Основная информация
Дата опубликования: | 02 апреля 2012г. |
Номер документа: | RU92000201200369 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Забайкальский край |
Принявший орган: | Министерство экономического развития Забайкальского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Приложение N 1
1
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
02 апреля 2012 года № 23-од
г. Чита
Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
{Утратил силу:
Приказ Министерства экономического развития Забайкальского края от 17.02.2014 года № 11-од НГР: ru920002014000147}
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Забайкальского края от 10 марта 2009 года № 87 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах» (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр экономического развития
Забайкальского края
Б.Г.Галсанов
Утверждена
Приказом Министерства
экономического развития
Забайкальского края
от 02 апреля 2012 года № 23-од
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Министерства экономического развития Забайкальского края
«Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
Содержание
Паспорт ведомственной целевой программы
1.
Содержание и характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Программы
2.
Цель и задачи Программы
3.
Сроки и этапы реализации Программы
4.
Ресурсное обеспечение Программы
5.
Состав и описание программных мероприятий
6.
Система управления реализацией Программы
7.
Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование субъекта бюджетного
планирования
Министерство экономического развития Забайкальского края
Реквизиты нормативного правового акта субъекта бюджетного планирования об утверждении программы
Приказ Министерства экономического развития Забайкальского края
от №
Наименование Программы
Ведомственная целевая программа Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
Цель Программы
Устойчивое экономическое развитие Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций
Задачи Программы
1. Развитие инновационной деятельности
2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества
3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения
4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности
Целевые индикаторы и показатели
1. Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
2. Количество используемых передовых производственных технологий
3. Количество действующих межрегиональных соглашений Забайкальского края
4. Количество организаций края, участвующих в выставках на территории Забайкальского края
5. Количество участников выставочно-ярмарочных мероприятий из других регионов и стран
6. Темп роста количества организаций, представивших заявки на участие в конкурсных отборах инвестиционных проектов к уровню базового 2010 года
7. Доля инвесторов, полностью выполнивших условия инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
Сроки и этапы реализации Программы
2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап
Объемы финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края.
Общий объем финансирования составляет 37874,22 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 12005,63 тыс. рублей;
2013 год - 12644,10 тыс. рублей;
2014 год - 13224,49 тыс. рублей
Краткая характеристика программных мероприятий
Мероприятия Программы структурированы в соответствии с ее задачами
Показатели социально-экономической и бюджетной эффективности реализации Программы
Решение первоочередных задач в инновационной, инвестиционной и выставочно-презентационной сферах с учетом специфики Забайкальского края, а также развитие и повышение уровня активности в данных сферах
1. Содержание и характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Министерство экономического развития Забайкальского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 апреля 2010 года № 157, является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности, выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества, государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Ведомственная целевая программа Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах» (далее - Программа) разработана в рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Забайкальского края на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 31 января 2011 года № 26а-р, для расширения применения программно-целевого метода организации деятельности Министерства экономического развития Забайкальского края в целях комплексного решения проблем, связанных с повышением инвестиционной и инновационной активности на территории Забайкальского края, созданием благоприятного инвестиционного и инновационного климата, формированием позитивного имиджа Забайкальского края путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества.
Перевод экономики России на инновационный путь развития требует комплексного подхода к развитию инновационной деятельности, эффективного функционирования инновационной системы в интересах реализации государственной инновационной политики.
Для России в целом, ее регионов нет более важной проблемы в настоящее время, чем проблема активизации инновационной деятельности, формирование центров инновационной активности, формирование инфраструктуры поддержки инноваций.
Эта глобальная проблема общенационального масштаба, которая требует не частичных разобщенных решений, а комплексного системного и программного государственного подхода. Она связана с формированием национальной инновационной системы, повышением уровня национальной инновационной активности и культуры общества.
Общенациональная инновационная система должна опираться на инновационные системы регионов, объединяя их на единой правовой, политической, экономической, методической и информационной основе. Поэтому создание региональных инновационных систем, их элементов и отдельных субъектов инновационной деятельности является важнейшей частью инновационного развития России.
Примерами российских регионов, которые достигли существенных результатов в инновационной сфере, являются Томская, Свердловская, Нижегородская, Саратовская, Калужская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург и другие субъекты Федерации. В этих регионах полностью или частично сформированы инновационные системы, позволяющие решать социально-экономические проблемы на основе новейших научно-технических разработок.
В настоящее время в Забайкальском крае инновационная деятельность развита слабо, наблюдается значительное ее отставание от уровня Российской Федерации и Сибирского федерального округа.
Основными проблемами развития инновационной деятельности в Забайкальском крае является следующее:
1. Низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научно-технической деятельности, невысокая инновационная активность. Так, удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций в 2010 году в Забайкальском крае составил 6,7 %, в Российской Федерации - 9,5 %, в Сибирском федеральном округе - 8,2 %. Удельный вес инновационных товаров, работ услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2010 году в Забайкальском крае составил 0,8 %, в Российской Федерации - 4,9 %, в Сибирском федеральном округе - 1,5 %.
Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств и экономические риски.
2. Малое число конкурентоспособных разработок и технологий высокой степени готовности, несоответствие предложения технологий со стороны регионального сектора исследований и разработок потребностям бизнеса в технологической модернизации. Зависимость Забайкальского края от инновационных разработок других регионов и стран. Так, за 2007-2010 годы на территории Забайкальского края создано только 4 передовых производственных технологии.
Основной причиной является относительно низкий уровень развития науки в Забайкальском крае по сравнению с большинством других регионов Сибирского федерального округа и центральной части России. Научные исследования и разработки в Забайкальском крае в 2010 году осуществляли только 13 организаций, из них 4 научно-исследовательские организации, 2 высших учебных заведения и 7 - прочие организации. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 322 человека, в том числе исследователей 181 человек.
3. Незначительное внедрение имеющихся научных исследований и разработок в реальное производство. Основными причинами этого являются:
- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в том числе на уровне системы «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство»;
- недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационных продуктов, а также об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью от применения инновационных технологий.
4. Низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства. Одной из причин является то, что существующие системы поддержки малого предпринимательства не учитывают в достаточной мере особых условий функционирования малых предприятий, деятельность которых направлена на внедрение инновационных разработок (большие риски, значительные финансовые затраты на начальном этапе, длительные сроки доведения инновационных идей до конечной технологии и др.).
5. Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, так как на территории края практически не представлены организации, обеспечивающие ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также инновационных проектов промышленных предприятий.
6. Неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы в связи со слабым развитием на территории края научных школ, удаленностью ведущих научных центров.
Реализация Программы позволит повысить эффективность инновационной деятельности в Забайкальском крае, расширить внедрение научных исследований и разработок в реальное производство, будет способствовать осуществлению модернизации и технологическому обновлению экономики и социальной сферы края, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитию инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса.
Учитывая то, что обеспечение конкурентоспособности экономики и устойчивого экономического роста в современных условиях возможно только на основе инноваций, работа по развитию инновационной деятельности должна носить системный характер и её целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода.
Необходимость решения проблем в сфере инновационной деятельности на ведомственном уровне Министерства экономического развития Забайкальского края обусловлена полномочиями в области инновационной деятельности, установленными положением о Министерстве.
Выставочно-презентационная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Несмотря на всевозрастающую конкуренцию других средств коммуникации, роль выставок неоспорима. Товаропроизводители и посетители выставок продолжают предпочитать личные контакты, которые дает выставка, иным средствам коммуникации. По прогнозам зарубежных экспертов, несмотря на рост электронных систем коммуникаций, выставочная отрасль разрабатывает новые виды деятельности.
На сегодняшний день жизнеобеспечивающая структура бизнеса в развитых странах предусматривает наличие постоянно действующих, оборудованных на современном уровне выставочных центров, где проводятся специализированные и универсальные международные выставки, позволяющие ориентироваться в сложных перипетиях современного рынка. Именно в выставочных центрах концентрируется информация о современных технологиях и уровнях качества производимой в различных странах мира продукции, и, самое главное, демонстрируются тенденции инженерной и научной мысли, определяющие направления развития той или иной отрасли на стратегическую перспективу. Крупные международные выставки, став главным двигателем таких жизненно важных сфер, как внешняя торговля, высокотехнологичные производства, приводят к росту доходов предприятий, появлению новых гостиниц, ресторанов, а также новых рабочих мест и вслед за этим к росту качества жизни.
Значимость выставочной деятельности как фактора стабилизации и стимула активного роста производственно-экономического комплекса многократно возросла в последние годы на фоне мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи развитие этого направления в Забайкальском крае приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Выставочная деятельность является одним из важнейших направлений работы по обеспечению функционирования и устойчивого развития торгово-экономического, международного, научного, культурного и другого сотрудничества Забайкальского края с зарубежными странами и регионами России.
Одновременно выставочно-презентационная деятельность является мощнейшим и современным механизмом создания конкурентоспособной экономики. Поэтому закономерно, что развитие выставочной деятельности становится одним из приоритетных направлений деятельности.
Важнейшей целью практической деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере выставочной и презентационной деятельности является обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, технологий и идей, бизнеса и самого региона. Достижение этой цели возможно лишь при консолидации всех ресурсов, включив в этот процесс выставочную деятельность и используя ее потенциал в качестве одного из инструментов развития экономики.
Развитие выставочной деятельности в Забайкальском крае сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам, тормозящим развитие выставочной и презентационной деятельности, относятся следующие:
1) невысокий уровень посещаемости выставочных мероприятий;
2) низкий процент участия в выставочных мероприятиях хозяйствующих субъектов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств;
3) неразвитость выставочной деятельности в муниципальных районах Забайкальского края и отсутствие выставочных площадей в муниципальных районах Забайкальского края;
4) недостаточная информированность заинтересованных лиц, находящихся как на территории Забайкальского края, так и за его пределами, о проводимых выставочных мероприятиях Забайкальского края.
Программа направлена на разработку комплекса мер по развитию выставочной деятельности для обеспечения содействия развитию экономики края, повышения инвестиционной привлекательности региона, насыщения внутреннего потребительского рынка товарами и оказания поддержки местных товаропроизводителей в части расширения рынков сбыта продукции.
Вопрос укрепления выставочного потенциала Забайкальского края является важным и актуальным на современном этапе экономических преобразований.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, регионами и странами и способствуют привлечению иностранных инвестиций.
Другим важным направлением является активизация и повышение эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации, создание прочной договорной базы с регионами Российской Федерации, которая является основой для расширения торгово-экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, вовлечения в него высокотехнологичных и инновационных производств, что позволит эффективнее использовать инвестиционный потенциал Забайкальского края.
Забайкальский край является участником двух межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток и Забайкалье».
Основными целями участия в указанных ассоциациях является достижение устойчивого состояния в развитии экономики территорий в новых условиях хозяйствования и на этой основе повышение уровня жизни населения. Участие в данных ассоциациях обеспечивает необходимые условия для эффективного взаимодействия Забайкальского края с другими субъектами Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Членство в ассоциациях позволило Забайкальскому краю принять участие в федеральных программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Основной целью участия региона в международном сотрудничестве является повышение уровня конкурентоспособности, включая входящие в него муниципальные образования, укрепление позиций края на межрегиональном и международном уровне путём использования существующих потенциалов взаимодействия и партнёрства с другими регионами и зарубежными странами, организациями, предприятиями и частными инвесторами. Обеспечение участия Забайкальского края в выставочно-конгрессных и имиджевых мероприятиях, направлено на повышение позитивного имиджа края, использование которого может также значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион для решения стратегических задач его развития.
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения.
Повышению инвестиционной привлекательности Забайкальского края будет способствовать создание подготовленных для инвестиций инфраструктуры и промышленных площадок (промышленных парков), позволяющих максимально сократить сроки начала бизнеса и создать комфортную административную среду.
В связи с активизацией и конкретизацией федеральной политики по осуществлению кардинальной модернизации и реструктуризации экономики страны, в которой «красной строкой» выделяется образование кластеров и парковых образований, особую значимость приобретает работа по созданию на территории края специальных экономических зон, а также формированию экономических и организационно-правовых условий для реализации 10 проектов по созданию зон опережающего развития. Наиболее перспективной для Забайкальского края является форма промышленных и агроиндустриальных парков, формируемых на кластерной основе.
Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций. Поэтому государственная поддержка инвестиционной деятельности является одним из приоритетов государственной политики.
В настоящее время вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности регулируются Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае». Этот Закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Забайкальский край обладает значительным потенциалом для реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, сельского хозяйства, инфраструктурного и другого развития и имеет выгодное геоэкономическое положение, способствующее развитию приграничных торгово-экономических отношений.
Несмотря на данные условия он значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними регионами - Республикой Бурятия и Амурской областью. Общий объем инвестиций в основной капитал в Забайкальском крае на протяжении нескольких лет не превышает 4,5-5,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал в Сибирском федеральном округе.
Отставание сложилось исторически и обусловлено многими факторами:
1. Отсутствует благоприятная административная среда и значительны административные барьеры.
Не в полной мере налажено взаимодействие государственных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, объединений предпринимателей и банков в работе по поддержке инвесторов.
2. Наличие инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов снижает приток частных инвестиций в экономику края:
в настоящее время в крае нет территорий развития с развитой инженерной инфраструктурой (за исключением промышленного парка «Могойтуй»), которые можно было бы предоставить инвесторам для размещения новых крупных производств;
не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов;
предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены.
Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории Забайкальского края, работа по стимулированию осуществления инвестиций должна носить системный характер и осуществляться с применением программно-целевого метода. Программа направлена на выработку эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов.
Основными условиями формирования инвестиционной привлекательности должны стать: высокое качество управления территорией, благоприятная инвестиционная законодательная база, высокий инфраструктурный и инновационный потенциал.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является достижение устойчивого экономического развития Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) развитие инновационной деятельности;
2) координирование деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества;
3) содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения;
4) повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Решение этих задач будет осуществляться Министерством в рамках Программы, что позволит обеспечить наибольшую результативность этой работы.
Программой предусмотрено 7 целевых индикаторов. Ожидаемая динамика достижения уровня целевых индикаторов приведена в приложении 1 «Целевые индикаторы и показатели Программы» к настоящей Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2012-2014 годах составляет 37874,22 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 12005,63 тыс. рублей,
2013 год - 12644,10 тыс. рублей,
2014 год - 13224,49 тыс. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Забайкальского края. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы планируются в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
5. Состав и описание программных мероприятий
Подробный перечень, конкретные сроки реализации указанных мероприятий, а также объемы их финансирования приведены в Приложении 2 «Перечень программных мероприятий» к настоящей Программе.
6. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство, которое с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Мониторинг и контроль хода реализации Программы осуществляется начальниками отделов, к полномочиям которых относится реализация мероприятий Программы и соответствующими заместителями руководителя Министерства экономического развития Забайкальского края.
Отчет о выполнении программных мероприятий и результаты оценки эффективности реализации Программы представляется Министерством:
ежеквартально - в Министерство территориального развития Забайкальского края в установленные им сроки;
ежегодно в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, включая меры по повышению эффективности реализации Программы, в Министерство финансов Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края в сроки, установленные для подготовки и представления Министерством докладов о результатах и основных направлениях их деятельности.
7. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы.
Выполнение программы позволит решить ключевые задачи, обеспечивающие достижение стратегической цели - достижение устойчивого экономического развития Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций.
В ходе выполнения задач путем реализации мероприятий настоящей Программы планируется (ожидается) получение следующих результатов:
По задаче «Развитие инновационной деятельности:
Разработка и реализация нормативных правовых актов Правительства Забайкальского края по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае» позволит установить порядок предоставления различных форм государственной поддержки инновационной деятельности и даст возможность получения государственной поддержки субъектам государственной поддержки инновационной деятельности.
Проведение совместно с АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» в г. Чите информационно-практического семинара на тему «Инструменты инновационного развития» позволит повысить квалификацию специалистов в сфере инноваций, освоить навыки предпринимательской деятельности и пользования современными финансовыми инструментами; будет содействовать коммерциализации региональных инновационных разработок в сфере производства высокотехнологичной продукции при получении федеральной финансовой поддержки в рамках реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
Обновление каталога инновационных проектов и научно-технических разработок в Забайкальском крае, информационное сопровождение раздела «Инновации» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края и информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, научных и образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов, граждан о мерах государственной поддержки инновационной деятельности, проводимых конкурсных отборах обеспечит актуальной информацией заинтересованные субъекты инновационной деятельности, предприятия, внедряющие инновационные проекты и разработки, граждан, а также привлечет дополнительных участников для участия в конкурсах и поспособствует повышению инновационной культуры в крае.
Организация и проведение конкурсных отборов для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности будет стимулировать развитие инновационной деятельности и внедрение инноваций, научно-технических разработок, посредством государственной поддержки, предоставляемой на конкурсной основе.
Мониторинг исполнения соглашений о реализации инновационных проектов даст возможность проводить анализ эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых для государственной поддержки инновационной деятельности.
Реализация Плана действий по модернизации и развитию экономики Забайкальского края в посткризисный период обеспечит поддержку приоритетных направлений технологического развития, совершенствование отраслевой структуры и межотраслевых связей, улучшение инвестиционного климата, формирование долгосрочных стимулов к проведению модернизации.
По задаче «Координирование деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества»:
Проведение заседаний выставочно-ярмарочной комиссии и формирование календарного плана выставок-ярмарок Забайкальского края позволят скоординировать деятельность органов исполнительной власти Забайкальского края и организаций, обеспечивающих проведение выставочных мероприятий.
Размещение публикаций, видеосюжетов, рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации позволит расширить информированность о проводимых выставочных мероприятиях.
Участие в Харбинской торгово-экономической ярмарке, проводимой на территории Китайской Народной Республики, позволит установить взаимовыгодные партнерские отношения и привлечь дополнительные инвестиции в экономику Забайкальского края.
Участие Забайкальского края в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействий субъектов Российской Федерации и реализация межрегиональных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве позволят принять участие в федеральных программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и обеспечить более эффективное взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации.
По задаче «Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения»:
Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края, обеспечивающих создание новых рабочих мест, рост производства товаров (работ, услуг), рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.
Предоставление государственной поддержки завоза продукции (товаров) в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) позволяет снизить транспортные расходы по доставке продукции в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов, сохранить в них розничную реализацию продовольствия и товаров первой необходимости, а также избежать ситуаций, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения отдаленных населенных пунктов.
По задаче «Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности»:
Осуществление мониторинга исполнения инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов и инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения направлено на достижение максимальной экономической, бюджетной, социальной эффективности от реализуемых инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка и повышение ответственности бизнеса за достижение заявленных результатов.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения запланированных результатов:
1) изменение федерального законодательства, в том числе в части разграничения доходных источников и расходных обязательств субъектов Российской Федерации;
2) изменение экономической ситуации, повлекшее снижение собственного доходного потенциала консолидированного бюджета Забайкальского края;
3) изменение полномочий Министерства.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, и социально-экономических последствий реализации Программы предлагается проводить ежегодно в течение всего срока реализации Программы.
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы. Оценка эффективности отражает степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный год.
Оценка эффективности Программы проводится качественным методом (достижение плановых значений и целевых индикаторов).
____________________________
1
Приложение 1
Целевые индикаторы и показатели Программы
№ п/п
Наименование целевых индикаторов и показателей
Единица измерения
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
Задача 1. Развитие инновационной деятельности
1.1
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
%
1,7
1,8
2,0
1.2
Количество используемых передовых производственных технологий
единиц
1070
1080
1090
Задача 2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества
2.1
Количество действующих межрегиональных соглашений Забайкальского края
единиц
2
2
2
2.2
Количество организаций края, участвующих в выставках на территории Забайкальского края
единиц
570
580
590
2.3
Количество участников выставочно-ярмарочных мероприятий из других регионов и стран
единиц
20
25
30
Задача 3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения
3.1
Количество созданных промышленных парков, агроиндустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня, зон территориального развития на территории Забайкальского края, нарастающим итогом
единиц
2
3
3
3.2
Темп роста количества организаций, представивших заявки на участие в конкурсных отборах инвестиционных проектов к уровню базового 2010 года
%
135
138
140
Задача 4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности
4.1
Доля инвесторов, полностью выполнивших условия инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
%
40
50
55
1
Приложение 2
Перечень программных мероприятий
№ п/п
Наименование
мероприятия
Исполнители
Срок
реали-зации
(годы)
Финансовые затраты
(тыс. рублей)
Раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов согласно классификации расходов в ведомственной структуре расходов бюджета Забайкальского края
всего
в том числе по годам
2012
2013
2014
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Задача 1. Развитие инновационной деятельности, в том числе:
Отдел по выработке и реализации структурной политики
2012-2014
4950,47
1628,83
1658,87
1662,77
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
1.1
Разработка и реализация нормативных правовых актов Правительства Забайкальского края по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае»:
- о некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае»;
- порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат, связанных с реализацией приоритетного инновационного проекта;
- порядка предоставления средств из бюджета Забайкальского края в форме грантов субъектам государственной поддержки инновационной деятельности.
2012-2014
1.2
Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по реализации Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Забайкальского края
2012-2014
1.3
Проведение совместно с АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» в г. Чите информационно-практического семинара на тему «Инструменты инновационного развития».
2012
1.4
Обновление каталога инновационных проектов и научно-технических разработок в Забайкальского края
2012-2014
1.5
Информационное сопровождение раздела «Инновации» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края
2012-2014
1.6
Организация и проведение конкурсных отборов для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности
2012-2014
1.7
Мониторинг исполнения соглашений о реализации инновационных проектов
2012-2014
1.8
Информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, научных и образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов, граждан о мерах государственной поддержки инновационной деятельности, проводимых конкурсных отборах
2012-2014
1.9
Реализация Плана действий по модернизации и развитию экономики Забайкальского края в посткризисный период
2012-2014
2.
Задача 2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества, в том числе:
Отдел развития предпринимательской деятельности
2012-2014
18255,38
5551,17
6069,70
6634,51
025-0113-0020400-121,
025-0113-0020400-122, 025-0113-0920300-880
2.1
Проведение заседаний выставочно-ярмарочной комиссии
2012-2014
2.2
Ежегодное формирование календарного плана выставок-ярмарок Забайкальского края
2012-2014
2.3
Размещение публикаций, видеосюжетов, рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации о проводимых на территории Забайкальского края выставочных мероприятиях
2012-2014
2.4
Участие в Харбинской торгово-экономической ярмарке, проводимой на территории Китайской Народной Республики
2012-2014
2.5
Обеспечение участия Забайкальского края в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействий субъектов Российской Федерации
2012-2014
2.6
Реализация межрегиональных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве
2012-2014
3.
Задача 3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения:
Отдел по выработке и реализации структурной политики
Отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
13570,25
4464,39
4547,53
4558,33
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
3.1
Создание промышленных парков и других особых экономических зон регионального уровня
2012-2014
3.2
Совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности:
- обеспечение реализации норм Федерального закона от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части осуществления межведомственного взаимодействия;
- разработка проекта закона Забайкальского края «О государственной поддержке иностранных инвесторов в Забайкальском крае»;
- включение такой формы государственной поддержки, как субсидирование части инвестиционных затрат, связанных с присоединением к сетям ресурсоснабжающих организаций в Закон Забайкальского края;
2012
2012
2014
- увеличение размера субсидирования части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирования за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирования за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, направленные на обеспечение инновационного, технологического развития и модернизации экономики края;
2014
3.3
Поддержка раздела «Государственная поддержка инвестиционной деятельности» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края
2012-2014
3.4
Обновление информации в Перечне инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Забайкальского края
2012-2014
3.5
Обновление информации о свободных производственных площадях и земельных участков на территории Забайкальского края
2012-2014
3.6
Организация конкурсных отборов инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
3.7
Консультирование инвесторов по вопросам мер государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
3.8
Информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, банков, объединений предпринимателей о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, о проводимых конкурсных отборах инвестиционных проектов
2012-2014
3.9
Предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части транспортных расходов по доставке продукции (товаров) в населенные пункты Забайкальского края, отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
2012-2014
4.
Задача 4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе:
Отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
1098,12
361,24
368,00
368,88
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
4.1
Мониторинг исполнения инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов и инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
2012-2014
Итого по Программе:
37874,22
12005,63
12644,10
13224,49
Приложение N 1
1
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
02 апреля 2012 года № 23-од
г. Чита
Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
{Утратил силу:
Приказ Министерства экономического развития Забайкальского края от 17.02.2014 года № 11-од НГР: ru920002014000147}
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Забайкальского края от 10 марта 2009 года № 87 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах» (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр экономического развития
Забайкальского края
Б.Г.Галсанов
Утверждена
Приказом Министерства
экономического развития
Забайкальского края
от 02 апреля 2012 года № 23-од
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Министерства экономического развития Забайкальского края
«Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
Содержание
Паспорт ведомственной целевой программы
1.
Содержание и характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Программы
2.
Цель и задачи Программы
3.
Сроки и этапы реализации Программы
4.
Ресурсное обеспечение Программы
5.
Состав и описание программных мероприятий
6.
Система управления реализацией Программы
7.
Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование субъекта бюджетного
планирования
Министерство экономического развития Забайкальского края
Реквизиты нормативного правового акта субъекта бюджетного планирования об утверждении программы
Приказ Министерства экономического развития Забайкальского края
от №
Наименование Программы
Ведомственная целевая программа Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах»
Цель Программы
Устойчивое экономическое развитие Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций
Задачи Программы
1. Развитие инновационной деятельности
2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества
3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения
4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности
Целевые индикаторы и показатели
1. Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
2. Количество используемых передовых производственных технологий
3. Количество действующих межрегиональных соглашений Забайкальского края
4. Количество организаций края, участвующих в выставках на территории Забайкальского края
5. Количество участников выставочно-ярмарочных мероприятий из других регионов и стран
6. Темп роста количества организаций, представивших заявки на участие в конкурсных отборах инвестиционных проектов к уровню базового 2010 года
7. Доля инвесторов, полностью выполнивших условия инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
Сроки и этапы реализации Программы
2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап
Объемы финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края.
Общий объем финансирования составляет 37874,22 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2012 год - 12005,63 тыс. рублей;
2013 год - 12644,10 тыс. рублей;
2014 год - 13224,49 тыс. рублей
Краткая характеристика программных мероприятий
Мероприятия Программы структурированы в соответствии с ее задачами
Показатели социально-экономической и бюджетной эффективности реализации Программы
Решение первоочередных задач в инновационной, инвестиционной и выставочно-презентационной сферах с учетом специфики Забайкальского края, а также развитие и повышение уровня активности в данных сферах
1. Содержание и характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Министерство экономического развития Забайкальского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 апреля 2010 года № 157, является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности, выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества, государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Ведомственная целевая программа Министерства экономического развития Забайкальского края «Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в Забайкальском крае в 2012-2014 годах» (далее - Программа) разработана в рамках реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов Забайкальского края на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 31 января 2011 года № 26а-р, для расширения применения программно-целевого метода организации деятельности Министерства экономического развития Забайкальского края в целях комплексного решения проблем, связанных с повышением инвестиционной и инновационной активности на территории Забайкальского края, созданием благоприятного инвестиционного и инновационного климата, формированием позитивного имиджа Забайкальского края путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества.
Перевод экономики России на инновационный путь развития требует комплексного подхода к развитию инновационной деятельности, эффективного функционирования инновационной системы в интересах реализации государственной инновационной политики.
Для России в целом, ее регионов нет более важной проблемы в настоящее время, чем проблема активизации инновационной деятельности, формирование центров инновационной активности, формирование инфраструктуры поддержки инноваций.
Эта глобальная проблема общенационального масштаба, которая требует не частичных разобщенных решений, а комплексного системного и программного государственного подхода. Она связана с формированием национальной инновационной системы, повышением уровня национальной инновационной активности и культуры общества.
Общенациональная инновационная система должна опираться на инновационные системы регионов, объединяя их на единой правовой, политической, экономической, методической и информационной основе. Поэтому создание региональных инновационных систем, их элементов и отдельных субъектов инновационной деятельности является важнейшей частью инновационного развития России.
Примерами российских регионов, которые достигли существенных результатов в инновационной сфере, являются Томская, Свердловская, Нижегородская, Саратовская, Калужская, Ростовская области, республики Татарстан, Башкортостан, Санкт-Петербург и другие субъекты Федерации. В этих регионах полностью или частично сформированы инновационные системы, позволяющие решать социально-экономические проблемы на основе новейших научно-технических разработок.
В настоящее время в Забайкальском крае инновационная деятельность развита слабо, наблюдается значительное ее отставание от уровня Российской Федерации и Сибирского федерального округа.
Основными проблемами развития инновационной деятельности в Забайкальском крае является следующее:
1. Низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научно-технической деятельности, невысокая инновационная активность. Так, удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций в 2010 году в Забайкальском крае составил 6,7 %, в Российской Федерации - 9,5 %, в Сибирском федеральном округе - 8,2 %. Удельный вес инновационных товаров, работ услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2010 году в Забайкальском крае составил 0,8 %, в Российской Федерации - 4,9 %, в Сибирском федеральном округе - 1,5 %.
Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств и экономические риски.
2. Малое число конкурентоспособных разработок и технологий высокой степени готовности, несоответствие предложения технологий со стороны регионального сектора исследований и разработок потребностям бизнеса в технологической модернизации. Зависимость Забайкальского края от инновационных разработок других регионов и стран. Так, за 2007-2010 годы на территории Забайкальского края создано только 4 передовых производственных технологии.
Основной причиной является относительно низкий уровень развития науки в Забайкальском крае по сравнению с большинством других регионов Сибирского федерального округа и центральной части России. Научные исследования и разработки в Забайкальском крае в 2010 году осуществляли только 13 организаций, из них 4 научно-исследовательские организации, 2 высших учебных заведения и 7 - прочие организации. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 322 человека, в том числе исследователей 181 человек.
3. Незначительное внедрение имеющихся научных исследований и разработок в реальное производство. Основными причинами этого являются:
- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в том числе на уровне системы «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство»;
- недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационных продуктов, а также об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью от применения инновационных технологий.
4. Низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства. Одной из причин является то, что существующие системы поддержки малого предпринимательства не учитывают в достаточной мере особых условий функционирования малых предприятий, деятельность которых направлена на внедрение инновационных разработок (большие риски, значительные финансовые затраты на начальном этапе, длительные сроки доведения инновационных идей до конечной технологии и др.).
5. Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, так как на территории края практически не представлены организации, обеспечивающие ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также инновационных проектов промышленных предприятий.
6. Неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы в связи со слабым развитием на территории края научных школ, удаленностью ведущих научных центров.
Реализация Программы позволит повысить эффективность инновационной деятельности в Забайкальском крае, расширить внедрение научных исследований и разработок в реальное производство, будет способствовать осуществлению модернизации и технологическому обновлению экономики и социальной сферы края, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитию инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса.
Учитывая то, что обеспечение конкурентоспособности экономики и устойчивого экономического роста в современных условиях возможно только на основе инноваций, работа по развитию инновационной деятельности должна носить системный характер и её целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода.
Необходимость решения проблем в сфере инновационной деятельности на ведомственном уровне Министерства экономического развития Забайкальского края обусловлена полномочиями в области инновационной деятельности, установленными положением о Министерстве.
Выставочно-презентационная деятельность является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Сегодня выставки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
Несмотря на всевозрастающую конкуренцию других средств коммуникации, роль выставок неоспорима. Товаропроизводители и посетители выставок продолжают предпочитать личные контакты, которые дает выставка, иным средствам коммуникации. По прогнозам зарубежных экспертов, несмотря на рост электронных систем коммуникаций, выставочная отрасль разрабатывает новые виды деятельности.
На сегодняшний день жизнеобеспечивающая структура бизнеса в развитых странах предусматривает наличие постоянно действующих, оборудованных на современном уровне выставочных центров, где проводятся специализированные и универсальные международные выставки, позволяющие ориентироваться в сложных перипетиях современного рынка. Именно в выставочных центрах концентрируется информация о современных технологиях и уровнях качества производимой в различных странах мира продукции, и, самое главное, демонстрируются тенденции инженерной и научной мысли, определяющие направления развития той или иной отрасли на стратегическую перспективу. Крупные международные выставки, став главным двигателем таких жизненно важных сфер, как внешняя торговля, высокотехнологичные производства, приводят к росту доходов предприятий, появлению новых гостиниц, ресторанов, а также новых рабочих мест и вслед за этим к росту качества жизни.
Значимость выставочной деятельности как фактора стабилизации и стимула активного роста производственно-экономического комплекса многократно возросла в последние годы на фоне мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи развитие этого направления в Забайкальском крае приобретает в современных условиях исключительно актуальное значение. Выставочная деятельность является одним из важнейших направлений работы по обеспечению функционирования и устойчивого развития торгово-экономического, международного, научного, культурного и другого сотрудничества Забайкальского края с зарубежными странами и регионами России.
Одновременно выставочно-презентационная деятельность является мощнейшим и современным механизмом создания конкурентоспособной экономики. Поэтому закономерно, что развитие выставочной деятельности становится одним из приоритетных направлений деятельности.
Важнейшей целью практической деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере выставочной и презентационной деятельности является обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, технологий и идей, бизнеса и самого региона. Достижение этой цели возможно лишь при консолидации всех ресурсов, включив в этот процесс выставочную деятельность и используя ее потенциал в качестве одного из инструментов развития экономики.
Развитие выставочной деятельности в Забайкальском крае сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам, тормозящим развитие выставочной и презентационной деятельности, относятся следующие:
1) невысокий уровень посещаемости выставочных мероприятий;
2) низкий процент участия в выставочных мероприятиях хозяйствующих субъектов из других регионов Российской Федерации и иностранных государств;
3) неразвитость выставочной деятельности в муниципальных районах Забайкальского края и отсутствие выставочных площадей в муниципальных районах Забайкальского края;
4) недостаточная информированность заинтересованных лиц, находящихся как на территории Забайкальского края, так и за его пределами, о проводимых выставочных мероприятиях Забайкальского края.
Программа направлена на разработку комплекса мер по развитию выставочной деятельности для обеспечения содействия развитию экономики края, повышения инвестиционной привлекательности региона, насыщения внутреннего потребительского рынка товарами и оказания поддержки местных товаропроизводителей в части расширения рынков сбыта продукции.
Вопрос укрепления выставочного потенциала Забайкальского края является важным и актуальным на современном этапе экономических преобразований.
Выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, регионами и странами и способствуют привлечению иностранных инвестиций.
Другим важным направлением является активизация и повышение эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации, создание прочной договорной базы с регионами Российской Федерации, которая является основой для расширения торгово-экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, вовлечения в него высокотехнологичных и инновационных производств, что позволит эффективнее использовать инвестиционный потенциал Забайкальского края.
Забайкальский край является участником двух межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток и Забайкалье».
Основными целями участия в указанных ассоциациях является достижение устойчивого состояния в развитии экономики территорий в новых условиях хозяйствования и на этой основе повышение уровня жизни населения. Участие в данных ассоциациях обеспечивает необходимые условия для эффективного взаимодействия Забайкальского края с другими субъектами Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Членство в ассоциациях позволило Забайкальскому краю принять участие в федеральных программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Основной целью участия региона в международном сотрудничестве является повышение уровня конкурентоспособности, включая входящие в него муниципальные образования, укрепление позиций края на межрегиональном и международном уровне путём использования существующих потенциалов взаимодействия и партнёрства с другими регионами и зарубежными странами, организациями, предприятиями и частными инвесторами. Обеспечение участия Забайкальского края в выставочно-конгрессных и имиджевых мероприятиях, направлено на повышение позитивного имиджа края, использование которого может также значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион для решения стратегических задач его развития.
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения.
Повышению инвестиционной привлекательности Забайкальского края будет способствовать создание подготовленных для инвестиций инфраструктуры и промышленных площадок (промышленных парков), позволяющих максимально сократить сроки начала бизнеса и создать комфортную административную среду.
В связи с активизацией и конкретизацией федеральной политики по осуществлению кардинальной модернизации и реструктуризации экономики страны, в которой «красной строкой» выделяется образование кластеров и парковых образований, особую значимость приобретает работа по созданию на территории края специальных экономических зон, а также формированию экономических и организационно-правовых условий для реализации 10 проектов по созданию зон опережающего развития. Наиболее перспективной для Забайкальского края является форма промышленных и агроиндустриальных парков, формируемых на кластерной основе.
Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций. Поэтому государственная поддержка инвестиционной деятельности является одним из приоритетов государственной политики.
В настоящее время вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности регулируются Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 года № 148-ЗЗК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае». Этот Закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования российским и иностранным инвесторам, а также устанавливает формы и порядок государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Забайкальский край обладает значительным потенциалом для реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, сельского хозяйства, инфраструктурного и другого развития и имеет выгодное геоэкономическое положение, способствующее развитию приграничных торгово-экономических отношений.
Несмотря на данные условия он значительно отстает в привлечении инвестиций по сравнению с соседними регионами - Республикой Бурятия и Амурской областью. Общий объем инвестиций в основной капитал в Забайкальском крае на протяжении нескольких лет не превышает 4,5-5,0 % от общего объема инвестиций в основной капитал в Сибирском федеральном округе.
Отставание сложилось исторически и обусловлено многими факторами:
1. Отсутствует благоприятная административная среда и значительны административные барьеры.
Не в полной мере налажено взаимодействие государственных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, объединений предпринимателей и банков в работе по поддержке инвесторов.
2. Наличие инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов снижает приток частных инвестиций в экономику края:
в настоящее время в крае нет территорий развития с развитой инженерной инфраструктурой (за исключением промышленного парка «Могойтуй»), которые можно было бы предоставить инвесторам для размещения новых крупных производств;
не используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов;
предлагаемые инвесторам инвестиционные площадки в муниципальных образованиях инженерно не обустроены.
Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории Забайкальского края, работа по стимулированию осуществления инвестиций должна носить системный характер и осуществляться с применением программно-целевого метода. Программа направлена на выработку эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов.
Основными условиями формирования инвестиционной привлекательности должны стать: высокое качество управления территорией, благоприятная инвестиционная законодательная база, высокий инфраструктурный и инновационный потенциал.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является достижение устойчивого экономического развития Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) развитие инновационной деятельности;
2) координирование деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества;
3) содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения;
4) повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Решение этих задач будет осуществляться Министерством в рамках Программы, что позволит обеспечить наибольшую результативность этой работы.
Программой предусмотрено 7 целевых индикаторов. Ожидаемая динамика достижения уровня целевых индикаторов приведена в приложении 1 «Целевые индикаторы и показатели Программы» к настоящей Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2012-2014 годах составляет 37874,22 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 12005,63 тыс. рублей,
2013 год - 12644,10 тыс. рублей,
2014 год - 13224,49 тыс. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Забайкальского края. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Программы планируются в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период.
5. Состав и описание программных мероприятий
Подробный перечень, конкретные сроки реализации указанных мероприятий, а также объемы их финансирования приведены в Приложении 2 «Перечень программных мероприятий» к настоящей Программе.
6. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство, которое с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Мониторинг и контроль хода реализации Программы осуществляется начальниками отделов, к полномочиям которых относится реализация мероприятий Программы и соответствующими заместителями руководителя Министерства экономического развития Забайкальского края.
Отчет о выполнении программных мероприятий и результаты оценки эффективности реализации Программы представляется Министерством:
ежеквартально - в Министерство территориального развития Забайкальского края в установленные им сроки;
ежегодно в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, включая меры по повышению эффективности реализации Программы, в Министерство финансов Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края в сроки, установленные для подготовки и представления Министерством докладов о результатах и основных направлениях их деятельности.
7. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы.
Выполнение программы позволит решить ключевые задачи, обеспечивающие достижение стратегической цели - достижение устойчивого экономического развития Забайкальского края посредством обеспечения экономической стабильности и улучшения инвестиционного климата, а также повышения эффективности государственных инвестиций.
В ходе выполнения задач путем реализации мероприятий настоящей Программы планируется (ожидается) получение следующих результатов:
По задаче «Развитие инновационной деятельности:
Разработка и реализация нормативных правовых актов Правительства Забайкальского края по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае» позволит установить порядок предоставления различных форм государственной поддержки инновационной деятельности и даст возможность получения государственной поддержки субъектам государственной поддержки инновационной деятельности.
Проведение совместно с АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» в г. Чите информационно-практического семинара на тему «Инструменты инновационного развития» позволит повысить квалификацию специалистов в сфере инноваций, освоить навыки предпринимательской деятельности и пользования современными финансовыми инструментами; будет содействовать коммерциализации региональных инновационных разработок в сфере производства высокотехнологичной продукции при получении федеральной финансовой поддержки в рамках реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
Обновление каталога инновационных проектов и научно-технических разработок в Забайкальском крае, информационное сопровождение раздела «Инновации» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края и информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, научных и образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов, граждан о мерах государственной поддержки инновационной деятельности, проводимых конкурсных отборах обеспечит актуальной информацией заинтересованные субъекты инновационной деятельности, предприятия, внедряющие инновационные проекты и разработки, граждан, а также привлечет дополнительных участников для участия в конкурсах и поспособствует повышению инновационной культуры в крае.
Организация и проведение конкурсных отборов для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности будет стимулировать развитие инновационной деятельности и внедрение инноваций, научно-технических разработок, посредством государственной поддержки, предоставляемой на конкурсной основе.
Мониторинг исполнения соглашений о реализации инновационных проектов даст возможность проводить анализ эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых для государственной поддержки инновационной деятельности.
Реализация Плана действий по модернизации и развитию экономики Забайкальского края в посткризисный период обеспечит поддержку приоритетных направлений технологического развития, совершенствование отраслевой структуры и межотраслевых связей, улучшение инвестиционного климата, формирование долгосрочных стимулов к проведению модернизации.
По задаче «Координирование деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества»:
Проведение заседаний выставочно-ярмарочной комиссии и формирование календарного плана выставок-ярмарок Забайкальского края позволят скоординировать деятельность органов исполнительной власти Забайкальского края и организаций, обеспечивающих проведение выставочных мероприятий.
Размещение публикаций, видеосюжетов, рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации позволит расширить информированность о проводимых выставочных мероприятиях.
Участие в Харбинской торгово-экономической ярмарке, проводимой на территории Китайской Народной Республики, позволит установить взаимовыгодные партнерские отношения и привлечь дополнительные инвестиции в экономику Забайкальского края.
Участие Забайкальского края в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействий субъектов Российской Федерации и реализация межрегиональных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве позволят принять участие в федеральных программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и обеспечить более эффективное взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации.
По задаче «Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения»:
Создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории Забайкальского края, обеспечивающих создание новых рабочих мест, рост производства товаров (работ, услуг), рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.
Предоставление государственной поддержки завоза продукции (товаров) в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) позволяет снизить транспортные расходы по доставке продукции в населенные пункты с ограниченными сроками завоза грузов, сохранить в них розничную реализацию продовольствия и товаров первой необходимости, а также избежать ситуаций, которые могут привести к нарушению жизнеобеспечения населения отдаленных населенных пунктов.
По задаче «Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности»:
Осуществление мониторинга исполнения инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов и инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения направлено на достижение максимальной экономической, бюджетной, социальной эффективности от реализуемых инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка и повышение ответственности бизнеса за достижение заявленных результатов.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения запланированных результатов:
1) изменение федерального законодательства, в том числе в части разграничения доходных источников и расходных обязательств субъектов Российской Федерации;
2) изменение экономической ситуации, повлекшее снижение собственного доходного потенциала консолидированного бюджета Забайкальского края;
3) изменение полномочий Министерства.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, и социально-экономических последствий реализации Программы предлагается проводить ежегодно в течение всего срока реализации Программы.
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы. Оценка эффективности отражает степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный год.
Оценка эффективности Программы проводится качественным методом (достижение плановых значений и целевых индикаторов).
____________________________
1
Приложение 1
Целевые индикаторы и показатели Программы
№ п/п
Наименование целевых индикаторов и показателей
Единица измерения
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
Задача 1. Развитие инновационной деятельности
1.1
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций
%
1,7
1,8
2,0
1.2
Количество используемых передовых производственных технологий
единиц
1070
1080
1090
Задача 2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества
2.1
Количество действующих межрегиональных соглашений Забайкальского края
единиц
2
2
2
2.2
Количество организаций края, участвующих в выставках на территории Забайкальского края
единиц
570
580
590
2.3
Количество участников выставочно-ярмарочных мероприятий из других регионов и стран
единиц
20
25
30
Задача 3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения
3.1
Количество созданных промышленных парков, агроиндустриальных парков, особых экономических зон регионального уровня, зон территориального развития на территории Забайкальского края, нарастающим итогом
единиц
2
3
3
3.2
Темп роста количества организаций, представивших заявки на участие в конкурсных отборах инвестиционных проектов к уровню базового 2010 года
%
135
138
140
Задача 4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности
4.1
Доля инвесторов, полностью выполнивших условия инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
%
40
50
55
1
Приложение 2
Перечень программных мероприятий
№ п/п
Наименование
мероприятия
Исполнители
Срок
реали-зации
(годы)
Финансовые затраты
(тыс. рублей)
Раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов согласно классификации расходов в ведомственной структуре расходов бюджета Забайкальского края
всего
в том числе по годам
2012
2013
2014
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Задача 1. Развитие инновационной деятельности, в том числе:
Отдел по выработке и реализации структурной политики
2012-2014
4950,47
1628,83
1658,87
1662,77
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
1.1
Разработка и реализация нормативных правовых актов Правительства Забайкальского края по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае»:
- о некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае»;
- порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на возмещение части затрат, связанных с реализацией приоритетного инновационного проекта;
- порядка предоставления средств из бюджета Забайкальского края в форме грантов субъектам государственной поддержки инновационной деятельности.
2012-2014
1.2
Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по реализации Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Забайкальского края
2012-2014
1.3
Проведение совместно с АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» в г. Чите информационно-практического семинара на тему «Инструменты инновационного развития».
2012
1.4
Обновление каталога инновационных проектов и научно-технических разработок в Забайкальского края
2012-2014
1.5
Информационное сопровождение раздела «Инновации» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края
2012-2014
1.6
Организация и проведение конкурсных отборов для предоставления государственной поддержки инновационной деятельности
2012-2014
1.7
Мониторинг исполнения соглашений о реализации инновационных проектов
2012-2014
1.8
Информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, научных и образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов, граждан о мерах государственной поддержки инновационной деятельности, проводимых конкурсных отборах
2012-2014
1.9
Реализация Плана действий по модернизации и развитию экономики Забайкальского края в посткризисный период
2012-2014
2.
Задача 2. Координация деятельности по формированию позитивного имиджа региона путем развития выставочной, презентационной деятельности и межрегионального сотрудничества, в том числе:
Отдел развития предпринимательской деятельности
2012-2014
18255,38
5551,17
6069,70
6634,51
025-0113-0020400-121,
025-0113-0020400-122, 025-0113-0920300-880
2.1
Проведение заседаний выставочно-ярмарочной комиссии
2012-2014
2.2
Ежегодное формирование календарного плана выставок-ярмарок Забайкальского края
2012-2014
2.3
Размещение публикаций, видеосюжетов, рекламно-информационных материалов в средствах массовой информации о проводимых на территории Забайкальского края выставочных мероприятиях
2012-2014
2.4
Участие в Харбинской торгово-экономической ярмарке, проводимой на территории Китайской Народной Республики
2012-2014
2.5
Обеспечение участия Забайкальского края в деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействий субъектов Российской Федерации
2012-2014
2.6
Реализация межрегиональных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве
2012-2014
3.
Задача 3. Содействие привлечению инвестиций для эффективного развития экономики края и создание благоприятных условий проживания населения:
Отдел по выработке и реализации структурной политики
Отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
13570,25
4464,39
4547,53
4558,33
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
3.1
Создание промышленных парков и других особых экономических зон регионального уровня
2012-2014
3.2
Совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности:
- обеспечение реализации норм Федерального закона от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части осуществления межведомственного взаимодействия;
- разработка проекта закона Забайкальского края «О государственной поддержке иностранных инвесторов в Забайкальском крае»;
- включение такой формы государственной поддержки, как субсидирование части инвестиционных затрат, связанных с присоединением к сетям ресурсоснабжающих организаций в Закон Забайкальского края;
2012
2012
2014
- увеличение размера субсидирования части процентной ставки за пользование кредитом (займом), субсидирования за счет средств бюджета края лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, субсидирования за счет средств бюджета края части вознаграждения за предоставление банковской гарантии, субсидирования за счет средств бюджета края части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, направленные на обеспечение инновационного, технологического развития и модернизации экономики края;
2014
3.3
Поддержка раздела «Государственная поддержка инвестиционной деятельности» на официальном сайте Минэкономразвития Забайкальского края
2012-2014
3.4
Обновление информации в Перечне инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Забайкальского края
2012-2014
3.5
Обновление информации о свободных производственных площадях и земельных участков на территории Забайкальского края
2012-2014
3.6
Организация конкурсных отборов инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
3.7
Консультирование инвесторов по вопросам мер государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
3.8
Информирование органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления муниципальных образований, банков, объединений предпринимателей о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, о проводимых конкурсных отборах инвестиционных проектов
2012-2014
3.9
Предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части транспортных расходов по доставке продукции (товаров) в населенные пункты Забайкальского края, отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)
2012-2014
4.
Задача 4. Повышение эффективности государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе:
Отдел государственной поддержки инвестиционной деятельности
2012-2014
1098,12
361,24
368,00
368,88
025-0113-0020400-121 025-0113-0020400-122
4.1
Мониторинг исполнения инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов и инвестиционных договоров о реализации инвестиционных проектов краевого значения
2012-2014
Итого по Программе:
37874,22
12005,63
12644,10
13224,49
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 16.04.2012 |
Рубрики правового классификатора: | 080.140.000 Инвестиции (см. также 090.040.030, 100.060.000), 090.040.030 Капитальные вложения. Инвестиции (см. также 080.140.000, 100.060.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: