий и сооружений, станочного и технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций необходимо:

применять для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а также огнестойкие ограждающие конструкции;

размещать наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценное и уникальное оборудование и приборы - в специальных защитных сооружениях;

энергетические и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

максимально сокращать запасы аварийно химически опасных и взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их;

создавать системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и аварийно химически опасных веществ;

хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво- и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива;

устанавливать на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей;

внедрять системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и аппаратов с непрерывным технологическим процессом;

осуществлять светомаскировку населенных пунктов и организаций.

Мероприятия по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организациях в военное время.

2.5. Для поддержания устойчивого функционирования электроэнергетики необходимо:

обеспечить возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части;

закольцевать распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам энергоснабжения;

создать в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций;

создать на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые электростанции для работы на резервных видах топлива;

дублировать ввод инженерных и энергетических коммуникаций.

2.6. Для поддержания устойчивого функционирования систем водоснабжения необходимо:

базировать системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их отсутствии или недостаточной мощности - на двух источниках: поверхностном и подземном;

использовать оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения городов и организаций;

создать две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных сильных разрушений;

защищать водоисточники и резервуары чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

создать системы водоснабжения, позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм;

использовать технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и задвижки водопроводов на незатапливаемой территории.

2.7. Для поддержания устойчивого функционирования систем газо-, тепло- и топливоснабжения необходимо:

основные распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

газораспределительные станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях;

устанавливать в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения свободного фонтанирования нефти и газа - глубинные отсекающие устройства;

создавать подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов.

2.8. Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо:

максимально сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров.

2.9. Для поддержания устойчивого функционирования системы материально-технического снабжения необходимо:

создать в организациях защищенные запасы и резервы сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющие продолжать работу в случае дезорганизации снабжения, и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок создания запасов и резервов определяется локальным актом организации.

2.10. Для создания устойчивой системы управления необходимо:

подготовить сеть пунктов управления организации и оборудовать их современными средствами связи, обеспечить автономными источниками электроснабжения;

создать дублирующие пункты управления, а также внедрить надежную систему получения и передачи необходимой информации, ее быстрой обработки и анализа;

широко использовать в системе управления автоматизированные системы управления;

обеспечить пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а также создать резерв мобильных средств связи.

2.11. Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и включает:

разработку необходимой технической, технологической и другой документации;

создание запасов материальных средств для восстановительных работ;

составление необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном оборудовании;

определение вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия ресурсов и местных условий.

3. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования

организаций сельскохозяйственного производства

города Севастополя в военное время

3.1. Поддержание устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия на сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения противником современных средств поражения и обеспечение производства доброкачественной сельскохозяйственной продукции.

3.2. Планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время возлагается на руководителей организаций.

К разработке мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства и их проведению привлекаются специалисты ветеринарных, зоотехнических, агрохимических и других учреждений.

3.3. Основными направлениями поддержания устойчивого функционирования организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время являются:

обеспечение защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства;

строительство животноводческих и производственных зданий, складов и других сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья, готовой продукции, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

обеспечение животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных помещений средствами пожаротушения;

накопление для удовлетворения аварийных нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для этих целей сельскохозяйственной техники;

создание запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений, источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования, переработки и хранения;

создание необходимых запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и растений, воды и других материальных средств;

подготовка и приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения;

обеспечение племенных и высокопродуктивных, а по возможности - всех групп животных простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

создание хороших зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных;

регулярное проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний;

внедрение в севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и некоторым вредителям;

своевременное и полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий;

освоение методов ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами с учетом почвенных и других условий организации сельскохозяйственного производства.

4. Мероприятия по подготовке органов управления

организаций города Севастополя

к устойчивому функционированию в военное время

4.1. Мероприятия по подготовке органов управления организаций города Севастополя.

Управление организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного функционирования в условиях мирного и военного времени.

Подготовка органов управления организаций города Севастополя к действиям в военное время проводится с учетом обеспечения:

устойчивости, непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности;

оперативности, обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений;

организации дублирования управления;

комплексности в постановке и решении задач управления;

достоверности оценки обстановки и прогноза ее развития;

координации и взаимодействия органов управления всех уровней;

накопления достоверной информации о последствиях воздействия противника;

оперативного перевода управления на децентрализованную форму;

готовности органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи;

заблаговременной подготовки резерва кадров всех уровней;

организации охраны и обороны организаций, защиты средств управления и мест их размещения.

Для подготовки органов управления организаций города Севастополя к действиям в военное время целесообразно предусмотреть:

наличие штатных расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их своевременную корректировку;

разработку схем оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время;

соответствие схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления (основных, запасных, дублеров) в организациях;

оснащение современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание их в готовности к применению;

своевременную корректировку планов гражданской обороны и защиты населения, инструкций для должностных лиц органов и пунктов управления по действиям в военное время;

систематическое проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время.

При подготовке системы связи к работе в военное время необходимо предусмотреть мероприятия по:

своевременному и скрытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления;

маневру средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению своевременного прохождения информации;

контролю за соблюдением дисциплины связи;

защите пунктов управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных групп);

быстрому восстановлению нарушенных связей.

4.2. Мероприятия по защите персонала организаций города Севастополя.

Для защиты жизни и здоровья персонала организаций города Севастополя необходимо предусматривать следующие мероприятия:

укрытие персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях;

рассредоточение и эвакуация персонала;

обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;

подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

медицинская защита персонала.

4.3. Мероприятия по созданию запасов материальных средств.

Кроме имущества, необходимого для производственного процесса организации, в состав запасов материальных средств целесообразно включать:

отдельные виды комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в организациях);

специальную оснастку (для ремонта техники и оборудования);

технические средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других неотложных работ);

медицинское, санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу организаций);

средства разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;

специальное оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и оборудования).

II. Подготовка к устойчивому функционированию организаций

города Севастополя при возникновении чрезвычайных ситуаций

5. Общие положения

5.1. Подготовка организаций города Севастополя к устойчивому функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) - комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости их функционирования в условиях ЧС.

5.2. Повышение устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий и катастроф;

снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от их вторичных поражающих факторов;

создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

5.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики осуществляют соответствующие комиссии, созданные руководителями организаций.

На комиссии возлагаются следующие задачи:

организация работы по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций;

контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий в подчиненных (подведомственных) организациях;

оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

организация исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций;

обобщение данных и подготовка предложений по вопросам повышения устойчивого функционирования экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций на работу в режиме чрезвычайной ситуации;

обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями и проведения аварийно-восстановительных работ.

5.4. На организации города Севастополя возлагаются:

планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивого их функционирования;

планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий;

обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

6. Основные направления повышения устойчивого

функционирования организаций города Севастополя

в отрасли экономики при возникновении

чрезвычайных ситуаций

6.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС:

обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях ЧС;

рациональное размещение производственных сил на соответствующей территории;

проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;

подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;

подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях ЧС;

подготовка системы управления экономикой для решения задач в условиях ЧС;

обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в условиях ЧС;

рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;

подготовка организаций к работе в условиях ЧС;

подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в условиях ЧС;

подготовка системы управления организаций для решения задач в условиях ЧС.

6.2. По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС.

Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в условиях ЧС (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).

6.3. Предложения по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта повышения устойчивого функционирования экономики.

Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики рекомендуется оформлять отдельным документом - планом по повышению устойчивого функционирования организации.

Часть мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

6.4. Эффективность мероприятий по подготовке организаций города Севастополя в отрасли экономики к устойчивому функционированию в условиях ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.

В целом общая схема организации работы по повышению устойчивого функционирования организаций делится на 3 основных этапа:

I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест;

II этап - проверка и оценка предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения гражданской обороны);

III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

7. Типовые мероприятия по повышению устойчивого

функционирования организаций города Севастополя

в отрасли экономики при возникновении

чрезвычайных ситуаций

7.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:

выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (далее - АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.

7.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:

совершенствование основных фондов и производственных процессов;

разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

эффективный контроль за состоянием и проведением регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;

повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

С этой целью необходимо:

выявлять источники ЧС; прогнозировать последствия ЧС; уменьшать количество источников ЧС.

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

своевременного оповещения персонала;

создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

подготовки к оказанию первой медицинской помощи;

подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

7.3. При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:

размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;

исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

рассредоточение элементов крупных объектов и ограниченное расширение крупных производств;

ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.

7.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигаются проведением заблаговременных технических мероприятий по повышению устойчивого функционирования.

Эти цели должны достигаться путем:

защиты основных производственных фондов от поражающих факторов ЧС;

проведения специальных природоохранных мероприятий.

Защита основных производственных фондов:

повышение физической стойкости основных производственных фондов;

установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;

защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Природоохранные мероприятия:

очистка стоков;

герметизация оборудования, трубопроводов;

снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

7.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:

обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:

оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

совершенствование производственных связей с поставщиками;

подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

подготовка к работе по упрощенной технологии;

создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

подготовка к использованию местных ресурсов;

обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

использование кабельных линий электропередачи;

электроснабжение объекта от двух и более источников;

подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);

создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

7.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:

создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

Эти цели достигаются путем:

заблаговременной подготовки сил и средств;

подготовки системы управления.

7.7. Типовыми мероприятиями по подготовке сил и средств являются:

создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;

создание резервных фондов материально-технических ресурсов;

подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;

подготовка к использованию местных ресурсов;

создание и сохранность страхового фонда документации.

7.8. Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления являются:

разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;

обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;

создание сети наблюдения и лабораторного контроля на территории организаций и прилегающей местности;

создание и поддержание в готовности системы оповещения;

создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

создание системы пунктов управления;

развитие системы связи в отрасли;

уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;

организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;

подготовка информационных центров организаций к работе в условиях ЧС;

подготовка персонала органов управления организаций;

обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;

обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.

8. Типовые мероприятия по повышению устойчивого

функционирования в отраслях экономики с опасными

объектами (производствами)

8.1. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования химически опасных объектов:

обеспечение персонала защитными сооружениями (далее - ЗС);

обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;

создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;

обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;

подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.;

подготовка к санитарной обработке персонала;

накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;

обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;

подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (далее - ОЭ);

размещение объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;

размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;

создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ;

ограничение объемов АХОВ, легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории ОЭ;

подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

обвалование, поддоны;

сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;

применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;

регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;

строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;

подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;

обеспечение объектов формирований материально-техническими средствами для локализации ЧС;

устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;

оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения;

внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;

внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;

разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности;

разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;

регулирование импорта и экспорта АХОВ.

8.2. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования взрывоопасных объектов:

обеспечение персонала ЗС;

обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;

подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;

накопление медицинских средств первой медицинской помощи;

обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;

предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);

установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);

разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

обеспечение грозозащитными устройствами;

установка предохранительных клапанов для сбора давления;

обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;

использование несгораемых конструкций и материалов;

создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

запрещение взрывных работ вблизи объектов;

строгое соблюдение правил пожарной безопасности;

обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;

обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

8.3. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования объектов, расположенных в зонах опасных природных явлений:

создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;

создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;

утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;

создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;

размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);

установка режима поведения персонала при получении информации о возникновении ЧС;

запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;

размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС;

проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

применение бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах ЧС;

регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;

обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);

защита уникального и особо ценного оборудования;

создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;

берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

локальная защита объектов и небольших участков территории;

подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;

подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.

8.4. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования в нефтяной и газовой отраслях:

перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;

резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;

разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;

подземная прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги;

размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

оборудование ОЭ байпасами и клапанами-отсекателями в защитных колодцах;

подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отвержденном состоянии;

регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;

создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

8.5. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на всех видах транспорта:

подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакуационных мероприятий;

обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

8.6. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на железнодорожном транспорте:

создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также погрузочно-выгрузочные районы, для работы в условиях ЧС;

разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;

проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.

8.7. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на автомобильном транспорте:

подготовка объездов возможных зон ЧС;

подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;

подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;

накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;

совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;

строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

8.8. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на воздушном транспорте:

подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;

подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;

подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС;

создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;

совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.

8.9. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на трубопроводном транспорте:

реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;

строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов;

создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

подготовка к транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;

заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон;

создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств;

строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

повышение надежности электроснабжения компрессорных станций системами дублирования открытых линий электропередачи и прокладки подземных кабелей.

8.10. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования на объектах энергетики:

распределение энергоисточников по районам и потребителям;

внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;

кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;

внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;

подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;

подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.

8.11. Типовые мероприятия по повышению устойчивого функционирования в пищевой промышленности:

обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

создание и внедрение в производство закрытых (защищенных) технологических линий;

автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;

подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;

разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;

дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;

организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;

разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);

совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;

обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;

снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение;

накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;

разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;

оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания водоисточников;

создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и других) в условиях ЧС.

Исполняющий обязанности начальника Управления

обеспечения мероприятий гражданской защиты

города Севастополя

И.М.ВАСИЛЬЕВ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.11.2019
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать