Основная информация
Дата опубликования: | 31 августа 2006г. |
Номер документа: | 8190 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0601262
В200601262
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 09.09.2006, N 201, СТР. 9
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 11.09.2006, N 37, СТР. 36
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 04.09.2006 ПОД N 8190
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31.08.2006 N 30
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005 - 2006 учебный год, установил.
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 63%, в 5 - 11 классах - 52,7%, при этом в начальных классах - 79,5%. Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской Федерации.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%, Республике Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7% при среднероссийском показателе - 2,26%.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3 - 5 рублей, в городах 5 - 7 рублей. Обед - в сельских районах - 10 - 15 рублей, в городах - 20 - 25 рублей.
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи в Приморском крае, г. Санкт-Петербурге. При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005 - 2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
Крупные вспышки дизентерии в 2005 - 2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г. Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; НГР:Р9901451 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
2.1. Провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
При проведении проверки осуществляется контроль выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
По результатам проверки должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания;
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков.
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
3. Рекомендовать Минобрнауки России:
3.1. Представить в Правительство Российской Федерации предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей, и в первую очередь пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ, через автоматы по реализации штучных товаров.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Считать утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2006 N 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях".
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г. Онищенко
[введено:13.09.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено:13.09.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
В0601262
В200601262
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 09.09.2006, N 201, СТР. 9
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 11.09.2006, N 37, СТР. 36
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 04.09.2006 ПОД N 8190
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31.08.2006 N 30
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания в общеобразовательных учреждениях за период 2005 - 2006 учебный год, установил.
Анализ организации горячего питания школьников показывает, что питание учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации остается крайне неудовлетворительным.
Охват учащихся горячим питанием в текущем учебном году составил, в среднем 63%, в 5 - 11 классах - 52,7%, при этом в начальных классах - 79,5%. Только 25% школьников получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).
Наиболее неблагополучная ситуация на протяжении ряда лет складывается в Республике Дагестан, где только 5% учащихся получают горячее питание, в Кабардино-Балкарской Республике - 34%, Астраханской области - 42%, Хабаровском крае - 52,5%, Ярославской области - 57,8%.
При наличии групп продленного дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники в Свердловской, Липецкой, Новосибирской, Тверской, Омской, Брянской, Курской областях, Еврейской АО и других субъектах Российской Федерации.
В ряде территорий отмечается тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, имеющей несбалансированный состав и высокую калорийность (Тульская область, Алтайский край, Республика Бурятия и др.).
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, превалирует углеводистая модель питания, используются приемы уменьшения объема и веса блюд.
В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам питания (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), отмечалось занижение веса порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов в Чукотском АО, Чувашской Республике, Хабаровском крае, Курганской, Липецкой, Камчатской, Брянской, Магаданской областях.
Отмечается занижение объема порций мясных и рыбных блюд, гарниров. Несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Хабаровском крае - 31%, Пермском крае - 20,3%, Архангельской области - 47%, Новосибирской области - 31,3%, Удмуртской Республике на 13,9%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Республике Татарстан - 15% и др.
Количество неудовлетворительных проб по микробиологическим показателям в Удмуртской Республике - 6,5%, в Хабаровском крае - 8,4%, в Хабаровском крае - 6,1%, Республике Саха (Якутия) - 7,7%, Архангельской области - 7% при среднероссийском показателе - 2,26%.
В большинстве сельских школ рационы характеризуются несбалансированностью, использованием ограниченного набора продуктов. В рационах питания сельских школьников используется продукция приусадебных хозяйств (Тамбовская, Удмуртская Республика, Ставропольский край и др.), однако только часть школ проводит лабораторный контроль за качеством выращенной продукции, не во всех школах имеются условия для ее хранения.
Одним из главных негативных моментов в организации питания является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней.
Средняя стоимость завтрака в сельских районах составляет 3 - 5 рублей, в городах 5 - 7 рублей. Обед - в сельских районах - 10 - 15 рублей, в городах - 20 - 25 рублей.
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на организацию питания в основном только для детей из малообеспеченных и многодетных семей (Калининградская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская, Самарская области и др.).
Практически во всех территориях практикуется использование средств родителей для оплаты горячего питания учащихся (Еврейский АО, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Хакасия, Амурская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Самарская области и др.).
В большинстве регионов меры, проводимые органами исполнительной власти, не обеспечивают охвата горячим питанием всех возрастных групп учащихся. При этом в Чукотском АО, Корякском АО, в Хабаровском крае, Ульяновской, Тюменской, Архангельской, Астраханской, Московской областях даже не разработаны или не приняты специальные программы, касающиеся обеспечения школьников горячим питанием.
Отмечается слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность технологического и холодильного оборудования, его своевременный ремонт и замена. Так, 15% столовых в Удмуртской Республике требуют капитального ремонта, в Саратовской области износ оборудования более 80% - в 33% школ.
Кроме того, закрытие организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось приготовление полуфабрикатов для школьных столовых, приводит к тому, что столовые-доготовочные школ работают на сырье, без необходимых условий для соблюдения технологии приготовления пищи в Приморском крае, г. Санкт-Петербурге. При этом в 12% образовательных учреждений Российской Федерации нет пищеблоков.
Отсутствие у работников пищеблоков ряда общеобразовательных учреждений достаточной подготовки и случаи приема на работу лиц, страдающих хроническими заболеваниями, повлекли нарушения технологии приготовления блюд и возникновение пищевых отравлений и острых желудочно-кишечных заболеваний.
Так, в 2005 - 2006 учебном году зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, при этом количество пострадавших достигло 386 человек.
Крупные вспышки дизентерии в 2005 - 2006 учебном году возникли среди учащихся лицея "Лидер" г. Волгограда, в результате употребления недоброкачественных готовых блюд заболело 142 учащихся, в Республике Чувашия в Вурнаранской школе N 1 в результате нарушения технологии приготовления пищи и несоответствия пищеблока санитарным нормам пострадало 135 детей. На пищеблоках отмечены серьезные нарушения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, способствовавших инфицированию готовых блюд.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; НГР:Р9901451 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием.
1.2. Рассмотреть вопрос о восстановлении льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов (включая старшие) и по организации горячего питания для учащихся.
2. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
2.1. Провести проверку организации питания детей в общеобразовательных учреждениях, обращая особое внимание на работу пищеблоков, качество и безопасность пищевых продуктов, их пищевую ценность, в том числе использование пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
При проведении проверки осуществляется контроль выполнения требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
По результатам проверки должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
2.2. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации проанализировать рационы питания по сбалансированности, материально-техническое состояние пищеблоков образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев их реконструкцию и обеспечение необходимым оборудованием, и внести на рассмотрение в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по:
2.2.1. Оптимизации питания;
2.2.2. Улучшению материально-технической базы пищеблоков.
2.3. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием питания в общеобразовательных учреждениях в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.05.2007.
3. Рекомендовать Минобрнауки России:
3.1. Представить в Правительство Российской Федерации предложения по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
3.2. Оптимизировать рационы питания детей, и в первую очередь пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3.3. Внедрить в практику организации питания общеобразовательных учреждений реализацию молока и продуктов, сбалансированных по составу и обогащенных витаминами и комплексами минеральных веществ, через автоматы по реализации штучных товаров.
3.4. Разработать программы по обучению детей принципам здорового питания.
4. Федеральным государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5. Считать утратившим силу Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.07.2006 N 18 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях".
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г. Онищенко
[введено:13.09.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено:13.09.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 37 от 11.09.2006 Стр. 36, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 201 от 09.09.2006 Стр. 9 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: