Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2015г.
Номер документа: RU22000201502072
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Алтайский край
Принявший орган: Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

02.04.2015 г. № 642

ОБ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В АЛТАЙ­СКОМ КРАЕ

С целью реализации краевой программы «Социальная адаптация выпу­скников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей», утвержденной постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194, Плана мер по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенство­ванию сети служб сопровождения замещающих семей в Алтайском крае на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Администрации края от 11.12.2014 № 415-р, для распространения положительного опыта работы Фе­деральной стажировочной площадки «Распространение организационно-­правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных уч­реждений с органами государственной и муниципальной власти, обществен­ными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их постинтернатной адаптации» приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение об оказании помощи в социальной адаптации выпуск­ников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, в Алтайском крае;

1.2. Примерное положение о службе оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Отделу специального образования, опеки и попечительства Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края (Багина Л.В.) довести настоящий приказ до сведения руководителей органи­заций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс», в отношении которых Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края выполняет функции и полномочия учредителя.

3. Директорам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс», в отношении которых Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края исполняет функции и полномочия учредителя:

4. Создать службы оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. Обеспечить деятельность служб оказании помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с документами, указанными в пунктах 1.1, 1.2 настоящего приказа;

6. Информировать отдел специального образования, опеки и попечительства Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края об исполнении настоящего приказа до 01.06.2015.

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Дюбенкову М.В.

Заместитель Губернатора Алтайского края,

начальник Главного управления                                                           Ю.Н. Денисов

УТВЕРЖДЕНО

приказом Главного управления

образования и молодежной

политики Алтайского края

ПОЛОЖЕНИЕ

об оказании помощи в социальной адаптации выпускников организа­ций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае

1. Общие положения

1. 1. Настоящее Положение об оказании помощи в социальной адапта­ции выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей (далее — «Положение»), разработано с целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», краевой программы «О социальной адаптации выпускников ор­ганизаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194, Плана мер по реструктуризации и реформированию орга­низаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и со­вершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей в Алтай­ском крае на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Администра­ции края от 11.12.2014 № 415-р.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания по­мощи в социальной адаптации выпускников краевых государственных орга­низаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, крае­вых государственных специальных (коррекционных) образовательных орга­низаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «организация для детей-сирот»), в Алтайском крае.

1.3. Помощь в социальной адаптации оказывается воспитанникам орга­низаций для детей-сирот и выпускникам, завершившим пребывание в орга­низациях для детей-сирот, в возрасте до 18 лет и лицам в возрасте от 18 лет и старше предоставляется посредством оказания консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи на основе меж­ведомственного взаимодействия организации, где обучаются или содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с органами госу­дарственной и муниципальной власти, общественными организациями и дру­гими институтами гражданского общества.

1.4. Оказание помощи в социальной адаптации выпускников организа­ций для детей-сирот осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 21.12.1996  N   159-ФЗ «О дополнительных гаран­тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительст­ве»;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Рос­сийской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

«СП 2.4.990-00.2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требо­вания к устройству, содержанию, организации режима работы в детских до­мах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила» (утв. Главным государственным санитар­ным врачом Российской Федерации 01.11.2000);

закон Алтайского края от 12.12.2006 № 136-3C «О предоставлении жи­лых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края»;

закон Алтайского края от 28.12.2009 № 115-ЗС «О патронатном сопро­вождении в Алтайском крае»;

постановление Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

краевая программа «О социальной адаптации выпускников организа­ций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194;

постановление Администрации Алтайского края от 25.06.2014 № 292 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС»;

План мер по реструктуризации и реформированию организаций для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствова­нию сети служб сопровождения замещающих семей в Алтайском крае на 2014 - 2016 годы, утвержденный распоряжением Администрации края от 11.12.2014 №415-р.

1.5. В настоящем Положении используются следующие основные по­нятия:

социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обще­стве правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последст­вий психологической или моральной травмы;

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родите­лей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родитель­ских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспо­собными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, уста­новлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием ро­дителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспита­ния своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, ор­ганизаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единст­венный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом по­рядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в воз­расте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые ос­тались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитан­ников с ограниченными возможностями здоровья на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

патронат - форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей);

патронатное сопровождение - психолого-педагогическое и социальное сопровождение детеи-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выбывшими воспитанниками или выпускниками краевых госу­дарственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет;

патронатный воспитатель - осуществляет содержание и (или) воспита­ние ребенка (детей), непосредственно оказывает социальную помощь ребен­ку (детям), нуждающемуся в государственной поддержке, а также лицу (ли­цам) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

постинтернатный патронат - форма патронатного сопровождения, осуществляемого патронатным воспитателем в целях оказания помощи по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в период их обучения по очной форме в краевых государствен­ных профессиональных образовательных организациях (далее - «профессио­нальная образовательная организация»),

наставник (куратор) - сотрудник детского дома или специальной (кор­рекционной) школы-интерната из числа педагогических работников, осуще­ствляющий индивидуальное сопровождение выпускника в период подготов­ки к выпуску из интернатной организации, а также в период постинтернатной адаптации.

2. Оказание помощи в социальной адаптации

выпускников организаций для детей-сирот

2.1. Помощь в социальной адаптации выпускников организаций для де­тей-сирот оказывается на основе межведомственного взаимодействия и на различных уровнях: региональный, муниципальный, локальный (уровень ор­ганизации для детей-сирот).

2.1.1. Региональный уровень.

2.1.1.1. Главное управление образования и молодежной политики Ал­тайского края (далее - «Главное управление»):

определяет стратегические направления развития региональной систе­мы помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей- сирот;

обеспечивает межведомственное взаимодействие при управлении ре­гиональной системой организации помощи в социальной адаптации выпуск­ников организаций для детей-сирот;

организует деятельность межведомственной рабочей группы по реали­зации краевой программы «Социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194;

создает и организует деятельность межведомственной рабочей группы по осуществлению мониторинга реализации Плана мер по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения заме­щающих семей в Алтайском крае на 2014 - 2016 годы, утвержденного распо­ряжением Администрации края от 11.12.2014 № 415-р;

содействует работе Общественного совета выпускников детских домов;

ведет учет выпускников организаций для детей-сирот;

осуществляет контроль деятельности организаций для детей-сирот, в отношении которых Главное управление осуществляет функции и полномо­чия учредителя, по организации помощи в социальной адаптации выпускни­ков организаций для детей-сирот.

2.1.1.2. КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»:

2.1.1.3. организует научно-методическое сопровождение деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей- сирот;

2.1.1.4. организует и проводит методические семинары и научно-практические конференции, курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы для специалистов, обеспечивающих помощь в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

2.1.1.5. содействует обобщению и распространению положительного опыта по оказанию помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот.

2.1.1.6. КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья плюс»:

2.1.1.7. организует научно-методическое сопровождение деятельности по оказанию помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей- сирот;

2.1.1.8. организует и проводит методические семинары и научно-практические конференции, курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы для специалистов, обеспечивающих помощь в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

2.1.1.9. содействует обобщению и распространению положительного опыта по оказанию помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот. КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопро­вождения «Семья плюс»:

оказывает организационно-методическую помощь социальным педаго­гам, педагогам-психологам, иным педагогическим работникам профессио­нальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот, орга­нам опеки и попечительства по вопросам оказания помощи в социальной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот;

оказывает консультативную, психолого-медико-социальную помощь выпускникам организаций для детей-сирот путем организации тренингов, иных мероприятий по формированию у них навыков социально- ­коммуникативной деятельности;

организует работу телефона «горячей линии» с целью оказания кон­сультационно-информационной юридической помощи воспитанникам и вы­пускникам организаций для детей-сирот;

ведет информационную страницу «Вместе в будущее» сайта Центра для воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот.

2.1.1.10. Краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов:

действует с целью привлечения общественности к решению проблем социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот, участвует в обеспечении своевременной организационно-консультационной поддержки и сопровождении выпускников организаций для детей-сирот в период их постинтернатной адаптации.

2.1.2. Муниципальный уровень:

2.1.2.1. Органы опеки и попечительства:

осуществляют контроль за постинтернатным патронатом по месту на­хождения профессиональной образовательной организации в соответствии с положением об органе местного самоуправления, наделенном государствен­ными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

заключают договор о постинтернатном патронате между профес­сиональной образовательной организацией, патронатным воспитателем и ор­ганом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края.

2.1.3. Локальный уровень (профессиональная образовательная органи­зация, организация для детей-сирот).

2.1.3.1. Руководитель профессиональной образовательной организации: создает условия для организации постинтернатного патроната обу­чающихся из числа выпускников организаций для детей-сирот;

утверждает пакет нормативных документов, регламентирующих работу по постинтернатному патронату обучающихся из числа выпускников органи­заций для детей-сирот;

создает службу оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

заключает договор о постинтернатном патронате между профес­сиональной образовательной организацией, патронатным воспитателем и ор­ганом опеки и попечительства в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края;

обеспечивает взаимодействие с органами государственной и муници­пальной власти, организациями для детей-сирот, общественными организа­циями и другими институтами гражданского общества по обеспечению ус­пешной социализации выпускников организаций для детей-сирот;

при необходимости заключает договор о взаимодействии с организа­циями для детей-сирот и детей, откуда выбыли выпускники;

организует работу по содействию трудоустройству выпускников орга­низаций для детей-сирот.

2.1.3.2. Руководитель организации для детей-сирот:

организует помощь в социальной адаптации выпускникам организаций для детей-сирот;

координирует деятельность службы оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

утверждает пакет нормативных документов, регламентирующих оказа­ние помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей- сирот;

обеспечивает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам оказания помощи в социальной адаптации выпускни­ков организаций для детей-сирот;

организует работу социальной гостиницы для временного пребывания выпускников организации для детей-сирот;

обеспечивает взаимодействие с органами государственной и муници­пальной власти, общественными организациями и другими институтами гра­жданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их постинтернатной адаптации;

при необходимости заключает договор о взаимодействии с профессио­нальными образовательными организациями, в которых обучаются выпуск­ники организации для детей-сирот;

привлекает к социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот членов Попечительского совета, некоммерческие организа­ции.

2.1.3.3. Служба оказания помощи в социальной адаптации выпускников

организаций для детей-сирот:

разрабатывает индивидуальные программы сопровождения воспитан­ников организаций для детей-сирот, предусматривающие социально-­педагогические услуги по формированию у них навыков бытовой, социаль­но-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

контролирует успешность реализации индивидуальных программ со­провождения воспитанников организаций для детей-сирот, предусматри­вающих социально-педагогические услуги по формированию у них навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

организует учебно-тренировочное и сопровождаемое проживание вос­питанников и выпускников организаций для детей-сирот посредством пре­доставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных по­требностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

согласует назначение наставника (куратора) воспитаннику и выпускни­ку организации для детей-сирот.

2.1.3.4. Наставник (куратор):

осуществляет индивидуальное сопровождение выпускника в период подготовки к выпуску из организации для детей-сирот, а также в период его постинтернатной адаптации на основе индивидуальной программы сопрово­ждения, разработанной службой оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот;

организует учебно-тренировочное, сопровождаемое проживание кури­руемого воспитанника или выпускника организаций для детей-сирот.

2.1.3.5. Постинтернатный воспитатель:

оказывает помощь в социальной адаптации и подготовке к самостоя­тельной жизни обучающегося профессиональной образовательной организа­ции из числа выпускников организаций для детей-сирот;

принимает меры по защите прав, созданию условий материального обеспечения и получения профессионального образования обучающегося из числа выпускников организаций для детей-сирот.

              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к примерному положению о службе

оказания помощи в социальной адаптации

выпускников организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Примерное положение

о социальной гостинице для временного пребывания лиц из числа детей,
завершивших пребывание в организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет организацию работы социальной гостиницы для временного пребывания выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «социальная гостиница»).

1.2. Социальная гостиница - форма работы с воспитанниками и лицами из числа детей, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школах-интернатах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «выпускники организаций для детей-сирот») в предвыпускной и выпускной периоды, для формирования компетенций и приобретения личного социального опыта.

1.3. Настоящее Положение устанавливает основы правового регулирования деятельности социальной гостиницы, определяет возможные формы поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школ- интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «организация для детей-сирот»),

1.4. Положение о социальной гостинице разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194 «Об утверждении краевой программы «О социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпрограммой «Счастливое детство - в семье» краевой долгосрочной программы «Дети Алтая», поста­новлением Администрации Алтайского края от 25.06.2014 № 292 «О реали­зации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС» «СП 2.4.990-00. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содер­жанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Ф 01.11.2000)» (далее - «Гигиенические требования»).

2. Цели и задачи работы социальной гостиницы

2.1. Целью социальной гостиницы является содействие восстановлению или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и интеграции их в общество.

2.2. Основные задачи социальной гостиницы:

оказание комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной поддержки выпускников организаций для детей-сирот, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

повышение коммуникативных навыков у воспитанников организаций для детей-сирот (самостоятельность в решении социально-бытовых проблем, повышение чувства ответственности, снижение уровня тревожности, появление уверенности в дальнейшей жизни);

формирование навыков жизнестойкости у воспитанников организаций для детей-сирот;

формирование ценностных ориентаций, активной жизненной позиции у выпускников организаций для детей-сирот;

оказание содействия готовящимся к самостоятельному проживанию воспитанникам организаций для детей-сирот в прохождении психологического, педагогического, социального, медицинского обследования с целью изменения их индивидуальной программы сопровождения.

3. Порядок создания и

организация деятельности социальной гостиницы

3.1. Социальная гостиница создается приказом директора организации для детей-сирот.

3.2. Временное бесплатное проживание и питание в социальной гости­нице предоставляется лицам из числа детей, завершивших пребывание в ор­ганизации для детей-сирот, но не старше 23 лет. Выпускники организации для детей-сирот, зачисленные на полное государственное обучение на период их обучения в профессиональной образовательной организации, питание в социальной гостинице во время проживания предоставляется за счет средств такой организации.

3.3. Социальная гостиница работает круглогодично.

3.4. Помещение воспитанников в предвыпускной период и выпускни­ков организаций для детей-сирот осуществляется по решению Службы по­мощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот (далее - «Служба оказания помощи в социальной адаптации») на основе при­каза руководителя организации для детей-сирот.

3.5. Между организацией для детей-сирот и воспитанником или выпускником, помещенным в социальную гостиницу, заключается договор о предоставлении условий проживания в социальной гостинице для временного пребывания выпускников организаций для детей-сирот;

3.6. Численность выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов, одновременно помещенных в социальную гостиницу, определяется исходя из созданных в ней условий в соответствии с Гигиеническими требованиями к помещениям для пребывания воспитанников в организациях для детей-сирот.

3.7. Организация питания осуществляется в соответствии с постанов­лением Администрации Алтайского края от 25.06.2014 № 292 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС»;

3.8. Права и обязанности воспитанников и выпускников, помещенных в социальную гостиницу, определяются Правилами внутреннего распорядка организации, договором о предоставлении условий в социальной гостинице для временного пребывания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.9. Режим пребывания в социальной гостинице соответствует режиму жизнедеятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Права и обязанности проживающих в социальной гостинице

4.1. Права и обязанности проживающих в социальной гостинице определяются Правилами внутреннего распорядка, Правилами проживания социальной гостинице и настоящим Положением.

4.2. Директор организации для детей-сирот его заместители несут ответственность за создание необходимых условий в социальной гостинице, обеспечивающих охрану жизни и здоровья выпускников.

5. Организация учебно-тренировочного и сопровождаемого проживания воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот в

социальной гостинице

5.1. Во время временного пребывания в социальной гостинице организуется работа по оказанию воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот консультативной, правовой, социально-педагогической и иной помощи.

5.2. Организация учебно-тренировочного (для воспитанников) и сопро­вождаемого проживания (для выпускников) осуществляется на основе ут­вержденных индивидуальных программ сопровождения воспитанников орга­низаций для детей-сирот, предусматривающих социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности.

5.3. Организация учебно-тренировочного (для воспитанников) и сопро­вождаемого проживания (для выпускников) обеспечивается согласованным со Службой оказания помощи в социальной адаптации и назначенным прика­зом директора организации для детей-сирот индивидуальным наставником (куратором) выпускника.

5.4. Контроль за реализацией индивидуальных программ сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот осуществляет Служба оказания помощи в социальной адаптации.

6. Контроль за организацией работы социальной гостиницы

6.1. Контроль за деятельностью социальной гостиницы осуществляет директор организации для детей-сирот посредством организации внутриучрежденческого контроля.

6.2. Контроль за организацией учебно-тренировочного (для воспитан­ников) и сопровождаемого проживания (для выпускников) осуществляет Служба оказания помощи в социальной адаптации.

УТВЕРЖДЕНО

приказом Главного управления образования

и молодежной политики Алтайского края

от «02.04.2015 г. № 642

Примерное положение

о службе оказания помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о службе оказания помощи в социальной адаптации выпускников краевой государственной организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, краевой государствен­ной образовательной организации для детей с ограниченными возможностя­ми здоровья (далее - «Служба оказания помощи в социальной адаптации», «организация для детей-сирот»), регламентирует деятельность по обеспече­нию социальной адаптации выпускников и воспитанников таких организа­ций.

1.2. Служба оказания помощи в социальной адаптации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996  N   159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», законом Алтайского края от 28.12.2009 № 115-ЗС «О патронатном сопровождении в Алтайском крае»; постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2010 № 387 «Об утверждении Положения об организации патронатного сопровождения выбывших воспитанников или выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Администрации края от 23.04.2014 № 194 «Об утверждении краевой программы «О социальной адап­тации выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей», Плана мер по реструктуризации и реформированию ор­ганизаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей в Алтай­ском крае на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Администра­ции края от 11.12.2014 № 415-р.

1.3. Служба оказания помощи в социальной адаптации в своей деятель­ности руководствуется уставом организации для детей-сирот, настоящим по­ложением.

2. Цель и задачи Службы оказания помощи в социальной адаптации

2.1. Целью Службы оказания помощи в социальной адаптации является оказание адресной помощи воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот в возрасте до 23 лет, способствующей их социализации и соци­альной адаптации.

2.2. Задачи Службы оказания помощи в социальной адаптации:

защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей;

оказание психолого-педагогической, социальной, медицинской и иной помощи воспитанникам и выпускникам организаций для детей-сирот, в ре­шении их личных и социальных проблем;

помощь и содействие в организации жизнедеятельности выпускникам организаций для детей-сирот;

2.3. Основные направления деятельности Службы оказания помощи в социальной адаптации:

разработка индивидуальных программ сопровождения воспитанников, предусматривающие социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой дея­тельности;

контроль успешности реализации индивидуальных программ сопрово­ждения воспитанников, предусматривающих социально-педагогические ус­луги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

организация учебно-тренировочного и сопровождаемого проживания воспитанников посредством предоставления необходимых услуг для удовле­творения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-­досуговой деятельности;

оказание содействия в трудоустройстве выпускников организаций для детей-сирот;

согласование назначения наставника (куратора) выпускнику организа­ции для детей-сирот.

3. Порядок создания и организация работы Службы оказания помощи в

социальной адаптации

3.1. Служба оказания помощи в социальной адаптации создается при­казом директора организации для детей-сирот.

3.2. В состав Службы оказания помощи в социальной адаптации орга­низации для детей-сирот входят постоянные и временные члены.

3.3. В состав Службы оказания помощи в социальной адаптации в ка­честве постоянных членов входят специалисты организации: социальный пе­дагог, педагог-психолог, воспитатель, учитель-дефектолог, юрисконсульт, медицинский работник, при необходимости могут быть включены иные спе­циалисты. Постоянные члены присутствуют на каждом заседании Службы оказания помощи в социальной адаптации, участвуют в его подготовке, по­следующем контроле за выполнением рекомендаций.

3.4. В качестве временных членов привлекаются представители Попе­чительского совета организации, профессиональных образовательных орга­низаций, где обучаются выпускники, некоммерческих организаций, патронатные воспитатели выпускников, продолжающих обучение в профессио­нальных образовательных организациях, назначенные наставники (кураторы) выпускника организации, иные заинтересованные лица.

3.5. Состав Службы оказания помощи в социальной адаптации утвер­ждается приказом руководителя организации для детей-сирот.

3.6. Служба оказания помощи в социальной адаптации является посто­янно действующей формой взаимодействия специалистов организаций для детей-сирот, объединяющихся для психолого-педагогического сопровожде­ния воспитанников в предвыпускной и постинтернатный периоды.

3.7. Заседания Службы оказания помощи в социальной адаптации под­разделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя, назначаемого приказом руководителя организации для детей- сирот.

3.8. Периодичность проведения внеплановых заседаний Службы оказа­ния помощи в социальной адаптации определяется реальными запросами на комплексное всестороннее обсуждение проблем воспитанников и выпускни­ков организации; плановое заседание проводится не реже одного раза в квар­тал.

3.9. Служба оказания помощи в социальной адаптации для сопровож­дения выпускников и реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников привлекает лиц в качестве наставника (куратора) воспитанни­ка и выпускника организации для детей-сирот, согласует их кандидатуры. Служба оказания помощи в социальной адаптации осуществляет контроль за деятельностью наставников (кураторов).

3.10. Организация заседаний Службы оказания помощи в социальной адаптации проводится в два этапа:

подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических, иных данных о реализации индивидуальных программ сопровождения вос­питанников, формирование предварительных выводов и рекомендаций, кото­рые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;

основной: проводится заседание Службы оказания помощи в социаль­ной адаптации, на которое приглашаются заинтересованные лица, проводится обсуждение и анализ успешности реализации мероприятий индивидуальных программ сопровождения воспитанников и выпускников организаций для де­тей-сирот, делаются выводы, вырабатываются коллективные рекомендации по корректировке индивидуальных программ сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот.

3.11. По итогам заседаний Службы оказания помощи в социальной адаптации составляется протокол с указанием ответственных лиц и датой следующего заседания по рассмотрению данного вопроса. Протокол подпи­сывает председатель Службы оказания помощи в социальной адаптации.

3.12.

4. Функциональные обязанности членов Службы оказания помощи в социальной адаптации

4.1. Председатель Службы оказания помощи в социальной адаптации:

планирует и организует работу Службы оказания помощи в социальной

адаптации;

организует плановые и внеплановые заседания Службы оказания по­мощи в социальной адаптации;

отвечает за составление и реализацию индивидуальных программ со­провождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот;

отвечает за составление рекомендаций и консультаций для выпускни­ков организаций для детей-сирот. Изучает и анализирует результаты реали­зации индивидуальных программ сопровождения воспитанников и выпуск­ников организаций для детей-сирот;

обеспечивает привлечение к реализации индивидуальных программ со­провождения воспитанников и выпускников представителей Попечительско­го совета организации, патронатных воспитателей выпускников, продол­жающих обучение в профессиональных образовательных организациях, со­трудников профессиональных образовательных организаций, где обучаются выпускники, членов некоммерческих организаций, наставников (кураторов) выпускника;

консультирует специалистов, воспитанников и выпускников организа­ций для детей-сирот по вопросам социальной адаптации.

4.2. Социальный педагог Службы оказания помощи в социальной адап­тации:

осуществляет анализ обеспечения защиты прав воспитанников и выпу­скников;

организует деятельность по профессиональной ориентации выпускни­ков организаций для детей-сирот;

обеспечивает взаимодействие с ответственными сотрудниками профес­сиональных образовательных организаций, в которых обучаются выпускни­ки;

консультирует выпускников организаций для детей-сирот по социаль­ным вопросам;

участвует в разработке, обсуждении, реализации и определении эффек­тивности реализации индивидуальной программы сопровождения воспитан­ников и выпускников организаций для детей-сирот;

заполняет раздел индивидуальной программы сопровождения воспи­танника и выпускника организаций для детей-сирот «Личные сведения», «Социальный статус»;

содействует трудоустройству выпускников профессиональных образо­вательных организаций;

участвует в обсуждении кандидатуры социально значимого взрослого (куратора) выпускников организаций для детей-сирот.

4.3. Педагог-психолог Службы оказания помощи в социальной адапта­ции:

осуществляет диагностическое обследование воспитанников и выпуск­ников организаций для детей-сирот с целью определения особенностей пси­хического развития в предвыпускной и постинтернатный периоды;

участвует в разработке, обсуждении, реализации и определении эффек­тивности реализации индивидуальной программы сопровождения воспитан­ников и выпускников организаций для детей-сирот;

заполняет раздел «Социально-психологический статус»; обеспечивает реализацию раздела «Формирование культуры межлич­ностных и социальных отношений, самопринятия»;

участвует в обсуждении кандидатуры наставников (кураторов) выпуск­ников организаций для детей-сирот.

4.3. Воспитатель Службы оказания помощи в социальной адаптации: обеспечивает организацию сопровождаемого проживания воспитанни­ка организаций для детей-сирот;

создает условия для реализации навыков бытовой, социально­коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

участвует в разработке, обсуждении, реализации и определении эффек­тивности реализации индивидуальной программы сопровождения воспитан­ников и выпускников организаций для детей-сирот;

заполняет раздел «Социально-психологический статус; обеспечивает реализацию раздела «Формирование социально-бытовых умений и навыков»;

участвует в обсуждении кандидатуры наставников (кураторов) выпуск­ников организаций для детей-сирот.

4.4. Юрисконсульт Службы оказания помощи в социальной адаптации: консультирует воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот по правовым вопросам;

оказывает консультативную помощь членам Службы оказания помощи в социальной адаптации по вопросам юридического характера;

участвует в разработке, обсуждении, реализации и определении эффек­тивности реализации индивидуальной программы сопровождения воспитан­ников и выпускников организаций для детей-сирот;

участвует в обсуждении кандидатуры социально значимого взрослого (куратора) выпускника.

4.5. Медицинский работник Службы оказания помощи в социальной адаптации:

осуществляет анализ данных личной медицинской карты воспитанни­ков и выпускников организаций для детей-сирот;

организует медицинское обследование выпускников организаций для детей-сирот, направляет на консультации к узким специалистам;

обеспечивает взаимодействие с сотрудниками организаций здраво­охранения;

содействует определению медицинских ограничении профессиональ­ной пригодности выпускников;

участвует в разработке, обсуждении, реализации и определении эффек­тивности реализации индивидуальной программы сопровождения воспитан­ников и выпускников организаций для детей-сирот;

заполняет раздел индивидуальной программы «Медицинский статус»;

обеспечивает реализацию раздела «Формирование навыков здорового образа жизни» участвует в обсуждении кандидатуры социально значимого взрослого (куратора) выпускника.

5. Документация Службы оказания помощи в социальной адаптации

5.1. План работы Службы оказания помощи в социальной адаптации.

5.2. Индивидуальные программы психолого-педагогического сопрово­ждения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот (прило­жение 2,3).

5.3. Протоколы заседаний Службы оказания помощи в социальной адаптации.

5.4. Списки воспитанников и выпускников, находящихся под динами­ческим наблюдением Службы оказания помощи в социальной адаптации (приложение 4,5).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к примерному положению о службе

оказания помощи в социальной адаптации

выпускников организаций для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения воспитанника организаций для детей-сирот в предвыпускной период

              (примерная)             

1. Личные сведения

1.1. ФИО воспитанника, дата и место рождения

1.2. Сведения о родителях и родственниках; условия проживания до поступления в дет­ский дом             

2. Социальный статус:

Ребенок-сирота              Ребенок, оставшийся без попечения родителей

Получает ли пенсию, алименты, закреплено ли за ним жилье? и др.

3. Медицинский статус Абсолютно здоров Имеет хронические заболевания Ребенок-инвалид Инвалид Диагноз:

Наличие медицинских противопоказаний да нет

Заключение краевой (территориальной) ПМПК (при наличии):

4. Социально-психологический статус.

4.1 .Интересы и увлечения

4.2. Личные достижения

4.3. Наличие вредных привычек: курение, употребление спиртного, употребление наркотиков, сквернословие, отсутствие ВП,

4.4. Асоциальное поведение:

постоянные конфликты частые драки побеги состоит на учете в КДНиЗП привлекался к ответственности

находился в спец учреждении для несовершеннолетних

4.5. Посещение кружков, секций:

4.6. Межличностные отношения воспитанника:

4.7. Жизненные планы воспитанника:              имеются              не имеются

4.8. Нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке: нет да продолжение помощи новый вид помощи

5. План психолого-педагогического помощи и поддержки



п/п

Направление дея­тельности

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Результат (предложения по корректи­ровке про­граммы)

1

2

3

4

5

6

1

Формирование

1.

Социальный

профессиональных

2.

педагог

намерений

3...

2

Формирование со-

1.

Воспитатель

циально-бытовых

2.

умений и навыков

3...

3

Формирование

1.

Педагог-

культуры межлич-

2.

психолог

ностных и социаль-

3...

ных отношений,

самопринятия

4

Формирование на-

1.

Медицинский

выков здорового

2.

работник

образа жизни

3...

5

Вывод

6. Анализ эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения воспи­танников проводится на заседании службы психолого-педагогического сопровождения (1 раз в квартал)



п/п

Направление дея­тельности

дата

дата

дата

дата

Результат, ва­рианты кор­ректировки

Результат, ва­рианты коррек­тировки

Результат, ва­рианты коррек­тировки

Результат, ва­рианты коррек­тировки

1

Сформированность социальных навы­ков и профессио­нальных намерений

2

С формированность социально­бытовых умений и навыков

3

С формированность культуры межлич­ностных и соци­альных отношений

4

Сформированность навыков здорового образа жизни

5

Вывод:

Заключение:

Дата

Председатель Члены Службы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к примерному положению о службе оказания

помощи в социальной адаптации выпускников

организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения выпускника организации для детей-сирот в постинтернатный период (примерная)

1. Личные сведения

1.1. ФИО, дата и место рождения

1.2. Сведения о родителях и родственниках; условия проживания до поступления в про­фессиональную образовательную организацию

Социально значимые лица, в том числе патронатный воспитатель, куратор (при наличии):

ФИО:             

Адрес, Телефон

ФИО:

Адрес, Телефон

ФИО:

Адрес, Телефон

ФИО:

Адрес, Телефон

2. Социальный статус:

Ребенок-сирота              Ребенок, оставшийся без попечения родителей

Лицо (старше 18 лет) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей

Получает ли пенсию, алименты, закреплено ли за ним жилье? и др.

3. Медицинский статус Абсолютно здоров Имеет хронические заболевания Ребенок-инвалид Инвалид (по достижении 18 лет)

1 группа              2 группа              3 группа

Диагноз:

Наличие медицинских противопоказаний да нет

Заключение краевой (территориальной) ПМПК (при наличии):

4. Образовательный статус

4.1. Общеобразовательное учреждение, которое окончил выпускник             

4. 2. Профессиональная образовательная организация поступил окончил отчислен

4.3. Образовательная организация среднего профессионального образования поступил окончил отчислен

4.4. Высшее профессиональное образование

поступил окончил отчислен             

5. Социально-психологический статус

5.1. Интересы и увлечения

5.2. Личные достижения

5.3. Наличие вредных привычек: курение, употребление спиртного, употребление наркотиков, сквернословие, отсутствие ВП,

5.4. Асоциальное поведение:

постоянные конфликты частые драки побеги состоит на учете в КДНи ЗП привлекался к ответственности

находился в закрытом учреждении для несовершеннолетних

5.5. Посещение кружков, секций:

5.6. Межличностные отношения выпускника:

5.7. Жизненные планы выпускника:              имеются              не имеются

5.8. Нуждается в психологической помощи и поддержке:

нет да продолжение помощи новый вид помощи

6. План психолого-педагогической помощи и поддержки



п/п

Направление дея­тельности

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Результат (предложения по корректи­ровке про­граммы)

1

2

3

4

5

6

1

Создание условий

для реализации

профессиональных

намерений (даль-

нейшее трудоуст-

ройство)

1.

Социальный

педагог

2.

3...

2

Создание условий

для реализации со-

циально-бытовых

умений и навыков

1.

Воспитатель

2.

3...

3

Развитие культуры

межличностных и

социальных отно-

шений. самоприня-

тия

1.

Педагог-

психолог

2.

3...

4

Развитие навыков

здорового образа

жизни

1.

Медицинский

работник

2.

3...

5

Вывод

7.              Анализ эффективности реализации индивидуальных программ сопровождения воспитанников (проводится на заседании Службы организаций детей-сирот 1 раз в квартал

№ п/п

Направление дея­тельности

дата

дата

дата

дата

Результат, ва­рианты кор­ректировки

Результат, ва­рианты корректировки

Результат, ва­рианты корректировки

Результат, ва­рианты корректировки

1

2

3

4

5

6

1.

социальных навыков и профессиональных намерений

2.

Сформированность социально-бытовых умений и навыков

3.

Сформированность культуры межлич­ностных и социаль­ных

4.

Сформированность навыков здорового образа

5.

Вывод:

Заключение:

Дата

Председатель Члены службы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к примерному положению о службе помощи

в социальной адаптации выпускников

организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Списки воспитанников, находящихся под динамическим наблюдением службы помощи в социальной адаптации выпускников краевой государственной образовательной организации для детеи-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей (краевой государственной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья)



п/п

Ф.И.О.

воспитанника

Дата рождения воспитанника

Дата утверждения индивидуальной программы сопровождения воспитанника на заседании службы

Дата рассмотрения результатов реализации программы сопровождения воспитанника на заседании службы сопровождения

Ф.И.О.

куратора,

должность,

Примечания

Председатель службы сопровождения              

1. Дата выпуска воспитанника: «              »               201              года

2. Учетная запись в списке выпускников находящихся под динамическим наблюдением службы помощи в социальной адаптации выпускников краевой государственной образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (краевой государственной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья): №

Пункты 1,2 заполняются после выпуска воспитанника из организации

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

к примерному положению о службе помощи

в социальной адаптации выпускников

организации для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Списки выпускников, находящихся под динамическим наблюдением службы помощи в социальной адаптации выпускников краевой государственной организации для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (краевой государственной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья)



п/п

Ф.И.О.

выпускника

Дата

рождения

выпускника

Жизнеустройство (место работы, учебы, проживания)

Место

жительства

Дата

корректи­

ровки

программы

сопро­

вождения

Дата

рассмотрения программы на заседании службы сопровождени я

Ф.И.О. наставника (куратора), его должность

Ф.И.О. патронатного воспитателя, его должность (при наличии)

Председатель службы сопровождения              

Дата выпуска воспитанника: «              »               201              года

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.01.2019
Рубрики правового классификатора: 030.020.050 Опека и попечительство (см. также 040.060.030), 130.010.050 Формы получения образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать