Основная информация
Дата опубликования: | 02 декабря 2010г. |
Номер документа: | RU89000201001113 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении Положения о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
Документ утратил силу:
- приказом департамента гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа от 06.04.2015 № 4
В целях организации государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало - Ненецком автономном округе п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Руководителям организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа:
- обеспечить представление в установленные сроки годовой и оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе;
- предусмотреть обучение лиц, ответственных в области радиационной безопасности по программе «Государственная система учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»;
- принять меры по обеспечению лиц, ответственных за составление форм годовой и оперативной информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, специальным программным обеспечением.
3. Отделу кадровой работы и делопроизводства (Бессонова О.С.) опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа С.В. Юдина.
Директор департамента И.В. Булаев
от 02 декабря 2010 года № 29
УТВЕРЖДЕНО
Приказом департамента гражданской защиты и пожарной безопасности
Ямало-Ненецкого автономного округа
Положение
О Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. № 1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов», постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2005 года № 18 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» (НП-067-05), Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2005 года № 142 «Об управлении в государственной системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Положением о департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.11.2010 № 229-ПГ «О департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа».
1.2. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе является составной частью Государственной системы по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации.
1.3. Настоящее Положение является обязательным для исполнения всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через границу Ямало-Ненецкого автономного округа при ввозе и вывозе радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО), а также имеющими на своей территории РВ и РАО, кроме организаций, подведомственных федеральным исполнительным органам государственной власти и Российской Академии наук, ведущих ведомственный учет и контроль РВ и РАО.
2. Термины и определения, принятые в настоящем Положении
В настоящем Положении используются следующие понятия и определения:
государственный учет и контроль РВ и РАО – совокупность организационно-правовых, технических и технологических мероприятий по определению наличного количества, учету и контролю РВ и РАО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в целях предотвращения потерь, их несанкционированного использования и хищения, а также в целях предоставления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении этих веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте;
государственный учет и контроль РВ и РАО на региональном уровне (далее также – государственный учет и контроль РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе) – государственный учет и контроль РВ и РАО в подконтрольных организациях;
радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
источник ионизирующего излучения - это объект, обладающий способностью испускать ионизирующее излучение;
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
радионуклидный источник – источник ионизирующего излучения, содержащий радионуклид или смесь радионуклидов;
закрытый радионуклидный источник – источник излучения, устройство которого исключает возможность поступления содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;
открытый радионуклидный источник – источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду;
загрязненные радионуклидами территории – территории (земля и водоемы в промышленных, санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) объектов использования атомной энергии, на которых присутствуют радиоактивные вещества в количестве, превышающем минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами, и способном привести к облучению;
инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов – процедура определения фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с данными учетных документов;
подконтрольные организации – организации, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через границу Ямало-Ненецкого автономного округа при ввозе и вывозе РВ и РАО, а также имеющими на своей территории РВ и РАО, кроме организаций, подведомственных федеральным исполнительным органам государственной власти и Российской Академии наук, ведущих ведомственный учет и контроль РВ и РАО;
перемещение РВ и РАО – проведение таких мероприятий, как: поступление РВ из организации России, поступление РВ по импорту, изготовление РВ в организации, передача РВ во временное использование организации, возврат РВ, переданного во временное использование организации, поставка (передача) РВ организации России, поставка РВ на экспорт, отправка РВ для использования на территории другой организации на срок более 5 суток, возврат РВ из использования на территории другой организации, отправка РВ на долговременное хранение и захоронение, комиссионное продление срока эксплуатации РВ сверх назначенного срока службы, переработка РВ (перезарядка, утилизация), перевод РВ в разряд РАО.
3. Цели государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе
3.1. Определение наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения.
3.2. Предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО.
3.3. Предоставление в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органам государственного управления в сфере использования атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО.
3.4. Информационное обеспечение для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения и территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Организационная структура государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
4.1. Органом управления государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе является департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент).
4.2. Юридический адрес Департамента: 629003, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Чапаева, 8.
4.3. Для функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе в Департаменте создан Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации (далее – РИАЦ).
4.4. Деятельность РИАЦ обеспечивает Департамент.
4.5. Надзор за деятельностью РИАЦ осуществляет Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление).
4.6. Деятельность РИАЦ по вопросам функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне координирует Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее – Росатом).
4.7. Служебная переписка осуществляется в установленном порядке через делопроизводство Департамента.
5. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие государственному учету и контролю в Ямало-Ненецком автономном округе
5.1. Государственному учету и контролю подлежат:
- РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количество и активность которых превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении на склад готовой продукции;
- все виды РАО.
5.2. Учету и контролю в организации без представления отчетных документов подлежат:
- радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации;
- радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа;
- радиоизотопные генераторы медицинского назначения, кроме генераторов радона;
- меченные радионуклидами соединения;
- радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125.
6. Основные задачи РИАЦ
6.1. Выполнение и координация работ по созданию и функционированию государственного учета и контролю РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе.
6.2. Программно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне, в том числе в подконтрольных организациях, представляющих информацию в РИАЦ.
6.3. Взаимодействие по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне осуществляется с Центральным информационно-аналитическим центром государственной системы по учету и контролю РВ и РАО «Росатом» (далее – ЦИАЦ), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Роспотребнадзора по ЯНАО), Уральским управлением, Зауральским отделом инспекций Уральского управления, отделом по Ямало-Ненецкому автономному округу регионального управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, Ямало-Ненецкой таможней, Управлением внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу, Главным управлением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, подконтрольными организациями.
7. Основные функции РИАЦ
7.1. Сбор информации о РВ и РАО, поступающей от подконтрольных организаций, в том числе с использованием данных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в организациях, совместных инспекционных проверок с федеральными надзорными органами.
7.2. Обработка, обобщение и анализ достоверности поступающей в РИАЦ информации по учету и контролю РВ и РАО.
7.3. Ведение перечня подконтрольных организаций, содержащего основные сведения о ведомственной принадлежности и реквизитах организаций, типах и характеристиках имеющихся радионуклидных источников, категории и агрегатном состоянии РАО, зафиксированных авариях и происшествиях. Данные сведения носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению (распространению).
7.4. Подготовка в установленном порядке данных учета и контроля РВ и РАО в виде баз данных, подготовленных с использованием специального программного обеспечения, разработанного специалистами ЦИАЦ и передача их в ЦИАЦ по электронным каналам связи, либо на бумажных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.5. Подготовка в установленном порядке информации по государственному учету и контролю РВ и РАО на региональном уровне и передача ее в РИАЦ субъектов Российской Федерации в соответствии с их запросами и с разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по электронным каналам связи, либо на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.6. Подготовка и представление исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и правоохранительным органам, расположенным в Ямало-Ненецком автономном округе, информации о наличии, перемещении и состоянии РВ и РАО в подконтрольных организациях, о перемещении РВ и РАО по территории автономного округа, осуществление информационной поддержки принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО и принятия мер при нарушениях учета и контроля с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.7. Разработка, согласование и подготовка к утверждению нормативных правовых актов и технической документации для функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе.
7.8. Участие, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в инспекционных проверках отдельных организаций по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне.
7.9. Осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи подконтрольным организациям по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне.
7.10. Ежегодное направление информации в подконтрольные организации о программе обучения «Государственная система учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов». Контроль обучения специалистов подконтрольных организаций.
7.11. Обучение, периодическое повышение квалификации специалистов РИАЦ по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО.
7.12. Ежегодное направление доклада о предоставлении подконтрольными организациями в РИАЦ годовых отчетов по формам 2-ТП (радиоактивные вещества), 2-ТП (радиоактивность) и оперативной информации о перемещении РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в Уральское управление.
8. Порядок ведения РИАЦ государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе
8.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа основывается на данных первичного учета (первичная инвентаризация) производства, использования, переработки, утилизации, хранения, захоронения и перемещения РВ и (или) РАО, проводимого в организациях, включая перемещение внутри Ямало-Ненецкого автономного округа. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО.
8.2. Организации, имеющие лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выданную на право эксплуатации изделий, содержащих радиоактивные вещества, и их хранение, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения обязаны сообщить в РИАЦ о начале эксплуатации (хранения) РВ и (или) РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
8.3. Подконтрольные организации при перемещении РВ и (или) РАО в течение десяти дней информируют РИАЦ по формам представления оперативной информации, утвержденным Росатомом.
8.4. Подконтрольные организации ежегодно представляют в установленные сроки в РИАЦ сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче РВ, радионуклидных источников по форме 2-ТП (радиоактивные вещества) и сведения о РАО, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях по форме 2-ТП (радиоактивность), утвержденными Госкомстатом России.
8.5. Для определения физического наличия РВ и РАО подконтрольные организации проводят инвентаризацию:
8.5.1. РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утвержденным Росатомом;
8.5.2. РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций - один раз в пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации, утвержденным Росатомом.
8.6. В случаях изменения организационно - правовой формы подконтрольной организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо проводить внеочередную инвентаризацию РВ и (или) РАО. Результаты проведенной инвентаризации необходимо направлять в РИАЦ.
8.7. При обнаружении в подконтрольной организации потерь, а также найденных или неучтенных РВ и (или) РАО, организация немедленно информирует вышестоящую организацию, органы внутренних дел, органы государственного надзора за радиационной безопасностью и РИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и (или) РАО ставятся на учет в установленном порядке
8.7.1. Информация должна содержать:
- описание обстоятельств, событий и (или) серий событий, связанных с РВ и (или) РАО, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
- сведения об идентификации и определении РВ и (или) РАО;
- исходные данные для определения количественных характеристик РВ и (или) РАО;
- сведения о принятых мерах и программу последующих действий для решения возникших проблем.
9. Ответственность руководителей подконтрольных организаций и РИАЦ
9.1. Руководители организаций и РИАЦ:
- несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных о государственном учете и контроле РВ и РАО на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- осуществляют сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и другими действующими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанным Законом.
9.2. РИАЦ, в течение десяти дней со дня поступления информации от подконтрольных организаций о перемещении РВ и РАО, направляет обработанную информацию в ЦИАЦ.
10. Средства для ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
10.1. Для выполнения представленных в Положении функций и задач РИАЦ обеспечивается вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, средствами связи, включая телефон (отдельная линия) и доступ к сети Интернет.
10.2. В целях пресечения несанкционированного перемещения РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа могут быть использованы стационарные автоматизированные посты, контролирующие ввоз и вывоз РВ и РАО.
10.3. Финансирование РИАЦ осуществляется за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, выделенных на содержание Департамента, а также в рамках действующих окружных целевых программ.
ДЕПАРТАМЕНТ
ПРИКАЗ
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Об утверждении Положения о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
Документ утратил силу:
- приказом департамента гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа от 06.04.2015 № 4
В целях организации государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало - Ненецком автономном округе п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе.
2. Руководителям организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа:
- обеспечить представление в установленные сроки годовой и оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе;
- предусмотреть обучение лиц, ответственных в области радиационной безопасности по программе «Государственная система учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»;
- принять меры по обеспечению лиц, ответственных за составление форм годовой и оперативной информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, специальным программным обеспечением.
3. Отделу кадровой работы и делопроизводства (Бессонова О.С.) опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа С.В. Юдина.
Директор департамента И.В. Булаев
от 02 декабря 2010 года № 29
УТВЕРЖДЕНО
Приказом департамента гражданской защиты и пожарной безопасности
Ямало-Ненецкого автономного округа
Положение
О Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. № 1298 «Об утверждении правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов», постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2005 года № 18 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» (НП-067-05), Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2005 года № 142 «Об управлении в государственной системе учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Положением о департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.11.2010 № 229-ПГ «О департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа».
1.2. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе является составной частью Государственной системы по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации.
1.3. Настоящее Положение является обязательным для исполнения всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через границу Ямало-Ненецкого автономного округа при ввозе и вывозе радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО), а также имеющими на своей территории РВ и РАО, кроме организаций, подведомственных федеральным исполнительным органам государственной власти и Российской Академии наук, ведущих ведомственный учет и контроль РВ и РАО.
2. Термины и определения, принятые в настоящем Положении
В настоящем Положении используются следующие понятия и определения:
государственный учет и контроль РВ и РАО – совокупность организационно-правовых, технических и технологических мероприятий по определению наличного количества, учету и контролю РВ и РАО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в целях предотвращения потерь, их несанкционированного использования и хищения, а также в целях предоставления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении этих веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте;
государственный учет и контроль РВ и РАО на региональном уровне (далее также – государственный учет и контроль РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе) – государственный учет и контроль РВ и РАО в подконтрольных организациях;
радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
источник ионизирующего излучения - это объект, обладающий способностью испускать ионизирующее излучение;
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
радионуклидный источник – источник ионизирующего излучения, содержащий радионуклид или смесь радионуклидов;
закрытый радионуклидный источник – источник излучения, устройство которого исключает возможность поступления содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;
открытый радионуклидный источник – источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду;
загрязненные радионуклидами территории – территории (земля и водоемы в промышленных, санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) объектов использования атомной энергии, на которых присутствуют радиоактивные вещества в количестве, превышающем минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами, и способном привести к облучению;
инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов – процедура определения фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с данными учетных документов;
подконтрольные организации – организации, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через границу Ямало-Ненецкого автономного округа при ввозе и вывозе РВ и РАО, а также имеющими на своей территории РВ и РАО, кроме организаций, подведомственных федеральным исполнительным органам государственной власти и Российской Академии наук, ведущих ведомственный учет и контроль РВ и РАО;
перемещение РВ и РАО – проведение таких мероприятий, как: поступление РВ из организации России, поступление РВ по импорту, изготовление РВ в организации, передача РВ во временное использование организации, возврат РВ, переданного во временное использование организации, поставка (передача) РВ организации России, поставка РВ на экспорт, отправка РВ для использования на территории другой организации на срок более 5 суток, возврат РВ из использования на территории другой организации, отправка РВ на долговременное хранение и захоронение, комиссионное продление срока эксплуатации РВ сверх назначенного срока службы, переработка РВ (перезарядка, утилизация), перевод РВ в разряд РАО.
3. Цели государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе
3.1. Определение наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения.
3.2. Предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО.
3.3. Предоставление в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органам государственного управления в сфере использования атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО.
3.4. Информационное обеспечение для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения и территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
4. Организационная структура государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
4.1. Органом управления государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе является департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент).
4.2. Юридический адрес Департамента: 629003, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Чапаева, 8.
4.3. Для функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе в Департаменте создан Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации (далее – РИАЦ).
4.4. Деятельность РИАЦ обеспечивает Департамент.
4.5. Надзор за деятельностью РИАЦ осуществляет Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление).
4.6. Деятельность РИАЦ по вопросам функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне координирует Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее – Росатом).
4.7. Служебная переписка осуществляется в установленном порядке через делопроизводство Департамента.
5. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие государственному учету и контролю в Ямало-Ненецком автономном округе
5.1. Государственному учету и контролю подлежат:
- РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количество и активность которых превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении на склад готовой продукции;
- все виды РАО.
5.2. Учету и контролю в организации без представления отчетных документов подлежат:
- радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации;
- радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа;
- радиоизотопные генераторы медицинского назначения, кроме генераторов радона;
- меченные радионуклидами соединения;
- радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125.
6. Основные задачи РИАЦ
6.1. Выполнение и координация работ по созданию и функционированию государственного учета и контролю РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе.
6.2. Программно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне, в том числе в подконтрольных организациях, представляющих информацию в РИАЦ.
6.3. Взаимодействие по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне осуществляется с Центральным информационно-аналитическим центром государственной системы по учету и контролю РВ и РАО «Росатом» (далее – ЦИАЦ), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление Роспотребнадзора по ЯНАО), Уральским управлением, Зауральским отделом инспекций Уральского управления, отделом по Ямало-Ненецкому автономному округу регионального управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, Ямало-Ненецкой таможней, Управлением внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу, Главным управлением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, подконтрольными организациями.
7. Основные функции РИАЦ
7.1. Сбор информации о РВ и РАО, поступающей от подконтрольных организаций, в том числе с использованием данных надзорных органов, результатов инвентаризации РВ и РАО в организациях, совместных инспекционных проверок с федеральными надзорными органами.
7.2. Обработка, обобщение и анализ достоверности поступающей в РИАЦ информации по учету и контролю РВ и РАО.
7.3. Ведение перечня подконтрольных организаций, содержащего основные сведения о ведомственной принадлежности и реквизитах организаций, типах и характеристиках имеющихся радионуклидных источников, категории и агрегатном состоянии РАО, зафиксированных авариях и происшествиях. Данные сведения носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению (распространению).
7.4. Подготовка в установленном порядке данных учета и контроля РВ и РАО в виде баз данных, подготовленных с использованием специального программного обеспечения, разработанного специалистами ЦИАЦ и передача их в ЦИАЦ по электронным каналам связи, либо на бумажных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.5. Подготовка в установленном порядке информации по государственному учету и контролю РВ и РАО на региональном уровне и передача ее в РИАЦ субъектов Российской Федерации в соответствии с их запросами и с разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по электронным каналам связи, либо на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.6. Подготовка и представление исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и правоохранительным органам, расположенным в Ямало-Ненецком автономном округе, информации о наличии, перемещении и состоянии РВ и РАО в подконтрольных организациях, о перемещении РВ и РАО по территории автономного округа, осуществление информационной поддержки принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО и принятия мер при нарушениях учета и контроля с соблюдением действующих правил по защите информации.
7.7. Разработка, согласование и подготовка к утверждению нормативных правовых актов и технической документации для функционирования государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе.
7.8. Участие, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в инспекционных проверках отдельных организаций по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне.
7.9. Осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи подконтрольным организациям по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО на региональном уровне.
7.10. Ежегодное направление информации в подконтрольные организации о программе обучения «Государственная система учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов». Контроль обучения специалистов подконтрольных организаций.
7.11. Обучение, периодическое повышение квалификации специалистов РИАЦ по вопросам государственного учета и контроля РВ и РАО.
7.12. Ежегодное направление доклада о предоставлении подконтрольными организациями в РИАЦ годовых отчетов по формам 2-ТП (радиоактивные вещества), 2-ТП (радиоактивность) и оперативной информации о перемещении РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в Уральское управление.
8. Порядок ведения РИАЦ государственного учета и контроля РВ и РАО в Ямало-Ненецком автономном округе
8.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа основывается на данных первичного учета (первичная инвентаризация) производства, использования, переработки, утилизации, хранения, захоронения и перемещения РВ и (или) РАО, проводимого в организациях, включая перемещение внутри Ямало-Ненецкого автономного округа. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО.
8.2. Организации, имеющие лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выданную на право эксплуатации изделий, содержащих радиоактивные вещества, и их хранение, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения обязаны сообщить в РИАЦ о начале эксплуатации (хранения) РВ и (или) РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
8.3. Подконтрольные организации при перемещении РВ и (или) РАО в течение десяти дней информируют РИАЦ по формам представления оперативной информации, утвержденным Росатомом.
8.4. Подконтрольные организации ежегодно представляют в установленные сроки в РИАЦ сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче РВ, радионуклидных источников по форме 2-ТП (радиоактивные вещества) и сведения о РАО, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях по форме 2-ТП (радиоактивность), утвержденными Госкомстатом России.
8.5. Для определения физического наличия РВ и РАО подконтрольные организации проводят инвентаризацию:
8.5.1. РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утвержденным Росатомом;
8.5.2. РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций - один раз в пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации, утвержденным Росатомом.
8.6. В случаях изменения организационно - правовой формы подконтрольной организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо проводить внеочередную инвентаризацию РВ и (или) РАО. Результаты проведенной инвентаризации необходимо направлять в РИАЦ.
8.7. При обнаружении в подконтрольной организации потерь, а также найденных или неучтенных РВ и (или) РАО, организация немедленно информирует вышестоящую организацию, органы внутренних дел, органы государственного надзора за радиационной безопасностью и РИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и (или) РАО ставятся на учет в установленном порядке
8.7.1. Информация должна содержать:
- описание обстоятельств, событий и (или) серий событий, связанных с РВ и (или) РАО, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
- сведения об идентификации и определении РВ и (или) РАО;
- исходные данные для определения количественных характеристик РВ и (или) РАО;
- сведения о принятых мерах и программу последующих действий для решения возникших проблем.
9. Ответственность руководителей подконтрольных организаций и РИАЦ
9.1. Руководители организаций и РИАЦ:
- несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных о государственном учете и контроле РВ и РАО на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- осуществляют сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и другими действующими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанным Законом.
9.2. РИАЦ, в течение десяти дней со дня поступления информации от подконтрольных организаций о перемещении РВ и РАО, направляет обработанную информацию в ЦИАЦ.
10. Средства для ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе
10.1. Для выполнения представленных в Положении функций и задач РИАЦ обеспечивается вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, средствами связи, включая телефон (отдельная линия) и доступ к сети Интернет.
10.2. В целях пресечения несанкционированного перемещения РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа могут быть использованы стационарные автоматизированные посты, контролирующие ввоз и вывоз РВ и РАО.
10.3. Финансирование РИАЦ осуществляется за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, выделенных на содержание Департамента, а также в рамках действующих окружных целевых программ.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: