Основная информация

Дата опубликования: 04 августа 2017г.
Номер документа: RU76000201700826
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 04.08.2017 № 45

г. Ярославль

Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения

В соответствии со статьями 9.1, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 № 659-п «О департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области»,

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Утвердить прилагаемые предметы охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения:

- «Усадьба Вахрамеева, XIX в.» (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4);

- «Церковь Дмитрия на крови, 1692 год» (Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела учета объектов культурного наследия департамента Быкова О.Г.

3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Ошибка! Неизвестное имя свойства документа.              Ошибка! Неизвестное имя свойства документа.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 04.08.2017 № 45

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Усадьба Вахрамеева, XIX в.» (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4)

Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Усадьба Вахрамеева, XIX в.» (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4) являются:

- местоположение, градостроительная роль ансамбля, участвующего в формировании линии исторической застройки площади Челюскинцев и Революционной улицы, закрепляющего угол квартала, образованного по плану города Ярославля 1778 года;

- композиционно-планировочная структура ансамбля, образованная постройками, расположенными вдоль границ усадьбы, включающая в себя пространство на южном углу исторического квартала, ограниченное постройками усадьбы: главным домом, флигелем и воротами, между которыми образован внутренний двор;

- объёмно-пространственная композиция усадьбы, ориентированная на восприятие комплекса парадных зданий (главного дома и каменного флигеля) с улицы и площади;

- исторический проезд на территорию усадьбы через юго-восточные ворота; линейная объёмно-пространственная композиция ворот, включая пилоны с проёмами калиток и повышенной  лучковой с «плечиками» перемычкой проездных ворот; высотные отметки пилонов и перемычки ворот; форма, местоположение, габариты прямоугольных с лучковыми перемычками проёмов калиток, в том числе заложенной восточной, и проездных ворот; материал стен ворот – красный глиняный кирпич, в том числе большемерный; композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-восточного) фасада: рельефно выделенный цоколь, раскрепованный пилястрами; узкие рустованные пилястры в простенках проёмов, в том числе боковых, примыкающих к зданиям, с квадрами, отделанными «под шубу», и капителями-раскреповками карниза; профилированный венчающий карниз боковых пилонов, обрывающийся в интрадосе проезда; на повышенных столбах проездных ворот пилястры с капителями-раскреповками карниза, профилированный карниз в завершении перемычки и столбов, в том числе на боковых сторонах, обращённых к зданиям; оформление проёмов калиток профилированным обводом верхней части перемычки, опирающимся на профилированные импосты, продолжающиеся в интрадосе калитки; сохранившиеся у наружных углов проезда конусовидные со скошенной вершиной камни – «быки», защищающие столбы от касания колёс; характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен; колористическое решение лицевого фасада здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом.

- общее художественное решение ансамбля преимущественно в стиле барокко и барочной эклектики;

- архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) входящих в состав объектов «Главный дом», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), «Флигель», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4);

- «Главный дом», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), в том числе его следующие особенности:

композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки площади Челюскинцев и Революционной улицы, формирующего угол квартала, являющегося архитектурной доминантой ансамбля;

объёмно-пространственная композиция трёхэтажного с подвалом, соединённым переходом с подвалом флигеля, здания, Г-образного в плане, с входной восточной пристройкой (в настоящее время двухэтажной), примыкающей к восточному дворовому фасаду, скруглёнными лицевыми углами, отмеченными ризалитами: южным, западным, юго-восточным и северо-восточным,  центральными ризалитами шириной в три световых оси на юго-восточном и юго-западном фасадах и боковым ризалитом на лицевом северо-западном фасаде, с балконом на втором этаже центрального ризалита юго-западного фасада; трёхступенчатые стилобаты входных проёмов на лицевых фасадах; форма, габариты, конфигурация, углы наклона скатов прямой вальмовой крыши здания со слуховыми окнами на фронтонах над ризалитами; характер материала кровли – металл;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: осевое расположение, форма с лучковыми перемычками оконных проёмов, на третьем этаже и в подвале пониженных; прямоугольные дверные проёмы на второй восточной оси лицевого юго-восточного фасада, центральной оси лицевого восточного фасада, два входных проёма на восточном фасаде восточной дворовой (входной) пристройки; характер рисунка оконных переплетов на начало ХХ века (уточняется методами научной реставрации); характер столярных заполнений дверных проёмов;

капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: рельефно выделенный раскрепованный цоколь, прорезанный окнами подвала; угловые лопатки на ризалитах: на уровне первого этажа – с упрощёнными базами горизонтально рустованные, с квадрами, отделанными «под шубу», с капителями-раскреповками, на уровне второго и третьего этажей – на пьедесталах с профилированными базами и коринфскими капителями; профилированный карниз между первым и вторым этажами ризалитов, раскрепованный пилястрами; наличники окон первого этажа – рамочные, профилированные с трёхчастными скруглёнными веерными «замками», небольшими профилированными «ушками», на основной части фасадов – с прямоугольными подоконными филёнчатыми «досками-фартуками», на угловых ризалитах – с удлинёнными вниз до цоколя боковинами; наличники окон второго этажа – профилированные трёхсторонние с профилированной подоконной полкой  и небольшими профилированными «ушками», на основной части фасадов – с приподнятыми  профилированными арочными с «плечиками» сандриками на фигурных импостах, с подоконными «фартуками» с прямоугольными боковинами и вогнутой нижней гранью, на ризалитах – сандрики в виде полуциркульных фронтонов на фигурных импостах, под подоконной полкой «фартук»-импост с профилированной базой; наличники окон третьего этажа – трёхсторонние профилированные с клинчатыми замковыми камнями и узкими «ушками», с профилированными подоконными полками на удлинённых прямоугольных «камешках»; венчающий карниз здания, профилированный, раскрепованный ризалитами и на вертикалях пилястр, в том числе выносная плита с гладким уступом в нижней части и профилированными тягами в верхней; фронтоны с профилированными наклонными карнизами на лицевых фасадах: треугольные над центральными ризалитами и арочные над угловыми ризалитами, в тимпанах с круглыми слуховыми окнами в профилированном обрамлении и лепными композициями в форме симметричных развитых пальмовых ветвей, две из которых обрамляют окно снизу, две расположены горизонтально; каменные ступени стилобатов входных проёмов на лицевых фасадах; оформление фасада входной дворовой пристройки: плоские портики с профилированным завершением и полуваликом, выделяющим гладкий фриз; на втором этаже лопатки на широких пьедесталах с уступчатым завершением в простенках проёмов; уступчатая тяга под широким центральным окном;

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен фасадов здания;

колористическое решение лицевых фасадов здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;

художественный металл:

над входным проёмом на юго-восточном лицевом фасаде двухскатный кованый козырёк на треугольных подкосах с прямым подзором, заполненным геометрическим орнаментом из выгнутых фигурной скобкой прутьев с перехватами на выступающих углах; треугольный фронтон, заполненный симметричным узором из завитков; подкосы из крупной центральной кольцевидной розетки с помещёнными в неё вертикальным и горизонтальным прутьями и раздвоенными завитками между ними, основания которых отмечены шариками и не доходят до центра круга, в наружном и нижнем углах подкоса завитки; прут, ограничивающий подкос, лекально изогнут с завитками на концах;

над входным проёмом на восточном фасаде двухскатный кованый козырёк с прямыми боковыми подзорами и килевидным фронтоном, заполненным геометрическим орнаментом из лучково выгнутых по горизонтали прутьев с перехватами в центре, на треугольных кронштейнах, оформленных центральными крупными розетками, заполненными восемью радиальными прутьями с цветочной розеткой в центре и выгнутыми внутрь розетки «фестонами» с шариками на ножках, обращённых к центру розетки; в нижнем углу подкоса крупный S-образный завиток с цветочной розеткой на крупном завитке; в наружном углу подкоса тройной завиток с цветочными розетками, центральная из которых крупнее, с прутьями, ограничивающими подкосы, незначительно лекально выгнутыми и завершёнными завитками с цветочной розеткой на верхнем конце;

над входами дворовой восточной пристройки идентично оформленные двухскатные козырьки: треугольный фронтон с двумя симметричными диагонально поставленными волютами разрывом вниз, консоли из прута, согнутого под прямым углом с крутыми завитками на концах, с лиственными ответвлениями в них;

литая решётка балкона на втором этаже центрального ризалита юго-западного фасада из опорных столбиков, завершённых шариками, с отображённым концевым рисунком: развёрнутые друг от друга «кувшины» из акантовых листьев, кольцо мелких бус, кольцо крупных бус, гладкий поясок; каннелированная средняя часть; раппорт решётки, состоящий из каннелированных столбиков с отображённым концевым рисунком: гладкий пояс, соединяющий арочные разветвления, «колокольчик» и с незначительным отступом от него «кувшин» с полуваликом;

историческая планировка здания в капитальных стенах: анфиладная  с центральным коридором планировка парадных помещений вдоль лицевых фасадов первого и второго этажей в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами; планировка третьего этажа в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами;

перекрытия подвальных помещений коробовыми и сомкнутыми сводами с клинчатыми и щековыми распалубками; перекрытие коробовым сводом подземного хода, связывающего подвал главного дома и флигеля;

местоположение, материал и оформление боковой лестницы, деревянной в три пролёта, два из которых расположены последовательно от входа на восточном боковом фасаде, третий примыкает к промежуточной площадке под прямым углом от входа на юго-восточном фасаде; ограждение лестницы из точёных крупных балясин с пуклями, шейками и перехватами на плинтах, точёных поручней с орнаментом из трёх последовательно расположенных листьев водяной лилии на закруглённых концах;

местоположение, материал и оформление центральной лестницы, девятимаршевой с поворотами и тремя широкими площадками, каменной с профилированными свесами проступей;

архитектурно-художественное оформление интерьера: профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами в помещениях основных этажей здания; в капитальных стенах в коридоре первого этажа прямоугольные с арочными перемычками проёмы;

архитектурно-художественное оформление интерьера входного холла первого этажа и лестничной клетки в юго-восточной части здания: напольное покрытие из метлахской плитки, бежевой в мелкую диагональную сетку «кирпичиками», имитирующей мозаику, с чередующимися угловыми узорами из вложенных красно-бежево-чёрных квадратов (снаружи-внутрь) и более крупных чёрно-бежево-красных квадратов с небольшими поставленными на угол чёрными квадратами на углах; с бордюрным орнаментом по периметру помещения, ограниченным узкими чёрными полосами, из двух отображённых относительно центрального ряда рядов из вертикально поставленных виноградных листьев, чёрных на бежевом фоне, отделённых от центрального ряда двойными по ширине чёрной и бежевой полосами, и центрального ряда из витого шнура на чёрном фоне, выполненного в четыре цвета: чёрный-красный-бежевый-белый-чёрный, с бежевыми вставками в центральных кольцах, образованных чёрным контуром шнура; бежевые кромки покрытия; отделка трёх ступеней, ведущих в боковое (вдоль лицевого фасада) помещение, метлахской чёрно-красно-бежевой дробного рисунка (в мелкий квадрат) плиткой с геометрическим ковровым орнаментом: четыре плитки образуют орнаментально замкнутый мотив, из крупного креста на бежевом фоне, состоящего из красного центрального квадрата с бежево-чёрной вставкой в «шашку» в центре и четырёх широких чёрных лопастей, пересечённых в середине красными полосами, соединёнными на углах красно-чёрными диагональными квадратами, набранными «в шашку»; основной мотив ограничен чёрным контуром: четыре плитки объединены линейным орнаментом из двух красных полос на чёрном фоне с бежевым на чёрном «пунктиром» между ними и угловыми бежевыми квадратами с чёрным центром;

архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки центральной лестницы: покрытие нижних площадок метлахской бежево-коричневой плиткой: бежевые и коричневые квадраты, чередующиеся шашкой (поставлены ромбом) и ограниченные по периметру помещения боковым линейным орнаментом из Т-образного бежево-коричневого меандра; крупные профилированные филёнки разных форм на  стенах лестничной клетки, в том числе криволинейных, соответствующих конфигурации стеновой поверхности над лестничным маршем либо над проёмами; подшивка лестничных маршей с профилированными филёнками; горизонтальное междуэтажное деление лестничной клетки профилированными карнизами; перегородка, отделяющая лестничную площадку второго этажа от центрального коридора, с тремя проёмами: центральным дверным и боковыми оконными с арочными световыми фрамугами, – разделёнными пилястрами с упрощёнными капителями, с профилированными архивольтами световых фрамуг и фигурными профилированными филёнками в пазухах архивольтов, с профилированным карнизом, отделяющим фрамуги, раскрепованным на вертикалях пилястр; под боковыми оконными проёмами цоколь, выделенный подоконной полкой, с прямоугольными горизонтального расположения крупными филёнками, на рельефно выделенных пьедесталах пилястр прямоугольные вертикальные «доски»; двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, нижней фигаррейной филёнкой, прямоугольной, близкой к квадрату, с «вынутыми» углами с вложенными в них угловыми круглыми концентрическими розетками, с профилированной отживкой, узкой прямоугольной средней фигаррейной «каннелированной» филёнкой с профилированной отживкой; с высокой верхней световой филёнкой с профилированной отживкой;

архитектурно-художественное оформление интерьера помещений второго этажа:

в северо-западном (проходном) помещении плоский плафон, ограниченный профилированным карнизом, разделённый на девять профилированных филёнок-«кессонов» разной формы: центральная – крупная прямоугольная, боковые – узкие прямоугольные, угловые – близкие к квадрату;

в западном угловом помещении карниз из трёх рядов профилированных тяг, между нижними из которых расположен ряд лепного орнамента в форме вертикальных дорожек, рёбра которых образованы пересекающимися петлями и украшены мелким лепным орнаментом в форме γ-образного побега в верхней части и маленького круга с подвесками лиственной формы в нижней; потолочная падуга, ограниченная линейным орнаментом из набегающих некрупных округлых листьев водяной лилии в профилированных тягах; фигурный плафон с прямоугольными боковыми сторонами и полуциркульными торцевыми, ограниченный широким бордюром с профилированной наружной гранью и линейными орнаментами в форме «завитка Витрувия», ряда ов с бусами и тонкой профилированной тягой-полуваликом, расположенной с незначительным отступом; в пазухах плафона угловые филёнки неправильной формы, повторяющей кривизну бордюра, заполненные лепными композициями в форме вазона с цветами, окружённого развитыми побегами с акантовыми цветами и стрелами; центральная лепная розетка плафона из круглой средней части, радиально разделённой с выпуклыми мелкими «лепестками», ограниченной кольцом Т-образного меандра, и широкого ромбовидного растительного орнамента, симметричного относительно длинной оси, образованной длинными акантовыми стрелами, отображённого относительно короткой оси, образованной короткими акантовыми стрелами с бутоном, из тонких развитых завитков акантовых листьев и побегов с цветами;

в северном угловом помещении потолочная падуга, ограниченная снизу профилированным карнизом с рядом линейного орнамента в форме «завитка Витрувия» и рядом ов, сверху в торцевой части потолка рядом Т-образного меандра, по боковым сторонам потолка тягой; крупный овальный плоский плафон, образованный рядами орнаментов (последовательно снаружи внутрь): профилированная тяга на ребре плафона, ряд Т-образного меандра, ряд ов, ряд чередующихся крупных завитков акантовых стрел с цветочными розетками в центре и лиственными побегами или листьями, ограниченный тонкими профилированными тягами, ряд ов, ряд Т-образного меандра, ряд ов с бусами, тонкая тяга, ограничивающая зеркало плафона; в угловых пазухах, образованных кривизной плафона, лепные композиции из цветочных букетов с крупными раздвоенными завитками развитых акантовых стрел по бокам, внутренние из которых с цветами; центральная розетка плафона с центральной осью симметрии четвёртого порядка, состоящая из внутреннего выпуклого профилированного кольца из ов, чередующихся с цветочными стрелами, ограниченного кольцом из радиально расположенных развитых коротких акантовых листьев, чередующихся с цветочными стрелами, и профилированным бордюром с рядом бус, и внешним орнаментом из осевых цветочных букетов с пучком акантовых листьев и перехватом, от которого отходят крупные завитки тонких акантовых стрел с цветами и листьями, и небольшими цветочными букетами на промежуточных осях;

ордерное оформление южного углового зала: рельефно выделенный цоколь, раскрепованный в разной степени пилястрами и полуколоннами, с профилированными прямоугольными горизонтальными филёнками; разделанные крупными профилированными прямоугольными филёнками поверхности стен; профилированное обрамление дверных проёмов, в том числе заложенных; полуколонны в плоских портиках, обрамляющих дверные проёмы, в том числе заложенные, колонны в обрамлении углового окна и пилястры коринфского ордена на пьедесталах с филёнками на лицевых сторонах, с лепными ампирными композициями в форме лука со стрелой и лавровым венком, на профилированных базах с каннелированными стволами с развитыми капителями с двумя рядами акантовых листьев, волютами с профилированным пояском и цветочной стрелой между ними и фигурно вогнутой абакой; с антаблементом, состоящим из гладкого архитрава, отделённого от фриза профилированной тягой, и профилированного карниза с рядом дентикул, с крупными прямоугольными «аттиками» с лепными многофигурными композициями над дверными портиками; короткими пилястрами, продолжающими вертикали основных пилястр, между антаблементом и потолочной падугой, ограниченной снизу профилированным карнизом с рядом мутул с акантовым листом на нижней стороне; столярные заполнения дверных проёмов углового южного зала – двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, четырьмя филёнками с профилированными отживками, нижняя и верхняя из которых фигурные, средняя и венчающая – прямоугольные горизонтальные узкие;

архитектурно-художественное оформление интерьера помещений третьего этажа: оформление стен холла – площадки центральной лестницы – прямоугольными разноразмерными филёнками;

столярные заполнения внутренних дверных проёмов, в том числе повышенные двери второго этажа: двупольные двухфасадные филёнчатые двери с плоскими филёнками, в том числе фигурными, с калевками и отживками; пониженные двери помещений третьего этажа, в том числе двупольные, полуторапольные, однопольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированными плинтусами, фигарейными филёнками, верхними и нижними – прямоугольными с «вынутыми» углами и помещёнными в них цветочными розетками, средними – узкими с Т-образным меандром, с орнаментированными акантовым листом и бусами с катушкой и профилированными калевками;

элементы инженерной системы здания (отопительной/ вентиляционной): вентиляционные каналы в капитальных стенах, камин в помещении второго этажа;

- «Флигель», конец XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), в том числе его следующие особенности:

композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки Революционной улицы, формирующего восточную границу усадьбы;

объёмно-пространственная композиция здания, Г-образного в плане со скруглёнными восточным и южным углами, выделенными ризалитами, одноэтажного с подвалом, соединяющимся с подвалом главного дома, и мансардой над дворовой протяжённой частью; форма исторической крыши здания над дворовой частью; форма, габариты, конфигурация прямой вальмовой крыши над лицевым корпусом здания; характер материала кровли – металл;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов на лицевом фасаде: осевое расположение, форма с лучковыми перемычками оконных проёмов; характер расстекловки заполнений оконных проёмов;

капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе по периметру здания рельефно выделенный цоколь и профилированный венчающий карниз, раскрепованный пилястрами; на лицевом (юго-восточном) фасаде угловые рустованные пилястры с квадрами, отделанными «под шубу», узкий выступ над цоколем, трёхсторонние профилированные наличники окон;

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;

колористическое решение лицевого фасада здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;

историческая планировка здания в капитальных стенах;

перекрытия подвальных помещений в южной части коробовыми и сомкнутыми сводами, с распалубками, в северной части – ребристыми сводами по металлическим направляющим; перекрытие коробовым сводом подземного хода, связывающего подвал флигеля и главного дома.

УТВЕРЖДЁН

приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области

от 04.08.2017 № 45

ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ

объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Церковь Дмитрия на крови, 1692 год» (Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3)

Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Церковь Дмитрия на крови, 1692 год» (Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3) являются:

композиционные особенности здания, участвующего в формировании восточной композиционной оси ансамбля Угличского Кремля и панорамы набережной р. Волги;

линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением асимметричная объёмно-пространственная композиция сложного объёма храма трапезного типа, состоящего из основного храма и северного придела:

- основной храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов, – двухсветный пятиглавый четверик с примыкающей с востока пониженной сдвоенной полуциркульной в плане алтарной апсидой: более высокая апсида – алтарная часть основного храма, низкая апсида, выдвинутая на восток относительно высокой, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане, – алтарная часть нижнего храма; прямоугольная в плане примыкающая к четверику с запада по линии южного фасада трапезная на уровне первого светового яруса; примыкающая к трапезной с запада прямоугольная в плане паперть, над центральной частью которой расположена трёхъярусная колокольня «восьмерик на четверике»; прямоугольное в плане, близкое к квадрату крыльцо с лестничным пролётом на «ползучих» арках, примыкающее к западному фасаду паперти, расположенное на центральной композиционной оси основного храма; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане глухих барабанов под главами четверика; луковичная форма глав, увенчанных четырёхконечными с крещатыми концами крестами с «яблоком» в основании; форма, габариты, угол наклона скатов конх апсид;  размер, форма круглого в плане глухого барабана под главкой нижней апсиды; луковичная форма главки нижней апсиды, увенчанной четырёхконечным с крещатыми концами крестом с «яблоком» в основании; трёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши трапезной; завершение колокольни в форме восьмигранного шатра; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании; скатная форма и габариты вальмовой крыши над крыльцом; скатная форма и габариты крыши лестничного пролёта;

- северный придел с подклетом, вытянутый по оси восток-запад, примыкающий к основному храму с севера, состоит из двух прямоугольных в плане объёмов: западного – трапезной и восточного – собственно храма и алтарной части с главкой, одноярусный, одноглавый, с примыкающим к западному фасаду по центральной композиционной оси крыльцом; форма, габариты, конфигурация крыш обеих частей придела: плоский четырёхгранный купол с полицей; конфигурация круглого в плане глухого барабана на восточной части придела; луковичная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании;

характер кровельного покрытия объёмов основного храма и придела – металл; характер исторического покрытия глав: гладкое металлическое звёздчатое на четверике и колокольне основного храма; металлическое в косую шашку на приделе и на апсиде основного храма;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах основного храма, в том числе заложенных:

- оконные проёмы нижнего храма: прямоугольные, разноразмерные, расположенные на южном фасаде здания со смещением относительно световых осей верхнего храма; дверной проём на второй западной оси южного фасада нижнего храма;

- оконные проёмы верхнего храма: на западном фасаде паперти по  обе стороны крыльца два небольших с арочными перемычками окна, на южном фасаде паперти – арочное окно; на фасадах колокольни: в нижнем ярусе на западном и южном фасадах по небольшому прямоугольному окну, проёмы звонов на втором ярусе колокольни (восьмерик) повышенные с арочными перемычками, проёмы слухов в шатре колокольни небольшие с арочными перемычками; на южном фасаде трапезной оконные проёмы с лучковыми перемычками; на южном и северном (второго света) фасадах четверика основного храма оконные проёмы со скруглёнными верхними углами; на западном фасаде четверика верхнего храма два прямоугольных оконных проёма второго света, расположенные симметрично относительно конька крыши трапезной; на фасадах апсиды верхнего храма с лучковыми перемычками оконные проёмы;

- проёмы крыльца основного храма и лестничного пролёта: проёмы с арочными перемычками на фасадах крыльца; «ползучие» арочные проёмы лестничного пролёта;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах придела: осевое расположение окон подклета и придела; оконные проёмы с арочными перемычками на восточном и северном фасадах восточной части придела; прямоугольные оконные проёмы на северном и западном фасадах западной части придела;

характер столярных заполнений наружных проёмов здания, в том числе веерная расстекловка переплётов в окнах паперти основного храма, цветные стёкла; исторические кованые решётки в оконных проёмах здания: в диагональную сетку с вертикальными перехватами, в том числе из волнисто выгнутых прутьев; историческая кованая дверная фурнитура (замок, петли с крюками) на наружном дверном полотне нижнего храма;

капитальные стены объёмов из красного глиняного кирпича, в том числе  большемерного размером 30 ×14 × 8 см, 26 ×13 × 7 см, в обработке цоколя применён белый камень, в декоре – лекальный кирпич, муравлёные и полихромные изразцы, ковка, литьё;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного храма, в том числе тяга-полувал, выделяющая цоколь (на фасадах апсиды с выступающими булыжными камнями), раскрепованная лопатками;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти: тяга-полувал, разделяющая нижний и верхний храмы;  прямоугольные ширинки с помещёнными в них муравлёными и полихромными изразцами: на южной стене одна ширинка в нижней части угловой пилястры, три над полуваликом, отделяющим нижний храм; на западном фасаде – по две под оконными проёмами по сторонам лестницы;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, четверика и апсиды верхнего храма: уступчатый промежуточный  карниз с рядом поребрика, раскрепованный лопатками, разделяющий  нижний и верхний храмы; уступчатый венчающий карниз трапезной и апсид верхнего и нижнего храмов с рядом поребрика, раскрепованный лопатками; венчающий карниз четверика, уступчатый с поребриком в нижней части и рядом городков в верхней, с фризом, заполненным рядом перспективных кокошников (ложных закомар), раскрепованный угловыми лопатками и импостами кокошников; наличники с контрналичниками окон трапезной и апсиды верхнего храма (кроме окна на северном фасаде апсиды): рамочные с тонкой профилированной подоконной полочкой, боковинами в форме колонн на четырёхгранных импостах, уступчато сужающихся книзу и завершённых гранёной «каплей» под нижним уступом, с четырёхгранными перехватами-полуваликами и кубическими («романскими») базами и капителями (зеркально отображёнными в верхней и нижней частях колонн), уступчатой перемычкой, раскрепованной боковинами, с килевидным перспективным навершием, «набегающим» на венчающий карниз объёмов; наличники на южном фасаде четверика верхнего храма, повторяющие форму наличников трапезной и дополненные «дыньками» в центральной части колонн на боковинах, акцентированными сверху и снижу двойными «жгутами»;  уступчатые перспективные боковины и перемычки с треугольными навершиями наличников первоначальных оконных проёмов на западной стене четверика (второй свет); характер оформления первоначального наличника на северном окне апсиды верхнего храма (восстанавливается методами научной реставрации); пилястры на углах объёмов основного храма: трапезной – без баз с ширинками над полуваликом, отделяющим нижний храм; четверика – на уровне первого светового яруса – пилястры, базы и капители которых образованы раскреповкой промежуточного и венчающего карнизов трапезной и апсиды верхнего храма, на уровне второго светового яруса – пучками из трёх колонн с кубическими капителями, дополненными раскреповкой карниза четверика, и полуваликами-перехватами в нижней и верхней части стволов; цилиндрические барабаны куполов основного четверика на прямоугольных в плане основаниях, с перспективными кокошниками на сторонах; аркатурный пояс с прямоугольными перехватами-«гирьками», на боковых барабанах из сдвоенных аркатур, на центральном – из одинарных; на центральном барабане четыре плоских прямоугольных с арочными перемычками ниши, ориентированных по продольной и поперечной осям храма; оформление цилиндрического барабана купола на апсиде нижнего храма верхним и нижним полуваликами;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе рамочные профилированные наличники с контрналичниками (нижняя часть скрыта кровлей трапезной) и треугольным перспективным навершием в нижнем ярусе; парные прямоугольные ширинки с изразцами под проёмами звонов; уступчатые импосты в основании архивольтов арочных перемычек в простенках яруса звонов; над проёмами поребрик, ограниченный полуваликами, повторяющий кривизну арочных перемычек; трёхчетвертные валики на рёбрах шатра колокольни; оформление слухов объёмными рамочными наличниками с подоконной полкой, раскрепованной на вертикалях боковин с прямоугольными «камешками» под ними, двухуступчатой перемычкой-карнизом и треугольным перспективным навершием; полувалик в основании восьмигранного барабана главки, двухуступчатый карниз в его завершении;

- композиция и архитектурно-художественное оформление крыльца и лестничного пролёта: оформление столбов крыльца: рельефно выделенный цоколь; квадратные в плане тумбы с ширинками на лицевых сторонах со вставленными в них полихромными изразцами (в ширинках южных столбов); восьмигранные колонны, завершённые уступчатыми карнизами, поддерживающими архивольты входных арок, акцентированных рядом поребрика, ограниченного полуваликами; профилированный венчающий карниз, общий с пролётом лестницы; парапет с рядом косых четырёхугольных перспективных ниш, ограниченным снизу полуваликом, в оформлении лестничного пролёта; двухступенчатый стилобат на западном фасаде крыльца;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного этажа северного придела: трёхуступчатый промежуточный карниз, отделяющий подклет от основного этажа придела; дощатый руст фасадов; огибающие угловые лопатки, а также промежуточная лопатка, разделяющая восточный и западный объёмы, горизонтально рустованные, с квадрами, дополненными крупными прямоугольными горизонтальными нишками, чередующимися с подобными нишками, разделёнными на три неравные части, из которых средняя значительно уже боковых равных частей; в оформлении окон восточной части придела профилированные трёхсторонние наличники с профилированными подоконными полками, укрупнёнными (более широкими) архивольтами, соединёнными профилированной тягой в простенках (кроме наличника на восточном фасаде), с клинчатыми вытянутыми вверх замковыми камнями и поставленными на угол (ромбом) квадратными «досками» над ними; прямоугольные горизонтальные профилированные подоконные филёнки в восточной части придела; трёхсторонние профилированные с профилированной подоконной полкой и аналогичными клинчатыми замковыми камнями наличники западной части придела (наличник на западном фасаде без замкового камня); барабан купола над восточной частью придела в форме восьмигранного цилиндра;

характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен; исторически сложившаяся цветовая гамма фасадов: насыщенный красный цвет стен и белый декор; голубые купола четверика и колокольни основного храма с позолоченными звёздами;

пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка верхнего храма в капитальных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, трапезную, паперть, крыльцо с лестничным пролётом; историческая планировка нижнего храма в капитальных стенах, выделяющих паперть и притвор на западе, трапезную и храм (с широким проёмом), алтарь на востоке;

внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в капитальной стене, разделяющей паперть и трапезную верхнего храма;

материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытия нижнего храма (западное помещение под папертью – коробовым сводом, основные помещения нижнего храма – коробовыми сводами на подпружных арках с глубокими клинчатыми распалубками, алтарная часть – конхой с распалубками); перекрытия верхнего храма (крыльцо – сомкнутым сводом, пролёт лестницы – коробовым сводом, паперть – коробовым сводом с щелыгой, расположенной поперёк основной композиционной оси храма, трапезная – коробовым сводом с клинчатыми распалубками над проёмами окон, двухсветный четверик – сомкнутым куполом; алтарная часть – конхой); перекрытия колокольни (сомкнутый свод в нижней ярусе; восьмигранный сомкнутый шатровый купол в верхних ярусах);

характер воздушных и внутристенных железных связей стен здания, в том числе опорных для подвеса паникадила в четверике верхнего храма;

архитектурно-художественное оформление интерьера нижнего храма: покрытие пола в восточной части лещадной плиткой;

архитектурно-художественное оформление интерьера верхнего храма, в том числе стеновые росписи, выполненные в технике фрески; напольное покрытие трапезной, четверика и алтарной части литой чугунной плиткой лекальных вогнуто-выгнутых очертаний; перспективный портал входа из паперти в трапезную;

местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси однорядного иконостаса трапезной, расположенного над арочным проёмом между трапезной и четвериком: иконостас столярного исполнения, состоящий из двух киотов-пилонов по сторонам проёма и яруса икон, расположенного над проёмом;

- оформление крупных прямоугольных киотов-пилонов, с высоким цоколем, с прямоугольным проёмом, фланкированным выступающими колоннами на пьедесталах, и венчающим антаблементом, раскрепованным на вертикалях колонн; в оформлении основания цоколя и пьедесталов колонн – профилированный плинтус, заполненный орнаментом из чередующихся акантовых листьев, обращённых вниз, и акантовых стрел, фланкированных небольшими листьями, обращённых вверх; в центральной части цоколя плоская рамка с угловыми розетками, веерными с диагональными лучами, отходящими от угла рамки, и вогнутыми «фестонами» на скруглённой стороне розетки; вазон в диагональную сетку, заполненную разнонаправленными по ячейкам диагональными полосками, со стилизованными пионовидными цветами и листьями, в центре цоколя, фланкированного выступающими вперёд пьедесталами боковых колонн киота-пилона; расположенный над плинтусом цоколя тонкий орнамент в форме гофров с мягкими складками и перехватом в центре в оформлении оснований и наружных (обращённых от киота), а также верхних граней пьедесталов колонн; пьедестал колонн из двух крупных волют, симметрично разнонаправленных из центра пьедестала вверх и вниз, лицевая сторона которых оформлена: у нижней волюты — орнаментом в форме развитого тонкого акантового листа, у верхней волюты — в форме цветочного букета с фигурными лентами и бутонами в верхней части и цветочными розетками вдоль волюты; тонкие скрученные развитые акантовые листья на боковых сторонах волют; прямоугольные филёнки с геометрическим орнаментом в форме  диагональных полос, при пересечении образующих розетки-ромбы разного размера, центральная розетка — вытянутый вверх шестигранник — заполнена четырёхконечным крестом с вытянутыми треугольными лопастями на боковых поверхностях цоколя; карниз в завершении цоколя с двумя рядами линейного орнамента в форме уплощённых волнообразно расположенных акантовых листьев и акантовых стрел, расположенных последовательно в профиль; гофры и геометрический орнамент из диагональных полос, при пересечении образующих ромбы, чередующиеся с вытянутыми шестигранниками с помещёнными в них четырёхконечными крестами в интрадосе проёмов; венчающий антаблемент киотов-пилонов, раскрепованный на вертикалях колонн, состоящий из фриза, заполненного уплотнённым орнаментом из ромбов и шестигранников с крестами, линейного орнамента из чередующихся цветочных розеток: пятилепестковых округлых и акантовых вытянутых, разделённых «гофрами»; линейный орнамент из ряда омегообразных акантовых листьев, расположенных разрывом вверх, и ряда бус с катушкой, в оформлении выступающего карниза;

- оформление яруса иконостаса: арочная перемычка иконостаса, состоящая из девяти проёмов под иконы разного размера и формы: по два треугольных около киотов-пилонов, боковые в форме неправильных пятиугольников, три центральных четырёхугольные, из которых средний по форме приближен к квадрату, нижней «доски», венчающего карниза и столбиков, разделяющих проёмы; в оформлении нижней «доски»: два ряда «гофров» на нижней кромке, «гофры» на верхнем и нижнем краях лицевой стороны «доски»; две разнонаправленных от центра волюты с крупным акантовым листом на лицевой стороне нижней волюты и виноградной гроздью с крупным цветком аканта и акантовыми листьями на лицевой стороне верхней волюты в оформлении лицевой стороны столбиков, разделяющих проёмы; на боковых сторонах волют листья аканта, скрученные параллельно завиткам волют; «гофры» на рамах проёмов; венчающий карниз арочной части иконостаса, раскрепованный на вертикалях столбиков и оформленный орнаментами, аналогичными орнаментам на карнизах киотов-пилонов;

местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса четверика: четырёхъярусный иконостас столярного исполнения в пять широких осей с боковыми крыльями, расположенными вдоль южной и северной стен, высотой в два яруса, шириной в одну ось вдоль южной стены и две оси вдоль северной; первый и второй ярусы композиционно объединены; карнизы иконостаса, раскрепованные колоннами: промежуточные карнизы, венчающий карниз с разрывами на центральной композиционной оси;

- архитектурно-художественное оформление иконостаса: высокий цоколь, раскрепованный на вертикалях колонн и образующий их пьедесталы, с гладким плинтусом, прямоугольными резными ограниченными тонким орнаментом из бус розетками из несимметрично сильно скрученных развитых акантовых листьев на осях проёмов и сторонах пьедесталов (на крайней оси северного бокового крыла розетка круглая, состоящая из кольца, покрытого тонким редким геометрическим орнаментом (в ромб), с вложенными в него квадратом и четырёхконечным равносторонним крестом с широкой насечкой на лопастях); колонны с профилированными базами, витыми стволами (на нижнем ярусе с отступом по вертикали и рядом поставленных вертикально акантовых листьев у баз), обвитыми виноградными лозами с кистями и цветами, капителями из вертикально поставленных развитых акантовых листьев с фигурными абаками с вогнутыми сторонами и скошенными углами; промежуточные и венчающий карнизы, раскрепованные колоннами (нижний промежуточный карниз с дополнительными раскреповками, разделяющими боковые композиционные оси и завершающими боковые крылья иконостаса), состоящие из фриза с резными композициями из тонких сильно скрученных акантовых листьев на осях проёмов первого яруса с крупными вертикально поставленными развитыми резными акантовыми листьями на сторонах раскреповок, профилированным карнизом с небольшими нечасто поставленными цветочными розетками, завершённым рядом бус, и профилированной горизонтальной плитой;

- оформление двухстворчатых резных Царских врат на центральной оси первого яруса: Царские врата, прямоугольные с полуциркульно вогнутой верхней кромкой обеих створок; цоколь створок, оформленный аналогично цоколю иконостаса с круглыми розетками: кольцо, покрытое тонким редким геометрическим орнаментом (в ромб), с вложенными в него квадратом и четырёхконечным равносторонним крестом с широкой насечкой на лопастях; полотна ворот из тонкой гладкой рамы с помещёнными в неё развитыми акантовыми листьями и стрелами с сильно скрученными стволами; на створках шесть овальных вертикального расположения профилированных рам, нижние четыре из которых перехвачены по бокам завитками основного мотива, верхние украшены венцами; в рамах иконы, соответствующие канону; нащельник царских врат рельефно выделен и украшен витым «шнуром», также завершённым венцом; в круглом проёме над Царскими вратами, образованном кривизной верхних кромок Царских врат и полуциркульной выемкой над ними, резная композиция «Святой Дух» в форме парящего в облаке с крутыми объёмными завитками голубя с радиально расходящимися от него лучами с «расщеплёнными» концами; над круглым проёмом на уровне промежуточного карниза между вторым и третьим ярусами арочный проём с повышенной стрелой, с иконой «Тайная вечеря»; с обрамлением сложной резной композицией с вогнутой нижней стороной: подчёркнуто линеарные акантовые листья с загнутыми концами, переходящие в разомкнутые кнорпели с завитками-шариками на концах и элементами картушей – диагональная сетка в верхней части обрамления и горизонтальные полосы по бокам композиции, связывающие собственно раму и боковые завитки;

- оформление первого яруса, кроме центральной оси: крупные прямоугольные вертикальные проёмы с профилированными рамами; под проёмами резные симметричные композиции-«виньетки» из тонких акантовых листьев, в том числе образующих картуши и утончённые кнорпельверки;

- оформление второго яруса, кроме центральной оси: небольшие прямоугольные горизонтальные проёмы с профилированными рамами, над проёмами резные симметричные композиции-«виньетки», аналогичные композициям первого яруса, из тонких акантовых листьев, в том числе образующих картуши и утончённые кнорпельверки;

- оформление третьего и четвёртого ярусов: крупные повышенные прямоугольные с арочными перемычками проёмы на центральной оси, двойные прямоугольные с арочными перемычками проёмы на вторых осях, строенные с тонкими витыми столбиками прямоугольные с арочными перемычками проёмы на боковых осях; резные композиции из сплетённых вытянутых акантовых листьев, повторяющие конфигурацию верхних кромок рам, в том числе заполняющие пазухи архивольтов проёмов, над проёмами;

- крупный вертикальный прямоугольный проём на центральной оси, завершающий композицию иконостаса иконой «Распятие», образованный рамой, прямоугольной с криволинейной наружной кромкой, перспективной, заполненной сплошным орнаментом из акантовых листьев и рядом бус по наружному краю, в нижней части фланкированной двумя крупными волютами из развитых акантовых листьев и завершённой симметричной резной композицией из акантовых листьев;

местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;

характер столярных заполнений внутренних дверных проёмов здания;

заполнение центрального проёма, соединяющего паперть и трапезную: одинарная деревянная дверь, окованная железом с решётчатой полосной оковкой наружной стороны, внешняя полоса которой акцентирует арочную форму дверного полотна, заклёпки крепления полос с квадратными головками, в том числе поставленные на угол (ромбом), в местах пересечения полос – составные кованые же розетки из плоских колец с помещёнными в них восьмиконечными звёздами со слюдяными вставками под ними и объёмной округлой головкой клёпки; на внешней стороне двери у замкового края – два навеса для висячих замков, ключевина для внутреннего замка, вертикальная проушина навесного замка; «бриллиантовая» роспись квадратов, образованных оковкой, на наружной стороне двери: треугольниками в четыре цвета: два оттенка красного, чёрный, серый, белый; на внутренней стороне двери исторический кованый накладной замок с механизмом, закрытым неровным металлическим листом с фигурным просечным краем; крюки и петли крепления двери кованые;

элементы инженерных систем здания: внутристенные отопительные (вентиляционные) каналы нижнего храма;

настенная живопись XVIII века.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.12.2018
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать