Основная информация

Дата опубликования: 03 мая 2018г.
Номер документа: RU47000201801294
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ленинградская область
Принявший орган: Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 3 мая 2018 г. N 4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИИ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НА 2018-2024 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов комитета по труду и занятости населения Ленинградской

области от 23.01.2019 N 1, от 13.07.2020 № 12)

В соответствии с п. 12 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Российской Федерации от 16.07.2016 N 1507-р, и в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года N 466, приказываю:

1.Утвердить Программу сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве на 2018-2024 годы согласно приложению к настоящему приказу.

(п. 1 в ред. приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области.

(п. 3 в ред. приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

Председатель комитета

А.В.Брицун

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу комитета

по труду и занятости населения

Ленинградской области

от 03.05.2018 N 4

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИИ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НА 2018-2024 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов комитета по труду и занятости населения Ленинградской

области от 23.01.2019 N 1, от 13.07.2020 № 12)

Паспорт программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве на 2018-2024 годы

Наименование программы

Программа по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения в Ленинградской области на 2018-2024 годы (далее - программа)

Ответственный исполнитель

Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области

Участники программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области

Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Ленинградской области" (далее - ГКУ ЦЗН ЛО)

органы местного самоуправления муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, профессиональные образовательные организации, работодатели

социально ориентированные некоммерческие организации и другие заинтересованные органы и организации

Цель программы

Повышение уровня занятости инвалидов в возрасте от 18 до 44 лет (далее - инвалиды молодого возраста)

Задачи программы

1. Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда инвалидов молодого возраста

2. Содействие профессиональному самоопределению молодых инвалидов

3. Повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда и сохранение мотивации к трудовой деятельности инвалидов молодого возраста

4. Проведение мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию инвалидов молодого возраста, являющихся безработными

5. Содействие работодателям в заполнении свободных рабочих мест (вакантных должностей), созданных (выделенных) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов

6. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Целевые показатели (индикаторы) программы

1) доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста;

2) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

3) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

5) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

6) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования;

7) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

8) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения;

9) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения;

10) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения;

11) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);

12) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);

13) доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования;

14) доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования;

15) доля специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и(или) абилитационных мероприятий инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов

Срок реализации программы

2018-2024 годы

Объемы и источники финансирования программы

Мероприятия программы планируется финансировать за счет средств областного бюджета, предусмотренных на мероприятия государственной программы Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года N 466.

Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий программы в 2018-2024 годах, составит 111,3 млн рублей, в том числе по годам:

2018 год - 15,9 млн рублей;

2019 год - 15,9 млн рублей;

2020 год - 15,9 млн рублей;

2021 год - 15,9 млн рублей;

2022 год - 15,9 млн рублей;

2023 год - 15,9 млн рублей;

2024 год - 15,9 млн рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение к концу 2024 года:

1) доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста 36%;

2) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, 100%;

3) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, 65%;

4) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, 100%;

5) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, 70%;

6) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования, 100%;

7) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, 73%;

8) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения, 28%;

9) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения, 32%;

10) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения, 50%;

11) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), 100%;

12) доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), 100%;

13) доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования, 0%;

14) доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования, 15%

15) увеличение доли специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и(или) абилитационных мероприятий инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов 15%

1. Общая характеристика сферы реализации программы

Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность инвалидов в Ленинградской области в декабре 2017 года составила 142770 чел., из них в трудоспособном возрасте 35406 человек.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность инвалидов сократилась на 6058 чел., из них численность инвалидов в трудоспособном возрасте сократилась на 1064 человека.

По степени ограничения к трудовой деятельности преобладают инвалиды II группы - 73303 чел., из них в трудоспособном возрасте 14668 чел. (20,0%), III группы - 54365 чел., из них в трудоспособном возрасте 16082 чел. (29,6%), I группы - 14128 чел., из них в трудоспособном возрасте 4656 чел. (32,9%).

Доля инвалидов молодого возраста от 18 до 44 лет от общей численности инвалидов в Ленинградской области составляет 11,1%. В разрезе ограничений к трудовой деятельности преобладает доля инвалидов молодого возраста с I группой инвалидности - 16,0%, с III группой - 12,1%, со II группой - 9,4%.

В структуре инвалидов молодого возраста преобладают инвалиды в возрасте от 26 до 44 лет, их доля составляет 88,6% от общей численности инвалидов молодого возраста, доля инвалидов в возрасте от 18 до 25 лет составляет - 11,4%, их численность составляет всего 276 человек.

Общая численность занятых инвалидов составляет 21981 чел., из них занятых в трудоспособном возрасте 11212 инвалидов. Доля работающих инвалидов в трудоспособном возрасте от общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте составляет 31,6%.

В течение 2017 года в службу занятости населения Ленинградской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 1873 инвалида, из них 936 инвалидов молодого возраста (50,0%), из них в возрасте от 18 до 24 лет - 162 чел., в возрасте от 25 до 44 лет - 774 человек. Обращаемость инвалидов молодого возраста выросла по сравнению с 2016 годом на 70 человек.

В структуре инвалидов, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы, преобладают инвалиды со средним профессиональным образованием - 288 чел. (30,7%) и с основным общим образованием - 286 чел. (30,5%). Среднее общее образование имеют 158 чел. (16,7%), высшее образование - 126 чел. (13,5%). Инвалиды, не имеющие образования, - 78 чел. (8,4%).

По итогам работы за 2017 год трудоустроено на все виды работ 442 чел., в том числе 3 человека трудоустроено на субсидируемое рабочее место. Эффективность трудоустройства составила 47,2%, что выше показателя в 2016 году на 3,9%.

Открыли собственное дело - 3 инвалида.

В 2017 году завершили профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центра занятости населения 84 инвалида из числа безработных граждан.

Профессиональное обучение безработных инвалидов осуществлялось по 28 профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда: бухгалтер, водитель погрузчика, кладовщик, лифтер, оператор котельной, охранник, повар, маникюрша и т.д.

Средняя продолжительность безработицы для инвалидов находится на уровне общей продолжительности безработицы и составляет 4,6 месяца.

Доля вакансий для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в общей численности вакансий на конец 2017 года составила 6,8%, или 1281 рабочее место, из них 26 специально созданных рабочих мест.

Планируемое количество выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Ленинградской области, являющихся инвалидами молодого возраста, в текущем году и далее по годам на трехлетний период приведено в таблице (Приложение 4):

(абз. в ред. приказа комитета по труду и занятости Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

В рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области N 398 от 14 ноября 2013 года, предусмотрены мероприятия по поддержке молодых инвалидов.

Учреждение именных стипендий Губернатора Ленинградской области в качестве материальной поддержки студентов из числа инвалидов, обучающихся в государственных образовательных организациях Ленинградской области, а также с целью создания условий для профессионального обучения, гармоничного развития и наиболее полного раскрытия интеллектуального, социального, творческого и нравственного потенциала студентов-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области.

Размер именной стипендии с 01.02.2018 составляет 5000 руб. Именная стипендия назначается и выплачивается в порядке, утвержденном указанным постановлением Правительства Ленинградской области от 20.10.2014 N 474 "Об учреждении ежемесячной именной стипендии Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ленинградской области, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования".

Кроме этого, в Ленинградской области выплачивается персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов государственных высших учебных заведений, которая учреждена постановлением Губернатора Ленинградской области от 15.12.2004 года № 188–пг "Об установлении персональной стипендии Губернатора Ленинградской области для студентов-инвалидов государственных высших учебных заведений" в размере 5,0 тыс. рублей ежемесячно.

Средства для выплаты именных стипендий предусмотрены в Законе Ленинградской области от 04.12.2019 года N 94-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" по отрасли "Образование".

В соответствии с распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 30 августа 2016 года N 2670-р в Ленинградской области создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Мичуринский многопрофильный техникум" (далее - БПОО). Цель БПОО: обеспечение прав обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на доступное, качественное образование и условий для их успешной социализации. Ежегодное выделение финансирования направляется на создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в базовой образовательной организации, повышение квалификации педагогических работников, оснащение специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", как на региональном, так и национальном уровне.

Цель движения "Абилимпикс" - это создание в регионе системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию людей с инвалидностью к профессиональному образованию, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.

Сегодня чемпионат «Абилимпикс» — это не только соревнования по профессиям для людей с инвалидностью, но и профориентационная площадка для школьников и родителей будущих абитуриентов. Для этих целей на площадках предусмотрено проведение мастер-классов, презентаций инклюзивных организаций профессионального образования. В рамках конкурса проводятся круглые столы, заседания рабочих групп и конференции, посвященные развитию механизмов содействия трудоустройству инвалидов и системы квотирования, оборудованию рабочих мест с учетом требований доступной среды.

Участие в чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс" дает молодым инвалидам социальную интеграцию, успешное трудоустройство и любимую профессию.

Ленинградская область с 2015 года принимает участие в соревнованиях "Абилимпикс". На сегодняшний день областной чемпионат проходит уже по тридцати компетенциям: "флористика", "ландшафтный дизайн", "ремонт и обслуживание автомобилей", "слесарное дело", "малярное дело", "поварское дело", появились новые компетенции, такие как - "адаптивная физическая культура", "сити-фермер", "лозоплетение", "социальная работа", "мозаика из керамической плитки", "экономика и бухгалтерский учет", "сухое строительство и штукатурные работы", "карвинг", "предпринимательство". По результатам соревнований работодатели уже заключили с участниками соревнований договоры с отсрочкой действия по трудоустройству. После завершения обучения выпускники смогут сразу же выйти на любимую работу.

В Ленинградской области активно функционирует Волонтерский центр «Абилимпикс» – структурное подразделение, созданное на базе ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум», в задачи которого входит подготовка волонтеров, имеющих навыки работы с людьми с инвалидностью различных нозологических групп, а также организация волонтерской поддержки проведения Национального чемпионата «Абилимпикс», формирование сети волонтерских центров в регионе для помощи людям с инвалидностью.

В одном из немногих регионов Российской Федерации в Ленинградской области в рамках постановления Губернатора Ленинградской области от 09 февраля 2018 года № 3-пг «О премии Губернатора Ленинградской области по итогам национальных и региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» предусмотрено премирование победителей,  призеров, а также экспертов данных чемпионатов в Ленинградской области.

В настоящее время размер премии  составляет:

Региональный этап: первое место – 80,0 тыс.рублей; второе – 60,0 тыс.рублей; третье – 40,0 тыс.рублей;

Национальный этап:  первое место – 100,0 тыс.рублей; второе – 80,0 тыс.рублей; третье – 60,0 тыс.рублей.

В этом году премии получили 65 человек, это 36 участников чемпионата и 29 экспертов (наставников) ребят.

Весь запланированный комплекс мероприятий позволяет в рамках проведения конкурсов профессионального мастерства "Абилимпикс" значительно расширить возможности для трудоустройства незанятых инвалидов трудоспособного возраста, повысить уровень инвалидов о возможностях трудоустройства, а также использовать проведение данных конкурсов, как инструмента создания новых оборудованных рабочих мест для инвалидов.

В Ленинградской области активно осуществляется повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала профессиональных образовательных организаций по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которое организоавано на базе  ГАОУ  ДПО   «Ленинградский областной институт развития образования» и ГАОУ ВО ЛО «Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». В ГАОУ  ДПО   «Ленинградский областной институт развития образования» для руководящих и педагогических работников системы профессионального образования разработаны и реализуются следующие дополнительные профессиональные программы «Обеспечение образовательного процесса для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» (с применением дистанционных образовательных технологий) объемом 72 часа. В ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» в рамках профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: технология» реализуется дисциплина «Педагогические технологии», где рассматриваются вопросы работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ в объеме 8 часов.

Между комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций Ленинградской области от 13 января 2016 года N 1 (далее - Соглашение) и дополнительное Соглашение от 27 декабря 2016 года (далее - дополнительное Соглашение).

В рамках исполнения Соглашения и дополнительного Соглашения предусмотрено:

информирование комитета по труду и занятости населения Ленинградской области со стороны комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:

- о специальных образовательных программах среднего профессионального образования, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, предназначенных для освоения гражданами, имеющими инвалидность, реализуемых в образовательных организациях Ленинградской области;

- о профессионально-квалификационной структуре выпуска (с выделением информации о количестве инвалидов) из подведомственных образовательных организаций;

- о численности обучающихся 8-х - 11-х классов общеобразовательных организаций, в том числе имеющих инвалидность.

Информирование комитета общего и профессионального образования Ленинградской области со стороны комитета по труду и занятости населения Ленинградской области:

О составе инвалидов-выпускников профессиональных образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, общеобразовательных организаций, состоящих на регистрационном учете в государственном казенном учреждении "Центр занятости населения Ленинградской области" в качестве безработных.

Соглашением также предусмотрена психолого-педагогическая поддержка и сопровождение оказания услуг по профессиональной ориентации детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной остается проблема трудоустройства инвалидов на рабочие места с учетом, как уровня профессиональной подготовки, так и физических возможностей данной категории граждан. Программа направлена на социальную интеграцию инвалидов молодого возраста в общество посредством вовлечения их в профессионально-трудовую деятельность, выработки мотивации на трудоустройство и оказания сопровождения при содействии в трудоустройстве.

Между комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области и комитетом по социальной защите населения Ленинградской области заключено Соглашение о взаимодействии по вопросам информации о гражданах трудоспособного возраста, имеющих инвалидность и зарегистрированных в Единой региональной автоматизированной информационной системе "Социальная защита Ленинградской области" (далее - информация). Информация помогает комитету по труду и занятости населения Ленинградской области принимать меры по трудоустройству и социальной адаптации граждан с инвалидностью, не состоящих на учете в качестве безработных. Планируется заключение дополнительного соглашения по вопросам повышения квалификации и переподготовка работников государственных учреждений службы занятости населения по вопросу реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

(абз. 19-33 в ред. приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) программы

(в ред. приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

Целью программы является повышение уровня занятости инвалидов Ленинградской области в возрасте от 18 до 44 лет.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда инвалидов молодого возраста.

2. Содействие профессиональному самоопределению молодых инвалидов.

3. Повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда и сохранение мотивации к трудовой деятельности инвалидов молодого возраста.

4. Проведение мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию инвалидов молодого возраста, являющихся безработными.

5. Содействие работодателям в заполнении свободных рабочих мест (вакантных должностей), созданных (выделенных) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.

6. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Показатели (индикаторы) программы и их значения приводятся в приложении № 1 к настоящей программе.

Показатели, включенные в федеральный (региональный) план статистических

работ, в программе отсутствуют. Методика расчета показателей (индикаторов) программы приводится в приложении № 3 к настоящей программе.

Сбор информации для расчета показателей (индикаторов), указанных

в приложении № 1 к настоящей программе, осуществляется путем направления  запросов в образовательные организации для формирования реестров выпускников-инвалидов, проведения мониторингов трудоустройства указанной категории граждан.

Достижение показателей (индикаторов) программы является значимым

не только для сферы реализации программы, но и для общества в целом.

3. Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы 2018-2024 годы. Программа реализуется в 1 этап.

4. Финансовое обеспечение реализации программы

Основными источниками финансового обеспечения программы являются средства областного бюджета, предусмотренные на мероприятия государственной программы Ленинградской области "Содействие занятости населения Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 07.12.2015 N 466.

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы в 2018-2024 годах, составит 111,3 млн рублей, в том числе по годам:

2018 год - 15,9 млн рублей;

2019 год - 15,9 млн рублей;

2020 год - 15,9 млн рублей;

2021 год - 15,9 млн рублей;

2022 год - 15,9 млн рублей;

2023 год - 15,9 млн рублей;

2024 год - 15,9 млн рублей.

Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2 к программе и подлежат ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы.

5. Перечень программных мероприятий программы

(в ред. приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13.07.2020 № 12)

Для достижения цели, решения задач программы предусматриваются следующие мероприятия по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и при содействии в последующем трудоустройстве:

1. Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области и его подведомственными учреждениями организуется:

1) Профессиональная ориентация инвалидов молодого возраста (в том числе с привлечением ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, базовых профессиональных образовательных организаций).

Органами службы занятости инвалидам молодого возраста предоставляется государственная услуга «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

2) Сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста реализуется в рамках основного мероприятия 1.5. государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года № 466.

В рамках реализации мероприятия  предусматривается:

- организация персонифицированного учета выпускников из числа инвалидов молодого возраста и проведение мониторинга их трудоустройства;

- взаимодействие с инвалидом с целью уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости, содействия в составлении резюме, направления его работодателям;

- организация взаимодействия инвалида с представителем работодателя как на собеседовании, так и при трудоустройстве; организация (при необходимости) получения инвалидом молодого возраста помощи наставника из числа сотрудников работодателя.

3) Взаимодействие комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области (далее - ГКУ ЦЗН ЛО) с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в том числе при реализации планов мероприятий, направленных на решение вопросов занятости выпускников из числа инвалидов, а также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в том числе в рамках федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", в целях реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Взаимодействие с комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, осуществляющего  отдельные полномочия в сфере социального обслуживания, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется в рамках действующего соглашения №77 от 09.03.2017  «О предоставлении информации в электронном виде». Комитет по социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально направляет  информацию о гражданах трудоспособного возраста, имеющих инвалидность и зарегистрированных в автоматизированной информационной системе «Социальная защита Ленинградской области» (далее - информация) в комитет по труду и занятости населения Ленинградской области для принятия мер по их трудоустройству.

Полученная информация направляется в филиалы ГКУ ЦЗН ЛО с целью проведения анкетирования инвалидов, не зарегистрированных в ГКУ ЦЗН ЛО в качестве ищущих работу граждан. На основании полученных сведений и результатов анкетирования формируется личное дело инвалида в Реестре инвалидов.

Между комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области и федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ленинградской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Главное бюро МСЭ) 28.12.2015 заключено соглашение о взаимодействии при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. В соответствии с действующим соглашением Главное бюро МСЭ направляет в комитет информацию, содержащуюся в выписке из индивидуальной программы реабилитации  или абилитации инвалида (далее-ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида) в соответствии с направлением их деятельности в части рекомендованных реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду).             

Полученные комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области выписки из ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) подгружаются в регистр получателей государственных услуг службы занятости населения Ленинградской области для организации мероприятий по трудоустройству инвалидов специалистами филиалов ГКУ ЦЗН ЛО. Мероприятия по трудоустройству инвалидов проводятся в соответствии с действующими административными регламентами по оказанию государственных услуг.

              Информация об исполнении комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области возложенных на него ИПРА инвалида (ИПРА  ребенка-инвалида) мероприятий по направлению деятельности в части рекомендованных мероприятий направляется в Главное бюро МСЭ.

С 1 сентября 2017 года комитет по труду и занятости населения Ленинградской области ежемесячно осуществляет выгрузку информационных пакетов из регионального сегмента регистров получателей услуг,  соответственно приказу Минтруда России от 21.04.2017 №378н,  для дальнейшей передачи сведений об инвалидах в Федеральный Реестр Инвалидов.

С целью повышения эффективности трудоустройства выпускников образовательных организаций Ленинградской области и в соответствии с мероприятиями, предусмотренными  типовой программой сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в трудоустройстве, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной Защиты РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 14.12.2018 № 804н/299/1154, комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области заключено дополнительное соглашение к действующему соглашению с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в части предоставления последними списочной численности выпускников образовательных организаций  высшего и профессионального образования.

4) Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг, к реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Служба занятости населения Ленинградской области с привлечением некоммерческих организаций реализует следующие мероприятия государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области»:

- «Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество»;

- «Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке».

Под мероприятиями понимается:

- возмещение затрат работодателя на создание рабочего места для инвалида;

- возмещение половины затрат работодателя на оплату труда подростков, выпускников образовательных организаций, инвалидов, а также затрат  работодателя на выплаты работнику организации доплаты за наставничество над инвалидом.

Специалисты службы занятости на постоянной основе проводят информационную работу с работодателями, в том числе и с некоммерческими организациями, в целях привлечения их к трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. 

5) Организация дополнительного профессионального образования специалистов, занимающихся вопросами организации профориентационной работы инвалидов молодого возраста.

Психологи-профконсультанты службы занятости населения Ленинградской области в рамках корпоративного обучения, ВКС и курсов повышения квалификации изучают вопросы, связанные с организацией профориентационной работы инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста.

6) Проведение мониторинга реализации Программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве на 2018-2024 годы.

С целью анализа эффективности принимаемых мер комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области совместно с участниками программы осуществляется мониторинг реализации программы по итогам полугодий и годов в соответствии с заявленными сроками ее действия.

7) Подготовка предложений для включения мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в программу.

Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области совместно с участниками программы при необходимости вырабатывает предложения по корректировке мероприятий программы, осуществляет подготовку проекта приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области о внесении изменений, обеспечивает его принятие и опубликование в установленном порядке.

8) Информационное обеспечение в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Информационное обеспечение в вышеназванной сфере осуществляется путем размещения информации на официальном сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области www.job.lenobl.ru, о лучших практиках трудоустройства инвалидов, том числе молодого возраста, ежедневная информация по всем вопросам деятельности службы занятости, по развитию ситуации на рынке труда Ленинградской области, сведения о проводимых мероприятиях, нормативные документы, «банк» вакансий Ленинградской области, в том числе с предоставлением жилья; для лиц с ограниченными возможностями.

На сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области публиковались релизы, связанные с популяризацией рабочих профессий, профессионального обучения, велась активная пиар-акция в преддверии «Единого дня трудоустройства» и «Единого дня профориентации».

Ежедневно на сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области размещается информация о мероприятиях, проводимых службой занятости, наглядные примеры трудоустройства жителей региона.

Продолжает расширяться группа комитета по труду и занятости населения Ленинградской области в социальных сетях «Вконтакте» https://vk.com/ktzn_lo, на новости которой подписались 4437 человек. Количество подписчиков с каждым днем увеличивается.

Активно продолжает свою работу профиль комитета по труду и занятости населения Ленинградской области в социальной сети «Инстаграм» https://www.instagram.com/ktzn_lo/, где ежедневно публикуются фотоотчеты с мероприятий и краткая информация о прошедших событиях, видеовакансии для граждан ищущих работу, видеоотзывы трудоустроенных граждан.

Продолжает работу официальное представительство в социальной сети «Facebook» https://www.facebook.com/groups/1654758288183858/  комитета по труду и занятости населения Ленинградской области. В группе более 200 участников. Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области стремится быть открытым и доступным для всех пользователей Интернета.

9) Организация взаимодействия участников, реализующих мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в целях оказания помощи инвалидам молодого возраста в освоении трудовых обязанностей.

Мероприятие реализуется в рамках основных мероприятий «Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество» и «Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке» государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области».

В рамках реализации мероприятия предусматривается возмещение затрат работодателю в размере до 500 тыс. рублей за созданное рабочее место для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество, а также возмещение 50% затрат работодателей на выплату заработной платы  трудоустроенным инвалидам и доплату за наставничество.

При реализации мероприятия организуется сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе молодого возраста, с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности, таких как: формирование с учетом потребности инвалида маршрута его передвижения до места работы и по территории организации; обеспечение доступности для него необходимых служебных помещений и информации; определение мероприятий по оснащению (оборудованию) специального рабочего места; определение особенностей распорядка рабочего дня инвалида с учетом норм трудового законодательства; оказание помощи в получении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидом, являющимся безработным; консультирование специалистов организации-работодателя, работающих с инвалидом, по вопросам оказания помощи в освоении им трудовых обязанностей; организация (при необходимости) наставничества. При заключении договоров устанавливаются сроки осуществления мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в том числе с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, индивидуальных способностей и опыта предыдущей профессиональной деятельности.

10) Установление сроков осуществления мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, индивидуальных способностей и опыта предыдущей профессиональной деятельности.

В рамках предоставления государственной услуги сопровождения при содействии занятости инвалидов сроки проведения мероприятий определяются на основании сведений, содержащихся в выписках из ИПРА инвалида, а также сведений, полученных из Главного бюро МСЭ по Ленинградской области в ответ на межведомственный запрос службы занятости с целью уточнения имеющейся информации о возможных медицинских противопоказаниях.

11) Оснащение государственных учреждений службы занятости населения с учетом потребностей инвалидов молодого возраста.

Мероприятие реализуется в соответствии с подпрограммой «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области» государственной программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 406.

Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области реализует мероприятия в сфере обеспечения доступности  приоритетных объектов подведомственных организаций.

В рамках запланированных мероприятий проводятся работы по созданию архитектурной доступности, в том числе адаптации входных групп, путей передвижения, оборудованию санитарно-гигиенических помещений, обеспечение получения визуальной, акустической и тактильной информации, так же с учетом потребностей инвалидов по зрению.

12) Дополнительное профессиональное образование работников государственных учреждений службы занятости населения по вопросу реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Проводится обучение специалистов, ответственных за сопровождение инвалидов по следующим темам: организация работы учреждения по обеспечению доступности объекта и предоставления услуг. Задачи персонала по сопровождению и оказанию помощи инвалидам, в том числе молодого возраста; Этические аспекты взаимодействия; Правила взаимодействия с лицами с нарушением зрения при оказании им услуг; Правила взаимодействия с лицами с нарушением слуха при оказании им услуг; Правила взаимодействия с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата при оказании им услуг; обучение навыкам тифло- и сурдоперевода.

13) Подготовка предложений, направляемых или представляемых в Федеральную службу по труду и занятости, в части модернизации информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - система "Работа в России"), в том числе созданию дополнительных сервисов для работодателей и инвалидов молодого возраста, в целях повышения качества услуг в сфере занятости, а также иного функционала, направленного на повышение качества и доступности услуг по трудоустройству инвалидов молодого возраста.

В связи с запуском первой общероссийской социальной сети деловых контактов Skillsnet комитет по труду и занятости населения Ленинградской области  планирует проведение работ по продвижению социальной сети среди работодателей, учебных заведений и клиентов службы занятости населения, в первую очередь среди молодежи, с целью профориентации и трудоустройства студентов и выпускников.

14) Анализ вакансий, в том числе на квотируемые рабочие места, информация о которых доступна в системе "Работа в России", и проведение консультаций с работодателями для подбора предложений по трудоустройству инвалида молодого возраста.

В ежедневном режиме комитет по труду и занятости населения Ленинградской области выгружает сведения по вакансиям, выделенным в счет квот для трудоустройства инвалидов, а так же вакансии, подходящие для инвалидов, в специально созданный раздел «Вакансии для трудоустройства инвалидов» на портале «Работа в России».

При работе специалиста службы занятости с инвалидом молодого возраста осуществляется анализ размещенных вакансий, в том числе на квотируемые рабочие места, с целью подбора подходящих вариантов трудоустройства. При  организации собеседования инвалида с работодателем специалист службы занятости обсуждает с работодателем возможность направления конкретного инвалида с учетом особенностей его здоровья, уровня образования и профессиональных навыков.

15) Персонифицированный учет выпускников из числа инвалидов молодого возраста с учетом их переезда в другой субъект Российской Федерации, передаче этих данных в соответствующие субъекты Российской Федерации (в частности, в случае если иногородний выпускник из числа инвалидов молодого возраста по окончании обучения в образовательной организации планирует переезд в целях трудоустройства и дальнейшего проживания в другой субъект Российской Федерации).

При обращении в ГКУ ЦЗН ЛО выпускников из числа инвалидов молодого возраста проводится их персонифицированный учет с целью формирования реестра молодых инвалидов, готовых к трудоустройству, в том числе на вакансии, заявленные в других субъектах Российской Федерации.

16) Взаимодействие с инвалидом с целью уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, выявления барьеров, препятствующих трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости, содействия в составлении резюме, направления его работодателям (как потенциальным, так и желающим взять на работу конкретного инвалида).

Взаимодействие с инвалидами, не обратившимися в службу занятости, но имеющими показания к трудовой деятельности, организовано путем проведения специалистами службы занятости телефонных консультаций по специально разработанному скрипту разговора с целью уточнения его пожеланий и готовности к реализации мер по трудоустройству, выявления барьеров, препятствующих трудоустройству, информирования его об имеющихся возможностях содействия занятости и предложения возможных вариантов трудоустройства.

Обучение способам активного поиска работы, составления профессионального резюме специалистами службы занятости проводится в рамках предоставления государственной услуги «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда».

17) Организация взаимодействия инвалида с представителем работодателя, как на собеседовании, так и при трудоустройстве (при необходимости предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) осуществляется непосредственно специалистами службы занятости населения.

18) Реализация мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, включая возможность получения помощи наставника, определяемого работодателем, с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности.

Мероприятия организованы в рамках реализации основного мероприятия «Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке» государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области».

В рамках реализации мероприятия, в части содействия трудоустройству инвалидам молодого возраста предусматривается компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы трудоустроенного инвалида и доплату за наставничество сотруднику работодателя, на которого возлагаются обязанности по контролю за осуществлением трудоустроенным инвалидом трудовой деятельности, оказанию помощи в исполнении инвалидом его функциональных обязанностей, а также в получении необходимых профессиональных навыков. При реализации мероприятия организуется, по согласованию с работодателем, ознакомление наставника с трудовыми обязанностями и условиями труда инвалида в целях оказания инвалиду помощи при осуществлении сопровождаемого содействия занятости. Наставник вправе вносить предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду молодого возраста условий доступности рабочего места и его дополнительного оснащения с учетом имеющихся у инвалида молодого возраста ограничений жизнедеятельности.

19) Формирование и помощь в освоении доступного маршрута передвижения до места работы и на территории работодателя.

Формирование и помощь в освоении доступного маршрута передвижения до места работы осуществляется закрепленным сотрудником ГКУ ЦЗН ЛО в рамках предоставления государственной услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов.

Формирование и помощь в освоении доступного маршрута передвижения на территории работодателя осуществляется сотрудником работодателя, осуществляющим функции наставника.

При реализации мероприятия организуется, по согласованию с работодателем, ознакомление наставника с трудовыми обязанностями и условиями труда инвалида в целях оказания инвалиду помощи при осуществлении сопровождаемого содействия занятости.

20) Оказание работодателям методической помощи по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

При взаимодействии с работодателями в рамках создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов сотрудниками ГКУ ЦЗН ЛО осуществляется консультирование по доступным видам трудовой деятельности будущего работника из числа инвалидов. При необходимости в рамках межведомственного взаимодействия сотрудник ГКУ ЦЗН ЛО запрашивает дополнительную информацию в Главном бюро МСЭ по Ленинградской области.

21) Информирование о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах службы занятости как на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, так и с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средств массовой информации, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в форме профессиональной ориентации, организации стажировок и др.

Информирование о состоянии рынка труда, вакансиях, услугах службы занятости осуществляется в рамках совместной деятельности по организации ярмарок профессий и учебных мест на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

В организации информирования населения Ленинградской области используются различные электронные средства информации, как наиболее доступные, информативные и оперативные.

Эффективно функционирует официальный сайт комитета по труду и занятости населения Ленинградской области – www.job.lenobl.ru, на котором размещается: ежедневная информация по всем вопросам деятельности службы занятости, по развитию ситуации на рынке труда Ленинградской области, сведения о проводимых мероприятиях, нормативные документы, «банк» вакансий Ленинградской области. Для более удобного перехода к «банку» вакансий на главной странице размещен баннер портала «Работа в России». На сайте добавлена вкладка «анонсы», где публиковалась информация о предстоящих мероприятиях службы занятости.

Отдельно представлены и регулярно обновляются вакансии: с предоставлением жилья и для лиц с ограниченными возможностями.

Ежедневно на сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области размещается информация о мероприятиях, проводимых службой занятости, наглядные примеры трудоустройства жителей региона. Своими впечатлениями о новом месте работы делятся люди с ограничениями по здоровью. Работодатели рассказывают об опыте трудоустройства инвалидов.

22) Подготовка предложений организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в субъектах Российской Федерации, а также органу государственной власти субъекта Российской Федерации и органу местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, о рекомендуемых органами занятости населения направлениях подготовки инвалидов молодого возраста исходя из возможности их трудоустройства по определенной профессии, специальности и направлению подготовки.

Направления подготовки молодых специалистов, в том числе инвалидов по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования ежегодно согласовываются на уровне Правительства Ленинградской области с учетом прогноза развития рынка труда и перспективной потребности в трудовых ресурсах в соответствии с реализуемыми инвестиционными проектами.

2. Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования организуется:

1) Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования (включая информационное, социальное, реабилитационное, психолого-педагогическое сопровождение), которое осуществляется на основе непрерывного и комплексного характера:

организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения, участие в мероприятиях образовательной организации (привлечение обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях);

психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся,  имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации (обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум);

социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, что в дальнейшем играет немаловажную роль в содействии трудоустройства выпускников.

2) Взаимодействие базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в целях организации сопровождения инвалидов при получении ими профессионального образования и последующего трудоустройства выпускников из числа инвалидов молодого возраста.

Проведение совместных мероприятий (дискуссий, круглых столов, мастер-классов, профориентационных мероприятий и консультаций «Дни карьеры молодежи», тренингов с работодателями) для обсуждения проблем и условий трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум», как базовой профессиональной образовательной организацией Ленинградской области, с привлечением других образовательных организаций Ленинградской области, а так же организаций, связанных с трудоустройством инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3) Содействие организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, при реализации практик взаимодействия выпускников из числа инвалидов молодого возраста с работодателями в целях совмещения в учебном процессе теоретической и практической подготовки.

Создание системы взаимодействия по вопросам трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с привлечением ГКУ «ЦЗН ЛО» и с организациями, связанными с трудоустройством инвалидов на базе образовательных организаций Ленинградской области

Обучение сотрудников, педагогов  образовательных организаций на курсах повышения квалификации, формирующих навыки работы с обучающимися с инвалидностью не только в Ленинградской области, но и в других регионах;

Организация и проведение встреч с привлечением выпускников инвалидов с успешной карьерой.

4) Проведение конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс" в Ленинградской области, а также участию региона в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".

Работа регионального центра развития движения  «Абилимпикс» в Ленинградской области, которым является ГБПОУ ЛО «Мичуринский многопрофильный техникум».

Ежегодное проведение конкурса профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Ежегодное участие региона в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»,

Определение наставников, подготовка экспертов к участию в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс».

5) Обеспечение непрерывности работы по профессиональной ориентации инвалидов на всех уровнях образования.

Используемые формы профессионально-ориентационной работы с обучающимися  с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, используемые в Ленинградской области:

профессионально – ориентационные беседы;

занятия в кружках, мастерских;

экскурсии  на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

встречи со специалистами;

участие в «днях открытых дверей»;

участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;

использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

6) Создание специальных условий для получения профессионального образования.

Совершенствование архитектурной доступности профессиональных образовательных учреждений Ленинградской области для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  во всех образовательных организациях Ленинградской области,

Модернизация материально-технического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с нарушениями различных нозологий.

7) Организация работы "горячей линии" по вопросам приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, инвалидов молодого возраста.

Обеспечение работы «горячей линии».

8) Мониторинг деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, по вопросам приема, обучения обучающихся с инвалидностью и обеспечения специальных условий для получения ими профессионального образования, а также их последующего трудоустройства.

Мониторинг количества обучающихся из числа лиц с инвалидностью, принятых на обучение в образовательные организации и количество завершивших обучение (в %), а также количество трудоустроившихся выпускников образовательных организаций. Увеличение доли трудоустроенных выпускников из числа инвалидов молодого возраста.

9) Проведение семинаров (вебинаров) для педагогических работников и родителей по вопросам профессиональной ориентации и получения профессионального образования инвалидами молодого возраста.

Выявление возможного поля выбора профессии: анализ состояния здоровья и рекомендации врача по медицинским показаниям и противопоказаниям, работа с перечнем рекомендуемых профессий, специальностей, видов профессиональной занятости.

Выявление предпочитаемой сферы профессиональной деятельности с помощью профориентационных диагностических методик.

Знакомство с рекомендуемыми профессиями, видами профессиональной занятости путем профессиографического анализа, профессиональных проб – составление возможных вариантов профессионального выбора.

10) Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, по вопросам работы со студентами с инвалидностью.

Повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала.

11) Своевременная актуализация образовательных программ и программ по профессиональной ориентации в соответствии с требованиями рынка труда и предлагаемыми вакансиями.

Увеличение доли инвалидов молодого возраста, успешно завершивших обучение по специальностям, востребованным на рынке труда и соответствующим рекомендациям индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.

12) Подготовка предложений для включения мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования в региональную программу.

Приведение Программы в соответствие с федеральными нормами, расширение перечня программных мероприятий с целью сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования  и при содействии в последующем трудоустройстве.

13) Информационное обеспечение в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования.

Освещение в средствах массовой информации  проблем реабилитации и социализации инвалидов, распространение и обобщение опыта работы с инвалидами в регионе.

14) Организация взаимодействия участников, реализующих мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования.

Прохождение производственной практики, как первого этапа будущего трудоустройства.

15) Анализ условий доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, для получения профессионального образования инвалидами молодого возраста.

Обеспечение условий доступности организаций осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

16) Формирование и помощь в освоении доступного маршрута передвижения до места учебы и на территории организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Оказание индивидуальной помощи обучающемуся инвалиду со значительными ограничениями жизнедеятельности, нуждающемуся в поддержке других лиц (куратора, профконсультанта, наставника). Ускорение адаптации инвалида молодого возраста в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

17) Информирование об условиях получения профессионального образования, профессиях, специальностях, направлениях подготовки, реализуемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Увеличение доли инвалидов молодого возраста, принятых на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

3. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области организует:

направление  информации (ежеквартально) о гражданах трудоспособного возраста, имеющих инвалидность и зарегистрированных в Автоматизированной информационной системе «Социальная защита Ленинградской области»;

повышение квалификации и (или) дополнительного профессионального образования сотрудников государственных учреждений социального обслуживания, участвующих в предоставлении социальной услуги «оказание помощи в трудоустройстве» инвалидам, в том числе молодого возраста, в рамках сопровождаемого содействия занятости инвалидов молодого возраста.»

6. Управление реализацией программы и контроль

за ходом ее исполнения

Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, ответственным за реализацию мероприятий программы, является комитет по труду и занятости населения Ленинградской области (далее - комитет).

В период прохождения инвалидами молодого возраста профессионального обучения осуществляются мероприятия по созданию условий для получения ими профессии (специальности) в соответствии с рекомендациями ИПРА инвалида, проводятся мероприятия по профессиональной ориентации и адаптации при выходе на рынок труда, осуществляется информационное сопровождение, позволяющее выбрать место работы.

К участию в реализации программы привлекаются органы исполнительной власти Ленинградской области, ГКУ ЦЗН ЛО, образовательные организации, работодатели.

Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется комитетом.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области по итогам полугодия в срок до 20 июля и по итогам года в срок до 1 февраля следующего за отчетным года, представляет в комитет информацию о реализации программных мероприятий с учетом основных показателей эффективности и результативности программы.

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области по итогам полугодия в срок до 20 июля и по итогам года в срок до 1 февраля следующего за отчетным года, представляет в комитет информацию о реализации программных мероприятий с учетом основных показателей эффективности и результативности программы.

Комитет осуществляет мониторинг и контроль за ходом выполнения программы; организацию выполнения мероприятий программы; подготовку предложений по корректировке программы и механизма ее реализации; контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию программы, с целью своевременного выполнения в полном объеме мероприятий программы; запрашивает сведения, необходимые для мониторинга, оценки эффективности и подготовки отчетности о реализации программы.

Отчеты о реализации мероприятий и достижении значений показателей представляются в установленные сроки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1507-р.

7. Эффективность и результативность реализации программы

Эффективность реализации программы оценивается по степени достижения целевых показателей (индикаторов) программы (приложение N 1 к программе).

Приложение N 1

к программе

СВЕДЕНИЯ

О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ПРОГРАММЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа комитета по труду и занятости населения Ленинградской

области от 23.01.2019 N 1)

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

Значение показателя (индикатора) по годам реализации, %

Ответственный исполнитель

2017 (факт)

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Доля работающих в отчетном периоде инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста

31,7

32,0

32,0

33,0

33,0

35,0

35,0

36,0

2

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования

100

0

100

0

100

100

100

100

3

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования

57,5

58,0

58,5

60,0

62,5

63,0

64,5

65

4

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования

100

0

100

0

100

100

100

100

5

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования

61,7

63,0

65,0

65,5

67,0

68,0

69,0

70,0

6

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования

100

0

100

0

100

100

100

100

7

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования

68,0

68,0

69,5

70,0

71,0

72,0

72,5

73,0

8

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения

28,0

28,0

28,0

28,5

28,5

29,0

29,5

30,0

9

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения

-

32,0

32,0

32,5

32,5

33,0

33,5

34,0

10

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения

-

50,0

50,0

50,5

50,5

51,0

52,0

52,5

11

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

0

0

100

0

100

100

100

100

12

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

100

0

100

0

100

100

100

100

13

Доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования

0

0

0

0

0

0

0

0

14

Доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования

12,5

12,5

13,0

13,5

14,0

14,0

14,5

15,0

15

Доля специалистов Ленинградской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и(или) абилитационных мероприятий инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Ленинградской области

10

10

12

13

13,5

14

14,5

15

Показатели 1 - 14 рассчитываются также по:

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- возрастной структуре инвалидов (от 18 до 25 лет и от 25 до 44 лет);

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству по специальности и/или не по специальности;

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- участию в конкурсе профессионального мастерства "Абилимпикс" (является участником и/или победителем конкурса или не является участником и/или победителем конкурса);

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству на квотируемые рабочие места;

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству при содействии некоммерческих организаций (включая социально ориентированные некоммерческие организации);

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству при содействии государственных учреждений службы занятости населения;

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству при содействии образовательных организаций высшего образования;

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- трудоустройству при содействии образовательных организаций среднего профессионального образования;

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

- уровню оплаты труда (выше/ниже средней заработной платы в Ленинградской области).

(абзац введен Приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 23.01.2019 N 1)

Приложение N 2

к программе

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование мероприятия

Расходы по годам реализации, млн рублей

2017 (факт)

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Организация взаимодействия участников, реализующих мероприятия, направленные на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в целях оказания помощи инвалидам молодого возраста в освоении трудовых обязанностей

(Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество)

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

2

Реализация с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, включая возможность получения помощи наставника, определяемого работодателем

(Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке)

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

3

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование инвалидов молодого возраста, являющихся безработными, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

1,9

2,2

2,2

2,2

2,2

2,2

2,2

2,2

Приложение 3

к программе

МЕТОДИКА

расчета показателей (индикаторов)

программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения в Ленинградской области на 2018-2024 годы

№ п/п

Наименование показателя

Единица измере­ния

Методика расчета показателя (формула) и методологические пояснения к показателю

Временные характеристики показателя

1

2

3

4

5

1

Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля работающих инвалидов;

В – численность работающих инвалидов по данным Пенсионного Фонда РФ;

С – численность инвалидов трудоспособного возраста в Ленинградской области по состоянию на конец отчетного периода

На отчетную дату

2

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

С – общая численность выпускников текущего учебного года, являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

3

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования;

С – общая численность выпускников текущего учебного года, являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

4

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования;

С – общая численность выпускников отчетного года и последующих годов (до отчетного периода включительно), являющихся инвалидами молодого возраста, являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

5

Доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования;

В – численность выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения высшего образования;

С – общая численность выпускников 2016 года и последующих годов (до отчетного периода включительно), являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

6

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в общей численности выпускников текущего учебного года, являющихся инвалидами молодого возраста

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

С – общая численность выпускников текущего учебного года, являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

7

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

С – общая численность выпускников текущего учебного года, являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

8

Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

В – численность инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования;

С – общая численность выпускников отчетного года и последующих годов (до отчетного периода включительно), являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

9

Доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования

процентов

А = В / С x 100%, где:

А – доля выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования;

В – численность выпускников из числа инвалидов молодого возраста, продолживших дальнейшее обучение после получения среднего профессионального образования;

С – общая численность выпускников отчетного года и последующих годов (до отчетного периода включительно), являющихся инвалидами молодого возраста

За отчетный период

Приложение 4

к программе

N
п/п

Показатель

Единица измерения

Планируемое количество выпускников - инвалидов

2018

2019

2020

1

Среднее профессиональное образование

Чел

26

27

29

2

Высшее образование

Чел

2

5

7

3

Дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и профессиональное переподготовки)

Чел

0

3

0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.11.2018
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 060.010.000 Трудоустройство и занятость населения (см. также 200.160.020), 060.020.160 Особенности регулирования труда работников, нуждающихся в социальной защите

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать