Основная информация

Дата опубликования: 05 июля 2013г.
Номер документа: RU04000201300683
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Бурятия
Принявший орган: Министерство финансов Республики Бурятия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ

ОТ 5 ИЮЛЯ 2013 ГОДА № 155

г. Улан-Удэ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Утратил силу. Приказ Министерства финансов Республики Бурятия:

НГР ru04000201300821 (от 06.09.2013 № 208)

              В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.07.2011 № 342 «Об утверждении Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года», п р и к а з ы в а ю:  

              1. Утвердить Методические рекомендации по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Методические рекомендации по разработке порядка осуществления ведомственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия учитывать  настоящие Методические рекомендации при принятии ведомственных правовых актов, регламентирующих осуществление внутреннего финансового контроля и нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ведомственного финансового контроля.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра финансов Республики Бурятия В.В. Мухина.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр финансов

Республики Бурятия

И.Ю. Шутенков

Проект подготовлен отделом анализа, планирования и методологии контроля

218258

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Приложение № 1

к приказу Министерства финансов

Республики Бурятия  

от «05» июля 2013 г. № 155

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия

1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методологической помощи по разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия.

2. В соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

3. Внутренний финансовый контроль определяется как деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, направленная на контроль:

- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия,

- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;

- экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внутренний финансовый контроль, организуемый исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, определяется как процесс управления деятельностью с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности.

Внутренний финансовый контроль проводится для анализа и оценки степени достижения поставленных целей и задач, на предмет проверки соответствия своей деятельности требованиям законодательства.

4. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия устанавливает единые требования к проведению мероприятий внутреннего финансового контроля, отражает цели, задачи, формы, виды, методы и организация внутреннего контроля в исполнительном органе государственной власти.

5. Целями системы внутреннего финансового контроля в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия являются:

- обеспечение соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия;

- повышение эффективности и результативности деятельности;

- повышение качества осуществления государственных функций, оказания государственных услуг;

- оптимизация расходования бюджетных ассигнований, выделяемых исполнительному органу государственной власти Республики Бурятия.

6. Для реализации поставленных целей при осуществлении внутреннего финансового контроля необходимо решение следующих задач:

- контроль достижения поставленных задач, количественно измеримых показателей выполнения задач, результатов деятельности, реализации программ и мероприятий;

-  контроль соблюдения порядка исполнения установленных процессов и процедур, административных и иных регламентов, проведения и учета соответствующих операций, отражения их в отчетности и соблюдения полномочий;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

- определение эффективности проводимых процессов и операций, а также использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

- определение целесообразности проводимых процессов и операций, применения действующих норм и правил их ведения;

- представление информации о соблюдении законодательных, иных нормативных правовых актов, количестве и качестве выполняемых государственных функций, предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ), и использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.

7. Внутренний финансовый аудит в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия осуществляется в формах проверки и мониторинга законности и эффективности деятельности и использования бюджетных ассигнований, в отношении которых орган исполнительной власти осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса.

Проверка представляет исследование конкретных вопросов (тем) деятельности объектов контроля.

Мониторинг представляет непрерывное или регулярное наблюдение за объектами контроля, анализ их хозяйственной деятельности как составной части управления на предмет определения её эффективности (результативности) на основе методик.

Предлагается осуществлять мониторинг соответствия планов деятельности структурных подразделений исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия установленным критериям.

По результатам проведения мониторинга по каждому структурному подразделению исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия принимается решение, которое содержит замечания и рекомендации.

8. При подготовке порядка осуществления внутреннего финансового контроля определяются:

- структурные подразделения исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и (или) должностные лица исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, на которых возлагаются соответствующие функции;

- руководитель (заместитель руководителя) исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, который организует и координирует деятельность подразделения (должностных лиц), осуществляющего внутренний финансовый контроль.

9. Направлениями внутреннего финансового контроля могут являться:

- контроль и проверка исполнения законодательных и нормативных правовых актов в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия;

- оценка эффективности деятельности структурных подразделений;

- оценка качества планирования деятельности и результатов деятельности структурных подразделений;

- контроль и проверка исполнения принятых обязательств;

- проверка организации и постановки бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности;

- проверка достоверности, полноты и своевременности подготовки финансовых и иных отчетов;

- анализ результативности и эффективности использования ресурсов, выявление финансовых резервов, а также направлений привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

- проверка исполнения программ на соответствие результатов заявленным целям, задачам, планируемым показателям результативности;

- контроль за своевременностью разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для своевременного исполнения бюджетных обязательств, разработки и исполнения государственных заданий, заданий учредителя;

- внесение предложений об отказе от излишних функций, об устранении административных барьеров, и об отказе предоставления невостребованных услуг, о внедрении новых услуг и новых форм предоставления государственных услуг в соответствии с возникшей потребностью в них;

- оценка качества планирования и эффективности бюджетных расходов исполнительного органа государственной власти на стадии планирования и по результатам фактически произведенных расходов;

- внесение предложений о переводе части бюджетных ассигнований на осуществление текущей деятельности в разряд программных мероприятий с утверждением конкретных конечных результатов, которые планируется достичь в ходе реализации программных мероприятий;

- подготовка актов, рекомендаций руководителю исполнительного органа государственной  власти Республики Бурятия;

- контроль за обеспечением информационной прозрачности процесса управления на всех этапах деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;

- анализ адекватности системы документации и документооборота;

- анализ объективности и адекватности государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности;

- контроль за соблюдением действующего законодательства и работа с внешними органами финансового контроля;

- предупреждение нецелевого и неэффективного использования средств бюджета.

10. К объектам внутреннего финансового контроля исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия относятся:

- структурные подразделения исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия;

- иные юридические лица, которым предоставляются субсидии из республиканского бюджета исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.

11. Мероприятия в системе внутреннего финансового контроля могут реализовываться путем аудита эффективности деятельности и использования бюджетных средств (далее - аудит эффективности)

Под аудитом эффективности понимается деятельность, осуществляемая организационно и/или функционально независимым аудитором (сотрудником исполнительного органа государственной власти) для оценки соответствия результатов деятельности объекта внутреннего финансового контроля установленным целям и задачам, оценки способа их достижения и подготовки рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности.

Аудит эффективности включает проверку экономности использования бюджетных средств, затраченных на достижение конкретных результатов деятельности объекта внутреннего финансового контроля; проверку эффективности использования объектом финансового контроля трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе деятельности, а также использования информационных систем и технологий; проверку результативности деятельности объекта внутреннего финансового контроля по выполнению поставленных перед ним задач, достижению целевых (плановых) показателей с учетом объема выделенных для этого бюджетных средств.

Такой внутренний финансовый контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административные системы.

Основу аудита эффективности составляют вопросы процедуры выбора показателей оценки деятельности исполнительного органа государственной власти, определения критериев оценки деятельности исполнительного органа государственной власти, расчета отклонений достигнутых значений от целевых, а также выявления причин этих отклонений и возможных проблем в достижении установленных целей.

Рекомендуется определиться с группами показателей оценки деятельности структурных подразделений исполнительного органа государственной власти, в том числе показатели непосредственных результатов и показатели конечных результатов.

В качестве показателей непосредственных результатов могут быть установлены показатели, характеризующие объем и качество выполнения государственных функций, государственных услуг, оказанных структурным подразделением. При этом предполагается, что эти показатели находятся в компетенции и под контролем данного подразделения.

Основными направлениями аудита эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия являются:

- своевременное выявление и анализ рисков, связанных с достижением стратегических целей, тактических задач, выполнение целевых программ;

- обеспечение достоверности информации и отчетности исполнительного органа государственной власти;

- выполнение государственных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, планов работы структурных подразделений;

- содействие построению оптимальной организационной структуры исполнительного органа государственной власти, соответствующей стратегическим целям и тактическим задачам, стоящим перед исполнительным органом государственной власти;

- соблюдение требований правовых актов, регулирующих деятельность исполнительного органа государственной власти.

12. Порядком осуществления внутреннего финансового контроля определяются сроки и последовательность действий (административные процедуры) при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля, основными этапами проведения которого являются:

- планирование - утверждение перечня, сроков и объема (содержания) контрольных мероприятий;

- проведение контрольных мероприятий - непосредственная проверка порядка планирования и использования бюджетных ассигнований;

Проведение контрольного мероприятия включает в себя подготовку к проведению контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия, документирование результатов контрольного мероприятия;

- анализ результатов контрольных мероприятий - деятельность по определению основных параметров функционирования исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, выявление причин и условий для неэффективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных нарушений действующего законодательства;

- устранение причин и условий для неэффективных действий, неэффективного использования бюджетных средств, допущенных выявленных нарушений - деятельность по разработке рекомендаций по устранению причин и условий выявленных фактов, привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

13. Рекомендуется осуществлять планирование контрольной деятельности путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на год.

По решению руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия могут осуществляться внеплановые контрольные мероприятия.

При планировании контрольной деятельности следует учитывать:

- своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;

- реальность сроков проведения контрольных мероприятий;

- равномерность нагрузки на должностных лиц.

14. Рекомендуется при подготовке к проведению контрольного мероприятия исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия:

- издать приказ о проведении контрольного мероприятия;

- осуществить сбор информации об объекте внутреннего финансового контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;

- определить этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта внутреннего финансового контроля;

- составить программу контрольного мероприятия.

15. При разработке порядка осуществления внутреннего финансового контроля необходимо учесть, что результаты проведения контрольного мероприятия документируются в акте по результатам контрольного мероприятия (далее - акт) с приложением рабочей документации (документов и иных материалов, подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением контрольного мероприятия).

Рабочая документация включает в себя:

- документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;

- письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объекта контроля;

- копии документов объекта контроля, подтверждающие неэффективные действия, неэффективное использование бюджетных средств, выявленные нарушения.

Должностные лица, участвовавшие в контрольном мероприятии, несут персональную ответственность за обеспечение конфиденциальности и сохранности рабочей документации.

Акт содержит:

- информацию о результатах проведенного контрольного мероприятия;

- идентификацию объекта и предмета контроля;

- цели и объем (процент выборки) контрольного мероприятия;

- указание на документы (распоряжения, программы контрольных мероприятий, регламенты, положения, стандарты, иные документы), используемые в ходе проведения контрольных мероприятий.

В акте при описании нарушения или несоответствия, выявленного в ходе контрольного мероприятия, указывается:

- какие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия были нарушены должностным лицом объекта контроля;

- какие действия повлекли неэффективное использование бюджетных средств;

- какие действия и их причины являются неэффективными;

- к какому периоду относится выявленное нарушение или несоответствие;

- в чем выразилось нарушение или несоответствие;

- документально подтвержденные факты нарушения или несоответствия;

- должностное лицо объекта внутреннего финансового контроля, допустившее нарушение или несоответствие.

Если в ходе контрольного мероприятия отсутствует возможность установить должностное лицо объекта контроля, допустившее нарушение или несоответствие неэффективных действий или неэффективного использования бюджетных средств, в акте в качестве должностного лица объекта внутреннего финансового контроля, допустившего нарушение или несоответствие, указывается руководитель структурного подразделения, объекта внутреннего финансового контроля, отвечающего за проверяемое направление деятельности.

В акте не допускаются:

- предположения, факты, не подтвержденные документально;

- морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта контроля;

- помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления;

- информация о деятельности объекта внутреннего финансового контроля, не относящаяся к предмету контрольного мероприятия.

Приложение № 2

к приказу Министерства финансов

Республики Бурятия  

от «05» июля 2013 г. № 155

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке порядка осуществления ведомственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке порядка осуществления ведомственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия (далее – Методические рекомендации)  разработаны в соответствии со статьями 157, 158, 266, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.2. Настоящие Методические рекомендации могут применяться  исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждения при организации и осуществлении ими финансового контроля.

1.3. Целью разработки Методических рекомендаций является повышение действенности мер ведомственного финансового контроля и установление единых организационно-правовых, информационных и методических основ организации и осуществления финансового контроля на республиканском уровне.

1.4. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:

а) ведомственный финансовый контроль - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия;

б) объекты контроля - получатели средств республиканского бюджета, государственные казенные, бюджетные и автономные учреждения, финансовый контроль в отношении которых осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о некоммерческих организациях и автономных учреждениях;

в) субъекты контроля – исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, наделенные законодательством полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля;

г) контрольная деятельность - деятельность субъектов контроля по осуществлению ведомственного финансового контроля в пределах полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством;

д) контрольные мероприятия - совокупность основанных на бюджетном законодательстве действий работников финансового контроля, проводимых в отношении объекта контроля;

е) работники финансового контроля - государственные гражданские служащие Республики Бурятия, в должностные обязанности которых входит осуществление финансового контроля;

ж) ревизионная группа - работники финансового контроля, уполномоченные субъектом контроля на проведение контрольных мероприятий в отношении объекта контроля;

з) ревизия - основанный на бюджетном законодательстве вид контрольного мероприятия, проводимого в отношении всей финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля с использованием сплошного способа его проведения;

и) проверка - основанный на бюджетном законодательстве вид контрольного мероприятия, проводимого по отдельным вопросам деятельности объекта контроля.

1.5. Предметом ведомственного финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти  Республики Бурятия являются операции со средствами республиканского бюджета, имуществом, находящимся в республиканской собственности.

1.6. Основными целями ведомственного финансового контроля являются выявление нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, соблюдение условий предоставления средств республиканского бюджета, целевого характера, правомерности и эффективности их использования.

2. Основные требования к осуществлению

ведомственного финансового контроля

2.1. Работники финансового контроля  имеют право:

- при предъявлении служебного удостоверения находиться на территории, в административных зданиях и служебных помещениях;

- вносить, выносить и пользоваться собственными организационно- техническими средствами, в том числе компьютерами, ноутбуками, калькуляторами, телефонами;

- требовать и получать от должностных, материально ответственных лиц объекта контроля необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий;

- требовать и получать копии документов и после надлежащего их оформления приобщать к материалам ревизии (проверки) (письменные копии документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью организации);

- требовать и получать доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации,  в режиме «только для чтения», документации на используемые автоматизированные системы, а также письменные и устные разъяснения по вопросам, связанным с их разработкой, внедрением, стандартизацией и эксплуатацией;

- требовать и получать устные разъяснения по существу проверяемых вопросов.

2.2. Работники финансового контроля обязаны:

- ознакомить под роспись руководителя объекта контроля с его правами и обязанностями в период проведения ревизии (проверки);

- выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета ревизии (проверки);

- обеспечить сохранность и возврат полученных оригиналов документов, а также их рассмотрение  на территории объекта контроля;

- обеспечить соблюдение участниками группы установленного режима работы и условий функционирования объекта контроля;

- обеспечить охрану конфиденциальности ставших известными сведений, связанных с деятельностью объекта контроля, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи;

- сообщить руководителю группы о личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;

- соблюдать этику поведения государственных служащих.

2.3.  Субъекты контроля в пределах своих полномочий взаимодействуют с правоохранительными и надзорными органами, представляют им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информацию по материалам проведенных контрольных мероприятий, а в случае выявления при проведении контрольных мероприятий фактов хищения финансовых и материальных ресурсов, иных злоупотреблений передают материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

3. Планирование контрольной деятельности

3.1. Контрольная деятельность при осуществлении последующего финансового контроля подлежит планированию.

3.2. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления субъектом контроля годового плана контрольно-ревизионной работы.

3.3. План контрольно-ревизионной работы представляет собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в следующем календарном году.

В плане контрольно-ревизионной работы по каждому контрольному мероприятию устанавливается объект контроля, предмет и вид контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.

3.4. При формировании плана учитываются:

1) законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;

2) конкретность, актуальность и обоснованность планируемых контрольных мероприятий;

3) степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);

4) реальность сроков проведения контрольного мероприятия, определяемая с учетом всех возможных временных затрат;

5) реальность, оптимальность планируемых мероприятий, равномерность распределения нагрузки (по временным и трудовым ресурсам);

6) наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий;

7) возможность осуществления субъектами контроля совместных контрольных мероприятий.

3.5. Планы контрольно-ревизионной работы, изменения в план контрольно-ревизионной работы утверждаются руководителями субъектов контроля.

3.6. Периодичность проведения контрольных мероприятий устанавливается субъектами контроля, самостоятельно исходя из трудовых, технических, материальных и финансовых ресурсов.

3.7. Запрещается проведение повторных контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля за тот же проверяемый период по одному и тому же предмету контрольного мероприятия, за исключением проверок устранения нарушений, отмеченных по результатам предыдущих контрольных мероприятий.

3.8. Руководитель субъекта контроля или уполномоченный им работник финансового контроля организует контроль за исполнением плана контрольно-ревизионной работы.

3.9.С целью устранения параллелизма и дублирования планы контрольно-ревизионной работы уполномоченных органов подлежат обязательному согласованию с Министерством финансов Республики Бурятия.

4. Внеплановые контрольные мероприятия

4.1. Субъектом контроля при последующем финансовом контроле могут проводиться внеплановые контрольные мероприятия. Внеплановыми контрольными мероприятиями являются мероприятия, не включенные в план контрольной деятельности.

4.2. Основаниями для проведения внеплановых контрольных мероприятий являются:

1) поручения Главы Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, запросы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия;

2) информация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия, Прокуратуры Республики Бурятия и правоохранительных органов о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия;

3) мотивированные сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия;

  4) истечение срока исполнения предложения (представления) по  устранению нарушений бюджетного законодательства.

4.3. Решение о проведении внепланового контрольного мероприятия принимается руководителем субъекта контроля в течение месяца после возникновения оснований, указанных в пункте 4.2 настоящих Методических рекомендаций, и оформляется приказом либо удостоверением в соответствии с пунктом 5.3 настоящих Методических рекомендаций.

4.4. При невозможности проведения внепланового контрольного мероприятия на основании обращения указанных лиц в текущем году проведение контрольного мероприятия включается в план контрольной деятельности субъекта контроля на следующий год.

5. Порядок подготовки к контрольному мероприятию

5.1. Контрольные мероприятия проводятся непосредственно работниками финансового контроля.

5.2. При подготовке контрольного мероприятия последующего финансового контроля субъектом контроля учитывается деятельность объекта контроля, система бюджетного (бухгалтерского) учета, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия с точки зрения цели контрольного мероприятия, форма и сроки подготовки и представления результатов контрольного мероприятия.

С учетом указанных факторов субъектом контроля определяются сроки контрольного мероприятия, количественный и персональный состав работников финансового контроля, планируемых к участию в контрольном мероприятии.

5.3. При проведении последующего финансового контроля решение о назначении контрольного мероприятия оформляется приказом либо удостоверением субъекта контроля о проведении контрольного мероприятия (далее - удостоверение), в котором указывается наименование объекта контроля, проверяемый период, предмет и вид контрольного мероприятия, руководитель и персональный состав ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля), срок проведения контрольного мероприятия с указанием даты начала и даты окончания контрольного мероприятия.

Приказ или удостоверение являются правовым основанием для проведения контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле.

5.4. Срок проведения контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле не может превышать 45 рабочих дней.

5.5. Срок проведения контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле продлевается субъектом контроля на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы либо работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля), но не более чем на 30 рабочих дней.

5.6. Контрольное мероприятие может быть завершено раньше срока, установленного приказом, при досрочном рассмотрении членами ревизионной группы всего перечня вопросов, подлежащих изучению, либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля).

5.7. Проведению контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле предшествует подготовка.

Целью подготовки контрольного мероприятия является обеспечение его качества, результативности и своевременности.

5.8. Для проведения каждого отдельного контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле работниками финансового контроля составляется программа контрольного мероприятия, которая содержит перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия. Программа контрольного мероприятия утверждается до начала проведения контрольного мероприятия.

При проведении субъектами контроля совместного контрольного мероприятия составляется общая программа контрольного мероприятия, которая согласовывается руководителями субъектов контроля.

Составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий (проверок) и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке).

5.9. С целью составления программы контрольного мероприятия работниками финансового контроля:

1) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;

2) определяются методы проведения контрольного мероприятия;

3) определяется перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, с указанием сроков их завершения.

5.10. Программа контрольного мероприятия должна содержать следующие сведения:

1) вид контрольного мероприятия (ревизия, выездная или документальная проверка);

2) предмет контрольного мероприятия;

3) наименование объекта контроля;

4) проверяемый период;

5) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, способ и сроки проведения контрольных действий;

6) фамилия, имя, отчество и должности работников финансового контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия по конкретному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия;

7) срок проведения контрольного мероприятия.

6. Порядок проведения контрольного мероприятия

при осуществлении последующего контроля

6.1. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля проводится за последние 2 года. При необходимости ревизия может осуществляться за более ранний период.

6.2. При проведении выездной ревизии (проверки) руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) должен:

1) ознакомить руководителя объекта контроля (лицо, его замещающее) или лицо, им уполномоченное, с приказом или удостоверением о проведении контрольного мероприятия и программой контрольного мероприятия;

2) представить работников финансового контроля - членов ревизионной группы (при проведении контрольного мероприятия ревизионной группой);

3) решить организационно-технические вопросы проведения контрольного мероприятия.

При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне работники финансового контроля предъявляют объекту контроля документы, удостоверяющие их личность, и копии документов о допуске к указанным сведениям.

6.3. При проведении контрольного мероприятия работники финансового контроля должны иметь служебные удостоверения.

6.4. Руководитель объекта контроля обязан предоставить ревизионной группе либо работнику финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) рабочее место, обеспечивающее сохранность документов и оборудованное необходимыми организационно-техническими средствами.

6.5. Руководитель объекта контроля обязан предоставить все необходимые документы, запрашиваемые ревизионной группой, обеспечить присутствие главного бухгалтера объекта контроля, а также других ответственных должностных или материально ответственных лиц.

По требованию руководителя ревизионной группы руководитель объекта контроля обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Отсутствие соответствующих материально- ответственных лиц при проведении указанных контрольных действий не является основанием для отказа в проведении контрольных действий.

6.6. Контрольное мероприятие проводится путем осуществления:

- изучения учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля;

- проверки полноты, своевременности и правильности отражения, совершенных объектом контроля финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического и синтетического учета, эффективности и рациональности использования денежных средств и материальных ценностей;

- организации проведения проверки соответствия записей, документов и иных данных объекта контроля записям, документам и данным организаций любых форм собственности, получивших от объекта  контроля или передавших ему денежные средства, товарно-материальные ценности и документы (встречная проверка);

- проверки постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в объекте контроля;

- проверки полноты оприходования, сохранности и фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей;

- проверки достоверности объемов поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг путем организации процедур фактического исследования;

- проверки реализации мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих контрольных мероприятий, проведенных данным органом, осуществляющим финансовый контроль;

- иных действий в пределах установленных полномочий органов, осуществляющих финансовый контроль, не противоречащих нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Бурятия.

6.7. В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам объекта контроля и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров.

Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях, получивших от объекта контроля денежные средства, материальные ценности и документы, с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

6.8. Контрольные действия при проведении проверки проводятся сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проверке всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия.

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу, подлежащему изучению в ходе контрольного мероприятия. Объем выборочной проверки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.

6.9. Контрольное мероприятие приостанавливается в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля либо временной нетрудоспособности работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля).

6.10. Решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается субъектом контроля на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы либо работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля). В случае временной нетрудоспособности работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается субъектом контроля без данного представления.

Руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия субъектом контроля решения о приостановлении контрольного мероприятия письменно извещает руководителя объекта контроля о приостановлении контрольного мероприятия.

6.11. В случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте контроля в срок не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения субъекта контроля о приостановлении контрольного мероприятия руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) направляет объекту контроля письмо с предложением о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия;

6.12. После устранения причин приостановления контрольного мероприятия ревизионная группа либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) возобновляет проведение контрольного мероприятия не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета либо со дня восстановления трудоспособности работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля).

7. Порядок оформления результатов контрольного мероприятия

7.1. Результаты контрольного мероприятия последующего финансового контроля оформляются актом контрольного мероприятия, который составляется руководителем ревизионной группы либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) не позднее последнего дня проведения контрольного мероприятия.

В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки) (далее - справка проверки).

Справка проверки составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемой организации, ответственным за соответствующий участок работы проверяемой организации.

7.2. Акт контрольного мероприятия (справка проверки) составляются на русском языке, имеют сквозную нумерацию страниц. В акте контрольного мероприятия, справке проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте контрольного мероприятия (справке проверки) в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.

7.3. Акт контрольного мероприятия (справка проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

7.4. Вводная часть акта контрольного мероприятия (справки проверки) должна содержать следующие сведения:

1) предмет контрольного мероприятия;

2) дата и место составления акта контрольного мероприятия;

3) номер и дата приказа или удостоверения о проведении контрольного мероприятия;

4) указание на плановый или внеплановый характер мероприятия;

5) фамилии, инициалы имени и отчества и должности членов ревизионной группы либо работника финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля);

6) проверяемый период;

7) срок проведения контрольного мероприятия;

8) сведения об объекте контроля:

- полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

- наименование исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия, в ведении которого находится объект контроля (при наличии);

- сведения об учредителях (участниках) (при наличии);

- имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;

- перечень и реквизиты лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент контрольного мероприятия, но действовавшие в проверяемом периоде), открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Бурятия, а также счетов в кредитных организациях, включая депозитные;

- фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;

9) сведения о том, кем и когда проводились предыдущие контрольные мероприятия, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущего контрольного мероприятия.

7.5. Описательная часть акта контрольного мероприятия (справки проверки) должна содержать результаты проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу контрольного мероприятия.

В акте контрольного мероприятия (справке проверки) при описании каждого нарушения, выявленного при проведении контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения.

7.6. Заключительная часть акта контрольного мероприятия (справки проверки) должна содержать обобщенную информацию о результатах контрольного мероприятия, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. 

Результаты ревизии (проверки), встречной проверки, излагаемые в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки, справке проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Указанные документы или их копии и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки.

При составлении акта контрольного мероприятия (справки проверки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.

7.7. При проведении субъектами контроля совместного контрольного мероприятия оформляется общий акт контрольного мероприятия (общая справка проверки).

7.8. В акте контрольного мероприятия (справке проверки) не допускаются:

1) выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;

2) морально-этическая оценка действий должностных лиц объекта контроля.

7.9. Акт контрольного мероприятия (справка проверки) составляется в двух экземплярах.

7.10. Каждый экземпляр акта контрольного мероприятия (справки проверки) подписывается руководителем ревизионной группы либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля), руководителем и главным бухгалтером объекта контроля.

В случае если в ходе ревизии (проверки) участниками ревизионной группы не составлялись справки, они подписывают каждый экземпляр акта ревизии (проверки) вместе с руководителем ревизионной группы.

7.11. О получении одного экземпляра акта контрольного мероприятия (справки проверки) руководитель объекта контроля или лицо, им уполномоченное, делает запись в экземпляре акта контрольного мероприятия (справке проверки), который остается у субъекта финансового контроля. Такая запись должна содержать дату получения акта контрольного мероприятия (справки проверки), должность и подпись лица, которое получило акт контрольного мероприятия (справку проверки), и расшифровку этой подписи.

7.12. В случае отказа руководителя объекта контроля подписать или получить акт контрольного мероприятия (справку проверки) руководителем ревизионной группы либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) в конце акта контрольного мероприятия, справки проверки делается соответствующая запись. При этом акт контрольного мероприятия (справка проверки) направляется объекту контроля в течение 3 рабочих дней после  их составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Документ, подтверждающий факт направления акта контрольного мероприятия (справки проверки) объекту контроля, приобщается к материалам контрольного мероприятия.

7.13. Срок для ознакомления объекта контроля с актом контрольного мероприятия (справкой проверки) и их подписания не должен превышать 3 рабочих дней со дня вручения или получения акта контрольного мероприятия, справки проверки.

7.14. При наличии у руководителя объекта контроля возражений к акту контрольного мероприятия (справке проверки) он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом контрольного мероприятия (справкой проверки) представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения к акту контрольного мероприятия (справке проверки) приобщаются к материалам контрольного мероприятия.

7.15. Руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту контрольного мероприятия (справке проверки) рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается руководителем субъекта контроля. Один экземпляр заключения после его утверждения направляется объекту контроля, второй экземпляр заключения приобщается к материалам контрольного мероприятия.

Заключение субъекта контроля об обоснованности возражений направляется почтовым отправлением либо вручается руководителю объекта контроля или лицу, им уполномоченному, под расписку.

7.16. Акт контрольного мероприятия (справка проверки) со всеми приложениями представляется руководителем ревизионной группы либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) руководителю субъекта контроля не позднее 10 рабочих дней после даты окончания ревизии.

8. Порядок реализации материалов ревизий (проверок)

8.1. На основании материалов ревизии (проверки) руководитель субъекта контроля выносит обязательное для исполнения должностными лицами проверенной организации предложение (представление) по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Предложение направляется в течение 5 рабочих дней после даты окончания ревизии руководителю проверенной организации и в вышестоящую организацию.

8.2. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами субъекта контроля составляются протоколы об административных правонарушениях.

8.3. При выявлении нарушений, содержащих признаки преступления, субъект контроля передает информацию о таких нарушениях в правоохранительные органы в соответствии с действующим законодательством.

8.4. При выявлении субъектом контроля признаков нарушений в сфере законодательства, не относящихся к его компетенции, соответствующая информация направляется в уполномоченные органы с указанием необходимости последующего уведомления субъекта контроля о принятом решении.

9. Обобщение результатов контрольных мероприятий

9.1. Результаты контрольного мероприятия при последующем финансовом контроле обобщаются в виде справки о результатах контрольного мероприятия.

Справка составляется руководителем ревизионной группы либо работником финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) не позднее 5 рабочих дней после даты окончания ревизии.

9.2. В справке в обобщенном виде приводятся сведения об объекте контроля, об основных видах и суммах выявленных нарушений бюджетного законодательства в финансово-бюджетной сфере.

10. Порядок осуществления контроля за устранением нарушений,

выявленных при проведении последующего финансового контроля

10.1. Субъекты контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений, а также принимают в отношении объектов контроля иные меры, предусмотренные законодательством.

10.2. Ответственным лицом за осуществление контроля за своевременным и полным устранением объектом контроля нарушений является руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля).

10.3. При непредставлении объектом контроля в срок, установленный субъектом контроля, документов, подтверждающих полное устранение нарушений, руководитель ревизионной группы либо работник финансового контроля (при проведении контрольного мероприятия одним работником финансового контроля) в течение семи рабочих дней со дня истечения указанного срока направляет объекту контроля письменный запрос в целях выяснения причин непредставления указанных документов.

11. Отчетность о контрольной деятельности

11.1. Отчетность о контрольной деятельности по итогам последующего контроля составляется работниками финансового контроля на основе обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий в форме журнала учета результатов ревизий (проверок) и письменных отчетов.

11.2. Записи в журнал учета результатов ревизий (проверок) вносятся в срок не позднее 5 дней со дня окончания ревизии (проверки).

Отчет о контрольной деятельности по итогам последующего финансового контроля субъекта контроля, отражающий результаты контрольных мероприятий и принятых мер, направленных на устранение объектами контроля выявленных нарушений бюджетного законодательства, составляется ежеквартально нарастающим итогом с пояснительной справкой и представляется в Министерство финансов Республики Бурятия.

В пояснительной справке должны быть расшифрованы показатели отчета, содержащие описание наиболее крупных и значимых нарушений бюджетного законодательства, выявленных за отчетный период, и принятых мер по их устранению.

11.3. Отчеты о контрольной деятельности по итогам последующего контроля субъектов контроля, по итогам года составляются не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, и представляются в Министерство финансов Республики Бурятия для обобщения результатов контрольных мероприятий.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Бурятия № 87 от 30.07.2013 стр. 57 - 58, Официальный вестник № 79
Рубрики правового классификатора: 080.060.010 Общие положения, 080.060.070 Государственный финансовый контроль (см. также 010.110.030, 020.010.050), 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать