Основная информация
Дата опубликования: | 31 августа 2006г. |
Номер документа: | ru14000200600263 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Правительство Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2006 года № 395
Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года
В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия), руководствуясь Федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законом Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды», в целях осуществления правового регулирования в области обращения отходов Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.):
2.1. Обеспечить координацию действий государственных структур, участвующих в реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2.2. С участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.) в срок до 15 декабря 2006 года разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) План первоочередных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года с системой обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 августа 2006 года № 395
КОНЦЕПЦИЯ
обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года
Введение
В целях реализации норм и положений Федеральных законов «Об охране окружающей среды РФ» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2005), «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ), от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закона Республики Саха от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» Министерством охраны природы Республики Саха разработана Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
Цель концепции - создание нормативной и технической базы для реализации республиканской системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономии природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
В Концепции намечены основные направления развития республиканской системы управления отходами производства и потребления с учетом современного состояния, требований федерального и республиканского законодательства.
Главные принципы решения основных задач в области обращения с отходами, стоящих перед органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года:
охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;
научно-обоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
стимулирование и поощрение сбора, рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неутилизированных отходов;
прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами;
планирование и контроль образования и перемещения отходов;
экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами.
Термины и определения
В концепции использованы следующие термины и определения.
Отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.
Бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично и полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.
Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения.
Рециклинг - процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза.
I. Экологические и экономические аспекты
обращения с отходами
В процессе разработки Концепции обращения с отходами был проведен сбор и анализ основных данных, которые характеризуют количество и состав образующихся отходов, места конечного захоронения или переработки, используемые технологии обращения с отходами на территории республики. Проанализированы действующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в сфере обращения с отходами, а также организационные структуры служб, ответственных за удаление отходов.
По данным Управления Ростехнадзора по РС(Я), ежегодно в республике образуется в среднем около 200 млн. тонн отходов производства и потребления. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых превысило 100 тыс. тонн.
Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых вторичных материальных ресурсов.
Сегодня в республике нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов, и практически все они захораниваются на полигонах.
Отходы I класса опасности сейчас практически в полном объеме остаются на территориях промышленных объектов, накапливаясь в недопустимых объемах.
Для сбора твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) в республике используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки) и затем доставляются спецавтотранспортом на полигон ТБО.
Таким образом, проблема экологической опасности промышленных и бытовых отходов в республике стоит очень остро. Опасность представляют собой все стадии обращения с отходами, начиная от сбора, транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию утильных компонентов, уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Система обезвреживания ТБО основана на захоронении их на полигоне. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО, вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарственные препараты и прочее. Все это оказывается на свалках и в виде фильтрата попадает в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Помимо этого, из тела свалок постоянно выделяются газообразные продукты распада отходов метан, аммиак и другие, вызывающие их горение.
Особую проблему представляют отходы промышленного производства (далее по тексту - промышленные отходы). Токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения промышленных отходов.
Недостаточность финансовых средств, отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий, обустроенных полигонов промышленных отходов, слабый контроль со стороны государственных и муниципальных надзорных органов приводят к несанкционированному размещению, в том числе и токсичных промышленных отходов, к образованию свалок на берегах водоемов, в пригородных лесах и т.д.
Недостаточный уровень экологической культуры населения приводит к замусориванию территорий в местах массового отдыха, вокруг дачных участков, вдоль дорог и т.д. Зачастую жители сжигают мусор в уличных урнах и контейнерах, не задумываясь о вредных последствиях.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, включают значительную долю вторичного сырья. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию финансовых, материальных ресурсов и энергии. Кроме того, при транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон специализированного автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому существует проблема разработки оптимальных маршрутов для мусоровозов, имеющая значение не только с экономической, но и с экологической точки зрения.
Экологические и экономические аспекты обращения с отходами должны быть непременно учтены муниципальными органами власти при разработке порядка обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов в республике, являются:
отсутствие единой системы учета производителей отходов, взимания с них платежей и контроля со стороны налоговой и природоохранной служб Республики Саха (Якутия), обеспечивающих обязательность такого взимания;
недопустимый объем направляемых на захоронение отходов, во многом связанный с низким уровнем извлечения из отходов вторичных ресурсов;
отсутствие работ по восстановлению земель, загрязненных отходами (подвергшихся негативному воздействию отходов);
отсутствие утилизации крупно-габаритного мусора (далее по тексту - КГМ), в котором содержатся коммерчески привлекательные фракции;
отсутствие систем управления опасными, медицинскими и биологическими отходами;
отсутствие конкурентной среды, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные, вторичное сырье, упаковочные отходы;
слабое развитие системы предприятий переработки отходов производства.
II. Пути решения проблемы отходов
В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативно-правовое регулирование в области образования и обращения отходов должны стать основой эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение образования отходов, возвращение их в экономический цикл.
Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов с целью повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.
Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории республики и решения проблем управления с отходами на период до 2010 года необходимо вести работу по следующим направлениям:
1. Принять Закон Республики Саха (Якутия) «Об отходах производства и потребления», регулирующий взаимоотношения в сфере обращения с отходами, стимулирующий деятельность по вовлечению полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.
2. Создать уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области управления обращением с отходами производства и потребления.
3. Разработать и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) долгосрочную программу и меры экономического управления в области обращения с отходами, развития рынка вторичных ресурсов, повышения эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (рециклинг отходов), снижения уровня воздействия отходов на окружающую среду, совершенствования работы субъектов предпринимательской деятельности, с подпрограммами:
управление опасными отходами с использованием имеющихся мощностей предприятий;
управление обращения с упаковочными отходами;
управление КГМ;
управление отходами как вторичным сырьем;
4. Провести инвентаризацию образующихся в республике отходов и мест их размещения (временного накопления), а также инвентаризацию лицензированных предприятий, занятых сбором, транспортировкой, переработкой и захоронением всех видов отходов.
5. Уполномоченному Правительством Республики Саха (Якутия) республиканскому органу исполнительной власти в области управления отходами с участием федеральных структур в области охраны окружающей среды, науки и промышленной политики, поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг республики:
разработать генеральные схемы сбора, транспортировки, обезвреживания отходов производства и потребления;
разработать краткосрочные блиц-программы вовлечения в хозяйственный оборот отходов автотранспортного комплекса, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов;
провести в течение 2007-2009 г.г. эксперимент по управлению всеми видами отходов в разных по условиям и особенностям в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) с целью максимального вовлечения всех видов образующихся отходов в систему рециклинга, утилизации и обезвреживания;
разработать средства малой механизации сбора, сортировки и прессования отходов;
вовлечь население и предпринимателей в раздельный сбор и переработку отходов;
провести оптимизацию финансовых и транспортных потоков в сфере обращения с отходами производства и потребления;
обеспечить благоприятные экономические условия для хозяйствующих субъектов по сокращению объемов образования отходов при максимальной степени их утилизации;
создать конкурентную среду;
создать биржу вторичного сырья.
Для успешного решения проблемы отходов республики необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере. Ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. В республике должна была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов.
Заключение
В результате анализа ситуации в сфере обращения с отходами в республике, с учетом технических и технологических возможностей в области сбора и утилизации отходов и в соответствии с требованиями действующего законодательства разработаны следующие рекомендации и предложения:
создание республиканской системы управления отходами производства и потребления;
совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в области обращения с отходами и приведение её в соответствие с федеральным законодательством;
разработка и ведение информационно-аналитической базы данных по отходам;
планирование и развитие системы объектов санитарной очистки городов и других населенных пунктов республики;
разработка инвестиционных программ и подготовка тендерных торгов в сфере обращения с отходами;
содействие в развитии рынка работ и услуг в сфере вторичной переработки ресурсов;
создание республиканского заказа для стимулирования производства продукции из вторичного сырья для нужд хозяйства.
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2006 года № 395
Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года
В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия), руководствуясь Федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законом Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды», в целях осуществления правового регулирования в области обращения отходов Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.):
2.1. Обеспечить координацию действий государственных структур, участвующих в реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2.2. С участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.) в срок до 15 декабря 2006 года разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) План первоочередных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года с системой обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е. БОРИСОВ
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 августа 2006 года № 395
КОНЦЕПЦИЯ
обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года
Введение
В целях реализации норм и положений Федеральных законов «Об охране окружающей среды РФ» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2005), «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 № 169-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ), от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закона Республики Саха от 25 декабря 2003 года 104-З № 211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» Министерством охраны природы Республики Саха разработана Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
Цель концепции - создание нормативной и технической базы для реализации республиканской системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономии природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
В Концепции намечены основные направления развития республиканской системы управления отходами производства и потребления с учетом современного состояния, требований федерального и республиканского законодательства.
Главные принципы решения основных задач в области обращения с отходами, стоящих перед органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года:
охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;
научно-обоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
стимулирование и поощрение сбора, рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неутилизированных отходов;
прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами;
планирование и контроль образования и перемещения отходов;
экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами.
Термины и определения
В концепции использованы следующие термины и определения.
Отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.
Бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично и полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.
Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения.
Рециклинг - процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза.
I. Экологические и экономические аспекты
обращения с отходами
В процессе разработки Концепции обращения с отходами был проведен сбор и анализ основных данных, которые характеризуют количество и состав образующихся отходов, места конечного захоронения или переработки, используемые технологии обращения с отходами на территории республики. Проанализированы действующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в сфере обращения с отходами, а также организационные структуры служб, ответственных за удаление отходов.
По данным Управления Ростехнадзора по РС(Я), ежегодно в республике образуется в среднем около 200 млн. тонн отходов производства и потребления. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых превысило 100 тыс. тонн.
Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых вторичных материальных ресурсов.
Сегодня в республике нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов, и практически все они захораниваются на полигонах.
Отходы I класса опасности сейчас практически в полном объеме остаются на территориях промышленных объектов, накапливаясь в недопустимых объемах.
Для сбора твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) в республике используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки) и затем доставляются спецавтотранспортом на полигон ТБО.
Таким образом, проблема экологической опасности промышленных и бытовых отходов в республике стоит очень остро. Опасность представляют собой все стадии обращения с отходами, начиная от сбора, транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию утильных компонентов, уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Система обезвреживания ТБО основана на захоронении их на полигоне. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО, вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарственные препараты и прочее. Все это оказывается на свалках и в виде фильтрата попадает в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Помимо этого, из тела свалок постоянно выделяются газообразные продукты распада отходов метан, аммиак и другие, вызывающие их горение.
Особую проблему представляют отходы промышленного производства (далее по тексту - промышленные отходы). Токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения промышленных отходов.
Недостаточность финансовых средств, отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий, обустроенных полигонов промышленных отходов, слабый контроль со стороны государственных и муниципальных надзорных органов приводят к несанкционированному размещению, в том числе и токсичных промышленных отходов, к образованию свалок на берегах водоемов, в пригородных лесах и т.д.
Недостаточный уровень экологической культуры населения приводит к замусориванию территорий в местах массового отдыха, вокруг дачных участков, вдоль дорог и т.д. Зачастую жители сжигают мусор в уличных урнах и контейнерах, не задумываясь о вредных последствиях.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, включают значительную долю вторичного сырья. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию финансовых, материальных ресурсов и энергии. Кроме того, при транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон специализированного автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому существует проблема разработки оптимальных маршрутов для мусоровозов, имеющая значение не только с экономической, но и с экологической точки зрения.
Экологические и экономические аспекты обращения с отходами должны быть непременно учтены муниципальными органами власти при разработке порядка обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов в республике, являются:
отсутствие единой системы учета производителей отходов, взимания с них платежей и контроля со стороны налоговой и природоохранной служб Республики Саха (Якутия), обеспечивающих обязательность такого взимания;
недопустимый объем направляемых на захоронение отходов, во многом связанный с низким уровнем извлечения из отходов вторичных ресурсов;
отсутствие работ по восстановлению земель, загрязненных отходами (подвергшихся негативному воздействию отходов);
отсутствие утилизации крупно-габаритного мусора (далее по тексту - КГМ), в котором содержатся коммерчески привлекательные фракции;
отсутствие систем управления опасными, медицинскими и биологическими отходами;
отсутствие конкурентной среды, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные, вторичное сырье, упаковочные отходы;
слабое развитие системы предприятий переработки отходов производства.
II. Пути решения проблемы отходов
В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативно-правовое регулирование в области образования и обращения отходов должны стать основой эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение образования отходов, возвращение их в экономический цикл.
Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов с целью повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.
Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории республики и решения проблем управления с отходами на период до 2010 года необходимо вести работу по следующим направлениям:
1. Принять Закон Республики Саха (Якутия) «Об отходах производства и потребления», регулирующий взаимоотношения в сфере обращения с отходами, стимулирующий деятельность по вовлечению полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.
2. Создать уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области управления обращением с отходами производства и потребления.
3. Разработать и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) долгосрочную программу и меры экономического управления в области обращения с отходами, развития рынка вторичных ресурсов, повышения эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (рециклинг отходов), снижения уровня воздействия отходов на окружающую среду, совершенствования работы субъектов предпринимательской деятельности, с подпрограммами:
управление опасными отходами с использованием имеющихся мощностей предприятий;
управление обращения с упаковочными отходами;
управление КГМ;
управление отходами как вторичным сырьем;
4. Провести инвентаризацию образующихся в республике отходов и мест их размещения (временного накопления), а также инвентаризацию лицензированных предприятий, занятых сбором, транспортировкой, переработкой и захоронением всех видов отходов.
5. Уполномоченному Правительством Республики Саха (Якутия) республиканскому органу исполнительной власти в области управления отходами с участием федеральных структур в области охраны окружающей среды, науки и промышленной политики, поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг республики:
разработать генеральные схемы сбора, транспортировки, обезвреживания отходов производства и потребления;
разработать краткосрочные блиц-программы вовлечения в хозяйственный оборот отходов автотранспортного комплекса, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов;
провести в течение 2007-2009 г.г. эксперимент по управлению всеми видами отходов в разных по условиям и особенностям в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) с целью максимального вовлечения всех видов образующихся отходов в систему рециклинга, утилизации и обезвреживания;
разработать средства малой механизации сбора, сортировки и прессования отходов;
вовлечь население и предпринимателей в раздельный сбор и переработку отходов;
провести оптимизацию финансовых и транспортных потоков в сфере обращения с отходами производства и потребления;
обеспечить благоприятные экономические условия для хозяйствующих субъектов по сокращению объемов образования отходов при максимальной степени их утилизации;
создать конкурентную среду;
создать биржу вторичного сырья.
Для успешного решения проблемы отходов республики необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере. Ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. В республике должна была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов.
Заключение
В результате анализа ситуации в сфере обращения с отходами в республике, с учетом технических и технологических возможностей в области сбора и утилизации отходов и в соответствии с требованиями действующего законодательства разработаны следующие рекомендации и предложения:
создание республиканской системы управления отходами производства и потребления;
совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в области обращения с отходами и приведение её в соответствие с федеральным законодательством;
разработка и ведение информационно-аналитической базы данных по отходам;
планирование и развитие системы объектов санитарной очистки городов и других населенных пунктов республики;
разработка инвестиционных программ и подготовка тендерных торгов в сфере обращения с отходами;
содействие в развитии рынка работ и услуг в сфере вторичной переработки ресурсов;
создание республиканского заказа для стимулирования производства продукции из вторичного сырья для нужд хозяйства.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Якутские ведомости № 62 от 20.09.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 090.010.060 Отходы промышленности. Вторичное сырье, 090.120.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: