Основная информация
Дата опубликования: | 01 марта 2018г. |
Номер документа: | RU03000201801392 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Башкортостан |
Принявший орган: | Министерство образования Республики Башкортостан |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Приказ
от 1 марта 2018 года № 235
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 29 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА № 894 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ, О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ, ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ»
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 06.04.2018 года № 11112
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, в целях организации и проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования приказываю:
1. Внести изменения в Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «Об утверждении положений о Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, о Республиканской конфликтной комиссии, о республиканских предметных комиссиях, порядка формирования республиканских предметных комиссий» согласно приложению.
2. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра А.А.Ганееву.
Министр
Г.Р.Шафикова
Приложение
к Приказу Министерства образования
Республики Башкортостан
от 1 марта 2018 г. № 235
Изменения,
Вносимые в приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «О внесении изменений в приказ министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «об утверждении положений о государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, о республиканской конфликтной комиссии, о республиканских предметных комиссиях, порядка формирования республиканских предметных комиссий»
1. В Положении о республиканских предметных комиссиях, утвержденном Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 (далее - Положение о РПК):
1.1. После абзаца восьмого раздела I Положения о РПК дополнить абзацем следующего содержания:
«РПК прекращает свою деятельность с момента утверждения Министерством образования Республики Башкортостан председателей РПК для проведения ГИА в Республике Башкортостан в следующем году».
1.2. Раздел I Положения о РПК дополнить абзацем следующего содержания:
«Председатель РПК заблаговременно направляет в Министерство образования Республики Башкортостан информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами РПК по соответствующему учебному предмету.».
1.3. Абзацы пятнадцатый, шестнадцатый в разделе II Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя РПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую и/или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе РПК.».
1.4. Абзац второй в разделе II Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«Председатель ПК назначается Министерством образования Республики Башкортостан по согласованию с Рособрнадзором, председателю РПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.».
1.5. Абзацы тридцатый - тридцать шестой пункта 4.1 в разделе IV Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«получить от председателя РКК апелляционный комплект участника ГИА до заседания РКК;
получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания РКК организовать работу экспертов РПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов РПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт «первой - второй» и «третьей» проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря РКК дату, место и время заседания РКК, а также о присутствии на заседании РКК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов РПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.».
1.6. В пункте 7 раздела IV Положения о РПК после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания: «Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к которым не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.».
1.7. абзацы девятый - шестнадцатый пункта 7 раздела IV Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении апелляции:
получить от председателя РПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
до заседания РКК рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
узнать у председателя РПК дату, место и время заседания РКК и прибыть в указанное время в РКК (в случае присутствия на заседании РКК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
в случае возникновения у апеллянта или у РКК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю РПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне.
В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, осуществляется перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.».
2. Приложение № 2 к Положению о РПК изложить в следующей редакции:
«Приложение № 2
к Положению о республиканских
предметных комиссиях
Порядок
проведения проверки развернутых ответов участников ГИА
1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель РПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы РПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов председатель РПК передает руководителю РЦОИ списочный состав РПК и расписание работы экспертов РПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
3. Списочный состав РПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена РПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель РПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов РПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.
4. Проверку ответов на задания экзаменационных работ с развернутым ответом осуществляют РПК в соответствии с Методикой оценивания и порядком проведения проверки развернутых ответов (приложение №№ 1,2 к Положению о РПК).
5. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ».
6. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал, - знаком «X»).
7. Председатель РПК до начала работы РПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена при существенной разнице во времени субъекта Российской Федерации с московским временем), и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
8. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель РПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты РПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает РПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
9. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель РПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованные в помещениях РПК рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
10. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты РПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в РПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
11. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами РПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
12. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта РПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона;
- баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы РПК.
14. Председатель РПК (или его помощник(и) - для больших РПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
15. Эксперты проводят проверку работ ЕГЭ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя РПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем РПК.
17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю РПК.
18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель РПК (или его помощник (и) - для больших РПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
1) существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
2) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году;
3) на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно при печати бланка-протокола.
20. На протяжении периода работы РПК председатель РПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов РПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
21. На протяжении периода работы РПК председатель РПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю РПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку, и другая информация, позволяющая определить качество работы РПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами РПК Результаты статистических отчетов председатель РПК использует для оптимизации организации работы РПК.
22. При необходимости председатель РПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы РПК. Председатель РПК направляет в ГЭК РБ представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования настоящего Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в РПК принимает председатель ГЭК РБ после проведенного ГЭК РБ рассмотрения ситуации.
23. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами РПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам РПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам РПК.
24. На протяжении периода работы РПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает РПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
25. На время выхода из помещений РПК каждый член РПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному РЦОИ.
26. При выявлении экспертом случаев нарушения участником экзамена - автором проверяемой экспертом экзаменационной работы - установленного Порядка (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя РПК. Совместно с председателем РПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель РПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК РБ для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.
27. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
28. По завершении работы каждый эксперт РПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному Министерством образования Республики Башкортостан.
29. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:
29.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников по экзаменам в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ. Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
29.2. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.
29.3. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
29.4. Окончательная итоговая отметка определяется, как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.
29.5. Результаты проверки работ участников автоматизированно сохраняются в РИС.
30. Организация работы РПК при перепроверках отдельных экзаменационных работ участников ГИА по поручению Рособрнадзора или решению ГЭК РБ осуществляется до 1 марта следующего года.
31. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
32. Председатель РПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
33. Эксперты РПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
34. Оформленные протоколы перепроверки председатель РПК передает в ГЭК РБ для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
35. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
36. Сроки обработки ЭМ.
Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку РПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена:
1) по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
2) по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
3) по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов РПК не предусмотрена;
4) по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
5) по экзаменам, которые проводятся в досрочный период и в резервные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.».
3. В Порядке формирования республиканских предметных комиссий, утвержденном Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 (далее - Порядок формирования РПК):
3.1. Пункты 3.2 - 3.4 Порядка формирования РПК изложить в следующей редакции:
«3.2. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя РПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе РПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
3.3. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе РПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя РПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
3.4. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе РПК.».
3.2. Пункты 4.1 - 4.3 раздела IV Порядка формирования РПК изложить в следующей редакции:
«4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
2) На региональном уровне система в период подготовки экспертов включает:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов РПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
- непосредственно перед началом проверки после получения критериев оценивания включает:
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами РПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.
4.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются Министерством образования Республики Башкортостан. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
- учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
- образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет.».
3.3. В пункте 5.4 раздела V Порядка формирования РПК слова «Центр мониторинга в образовании и сопровождения государственная итоговая аттестация (далее - Центр) заменить словами «Региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ)».
3.4. Далее по тексту порядка слово «Центр» заменить словами «РЦОИ».
3.5. Раздел VI Порядка формирования РПК дополнить пунктом 6.6 следующего содержания:
«6.6. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав РПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.».
4. В приложении № 2 к Порядку формирования РПК (далее - Приложение № 2):
4.1. Пункт 9 Приложения № 2 изложить в следующей редакции:
«9. Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в РПК, т.е. без учета пустых работ (средний показатель по всей комиссии).
Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля работ, направленных на третью проверку».
Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.».
4.2. Пункт 11 Приложения № 2 изложить в следующей редакции:
«11. Плановое количество экспертов РПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам РПК при проведении квалификационных испытаний.
Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании РПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.».
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Приказ
от 1 марта 2018 года № 235
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 29 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА № 894 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ, О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ, ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ»
Зарегистрирован в Государственном комитете Республики Башкортостан по делам юстиции 06.04.2018 года № 11112
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, в целях организации и проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования приказываю:
1. Внести изменения в Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «Об утверждении положений о Государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, о Республиканской конфликтной комиссии, о республиканских предметных комиссиях, порядка формирования республиканских предметных комиссий» согласно приложению.
2. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на первого заместителя министра А.А.Ганееву.
Министр
Г.Р.Шафикова
Приложение
к Приказу Министерства образования
Республики Башкортостан
от 1 марта 2018 г. № 235
Изменения,
Вносимые в приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «О внесении изменений в приказ министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 «об утверждении положений о государственной экзаменационной комиссии Республики Башкортостан для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, о республиканской конфликтной комиссии, о республиканских предметных комиссиях, порядка формирования республиканских предметных комиссий»
1. В Положении о республиканских предметных комиссиях, утвержденном Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 (далее - Положение о РПК):
1.1. После абзаца восьмого раздела I Положения о РПК дополнить абзацем следующего содержания:
«РПК прекращает свою деятельность с момента утверждения Министерством образования Республики Башкортостан председателей РПК для проведения ГИА в Республике Башкортостан в следующем году».
1.2. Раздел I Положения о РПК дополнить абзацем следующего содержания:
«Председатель РПК заблаговременно направляет в Министерство образования Республики Башкортостан информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами РПК по соответствующему учебному предмету.».
1.3. Абзацы пятнадцатый, шестнадцатый в разделе II Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя РПК), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую и/или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе РПК.».
1.4. Абзац второй в разделе II Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«Председатель ПК назначается Министерством образования Республики Башкортостан по согласованию с Рособрнадзором, председателю РПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.».
1.5. Абзацы тридцатый - тридцать шестой пункта 4.1 в разделе IV Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«получить от председателя РКК апелляционный комплект участника ГИА до заседания РКК;
получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания РКК организовать работу экспертов РПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов РПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт «первой - второй» и «третьей» проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;
узнать у ответственного секретаря РКК дату, место и время заседания РКК, а также о присутствии на заседании РКК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
направить экспертов РПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;
оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.».
1.6. В пункте 7 раздела IV Положения о РПК после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания: «Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к которым не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.».
1.7. абзацы девятый - шестнадцатый пункта 7 раздела IV Положения о РПК изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении апелляции:
получить от председателя РПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
до заседания РКК рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;
узнать у председателя РПК дату, место и время заседания РКК и прибыть в указанное время в РКК (в случае присутствия на заседании РКК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);
в случае возникновения у апеллянта или у РКК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю РПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне.
В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, осуществляется перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.».
2. Приложение № 2 к Положению о РПК изложить в следующей редакции:
«Приложение № 2
к Положению о республиканских
предметных комиссиях
Порядок
проведения проверки развернутых ответов участников ГИА
1. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель РПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы РПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.
2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов председатель РПК передает руководителю РЦОИ списочный состав РПК и расписание работы экспертов РПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.
3. Списочный состав РПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена РПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель РПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов РПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.
4. Проверку ответов на задания экзаменационных работ с развернутым ответом осуществляют РПК в соответствии с Методикой оценивания и порядком проведения проверки развернутых ответов (приложение №№ 1,2 к Положению о РПК).
5. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ».
6. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал, - знаком «X»).
7. Председатель РПК до начала работы РПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена при существенной разнице во времени субъекта Российской Федерации с московским временем), и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
8. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель РПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты РПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает РПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.
9. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель РПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованные в помещениях РПК рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
10. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты РПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в РПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
11. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами РПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
12. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта РПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона;
- баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы РПК.
14. Председатель РПК (или его помощник(и) - для больших РПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
15. Эксперты проводят проверку работ ЕГЭ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
16. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя РПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем РПК.
17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю РПК.
18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель РПК (или его помощник (и) - для больших РПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.
19. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:
1) существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;
2) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой - второй и третьей проверки в текущем году;
3) на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно при печати бланка-протокола.
20. На протяжении периода работы РПК председатель РПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов РПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
21. На протяжении периода работы РПК председатель РПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю РПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку, и другая информация, позволяющая определить качество работы РПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами РПК Результаты статистических отчетов председатель РПК использует для оптимизации организации работы РПК.
22. При необходимости председатель РПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы РПК. Председатель РПК направляет в ГЭК РБ представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования настоящего Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в РПК принимает председатель ГЭК РБ после проведенного ГЭК РБ рассмотрения ситуации.
23. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами РПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам РПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам РПК.
24. На протяжении периода работы РПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает РПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
25. На время выхода из помещений РПК каждый член РПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному РЦОИ.
26. При выявлении экспертом случаев нарушения участником экзамена - автором проверяемой экспертом экзаменационной работы - установленного Порядка (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя РПК. Совместно с председателем РПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель РПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК РБ для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.
27. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
28. По завершении работы каждый эксперт РПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному Министерством образования Республики Башкортостан.
29. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:
29.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников по экзаменам в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ. Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
29.2. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.
29.3. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.
29.4. Окончательная итоговая отметка определяется, как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.
29.5. Результаты проверки работ участников автоматизированно сохраняются в РИС.
30. Организация работы РПК при перепроверках отдельных экзаменационных работ участников ГИА по поручению Рособрнадзора или решению ГЭК РБ осуществляется до 1 марта следующего года.
31. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;
критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
32. Председатель РПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
33. Эксперты РПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
34. Оформленные протоколы перепроверки председатель РПК передает в ГЭК РБ для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
35. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
36. Сроки обработки ЭМ.
Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку РПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена:
1) по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
2) по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
3) по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов РПК не предусмотрена;
4) по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
5) по экзаменам, которые проводятся в досрочный период и в резервные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.».
3. В Порядке формирования республиканских предметных комиссий, утвержденном Приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 года № 894 (далее - Порядок формирования РПК):
3.1. Пункты 3.2 - 3.4 Порядка формирования РПК изложить в следующей редакции:
«3.2. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя РПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе РПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
3.3. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе РПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов РПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя РПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
3.4. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе РПК.».
3.2. Пункты 4.1 - 4.3 раздела IV Порядка формирования РПК изложить в следующей редакции:
«4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
- обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
2) На региональном уровне система в период подготовки экспертов включает:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов РПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
- непосредственно перед началом проверки после получения критериев оценивания включает:
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами РПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.
4.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются Министерством образования Республики Башкортостан. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:
- учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
- образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет.».
3.3. В пункте 5.4 раздела V Порядка формирования РПК слова «Центр мониторинга в образовании и сопровождения государственная итоговая аттестация (далее - Центр) заменить словами «Региональный центр обработки информации (далее - РЦОИ)».
3.4. Далее по тексту порядка слово «Центр» заменить словами «РЦОИ».
3.5. Раздел VI Порядка формирования РПК дополнить пунктом 6.6 следующего содержания:
«6.6. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав РПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.».
4. В приложении № 2 к Порядку формирования РПК (далее - Приложение № 2):
4.1. Пункт 9 Приложения № 2 изложить в следующей редакции:
«9. Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в РПК, т.е. без учета пустых работ (средний показатель по всей комиссии).
Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля работ, направленных на третью проверку».
Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.».
4.2. Пункт 11 Приложения № 2 изложить в следующей редакции:
«11. Плановое количество экспертов РПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам РПК при проведении квалификационных испытаний.
Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании РПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.».
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.04.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: