Основная информация

Дата опубликования: 04 февраля 2015г.
Номер документа: RU93000201500034
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Инспекция по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Об утверждении Инструкции по определению и оценке потерь

ИНСПЕКЦИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГАЗОВОМУ

НАДЗОРУ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИКАЗ

  04.02.2015 года

г.Симферополь

№  32

Об утверждении Инструкции по  определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ              «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Законом Республики Крым от 28 января 2015 года №77-ЗРК/2015 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Республике Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 174 «Об утверждении Положения об Инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 325 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Крым», -

             

1. Утвердить «Инструкцию по определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения » (прилагается).

2. Опубликовать на официальном сайте Инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению Республики Крым «Инструкцию по определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения ».

3. Обеспечить использование указанной «Инструкцию по определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения» при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Крым, а также при выполнении энергетических обследований (энергоаудита) в организациях Республики Крым.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Инспекции                                                                       К. Кимаковский

УТВЕРЖДЕНО

приказом Инспекции по государственному газовому

надзору и энергосбережению

Республики Крым

от 04.02.2015 года № 32

ИНСТРУКЦИЯ
по определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения

1. Область применения

Инструкция по определению и оценке потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и проверке предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по вопросам энергосбережения (далее – Инструкция) распространяется на всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, которые расположены на территории Республики Крым и являются потребителями энергетических ресурсов или осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой, преобразованием, транспортировкой, хранением, распределением, учетом и использованием энергетических ресурсов. Положения настоящей инструкции, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения. 

2. Нормативные ссылки

МДК 3-02.2001. «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168);

- ГОСТ 9583-75. «Трубы чугунные напорные, изготовленные методами центробежного и полунепрерывного литья»;

- ГОСТ 8696-74  «Трубы стальные электросварные со спиральным швом» (Дата введения  01.01.76);

3 Определения и сокращения.

В этой Инструкции использованы термины, означающие понятия, определенные в соответствии с ГОСТ указанные в разделе 2 «Нормативные ссылки»:

В Инструкции использованы термины, означающие понятия, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2014 N 291-ФЗ):

  сверхнормативный расход (потери): Разница (небаланс) между фактическими потерями электроэнергии (воды) и нормативными потерями электроэнергии (воды);

  энергетический ресурс: Носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

вторичный энергетический ресурс: Энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

энергосбережение: Реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

энергетическая эффективность: Характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

класс энергетической эффективности: Характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

энергетическое обследование: Сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

регулируемые виды деятельности: Виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ) ;

топливно-энергетические ресурсы (ТЭР): Совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем уровне развития техники и технологии доступна для использования в хозяйстве;

рациональное использование ТЭР: Использование топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающее достижение максимальной эффективности при существующем уровне развития техники и технологии, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

потери: Любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.

3.1. Обозначения и сокращения.

ТЭР - топливно-энергетические ресурсы

ВКХ - водопроводно-канализационное хозяйство

КПД - коэффициент полезного действия

ОВКХ - объект водопроводно-канализационного хозяйства

4 Общие положения

Данная Инструкция определяет порядок определения объемов неэффективного использования ТЭР во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм, которые расположены на территории Республики Крым и являются потребителями ТЭР или осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой, преобразованием, транспортировкой, хранением, распределением, учетом и использованием ТЭР.

Целью применения Инструкции является:

- выполнение расчетов потерь и резервов экономии ТЭР при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Крым и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым (далее - контролирующие органы), при выполнении энергетических обследований (энергоаудита) в организациях Республики Крым, а также при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, организациями с участием государства или муниципального образования Республики Крым;

- ориентация управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности организаций на эффективное использование и экономию ТЭР;

- контроль выполнения требований нормативных документов по поддержанию и повышению технического уровня энергоэффективности оборудования и систем энергоснабжения.

При установлении контролирующими органами фактов расточительного, нерационального, неэффективного расходования ТЭР лицами, указанными
в п.1 Инструкции, произведенных расчетов на основании данной Инструкции, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

5. Основные технологические комплексы предприятий вкх и подготовка проведения проверки

5.1. Основные технологические комплексы в составе предприятий ВКХ.

А. Водопроводные сооружения –

водозаборные сооружения из поверхностного (реки, озера, водохранилища) или подземного источника (в том числе артезианские);

очистные сооружения;

системы подачи и распределения воды, включая резервуары, водонапорные башни, насосные станции, водопроводы, магистральные и распределительные линии.

Б. Канализационные сооружения –

водоотводные сети,

напорные коллекторы,

резервуары,

насосные станции перекачки сточных вод и фекальных стоков,

очистные канализационные сооружения;

выпуски сточных вод в водоем.

Сооружения, которые вошли в п.п. А и Б, но не потребляют ТЭР:

резервуары;

водонапорные башни;

водопроводы;

магистральные и распределительные линии водопроводных сооружений;

напорные коллекторы;

резервуары канализационных сооружений;

выпуски сточных  вод  в водоемы.

Типовые схемы водопроводных и канализационных сооружений и основные типы насосного оборудования приведены в приложении А. Указанные сооружения территориально могут быть объединены в одном объекте. Так, на территории одной площадки могут находиться водозаборные и очистные сооружения, резервуары и насосные станции.

В таблице 2.1 приведен перечень оборудования, систем и сооружений, потребляющих ТЭР и подлежащих проверке:

Таблица 2.1



Наименование объектов (сооружений)

Примечания

Контрольно-измерительные приборы для учета воды и электроэнергии

Проверяется при аудите предприятия

Водозаборные сооружения:

-  насосные станции первого подъема;

-  подземные  (артезианские) скважины.

____»______

Станции очистки воды, в т.ч.:

- насосное оборудование станций очистки воды, повторного использования и оборота промывочной воды фильтров;

- потери воды на собственные нужды очисних сооружений.

_____»______

Системы подачи и распределения водопроводной воды (насосные станции второго, третьего и других подъемов)

______»_____

Канализационные системы :

- насосные и воздуходувные станции,

- станции очистки сточных вод, в т.ч.

         - станции аэрации, 

         - уровень использования вторичных энергоресурсов

_____»______

5.2. Возможные причины потерь ТЭР и энергосберегающие мероприятия.

Основными причинами потерь ТЭР в системе предприятий ВКХ  могут быть:

1. Несоответствие установленного оборудования паспортным данным, проектной документации.

2. Несоответствие режимов работы оборудования технологическому регламенту.

3.     Несовершенство принятых технических (технологических) регламентов.

4. Систематическая эксплуатация энергопотребляющего оборудования (трансформаторов, электродвигателей и т.п.) на холостом ходу.

5.     Использование устаревшего и несовершенного оборудования.

6.  Несовершенные методы регулирования работы насосов и управления насосными станциями.

7. Снижение пропускной способности водоводов, магистральной и распределительной сети, вызванное их зарастанием и коррозией, а также попаданием в них воздуха (при отсутствии вантузов).

8.    Потери воды из-за утечек в сооружениях и в подающих трубопроводах.

9. Перерасход воды на собственные нужды очистных сооружений водоснабжения и водоотведения.

Основными энергосберегающими мероприятиями и направлениями борьбы с вышеперечисленными потерями энергоресурсов на предприятиях ВКХ является:

Замена насосных агрегатов на оборудование, которое соответствует проекту (регламенту).

Применение современного оборудования, с более высоким КПД, с частотным регулированием и т.п.

Применение более совершенных способов регулирования работы насосов и управления насосными станциями.

Совершенствование регламентов эксплуатации оборудования и сооружений (эти работы выполняются эксплуатационными, наладочными и научно исследовательскими организациями).

Проведение работ по реновации водоводов, коллекторов и сетей.

Установка вантузов для выпуска воздуха в повышенных точках водоводов и сетей.

Многие из перечисленных мер борьбы с потерями энергоресурсов требуют значительных капиталовложений. В таких случаях выдается предписание на проведение соответствующих технико-экономических обоснований.

5.3 Анализ документации предприятия ВКХ.

Первым этапом проверки является анализ имеющейся документации. Изучаются полученные от предприятия ВКХ документы, а также материалы всех проведенных ранее проверок. Необходимо проконтролировать наличие на основных объектах и сооружениях предприятия регламентов (технологических карт). В регламенте должны быть отражены следующие основные параметры:

дата утверждения регламента,

для насосных станций - почасовые графики работы насосов, давление на выходе из насосной станции и в диктующих точках сети (если управление насосной станцией осуществляется по давлению в таких точках);

для очистных сооружений водопровода - продолжительность фильтроцикла и промывки фильтровальных сооружений;

для очистных сооружений канализации - продолжительность и интенсивность аэрации воды в аэротенках, количество и температура сырого осадка и ила, количество газа и израсходованных паров, а также заданный температурный режим в метантенках.

Согласно "Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», для организации и поддержания рациональных технико-экономических режимов работы отдельных сооружений водопроводной сети и взаимодействия этих сооружений между собой, а также со связанными с ними сооружениями - насосными станциями, башнями и резервуарами необходимо один раз в 3 года проводить анализ работы водопроводной сети. При этом выполняют обследование технического состояния сооружений и трубопроводов, определяют режим их работы, фактический уровень водопотребления, а также гидравлические расчеты системы с проведением различных мероприятий для улучшения работы сети, резервуаров и насосных станций, разрабатывают типовые графики режимов работы всех сооружений. Для выполнения этих работ предприятия «Водоканал» могут заключать договоры со специализированными организациями и предприятиями.

В начале проверки необходимо ознакомиться с материалами последнего обследования водопроводной сети, а в случае их отсутствия - указать в предписании необходимость выполнения этого пункта "Правил".

5.4. Программа проверки

По результатам изучения документов определяют объекты (подразделения) предприятия для проверки и последовательность ее проведения. Первоочередной проверке подлежат объекты:

1. С наибольшими затратами электроэнергии.

2. С наибольшими потерями ТЭР и воды.

3. С худшим состоянием учета ТЭР и воды.

4. Объекты, по которым были составлены предписания при предыдущих проверках.

5. Объекты, давно не проверялись.

Далее составляется программа проверки, которая подлежит утверждению начальником Инспекции.

6. Инструкция по проверке объектов ВКХ по определению потерь и перерасхода ТЭР.

В этом разделе описана инструкция проверки специфических объектов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, на которых возможны наибольшие объемы потерь ТЭР.

6.1. Проверка состояния контрольно-измерительных приборов и рекомендации по выполнению измерений

6.1.1. Начальным этапом проверки всех объектов ВКХ является проверка состояния контрольно-измерительных приборов.

При проверке необходимо определить фактическое состояние приборов и обратить внимание на дату последней метрологической проверки.

6.1.2. Насосные станции должны быть оборудованы следующими основными приборами:

вакуумметры (мановакуумметры), манометры на всасывающих и напорных патрубках насосов;

амперметры, вольтметры, ваттметры и электросчетчики около электродвигателей;

при наличии технической возможности следует установить в условиях эксплуатации стационарные или переносные счетчики электрической энергии для контроля (надзора) потребления электрической энергии  электроприводами насосов;

расходомеры или счетчики воды на напорных водопроводах (коллекторах).

6.1.3. Водопроводные очистные сооружения станции должны быть оборудованы следующими основными приборами:

расходомеры подачи воды на станцию и отвода с очистных сооружений,

расходомеры подачи воды в каждый отстойник, осветитель и фильтровальную сооружение, а также на технологические нужды станции (на промывку фильтров, отстойников и т.п.).

6.1.4. Канализационные очистные сооружения станции должны быть оборудованы следующими основными приборами для определения:

количества сточных вод, поступающих на очистные сооружения (расходомеры подачи воды на станцию и отвода с очистных сооружений);

расходы биогаза, пара, горячей воды;

давления и температуры метантенков;

давления и температуры в установках термической обработки осадков.

6.1.5. Вариант №1.

В случае отсутствия или неисправного состояния расходомеров и ваттметров, наличие которых предусмотрено "Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", производительность насосной станции и мощность электродвигателей насосов определяют с помощью счетчиков воды или электрических счетчиков по формулам:

(6.1а)

(6.1б)

где Qнс - производительность насосной станции, м3 / ч.;

Nф - фактическая мощность насоса, кВт;

G2, G1- показания счетчика воды в конце и в начале измерений, м3;

t - продолжительность измерений, ч.;

Е2 и Е1- показания электросчетчика в конце и в начале измерений, кВт * ч.

Продолжительность измерений t принять не менее 0,25 ч.

6.1.6. Вариант №2.

- Выполнить замеры активной и полной мощности электроприводов насосов с помощью электроизмерительного прибора и соответственно определить соs φ;

- По паспортным характеристикам (Н-Q, NQ, ή-Q) данного типа насоса (при фактических затратах Q) определяем расчетную мощность при данных режимах работы насоса, в соответствии ή (к.п.д.) и по зависимости (ή - соs φ) электропривода определяем расчетный соs φ.

- сравниваем полученный соsφ с паспортными значениями и фактическими и по соответствующим формулам вычисляем потери электроэнергии за соответствующий период работы;

Примечание. Если работа насоса осуществляется не в оптимальных значениях КПД при номинальных режимах, необходимо составить Предписание о технико-экономическом обосновании замены насоса, или о срочном ремонте механической части, если соs φ низкий.

6.2.  Проверка насосных и воздуходувных станций

Данная инструкция используется при проверке насосных и воздуходувных станций, входящих в состав водозаборных сооружений (кроме подземных скважин), станций очистки воды, систем подачи и распределения водопроводной воды, канализационных систем.

6.2.1.  Снять показания приборов учета и выполнить измерения параметров:

давление на всасывающих и напорных патрубках насосов и воздуходувок,

давление при выходе из насосной станции, или давление в диктующих точках, производительность насосной станции (количество воды за единицу времени (расход) в напорных водоводах) Qнс,

электрическая мощность работающих насосов Nф.

6.2.2. Проверить соответствие установленных насосных (воздуходувных) агрегатов паспорта станции. Если суммарная мощность оборудования превышает предусмотренное паспортом значения, то фиксируется фактическая номинальная мощность установленного оборудования Nфн и мощность по паспорту насосной станции Nп. По этим данным в дальнейшем рассчитывается сверхнормативный расход электроэнергии.

6.2.3. Проверить соответствие работающих агрегатов, а также производительности и напоров на выходе из насосной станции режимной карте (регламента). Определить суммарную мощность работающего оборудования (насосов или воздуходувок) Nф (см. п.6.1.5.) Сравнить Nф с мощностью, указанной в режимной карте - Nр. В случае несоответствия фактических параметров значений, заданных регламентом, выполнить расчеты потерь электроэнергии

6.2.4. Рассчитать напор насосов (м) по формулам:

               (6.1)

    (6.2)

где, Нман - манометрический напор, определенный по показаниям манометров на напорной (Нн) и всасывающей линиях (Нв), м;

Vн и Vв - скорость в напорном и всасывающем патрубках насосов, м / с;

Zн, Zв - геодезические отметки осей манометров в напорном и всасывающем трубопроводах, м (определить по данным исполнительной рабочей документации);

g - ускорение свободного падения (9,81 м/с2).

Скорость в патрубках можно определить по формуле:

     (6.3)

где Q - расход воды по трубе, м3/с;

      d- диаметр трубы, м,

При отсутствии данных о производительности каждого насоса, разницу скоростных напоров  в формуле (3.1) принимать равной 1,0 м.

При одинаковых диаметрах напорного и всасывающих патрубков (Vн = Vв) напор насоса равен манометрическому напору, определенному по формуле (6.2).

6.2.5.  При отсутствии манометра (вакуумметра) на всасывающей линии насоса допускается находить напор по уровню воды в резервуаре насосной станции (рис. 3.1).

В таком случае формула (3.2) принимает вид:

                (6.4)

где Zр - геодезическая отметка воды в резервуаре, определенная по показаниям уровнемера, (эти показания должны быть связаны с отметкой оси манометра на напорной линии);

hвс - потеря напора на всасывающей линии от резервуара к насосу, г..

Потеря напора h определяется по формуле:

    (6.5)

где 1,3 - коэффициент, учитывающий местные сопротивления;

L - длина всасывающей трубы от резервуара к насосу, км;

1000i - гидравлический уклон, м/км, который определяется в зависимости от диаметра водоподъемной трубы d, ее материала и расхода воды q, согласно приложения Д.

Диаметр трубы взять из паспорта насосной станции, а расход воды q определяется с помощью счетчика или расходомера.

Если длина всасывающей линии насоса незначительна (не превышает 100 м), то потеря напора в ней может быть принята равной 1 м.

6.2.6.  По паспортным характеристикам насосов и рассчитанным согласно (6.1) напором Нр можно определить мощность на валу каждого работающего насоса Nп (пример приведен на рис. 6.2).

Одновременно следует проверить, находится рабочая точка насоса в области оптимальных значений КПД, ограниченной вертикальными линиями на кривой η-Q (см. рис.6.2). В случаях, когда рабочая точка выходит за пределы этой зоны, выдается предписание на проведение технико-экономического обоснования замены насоса.

6.2.7. К современным методам управления работой насосной станции относятся:

- управление по давлению в диктующих точках водопроводной сети;

- автоматическое поддержание давления на выходе насосной станции.

Согласно действующих "Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации», оперативное управление режимом работы насосной станции осуществляет дежурный диспетчер, исходя из условия поддержания заданных параметров работы системы водоснабжения (канализации) в целом и экономичности работы данной насосной станции.

В случае отсутствия централизованного диспетчерского управления для каждой насосной станции должны быть разработаны типовые почасовые графики работы насосных агрегатов для различных дней недели и сезонов года с учетом колебаний водопотребления (приток сточных вод), уровней воды в резервуарах и водонапорных башнях и режимов работы других насосных станций.

Применение устаревших типов управления работой насосной станции, отсутствие регулировки насосов или применения дросселирования задвижкой для изменения напора, свидетельствует о возможности потерь электроэнергии. При выявлении указанных фактов их указывают в предписании, со сроками устранения недостатков, начиная с разработки технико-экономического обоснования применения современных методов управления станцией и частотного регулирования приводов насосов.

6.3. Водозаборные сооружения.

6.3.1. На водозаборных сооружениях из поверхностных источников к проверке относятся насосные станции первого подъема. Методы их проверки описаны в разделе 3.2.

6.3.2. Инструкция по проверке насосных станций для забора воды из подземных скважин аналогична проверке обычных насосных станций (см. п.6.2), исключением является напор погружных насосов.

6.3.3 Напор погружных насосов определяется по формуле:

(3.6)

где Нн - напор, определенный по показаниям манометра, м;

Zн и Zд - геодезические отметки оси манометра и динамического уровня воды (относительно одного опорного уровня - см. рис. 6.3), м;

h - потеря напора на входе в насос и в водоподъемной трубе от насоса к манометру, м;

V - скорость воды в водоподъемной трубе, м/с.

Потеря напора h приблизительно определяется по формуле:

                                              (6.7)

где 1,3 - коэффициент, учитывающий местные сопротивления;

L - длина водоподъемной трубы от насоса к манометру, км;

1000i - гидравлический уклон, м/км, рассчитывается по формуле, приведенной в приложении Д.

Диаметр водоподъемной трубы указан в паспорте скважины. Производительность скважины определяется по показаниям счетчика воды, установленного на напорном трубопроводе.

6.3.4. Проверяются сроки проведения генеральных проверок состояния скважин и установленного насосного оборудования. В случае нарушения этих сроков, выдаются соответствующие предписания.

6.4.   Станции очистки воды

Проверке на станциях очистки воды (питьевой или сточной) подлежат:

А.   Наиболее энергоемкое оборудование на станциях очистки воды:

Насосы подачи промывочной воды в фильтры;

Насосы оборота промывной воды;

Воздуходувки для водовоздушной промывки фильтровальных сооружений, для аэротенков, а также реагентного хозяйства.

озонаторной установки.

Б. Потери воды на собственные нужды очистной станции, наиболее значительные из которых - потеря воды на промывку фильтровальных сооружений. (Прочие потери - сброс осадка из отстойников или осветлителей и т.п., как правило, в несколько раз меньше расхода на промывку).

6.4.2. Проверка насосов подачи и оборота промывной воды, а также воздуходувок проводится по методике, изложенной в разделе 6.2.

При проверке работы озонаторной установки следует определить соответствие установленного оборудования паспорта или регламента установки.

Перерасход электроэнергии в озонаторных установках возможен:

- При замене оборудования вышедшего из строя, на другое, мощность которого не соответствует проекту;

-  При нарушении регламента работы оборудования.

6.4.3. При проверке потери воды на собственные нужды очистной станции (промывку фильтровальных сооружений) выписываются регламентные и определяются фактические значения интервалов между промывками (Тр и Тф) и продолжительность одной промывки (tр и tф). В случае выявления несоответствий, следует выяснить их причины. При

                                                 (7.8)

определить перерасход воды (м3 / сутки) по формуле –

                       (7.9)

где Vпр - интенсивность промывки, л/(с*м2);

- суммарная площадь фильтровальных сооружений, м2;

tр, tф, Тр и Тф - продолжительности промывки и фильтроцикла фактические (индекс "ф") и согласно режимной карте (регламента) (индекс "р"), час.

6.4.4. При обследовании станций очистки воды необходимо визуально проконтролировать равномерность распределения подачи воздуха по площади аэротенков и фильтровальных сооружений. В случае значительной неравномерности распределения подачи воздуха, следует выдать соответствующее предписание на устранение недостатков.

6.4.5. При обследовании сооружений по обработке осадка сточных вод необходимо  проверить:

- Соответствие установленного оборудования паспорта объекта.

В случае несоответствия, не вызванными объективными причинами, рассчитать перерасход электроэнергии

- Соответствие режима работы установленного оборудования регламенту.

В случае несоответствия, рассчитать сверхнормативный расход электроэнергии

Обратить особое внимание на давление и температуру в метантенке - при их отклонении от регламента выдается предписание о необходимости проведения наладочных работ.

6.4.6. Проверка уровня использования вторичных энергоресурсов (биогаза) проводится согласно действующей Инструкции, относительно природного газа. Природный газ на предприятиях ВКХ, как правило, используют для собственных нужд очистных сооружений, для работы метантенков, путем сжигания в котельных. Количество произведенного и потребленного биогаза определяют по показаниям приборов учета очистных сооружений.

7.  Расчет потерь и сверхнормативного расхода ТЭР и воды.

7.1. Насосные и воздуходувные станции

8.1.1. Расчет потерь ТЭР, вызванных работой насосов в режиме, не соответствуещем регламенту, выполняется при отсутствии объективных причин отклонения от регламента.

Объективными причинами отклонения от регламента являются:

 аварии в водоводах или сетях, если время ликвидации аварии не превышает значений, регламентированных СНиП 2.04.02-84  «Водоснабжение наружные сети и сооружения»:

  пополнение пожарного и восстановление аварийного запаса воды;

 промывки водоводов, сетей и резервуаров чистой воды при вводе в эксплуатацию, после ремонтных работ или дезинфекции;

 плановые ремонты оборудования;

 выполнение пусконаладочных или научно-исследовательских работ на сети, водоводах или насосных станциях.

7.1.2. Вариант №1. Если установленное оборудование не соответствует паспорту насосной станции, следует определить суммарную номинальную мощность Nфн двигателей фактически установленного насосного оборудования (п.6.2.2). Если Nфн превышает суммарную мощность двигателей Nп, записанную в паспорте станции, необходимо определить наличие частотного регулирования электродвигателей или других средств регулирования производительности насосной станции. При отсутствии регулирования, сверхнормативный расход электроэнергии определяется по формуле –

              (7.1)

где Nфн и Nп - суммарная электрическая мощность двигателей фактическая и паспортная, кВт;

Т - продолжительность работы, ч., принимается равной суммарной продолжительности работы насосов в данном режиме в соответствии с регламентом, начиная от даты утверждения регламента до момента проверки.

Примечание: За период, который не превышает календарного года.

Вариант№2. В формуле (6.1) - необходимо рассчитывать К.П. Д. двигателя, а затем перерасхода электроэнергии.

7.1.3. Вариант №1. При несоответствии работающих агрегатов режимной карте (регламента), если отсутствует частотное регулирование электродвигателей, перерасход электроэнергии следует определять по формуле:

                           (7.2)

где Nф и Nр - суммарная номинальная мощность двигателей фактическая и заданная в режимной карте, кВт;

Т - продолжительность работы, ч., (см. п.7.1.2).

Вариант №2. В формуле (8.2) необходимо рассчитывать фактическое и заданное значение к.п.д. двигателя вместо мощности.

7.1.4. Для оценки эффективности работы насосов необходимо просуммировать мощности на валу работающих насосов, рассчитанных по паспортным характеристикам (ΣΝпi) (см. п.6.2.6), и сравнить с Nф (фактическая электрическая мощность насосов, см. п.6.2.3, п. 6.1.5). Если

Nф> 1,15ΣΝпi,                                             (7.3)

то имеет место сверхнормативный расход электроэнергии, величина которой равна

ΔЕ3 = [NФ - 1,15ΣΝпi] Т,                  (7.4)

где Т - продолжительность работы, равна времени работы насосов в данном режиме (согласно регламента) с даты утверждения регламента до момента проверки, ч.;

1,15 - коэффициент, учитывающий возможную погрешность измерений при проверке.

Примечание: За период, который не превышает календарного года.

7.1.5. Если напор на выходе из насосной станции (Нв), работающий в городскую водопроводную сеть, больше чем регламентное значение (Нр), то перерасход воды составляет:

NФ >1,15ΣΝпi,                         (7.3)

а соответствующий перерасход электроэнергии равен:

ΔЕ3 = [NФ - 1,15ΣΝпi]Т,        (7.5)

где Q -производительность насосной станции, м3 / ч;

ρ - удельный расход электроэнергии, который определяется как сумма удельных затрат электроэнергии от места забора воды из источника к выходу из насосной станции (точнее, их удельный расход электроэнергии от места забора воды из источника до выхода НС проверяемого), кВт • ч/м3 ;

по паспортным данным фактически установленного оборудования,

Т - продолжительность работы, ч.

7.2 Станции очистки воды

7.2.1.  Если расход воды на промывку фильтровальных сооружений превышает регламентные значения, перерасход электроэнергии (кВтч.) определяется по формуле:

  (7.6)

где - сверхнормативный расход воды (м3/сутки),

ρ - удельный расход электроэнергии, определен как суммарный удельный расход электроэнергии от места забора воды из источника к выходу из насосной станции (точнее, их удельный расход электроэнергии от места забора воды из источника до выхода НС проверяемого), кВт • ч/м3;

ТС - количество суток работы фильтровальных сооружений со дня утверждения действующего регламента до дня проверки.

Примечание: За период, который не превышает календарного года.

7.2.2. Перерасход электроэнергии озонаторной установкой рассчитывают аналогично насосным станциям, см. п.п. 7.1.2 и 7.1.3.

7.3. Расчет суммарных потерь энергоресурсов

7.3.1. Общие потери энергоресурсов на проверяемом предприятии ВКХ состоят из потерь, установленных на основе анализа документов (Ед), предоставленных предприятием до начала проверки (Приложение Б), и потерь, выявленных при обследовании объектов (Eо).

7.3.2. Общие сверхнормативные потери воды по предприятию ВКХ можно определить согласно данным предприятия (Приложение Б).

7.3.3. Потери электроэнергии (кВт*ч./Год) за счет сверхнормативных потерь воды рассчитываются по формуле:

(7.7)

где Qпф и Qпн - фактические и нормативные потери воды, которые учитываются согласно документам предприятия ВКХ, м3/год;

ρсв - норма удельных расходов электроэнергии по данному предприятию, утвержденная и согласованная в установленном законодательством порядке.

Примечание: Расчет расхода электроэнергии в электрических сетях при проверке предприятий ВКХ не обходимо выполнять согласно, главы 1.5. Учет электроэнергии «Правил устройства электроустановок» (издание седьмое).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Типовые схемы комплексов водоснабжения и водоотведения

Типы насосов (производства СНГ), которые используются в системах водоснабжения и водоотведения

Для систем водоснабжения используются преимущественно центробежные насосы следующих типов:

К - консольные одноступенчатые,

Д - одноступенчатые с двусторонним входом (старые названия - Ндн, Ндс, Нио),

МС - многоступенчатые секционные с односторонним входом,

М - многоступенчатые с односторонним входом,

МД - многоступенчатые с первым колесом с двусторонним входом и остальными колесами с односторонним входом.

Артезианские насосы для подъема воды из источников выпускаются двух типов:

ЭЦВ - с погружными электродвигателями,

АТН, А, НА - с насосом в источнике и электродвигателем на поверхности.

В системах водоотведения используются, в основном, центробежные насосы следующих типов:

ФГ- одноступенчатые горизонтальные с односторонним входом,

ФВ - одноступенчатые вертикальные с односторонним входом,

ЦИК - центробежный моноблочный погружной,

Гр (землесос) - центробежный моноблочный одноступенчатый.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 27.08.2019
Рубрики правового классификатора: 090.010.070 Энергетика

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать