Основная информация
Дата опубликования: | 02 ноября 2009г. |
Номер документа: | ru91000200900934 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Камчатский край |
Принявший орган: | Министерство социального развития и труда Камчатского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 3 ноября 2009 года № 254-п
Об утверждении краевой ведомственной целевой программы «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
{Изменения:
Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п
Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 03.09.2010 №356-п}
В целях исполнения пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 11.02.2009 года, решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 26.03.2009 протокол № 1, в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 24.04.2009 № 193-П «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации краевых ведомственных целевых программ» и распоряжением Правительства Камчатского края от 01.04.2009 № 143-РП
(преамбула в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить краевую ведомственную целевую программу «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы на 2010 год» согласно приложению.
(пункт 1 в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п)
2. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2010 года.
Министр
И.Э. Койрович
Приложение к Приказу
Министерства социального
развития и труда Камчатского края
от 03.11.2009 №254-п
Краевая ведомственная целевая программа «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Содержание
Паспорт программы………………………………………………………………….3
1. Технико-экономическое обоснование Программы……………………………5
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы
ее реализации, ресурсное обеспечение…………………………………………...7
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
и критерии оценки эффективности ее реализации……………………………….8
4. Система организации выполнения Программы и
контроля за исполнением программных мероприятий…………………………...8
Приложение «Основные мероприятия по реализации краевой
ведомственной целевой программы «Социальная адаптация
граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»……….9
Паспорт
краевой ведомственной целевой программы «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Цель программы социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их
к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной
позиции, восстановление социальных связей);
Задачи программы социально-бытовое обустройство, содействие в профессиональном обучении и
трудоустройстве граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы; профилактика
инфекционных заболеваний;
Основные мероприятия программы обмен опытом работы по решению вопросов социально-бытового и трудового устройства
граждан, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний, оказание материальной помощи
указанной категории граждан; организация и проведение мониторинга медико-социальных
показателей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, страдающих алкоголизмом
и наркоманией, больных туберкулезом и СПИД; информирование лиц, отбывающих наказание в
местах лишения свободы, о возможности и условиях получения профессионального
образования по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
Сроки и этапы реализации программы 2010 год;
Объемы и источники финансирования общий объем финансирования программы составляет 300,0 тыс. руб.,
программы в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.;
Прогноз ожидаемых результатов снижение социальной напряженности среди граждан, отбывших наказание в виде лишения
реализации программы свободы;
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В настоящее время в Камчатском крае функционируют: исправительная колония строго режима (ИК-6), исправительная колония общего режима (ИК-5), исправительный участок колонии-поселения при ИК-5, следственный изолятор, Камчатская воспитательная колония, исправительной участок колонии для осужденных женщин при Камчатской воспитательной колонии.
Общая численность осужденных в учреждениях исполнения наказаний Камчатского края по состоянию на 1 мая 2009 года составляет 2402 человека, из них: несовершеннолетних 14, женщин 74.
Ежегодно более 800 осужденных освобождаются из исправительных учреждений УФСИН России по Камчатскому краю.
В условиях экономического кризиса, спада промышленного производства и сокращения рабочих мест обострились многие социальные проблемы, связанные с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы.
Действующая система и сложившаяся практика правового регулирования социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов этих граждан.
Вследствие этого, в Камчатском крае обострились проблемы, сдерживающие решение вопросов по социальной адаптации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, получения медицинской помощи, оформления пенсий и социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений, оказывая негативное влияние на состояние правопорядка.
Несмотря на общее снижение количества преступлений на территории Камчатского края в 2008 году, число лиц ранее совершавших преступления остается стабильно высоким.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
лица, совершившие преступления (всего), из них:
3102
4250
4098
3359
ранее совершавшие преступления
1076
1104
1192
938
Согласно приведенной статистике 25 - 35% лиц, полностью отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь совершают преступления. Это показатель не только эффективности исправления осужденных, но и диагноз состояния системы их социальной адаптации после, освобождения из мест лишения свободы.
Важнейшей составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их профессионально-трудовая реабилитация.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане составляют особую социально-демографическую группу населения Камчатского края, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 88% освобождающихся, составляют лица в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 25 до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда, от 18 до 25 лет, - 28%) освобождающихся. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является одним из главных направлений их социальной адаптации к нормальной жизни.
Состояние рынка труда в Камчатском крае неоднозначно для трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы. С одной стороны, они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с безработными.
Образование
Доля граждан, в %
безработные
лица, освобожденные из учреждений исполнения наказания
начальное
-
3,6
неполное среднее
14,8
35,3
среднее общее
23,7
23,2
начальное профессиональное
18,9
17,5
среднее специальное
27,9
10,8
высшее и неполное высшее
14,7
7,2
Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (18%) в 2,4 раза уступает образовательному уровню безработных на текущем рынке труда Камчатского края (46,2%>). По неполному среднему образованию картина обратная; число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных. К тому же среди освобождаемых 3,6% составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным и средним начальным образованием составляют около 39%, которые, могут, как правило, претендовать только на низкоквалифицированную, низкооплачиваемую работу.
В связи с этим, повышение конкурентоспособности освобожденных на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования, в том числе профессионального.
Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте 14 до 25 лет составляет 37 % - вовлечение данной категории лиц, в систему профессионального обучения является важнейшим направлением их социальной адаптации и повышения конкурентноспособности на рынке труда.
С другой стороны, существующий спрос на текущем рынке труда Камчатского края характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. В целях повышения конкурентноспособности освобожденных на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в системе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю.
Помочь осужденному получить образование, профессию - это важная социальная задача, способствующая лучшей адаптации его на свободе.
Медицинская реабилитация является обязательной, неотъемлемой частью социальной адаптации и включает в себя меры по восстановлению здоровья, а также по обеспечению в социуме, при необходимости, санитарно-эпидемиологического благополучия, связанного с проводимой реабилитацией.
Низкий потенциал здоровья человека, существующий в настоящее время, в случае его осуждения и заключения в учреждения исполнения наказания является основой для быстрого и значительного ухудшения психического и соматического состояния, возникновения хронических заболеваний. Стресс, вызванный осуждением, пребывание в специфических условиях учреждения исполнения наказаний, оказывают резко негативное, часто губительное воздействие на организм, душевное и физическое здоровье.
По данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю в учреждениях исполнения наказания содержится 156 человек больных туберкулезом, из них больны активной формой туберкулеза 43 человека, а общее число страдающих туберкулезом, ВИЧ и наркоманией составляет 236 человек.
Заболеваемость туберкулезом, ВИЧ, гепатитом и наркоманией среди заключенных вызывает особую тревогу. При этом у части из них отмечаются лекарственно-устойчивые формы туберкулеза, а это значит, что такие больные обречены.
Ежегодно в места лишения свободы попадает около 900 человек и почти столько же освобождаются, при этом каждый из них невольно входит в контакт с больным. Значительное число освобождающихся фактически являются носителями микобактерий туберкулеза. Установлено, что один туберкулезный больной (бактериовыделитель) может заразить от 10 до 80 человек в год.
Нетрудно представить, какую серьезную эпидемиологическую опасность представляют лица, освобождающиеся из учреждений исполнения наказаний. Установлено, что почти треть (31%) больных, освобождающихся из мест лишения свободы, не встают на учет в специализированные лечебные учреждения, не осуществляют специальное лечение и, таким образом, распространяют смертельно опасные инфекции: туберкулез, гепатит и другие.
Еще одной не менее важной составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их бытовое устройство. Практически для каждого освободившегося из мест лишения свободы вопрос о бытовом устройстве наиболее значим.
Учреждения исполнения наказания, при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных лиц к освобождению, не в состоянии полностью решить вопросы их бытового устройства. Сегодня специалист по социальной работе указанного учреждения не способен реально влиять на решение проблемы бытового устройства освобождающихся.
В 2002-2005 годах на территории Камчатской области реализовывалась долгосрочная областная целевая программа «Реабилитации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы». Реализация мероприятий программы позволила решить одну из важных задач - снизить социальную напряженность среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц «бомж».
За период действия программы 576 лиц, отбывших уголовное наказание, были обеспечены гражданскими паспортами, 77 отправлены к постоянному месту жительства в пределах Камчатской области и Корякского округа.
Полностью были удовлетворены нужды следственного изолятора УИН МЮ РФ по Камчатской области в трех дезинфекционных камерах. В рамках программных мероприятий по улучшению эпидемиологической ситуации в учреждениях исполнения наказаний 1500 человек прошли необходимое флюорографическое обследование и по его результатам, нуждающиеся в лечении, получили дополнительную медицинскую помощь. Это положительно отразилось на эпидемиологической ситуации в целом.
В соответствии с мероприятиями программы по профессиональному обучению и трудовому устройству 549 осужденных получили профориентационные услуги, 42 человека, отбывших уголовное наказание, прошли профессиональное обучение. Из них, закончили программу обучения 39 человек, в том числе 13 - молодежь в возрасте 16-29 лет, которые в дальнейшем трудоустроились.
Нерешенность проблем этой категории граждан, снова приводит к социальной напряженности, а значит и к совершению новых преступлений, как единственного выхода решения всех проблем. Несмотря на общее снижение количества преступности на территории края в 2008 году стабильно высокое число лиц ранее совершавших преступления прямое доказательство роста социальной напряженности в их среде.
Ситуация диктует необходимость создания действенной системы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, объединения усилий всех заинтересованных государственных органов и служб в осуществлении мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2. Цели, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей).
2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- организационное и информационное обеспечение социальной адаптации;
- социально-бытовое обустройство;
- содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве;
- профилактика инфекционных заболеваний;
2.3. Перечень программных мероприятий, с указанием объемов финансирования по поставленным задачам приведен в приложении к Программе.
2.4. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 300,0 тыс. руб., в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.
2.5. Финансирование Программы рассчитано в ценах 2010 года.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Реализация Программы, позволит снизить социальную напряженность среди граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, уменьшить количество лиц ранее совершавших преступления, улучшить криминогенную ситуации на территории Камчатского края.
Эффективность реализации Программы оценивается по степени достижения поставленных целей на основе показателей и индикаторов приведенных в Приложении к Программе.
4.Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края.
Исполнитель Программы обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности заинтересованных органов государственной власти в вопросах осуществления мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Исполнитель программных мероприятий несёт ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, обеспечивает своевременный учет и предоставление необходимой отчетности о реализации Программы, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.
Приложение к краевой ведомственной
целевой программе «Социальная адаптация
граждан, отбывших наказание
в виде лишения свободы, на 2010 год»
Система целеполагания и перечень мероприятий краевой ведомственной целевой программы
«Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Цель программы - социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей)
1,0
300
1. Количество лиц, ранее совершавших преступления
человек
снижение
0,4
938
910
2. Удельный вес граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, получивших реабилитационную помощь в общем числе граждан данной категории, нуждающихся в социальной адаптации
%
увеличение
0,6
163
37,1
1.1
Задача «Организационное обеспечение социальной адаптации
0,2
80,0
1.1.1
Проведение совещаний, семинаров, рабочих встреч руководителей органов социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, исполнения наказаний по вопросам социальной реабилитации граждан
0,4
10,0
Количество проведённых совещаний, семинаров, рабочих встреч
шт.
сохранение
1,0
2
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.1.2
Обмен опытом работы по решению вопросов социально-бытового и трудового устройства граждан, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний с Министерством здравоохранения Камчатского края, Агентством по занятости населения камчатского края, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний
0,2
0,0
Подготовка аналитической записки об опыте решения проблем социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний
шт.
сохранение
1,0
1
1.1.3
Разработка и изготовление информационных и справочных материалов по социальным проблемам лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы
0,4
70,0
Подготовленные справочные и информационные материалы
шт.
увеличение
1,0
2
1.2
Задача «Социально-бытовое устройство»
0,4
220,0
Количество человек из числа освободившихся, имеющих постоянное место жительства
2
1.2.1
Оказание материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, которые в силу обстоятельств оказались в трудной жизненной ситуации в том числе оказание материальной помощи на приобретение продуктов питания, одежды и обуви, приобретение средств гигиены, лекарственных препаратов, на оформление документов, удостоверяющих личность, оформление регистрации по месту жительства, на компенсацию расходов на проезд к месту постоянного жительства, в том числе к месту жительства родственников, в связи с восстановлением с ними социальной связи и отсутствием постоянного места жительства на территории Камчатского края
1
220,0
Количество человек, получивших материальную помощь
человек
сохранение
1
25
Код
Элемент системы целеполагания
Объём
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения
мероприятия
Наименование
Вес
финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.3
Задача «Профилактика инфекционных заболеваний»
0,2
0,0
Количество человек из числа освободившихся, получивших бесплатную медицинскую помощь
1.3.1
Проведение мониторинга медико- социальных показателей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учёте в учреждениях здравоохранения Камчатского края, страдающих алкоголизмом и наркоманией, больных туберкулёзом и СПИД
0,3
0,0
Составление аналитической справки
сохранение
1,0
1
1.3.2
Содействие в выдачи (по мере обращения) медицинских полисов обязательного медицинского страхования гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, с целью
0,3
0,0
Выданные полисы
шт.
увеличение
1,0
5
1.3.3
Проведение анализа информации, поступающей в специализированные учреждения здравоохранения края о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, больных туберкулёзом, ВИЧ- инфекцией, гепатитом и другими опасными инфекционными заболеваниями
0,4
0.0
Составление аналитической справки
шт.
сохранение
1,0
1
1.4
Задача
«Содействие в трудоустройстве
0,2
0,0
Количество трудоустроенных человек из числа освободившихся
1.4.1
Информирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о порядке получения государственных услуг, оказываемых службой занятости населения, о востребованных профессиях и вакансиях, имеющихся на региональном рынке труда
0,2
0,0
Подготовка информации
шт.
сохранение
1,0
1
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.4.2
Информирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о возможности и условиях получения профессионального образования по специальностям, востребованным на региональном рынке труда
0,2
0,0
Подготовка информации
шт.
сохранение
1,0
1
1.4.3
Предоставление в Агентство по занятости населения Камчатского края сведений об ориентировочном количестве граждан, освобождаемых на территории края, в том числе нуждающихся в трудоустройстве, с указанием имеющихся у освобождаемых профессий
0,6
0,0
Подготовка информации
шт.
увеличение
1,0
4
(приложение в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 03.09.2010 №356-п)
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ТРУДА КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 3 ноября 2009 года № 254-п
Об утверждении краевой ведомственной целевой программы «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
{Изменения:
Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п
Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 03.09.2010 №356-п}
В целях исполнения пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 11.02.2009 года, решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 26.03.2009 протокол № 1, в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 24.04.2009 № 193-П «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации краевых ведомственных целевых программ» и распоряжением Правительства Камчатского края от 01.04.2009 № 143-РП
(преамбула в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить краевую ведомственную целевую программу «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы на 2010 год» согласно приложению.
(пункт 1 в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 09.12.2009 №304-п)
2. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2010 года.
Министр
И.Э. Койрович
Приложение к Приказу
Министерства социального
развития и труда Камчатского края
от 03.11.2009 №254-п
Краевая ведомственная целевая программа «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Содержание
Паспорт программы………………………………………………………………….3
1. Технико-экономическое обоснование Программы……………………………5
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы
ее реализации, ресурсное обеспечение…………………………………………...7
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
и критерии оценки эффективности ее реализации……………………………….8
4. Система организации выполнения Программы и
контроля за исполнением программных мероприятий…………………………...8
Приложение «Основные мероприятия по реализации краевой
ведомственной целевой программы «Социальная адаптация
граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»……….9
Паспорт
краевой ведомственной целевой программы «Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Цель программы социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их
к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной
позиции, восстановление социальных связей);
Задачи программы социально-бытовое обустройство, содействие в профессиональном обучении и
трудоустройстве граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы; профилактика
инфекционных заболеваний;
Основные мероприятия программы обмен опытом работы по решению вопросов социально-бытового и трудового устройства
граждан, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний, оказание материальной помощи
указанной категории граждан; организация и проведение мониторинга медико-социальных
показателей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, страдающих алкоголизмом
и наркоманией, больных туберкулезом и СПИД; информирование лиц, отбывающих наказание в
местах лишения свободы, о возможности и условиях получения профессионального
образования по специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
Сроки и этапы реализации программы 2010 год;
Объемы и источники финансирования общий объем финансирования программы составляет 300,0 тыс. руб.,
программы в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.;
Прогноз ожидаемых результатов снижение социальной напряженности среди граждан, отбывших наказание в виде лишения
реализации программы свободы;
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В настоящее время в Камчатском крае функционируют: исправительная колония строго режима (ИК-6), исправительная колония общего режима (ИК-5), исправительный участок колонии-поселения при ИК-5, следственный изолятор, Камчатская воспитательная колония, исправительной участок колонии для осужденных женщин при Камчатской воспитательной колонии.
Общая численность осужденных в учреждениях исполнения наказаний Камчатского края по состоянию на 1 мая 2009 года составляет 2402 человека, из них: несовершеннолетних 14, женщин 74.
Ежегодно более 800 осужденных освобождаются из исправительных учреждений УФСИН России по Камчатскому краю.
В условиях экономического кризиса, спада промышленного производства и сокращения рабочих мест обострились многие социальные проблемы, связанные с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы.
Действующая система и сложившаяся практика правового регулирования социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию прав и законных интересов этих граждан.
Вследствие этого, в Камчатском крае обострились проблемы, сдерживающие решение вопросов по социальной адаптации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, получения медицинской помощи, оформления пенсий и социальных выплат, регистрации по месту жительства, получения необходимого образования, они вновь встают на путь совершения преступлений, оказывая негативное влияние на состояние правопорядка.
Несмотря на общее снижение количества преступлений на территории Камчатского края в 2008 году, число лиц ранее совершавших преступления остается стабильно высоким.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
лица, совершившие преступления (всего), из них:
3102
4250
4098
3359
ранее совершавшие преступления
1076
1104
1192
938
Согласно приведенной статистике 25 - 35% лиц, полностью отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь совершают преступления. Это показатель не только эффективности исправления осужденных, но и диагноз состояния системы их социальной адаптации после, освобождения из мест лишения свободы.
Важнейшей составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их профессионально-трудовая реабилитация.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане составляют особую социально-демографическую группу населения Камчатского края, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 88% освобождающихся, составляют лица в трудоспособном возрасте от 18 до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 25 до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда, от 18 до 25 лет, - 28%) освобождающихся. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является одним из главных направлений их социальной адаптации к нормальной жизни.
Состояние рынка труда в Камчатском крае неоднозначно для трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы. С одной стороны, они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с безработными.
Образование
Доля граждан, в %
безработные
лица, освобожденные из учреждений исполнения наказания
начальное
-
3,6
неполное среднее
14,8
35,3
среднее общее
23,7
23,2
начальное профессиональное
18,9
17,5
среднее специальное
27,9
10,8
высшее и неполное высшее
14,7
7,2
Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (18%) в 2,4 раза уступает образовательному уровню безработных на текущем рынке труда Камчатского края (46,2%>). По неполному среднему образованию картина обратная; число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных. К тому же среди освобождаемых 3,6% составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным и средним начальным образованием составляют около 39%, которые, могут, как правило, претендовать только на низкоквалифицированную, низкооплачиваемую работу.
В связи с этим, повышение конкурентоспособности освобожденных на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования, в том числе профессионального.
Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте 14 до 25 лет составляет 37 % - вовлечение данной категории лиц, в систему профессионального обучения является важнейшим направлением их социальной адаптации и повышения конкурентноспособности на рынке труда.
С другой стороны, существующий спрос на текущем рынке труда Камчатского края характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. В целях повышения конкурентноспособности освобожденных на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в системе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю.
Помочь осужденному получить образование, профессию - это важная социальная задача, способствующая лучшей адаптации его на свободе.
Медицинская реабилитация является обязательной, неотъемлемой частью социальной адаптации и включает в себя меры по восстановлению здоровья, а также по обеспечению в социуме, при необходимости, санитарно-эпидемиологического благополучия, связанного с проводимой реабилитацией.
Низкий потенциал здоровья человека, существующий в настоящее время, в случае его осуждения и заключения в учреждения исполнения наказания является основой для быстрого и значительного ухудшения психического и соматического состояния, возникновения хронических заболеваний. Стресс, вызванный осуждением, пребывание в специфических условиях учреждения исполнения наказаний, оказывают резко негативное, часто губительное воздействие на организм, душевное и физическое здоровье.
По данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю в учреждениях исполнения наказания содержится 156 человек больных туберкулезом, из них больны активной формой туберкулеза 43 человека, а общее число страдающих туберкулезом, ВИЧ и наркоманией составляет 236 человек.
Заболеваемость туберкулезом, ВИЧ, гепатитом и наркоманией среди заключенных вызывает особую тревогу. При этом у части из них отмечаются лекарственно-устойчивые формы туберкулеза, а это значит, что такие больные обречены.
Ежегодно в места лишения свободы попадает около 900 человек и почти столько же освобождаются, при этом каждый из них невольно входит в контакт с больным. Значительное число освобождающихся фактически являются носителями микобактерий туберкулеза. Установлено, что один туберкулезный больной (бактериовыделитель) может заразить от 10 до 80 человек в год.
Нетрудно представить, какую серьезную эпидемиологическую опасность представляют лица, освобождающиеся из учреждений исполнения наказаний. Установлено, что почти треть (31%) больных, освобождающихся из мест лишения свободы, не встают на учет в специализированные лечебные учреждения, не осуществляют специальное лечение и, таким образом, распространяют смертельно опасные инфекции: туберкулез, гепатит и другие.
Еще одной не менее важной составляющей частью социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является их бытовое устройство. Практически для каждого освободившегося из мест лишения свободы вопрос о бытовом устройстве наиболее значим.
Учреждения исполнения наказания, при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных лиц к освобождению, не в состоянии полностью решить вопросы их бытового устройства. Сегодня специалист по социальной работе указанного учреждения не способен реально влиять на решение проблемы бытового устройства освобождающихся.
В 2002-2005 годах на территории Камчатской области реализовывалась долгосрочная областная целевая программа «Реабилитации граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы». Реализация мероприятий программы позволила решить одну из важных задач - снизить социальную напряженность среди граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц «бомж».
За период действия программы 576 лиц, отбывших уголовное наказание, были обеспечены гражданскими паспортами, 77 отправлены к постоянному месту жительства в пределах Камчатской области и Корякского округа.
Полностью были удовлетворены нужды следственного изолятора УИН МЮ РФ по Камчатской области в трех дезинфекционных камерах. В рамках программных мероприятий по улучшению эпидемиологической ситуации в учреждениях исполнения наказаний 1500 человек прошли необходимое флюорографическое обследование и по его результатам, нуждающиеся в лечении, получили дополнительную медицинскую помощь. Это положительно отразилось на эпидемиологической ситуации в целом.
В соответствии с мероприятиями программы по профессиональному обучению и трудовому устройству 549 осужденных получили профориентационные услуги, 42 человека, отбывших уголовное наказание, прошли профессиональное обучение. Из них, закончили программу обучения 39 человек, в том числе 13 - молодежь в возрасте 16-29 лет, которые в дальнейшем трудоустроились.
Нерешенность проблем этой категории граждан, снова приводит к социальной напряженности, а значит и к совершению новых преступлений, как единственного выхода решения всех проблем. Несмотря на общее снижение количества преступности на территории края в 2008 году стабильно высокое число лиц ранее совершавших преступления прямое доказательство роста социальной напряженности в их среде.
Ситуация диктует необходимость создания действенной системы социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, объединения усилий всех заинтересованных государственных органов и служб в осуществлении мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
2. Цели, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей).
2.2. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- организационное и информационное обеспечение социальной адаптации;
- социально-бытовое обустройство;
- содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве;
- профилактика инфекционных заболеваний;
2.3. Перечень программных мероприятий, с указанием объемов финансирования по поставленным задачам приведен в приложении к Программе.
2.4. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 300,0 тыс. руб., в т.ч. краевой бюджет 300,0 тыс. руб.
2.5. Финансирование Программы рассчитано в ценах 2010 года.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
Реализация Программы, позволит снизить социальную напряженность среди граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, уменьшить количество лиц ранее совершавших преступления, улучшить криминогенную ситуации на территории Камчатского края.
Эффективность реализации Программы оценивается по степени достижения поставленных целей на основе показателей и индикаторов приведенных в Приложении к Программе.
4.Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края.
Исполнитель Программы обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности заинтересованных органов государственной власти в вопросах осуществления мер, направленных на социальную адаптацию граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Исполнитель программных мероприятий несёт ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, обеспечивает своевременный учет и предоставление необходимой отчетности о реализации Программы, обеспечивает подготовку обобщенной информации о ходе реализации Программы и эффективности проводимых мероприятий в установленные сроки.
Приложение к краевой ведомственной
целевой программе «Социальная адаптация
граждан, отбывших наказание
в виде лишения свободы, на 2010 год»
Система целеполагания и перечень мероприятий краевой ведомственной целевой программы
«Социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2010 год»
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Цель программы - социальная адаптация граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы (возвращение их к нормальной жизни в условиях гражданского общества, формирование у них активной жизненной позиции, восстановление социальных связей)
1,0
300
1. Количество лиц, ранее совершавших преступления
человек
снижение
0,4
938
910
2. Удельный вес граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, получивших реабилитационную помощь в общем числе граждан данной категории, нуждающихся в социальной адаптации
%
увеличение
0,6
163
37,1
1.1
Задача «Организационное обеспечение социальной адаптации
0,2
80,0
1.1.1
Проведение совещаний, семинаров, рабочих встреч руководителей органов социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, исполнения наказаний по вопросам социальной реабилитации граждан
0,4
10,0
Количество проведённых совещаний, семинаров, рабочих встреч
шт.
сохранение
1,0
2
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.1.2
Обмен опытом работы по решению вопросов социально-бытового и трудового устройства граждан, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний с Министерством здравоохранения Камчатского края, Агентством по занятости населения камчатского края, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний
0,2
0,0
Подготовка аналитической записки об опыте решения проблем социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний
шт.
сохранение
1,0
1
1.1.3
Разработка и изготовление информационных и справочных материалов по социальным проблемам лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы
0,4
70,0
Подготовленные справочные и информационные материалы
шт.
увеличение
1,0
2
1.2
Задача «Социально-бытовое устройство»
0,4
220,0
Количество человек из числа освободившихся, имеющих постоянное место жительства
2
1.2.1
Оказание материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, которые в силу обстоятельств оказались в трудной жизненной ситуации в том числе оказание материальной помощи на приобретение продуктов питания, одежды и обуви, приобретение средств гигиены, лекарственных препаратов, на оформление документов, удостоверяющих личность, оформление регистрации по месту жительства, на компенсацию расходов на проезд к месту постоянного жительства, в том числе к месту жительства родственников, в связи с восстановлением с ними социальной связи и отсутствием постоянного места жительства на территории Камчатского края
1
220,0
Количество человек, получивших материальную помощь
человек
сохранение
1
25
Код
Элемент системы целеполагания
Объём
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения
мероприятия
Наименование
Вес
финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.3
Задача «Профилактика инфекционных заболеваний»
0,2
0,0
Количество человек из числа освободившихся, получивших бесплатную медицинскую помощь
1.3.1
Проведение мониторинга медико- социальных показателей лиц, освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учёте в учреждениях здравоохранения Камчатского края, страдающих алкоголизмом и наркоманией, больных туберкулёзом и СПИД
0,3
0,0
Составление аналитической справки
сохранение
1,0
1
1.3.2
Содействие в выдачи (по мере обращения) медицинских полисов обязательного медицинского страхования гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, с целью
0,3
0,0
Выданные полисы
шт.
увеличение
1,0
5
1.3.3
Проведение анализа информации, поступающей в специализированные учреждения здравоохранения края о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, больных туберкулёзом, ВИЧ- инфекцией, гепатитом и другими опасными инфекционными заболеваниями
0,4
0.0
Составление аналитической справки
шт.
сохранение
1,0
1
1.4
Задача
«Содействие в трудоустройстве
0,2
0,0
Количество трудоустроенных человек из числа освободившихся
1.4.1
Информирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о порядке получения государственных услуг, оказываемых службой занятости населения, о востребованных профессиях и вакансиях, имеющихся на региональном рынке труда
0,2
0,0
Подготовка информации
шт.
сохранение
1,0
1
Код
Элемент системы целеполагания
Объём финансирования, тыс. руб. 2010 г.
Целевой индикатор (показатель непосредственного результата выполнения мероприятия
Наименование
Вес
Наименование
Ед. изм.
Направление оптимизации
Вес
Базовое значение (2008 г.)
Планируемое значение 2010 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.4.2
Информирование лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, о возможности и условиях получения профессионального образования по специальностям, востребованным на региональном рынке труда
0,2
0,0
Подготовка информации
шт.
сохранение
1,0
1
1.4.3
Предоставление в Агентство по занятости населения Камчатского края сведений об ориентировочном количестве граждан, освобождаемых на территории края, в том числе нуждающихся в трудоустройстве, с указанием имеющихся у освобождаемых профессий
0,6
0,0
Подготовка информации
шт.
увеличение
1,0
4
(приложение в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 03.09.2010 №356-п)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальное печатное издание Губернатора и Правительства Камчатского края Официальные ведомости № 209-212 стр.20 от 23.11.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: