Основная информация
Дата опубликования: | 31 декабря 2013г. |
Номер документа: | RU40000201300965 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Калужская область |
Принявший орган: | Правительство Калужской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Постановление Губернатора Калужской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 декабря 2013 года № 775
О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 23.12.2013 № 716 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области»
В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 23.12.2013 № 716 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» (далее – постановление) следующие изменения:
в приложении «Государственная программа Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» к постановлению (далее – программа):
1.1. В паспорте программы строку 5 «Подпрограммы государственной программы» дополнить абзацем «- Развитие машиностроительного комплекса Калужской области».
1.2. В разделе 3 «Обоснование выделения подпрограмм государственной программы» программы:
1.2.1. После абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания: « - «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области».».
1.2.2. В абзаце тринадцатом слова «подготовке региональных программ по развитию машиностроения (п. 9 приложения к Протоколу № 2 координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти по Калужской области от 04.02.2013), о» исключить.
1.2.3. После абзаца девятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания: « - «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области». Реализация данного направления обозначена в поручении Губернатора Калужской области о подготовке региональных программ по развитию машиностроения (пункт 9 приложения к протоколу № 2 координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти по Калужской области от 04.02.2013).».
1.3. Раздел 4 «Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы» программы дополнить подразделом 4.9 следующего содержания:
«4.9. Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих приоритетных мероприятий:
Формирование условий для создания современных
машиностроительных производств на территории Калужской области
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачи по содействию эффективному развитию организаций машиностроения;
- влияет на рост кооперационных связей между организациями машиностроительного комплекса, внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в организациях машиностроения;
- обеспечит внедрение методов «Бережливого производства» на предприятиях, привлечение инвестиций в машиностроительный комплекс области, формирование информационной базы по имеющимся свободным промышленным площадкам (браунфилдам) на территории Калужской области;
- реализуется с участием собственных средств организаций.
Содействие развитию системы дуального образования
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачу по содействию подготовки кадров для организаций машиностроения;
- влияет на обеспеченность потребности предприятий машиностроительного комплекса в кадрах высокой квалификации;
- обеспечит привлечение машиностроительных организаций к организации дуального образования на базе учреждений среднего и высшего образования.
Содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачу содействия расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения;
- влияет на развитие внешнеторгового сотрудничества организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
- обеспечит взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по продвижению продукции организаций Калужской области на зарубежные рынки.».
1.4. Таблицу «Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы» раздела 5 «Характеристика мер государственного регулирования» программы дополнить следующим разделом:
«Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
Задача «Содействие эффективному развитию организаций машиностроения»
Действующий
1
Закон Калужской области «О промышленной политике Калужской области»
Устанавливает основные принципы государственной политики в сфере эффективного развития промышленности
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
Прирост инвестиций в основной капитал; коэффициент обновления основных фондов;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
2
Закон Калужской области «О налоге на имущество организаций»
Устанавливает освобождение от налога на имущество организаций, включенных в реестр программ модернизации производства и осуществляющих деятельность, включенную в раздел «Продукция обрабатывающих производств» (раздел D
ОКВЭД) при условии, что объем выручки от этой деятельности – не менее 70 % за соответствующий налоговый период.
При суммарном объеме осуществленных вложений от 10 млн. руб., от 30 млн. руб., от 70 млн. руб. (с 01.01.2013 по 31.12.2015) количество последовательных налоговых периодов составляет 1; 2; 3, соответственно
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
3
Закон Калужской области «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области»
Устанавливает право на льготный налог – имеют организации, включенные в реестр программ модернизации производства и осуществляющие деятельность, включенную в раздел «Продукция обрабатывающих производств» (раздел D
ОКВЭД), при условии, что объем выручки от этой деятельности – не менее 70 % за соответствующий налоговый период.
При сумме вложений нарастающим итогом от 10 млн. руб., от 30 млн. руб., от 70 млн. руб. (с 01.01.2013 по 31.12.2015) пониженная налоговая ставка составляет 15; 14; 13,5 %, соответственно.
Разница между обычным налогом и льготным за налоговый период не должна превышать 50% от суммы вложений в реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию и/или дооборудование производства
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах;
прирост высокопроизводительных рабочих мест
4
Закон Калужской области «Об инвестиционном налоговом кредите»
Устанавливает основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии оснований:
- направление организацией средств на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих увеличение стоимости основных средств, используемых в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах
5
Закон Калужской области «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»
Устанавливает формы, порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (за исключением деятельности, связанной с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации), органами государственной власти Калужской области
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
Задача «Содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения»
Задача «Содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения»
Действующий
1
Закон Калужской области «О промышленной политике Калужской области»
Устанавливает основные принципы государственной политики в сфере эффективного развития промышленности
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест; прирост инвестиций в основной капитал»
1.5. Таблицу 6.1 «Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» раздела 6 «Обоснования объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» программы после строки «8. «Совершенствование государственного управления и регулирования в Калужской области» дополнить строкой:
«9. «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
»
1.6. Таблицу 6.2 «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» программы перед строкой «Обеспечение реализации государственной программы» дополнить разделом:
«9
Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
9.1
Формирование условий для создания современных машиностроительных производств на территории области
Проектные (бюджет развития)
Количество организаций получивших государственную поддержку (не менее ед. в год)
Объем финансовых ресурсов
в том числе:
- средства областного бюджета
»
1.7. Раздел 7 «Подпрограммы государственной программы» программы дополнить подразделом 7.9 «Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 31.12. 2013 № 775
7.9. Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области»
ПАСПОРТ
подпрограммы «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» (далее – подпрограмма)
Соисполни-тель государствен-ной программы
Министерство экономического развития Калужской области
Участники подпрограммы
Министерство экономического развития Калужской области;
организации машиностроительного комплекса
Цель подпрограммы
- эффективное и устойчивое развитие машиностроительного комплекса
Задачи подпрограммы
- содействие эффективному развитию организаций машиностроения;
- содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения;
- содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения.
Перечень основных мероприятий подпрограммы
- формирование условий для создания современных
машиностроительных производств на территории Калужской области;
- содействие развитию системы дуального образования;
- содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса.
Показатели подпрограммы
- темп роста объемов отгруженной продукции организациями машиностроительного комплекса;
- рост производительности труда;
- доля экспортной продукции в общем объеме производства;
- степень износа основных производственных фондов.
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2014-2020 годы, в один этап
8. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета
Наименова-ние показателя
Всего
(тыс. руб.)
в том числе по годам:
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за счет средств областного бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе по участникам подпрограм-мы:
Министер-ство экономичес-кого развития Калужской области
-
-
-
-
-
-
-
-
9. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
в количественном выражении:
увеличение объёма отгруженной продукции до 135 % по отношению к 2013 году;
увеличение доли экспортной продукции в объеме производства организаций до 3,5 %;
увеличение производительности труда до 150 % по отношению к уровню 2013 года;
снижение до 40 % степени износа основных производственных фондов.
в качественном выражении:
увеличение конкурентоспособности организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
оптимальное использование трудовых и производственных ресурсов.
Характеристика сферы реализации подпрограммы
Вводная
Исторически сложившаяся структура промышленного производства Калужской области такова, что наибольший удельный вес в ней занимают организации машиностроительного комплекса (на 1 января 2013 года – 73,6 %). В настоящее время ряд машиностроительных организаций региона располагает современными производственно-технологическими линиями, литейным производством, гальваническими, инструментальными и другими участками, оснащенными высокотехнологичным оборудованием. Наряду с ними на многих заводах станочный парк не обновлялся более 10 лет или обновлялся точечно.
Рост производства в связи с открытием новых организаций на территории Калужской области не повлек решение главной задачи в машиностроении – модернизации оборудования и технологий, и прежде всего из-за низкой инвестиционной и инновационной восприимчивости организаций машиностроения. В настоящее время механизмы продвижения перспективных разработок в производство, использования финансовых инструментов развития работают слабо.
В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это означает, что организации Калужской области попадают в условия жесткой конкуренции, зависящей от импортной продукции. Многие машиностроительные организации способны выпускать конкурентоспособную продукцию, однако низкая загруженность производственных мощностей в сочетании с постоянным ростом цен естественных монополий приводит к ценовой неконкурентоспособности производств.
В конце 2012 года численность занятых в машиностроительном комплексе Калужской области составила 45388 человек (42 % всех работающих в промышленности). В связи с этим машиностроительный комплекс является еще и самым весомым в сфере содействия занятости населения.
Значительный мультипликативный эффект от целенаправленного развития организаций машиностроения будет стимулировать общий рост экономики региона.
Необходимость опережающего развития машиностроительного комплекса региона, связанного с модернизацией производства, выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, а также энерго- и ресурсосбережением, повышением производительности труда и поддержанием на этой основе развития социальной сферы региона, обуславливает актуальность разработки подпрограммы.
В рамках настоящей подпрограммы машиностроительный комплекс объединяет четыре вида экономической деятельности – производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
В структуре промышленного комплекса региона за 2012 год удельный вес машиностроения составил 73,6 %, в том числе: производство транспортных средств и оборудования – 43,6 %, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 20 %, производство машин и оборудования – 2,7 %, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 7,3 %.
В количественном выражении порядка 681 организации региона является машиностроительной – это более 25 % от всех промышленных организаций, ведущих хозяйственную деятельность. Основной объем выпуска продукции машиностроения приходится на долю крупных и средних организаций (91 %).
Объем промышленного производства машиностроительного комплекса за 2012 год достиг 322,9 млрд. рублей, темп роста к уровню 2011 года – 122,4 %.
За 2012 год индекс промышленного производства увеличился в производстве электрических машин и оборудования на 6,6 %, в производстве транспортных средств и оборудования – на 31,1 %, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 10,1 %.
Средний уровень производительности труда (выработка) в организациях машиностроения региона за 2012 год составил 6,9 млн. рублей на человека. Однако значения данного показателя по отдельным организациям значительно различаются. Выработка на одного работающего организаций, производящих машины и оборудование, – 1,2 млн. руб./чел., производящих электрические машины и оборудование, – 6,3 млн. руб./чел., производящих транспортные средства и оборудование, – 10,1 млн. руб./чел.
Значительная разница в уровне выработки на одного работающего по видам деятельности объясняется реализацией крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в машиностроительной сфере с 2007 года.
Сегодня лидерами машиностроения региона являются новые динамично развивающиеся инвестиционные организации: ООО «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Вольво-Восток», ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга», ООО «ПСМА». Только эти четыре завода выпускают более 50 % всей промышленной продукции региона, ежегодно наращивая свои объемы производства, увеличивая номенклатуру выпускаемой конкурентоспособной продукции.
Исторически машиностроительный комплекс региона включал в себя организации оборонно-промышленного комплекса, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, автомобильной электроники, которые были ориентированы государством на четкий круг потребителей, и располагал значительными производственными мощностями, высококвалифицированным кадровым потенциалом. При этом недостаток денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производств и низкой инвестиционной привлекательности организаций для реализации программ модернизации не позволил большинству из них в современный период активно продвигать перспективные разработки в сфере промышленного производства и нивелировать технологическое отставание от зарубежных производителей.
С 2006 года, с началом формирования кластера производства автомобилей и автокомпонентов, облик калужского машиностроения коренным образом стал меняться. На сегодня калужский автокластер – это 3 крупных автопроизводителя: ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «ПСМА Рус», ЗАО «Вольво-Восток» и 22 организации – производители автокомпонентов.
С 2007 года калужским автокластером выпущено более 643 тыс. автомобилей, в том числе в 2012 году – 219,5 тыс. штук легковых автомобилей и 6,3 тыс. штук грузовых. Калужская область полноправно стала одним из весомых автосборочных регионов, в котором выпускается более 10 % легковых автомобилей, произведенных в России, и около 3 % – грузовых автомобилей.
На сегодняшний день калужский автопром уверенно демонстрирует экономическую эффективность. Объем отгруженной промышленной продукции составил за 2012 год 179,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 132,6 % к уровню 2011 года. Уровень производительности труда по автопредприятиям один из самых высоких в регионе – 17,2 млн. руб./человека. На организациях калужского автокластера занято 11 тыс. человек по итогам 2012 года, средняя заработная плата работающих составила 52 тыс. рублей.
Рынок сбыта автомобилей для калужских автоконцернов не ограничивается территорией Российской Федерации, продукция, произведенная в Калужская области, реализуется и в странах СНГ.
Таким образом, автомобилестроение региона является наиболее конкурентоспособным сегментом машиностроительного комплекса, в котором используются передовые технологии, современное новое оборудование (уровень износа производственного оборудования минимален – порядка 20 %), а также имеются перспективы для расширения рынка сбыта продукции.
Иностранные автоконцерны пришли в Россию, и в том числе в Калужскую область, на условиях локализации своего производства. Однако активного процесса интеграции калужских производителей с зарубежными компаниями до настоящего времени не наблюдается.
Основными претендентами на возможное сотрудничество с автосборочными заводами изначально были калужские организации, выпускающие автоэлектронику. Однако ни продукция калужских производителей, ни само производство в его изначальном виде не выдержали требований, предъявляемых автоконцернами к уровню качества своих поставщиков.
С 2010 года в регионе постепенно начался процесс создания совместных предприятий калужских производителей автокомпонентов с известными иностранными компаниями: российско-испанское ООО «Си-Ай-И-АВТОКОМ Калуга», российско-немецкое «Континентал Аутомотив Системс Рус». Тем самым калужские производители получают новые современные технологии и продукты, а иностранные компании – производственные площади с развитой инфраструктурой для развития своего бизнеса.
Вторым крупным сегментом машиностроительного комплекса региона по объемам промышленного производства является вид деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования». Объем отгруженной продукции за 2012 год по этому виду деятельности составил 105 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 106,5 %.
В число организаций, объединенных по виду деятельности «Производство электрических машин и электрооборудование», входят организации приборостроения, радиоэлектроники значительную часть которых составляют организации оборонно-промышленного комплекса.
В 2012 году в Калужской области насчитывалось 18 оборонных организаций. Практически все из них входят в состав государственных корпораций, концернов, холдингов.
Среднесписочная численность работников организаций оборонно-промышленного комплекса региона по итогам 2012 года составляет 22,8 тыс. человек – 20 % от численности занятых в промышленном производстве региона. Динамика численности занятых в организациях комплекса региона отрицательная. За 2012 год численность работников оборонных организаций уменьшилась на 410 человек.
В организациях оборонно-промышленного комплекса эксплуатируется около 60 % морально устаревшей и на 50 % физически изношенной активной части производственных фондов. Темпы их обновления – не более 3 % в год, при минимально необходимой потребности 8-10 %. В критическом состоянии находятся испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы. Достижение высокого уровня производительности труда на таком оборудовании затруднительно.
В последние годы на федеральном уровне реализуются определенные шаги, которые должны вывести оборонно-промышленный комплекс на более новый современный уровень. На принципах софинансирования выделяются бюджетные средства для решения проблем по техническому перевооружению и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса. Для получения федеральной поддержки разрабатываются проекты развития, перевооружения производства. При положительной государственной экспертизе проекта организация получает денежные средства по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Калужские производители активно участвуют в реализации восьми федеральных целевых программ, что позволяет привлечь федеральное финансирование на развитие, обновление производственных фондов и научные разработки.
В машиностроительном комплексе региона особое место занимает производство машин и оборудования, где лидером является ОАО «Калужский турбинный завод». Данное предприятие является одним из крупнейших в России производителей оборудования для энергетики. Начиная с 2009 года ОАО «Калужский турбинный завод» вкладываются значительные средства в обновление производственного оборудования (более 200 млн. рублей ежегодно), в организации успешно действует система обеспечения качества производства, которая отвечает требованиям международных стандартов.
Также в число наиболее крупных областных производителей по виду деятельности «Производство машин и оборудования» входят: ОАО «Калужский двигатель», ОАО «Агрегатный завод», ОАО «60 Арсенал», ЗАО «Элмат». Объем отгруженной продукции по организациям, производящим машины и оборудование, за 2012 год составил 11,2 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 105,7 %. В общей сложности на всех организациях данного вида деятельности занято 9,5 тыс. человек. Уровень выработки на 1 работающего – наименьший из всех подотраслей машиностроительного комплекса – 1,2 млн. рублей на человека. Степень износа основных фондов на 1 января 2012 года составляет более 54 %.
Данный сектор машиностроительного комплекса является высокотехнологичным, для которого характерна разработка и постановка в производство перспективных образцов машин и оборудования в достаточно длительный период, а основными российскими потребителями продукции машиностроения практикуется заключение краткосрочных контрактов, не позволяющих эффективно планировать производство. Кроме того, многие организации до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики.
В рейтинге машиностроительных организаций региона по объемам промышленного производства ведущие позиции сохраняют производства транспортного машиностроения. Удельный вес транспортного машиностроения в объеме промышленного производства региона за 2012 год составил 2,6 %. Калужские организации являются одними из крупнейших производителей на рынке путевой техники России: в производстве тепловозов – ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», в производстве путевой техники – ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» и ОАО «Калугапутьмаш», в производстве путевого инструмента - ОАО «Калужский завод транспортного машиностроения».
Транспортное машиностроение Калужской области демонстрирует устойчивую динамику роста производства, и сегодня его потенциал далеко не исчерпан. В 2012 году индекс промышленного производства железнодорожной техники и оборудования по отношению к 2011 году составил 116,7 %. Увеличение объемов производства продиктовано оживлением на внутреннем рынке и постепенным возвратом на традиционные внешние рынки стран СНГ, Азии и Африки, бывшего социалистического содружества и другие.
Общий объем производства путевого машиностроения региона в 2012 году составил 11,5 млрд. рублей, в том числе на 1,2 млрд. рублей отгружено продукции на экспорт. За 2012 год было произведено: маневровых тепловозов 76 единиц, путевой техники 517 единиц, отремонтирована 291 единица железнодорожной техники.
Одной из точек роста машиностроительного комплекса региона является металлообработка. В 2013 году в регионе запущено производство металлопроката в ООО «НЛМК-Калуга». Размещение электрометаллургического завода в Боровском районе Калужской области продиктовано близостью к потребителям продукции, наличием сырьевой базы и энергоресурсов, необходимых для данного производства. Завод оснащён самым современным оборудованием, использующим новейшие технологии, применяющим современнейшие системы газоочистки, переработки и утилизации отходов основного производства, вспомогательных цехов (железнодорожного, энергетического, электрического, ремонтно-механического и др.).
1.1 Основные проблемы машиностроительного комплекса
В настоящее время в машиностроительном комплексе Калужской области можно выделить порядка 10-ти крупных и средних организаций (без учета вновь созданных с участием иностранного капитала), которые являются конкурентоспособными на международном рынке.
К системным проблемам развития машиностроительного комплекса региона можно отнести следующие:
низкие темпы технологического обновления производства, в связи с чем износ машин и оборудования по большинству организаций машиностроения более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели европейских стран. Использование устаревших технологий влечет за собой высокие производственные издержки, снижает рентабельность производства;
острый дефицит квалифицированных кадров вследствие падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей вызван упадком системы профессионального технического образования, недостаточным притоком молодых специалистов;
опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике и топливных отраслях составляет более 120 %, в то время как в машиностроении – ниже 110 %);
наличие избыточных производственных мощностей и их морально устаревшая инфраструктура;
недостаточно развитая система производственной кооперации;
низкий уровень менеджмента, а также недостаток ресурсов для формирования эффективной маркетинговой и инвестиционной политики.
1.2. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Основные цели, задачи, направления развития и прогнозируемые параметры подпрограммы согласуются с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2539-р, Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2009 года № 250, другими федеральными и региональными стратегическими документами.
Реализация подпрограммы позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности, продолжить экономический рост, улучшить финансовое состояние организаций машиностроительного комплекса, сохранить кадровый потенциал.
Долгосрочные перспективы развития машиностроительного комплекса Калужской области связаны с созданием новых производств на территории индустриальных парков и промышленных зон Калужской области, развитием автокластера: увеличением объема выпуска продукции уже действующими компаниями и расширением кооперационных связей с традиционными компаниями региона.
Важнейшим направлением развития машиностроительного комплекса уже сегодня являются модернизация и техническое перевооружение действующих производств. Инвестиционное обновление активной части основных фондов на инновационной основе на 10 % ежегодно позволит за 7 лет полностью обновить производственный аппарат.
В рамках реализации Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года началась реализация ряда проектов по развитию отечественного энергетического машиностроения, в частности строительство новых станций, расширение сетевой инфраструктуры, модернизация мощностей. Это позволит увеличить поставки продукции российского энергетического машиностроения на внутренний рынок, а также расширить иностранные рынки сбыта. ОАО «Калужский турбинный завод» уже приступило к реализации крупного заказа на энергетическое оборудование, что позволяет организации планировать свою долгосрочную загрузку, а также реализовывать программу масштабного техперевооружения производства.
В 2014-2020 годах будет отмечаться рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий, что, прежде всего, связано с увеличением мощностей по выпуску металлопроката ООО «НЛМК-Калуга». Перспективные планы по развитию производства имеют региональные производители металлических конструкций ООО «Руукки Рус», ООО «Агрисовгаз».
В годы реализации подпрограммы планируется активизация процессов внедрения в организациях инструментов совершенствования производства в соответствии с международными стандартами (LIN-технологии, «Бережливое производство»).
Реализация перспективных направлений развития машиностроительного комплекса позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема отгруженной продукции более чем на 35 % по сравнению с 2013 годом. Кроме того, достигнутый технический уровень машиностроения и металлообработки позволит привлечь в область новые современные технологии. Тиражирование их в других производствах региона – способ повысить уровень профессиональных компетенций технических специалистов и персонала, укрепить межрегиональное сотрудничество и кооперационные связи, произвести диверсификацию структуры промышленного сектора региона в сторону производства сложной технической продукции с большой степенью инновационности.
В перспективе до 2020 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в машиностроительном комплексе. Освоение организациями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.
В свою очередь положительное влияние будет оказано на ускорение работ по ресурсо- и энергосбережению, по созданию дополнительных рабочих мест, по повышению заработной платы работников организаций и улучшению условий их труда.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы. Цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы.
2.1 Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
В качестве главных приоритетов развития машиностроения подпрограмма определяет:
- содействие инвестиционным процессам за счет гибкой налоговой политики и налогового администрирования;
- расширение круга организаций, внедряющих механизмы «Бережливого производства»;
- инновационное развитие за счет внедрения в производство передовых технологий и конструкций, обеспечивающих энергоэффективность и надежность.
2.2 Цель, задачи и индикаторы достижения цели и решения задач подпрограммы
Цель подпрограммы:
эффективное и устойчивое развитие машиностроительного комплекса.
Задачи подпрограммы:
- содействие эффективному развитию организаций машиностроения;
- содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения;
- содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения.
СВЕДЕНИЯ
о показателях подпрограммы и их значениях
№ п/п
Наименование индикатора (показателя) *
Ед. изм.
Значение по годам:
2013
(оценка)
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
темп роста объемов отгруженной продукции
%
103
107
106
105
104
104
104
104
2
доля экспортной продукции в общем объеме производства
%
3,0
3,0
3,1
3,1
3,1
3,3
3,3
3,5
3
рост производительности труда
%
113
108
107
107
105
105
105
105
4
степень износа основных производственных фондов
%
47,3
45
44
43
42
41
40
40
* - показатели подпрограммы рассчитываются в соответствии с методикой государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
2.3 Конечные результаты реализации подпрограммы
в количественном выражении:
увеличение объёма отгруженной продукции до 135 % по отношению к 2013 году;
увеличение доли экспортной продукции в объеме производства организаций до 3,5 %;
увеличение производительности труда до 150 % по отношению к уровню 2013 года;
снижение до 40 % степени износа основных производственных фондов.
в качественном выражении:
увеличение конкурентоспособности организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
- оптимальное использование трудовых и производственных ресурсов.
2.4 Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы – 2014-2020 годы, в один этап.
3. Объем финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по министерству экономического развития Калужской области. Реализация направлений программы будет осуществляться посредством финансирования организациями машиностроительного комплекса своих инвестиционных проектов.
(тыс. руб. в ценах каждого года)
Наименование показателя
Всего
в том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
в том числе:
по источникам финансирова-ния:
в том числе:
средства областного бюджета*
-
-
-
-
-
-
-
-
Справочно:
собственные средства организаций
-
-
-
-
-
-
-
-
по участникам и источникам финансирова-ния подпрограммы:
Министерство экономического развития Калужской области
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе:
средства* областного бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
* Объёмы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется министерством экономического развития Калужской области и предусматривает проведение различных мероприятий, включая подготовку и (или) внесение изменений в нормативные правовые акты Калужской области, обеспечивающие выполнение подпрограммы в соответствии с действующим законодательством.
Реализация программных мероприятий основана на скоординированных действиях соисполнителя и участников подпрограммы по достижению цели подпрограммы.
Министерство экономического развития Калужской области может в установленном законодательством порядке формировать рабочие группы с органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления по реализации отдельных программных мероприятий с привлечением заинтересованных сторон, а также заключать необходимые соглашения по координации действий, обеспечивающих выполнение программных мероприятий.
Для выполнения основных мероприятий подпрограммы разработан механизм их реализации через проведение круглых столов, выставок, семинаров.
Ответственным за реализацию мероприятий подпрограммы является отдел промышленности министерства экономического развития Калужской области. Отдел промышленности министерства экономического развития Калужской области взаимодействует с управлением инвестиций министерства экономического развития Калужской области (при намерении инвесторов разместить свои производства на территории Калужской области), государственным автономным учреждением «Агентство регионального развития Калужской области» (при сопровождении инвестиционных проектов).
Управление реализацией подпрограммы и её контроль осуществляются в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 2 раздела VI «Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников подпрограммы при разработке и реализации государственных программ» и на основании положений, определенных в разделе V «Управление и контроль реализации государственной программы» приложения № 1 «Порядок принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации», утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 17.07.2013 № 366 «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области».
5. Перечень программных мероприятий подпрограммы
№
п/п
Наименование основного мероприятия, мероприятия
Сроки реали-зации
Участник подпрограммы
Источники финансиро-вания
Сумма расходов, всего
(тыс. руб.)
в том числе по годам реализации подпрограммы:
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Формирование условий для создания современных машиностроительных производств на территории Калужской области
1.1
Публикация информации о перспективах развития машиностроительного комплека на портале органов власти Калужской области, в средствах массовой информации
2014-2020
Министерство экономического развития Калужской области
(далее – МЭР)
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.2
Разработка и внедрение стимулирующих мер для внедрения энергосберегающих технологий в организациях машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.3
Содействие внедрению передовых методов и технологий организации и управления производством
(«Бережливое производство») в организациях
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.4
Содействие созданию (информационная поддержка) совместных предприятий, кооперационных связей между организациями
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.5
Сбор, актуализация и распространение информации по свободным промышленным площадкам (браунфилдам) среди потенциальных инвесторов
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.6
Проведение конференций, круглых столов, семинаров по актуальным темам развития машиностроительного комплекса
2014-2016
МЭР
Областной бюджет
рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.7
Мониторинг развития организаций машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.8
Привлечение организаций машиностроительного комплекса к участию в конкурсах, форумах, выставках
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Содействие развитию системы дуального образования
1.9
Проведение профориентационных экскурсий для школьников и студентов в организациях машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.10
Привлечение организаций машиностроительного комплекса к организации дуального образования на базе учреждений среднего и высшего образования
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса
1.11
Взаимодействие с министерством экономического развития Российской Федерации по продвижению продукции организаций региона на зарубежные рынки
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.12
Взаимодействие с министерством экономического развития Российской Федерации по поиску иностранных партнеров для реализации инвестиционных проектов
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Постановление Губернатора Калужской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 декабря 2013 года № 775
О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 23.12.2013 № 716 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области»
В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 23.12.2013 № 716 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» (далее – постановление) следующие изменения:
в приложении «Государственная программа Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» к постановлению (далее – программа):
1.1. В паспорте программы строку 5 «Подпрограммы государственной программы» дополнить абзацем «- Развитие машиностроительного комплекса Калужской области».
1.2. В разделе 3 «Обоснование выделения подпрограмм государственной программы» программы:
1.2.1. После абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания: « - «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области».».
1.2.2. В абзаце тринадцатом слова «подготовке региональных программ по развитию машиностроения (п. 9 приложения к Протоколу № 2 координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти по Калужской области от 04.02.2013), о» исключить.
1.2.3. После абзаца девятнадцатого дополнить абзацем следующего содержания: « - «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области». Реализация данного направления обозначена в поручении Губернатора Калужской области о подготовке региональных программ по развитию машиностроения (пункт 9 приложения к протоколу № 2 координационного совещания руководителей органов государственной власти Калужской области и территориальных федеральных органов государственной власти по Калужской области от 04.02.2013).».
1.3. Раздел 4 «Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы» программы дополнить подразделом 4.9 следующего содержания:
«4.9. Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
Достижение заявленных целей и решение поставленных задач подпрограммы будет осуществляться посредством реализации следующих приоритетных мероприятий:
Формирование условий для создания современных
машиностроительных производств на территории Калужской области
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачи по содействию эффективному развитию организаций машиностроения;
- влияет на рост кооперационных связей между организациями машиностроительного комплекса, внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в организациях машиностроения;
- обеспечит внедрение методов «Бережливого производства» на предприятиях, привлечение инвестиций в машиностроительный комплекс области, формирование информационной базы по имеющимся свободным промышленным площадкам (браунфилдам) на территории Калужской области;
- реализуется с участием собственных средств организаций.
Содействие развитию системы дуального образования
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачу по содействию подготовки кадров для организаций машиностроения;
- влияет на обеспеченность потребности предприятий машиностроительного комплекса в кадрах высокой квалификации;
- обеспечит привлечение машиностроительных организаций к организации дуального образования на базе учреждений среднего и высшего образования.
Содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса
Краткая характеристика основного мероприятия:
- решает задачу содействия расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения;
- влияет на развитие внешнеторгового сотрудничества организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
- обеспечит взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по продвижению продукции организаций Калужской области на зарубежные рынки.».
1.4. Таблицу «Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы» раздела 5 «Характеристика мер государственного регулирования» программы дополнить следующим разделом:
«Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
Задача «Содействие эффективному развитию организаций машиностроения»
Действующий
1
Закон Калужской области «О промышленной политике Калужской области»
Устанавливает основные принципы государственной политики в сфере эффективного развития промышленности
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
Прирост инвестиций в основной капитал; коэффициент обновления основных фондов;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
2
Закон Калужской области «О налоге на имущество организаций»
Устанавливает освобождение от налога на имущество организаций, включенных в реестр программ модернизации производства и осуществляющих деятельность, включенную в раздел «Продукция обрабатывающих производств» (раздел D
ОКВЭД) при условии, что объем выручки от этой деятельности – не менее 70 % за соответствующий налоговый период.
При суммарном объеме осуществленных вложений от 10 млн. руб., от 30 млн. руб., от 70 млн. руб. (с 01.01.2013 по 31.12.2015) количество последовательных налоговых периодов составляет 1; 2; 3, соответственно
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
3
Закон Калужской области «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области»
Устанавливает право на льготный налог – имеют организации, включенные в реестр программ модернизации производства и осуществляющие деятельность, включенную в раздел «Продукция обрабатывающих производств» (раздел D
ОКВЭД), при условии, что объем выручки от этой деятельности – не менее 70 % за соответствующий налоговый период.
При сумме вложений нарастающим итогом от 10 млн. руб., от 30 млн. руб., от 70 млн. руб. (с 01.01.2013 по 31.12.2015) пониженная налоговая ставка составляет 15; 14; 13,5 %, соответственно.
Разница между обычным налогом и льготным за налоговый период не должна превышать 50% от суммы вложений в реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию и/или дооборудование производства
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах;
прирост высокопроизводительных рабочих мест
4
Закон Калужской области «Об инвестиционном налоговом кредите»
Устанавливает основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога, при наличии оснований:
- направление организацией средств на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих увеличение стоимости основных средств, используемых в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах
5
Закон Калужской области «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»
Устанавливает формы, порядок и условия оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (за исключением деятельности, связанной с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации), органами государственной власти Калужской области
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
коэффициент обновления основных фондов, в процентах;
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест
Задача «Содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения»
Задача «Содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения»
Действующий
1
Закон Калужской области «О промышленной политике Калужской области»
Устанавливает основные принципы государственной политики в сфере эффективного развития промышленности
Министерство экономическо-го развития Калужской области
-
прирост высокопроиз-водительных рабочих мест; прирост инвестиций в основной капитал»
1.5. Таблицу 6.1 «Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» раздела 6 «Обоснования объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» программы после строки «8. «Совершенствование государственного управления и регулирования в Калужской области» дополнить строкой:
«9. «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
»
1.6. Таблицу 6.2 «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы» программы перед строкой «Обеспечение реализации государственной программы» дополнить разделом:
«9
Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области»
9.1
Формирование условий для создания современных машиностроительных производств на территории области
Проектные (бюджет развития)
Количество организаций получивших государственную поддержку (не менее ед. в год)
Объем финансовых ресурсов
в том числе:
- средства областного бюджета
»
1.7. Раздел 7 «Подпрограммы государственной программы» программы дополнить подразделом 7.9 «Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области» согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Губернатор Калужской области А.Д. Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 31.12. 2013 № 775
7.9. Подпрограмма «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» государственной программы Калужской области «Экономическое развитие в Калужской области»
ПАСПОРТ
подпрограммы «Развитие машиностроительного комплекса Калужской области» (далее – подпрограмма)
Соисполни-тель государствен-ной программы
Министерство экономического развития Калужской области
Участники подпрограммы
Министерство экономического развития Калужской области;
организации машиностроительного комплекса
Цель подпрограммы
- эффективное и устойчивое развитие машиностроительного комплекса
Задачи подпрограммы
- содействие эффективному развитию организаций машиностроения;
- содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения;
- содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения.
Перечень основных мероприятий подпрограммы
- формирование условий для создания современных
машиностроительных производств на территории Калужской области;
- содействие развитию системы дуального образования;
- содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса.
Показатели подпрограммы
- темп роста объемов отгруженной продукции организациями машиностроительного комплекса;
- рост производительности труда;
- доля экспортной продукции в общем объеме производства;
- степень износа основных производственных фондов.
Сроки и этапы реализации подпрограммы
2014-2020 годы, в один этап
8. Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета
Наименова-ние показателя
Всего
(тыс. руб.)
в том числе по годам:
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за счет средств областного бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе по участникам подпрограм-мы:
Министер-ство экономичес-кого развития Калужской области
-
-
-
-
-
-
-
-
9. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
в количественном выражении:
увеличение объёма отгруженной продукции до 135 % по отношению к 2013 году;
увеличение доли экспортной продукции в объеме производства организаций до 3,5 %;
увеличение производительности труда до 150 % по отношению к уровню 2013 года;
снижение до 40 % степени износа основных производственных фондов.
в качественном выражении:
увеличение конкурентоспособности организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
оптимальное использование трудовых и производственных ресурсов.
Характеристика сферы реализации подпрограммы
Вводная
Исторически сложившаяся структура промышленного производства Калужской области такова, что наибольший удельный вес в ней занимают организации машиностроительного комплекса (на 1 января 2013 года – 73,6 %). В настоящее время ряд машиностроительных организаций региона располагает современными производственно-технологическими линиями, литейным производством, гальваническими, инструментальными и другими участками, оснащенными высокотехнологичным оборудованием. Наряду с ними на многих заводах станочный парк не обновлялся более 10 лет или обновлялся точечно.
Рост производства в связи с открытием новых организаций на территории Калужской области не повлек решение главной задачи в машиностроении – модернизации оборудования и технологий, и прежде всего из-за низкой инвестиционной и инновационной восприимчивости организаций машиностроения. В настоящее время механизмы продвижения перспективных разработок в производство, использования финансовых инструментов развития работают слабо.
В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Это означает, что организации Калужской области попадают в условия жесткой конкуренции, зависящей от импортной продукции. Многие машиностроительные организации способны выпускать конкурентоспособную продукцию, однако низкая загруженность производственных мощностей в сочетании с постоянным ростом цен естественных монополий приводит к ценовой неконкурентоспособности производств.
В конце 2012 года численность занятых в машиностроительном комплексе Калужской области составила 45388 человек (42 % всех работающих в промышленности). В связи с этим машиностроительный комплекс является еще и самым весомым в сфере содействия занятости населения.
Значительный мультипликативный эффект от целенаправленного развития организаций машиностроения будет стимулировать общий рост экономики региона.
Необходимость опережающего развития машиностроительного комплекса региона, связанного с модернизацией производства, выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, а также энерго- и ресурсосбережением, повышением производительности труда и поддержанием на этой основе развития социальной сферы региона, обуславливает актуальность разработки подпрограммы.
В рамках настоящей подпрограммы машиностроительный комплекс объединяет четыре вида экономической деятельности – производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
В структуре промышленного комплекса региона за 2012 год удельный вес машиностроения составил 73,6 %, в том числе: производство транспортных средств и оборудования – 43,6 %, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 20 %, производство машин и оборудования – 2,7 %, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – 7,3 %.
В количественном выражении порядка 681 организации региона является машиностроительной – это более 25 % от всех промышленных организаций, ведущих хозяйственную деятельность. Основной объем выпуска продукции машиностроения приходится на долю крупных и средних организаций (91 %).
Объем промышленного производства машиностроительного комплекса за 2012 год достиг 322,9 млрд. рублей, темп роста к уровню 2011 года – 122,4 %.
За 2012 год индекс промышленного производства увеличился в производстве электрических машин и оборудования на 6,6 %, в производстве транспортных средств и оборудования – на 31,1 %, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 10,1 %.
Средний уровень производительности труда (выработка) в организациях машиностроения региона за 2012 год составил 6,9 млн. рублей на человека. Однако значения данного показателя по отдельным организациям значительно различаются. Выработка на одного работающего организаций, производящих машины и оборудование, – 1,2 млн. руб./чел., производящих электрические машины и оборудование, – 6,3 млн. руб./чел., производящих транспортные средства и оборудование, – 10,1 млн. руб./чел.
Значительная разница в уровне выработки на одного работающего по видам деятельности объясняется реализацией крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в машиностроительной сфере с 2007 года.
Сегодня лидерами машиностроения региона являются новые динамично развивающиеся инвестиционные организации: ООО «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Вольво-Восток», ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга», ООО «ПСМА». Только эти четыре завода выпускают более 50 % всей промышленной продукции региона, ежегодно наращивая свои объемы производства, увеличивая номенклатуру выпускаемой конкурентоспособной продукции.
Исторически машиностроительный комплекс региона включал в себя организации оборонно-промышленного комплекса, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, автомобильной электроники, которые были ориентированы государством на четкий круг потребителей, и располагал значительными производственными мощностями, высококвалифицированным кадровым потенциалом. При этом недостаток денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производств и низкой инвестиционной привлекательности организаций для реализации программ модернизации не позволил большинству из них в современный период активно продвигать перспективные разработки в сфере промышленного производства и нивелировать технологическое отставание от зарубежных производителей.
С 2006 года, с началом формирования кластера производства автомобилей и автокомпонентов, облик калужского машиностроения коренным образом стал меняться. На сегодня калужский автокластер – это 3 крупных автопроизводителя: ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «ПСМА Рус», ЗАО «Вольво-Восток» и 22 организации – производители автокомпонентов.
С 2007 года калужским автокластером выпущено более 643 тыс. автомобилей, в том числе в 2012 году – 219,5 тыс. штук легковых автомобилей и 6,3 тыс. штук грузовых. Калужская область полноправно стала одним из весомых автосборочных регионов, в котором выпускается более 10 % легковых автомобилей, произведенных в России, и около 3 % – грузовых автомобилей.
На сегодняшний день калужский автопром уверенно демонстрирует экономическую эффективность. Объем отгруженной промышленной продукции составил за 2012 год 179,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 132,6 % к уровню 2011 года. Уровень производительности труда по автопредприятиям один из самых высоких в регионе – 17,2 млн. руб./человека. На организациях калужского автокластера занято 11 тыс. человек по итогам 2012 года, средняя заработная плата работающих составила 52 тыс. рублей.
Рынок сбыта автомобилей для калужских автоконцернов не ограничивается территорией Российской Федерации, продукция, произведенная в Калужская области, реализуется и в странах СНГ.
Таким образом, автомобилестроение региона является наиболее конкурентоспособным сегментом машиностроительного комплекса, в котором используются передовые технологии, современное новое оборудование (уровень износа производственного оборудования минимален – порядка 20 %), а также имеются перспективы для расширения рынка сбыта продукции.
Иностранные автоконцерны пришли в Россию, и в том числе в Калужскую область, на условиях локализации своего производства. Однако активного процесса интеграции калужских производителей с зарубежными компаниями до настоящего времени не наблюдается.
Основными претендентами на возможное сотрудничество с автосборочными заводами изначально были калужские организации, выпускающие автоэлектронику. Однако ни продукция калужских производителей, ни само производство в его изначальном виде не выдержали требований, предъявляемых автоконцернами к уровню качества своих поставщиков.
С 2010 года в регионе постепенно начался процесс создания совместных предприятий калужских производителей автокомпонентов с известными иностранными компаниями: российско-испанское ООО «Си-Ай-И-АВТОКОМ Калуга», российско-немецкое «Континентал Аутомотив Системс Рус». Тем самым калужские производители получают новые современные технологии и продукты, а иностранные компании – производственные площади с развитой инфраструктурой для развития своего бизнеса.
Вторым крупным сегментом машиностроительного комплекса региона по объемам промышленного производства является вид деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования». Объем отгруженной продукции за 2012 год по этому виду деятельности составил 105 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 106,5 %.
В число организаций, объединенных по виду деятельности «Производство электрических машин и электрооборудование», входят организации приборостроения, радиоэлектроники значительную часть которых составляют организации оборонно-промышленного комплекса.
В 2012 году в Калужской области насчитывалось 18 оборонных организаций. Практически все из них входят в состав государственных корпораций, концернов, холдингов.
Среднесписочная численность работников организаций оборонно-промышленного комплекса региона по итогам 2012 года составляет 22,8 тыс. человек – 20 % от численности занятых в промышленном производстве региона. Динамика численности занятых в организациях комплекса региона отрицательная. За 2012 год численность работников оборонных организаций уменьшилась на 410 человек.
В организациях оборонно-промышленного комплекса эксплуатируется около 60 % морально устаревшей и на 50 % физически изношенной активной части производственных фондов. Темпы их обновления – не более 3 % в год, при минимально необходимой потребности 8-10 %. В критическом состоянии находятся испытательно-экспериментальная, лабораторная и стендовая базы. Достижение высокого уровня производительности труда на таком оборудовании затруднительно.
В последние годы на федеральном уровне реализуются определенные шаги, которые должны вывести оборонно-промышленный комплекс на более новый современный уровень. На принципах софинансирования выделяются бюджетные средства для решения проблем по техническому перевооружению и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса. Для получения федеральной поддержки разрабатываются проекты развития, перевооружения производства. При положительной государственной экспертизе проекта организация получает денежные средства по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Калужские производители активно участвуют в реализации восьми федеральных целевых программ, что позволяет привлечь федеральное финансирование на развитие, обновление производственных фондов и научные разработки.
В машиностроительном комплексе региона особое место занимает производство машин и оборудования, где лидером является ОАО «Калужский турбинный завод». Данное предприятие является одним из крупнейших в России производителей оборудования для энергетики. Начиная с 2009 года ОАО «Калужский турбинный завод» вкладываются значительные средства в обновление производственного оборудования (более 200 млн. рублей ежегодно), в организации успешно действует система обеспечения качества производства, которая отвечает требованиям международных стандартов.
Также в число наиболее крупных областных производителей по виду деятельности «Производство машин и оборудования» входят: ОАО «Калужский двигатель», ОАО «Агрегатный завод», ОАО «60 Арсенал», ЗАО «Элмат». Объем отгруженной продукции по организациям, производящим машины и оборудование, за 2012 год составил 11,2 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 105,7 %. В общей сложности на всех организациях данного вида деятельности занято 9,5 тыс. человек. Уровень выработки на 1 работающего – наименьший из всех подотраслей машиностроительного комплекса – 1,2 млн. рублей на человека. Степень износа основных фондов на 1 января 2012 года составляет более 54 %.
Данный сектор машиностроительного комплекса является высокотехнологичным, для которого характерна разработка и постановка в производство перспективных образцов машин и оборудования в достаточно длительный период, а основными российскими потребителями продукции машиностроения практикуется заключение краткосрочных контрактов, не позволяющих эффективно планировать производство. Кроме того, многие организации до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики.
В рейтинге машиностроительных организаций региона по объемам промышленного производства ведущие позиции сохраняют производства транспортного машиностроения. Удельный вес транспортного машиностроения в объеме промышленного производства региона за 2012 год составил 2,6 %. Калужские организации являются одними из крупнейших производителей на рынке путевой техники России: в производстве тепловозов – ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», в производстве путевой техники – ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» и ОАО «Калугапутьмаш», в производстве путевого инструмента - ОАО «Калужский завод транспортного машиностроения».
Транспортное машиностроение Калужской области демонстрирует устойчивую динамику роста производства, и сегодня его потенциал далеко не исчерпан. В 2012 году индекс промышленного производства железнодорожной техники и оборудования по отношению к 2011 году составил 116,7 %. Увеличение объемов производства продиктовано оживлением на внутреннем рынке и постепенным возвратом на традиционные внешние рынки стран СНГ, Азии и Африки, бывшего социалистического содружества и другие.
Общий объем производства путевого машиностроения региона в 2012 году составил 11,5 млрд. рублей, в том числе на 1,2 млрд. рублей отгружено продукции на экспорт. За 2012 год было произведено: маневровых тепловозов 76 единиц, путевой техники 517 единиц, отремонтирована 291 единица железнодорожной техники.
Одной из точек роста машиностроительного комплекса региона является металлообработка. В 2013 году в регионе запущено производство металлопроката в ООО «НЛМК-Калуга». Размещение электрометаллургического завода в Боровском районе Калужской области продиктовано близостью к потребителям продукции, наличием сырьевой базы и энергоресурсов, необходимых для данного производства. Завод оснащён самым современным оборудованием, использующим новейшие технологии, применяющим современнейшие системы газоочистки, переработки и утилизации отходов основного производства, вспомогательных цехов (железнодорожного, энергетического, электрического, ремонтно-механического и др.).
1.1 Основные проблемы машиностроительного комплекса
В настоящее время в машиностроительном комплексе Калужской области можно выделить порядка 10-ти крупных и средних организаций (без учета вновь созданных с участием иностранного капитала), которые являются конкурентоспособными на международном рынке.
К системным проблемам развития машиностроительного комплекса региона можно отнести следующие:
низкие темпы технологического обновления производства, в связи с чем износ машин и оборудования по большинству организаций машиностроения более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели европейских стран. Использование устаревших технологий влечет за собой высокие производственные издержки, снижает рентабельность производства;
острый дефицит квалифицированных кадров вследствие падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей вызван упадком системы профессионального технического образования, недостаточным притоком молодых специалистов;
опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике и топливных отраслях составляет более 120 %, в то время как в машиностроении – ниже 110 %);
наличие избыточных производственных мощностей и их морально устаревшая инфраструктура;
недостаточно развитая система производственной кооперации;
низкий уровень менеджмента, а также недостаток ресурсов для формирования эффективной маркетинговой и инвестиционной политики.
1.2. Прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Основные цели, задачи, направления развития и прогнозируемые параметры подпрограммы согласуются с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2539-р, Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2009 года № 250, другими федеральными и региональными стратегическими документами.
Реализация подпрограммы позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности, продолжить экономический рост, улучшить финансовое состояние организаций машиностроительного комплекса, сохранить кадровый потенциал.
Долгосрочные перспективы развития машиностроительного комплекса Калужской области связаны с созданием новых производств на территории индустриальных парков и промышленных зон Калужской области, развитием автокластера: увеличением объема выпуска продукции уже действующими компаниями и расширением кооперационных связей с традиционными компаниями региона.
Важнейшим направлением развития машиностроительного комплекса уже сегодня являются модернизация и техническое перевооружение действующих производств. Инвестиционное обновление активной части основных фондов на инновационной основе на 10 % ежегодно позволит за 7 лет полностью обновить производственный аппарат.
В рамках реализации Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года началась реализация ряда проектов по развитию отечественного энергетического машиностроения, в частности строительство новых станций, расширение сетевой инфраструктуры, модернизация мощностей. Это позволит увеличить поставки продукции российского энергетического машиностроения на внутренний рынок, а также расширить иностранные рынки сбыта. ОАО «Калужский турбинный завод» уже приступило к реализации крупного заказа на энергетическое оборудование, что позволяет организации планировать свою долгосрочную загрузку, а также реализовывать программу масштабного техперевооружения производства.
В 2014-2020 годах будет отмечаться рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий, что, прежде всего, связано с увеличением мощностей по выпуску металлопроката ООО «НЛМК-Калуга». Перспективные планы по развитию производства имеют региональные производители металлических конструкций ООО «Руукки Рус», ООО «Агрисовгаз».
В годы реализации подпрограммы планируется активизация процессов внедрения в организациях инструментов совершенствования производства в соответствии с международными стандартами (LIN-технологии, «Бережливое производство»).
Реализация перспективных направлений развития машиностроительного комплекса позволит обеспечить к 2020 году увеличение объема отгруженной продукции более чем на 35 % по сравнению с 2013 годом. Кроме того, достигнутый технический уровень машиностроения и металлообработки позволит привлечь в область новые современные технологии. Тиражирование их в других производствах региона – способ повысить уровень профессиональных компетенций технических специалистов и персонала, укрепить межрегиональное сотрудничество и кооперационные связи, произвести диверсификацию структуры промышленного сектора региона в сторону производства сложной технической продукции с большой степенью инновационности.
В перспективе до 2020 года будет происходить повышение эффективности труда занятых в машиностроительном комплексе. Освоение организациями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.
В свою очередь положительное влияние будет оказано на ускорение работ по ресурсо- и энергосбережению, по созданию дополнительных рабочих мест, по повышению заработной платы работников организаций и улучшению условий их труда.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы. Цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы.
2.1 Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
В качестве главных приоритетов развития машиностроения подпрограмма определяет:
- содействие инвестиционным процессам за счет гибкой налоговой политики и налогового администрирования;
- расширение круга организаций, внедряющих механизмы «Бережливого производства»;
- инновационное развитие за счет внедрения в производство передовых технологий и конструкций, обеспечивающих энергоэффективность и надежность.
2.2 Цель, задачи и индикаторы достижения цели и решения задач подпрограммы
Цель подпрограммы:
эффективное и устойчивое развитие машиностроительного комплекса.
Задачи подпрограммы:
- содействие эффективному развитию организаций машиностроения;
- содействие обеспечению подготовки кадров для организаций машиностроения;
- содействие расширению внешнеэкономической деятельности организациями машиностроения.
СВЕДЕНИЯ
о показателях подпрограммы и их значениях
№ п/п
Наименование индикатора (показателя) *
Ед. изм.
Значение по годам:
2013
(оценка)
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
темп роста объемов отгруженной продукции
%
103
107
106
105
104
104
104
104
2
доля экспортной продукции в общем объеме производства
%
3,0
3,0
3,1
3,1
3,1
3,3
3,3
3,5
3
рост производительности труда
%
113
108
107
107
105
105
105
105
4
степень износа основных производственных фондов
%
47,3
45
44
43
42
41
40
40
* - показатели подпрограммы рассчитываются в соответствии с методикой государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
2.3 Конечные результаты реализации подпрограммы
в количественном выражении:
увеличение объёма отгруженной продукции до 135 % по отношению к 2013 году;
увеличение доли экспортной продукции в объеме производства организаций до 3,5 %;
увеличение производительности труда до 150 % по отношению к уровню 2013 года;
снижение до 40 % степени износа основных производственных фондов.
в качественном выражении:
увеличение конкурентоспособности организаций машиностроительного комплекса Калужской области;
- оптимальное использование трудовых и производственных ресурсов.
2.4 Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы – 2014-2020 годы, в один этап.
3. Объем финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по министерству экономического развития Калужской области. Реализация направлений программы будет осуществляться посредством финансирования организациями машиностроительного комплекса своих инвестиционных проектов.
(тыс. руб. в ценах каждого года)
Наименование показателя
Всего
в том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
в том числе:
по источникам финансирова-ния:
в том числе:
средства областного бюджета*
-
-
-
-
-
-
-
-
Справочно:
собственные средства организаций
-
-
-
-
-
-
-
-
по участникам и источникам финансирова-ния подпрограммы:
Министерство экономического развития Калужской области
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе:
средства* областного бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
* Объёмы финансовых средств из областного бюджета ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется министерством экономического развития Калужской области и предусматривает проведение различных мероприятий, включая подготовку и (или) внесение изменений в нормативные правовые акты Калужской области, обеспечивающие выполнение подпрограммы в соответствии с действующим законодательством.
Реализация программных мероприятий основана на скоординированных действиях соисполнителя и участников подпрограммы по достижению цели подпрограммы.
Министерство экономического развития Калужской области может в установленном законодательством порядке формировать рабочие группы с органами исполнительной власти Калужской области, органами местного самоуправления по реализации отдельных программных мероприятий с привлечением заинтересованных сторон, а также заключать необходимые соглашения по координации действий, обеспечивающих выполнение программных мероприятий.
Для выполнения основных мероприятий подпрограммы разработан механизм их реализации через проведение круглых столов, выставок, семинаров.
Ответственным за реализацию мероприятий подпрограммы является отдел промышленности министерства экономического развития Калужской области. Отдел промышленности министерства экономического развития Калужской области взаимодействует с управлением инвестиций министерства экономического развития Калужской области (при намерении инвесторов разместить свои производства на территории Калужской области), государственным автономным учреждением «Агентство регионального развития Калужской области» (при сопровождении инвестиционных проектов).
Управление реализацией подпрограммы и её контроль осуществляются в соответствии с полномочиями, указанными в пункте 2 раздела VI «Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников подпрограммы при разработке и реализации государственных программ» и на основании положений, определенных в разделе V «Управление и контроль реализации государственной программы» приложения № 1 «Порядок принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации», утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 17.07.2013 № 366 «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области».
5. Перечень программных мероприятий подпрограммы
№
п/п
Наименование основного мероприятия, мероприятия
Сроки реали-зации
Участник подпрограммы
Источники финансиро-вания
Сумма расходов, всего
(тыс. руб.)
в том числе по годам реализации подпрограммы:
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Формирование условий для создания современных машиностроительных производств на территории Калужской области
1.1
Публикация информации о перспективах развития машиностроительного комплека на портале органов власти Калужской области, в средствах массовой информации
2014-2020
Министерство экономического развития Калужской области
(далее – МЭР)
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.2
Разработка и внедрение стимулирующих мер для внедрения энергосберегающих технологий в организациях машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.3
Содействие внедрению передовых методов и технологий организации и управления производством
(«Бережливое производство») в организациях
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.4
Содействие созданию (информационная поддержка) совместных предприятий, кооперационных связей между организациями
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.5
Сбор, актуализация и распространение информации по свободным промышленным площадкам (браунфилдам) среди потенциальных инвесторов
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.6
Проведение конференций, круглых столов, семинаров по актуальным темам развития машиностроительного комплекса
2014-2016
МЭР
Областной бюджет
рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.7
Мониторинг развития организаций машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.8
Привлечение организаций машиностроительного комплекса к участию в конкурсах, форумах, выставках
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Содействие развитию системы дуального образования
1.9
Проведение профориентационных экскурсий для школьников и студентов в организациях машиностроительного комплекса
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.10
Привлечение организаций машиностроительного комплекса к организации дуального образования на базе учреждений среднего и высшего образования
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Содействие расширению внешнеторговых связей организаций машиностроительного комплекса
1.11
Взаимодействие с министерством экономического развития Российской Федерации по продвижению продукции организаций региона на зарубежные рынки
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
1.12
Взаимодействие с министерством экономического развития Российской Федерации по поиску иностранных партнеров для реализации инвестиционных проектов
2014-2020
МЭР
Областной бюджет
в рамках финансирования расходов на обеспечение реализации государственной программы по МЭР
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Сетевое издание "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru от 20.01.2014 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: