Основная информация

Дата опубликования: 03 августа 2017г.
Номер документа: RU14000201700734
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПРИКАЗ

от 03.08.2017 №П-01-135

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ
ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПРОИЗВОДСТВО, ВЫПУСК И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ГАЗЕТА) И СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ

В редакции приказа Министерства связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) от 14.02.2019 №П-01-33, от 14.07.2020 № П-01-197)

              В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 29 июня 2017 г. №201 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. №58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными
на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации«, в целях реализации порядка поддержки средств массовой информации в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 г. 1758-З №1073-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», приказываю:

1. Утвердить Правила предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат на производство, выпуск и распространение печатных средств массовой информации (газета) и сетевых изданий, согласно приложению, к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной политики в области средств массовой информации и печати Министерства связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) (Молчанов Н.А.) направить настоящий приказ в Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) для государственной регистрации и обеспечить:

2.1. опубликование настоящего приказа в официальных средствах массовой информации в течение 10 дней со дня его государственной регистрации.

2.2. проведение отбора получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат на производство, выпуск и распространение печатных средств массовой информации (газета) в целях реализации приоритетных социально значимых проектов в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2019 годы» и параметров финансового обеспечения, установленных Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) Ч.Н. Гаврильева.

И.О. министра                                                                                  Н. В. Гришаев

Утверждены

приказом

Министерства связи

и информационных технологий

Республики Саха (Якутия)

от 3 августа 2017 г. № П-01-135

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧАСТИ

ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, ВЫПУСК И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (ГАЗЕТА) И СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют условия и порядок предоставления
на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на цели, установленные пунктом 1.3 настоящих Правил.

1.2. В Правилах:

1.2.1. Применены понятия, соответствующие:

а) Бюджетному кодексу Российской Федерации;

б) Гражданскому кодексу Российской Федерации;

в) Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

г) Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

д) «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов
по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»;

е) «ГОСТ Р7.0.3-2006 Система стандартов по информатизации, библиотечному
и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения»;

ж) приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г.
№ 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия
и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;

з) Методическим рекомендациям по вопросам планирования и учета затрат
на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, согласованных Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 25 ноября 2002 г.;

и) приказу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2016
№ 01-04/2025-Н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров)
о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

1.2.2. Под обеспечением информационной открытости реализации государственной политики понимается серия материалов, посвященных приоритетам развития социально-экономической системы Республики Саха (Якутия), публикуемых получателем субсидий по направлениям, определенным Министерством связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство), за исключением информации
о деятельности органов государственной власти, установленной Федеральным законом от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления»;

1.2.3. Под приоритетным социально значимым проектом понимается серия тематически однородных материалов, представляющих общественный интерес, направленных на решение актуальных социально значимых проблем российской действительности, планируемых к публикации получателем субсидий в рамках приоритетных направлений, определенных Министерством;

1.2.4. Под полосой понимается 1/4 печатного листа формата А2;

1.2.5. Под разовым тиражом понимается количество экземпляров газеты соответствующего номера;

1.2.6. Под общим тиражом понимается сумма разовых тиражей за период;

1.2.7. Под среднеразовым тиражом понимается средний тираж газеты на один номер или значение, вычисленное делением общего тиража на число номеров;

1.2.8. Под аудиовизуальной информацией понимаются любые сигналы, воспринимаемые зрительными и слуховыми рецепторами человека, передаваемые при помощи изображений и звуков.

1.3. Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение части затрат на производство, выпуск и распространение:

1.3.1. Печатных средств массовой информации (газета) и сетевых изданий в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики
с условием публикации в печатных средствах массовой информации нормативных правовых актов и иных материалов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в случаях, определенных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2004 г. № 301 «О Перечне нормативных правовых актов и иных материалов органов государственной власти Республики Саха (Якутия), обязательных для опубликования в республиканских государственных печатных средствах массовой информации» (далее - субсидия в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики);

1.3.2. Печатных средств массовой информации (газета) в целях реализации приоритетных социально значимых проектов (далее - субсидия в целях реализации приоритетных социально значимых проектов).

1.4. Министерство предоставляет субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и плановый период,
и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил.

1.5. Субсидии, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил, предоставляются набравшим наибольшее значение баллов по результатам оценки, проведенной
в соответствии с критериями, установленными пунктом 2.8.1 настоящих Правил, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, имеющим статус редакции либо издателя, выпускающим:

1.5.1. Не менее двух лет на языке саха (якутском языке) или (и) на русском языке,
с периодичностью выпуска не реже одного раза в неделю республиканские общеполитические печатные газеты (общественно-информационная, общественно-политическая, аналитическая):

а) реклама в которых не превышает 45 процентов;

б) учредителями (соучредителями) которых не являются политические партии, политические общественные движения и религиозные объединения;

1.5.2. Не менее двух лет на языке саха (якутском языке) и одновременно русском языке сетевое издание:

а) реклама в котором не превышает 45 процентов;

б) учредителями (соучредителями) которого не являются политические партии, политические общественные движения и религиозные объединения.

1.6. К получателям субсидий предъявляются требования:

1.6.1. По отсутствию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

1.6.2. Получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу,
в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии:

а) юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;

б) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

в) юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

II. Порядок проведения конкурсного отбора

получателей субсидий

2.1. Извещение о проведении конкурсного отбора получателей субсидий утверждается приказом Министерства и размещается на его официальном сайте
не менее чем за 5 рабочих дней до даты начала приема документов.

2.2. В извещении указываются:

а) целевое назначение и сумма представляемой субсидии;

б) дата начала и окончания подачи документов, указанных в пункте 2.3 настоящих Правил;

г) перечень приоритетных направлений обеспечения информационной открытости реализации государственной политики и (или) перечень приоритетных направлений реализации приоритетных социально значимых проектов;

д) критерии и Порядок конкурсного отбора и условия предоставления субсидий;

е) место подачи документов;

ж) форма заявки, указанной в подпункте 2.3.1 настоящих Правил, формы справок, указанных в подпунктах 2.3.1.7, 2.3.2.1, 2.3.2.2 настоящих Правил, а также сроки и время приема документов, указанных в пункте 2.3 настоящих Правил;

з) почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона Министерства;

и) основания для отказа претенденту в предоставлении субсидии.

2.3. Для участия в конкурсном отборе претендующие на получение субсидий юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица
(далее - претенденты) представляют следующие документы:

2.3.1. Республиканские общеполитические газеты или сетевые издания:

2.3.1.1. Заявку на участие в конкурсном отборе по форме, установленной
в Извещении, указанном в пункте 2.1 настоящих Правил, содержащую:

а) сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе / физическом лице;

б) сведения о средстве массовой информации;

в) сведения о структуре и численности работников с приложением отчета по форме федерального статистического наблюдения №П-4 «Сведения о численности
и заработной плате работников»;

г) перечень и количество (для газет - полосы, для сетевых изданий - хронометраж
в часах, количество информационных сообщений) публикаций по обеспечению информационной открытости реализации государственной политики с приложением сметы доходов и расходов на их выпуск, производство и распространение
в республиканской общеполитической газете или сетевом издании;

д) перечень, описание и количество полос публикаций по реализации приоритетных социально значимых проектов с приложением сметы доходов и расходов на их выпуск, производство и распространение в республиканской общеполитической газете;

2.3.1.2. Копию учредительных документов юридического лица, заверенную претендентом, либо копию паспорта, заверенную физическим лицом;

2.3.1.3. Документы, подтверждающие полномочия лица, имеющего право действовать от имени претендента (при отсутствии соответствующей записи
о полномочиях лица в Едином государственном реестре юридических лиц);

2.3.1.4. Копию свидетельства о регистрации средства массовой информации, заверенную претендентом;

2.3.1.5. В случае отсутствия у редакции средства массовой информации статуса издателя - заверенную главным редактором средства массовой информации копию устава редакции средства массовой информации или договора, подтверждающего статус издателя средства массовой информации;

2.3.1.6. Копию бухгалтерского баланса (Ф. 0710001) и «Отчета о финансовых результатах» (Ф. 0710002) или документов претендента, применяющего упрощенную систему налогообложения, за предыдущий отчетный период с отметкой налоговой инспекции, заверенных претендентом;

2.3.1.7. Справку за подписью руководителя с информацией о том, что на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения
в подпункте 1.3.1 или 1.3.2 настоящих Правил.

2.3.2. Республиканские общеполитические газеты:

2.3.2.1. Справку, заверенную полиграфическим предприятием, содержащую данные о количестве полос газеты и общем тираже республиканской общеполитической газеты за полугодие, предшествующее обращению за субсидией, и за период, соответствующий представленному бухгалтерскому балансу (Ф. 0710001) и «Отчету о финансовых результатах» (Ф. 0710002), по форме, установленной в Извещении, указанном в пункте 2.1 настоящих Правил;

2.3.2.2. Справку, заверенную распространителем, содержащую данные об общем подписном тираже республиканской общеполитической газеты и по количеству городских округов и муниципальных районов Республики Саха (Якутия), в которых распространялась газета за полугодие, предшествующее обращению за субсидией, и за период, соответствующий представленному бухгалтерскому балансу (Ф. 0710001)
и «Отчету о финансовых результатах» (Ф. 0710002), по форме, установленной
в Извещении, указанном в пункте 2.1 настоящих Правил;

2.3.2.3. Два экземпляра последних номеров республиканской общеполитической газеты.

2.4. Пакет документов должен быть подан в течение 15 рабочих дней с даты начала приема документов, указанной в Извещении, в ходе личного приема, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения
и уведомлением о вручении.

Министерство оформляет пакет документов в журнале регистрации входящих документов, присваивает каждому пакету документов регистрационный номер.

Пакеты документов заявителей не возвращаются и подлежат хранению в деле Министерства не менее трех лет со дня завершения конкурсного отбора получателей субсидий.

2.5. Документы, представляемые претендентом в целях получения субсидии:

а) должны отражать информацию, необходимую для получения субсидии;

б) тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена
и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;

в) документы не должны иметь подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, не должны быть исполнены карандашом, а также иметь серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;

г) документы, прилагаемые к заявлению об участии в конкурсном отборе
на получение субсидии, представляются в одном экземпляре. Прилагаемый к заявлению документ, состоящий из двух и более листов, должен быть пронумерован и прошнурован.

2.6. В приеме пакета документов, представленных в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Правил, отказывается при наличии одного из следующих оснований:

а) отсутствие у лица, обратившегося в качестве представителя, полномочий действовать от имени претендента;

б) несоответствие пакета документов по составу и форме, установленной
в Извещении, или его заполнение не в полном объеме;

в) представление документа(ов) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2.5 настоящих Правил;

г) представление расчетов, сформированных с превышением предельных значений, установленных подпунктом 2.8.3.3 настоящих Правил, и (или) заявки на получение суммы субсидии в размере, превышающем сумму, установленную пунктом 2.2 настоящих Правил.

Отказ в приеме документов является основанием для прекращения рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий, но не препятствует повторной подаче документов до даты окончания приема документов, указанной в Извещении, при устранении оснований, по которым отказано в приеме документов.

2.7. Министерство в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает:

а) из Федеральной налоговой службы выписку в отношении претендента из Единого государственного реестра юридических лиц либо выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

б) справку Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о текущем состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам;

в) из министерств, ведомств Республики Саха (Якутия) информацию
о не предоставлении претенденту средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные
в подпункте 1.3.1 или 1.3.2 настоящих Правил;

г) из Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) информацию
о наличии предупреждений о нарушении законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации.

Претендент вправе самостоятельно предоставить документы, перечисленные
в настоящем пункте.

2.8. Проверка соответствия претендентов категориям, критериям, условиям, установленным настоящими Правилами, и определение размера предоставляемой субсидии осуществляется Экспертной комиссией в течение 14 рабочих дней со дня окончания приема пакета документов.

Экспертная комиссия создается Министерством, в состав которой входят работники Министерства, представители иных органов государственной власти и общественности (по согласованию).

Количество членов Экспертной комиссии является нечетным и составляет не менее пяти членов, при этом количество работников Министерства не должно превышать одной трети от общего количества членов Комиссии.

Регламент работы Экспертной комиссии утверждается приказом Министерства.

2.8.1. Экспертной комиссией принимается решение о соответствии или несоответствии претендента категориям и требованиям, указанным в пунктах 1.5, 1.6 настоящих Правил, а также проводится оценка представленной на участие заявки
по следующим критериям:

2.8.1.1. На получение субсидий в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики в республиканских общеполитических газетах:

а) предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации в течение года: при наличии - 0 баллов, при отсутствии - 2 балла;

б) количество номеров республиканской общеполитической газеты на период реализации заявки - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

в) среднеразовый тираж - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

г) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), в которых распространяется газета - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

д) доля охвата приоритетных направлений (количество приоритетных направлений, заявленных к реализации / количество приоритетных направлений на обеспечение информационной открытости x 100 процентов) - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального
до максимального значения числа приоритетных направлений;

е) доля полос для публикации материалов, направленных на обеспечение информационной открытости реализации государственной политики на полосах газеты - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных
в порядке от минимального до максимального значения;

ж) цена реализации республиканской общеполитической газеты - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от максимального до минимального значения;

з) соотношение суммы затрат (включая заявленный объем субсидий) на выпуск республиканской общеполитической газеты к общему тиражу - 2 балла, умноженных
на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке
от максимального до минимального значения.

2.8.1.2. На получение субсидий в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики в сетевых изданиях:

а) предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации в течение года: при наличии - 0 баллов, при отсутствии - 2 балла;

б) число языков распространения - 2 балла за каждый более двух;

в) индекс цитируемости за прошлый год по результатам независимой оценки - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных
в порядке от минимального до максимального значения;

г) число просмотров - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

д) доля охвата приоритетных направлений (количество приоритетных направлений, заявленных к реализации / количество приоритетных направлений на обеспечение информационной открытости x 100 процентов) - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального
до максимального значения числа приоритетных направлений;

е) объем (хронометраж) аудиовизуальной информации, представленный в заявке - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных
в порядке от минимального до максимального значения;

ж) доля информационных сообщений, представленных в заявке в общем объеме информационных сообщений сетевого издания - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального
до максимального значения;

з) соотношение суммы затрат (включая заявленный объем субсидий) на выпуск сетевого издания к числу просмотров - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от максимального до минимального значения.

2.8.1.3. На получение субсидий в целях реализации приоритетных социально значимых проектов республиканских общеполитических газет:

а) предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации в течение года: при наличии - 0 баллов, при отсутствии - 2 балла;

б) количество номеров республиканской общеполитической газеты на период реализации заявки - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

в) среднеразовый тираж - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

г) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), в которых распространяется газета - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

д) доля тиража (в процентах), распространяемая в муниципальных районах
и городских округах по подписке - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

е) индекс цитируемости за прошлый год по результатам независимой оценки (применяется при конкурсном отборе республиканских общеполитических газет, выпускающихся на русском языке, и подлежит исключению из общего числа баллов при сравнении с республиканскими общеполитическими газетами, выпускающимися на языке саха (якутском языке)) - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения;

ж) доля охвата приоритетных направлений (количество приоритетных направлений, по которым реализуются приоритетные социально значимые проекты / количество приоритетных направлений x 100 процентов) - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от минимального до максимального значения числа приоритетных направлений;

з) доля приоритетных социально значимых проектов к числу приоритетных направлений (общее количество приоритетных социально значимых проектов / количество приоритетных направлений x 100 процентов) - 1 балл, умноженный
на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке
от минимального до максимального значения;

и) количество полос, представленных на реализацию проектов - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке
от минимального до максимального значения;

к) доля полос проектов на полосах газеты (общее количество полос приоритетных социально значимых проектов / общее количество полос в периоде x 100 процентов) - 1 балл, умноженный на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных
в порядке от минимального до максимального значения.

л) оценка приоритетных социально значимых проектов:

- по актуальности и новизне заявленной проблемы, на решение которой направлен проект (своевременность постановки проблем, аргументированность наиболее важных идей, обоснованность социальной значимости): высокая - 2 балла, средняя - 1 балл, низкая - 0 баллов;

- по оригинальности проекта (интересный подход к решению проблемы
и использование новых технических и содержательных методов реализации проекта): высокая - 2 балла, средняя - 1 балл, низкая - 0 баллов;

м) цена реализации республиканской общеполитической газеты - 2 балла, умноженных на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке от максимального до минимального значения;

н) соотношение суммы затрат (включая заявленный объем субсидий) на выпуск республиканской общеполитической газеты к общему тиражу - 2 балла, умноженных
на порядковый номер значений претендентов, пронумерованных в порядке
от максимального до минимального значения.

2.8.2. В предоставлении субсидии отказывается при наличии одного из следующих оснований:

а) несоответствие претендента категориям, предъявляемым пунктом 1.5 настоящих Правил;

б) несоответствие претендента требованиям, предъявляемым пунктом 1.6 настоящих Правил;

в) несоответствие пакета документов по составу и форме, установленной
в Извещении, или его заполнение не в полном объеме;

г) представление претендентом недостоверных сведений, указанных в пакете документов, в соответствии с настоящими Правилами;

д) значение суммы баллов, набранных по результатам оценки проведенной
в соответствии с пунктом 2.8.1 настоящих Правил, менее суммы баллов претендента, набравшего в категории их максимальное значение.

2.8.3. Размер субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) определяет Экспертная комиссия в соответствии со сметой доходов и расходов
на выпуск, производство и распространение в республиканской общеполитической газете или сетевом издании публикаций по информационной открытости реализации государственной политике либо реализации приоритетных социально значимых проектов.

2.8.3.1. В составе доходов учитываются:

а) доходы от реализации газеты (по подписке, рознице);

б) доходы от прочей реализации.

2.8.3.2. В составе расходов учитываются:

а) расходы на оплату труда штатного и нештатного персонала с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

б) расходы на авторский гонорар с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в) расходы на командировки;

г) расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников
на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации
и обратно;

д) расходы на материалы, бумагу для множительной и компьютерной техники;

е) расходы на содержание легкового автотранспорта;

ж) канцелярские, почтово-телеграфные расходы;

з) расходы на рассылку (доставку) авторских и обязательных бесплатных экземпляров;

и) расходы на телефонные переговоры, подписку на периодические и справочные издания;

к) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, редакционной техники;

л) сумма амортизационных отчислений по основным средствам;

м) расходы по аренде и содержанию помещений;

н) прочие расходы;

о) расходы на полиграфические работы;

п) расходы на материалы, включая бумагу;

р) расходы на продажу, включая расходы на транспортировку, экспедирование, пересылку изданий, на включение в каталоги подписных периодических изданий, на сбор и обработку заказов;

с) общеиздательские расходы.

2.8.3.3. При формировании расчетов устанавливается применение предельных значений:

а) среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (Zзп) претендента - не выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Республики Саха (Якутия) за истекший год;

б) по количеству единиц редакционного персонала (Мшрi) претендента:

на выпуск полосы одного номера республиканской общеполитической газеты
на языке саха (якутском языке) - не выше 0,0099, на русском языке - не выше 0,0089;

на информационное сообщение сетевого издания - не выше 0,0011;

на аудиовизуальную информацию сетевого издания хронометражем один час - не выше 0,038;

в) по доле общеиздательских расходов - в размере, не превышающем 30 процентов расходов издания, указанных в подпунктах а) - р) пункта 2.8.3.2 настоящих Правил (kои - до 0,30).

2.8.3.4. Предельный объем субсидии определяется в следующем порядке:

, где:

С - сумма субсидии на реализацию заявок/проектов;

Сi - сумма субсидии на реализацию i заявки/проекта;

Zзп - среднемесячная заработная плата работников претендента (подпункт а), б) пункта 2.8.3.2), в случае превышения предельного значения подлежит применению размер заработной платы, установленный подпунктом а) пункта 2.8.3.3 настоящих Правил;

Zп - планируемые расходы, указанные в подпунктах г) - н) пункта 2.8.3.2 настоящих Правил, на выпуск республиканской общеполитической газеты или сетевого издания
(в целом);

Мш - количество единиц штатного и нештатного редакционного персонала республиканской общеполитической газеты (в целом) или сетевого издания (в том числе на выпуск аудиовизуальной информации, информационных сообщений);

Мшрi - количество единиц штатного и нештатного редакционного персонала на полосу одного номера республиканской общеполитической газеты или на час аудиовизуальной информации или одно информационное сообщение сетевого издания, в случае превышения предельного значения подлежит применению количество единиц, установленных подпунктом б) пункта 2.8.3.3 настоящих Правил;

Р - доходы республиканской общеполитической газеты или сетевого издания
за период реализации i заявки/проекта, указанные в пункте 2.8.3.1 настоящих Правил;

Vобщ - показатель объема республиканской общеполитической газеты или сетевого издания (без рекламы и объявлений) за период реализации i заявки/проекта (полосы газеты в целом, хронометраж аудиовизуального контента в часах или количество информационных сообщений сетевых изданий в целом);

Vзi - показатель объема i заявки/проекта (для газет - полосы (с учетом публикации нормативных правовых актов и иных материалов), для сетевых изданий - хронометраж аудиовизуальной информации в часах или количество информационных сообщений);

Zтбi - расходы республиканской общеполитической газеты (с учетом публикации нормативных правовых актов и иных материалов) или сетевого издания, указанные
в подпунктах о) - р) пункта 2.8.3.2 настоящих Правил на реализацию i заявки/проекта;

Zкi - командировочные расходы, связанные с выпуском i заявки/проекта.

kои - доля планируемых общеиздательских расходов (подпункт с) пункта 2.8.3.2 настоящих Правил) в общих расходах республиканской общеполитической газеты или сетевого издания за период реализации i заявки/проекта (общеиздательские расходы / общие расходы), в случае превышения предельного значения подлежит применению
в доле, установленной подпунктом в) пункта 2.8.3.3 настоящих Правил.

2.8.4. Решение Экспертной комиссии оформляется протоколом и подписывается
в день заседания Комиссии.

Экспертная комиссия направляет протокол в Министерство в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

2.9. В течение 5 рабочих дней со дня поступления протокола Экспертной комиссии приказом Министерства утверждается перечень получателей субсидий и размер предоставляемых субсидий (далее - приказ). Приказ размещается на официальном сайте Министерства в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.

В течение 2 рабочих дней со дня утверждения перечня получателей субсидий Министерство направляет претенденту, не прошедшему конкурсный отбор, уведомление об отказе предоставления субсидии с указанием причины отказа.

III. Условия и порядок предоставления субсидий

3.1. Субсидии предоставляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых между Министерством и получателем субсидии (далее - соглашение), в которых предусматриваются:

а) целевое назначение субсидий;

б) объем распределяемых субсидий;

в) условия предоставления (перечисления) субсидий;

г) условия предоставления субсидий получателям, указанные в пункте 3.6 настоящих Правил;

д) обязательства получателя субсидий;

е) результаты предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных проектов, региональных проектов или программ, указанных в подпункте "б" пункта 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 №887 (в случае, если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта, программы), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях;

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

ж) требования к отчетности;

з) меры ответственности за нарушение условий целей и порядка предоставления субсидии.

Форма соглашения, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости) между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии утверждается приказом Министерства в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Республики Саха (Якутия).

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

3.2. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня утверждения приказа Министерства, указанного в пункте 2.9 настоящих Правил, направляет получателю субсидий 2 экземпляра подписанного соглашения о предоставлении субсидии.

3.3. Получатель субсидии не позднее 3 рабочих дней со дня получения соглашения
о предоставлении субсидии направляет в Министерство подписанный с его стороны экземпляр соглашения о предоставлении субсидии.

В случае отказа претендента от заключения по итогам конкурсного отбора соглашения право заключения соглашения предоставляется другому претенденту
в соответствии с результатом оценки заявок, проведенным в соответствии с пунктом 2.8.1 настоящих Правил.

3.4. Предоставление (перечисление) субсидии осуществляется на счет получателя, открытый в кредитной организации, ежемесячно до 10 числа в соответствии с планом-графиком перечисления субсидии, установленным в приложении к соглашению.

3.5. Субсидии направляются на расходы по выпуску, производству
и распространению республиканской общеполитической газеты и сетевого издания, установленные пунктом 2.8.3.2 настоящих Правил.

3.6. Условиями предоставления субсидий получателям являются:

3.6.1. Публикация в республиканских общеполитических газетах нормативных правовых актов и иных материалов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с подпунктом 1.3.1 настоящих Правил;

3.6.2. Ведение раздельного (обособленного) аналитического учета операций (затрат) на выпуск, производство и распространение республиканской общеполитической газеты
и сетевого издания на обеспечение информационной открытости реализации государственной политики и (или) приоритетных социально значимых проектов;

3.6.3. Обеспечение полноты и достоверности сведений, представляемых
в Министерство или орган государственного финансового контроля в соответствии
с соглашением;

3.6.4. Запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты,
за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных настоящими Правилами;

3.6.5. Представление по запросу Министерства документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидий в сроки, установленные соглашением;

3.6.6. Согласие на осуществление Министерством и органом государственного финансового контроля обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ
с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

3.6.7. Принятие обязательств по устранению фактов нарушения порядка, целей
и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании, направленном Министерством или органом государственного финансового контроля;

3.6.8. Принятие обязательств по возвращению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) субсидии в размере и в сроки, определенные в требовании, направленном Министерством или органом государственного финансового контроля
в случаях, предусмотренных пунктом 5.3 настоящих Правил;

3.6.9. Принятие обязательств по возвращению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) средств в размере, определенном соглашением в случае принятия Министерством или органом государственного финансового контроля решения о применении к получателю штрафных санкций.

3.7. Министерство в соглашении устанавливает результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации):

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

3.7.1. По субсидии, предоставленной в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики:

3.7.1.1. В республиканских общеполитических газетах:

а) количество направлений с указанием полос публикаций по ним;

б) среднеразовый тираж;

в) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по распространению газеты.

3.7.1.2. В сетевых изданиях:

а) количество направлений и объем (хронометраж) аудиовизуальной информации
по ним;

б) количество направлений и количество информационных сообщений по ним;

в) число просмотров сетевого издания.

3.7.2. По субсидии, предоставленной в целях реализации приоритетных социально значимых проектов республиканских общеполитических газет:

а) количество направлений, проектов и публикаций по ним с указанием полос этих публикаций, реализуемых в рамках приоритетных направлений;

б) среднеразовый тираж;

в) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по распространению газеты.

Достижение результатов предоставления субсидии сверх установленных соглашением не является основанием для увеличения размера субсидии.

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

IV. Отчетность об использовании субсидий

4. Отчетность об использовании субсидии предоставляется Министерству в течение 10 рабочих дней после принятия бухгалтерской отчетности налоговым органом (за исключением сведений, указанных в подпункте 4.1 настоящих Правил).

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

В состав отчетности включаются:

4.1. Сведения об остатке средств субсидии по состоянию на дату окончания реализации заявок/проектов - представляются в течение 15 рабочих дней с момента окончания реализации заявок/проектов;

4.2. Справка, заверенная полиграфическим предприятием, содержащая:

а) данные о количестве полос республиканской общеполитической газеты за период предоставления субсидии;

б) данные о количестве номеров и общем тираже республиканской общеполитической газеты за период предоставления субсидии.

4.3. Справка, заверенная распространителем, содержащая:

а) данные об общем тираже республиканской общеполитической газеты за период предоставления субсидии;

б) данные о количестве городских округов и муниципальных районов Республики Саха (Якутия), в которых распространяется республиканская общеполитическая газета
за период предоставления субсидии;

г) данные о цене распространения республиканской общеполитической газеты
за период предоставления субсидии.

4.4. Бухгалтерский баланс (Ф. 0710001) и «Отчет о финансовых результатах»
(Ф. 0710002) «Отчета о финансовых результатах» (Ф. 0710002) или документы претендента, применяющего упрощенную систему налогообложения, за подписью руководителя;

4.5. Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, установленной соглашением, с приложением документов, подтверждающих произведенные затраты, в том числе:

а) копии первичных документов (по заработной плате - платежная ведомость,
по гонорарам - договор, платежное поручение с отметкой кредитной организации);

б) копии договоров, актов о выполнении работ, накладных, квитанций, чеков.

4.6. Отчет о достижении результатов предоставления субсидии за подписью руководителя:

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

4.6.1. По субсидии в целях обеспечения информационной открытости реализации государственной политики:

4.6.1.1. Республиканских общеполитических газет, содержащий:

а) перечень, количество направлений с указанием полос публикаций по ним;

б) долю этих публикаций в общем количестве полос газеты за период предоставления субсидии;

в) среднеразовый тираж;

г) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), в которых распространялась газета.

4.6.1.2. Для сетевых изданий, содержащий:

а) перечень, количество направлений с указанием объема (хронометража) аудиовизуальной информации, количество и наименование информационных сообщений по ним;

б) количество просмотров сетевого издания;

4.6.2. На получение субсидий в целях реализации приоритетных социально значимых проектов для республиканских общеполитических газет, содержащий:

а) перечень и количество приоритетных направлений с указанием количества публикаций приоритетных социально значимых проектов и полос по ним;

б) доля полос приоритетных социально значимых проектов в общем количестве полос газеты за период предоставления субсидий.

в) среднеразовый тираж;

г) количество муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), в которых распространялась газета.

4.7. Расчет субсидии по фактически достигнутым результатам предоставления субсидии, доходам и расходам на выпуск в республиканской общеполитической газете или сетевом издании публикаций по информационной открытости реализации государственной политики и (или) реализации приоритетных социально значимых проектов, сформированный в соответствии с пунктом 2.8.3 настоящих Правил.

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

4.8. Комплект номеров республиканской общеполитической газеты, реестр ссылок
на аудиовизуальную информацию и информационные сообщения сетевого издания, опубликованных в Соответствии с соглашением.

V. Порядок возврата неиспользованного остатка субсидий,

возврата субсидий в случае недостижения результатов предоставления субсидии, а также за нарушение условий,

установленных при предоставлении субсидий

5.1. Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней с момента предоставления сведений, указанных в подпункте 4.1 настоящих Правил, осуществляет возврат неиспользованных остатков субсидии в случаях, предусмотренных соглашением
о предоставлении субсидий, путем перечисления остатков платежными поручениями
на счет Министерства.

Неиспользованный остаток субсидии в соответствии с соглашением при подтверждении получателем субсидии потребности и принятии решения Министерством по согласованию с Министерством финансов Республики Саха (Якутия) подлежит направлению на цели предоставления субсидии.

В случае, если неиспользованный остаток субсидии не перечислен на счет Министерства, указанные средства подлежат взысканию в судебном порядке.

5.2. Недостижение результатов предоставления субсидии устанавливается на основании отчетности и расчета, представленного получателем субсидии в соответствии с подпунктом 4.6 настоящих Правил.

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

В доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение месяца
с момента предоставления отчетности об использовании субсидии, указанной в пункте 4 настоящих Правил, подлежит возврату сумма в размере отклонения между предоставленной суммой субсидии и суммой субсидии, рассчитанной в соответствии
с подпунктом 2.8.3.4 настоящих Правил, по достигнутым показателям результативности
и показателям доходов и расходов республиканской общеполитической газеты
или сетевого издания.

При недостижении результатов предоставления субсидии более чем на 15 процентов от результатов, установленных пунктом 3.7 настоящих Правил, устанавливается применение штрафных санкций (А) в размере, рассчитываемом следующим образом:

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

, где

Сi - размер субсидий, использованных получателем на реализацию i заявки/проекта;

№ - количество показателей реализации i заявки/проекта, указанных в соглашении
о предоставлении субсидии;

dj - достигнутое значение целевого показателя, указанного в соглашении
о предоставлении субсидии, на дату окончания его срока исполнения;

Dj - плановое значение целевого показателя, указанного в соглашении
о предоставлении субсидии.

В случае, если в связи с недостижением результатов предоставления субсидии в сроки и в объемах, установленных настоящим пунктом Правил, сумма субсидии, подлежащая возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), не перечислена, указанные средства подлежат взысканию в судебном порядке.

(в редакции приказа Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий РС(Я) от 14.07.2020 № П-01-197)

Основанием для освобождения получателя субсидий от применения мер ответственности за недостижение плановых значений показателей является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы (пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, увеличение цен (тарифов) на товары (работы, услуги) относительно заявленных в конкурсном отборе), препятствующих исполнению обязательств
по достижению плановых значений показателей.

Решение об освобождении получателя субсидий от применения мер ответственности за недостижение плановых значений показателей за отчетный год принимается Министерством на основании документов уполномоченных органов, организаций, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы
и представленных получателями субсидий в сроки, установленные соглашением для предоставления отчета.

5.3. Субсидия подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не позднее месячного срока с момента получения по результатам проверки
по соответствующему требованию Министерства и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля:

а) при выявлении нарушений условий предоставления субсидий, установленных настоящим Порядком - в полном объеме;

б) при нецелевом использовании - в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В случае, если сумма субсидии, подлежащая возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), не перечислена, указанные средства подлежат взысканию
в судебном порядке.

VI. Положение об обязательной проверке

главным распорядителем бюджетных средств,

предоставляющим субсидию, и органом

государственного финансового контроля

соблюдения условий, целей и порядка

предоставления субсидий их получателями

6.1. Министерство, а также орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии их получателями.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.03.2019
Рубрики правового классификатора: 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать