Основная информация
Дата опубликования: | 05 августа 2019г. |
Номер документа: | RU27000201900601 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Хабаровский край |
Принявший орган: | Министерство образования и науки Хабаровского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Приказы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 05.08.2019 № 31
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 06 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. № 23 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в целях повышения эффективности сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23 «Об организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следующие изменения:
1) в наименовании слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Краевому государственному казенному учреждению «Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению»:
1) разработать и утвердить формы типовых документов, необходимых для осуществления деятельности служб постинтернатного сопровождения, функционирующих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) обеспечить координацию, мониторинг, методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»
2. Внести изменения в положение о порядке организации постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23, изложив его в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
3. Внести изменения в примерное положение о службе постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23, изложив его в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
4. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей направить копию настоящего приказа:
1) в течение пяти календарных дней со дня принятия настоящего приказа направить его в комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края, министерство информационных технологий и связи края для опубликования;
2) в течение семи календарных дней после дня первого официального опубликования настоящего приказа направить его в электронном виде в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ru27@minjust.ru) с указанием сведений об источниках официального опубликования.
Министр
А.Г. Кузнецова
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу министерства образования и науки Хабаровского края
от 05.08.2019 № 31
_УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от 06 сентября 2013 г. № 23
ПОРЯДОК
организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации) деятельности по оказанию выпускникам организаций и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, находившимся под попечительством граждан, консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействию в получении образования и трудоустройстве, в защите прав и законных интересов, а также предоставления при необходимости возможности временного проживания.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1.2.1. Выпускники – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, завершившие пребывание в организациях, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие возраста 18 лет и временно выбывшие из организаций.
1.2.2. Постинтернатное сопровождение – оказание выпускникам и лицам, находившимся под попечительством, системной профессиональной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций, успешную социальную адаптацию в обществе.
1.2.3. Служба постинтернатного сопровождения – структурное подразделение организации, основным направлением деятельности которого является постинтернатное сопровождение.
1.2.4. Договор о постинтернатном сопровождении – соглашение двух лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по постинтернатному сопровождению (далее – договор).
1.2.5. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения – документ, включающий в себя комплекс мероприятий, разработанный в соответствии с выявленными проблемами и направленный на их решение, сроки исполнения и ожидаемый результат.
1.2.6. Куратор – специалист службы постинтернатного сопровождения, обеспечивающий организацию, координацию и контроль процесса постинтернатного сопровождения конкретного лица.
1.3. Постинтернатное сопровождение осуществляется на безвозмездной основе. Финансирование расходов, связанных с организацией постинтернатного сопровождения, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Цель, задачи и принципы постинтернатного сопровождения
2.1. Основной целью постинтернатного сопровождения является успешная социализация и социальная адаптация выпускников и лиц, находившихся под попечительством.
2.2. Основные задачи постинтернатного сопровождения:
2.2.1. Профилактика и/или преодоление жизненных трудностей выпускников и лиц, находившихся под попечительством, минимизация негативных последствий институционального воспитания или полное решение их проблем, связанных с дезадаптацией в обществе.
2.2.2. Преодоление негативных установок, существующих в обществе, в отношении выпускников.
2.3. Постинтернатное сопровождение основывается на принципах:
2.3.1. Системности – постинтернатное сопровождение предполагает комплексный подход, охватывающий основные сферы жизни лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, и представляет собой целостную, многоуровневую, развивающуюся систему.
2.3.2. Соответствия форм, содержания и интенсивности постинтернатного сопровождения изменяющимся потребностям и возможностям лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.3. Опережения, акцента на профилактику кризисных состояний и жизненных трудностей лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.4. Добровольности в принятии помощи, активного участия лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, в преодолении сложных жизненных обстоятельств.
2.3.5. Опоры на имеющиеся возможности лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, выявления и актуализации скрытых ресурсов его развития и создания на этой основе психологических условий для саморазвития.
2.3.6. Доверия, уважения к человеку, признания его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности.
2.3.7. Адресности, законности, конфиденциальности, доступности, превентивности, профессиональной компетентности.
2.3.8. Ответственности за соблюдение норм профессиональной этики.
3. Содержание деятельности по постинтернатному сопровождению:
3.1. С целью организации эффективной работы по постинтернатному сопровождению приказом руководителя в структуре организации создается служба постинтернатного сопровождения.
3.2. Для установления постинтернатного сопровождения выпускники и лица, находившиеся под попечительством, представляют в организацию по их выбору или месту своего фактического проживания заявление об установлении постинтернатного сопровождения (далее – заявление); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, подтверждающие статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии). Выпускники, не достигшие возраста 18 лет, представляют заявление с согласия законного представителя.
3.3. Организация рассматривает заявление, в случае отсутствия иных документов, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления, делает запрос о представлении документов в соответствующее территориальное структурное подразделение опеки и попечительства.
3.4. На основании заявления между организацией и выпускником или лицом, находившимся под попечительством, в течение 10 рабочих дней заключается договор. Срок договора устанавливается в зависимости от индивидуальных потребностей выпускника и выявленной проблематики, но не более чем на один год. В соответствии с потребностями заявителя и учетом социальных и личностных факторов, допускается заключение договора на новый срок. Без заключения договора возможно предоставление консультаций.
3.5. Договоры с временно выбывшими из организаций детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не достигшими возраста 18 лет, направляются на согласование в территориальные структурные подразделения опеки и попечительства по месту нахождения законного представителя ребенка.
3.6. Информация, полученная законным представителем, о выпускниках, обучающихся в организациях профессионального образования и нуждающихся в постинтернатном сопровождении, в течение трех рабочих дней со дня получения направляется им в организацию, осуществляющую постинтернатное сопровождение, расположенную вблизи с организацией профессионального образования, в которой обучается выпускник.
3.7. Постинтернатное сопровождение выпускника организует куратор, который определяется в каждом конкретном случае руководителем организации или службы.
3.8. В течение 14 рабочих дней со дня заключения договора куратором разрабатывается индивидуальный план постинтернатного сопровождения, исходя из потребностей и уровня социальной адаптации выпускника или лица, находившегося под попечительством. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения определяет перечень мероприятий по оказанию следующих видов помощи:
- социально-психологическая: социально-психологическое консультирование, психологическая диагностика (с согласия выпускника), содействие в получении психологических услуг;
- социально-педагогическая: социально-педагогическая коррекция, консультирование, формирование позитивных интересов, содействие в организации досуга;
- социально-трудовая: проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей, оказание помощи в трудоустройстве, организация помощи в получении образования, в том числе профобразования;
- социально-правовая: оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов, оказание помощи в получении юридических услуг, оказание помощи в защите прав и законных интересов;
- помощь в целях повышения коммуникативного потенциала: закрепление и развитие навыков поведения в быту и общественных местах, установление и поддержание социальных контактов.
3.9. Куратор осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения, в случае необходимости с целью корректировки вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
3.10. Организация взаимодействует с органами государственной власти; органами местного самоуправления; образовательными учреждениями, в том числе учреждениями профессионального образования; учреждениями здравоохранения; социальной защиты; центрами занятости населения; общественными объединениями; иными организациями и учреждениями; физическими лицами с целью эффективного постинтернатного сопровождения.
3.11. Иные формы и методы работы в рамках постинтернатного сопровождения:
- консультирование, в том числе выпускников и лиц, находившихся под попечительством, достигших возраста 23-х лет;
- предоставление временного проживания в организации в возрасте до 23-х лет;
- наставничество;
- объединения выпускников (клубы, группы психологической поддержки и т.д.);
- тренинги, тематические встречи, семинары, конференции и другие мероприятия.
4. Методическое обеспечение и контроль за осуществлением деятель-
ности по постинтернатному сопровождению
4.1. Краевое государственное казенное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" осуществляет координацию, мониторинг и методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
4.2. Управление опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края осуществляет контроль и оценку эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
И.о. заместителя министра – начальника
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
В.Ю. Шубин».
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к приказу министерства образования и науки Хабаровского края
от 05.08.2019 № 31
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от 23 сентября 2013 г. № 23
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о службе постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Служба постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Служба) является структурным подразделением (полное наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (далее – Организация).
1.2. Основным направлением деятельности службы является сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организации, а также находившихся под попечительством граждан (далее – Выпускники).
1.3. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, законодательством Российской Федерации: Семейным кодексом, Гражданским кодексом, Жилищным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. № 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Хабаровского края, учредительными документами Организации, а также настоящим положением.
1.4. Материально-техническое обеспечение Службы осуществляется за счет средств Организации.
2. Цель, задачи и направления деятельности Службы
2.1. Основной целью деятельности Службы является успешная социализация, социальная адаптация и самореализация выпускников в обществе.
2.2. Основные задачи и направления деятельности Службы:
2.2.1. Оказание эффективной консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи выпускникам в решении текущих задач их дальнейшего жизнеустройства.
2.2.2. Повышение правовой грамотности выпускников.
2.2.3. Защита прав и законных интересов выпускников.
2.2.4. Преодоление негативных установок, существующих в обществе, в отношении выпускников.
3. Функции Службы
3.1. Осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников, обратившихся за помощью и заключивших договор о постинтернатном сопровождении (далее – Договор). Разрабатывает и реализует индивидуальный план постинтернатного сопровождения выпускника. Осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения выпускника с целью определения наиболее эффективных форм и методов работы.
3.2. Проводит психологическую диагностику выпускника с его согласия.
3.3. Оказывает без заключения Договора педагогическую, психологическую, социальную и юридическую помощь выпускникам в форме индивидуальных или групповых консультаций, тренингов, семинаров, коррекционных занятий, объединений (клубов) выпускников.
3.4. Организует возможность временного проживания выпускников в Организации.
3.5. Осуществляет внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в форме выездов специалистов, встреч, телефонных переговоров, запросов и деловой переписки; взаимодействует со специалистами образовательных учреждений профессионального образования (психологами, социальными педагогами, преподавателями и т.д.), в которых обучаются Выпускники.
3.6. Разрабатывает и реализует проекты и программы, направленные на адаптацию и успешную социализацию Выпускников.
3.7. Разрабатывает буклеты, листовки, иные информационные материалы для Выпускников, обеспечивает информационную поддержку сайта Организации по вопросам компетентности Службы.
3.8. Осуществляет информационно-просветительскую работу среди некоммерческих организаций, средств массовой информации, коллективов предприятий и организаций, населения, направленную на преодоление негативных установок в отношении Выпускников.
3.9. Формирует и ведет информационную базу Выпускников Организации, вносит сведения о значимых изменениях в жизни Выпускников до достижения ими 23 лет.
3.10. Ведет следующую документацию в соответствии с рекомендованными формами документов:
3.10.1. Журнал регистрации обращений выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, находившихся под попечительством граждан.
3.10.2. Журнал регистрации договоров о постинтернатном сопровождении.
3.10.3. Личное дело лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении, которое включает следующие документы:
- заявление;
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
- копии документов, подтверждающих статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- протокол первичной встречи с лицом, выразившим желание заключить договор о постинтернатном сопровождении;
- договор о постинтернатном сопровождении;
- индивидуальный план постинтернатного сопровождения, дополнения к нему;
- бланк оценки уровня адаптивности и уровня сопровождения лица, находящегося на постинтернатном сопровождении;
- акт обследования условий жизни лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении;
- социальная карта;
- журнал постинтернатного сопровождения;
- иные документы, относящиеся к сопровождению лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении.
3.11. Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными граждан.
3.12. Организует работу по ведению, учету, хранению документации Службы.
3.13. Составляет статистическую и аналитическую отчетность в соответствии с формами, рекомендуемыми управлением опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края, краевым государственным казенным учреждением "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" (далее – Центр); предоставляет своевременно в отдел постинтернатного сопровождения Центра.
4. Структура Службы
4.1. В состав Службы входят: руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Для работы в Службе могут привлекаться: юрист, врач, и другие специалисты.
4.2. Численный состав специалистов Службы утверждается директором Организации в соответствии со штатным расписанием Организации.
4.3. Права и обязанности специалистов Службы определяются должностными инструкциями.
5. Организация деятельности Службы
5.1. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности приказом директора Организации.
5.2. Во время отсутствия руководителя Службы его обязанности выполняет работник, назначаемый в установленном порядке руководителем Организации.
5.4. Служба осуществляет свою деятельность согласно планам, утверждаемым директором Организации.
5.5. Служба создается, переименовывается, реорганизуется и ликвидируется на основании приказов директора Организации.
5.6. Права и обязанности сотрудников Службы определены должностными обязанностями и трудовым законодательством Российской Федерации.
И.о. заместителя министра – начальника
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
В.Ю. Шубин».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 05.08.2019 № 31
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 06 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. № 23 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в целях повышения эффективности сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23 «Об организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следующие изменения:
1) в наименовании слово «учреждений» заменить словом «организаций»;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Краевому государственному казенному учреждению «Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению»:
1) разработать и утвердить формы типовых документов, необходимых для осуществления деятельности служб постинтернатного сопровождения, функционирующих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) обеспечить координацию, мониторинг, методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»
2. Внести изменения в положение о порядке организации постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23, изложив его в новой редакции согласно приложению № 1 к настоящему приказу.
3. Внести изменения в примерное положение о службе постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 06 сентября 2013 г. № 23, изложив его в новой редакции согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
4. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей направить копию настоящего приказа:
1) в течение пяти календарных дней со дня принятия настоящего приказа направить его в комитет по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства края, министерство информационных технологий и связи края для опубликования;
2) в течение семи календарных дней после дня первого официального опубликования настоящего приказа направить его в электронном виде в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ru27@minjust.ru) с указанием сведений об источниках официального опубликования.
Министр
А.Г. Кузнецова
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу министерства образования и науки Хабаровского края
от 05.08.2019 № 31
_УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от 06 сентября 2013 г. № 23
ПОРЯДОК
организации и осуществления постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации) деятельности по оказанию выпускникам организаций и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, находившимся под попечительством граждан, консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействию в получении образования и трудоустройстве, в защите прав и законных интересов, а также предоставления при необходимости возможности временного проживания.
1.2. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
1.2.1. Выпускники – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, завершившие пребывание в организациях, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие возраста 18 лет и временно выбывшие из организаций.
1.2.2. Постинтернатное сопровождение – оказание выпускникам и лицам, находившимся под попечительством, системной профессиональной помощи, направленной на профилактику или преодоление трудных жизненных ситуаций, успешную социальную адаптацию в обществе.
1.2.3. Служба постинтернатного сопровождения – структурное подразделение организации, основным направлением деятельности которого является постинтернатное сопровождение.
1.2.4. Договор о постинтернатном сопровождении – соглашение двух лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по постинтернатному сопровождению (далее – договор).
1.2.5. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения – документ, включающий в себя комплекс мероприятий, разработанный в соответствии с выявленными проблемами и направленный на их решение, сроки исполнения и ожидаемый результат.
1.2.6. Куратор – специалист службы постинтернатного сопровождения, обеспечивающий организацию, координацию и контроль процесса постинтернатного сопровождения конкретного лица.
1.3. Постинтернатное сопровождение осуществляется на безвозмездной основе. Финансирование расходов, связанных с организацией постинтернатного сопровождения, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Цель, задачи и принципы постинтернатного сопровождения
2.1. Основной целью постинтернатного сопровождения является успешная социализация и социальная адаптация выпускников и лиц, находившихся под попечительством.
2.2. Основные задачи постинтернатного сопровождения:
2.2.1. Профилактика и/или преодоление жизненных трудностей выпускников и лиц, находившихся под попечительством, минимизация негативных последствий институционального воспитания или полное решение их проблем, связанных с дезадаптацией в обществе.
2.2.2. Преодоление негативных установок, существующих в обществе, в отношении выпускников.
2.3. Постинтернатное сопровождение основывается на принципах:
2.3.1. Системности – постинтернатное сопровождение предполагает комплексный подход, охватывающий основные сферы жизни лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, и представляет собой целостную, многоуровневую, развивающуюся систему.
2.3.2. Соответствия форм, содержания и интенсивности постинтернатного сопровождения изменяющимся потребностям и возможностям лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.3. Опережения, акцента на профилактику кризисных состояний и жизненных трудностей лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение.
2.3.4. Добровольности в принятии помощи, активного участия лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, в преодолении сложных жизненных обстоятельств.
2.3.5. Опоры на имеющиеся возможности лица, в отношении которого осуществляется постинтернатное сопровождение, выявления и актуализации скрытых ресурсов его развития и создания на этой основе психологических условий для саморазвития.
2.3.6. Доверия, уважения к человеку, признания его ценности независимо от реальных достижений и поведения личности.
2.3.7. Адресности, законности, конфиденциальности, доступности, превентивности, профессиональной компетентности.
2.3.8. Ответственности за соблюдение норм профессиональной этики.
3. Содержание деятельности по постинтернатному сопровождению:
3.1. С целью организации эффективной работы по постинтернатному сопровождению приказом руководителя в структуре организации создается служба постинтернатного сопровождения.
3.2. Для установления постинтернатного сопровождения выпускники и лица, находившиеся под попечительством, представляют в организацию по их выбору или месту своего фактического проживания заявление об установлении постинтернатного сопровождения (далее – заявление); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, подтверждающие статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии). Выпускники, не достигшие возраста 18 лет, представляют заявление с согласия законного представителя.
3.3. Организация рассматривает заявление, в случае отсутствия иных документов, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления, делает запрос о представлении документов в соответствующее территориальное структурное подразделение опеки и попечительства.
3.4. На основании заявления между организацией и выпускником или лицом, находившимся под попечительством, в течение 10 рабочих дней заключается договор. Срок договора устанавливается в зависимости от индивидуальных потребностей выпускника и выявленной проблематики, но не более чем на один год. В соответствии с потребностями заявителя и учетом социальных и личностных факторов, допускается заключение договора на новый срок. Без заключения договора возможно предоставление консультаций.
3.5. Договоры с временно выбывшими из организаций детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не достигшими возраста 18 лет, направляются на согласование в территориальные структурные подразделения опеки и попечительства по месту нахождения законного представителя ребенка.
3.6. Информация, полученная законным представителем, о выпускниках, обучающихся в организациях профессионального образования и нуждающихся в постинтернатном сопровождении, в течение трех рабочих дней со дня получения направляется им в организацию, осуществляющую постинтернатное сопровождение, расположенную вблизи с организацией профессионального образования, в которой обучается выпускник.
3.7. Постинтернатное сопровождение выпускника организует куратор, который определяется в каждом конкретном случае руководителем организации или службы.
3.8. В течение 14 рабочих дней со дня заключения договора куратором разрабатывается индивидуальный план постинтернатного сопровождения, исходя из потребностей и уровня социальной адаптации выпускника или лица, находившегося под попечительством. Индивидуальный план постинтернатного сопровождения определяет перечень мероприятий по оказанию следующих видов помощи:
- социально-психологическая: социально-психологическое консультирование, психологическая диагностика (с согласия выпускника), содействие в получении психологических услуг;
- социально-педагогическая: социально-педагогическая коррекция, консультирование, формирование позитивных интересов, содействие в организации досуга;
- социально-трудовая: проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей, оказание помощи в трудоустройстве, организация помощи в получении образования, в том числе профобразования;
- социально-правовая: оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов, оказание помощи в получении юридических услуг, оказание помощи в защите прав и законных интересов;
- помощь в целях повышения коммуникативного потенциала: закрепление и развитие навыков поведения в быту и общественных местах, установление и поддержание социальных контактов.
3.9. Куратор осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения, в случае необходимости с целью корректировки вносит в него соответствующие изменения и дополнения.
3.10. Организация взаимодействует с органами государственной власти; органами местного самоуправления; образовательными учреждениями, в том числе учреждениями профессионального образования; учреждениями здравоохранения; социальной защиты; центрами занятости населения; общественными объединениями; иными организациями и учреждениями; физическими лицами с целью эффективного постинтернатного сопровождения.
3.11. Иные формы и методы работы в рамках постинтернатного сопровождения:
- консультирование, в том числе выпускников и лиц, находившихся под попечительством, достигших возраста 23-х лет;
- предоставление временного проживания в организации в возрасте до 23-х лет;
- наставничество;
- объединения выпускников (клубы, группы психологической поддержки и т.д.);
- тренинги, тематические встречи, семинары, конференции и другие мероприятия.
4. Методическое обеспечение и контроль за осуществлением деятель-
ности по постинтернатному сопровождению
4.1. Краевое государственное казенное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" осуществляет координацию, мониторинг и методическое сопровождение деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
4.2. Управление опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края осуществляет контроль и оценку эффективности деятельности по постинтернатному сопровождению в Хабаровском крае.
И.о. заместителя министра – начальника
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
В.Ю. Шубин».
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к приказу министерства образования и науки Хабаровского края
от 05.08.2019 № 31
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
образования и науки
Хабаровского края
от 23 сентября 2013 г. № 23
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о службе постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Служба постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Служба) является структурным подразделением (полное наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (далее – Организация).
1.2. Основным направлением деятельности службы является сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание в организации, а также находившихся под попечительством граждан (далее – Выпускники).
1.3. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, законодательством Российской Федерации: Семейным кодексом, Гражданским кодексом, Жилищным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. № 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правительства Хабаровского края, учредительными документами Организации, а также настоящим положением.
1.4. Материально-техническое обеспечение Службы осуществляется за счет средств Организации.
2. Цель, задачи и направления деятельности Службы
2.1. Основной целью деятельности Службы является успешная социализация, социальная адаптация и самореализация выпускников в обществе.
2.2. Основные задачи и направления деятельности Службы:
2.2.1. Оказание эффективной консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи выпускникам в решении текущих задач их дальнейшего жизнеустройства.
2.2.2. Повышение правовой грамотности выпускников.
2.2.3. Защита прав и законных интересов выпускников.
2.2.4. Преодоление негативных установок, существующих в обществе, в отношении выпускников.
3. Функции Службы
3.1. Осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников, обратившихся за помощью и заключивших договор о постинтернатном сопровождении (далее – Договор). Разрабатывает и реализует индивидуальный план постинтернатного сопровождения выпускника. Осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий индивидуального плана постинтернатного сопровождения выпускника с целью определения наиболее эффективных форм и методов работы.
3.2. Проводит психологическую диагностику выпускника с его согласия.
3.3. Оказывает без заключения Договора педагогическую, психологическую, социальную и юридическую помощь выпускникам в форме индивидуальных или групповых консультаций, тренингов, семинаров, коррекционных занятий, объединений (клубов) выпускников.
3.4. Организует возможность временного проживания выпускников в Организации.
3.5. Осуществляет внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в форме выездов специалистов, встреч, телефонных переговоров, запросов и деловой переписки; взаимодействует со специалистами образовательных учреждений профессионального образования (психологами, социальными педагогами, преподавателями и т.д.), в которых обучаются Выпускники.
3.6. Разрабатывает и реализует проекты и программы, направленные на адаптацию и успешную социализацию Выпускников.
3.7. Разрабатывает буклеты, листовки, иные информационные материалы для Выпускников, обеспечивает информационную поддержку сайта Организации по вопросам компетентности Службы.
3.8. Осуществляет информационно-просветительскую работу среди некоммерческих организаций, средств массовой информации, коллективов предприятий и организаций, населения, направленную на преодоление негативных установок в отношении Выпускников.
3.9. Формирует и ведет информационную базу Выпускников Организации, вносит сведения о значимых изменениях в жизни Выпускников до достижения ими 23 лет.
3.10. Ведет следующую документацию в соответствии с рекомендованными формами документов:
3.10.1. Журнал регистрации обращений выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, находившихся под попечительством граждан.
3.10.2. Журнал регистрации договоров о постинтернатном сопровождении.
3.10.3. Личное дело лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении, которое включает следующие документы:
- заявление;
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
- копии документов, подтверждающих статус ребенка или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- протокол первичной встречи с лицом, выразившим желание заключить договор о постинтернатном сопровождении;
- договор о постинтернатном сопровождении;
- индивидуальный план постинтернатного сопровождения, дополнения к нему;
- бланк оценки уровня адаптивности и уровня сопровождения лица, находящегося на постинтернатном сопровождении;
- акт обследования условий жизни лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении;
- социальная карта;
- журнал постинтернатного сопровождения;
- иные документы, относящиеся к сопровождению лица, заключившего договор о постинтернатном сопровождении.
3.11. Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными граждан.
3.12. Организует работу по ведению, учету, хранению документации Службы.
3.13. Составляет статистическую и аналитическую отчетность в соответствии с формами, рекомендуемыми управлением опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края, краевым государственным казенным учреждением "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" (далее – Центр); предоставляет своевременно в отдел постинтернатного сопровождения Центра.
4. Структура Службы
4.1. В состав Службы входят: руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Для работы в Службе могут привлекаться: юрист, врач, и другие специалисты.
4.2. Численный состав специалистов Службы утверждается директором Организации в соответствии со штатным расписанием Организации.
4.3. Права и обязанности специалистов Службы определяются должностными инструкциями.
5. Организация деятельности Службы
5.1. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности приказом директора Организации.
5.2. Во время отсутствия руководителя Службы его обязанности выполняет работник, назначаемый в установленном порядке руководителем Организации.
5.4. Служба осуществляет свою деятельность согласно планам, утверждаемым директором Организации.
5.5. Служба создается, переименовывается, реорганизуется и ликвидируется на основании приказов директора Организации.
5.6. Права и обязанности сотрудников Службы определены должностными обязанностями и трудовым законодательством Российской Федерации.
И.о. заместителя министра – начальника
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
В.Ю. Шубин».
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 04.10.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.060 Документы об образовании |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: