Основная информация
Дата опубликования: | 02 октября 2001г. |
Номер документа: | 3019 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0103254В0904182
В200103254
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.11.2001, N 228, СТР. 15
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 26.11.2001, N 48, СТР. 63
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.11.2001 ПОД N 3019
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
02.10.2001 N 581
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Утратил силу: приказ Федеральной службы безопасности РФ от 2 сентября 2009 г. N 423; НГР:В0904182 >
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации.
2. Заместителям директора ФПС России, начальникам региональных управлений, пограничной и оперативных групп, организаций центрального подчинения обеспечить выполнение в войсках, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов как основных условий сохранения и укрепления здоровья личного состава.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Военно-медицинское управление.
Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
генерал-полковник
К.ТОЦКИЙ
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) государственный санитарно-эпидемиологический надзор деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
2. В целях реализации настоящей Инструкции используются основные понятия согласно приложению.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Пограничной службе Российской Федерации (далее именуется Пограничная служба) включает:
контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее именуется - санитарное законодательство), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
ведение учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Пограничной службы (далее именуется - личный состав) в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды его обитания, а также ведение статистического наблюдения.
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее именуется - госсанэпиднадзор) в Пограничной службе осуществляется отделом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России и военно-медицинскими учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля Пограничной службы, входящими, в соответствии с санитарным законодательством, в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
5. Научно-исследовательская, методическая и практическая деятельность в целях обеспечения госсанэпиднадзора в Пограничной службе осуществляется кафедрами медико-профилактического профиля Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии.
6. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Пограничной службе входят:
1) отдел государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России (далее именуется Отдел);
2) военно-медицинские учреждения санитарноэпидемиологического профиля (далее именуются - Учреждения):
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 отдельных учебных морских центрах ФПС России (далее именуются - ОУМЦ);
санитарно-эпидемиологическая лаборатория, осуществляющая госсанэпиднадзор в 8 окружном военном госпитале Тихоокеанского регионального управления ФПС России (далее именуется - СЭЛ);
3) кафедры медико-профилактического профиля Военномедицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии (далее именуются - Кафедры).
II. Организация госсанэпиднадзора в Пограничной службе
7. Деятельность Отдела и Учреждений Пограничной службы по осуществлению госсанэпиднадзора в Пограничной службе организует главный государственный санитарный врач Пограничной службы, являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Пограничной службе.
8. Отдел, Кафедры и Учреждения Пограничной службы, входящие в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации задачами:
участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвуют в разработке и реализации федеральных, региональных и других целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно-технических программ в этой области;
взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвуют в подготовке к опубликованию ежегодного государственного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
участвуют в подготовке предложений по проектам программ социально-экономического развития территорий, федеральных, региональных и других целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
организуют и проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;
организуют и проводят научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принимают участие в осуществлении работы по гигиеническому воспитанию личного состава, аттестации гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием личного состава;
организуют и выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;
проводят социально-гигиенический мониторинг;
осуществляют государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.
9. Отдел и Учреждения Пограничной службы, кроме функций, перечисленных в пункте 8:
осуществляют госсанэпиднадзор;
вносят в установленном порядке предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях Пограничной службы ограничительных мероприятий (карантина);
принимают участие в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
осуществляют меры по своевременному информированию личного состава о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации.
10. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящей Инструкцией, другими правовыми актами ФПС России в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
11. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор в Пограничной службе, являются:
начальник отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России - главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации;
старший помощник - заместитель главного государственного санитарного врача Пограничной службы Российской Федерации отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России;
начальник Центра государственного санитарноэпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации и его заместитель;
главные государственные санитарные врачи, начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главные государственные санитарные врачи региональных управлений, пограничной группы, 1 и 2 ОУМЦ и их заместители;
начальник СЭЛ и его заместитель;
главные и ведущие специалисты, другие специалисты медико-профилактического профиля отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России;
начальники отделений, лабораторий, групп, других подразделений, врачи по общей гигиене, врачи по гигиене питания, врачи по гигиене труда, врачи по коммунальной гигиене, врачи по радиационной гигиене, врачи-эпидемиологи, врачи-паразитологи, врачи-бактериологи, врачи-вирусологи, врачи дезинфектологи, врачи-лаборанты, старшие врачи и другие врачи медико-профилактического профиля, фельдшеры-лаборанты, помощники врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, СЭЛ, осуществляющих госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 ОУМЦ.
12. Госсанэпиднадзор на объектах организаций центрального подчинения, расположенных в районах дислокации региональных управлений, осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора соответствующих региональных управлений, на объектах 1 ОУМЦ и дома отдыха "Пограничник России", 2 ОУМЦ - соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на объектах воинских частей, дислоцированных в Москве и Московской области, 5, 9, 16 учебных центров, Кинологического учебного центра ФПС России, Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии и 1 отдельного тяжелого транспортного авиационного полка ФПС России - Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации.
13. Деятельность учреждений Пограничной службы, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, проводится во взаимодействии с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном) на основании положений о взаимодействии.
III. Права должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
14. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения имеют право:
получать от командиров (начальников), других должностных лиц войск, органов и организаций Пограничной службы, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих госсанэпиднадзору, в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее именуются - санитарные правила);
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
15. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, имеют право давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими лицами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
IV. Полномочия главных государственных санитарных
врачей и их заместителей
16. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными главой III настоящей Инструкции, наделяются следующими полномочиями:
1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) давать должностным лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
4) давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:
вызове в отдел и учреждения Пограничной службы должностных лиц и других граждан для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:
проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;
производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или изоляции военнослужащих и гражданского персонала, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц из личного состава, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок военнослужащим и гражданскому персоналу по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:
наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов (в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
8) вносить предложения:
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, региональные управления, пограничную, оперативные группы и организации центрального подчинения Пограничной службы - о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава, применении дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушение санитарных правил;
в финансово-кредитные организации - о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;
в органы сертификации - о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;
в лицензионные органы - о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.
17. Главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными главой III и пунктом 16 главы IV настоящей Инструкции, наделяется дополнительными полномочиями:
разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять госсанэпиднадзор, проекты санитарных правил для утверждения;
утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления госсанэпиднадзора в Пограничной службе.
V. Обязанности должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
18. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные главами III и IV настоящей Инструкции полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
информировать командование, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;
оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.
VI. Ответственность должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
19. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VII. Ответственность за нарушение санитарного
законодательства
20. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
21. Порядок привлечения к ответственности определен законодательством Российской Федерации.
Приложение
к п. 2 Инструкции
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ <*>,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
--------------------------------
<*> Изложены в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).
В целях реализации Инструкции о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания человека - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
санитарно-эпидемиологическое заключение - документ,
удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам
факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности,
продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов,
проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
[отформатировано: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 11.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
В0103254В0904182
В200103254
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 21.11.2001, N 228, СТР. 15
БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, 26.11.2001, N 48, СТР. 63
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 12.11.2001 ПОД N 3019
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
02.10.2001 N 581
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Утратил силу: приказ Федеральной службы безопасности РФ от 2 сентября 2009 г. N 423; НГР:В0904182 >
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации.
2. Заместителям директора ФПС России, начальникам региональных управлений, пограничной и оперативных групп, организаций центрального подчинения обеспечить выполнение в войсках, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов как основных условий сохранения и укрепления здоровья личного состава.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Военно-медицинское управление.
Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
генерал-полковник
К.ТОЦКИЙ
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) государственный санитарно-эпидемиологический надзор деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
2. В целях реализации настоящей Инструкции используются основные понятия согласно приложению.
3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Пограничной службе Российской Федерации (далее именуется Пограничная служба) включает:
контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее именуется - санитарное законодательство), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
разработку предложений о проведении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
ведение учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Пограничной службы (далее именуется - личный состав) в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды его обитания, а также ведение статистического наблюдения.
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее именуется - госсанэпиднадзор) в Пограничной службе осуществляется отделом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России и военно-медицинскими учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля Пограничной службы, входящими, в соответствии с санитарным законодательством, в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
5. Научно-исследовательская, методическая и практическая деятельность в целях обеспечения госсанэпиднадзора в Пограничной службе осуществляется кафедрами медико-профилактического профиля Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии.
6. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Пограничной службе входят:
1) отдел государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России (далее именуется Отдел);
2) военно-медицинские учреждения санитарноэпидемиологического профиля (далее именуются - Учреждения):
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 отдельных учебных морских центрах ФПС России (далее именуются - ОУМЦ);
санитарно-эпидемиологическая лаборатория, осуществляющая госсанэпиднадзор в 8 окружном военном госпитале Тихоокеанского регионального управления ФПС России (далее именуется - СЭЛ);
3) кафедры медико-профилактического профиля Военномедицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии (далее именуются - Кафедры).
II. Организация госсанэпиднадзора в Пограничной службе
7. Деятельность Отдела и Учреждений Пограничной службы по осуществлению госсанэпиднадзора в Пограничной службе организует главный государственный санитарный врач Пограничной службы, являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Пограничной службе.
8. Отдел, Кафедры и Учреждения Пограничной службы, входящие в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации задачами:
участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвуют в разработке и реализации федеральных, региональных и других целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно-технических программ в этой области;
взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
участвуют в подготовке к опубликованию ежегодного государственного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
участвуют в подготовке предложений по проектам программ социально-экономического развития территорий, федеральных, региональных и других целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
организуют и проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;
организуют и проводят научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принимают участие в осуществлении работы по гигиеническому воспитанию личного состава, аттестации гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием личного состава;
организуют и выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;
проводят социально-гигиенический мониторинг;
осуществляют государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.
9. Отдел и Учреждения Пограничной службы, кроме функций, перечисленных в пункте 8:
осуществляют госсанэпиднадзор;
вносят в установленном порядке предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях Пограничной службы ограничительных мероприятий (карантина);
принимают участие в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
осуществляют меры по своевременному информированию личного состава о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации.
10. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящей Инструкцией, другими правовыми актами ФПС России в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
11. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор в Пограничной службе, являются:
начальник отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России - главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации;
старший помощник - заместитель главного государственного санитарного врача Пограничной службы Российской Федерации отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России;
начальник Центра государственного санитарноэпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации и его заместитель;
главные государственные санитарные врачи, начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора - главные государственные санитарные врачи региональных управлений, пограничной группы, 1 и 2 ОУМЦ и их заместители;
начальник СЭЛ и его заместитель;
главные и ведущие специалисты, другие специалисты медико-профилактического профиля отдела государственного санитарно-эпидемиологического надзора Военно-медицинского управления ФПС России;
начальники отделений, лабораторий, групп, других подразделений, врачи по общей гигиене, врачи по гигиене питания, врачи по гигиене труда, врачи по коммунальной гигиене, врачи по радиационной гигиене, врачи-эпидемиологи, врачи-паразитологи, врачи-бактериологи, врачи-вирусологи, врачи дезинфектологи, врачи-лаборанты, старшие врачи и другие врачи медико-профилактического профиля, фельдшеры-лаборанты, помощники врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, СЭЛ, осуществляющих госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 ОУМЦ.
12. Госсанэпиднадзор на объектах организаций центрального подчинения, расположенных в районах дислокации региональных управлений, осуществляется центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора соответствующих региональных управлений, на объектах 1 ОУМЦ и дома отдыха "Пограничник России", 2 ОУМЦ - соответствующими центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, на объектах воинских частей, дислоцированных в Москве и Московской области, 5, 9, 16 учебных центров, Кинологического учебного центра ФПС России, Военно-медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии и 1 отдельного тяжелого транспортного авиационного полка ФПС России - Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации.
13. Деятельность учреждений Пограничной службы, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, проводится во взаимодействии с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном) на основании положений о взаимодействии.
III. Права должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
14. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения имеют право:
получать от командиров (начальников), других должностных лиц войск, органов и организаций Пограничной службы, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих госсанэпиднадзору, в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее именуются - санитарные правила);
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
15. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, имеют право давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими лицами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
IV. Полномочия главных государственных санитарных
врачей и их заместителей
16. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными главой III настоящей Инструкции, наделяются следующими полномочиями:
1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) давать должностным лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
4) давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:
вызове в отдел и учреждения Пограничной службы должностных лиц и других граждан для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:
проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;
производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или изоляции военнослужащих и гражданского персонала, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц из личного состава, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок военнослужащим и гражданскому персоналу по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:
наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов (в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения");
направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
8) вносить предложения:
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, региональные управления, пограничную, оперативные группы и организации центрального подчинения Пограничной службы - о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава, применении дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушение санитарных правил;
в финансово-кредитные организации - о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;
в органы сертификации - о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;
в лицензионные органы - о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.
17. Главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными главой III и пунктом 16 главы IV настоящей Инструкции, наделяется дополнительными полномочиями:
разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять госсанэпиднадзор, проекты санитарных правил для утверждения;
утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления госсанэпиднадзора в Пограничной службе.
V. Обязанности должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
18. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные главами III и IV настоящей Инструкции полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
информировать командование, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;
оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.
VI. Ответственность должностных лиц, осуществляющих
госсанэпиднадзор
19. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VII. Ответственность за нарушение санитарного
законодательства
20. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
21. Порядок привлечения к ответственности определен законодательством Российской Федерации.
Приложение
к п. 2 Инструкции
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ <*>,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
--------------------------------
<*> Изложены в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).
В целях реализации Инструкции о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации используются следующие основные понятия:
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания человека - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
санитарно-эпидемиологическое заключение - документ,
удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам
факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности,
продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов,
проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
[отформатировано: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 11.12.2001 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ № 48 от 26.11.2001 Стр. 63, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 228 от 21.11.2001 Стр. 15 |
Рубрики правового классификатора: | 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080), 150.000.000 Оборона, 150.020.000 Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к выполнению задач в области обороны, 150.020.020 Другие войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к выполнению задач в области обороны (далее именуются - другие войска) (см. также 090.070.020, 090.070.030, 090.080.020, 090.080.060, 090.090.020, 160.020.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: